Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль финансов в развитии реального сектора экономики. Меры финансового стимулирования развития предпринимательских структур




Роль финансов в реализации программ социально-экономического развития Республики Беларусь.

Тема 12. Роль финансов в социально-экономическом развитии государства

Управление государственным долгом

Для уменьшения государственного долга самым важным способом является уменьшение самой потребности в государственных займах: сокращение расходов на управление, оборону, поддержку отстающих отраслей и организаций.

Уже существующая сумма государственного долга управляется с помощью следующих методов:

- рефинансирование государственного долга;

- новация: соглашение между заёмщиком и кредитором по замене действующих обязательств на новые. При этом могут изменяться условия займа.

- конверсия: изменение доходности – меняется процент;

- консолидация: продление сроков займа;

- отсрочка погашения: не только отодвигаются сроки выплат, но и прекращается выплата доходов;

-аннулирование государственного долга: отказ от оплаты обязательств.

 

 

Цель: студенты знают основные формы интеграционных объединений государств и функции международных финансовых организаций, влияние международной торговли на экономику и финансы различных государств.

 

Вопросы для изучения:

1. Роль финансов в реализации программ социально-экономического развития Республики Беларусь.

2. Роль финансов в развитии реального сектора экономики. Меры финансового стимулирования развития предпринимательских структур.

3. Роль финансов в развитии международных экономических отношений.

 

 

Реализация программ социально-экономического развития предполагает законодательное установление и финансовое обеспечение исполнения социальных обязательств государства, которые можно определить как конституционно или законодательно зафиксированную совокупность социальных (общественных) благ, которые государство обязуется сделать доступными для своих граждан, гарантируя по определенному кругу этих благ бесплатность для всего населения или определенных групп. Эти блага предоставляются за счет общественных, чаще всего бюджетных ресурсов. Определенную ответственность за исполнение социальных обязательств государство возлагает на работодателей и на граждан.

Организация исполнения программ социально-экономического развития осуществляются как министерствами, ведомствами и организациями «социального блока», а также и общефункциональными министерствами (Минэкономики, Минфин и др.)

Непосредственное исполнение осуществляется конкретными организациями, учреждениями и службами, в которых людей воспитывают, обучают и трудоустраивают лечат выдают пенсии и пособия, предоставляют жилищные субсидии и бесплатное жилье и т.п. Следовательно, все, что делают в социальной сфере министерства, ведомства и службы, региональные администрации, региональные и муниципальные организации, учреждения и организации социальной сферы (школы, больницы, службы занятости, пенсионные и другие службы) – это работа по исполнению социальных обязательств государства, которые реализуются через программ социально-экономического развития. Методы финансирования социального сектора должны способствовать повышению экономической эффективности. Экономическую эффективность социальной политики следует рассматривать по крайней мере в трех аспектах.

Макроэкономическая эффективность означает, что общество тратит на развитие людских ресурсов достаточно средств, но не настолько много, чтобы вытеснить другие важнейшие направления экономической деятельности. Важно найти баланс между развитием людских ресурсов и другими направлениями капиталовложений.

Микроэкономическая эффективность связана с распределением всего объема имеющихся средств между различными программами: денежными пособиями, медицинским обслуживанием, образованием, подготовкой и переподготовкой кадров, услугами в сфере занятости и т.п.

Третий аспект эффективности – воздействие социальных программ на систему стимулов, т.е. система социальных выплат и льгот должна финансироваться таким образом, чтобы свести к минимуму негативное воздействие на трудовую активность.

Финансовое обеспечение социальных обязательств государства осуществляется финансами государства, предприятий (фирм) и населения (домашних хозяйств). Роли, финансовые обязательства и ответственность всех участников финансирования социальной политики значительно отличаются в зависимости от принятой модели хозяйствования, достигнутого уровня доходов населения, принятых стандартов потребления социальных благ и услуг в каждой стране.

Объем государственного финансирования социальных программ определяется задачами государства в социальной сфере. Задача социальной политики во всех странах с переходной экономикой должным образом уравновесить стимулирование экономического роста и обеспечение социальной защищенности. Чтобы обеспечить финансовую устойчивость системы социальной защиты, необходимо укрепить аппарат сбора налогов, осуществить наращивание институциональных и административных возможностей, и в то же время привлечь к работе негосударственные организаций.

 

 

Материальное производство представляет собой единство всех стадий воспроизводства: производство, распределение, обмена и потребления. Определяющей является стадия производства, на которой создается общественный продукт. Распределение, которое осуществляется с помощью финансов, зависит от производства, в тоже время влияет на него. Финансы обслуживают кругооборот производственных фондов сферы материального производства.

Экономика любого государства представляет сложный комплекс, состоящий из различных звеньев, отраслей, территориальных комплексов, производств и т.п. Эти различные части экономики развиваются неравномерно. Вместе с тем нормальное функционирование экономики возможно лишь при условии соблюдения определенной пропорциональности народнохозяйственного комплекса, его сбалансированности.

В условиях перехода к рынку с уменьшением вмешательства государства в регулирование экономики согласованное функционирование разных частей экономики достигается различными формами регулирования.

Одной из форм регулирования экономики является саморегулирование. Саморегулирование означает, что формирование производственного и финансового потенциала в разных структурах материального производства (производство и сбыт продукции, распределение денежных доходов и прибыли).

Переход на рыночные методы хозяйствования положительно сказывается на объеме, структуре и направлениях использования финансовых ресурсов. В условиях финансовой самостоятельности каждый объект хозяйствования может сформировать источники расширенного производства за счет собственных финансовых ресурсов.

В тоже время возможности саморегулирования рынка имеют ограничения. Рынок не решает таких проблем как: гарантии социально-экономических прав человека; охрану окружающей среды; обеспечения общего равновесия экономики; фундаментальных исследований в науке; обеспечения населения общественными товарами. В ряде случаев индивидуальная (рыночная) и социальная оценка результативности хозяйственной деятельности не совпадают. Рыночное саморегулирование не может обеспечить оптимальное воздействие на экономику и социальную сферу.

В условиях перехода к рынку, когда система рыночных отношений неразвита, ограниченность рыночного саморегулирования проявляется в большей степени, чем в странах с развитой рыночной экономикой.

Все это ведет к необходимости использования государственного регулирования экономики. Такое регулирование сопровождается финансовой поддержкой приоритетных направлений экономики, развитие производственной и социальной инфраструктуры. Вмешательство государства в экономику осуществляется с помощью механизма налогообложения, предоставление налоговых льгот, выделение бюджетных ассигнований.

Существуют различные рычаги регулирования экономики. На макро уровне такими рычагами являются госбюджет, система страхования, кредитная система и др. звенья финансовой системы государства.

На микро уровне главным инструментом регулирования воспроизводственных пропорций являются финансы предприятий. С их помощью происходит регулирование воспроизводства структуры производственного продукта, обеспечивается функционирование потребностей расширенного воспроизводства. Регулирование воспроизводственного процесса осуществляется также с помощью банковского кредита, процесса страхования, амортизационной политики, бюджета при использовании механизма налогообложения, предоставления налоговых льгот, выделения бюджетных субсидий на развитие производства, финансирования социальных потребностей.

Основными инструментами государственного регулирования являются использование административно-правовых средств, государственное предпринимательство, государственные финансы, кредитно-денежная политика государства.

В целом государственное регулирование экономики основано на использовании органами власти финансовых рычагов воздействия на процессы общественного развития. С помощью государственных инвестиций, налогов, бюджетной и амортизационной политики, деятельность различных государственных структур складывается механизм влияния на экономику.

В тоже время следует иметь в виду, что вмешательство государства в экономику имеет свои границы. Излишние вмешательство в экономику, предоставление необходимых льгот и дотаций может порождать иждивенчество у предприятий, вести к ослаблению экономических стимулов, снижению экономической эффективности всей хозяйственной деятельности.

Основой регулирования экономики в рыночных условиях является перераспределение финансовых ресурсов. Благодаря такому перераспределению создаются необходимые финансовые предпосылки для эффективного развития экономики.

Воспроизводственный процесс на предприятиях регулируется в основном его собственными финансами. На общегосударственном уровне стратегическое регулирование экономики (отраслевая и территориальная, структурная перестройка, формирование государственных резервов, стимулирование роста эффективности) обеспечивается бюджетно-финансовым, денежно-кредитным и налоговым регулированием.

В системе государственного регулирования экономикой важным рычагом реализации экономической политики государства внутри страны, финансовой базой осуществления функций экономической политики государства является государственный бюджет.

В условиях рынка все большее распространение получают платные социальные услуги. Часть социальных потребностей финансируется через предприятия (ведомственные детские сады, дома отдыха, и т. д.). В тоже время и в условиях рынка важную роль в социальной защите граждан, развитии непроизводственной сферы, играет государство. За счет бюджета финансируется начальное и среднее образование, бесплатная медицинская помощь, социальные программы. Через формирование доходов и направление расходов бюджета государство регулирует экономические и социальные процессы в обществе.

Государство осуществляет постоянный контроль за образованием доходов и их расходованием. В странах развитого рынка роль бюджета становится решающей в реализации финансовой политики государства, воздействии на воспроизводство, оптимизацию стоимостных пропорций, развитие социальной сферы. Усиливается социальная направленность бюджета и в Республике Беларусь, где происходит увеличение расходов на просвещение, здравоохранение, соц. обеспечение, на программы финансовой поддержки нетрудоспособных и малоимущих слоев населения.

В регулировании экономики принимают участие все звенья финансовой системы государства. Без перераспределения финансовых ресурсов в условиях перехода к рынку невозможно эффективное развитие экономики. Ряд отраслей и производств без финансовой поддержки государства не могут успешно работать. Это в частности касается агропромышленного комплекса.

Кроме агропромышленного комплекса есть ряд стратегических направлений (структурная перестройка, конверсия, новое строительство и др.) требующих огромных финансовых ресурсов, финансирование которых возможно только из централизованного фонда финансовых ресурсов или за счет привлечения средств иностранных инвесторов.

В современных условиях большой статьей расходов государственного бюджета остается обслуживание государственного долга. Хотя внешний долг республики и находится в пределах кредитной безопасности, вместе с тем он значителен.

Важнейшим направлением использования финансов в регулировании экономики в современных условиях остаются налоги. Ныне существующая система налогообложения в Республике Беларусь достаточно дифференцирована для выполнения регулирующей функции. Посредством действующих основных налогов в республике формируется более 65 % доходной части бюджета.

Одним из направлений финансового регулирования экономки является создание финансово-промышленных групп.

Финансово-промышленная группа – это объединение финансового, промышленного и торгового капиталов путем разветвленной системы участия.Она объединяет под контролем головной корпорации (материнской компании) юридически и финансово самостоятельные фирмы и предприятия, относящиеся к разным отраслям экономки: банки и кредитные учреждения, финансовые компании, промышленные, торговые и транспортные предприятия.

Участники финансово-промышленных групп самостоятельно действуют на внутреннем рынке и проводят международные торговые сделки. В них могут быть как национальные предприятия, так и иностранные фирмы и компании. В них могут входить и государственные и частные хозяйствующие субъекты. Основной целью объединения независимых фирм и компаний в финансовые и финансово-промышленные группы является привлечение дополнительного финансового капитала, необходимого для освоения новых технологий, повышения конкурентоспособности и выхода на мировые рынки.

В вышеназванные структуры в обязательном порядке входят банки и др. кредитные и финансовые организации. И банки, как правило, стоят во главе финансовой группы, выступают в роли ее главной (материнской) компании.

В мировой практике действуют группы, возглавляемые крупными промышленными корпорациями, которые называются промышленно-финансовыми группами, но это не меняет их сути.

Создание финансово-промышленных групп основано на системе участия, которая позволяет объединять под эгидой головной материнской компании большое число фирм. Суть ее состоит втом, что для контроля над капиталом группы достаточно владеть определенной долей его акций. В идеале – это 50 процентов, но на практике эта доля может составлять 15 – 20%. Материнское общество владеет контрольным пакетом акций дочернего общества, а дочернее – внучатого.

Таким образом, материнская компания обладая относительно небольшим капиталом контролирует значительный капитал нескольких компаний и банков, определяет для них стратегию и политику развития, осуществляет выбор долгосрочных целей и программ. Единое стратегическое руководство всеми входящими в группу компаниями является определяющим принципом любой финансово-промышленной группы.

Белорусские предприятия и банки в основном участвуют в создании таких групп с предприятиями России. Так, в состав финансово-промышленной группы «Формам» по созданию и производству оборудования для выпуска химических волокон вместе с рядом российских предприятий входят два белорусских предприятия: «Гродненское ПО Химволокно» и Светлогорское ПО «Химволокно». Созданы или создаются финансово-промышленные группы с участием белорусских и российских предприятий: «Большегрузные автомобили», «Интеграл», Кормоуборочная техника», «Точность», «Вымпел».

Преимущества в создании финансово-промышленных групп можно определить следующим образом:

1. Быстрая адаптация фирм к условиям зарубежных рынков, в способности дополнительного привлечения капиталов и финансовых средств, укрепление своих позиций на мировом рынке. Это положительно сказывается на экономике республики (увеличение экспортно-импортных операций, укрепление платежного баланса, привлечение иностранной валюты).

2. Получение дополнительного эффекта основанного на экономии издержек, особенно в отраслях, где оптимальные размеры производства и минимально необходимый капитал очень велики (самолетостроение и автомобилестроение, производство химических волокон, алюминия, транспортной и строительно-дорожной техники и др.).

3. Образование многонациональных корпораций, в которые входят ограниченное число фирм, сосредотачивают у себя основную часть производства данного вида продукции. Это способствует получению ими максимального финансового результата.

4. Создание крупных многонациональных корпораций также способствует внедрению наукоемких технологий, требующих больших затрат.

В условиях рыночной экономики финансы активно используются для решения такой проблемы, как: взаимные неплатежи предприятий и организаций. Ситуация с неплатежами может возникать в том случае, когда деньги за отгруженную предприятием продукцию еще не поступили, а предприятию нужны денежные средства доля оплаты сырья и материалов для следующего производственного цикла. Чем дольше этот временной лаг, тем больше потенциальная возможность срыва платежных обязательств предприятия. Причиной такого положения является функционирование в республике нерентабельных и убыточных предприятий. Они становятся началом цепочки неплатежей из-за отсутствия средств для расчетов с поставщиками.

Другими причинами этого положения являются: несбалансированность доходов и расходов государства, задерживающая платежи по государственным закупкам и заказам; необоснованный рост затрат предприятий; относительно низкий уровень, заработной платы работников ограничивает их покупательную способность; диспропорции между возможностями конечного потребления и чрезмерными материальными затратами по всей цепочке отраслей порождает инфляцию и приводят к неплатежам; значительное отклонение в ценах различных товаропроизводителей (монополизм «Белтелеком»), неплатежи на уровне стран СНГ. Задолженность предприятий ближнего зарубежья также нередко, являются началом цепочки неплатежей белорусских предприятий.

В нормальных условиях предприятие, оказавшееся в таком положении, решает эту проблему при помощи кредитов под оборотные средства или за счет прибыли. В нынешних условиях большинство предприятий не может этим воспользоваться. Убыточные предприятия не имеют прибыли и не в состоянии расплатиться за кредит.

В решении вышеуказанных проблем неплатежей можно использовать ряд мер административного и финансового характера: активное использование вексельного обращения; практическая реализация механизма банкротства предприятий; урегулирование взаимоотношений между странами СНГ на правительственном уровне; реализация программы ресурсосбережения и энергосбережения; минимизация времени прохождения платежей.

Понятие «несостоятельность» (банкротство) указывает на неспособность удовлетворения требований кредиторов по оплате товаров (работ, услуг). Отсутствие на расчетном счете денежных средств, необходимых для уплаты налогов, обязательных страховых взносов и иных аналогичных сумм, также является признаком несостоятельности предприятия.

Важнейшими элементами системы государственного регулирования отношений несостоятельности является оказание финансовой поддержки предприятиям по восстановлению их платежеспособности, финансирование социальной инфраструктуры и ликвидационных мероприятий. Государственное финансирование может быть на возвратной или безвозвратной основе в зависимости от приоритетов.

Государственное безвозвратное финансирование может быть направлено на: содержание социально-культурной и коммунально-бытовой сферы; возмещение убытков предприятий, поставленных действующим законодательством в такие условия хозяйствования, когда не возмещаются затраты на производство продукции; финансирование издержек по восстановлению платежеспособности предприятий, принимаемых на полное бюджетное финансирование; финансирование ликвидационных процедур, если не хватает средств от продажи имущества должника.

В остальных случаях государственная финансовая поддержка должна оказываться на возвратной основе.

Большую роль в регулировании экономики, в мобилизации и распределении финансовых ресурсов играет финансовый рынок.

Финансовый рынок – совокупность экономических отношений, связанных с распределением финансовых ресурсов, куплей-продажей временно свободных денежных средств и ценных бумаг. Объектами отношений на финансовом рынке выступают денежно-кредитные ресурсы и ценные бумаги. Субъектами отношений являются государство, предприятия различных форм собственности, отдельные граждане.

Финансовый рынок является элементом рыночной инфраструктуры. Главной функцией финансового рынка является обеспечение движения денежных средств от одних собственников (кредиторов) к другим (заемщикам). Финансовый рынок выступает в виде механизма перераспределения финансовых ресурсов предприятий и сбережений населения между субъектами хозяйствования и отраслями экономики, «связывания» части денежных средств, не обеспеченных потребительскими товарами, а также как средство покрытия дефицита госбюджета без денежной эмиссии.

Основными элементами финансового рынка являются кредитный рынок, рынок ценных бумаг, денежный рынок. Названные элементы финансового рынка находятся в тесном взаимодействии. Например, увеличение объема свободных денежных средств у населения и предприятий ведет к расширению рынков кредита и ценных бумаг. И наоборот, выпуск ценных бумаг снижает потребность в финансировании народного хозяйства за счет кредитов и аккумулирует временно свободные средства инвесторов. Взаимосвязь кредитного рынка ценных бумаг проявляется и в их секьютеризации. С одной стороны, кредиты принимают характеристики ценных бумаг, так как приносят доход и обращаются (т.е. покупаются и продаются), в результате чего увеличивается их мобильность и уменьшается кредитный риск (риск не возврата ссуды). С другой стороны, ценные бумаги (акции, векселя, чеки и др.) выступают как документы, подтверждающие долговые и долевые обязательства на кредитном рынке.

Через кредитный рынок обеспечивается перераспределение денежных средств путем предоставления владельцами их в ссуду на условиях возвратности, платности и срочности.

Кредитор получает вознаграждение в виде процента за капитал. Заемщик стремится получить доход, достаточный для возврата суммы кредита, уплаты процента за предоставленный кредит и получить прибыль для себя.

Наряду с кредитом, важным элементом финансового рынка является рынок ценных бумаг (фондовый рынок).

Рынок ценных бумаг – отношение финансового рынка, связанные с выпуском и обращением ценных бумаг. Рынок ценных бумаг охватывает кредитные отношения и отношения совпадения, выражающиеся в выпуске особых документов – ценных бумаг.

Ценные бумаги – денежные документы, имущественные права или отношения владельцы ценной бумаги по отношению к эмитенту. Ценные бумаги могут выпускаться в виде отпечатанных на бумаге бланков или в форме записей на счетах.

Основными ценными бумагами являются акции и облигации.

Покупатели акций становятся совладельцами акционерного общества и имеют право получать доход на акции, а в отдельных случаях принимать участие в управлении акционерным обществом. Владельцы облигаций становятся кредиторами государства или предприятий, выпустивших облигации.

Кроме основных ценных бумаг существуют вторичные, или производственные бумаги, представляющие собой долговые обязательства или контракты, закрепляющие права на получение товарных или денежных ценностей, а также покупку-продажу ценных бумаг в будущем. К этой группе ценных бумаг относятся опционы, фьючерсы, варранты, ордера, свопы и т. д.

Производственные ценные бумаги имеют самостоятельное обращение на рынке ценных бумаг и являются инструментами страхования (хеджирование) курсовой стоимости активов, лежащих в основе контрактов.

По характеру движения ценных бумаг фондовый рынок делится на первичный и вторичный. На первичном продаются и покупаются ценные бумаги новых выпусков, а на вторичном обращаются (перепродаются) ранее выпущенные ценные бумаги. Именно на вторичном рынке, где обращаются ранее размещенные ценные бумаги, осуществляется перечень капитала из одних отраслей или акционерных обществ в другие.

По форме организации фондовый рынок подразделяется на организованный (биржевой) и перераспределенный (внебиржевой). Фондовая биржа – организация с правом юридические лица, где осуществляется торговля ценными бумагами, определение их курса (рыночной цены) и его публикации для ознакомления всех заинтересованных лиц, регулирование деятельности участников рынка ценных бумаг. На биржах проводятся котировки ценных бумаг – регулярные оценки специалистами курса покупателей и продавцов ко всем видам ценных бумаг, которые проходят через биржу. Котировки показывают, по какой цене на данной бирже в данный момент можно купить или продать конкретные ценные бумаги.

Основные участники на рынке ценных бумаг:

1) эмитенты – юридические лица производящие выпуск ценных бумаг;

2) инвесторы – банки, инвестиционные фонды, страховые компании и т. п.;

3) посредники – брокеры, дилеры, фондовые биржи.

Развитие рынка ценных бумаг является условием и показателем развития рыночных преобразований в стране.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 2025; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.