Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебный план, программы, учебники




 

Государственные стандарты образования положены в основу документов, определяющих содержание образования. Главными документами этого уровня являются учебный план и учебные про­граммы.

Учебный план — это документ, в котором определены состав учебных предметов, изучаемых в данном типе образовательных уч­реждений, их распределение по годам обучения, недельное и годо­вое количество времени, отводимого на каждый учебный предмет.

Основные виды учебных планов: базисный учебный план, ти­повые федеральные учебные планы, региональные учебные пла­ны и учебный план школы. Эти планы отражают федеральный (т. е. общий для всей Федерации), национально-региональный и школьный (конкретный для данного образовательного учреждения) компоненты образования. Кроме того, все содержание образования подразделяется на инвариантную, базовую, обязательную для всех, часть, которая обеспечивает приобщение учащихся к общекуль­турным и национально значимым ценностям, обязательные заня­тия по выбору (часто они связаны с выбором профиля обучения в старшем звене), и вариативную часть, включающую свободно из­бираемые факультативные, индивидуальные и групповые занятия.

Базисный учебный план является частью государственного обра­зовательного стандарта и служит основой для разработки рекомен­дованных Минобразованием России примерных учебных планов для разных типов школ (дневных, вечерних, с русским родным язы­ком обучения, с родным (нерусским) языком обучения и др.), базисных региональных учебных планов школы (см. таблицу 1). В ба­зисном плане выделены фундаментальная и технологическая (до-профессиональная) подготовка. Предметы сгруппированы по об­разовательным областям: филология, математика, обществознание, естествознание, искусство, физическая культура, технология. Это облегчает разработку интегрированных курсов внутри выделенных областей (например, обобщенного курса естествознания).

Базисный учебный план обеспечивает определенный баланс меж­ду естественно-научным и гуманитарным знанием с некоторым при­оритетом гуманитарного цикла в начальной и основной школе и небольшим перевесом обязательных занятий по естественно-науч­ным дисциплинам в звене полного среднего образования. Следует заметить, что приоритет гуманитарного образования на первых двух этапах оправдан тем, что именно гуманитарная культура и гумани­тарное образование составляют основу развития личности на этих этапах, а приоритет естественно-научного содержания в 10 — 11-х классах объясняется необходимостью и возможностью осуществить традиционно присущую отечественному образованию глубокую под­готовку по циклу естественных и математических дисциплин.

Таблица 1 Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации

Утвержден

Министерством общего и профессионального

образования Российской Федерации

9 февраля 1998 г.

 

Образователь­ные области Образовательные компоненты Количество часов в неделю
        I II III I II III IV V VI VII VIII IX X XI
                               
Филология Русский язык как государственный Языки и литература 3 6 3 5 3 5 3 6 3 6 3 5 3 5 3 8   3 7 3 5      
Математика Математика Информатика                            
Обществознание История Обществознание География                            
Естествознание Окружающий мир                          
Искусство Биология Физика Химия                            
                               
Физическая культура Музыкальное и                            
    изобразительное                            
    искусство                            
Технология Физическая культура                            
  ОБЖ                            
  Технология                            
  Трудовое обучение                            
  Черчение                            
Обязательные занятия по выбору,                            
факультативные, индивидуальные и групповые занятия (6-дневная учебная                            
неделя)                            
Максимальный объем учебной нагрузки учащегося при 6-дневной учебной неделе                            
Обязательные занятия по выбору,                            
факул ьтативные, индивидуальные и групповые занятия (5-дневная учебная                          
неделя)                            
Максимальный объем учебной нагрузки учащегося при 5-дневной учебной неделе                            

 

Нужно сказать, что реальное соотношение основных блоков изучаемых дисциплин для конкретного учащегося может быть скорректировано за счет вариативной части плана. Этот план предпо­лагает большую по сравнению со всеми ранее действовавшими учебными планами свободу выбора занятий учащимися и свободу для инициативной разработки новых курсов со стороны школы.

К недостаткам базисного и многих разработанных на его осно­ве планов можно отнести сравнительно «скромную» представленность в обязательной части образовательных сфер «Искусство» и «Физическая культура», а также отсутствие целостной образова­тельной области «Человек». Недостатки эти могут быть компенси­рованы за счет вариативной части.

Гораздо более сложной представляется проблема, обозначен­ная в начале главы, а именно проблема синтеза, интеграции обра­зовательных областей, в первую очередь гуманитарного и естест­венно-научного знания, выход учащихся, оканчивающих сред­нюю школу, а в еще большей степени студентов высших учебных заведений на интегрированную картину мира и глобальное мыш­ление, охватывающее в единстве природу, человека, технику, духовный мир — мир чувств, идей, идеалов, способы сохранения и разумного преобразования человеческих отношений и самого человека.

Об этом очень убедительно пишет академик Н. Н. Моисеев: «В нынешних условиях широта образования должна достигаться в первую очередь за счет объединения гуманитарного и естествен­но-научного знания. Пришло время, когда человечество должно ликвидировать пропасть между двумя «цивилизациями» — гума­нитарной и естественно-научной инженерной...» Он считает, что «надо учить не наукам, не предметам, а системе знаний, отдель­ные предметы должны стать ее фрагментами, закрепленными на некотором общем каркасе. Для нас в те годы таким каркасом была физика. Но не физика отдельных фактов, а модели физики... Те­перь таким фактом должна стать экология»1.

Над разрешением этой проблемы работают и практики (инте­грированные курсы, интегрированные уроки, комплексные экс­курсии), и ученые (В.А.Игнатова, И. Т. Суравегина, Л.В.Тара­сов, А. В. Хуторский и др.), но проблема эта очень сложна и ре­шить ее быстро невозможно.

Конкретное содержание образования по образовательным об­ластям и отдельным предметам определяется учебными програм­мами и учебниками.

Содержание учебных предметов конкретизируется в учебных про­граммах, которые представляют собой документ, устанавливающий

1 Моисеев Н.Н. Время определять национальные цели // Соч.: В 3 т. — М., 1997.-Т. 3.-С. 202-203.

состав, структуру, последовательность предъявленного к изучению материала по каждому предмету с распределением его по годам обучения, по разделам и темам. По каждой теме обозначаются объем знаний (понятия, факты, основные законы, теоремы, рекоменда­ции), способы деятельности (виды упражнений, типы задач, уме­ния и навыки). В программах указываются предполагаемые резуль­таты обучения, определяются межпредметные связи, опорные зна­ния, необходимые для успешного изучения темы или раздела. Не­редко задается и примерная методическая модель изучения мате­риала (опорные понятия, логика и общие методы работы).

Типовые учебные программы, которые утверждаются Министер­ством образования Российской Федерации, раскрывают ведущие положения науки, практики, искусства, техники и носят реко­мендательный характер.

Школьные рабочие программы отражают национально-регио­нальный и школьный компоненты, а также образовательный по­тенциал школы, творческие возможности учителей. Мастера пе­дагогического труда создают оригинальные авторские програм­мы, главным образом по курсам, вводимым именно в данном образовательном учреждении. Такие программы проходят рецен­зирование и утверждаются либо экспертными комиссиями отде­лов (управлений) образования, либо советом школы.

Любая программа должна содержать: объяснительную запис­ку, в которой определяются цели и основные направления рабо­ты по курсу, выделяются ведущие идеи, ключевые подходы, наи­более общие методы изучения; тематический план с примерным распределением часов по темам; раздел, раскрывающий содержа­ние каждой темы с выделением подлежащих изучению фактов, доказательств, законов, теорем, теорий, следствий, прикладных объектов, а также обязательных для овладения умений и навыков; методические указания о способах изучения разделов курса (ме­тоды, основные демонстрации, лабораторные работы и т. д.); биб­лиографию с указанием основной и дополнительной литературы.

Исторически сложилось две системы построения учебных про­грамм: линейная и концентрическая. Линейное построение означа­ет последовательное поэтапное изучение материала без возвраще­ния к изучаемой теме. Оно логично, экономно, однако не позво­ляет в должной мере обеспечить глубину и осознанность прора­ботки изучаемого в силу возрастных ограничений, особенно в младших классах. Концентрическое построение предполагает, что ведущие закономерности, понятия, факты могут изучаться не­сколько раз, что к ним возвращаются после их элементарного изучения на более высоком уровне по мере взросления учащихся, их развития, обогащения опытом. Концентризм отнимает больше времени, но зато позволяет добиться более глубокого овладения знаниями и более существенного продвижения в развитии.

Негативные стороны линейного и концентрического построе­ния программ удается нейтрализовать, а сильные стороны сохра­нить при использовании так называемого спиралевидного распо­ложения материала. Особенность такого подхода в том, что изуча­емая исходная проблема разрешается постепенно — на основе рас­ширения и углубления круга знаний, познавательного опыта. Про­цесс идет непрерывно, а не путем эпизодических, часто с пере­рывом в несколько лет, возвращений к тем или иным проблемам (Ч. Купсиевич).

К сожалению, пока в программах не удается в должной мере отразить основной результат обучения — уровень развития, сте­пень самостоятельности обучаемых, подготовку их к творческой деятельности. Основная трудность заключается в том, что эти по­казатели очень вариативны, индивидуальны и их унификация или лимитирование очень опасны для живой практики.

И наконец, об учебнике. Учебник и учебные пособия наполняют обучение конкретным материалом, дают ориентиры построения курса педагогу и материал для самостоятельной работы учащимся. В идеале программа и учебник должны в своих исходных основа­ниях и по логике изложения соответствовать друг другу. Этого было проще добиться, когда существовала одна официально утвержден­ная программа по предмету и один стабильный и тоже официально одобренный учебник. Теперь ситуация сложнее. Учебников и посо­бий по каждому курсу несколько, они вариативны, что дает школе и педагогу свободу выбора, но требует от педагогов и методических служб большой работы по согласованию учебников и программ.

Учебник должен содержать систематическое изложение мате­риала, быть достаточно обобщенным, научно безупречным и в то же время доступным, популярным, интересным. Он должен спо­собствовать овладению методами познания, стимулировать раз­витие интереса и мыслительных способностей. Для этого полезно проблемное построение материала, а также достаточное количе­ство фактического материала и иллюстраций. Очень продуманным должен быть методический аппарат учебника: вопросы, задания, словари, таблицы, шрифтовые выделения, рисунки, списки ли­тературы и др. Дополнениями к учебнику, позволяющими расши­рять кругозор, овладевать методами самостоятельной работы, слу­жат хрестоматии, сборники задач и упражнений, атласы, книги для внеклассного чтения, энциклопедии, фонохрестоматии, элек­тронные обучающие программы и другие источники.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 5005; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.