Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неигровые методы




Имитационная (моделирующая) технология обучения

 

Имитационную технологию обучения (ИмТО) чаще всего на­зывают технологией «активного обучения». Но это название не отражает ее специфики, так как одно из требований к любому методу — требование активности. Специфика же имитационной технологии состоит в моделировании в учебном процессе различного рода отношений и условий реальной жизни.

Организация в процессе обучения жизнедеятельности учащих­ся, адекватной реальной общественной жизни, превращает шко­лу из школы учебы, оторванной от реальности, в школу «жизни», которая обеспечивает ученикам естественную ненасильственную социализацию, делает их не пассивными объектами учебного про­цесса, а субъектами своей деятельности и всей своей жизни. Ори­ентация учащихся в процессе такого «жизненного» обучения в реалиях общественной, научной, культурной, других областей жиз­ни позволяет им видеть перспективы своего жизненного пути и соответственно планировать и осознанно осуществлять развитие своих способностей.

Обозначим номенклатуру методов имитационной технологии.

Анализ конкретной ситуации. Задается реальная ситуация, кото­рая имела те или иные последствия (положительные или отрица­тельные). Учащиеся должны вычленить проблему, сформулиро­вать ее, определить, каковы были условия, какие выбирались сред­ства решения проблемы, были ли они адекватны и почему и т. д. В данном случае анализируется уже свершившееся действие.

Решение ситуаций. Моделируется нерешенная ситуация. Учащие­ся должны не только сформулировать проблему, но, разделив­шись на группы, разработать варианты ее решения. Затем органи­зуется «защита» решений, коллективное обсуждение.

Надо отметить, что в большинстве случаев педагоги рассмат­ривают такую имитационную технологию обучения только как средство, которое вызывает у учащихся интерес к процессу обу­чения своей занимательностью, необычностью, оставляя без долж­ного внимания ее сущностное, специфическое значение для це­лостного развития личности по сравнению с традиционными ме­тодами обучения. Это приводит к тому, что применение методик ИмТО часто бывает спонтанным, случайным, даже конъюнктур­ным. Такая позиция не позволяет эффективно использовать дан­ную технологию для решения развивающих задач обучения, кото­рые не могут быть выполнены с помощью традиционных методов обучения.

Назовем те недостатки традиционного обучения, компенсация которых возможна с помощью ИмТО.

Для традиционного обучения характерен чаще всего пассив­ный характер усвоения знаний большинством учащихся, так как педагог выступает как передатчик информации. Это приводит к формальному усвоению знаний и не дает развивающего результа­та. Кроме того, при усвоении школьниками готовых истин и пред­писаний формируется тип личности, привыкающей подчинять­ся, а не тип личности свободного человека, осознающего ответ­ственность за свой выбор, свои действия.

Отметим далее такую особенность традиционного обучения, как его преимущественно вербальный характер. В силу этого оно эф­фективно только для той части учащихся, у которых хорошие спо­собности к абстрактному мышлению. Однако многие дети с выра­женными задатками наглядно-образного или наглядно-действен­ного мышления испытывают большие затруднения в учебе. К тому же при вербальном характере обучения могут недостаточно разви­ваться эмоциональная сфера детей, их чувства (конечно, высоко­квалифицированный педагог находит средства развития чувств школьников, но сущностная особенность традиционных методов не гарантирует это). То, что не проходит через чувства, не перехо­дит в убеждения, не проявляется в поведении, действиях.

Специфической особенностью традиционного обучения явля­ется его массовый характер. Педагог работает со всеми (с массой) и с каждым, но при этом не используется коллектив (гуманное сообщество) как средство развития личности. Парадокс в том, что истинное и целостное развитие индивидуальности возможно только через человеческую общность. Чем гуманнее и организо­ваннее общность, тем более полные условия будут созданы для развития каждой личности.

Технология ИмТО помогает избежать указанных недостатков традиционного обучения. Это обеспечивается благодаря следую­щим особенностям технологии ИмТО:

деятельностный характер обучения (вместо вербального), орга­низация коллективной мыследеятельности. В такой деятельности формируются способы общения, мышления, понимания, реф­лексии, действия. За счет рефлексии они обобщаются, закрепля­ются в схемах и знаковых формах, переходя из внешнего плана во внутренний план действия учащихся;

использование группы (коллектив — высшая форма развития группы) как средства развития индивидуальности. Это требует знания законов коллективной деятельности, механизмов группообразования, принципов выделения лидеров, траекторий жизне­деятельности референтных групп, научных основ гармонизации групповых и индивидуальных интересов и т. д.

Сегодня достаточно прочно утвердилась позиция, что цель обу­чения — это усвоение подрастающим поколением человеческой культуры и ее дальнейшее развитие. Сущностью технологии ИмТО

ПО

является построение обучающей деятельности, адекватной струк­туре культуры через формирование у обучаемых ценностных ори­ентации, отношений, культуры общения, культуры мышления, методов деятельности (планирование, прогноз, анализ, рефлек­сия). При этом необходима организация жизнедеятельности групп (коллективов), в процессе которой происходит «впитывание» куль­туры, развитие личности и сообщества.

Известно, что в 20-е годы в советской школе предпринималась попытка использовать методы ИмТО, но затем от них отказались. Среди причин отказа можно назвать неразработанность вопросов коллективообразования, динамики развития групп, отношений между личностью и группой, вследствие чего многие учащиеся оставались пассивными и коллективная мыследеятельность была слабо развита. Плохо был проработан механизм обобщения, пере­вода обсуждаемого в индивидуальное достояние каждого члена группы. Сыграл свою роль и переход в советском обществе от оп­ределенных демократических тенденций 20-х годов к авторитар­ным в 30-х годах.

Возвращение в нашу школу имитационных методов обучения в конце XX столетия также объясняется рядом обстоятельств. В пер­вую очередь, это стремление к демократизации обучения (в соот­ветствии с процессами, происходящими в обществе). Надо отме­тить и атмосферу поиска новых подходов, новаций в современ­ном образовании. Успешность применения методов ИмТО в учеб­ном процессе сегодня может быть обеспечена тем, что в психоло­го-педагогической науке разработаны вопросы деятельности групп, механизмов рефлексии и т. д.

Организация эффективного обучения учащихся по технологии ИмТО (имея в виду целостное развитие личности) предполагает соблюдение ряда принципов.

Принцип проблемности. Технология ИмТО, в отличие от обуче­ния готовым решениям, основана на групповом (коллективном) решении системы учебных проблем. Именно в процессе их обсуж­дения, т. е. ситуации коллективной жизнедеятельности, педагог и учащиеся органически, функционально (т. е. с необходимостью и гарантированностью) включаются в учебную деятельность, и обу­чение становится личностно значимым и развивающим.

Организация коллективной мыследеятельности через разреше­ние проблемных ситуаций не только индуцирует вербальную дея­тельность, но и включает всю психику человека. Поэтому усвое­ние новых знаний, умений становится для школьников смыслообразующим моментом личностного развития.

Принцип личностного взаимодействия. В традиционном обучении учебная работа чаще всего осуществляется «рядом», без личност­ного взаимодействия педагога и ученика, ученика — ученика. Орга­низация взаимодействия педагога и учащихся в обучении по тех-

нологии ИмТО требует вовлеченности участников учебного про­цесса в совместное «проживание» учебно-познавательных и эмо­ционально-нравственных ситуаций на основе собственных пози­ций каждого субъекта обучения. Такое обучение предполагает, что в нем как бы два центра: учитель и ученик.

Эффективность обучения радикально зависит от того, насколько удаются педагогу процессы психотехнического и диалогового вза­имодействия с личностью ребенка. При этом формируются смыслообразующие мотивы познавательной деятельности (потребность в знаниях, познавательный интерес), познание становится для ученика желанным, добровольным, приобретает положительную эмоциональную окрашенность, стимулирует и поддерживает во­левые усилия.

Принцип единства развития каждого участника и группы (кол-лективообразования). Полноценное развитие каждого ребенка осу­ществляется не только в процессе парного взаимодействия с педа­гогом (даже очень хорошим), но и в ходе общения со многими людьми. Общение — это средство становления у ребенка (и у любо­го человека) многообразия отношений к себе и к окружающему миру, т. е. общение — это средство развития в личности качеств, которые просто не могут быть сформированы в результате «пар­ной педагогики». Например, эмоциональное сочувствие, сопере­живание любому человеку вряд ли можно развить только умозри­тельным путем, в парной беседе. Необходим опыт соответствующе­го поведения, его осмысления и чувственного переживания. Такой опыт возможен только в условиях разнообразного общения. Анало­гичный подход правомерен по отношению к любой другой сторо­не личностного развития (социализации, нравственному станов­лению и т.д.).

Технология ИмТО предполагает организацию педагогом раз­вивающей комфортной среды для каждого ученика, а это означа­ет постоянное развитие группы (ее ценностей, отношений) до уровня истинного коллектива. Чем на более высоком уровне раз­вития находится группа, тем больше увеличиваются ее возможно­сти в плане развития каждого ее участника.

Принцип самообучения на основе рефлексии. Технология ИмТО ориентирована на индивидуализацию деятельности каждого участ­ника обучения на основе оперативной, регулярной самооценки, самоконтроля, так как коллективная мыследеятельность предо­ставляет возможность каждому участвовать в обсуждениях в той форме и в той мере, в какой человеку позволяет его развитие: это может быть позиция лидера, «генератора идей», оппонента, слу­шателя и т. д.

Очень важно побуждение к рефлексии. Каждый берет то, что ему нужно, и столько, сколько он может взять в силу своего со­зревания. Рефлексия позволяет осознать метод, который привел к

результату, способствует систематизации, обобщению конкрет­ных способов деятельности, что открывает возможности для це­лостного развития личности и самообучения.

Для успеха ИмТО исключительно важное значение имеют пси­хологические особенности взаимодействия субъектов обучения. Только при организации определенных условий общения имита­ционные методы обучения ведут к личностному развитию обуча­ющихся.

Приведем основные требования к характеристикам общения в системе ИмТО:

• доброжелательность, неагрессивность предложений, обраще­ний и т. д.;

• возможность свободного проявления чувств. Психологи уста­новили, что усвоение детьми конвенциональных норм может при­вести к подавлению их истинных чувств, к неуверенности, а это значительно снижает способность к творчеству;

«развитие эмпатийных отношений. Имитационная технология основана на активном участии обучающихся в творческих коллек­тивных поисках, а это предполагает развитие умения чувствовать другого человека, умение сопереживать, сочувствовать;

• использование способов ненасильственного общения, напри­мер таких, как свобода выбора; снятие или ограничение запретов (особенно формальных, во внешнем поведении); акцентирова­ние на хорошем (позитивное подкрепление ответов); допущение ошибок при формировании нового; приемы доверия, авансиро­вания похвалы и т.д.;

. развитие умений понимать, принимать и признавать других людей, выработка установок децентрации, т. е. способности встать на позицию другого, даже не соглашаясь с ним по существу воп­роса;

• развитие умений воспринимать ситуации (ответы, предложе­ния) не как хорошие или плохие, а как ситуации, требующие размышления, рассуждения, разрешения, т. е. воспринимать их как проблемные ситуации.

Проведение организационно-деятельностных игр предполага­ет последовательное осуществление этапов технологического цикла:

1. Проектирование педагогом проблемных ситуаций: определе­ние целей, содержания, методов и средств, состава творческих групп.

2. Постановка проблемы: актуализация противоречия, коллек­тивное обсуждение целей, способов деятельности, создание твор­ческих групп.

3. Работа по творческим микрогруппам: проектировочная деятельность — определение собственных

целей, выделение способов их достижения, принятие решения, составление программы деятельности;

исполнительская деятельность — реализация программы коллективной мыследеятельности; выработка коллективной, индивидуальной позиции; контроль и коррекция рабочего процесса.

4. Общее обсуждение, защита позиций каждой группой (научное аргументирование позиции, отстаивание или смена ее).

5. Организация рефлексии. Анализ познавательной и коммуникативной деятельности каждого, группы и коллектива в целом. На основе анализа устанавливается соответствие между целями, содержанием, методами, средствами деятельности и ее результатом. Каждый участник коллективной мыследеятельности осознает ценность деятельности, определяет собственное место в системе от­ношений, осмысливает свои способы взаимодействия с окружающим миром.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.