Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности воспитания обучаемых различных возрастных групп




IV. Допишите окончания формулировок закономерностей развития

 

В молодом возрасте физическое раз­ витие человека идет................... быстрее
а в зрелом.................................  
   
Каждый орган человеческого тела развивается своим...................., темпом
в целом части тела развиваются...................... и......................... непропорционально
   
Чем ниже возраст человека, тем............... темп духовного развития, выше
с возрастом темп духовного разви­ тия.....................  
   
Духовное развитие людей протекает неравномерно
   
В развитии человека существуют оптимальные сроки для формирова­ ния всех качеств, такие периоды на­ зываются.................................. сензитивными
   
По мере развития человека его духовные качества приобретают......................... сохраняя при этом устойчивость компенсации
возможность..............................  
   

Младший школьный возраст (6—10 лет). В шестилетнем воз­расте ребенка ждет первая крупная перемена в жизни. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Ведущей деятельностью становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими.

В биологическом отношении младшие школьники пережи­вают период второго округления: у них по сравнению с преды­дущим возрастом замедляется рост и заметно увеличивается вес; скелет подвергается окостенению, но этот процесс еще не завершается. Идет интенсивное развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти появляется способность вы­полнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма. Значительно возрастает сила мышц. Все ткани детского организма находятся в состоянии роста.

В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полуша­рий головного мозга, усиливается аналитическая и синтетичес­кая функции коры. Вес мозга в младшем школьном возрасте почти достигает веса мозга взрослого человека и увеличивается в среднем до 1400 г. Быстро развивается психика ребенка. Из­меняется взаимоотношение процессов возбуждения и торможе­ния: процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школь­ники в высокой степени возбудимы. Повышается точность ра­боты органов чувств. По сравнению с дошкольным возрастом чувствительность к цвету увеличивается на 45%, суставно-мус-кульные ощущения улучшаются на 50%, зрительные — на 80% (А.Н. Леонтьев).

Познавательная деятельность младшего школьника преиму­щественно проходит в процессе обучения. Немаловажное зна­чение имеет и расширение сферы общения. Быстротекущее развитие, множество новых качеств, которые необходимо сформировать или развивать у школьников, диктуют педагогам строгую целенаправленность всей учебно-воспитательной дея­тельности.


Восприятие младших школьников отличается неустойчи­востью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Младший школьник может путать цифры 9 и 6, мягкий и твердый знаки с буквой «р», но в то же время с живым любопытством воспри­нимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое. Малая дифференцированность вос­приятия, слабость анализа при восприятии отчасти компенси­руются ярко выраженной эмоциональностью восприятия. Опи­раясь на нее, опытные учителя постепенно приучают школьни­ков целенаправленно слушать и смотреть, развивают наблюда­тельность. Первую ступень школы ребенок завершает тем, что восприятие, будучи особой целенаправленной деятельностью, усложняется и углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер.

Внимание младших школьников непроизвольно, недоста­точно устойчиво, ограничено по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка начальной школы подчинен воспитанию культуры внимания. Школьная жизнь требует от ребенка постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточения. Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями, и прежде всего с мо­тивацией учения, чувством ответственности за успех учебной деятельности.

Мышление у детей начальной школы развивается от эмо­ционально-образного к абстрактно-логическому. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще», — напо­минал учителям К.Д. Ушинский, призывая опираться на пер­вых порах школьной работы на эти особенности детского мышления. Задача школы первой ступени — поднять мышле­ние ребенка на качественно новый этап, развить интеллект до уровня понимания причинно-следственных связей. В школь­ный возраст, указывал Л.С. Выготский, ребенок вступает с от­носительно слабой функцией интеллекта (сравнительно с функ­циями восприятия и памяти, которые развиты гораздо лучше). В школе интеллект развивается обычно так, как ни в какое другое время. Здесь особенно велика роль школы, учителя. Ис­следования показали, что при различной организации учебно-воспитательного процесса, при изменении содержания и мето­дов обучения, методики организации познавательной деятель­ности можно получить совершенно разные характеристики мышления детей младшего школьного возраста.


Мышление детей развивается во взаимосвязи с их речью. Словарный запас нынешних четвероклассников насчитывает примерно 3500—4000 слов. Влияние школьного обучения про­является не только в том, что значительно обогащается словар­ный запас ребенка, но прежде всего в приобретении исключи­тельно важного умения устно и письменно излагать свои мысли.

Большое значение в познавательной деятельности школь­ника имеет память. Естественные возможности школьника первой ступени очень велики: его мозг обладает такой плас­тичностью, которая позволяет ему легко справляться с задача­ми дословного запоминания. Сравним: из 15 предложений до­школьник запоминает 3—5, а младший школьник — 6—8. Его память имеет по преимуществу наглядно-образный характер. Безошибочно запоминается материал интересный, конкрет­ный, яркий. Однако ученики начальной школы не умеют рас­порядиться своей памятью и подчинить ее задачам обучения. Немалых усилий стоит учителям выработка умений самокон­троля при заучивании, навыков самопроверки, знаний рацио­нальной организации учебного труда.

Становление личности маленького школьника происходит под влиянием новых отношений со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), новых видов деятельности (учения) и общения, включения в целую систему коллективов (общешкольного, классного). У него развиваются элементы со­циальных чувств, формируются навыки общественного поведе­ния (коллективизм, ответственность за поступки, товарищест­во, взаимопомощь и др.). Младший школьный возраст предо­ставляет большие возможности для формирования нравствен­ных качеств и положительных черт личности. Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склон­ность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для формирова­ния высокоморальной личности. Основы нравственного пове­дения закладываются именно в начальной школе, ее роль в процессе социализации личности огромна.

Начальная школа должна включать своих воспитанников в разумно организованный, посильный для них производитель­ный труд, значение которого в формировании социальных ка­честв личности ни с чем не сравнимо. Работа, которую выпол­няют дети, имеет характер самообслуживания, помощи взрос­лым или старшим школьникам. Хорошие результаты дает соче-


I


тание труда с игрой, в которых максимально проявляются ини­циативность, самодеятельность, соревновательность самих ре­бят. Стремление младшего школьника к яркому, необычному, желание познать прекрасный мир чудес и испытания, двига­тельную активность — все это должно удовлетворяться в ра­зумной, приносящей пользу и удовольствие игре, развивающей у детей трудолюбие, культуру движений, навыки коллективных действий и разностороннюю активность.

Средами школьный возраст (от 10—11 до 15 лет) — переход­ный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе второй ступени (V—IX классы) и характеризуется общим подъ­емом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего орга­низма. Душевный мир подростка Н.К. Крупская характеризо­вала психологией полуребенка-полувзрослого: в своем разви­тии он уже «ушел» от детей, но еще не «пристал» к взрослым. Период трудный как для самого подростка, так и для окружаю­щих его людей.

В этом возрасте происходит бурный рост и развитие всего организма. Наблюдается усиленный рост тела в длину (у маль­чиков за год отмечается прирост на 6—10 см, а у девочек — до 6—8 см). Особенно интенсивно растут мальчики 15 лет (при­бавляют в росте 20—25 см) и девочки 13 лет. Продолжается процесс окостенения скелета, кости приобретают упругость и твердость. Значительно возрастает сила мышц. Развитие внут­ренних органов неравномерно, рост кровеносных сосудов от­стает от роста сердца, что приводит к нарушению ритма его деятельности и учащению сердцебиения. Легочный аппарат подростка развивается недостаточно быстро, хотя жизненная сила (емкость) легких возрастает до 3400 кубических сантимет­ров. Дыхание подростка учащенное. Неравномерность физи­ческого развития детей среднего школьного возраста оказывает влияние на их поведение: они часто излишне жестикулируют, движения их порывисты, плохо координированы.

Характерная особенность подросткового возраста — поло­вое созревание организма. У девочек оно начинается с один­надцати лет, у мальчиков — несколько позже, с двенадцати-тринадцати лет. Половое созревание вносит серьезные измене­ния в жизнедеятельность организма, нарушает внутреннее рав­новесие, вносит новые переживания.

В подростковом возрасте продолжается развитие нервной системы. Мозг подростка по весу и объему мало чем отличает-


ся от мозга взрослого человека. Возрастает роль сознания, улучшается контроль коры головного мозга над инстинктами и эмоциями. Однако процессы возбуждения все еще преоблада­ют над процессами торможения, поэтому для подростков ха­рактерна повышенная возбудимость.

Восприятие подростка более целенаправленно, планомерно и организованно, чем восприятие младшего школьника. Иногда оно отличается тонкостью и глубиной, а иногда, как заметили психологи, поражает своей поверхностностью. Определяющее значение имеет отношение подростка к наблюдаемому объекту. Неумение связывать восприятие окружающей жизни с учеб­ным материалом — характерная особенность учеников средне­го школьного возраста.

Характерная черта внимания учеников среднего школьного возраста — его специфическая избирательность: интересные уроки или интересные дела очень увлекают подростков, и они могут долго сосредоточиваться на одном материале или явле­нии. Но легкая возбудимость, интерес к необычному, яркому часто становятся причиной непроизвольного переключения внимания. Оправдывает себя такая организация учебно-воспи­тательного процесса, когда у подростков нет ни желания, ни времени, ни возможности отвлекаться на посторонние дела.

В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Улучшается способность к абстрактному мышлению, изменяется соотноше­ние между конкретно-образным мышлением и абстрактным в пользу последнего. Мышление подростка приобретает новую черту — критичность. Подросток не опирается слепо на ав­торитет учителя или учебника, он стремится иметь свое мне­ние, склонен к спорам и возражениям. Средний школьный возраст наиболее благоприятный для развития творческого мыш­ления. Чтобы не упустить возможности сензитивного периода, нужно постоянно предлагать ученикам решать проблемные за­дачи, сравнивать, выделять главное, находить сходные и отли­чительные черты, причинно-следственные зависимости.

Развитие мышления происходит в неразрывной связи с из­менением речи подростка. В ней заметна тенденция к правиль­ным определениям, логическим обоснованиям, доказательным рассуждениям. Чаще встречаются предложения со сложной синтаксической структурой, речь становится образной и выра­зительной.


В подростковом возрасте идет интенсивное нравственное и социальное формирование личности. Но мировоззрение, нрав­ственные идеалы, система оценочных суждений, моральные принципы, которыми школьник руководствуется в своем пове­дении, еще не приобрели устойчивость, их легко разрушают мнения товарищей, противоречия жизни. Правильно организо­ванному воспитанию принадлежит решающая роль. В зависи­мости от того, какой нравственный опыт приобретает подрос­ток, будет складываться его личность.

Особое значение в нравственном и социальном поведении подростков играют чувства. Они становятся преднамеренными и сильными (у младших школьников импульсивные). Свои чувства подростки проявляют очень бурно, иногда аффективно. Особенно сильно проявляется гнев. Многие педагоги и психо­логи считают подростковый возраст периодом тяжелого кризи­са. Это объясняет упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева. Подростковый возраст называют даже возрас­том катастроф. Поэтому так важно бережно относиться к ду­ховному миру, проявлению чувств подростков.

Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одна из самых серьезных проблем среднего школьного воз­раста — несогласованность убеждений, моральных идей и по­нятий, с одной стороны, с поступками, действиями, поведени­ем, с другой. Намерения обычно благие, а поступки далеко не всегда благовидные.

Нравственные идеалы и моральные убеждения подростков складываются под влиянием различных факторов и поэтому очень разнообразны. Наряду с положительно ориентированны­ми качествами встречается немало ошибочных, незрелых и даже аморальных представлений. Подростки-мальчики склонны вы­бирать своими кумирами сильных, мужественных, смелых лю­дей. Притягательными могут для них стать не только книжные пираты и разбойники, но и вполне земные местные хулиганы, которых «даже милиция боится». Подражая им, подростки, сами того не понимая, переходят ту опасную грань, за которой смелость оборачивается жестокостью, независимость — под­лостью, уважение к себе — насилием над другим. У нынешних девочек-подростков также немало ложных идеалов. Исследова­ния показывают заметное смещение акцентов с традиционно-положительных моральных ценностей на мнимые, ложные и


даже антисоциальные. Некоторые девочки-подростки не осуж­дают проституцию, спекуляцию, тунеядство, гордятся своими знакомствами с правонарушителями.

К концу подросткового периода перед школьниками реаль­но встает проблема выбора профессии. Большинство подрост­ков правильно понимают смысл честного и добросовестного труда, ответственно подходят к будущему. Но исследования последних лет подтверждают, что инфантилизм, безразличие, социальная незрелость прогрессируют. Все больше подростков, не желающих связывать свою будущую жизнь не только с тру­дом в сфере материального производства, но и с трудом вообще. Идеал честного труженика перестал быть привлекательным.

Воспитательная работа со школьниками среднего возраста — важнейшая и сложнейшая из нынешних задач. Педагогам нуж­но глубоко осмыслить особенности развития и поведения совре­менного подростка, уметь поставить себя на его место в слож­нейшие и противоречивые условия реальной жизни. Это вер­ный путь преодолеть прогрессирующее пока отчуждение под­ростков от учителей, школы, общества. Ученик среднего школь­ного возраста вполне способен понять аргументацию, убедиться в ее обоснованности, согласиться с разумными доводами. Де­мократизация школьной жизни, свободный выбор коллектива, занятий по душе, предметов для изучения, учебного заведе­ния — все это создает благоприятные условия для самовыраже­ния подростка, отстаивания значимых для него убеждений, вза­имопонимания со сверстниками и взрослыми, что в конечном итоге должно положительным образом сказаться на формирова­нии нравственных и социальных качеств.

Старший школьный возраст (15—18 лет). В этом возрасте в основных чертах завершается физическое развитие человека: заканчивается рост и окостенение скелета, увеличивается мы­шечная сила, ребята выдерживают большие двигательные на­грузки. Устанавливается кровяное давление, ритмичнее работа­ют железы внутренней секреции. В старшем школьном возрас­те заканчивается первый период полового созревания. Усилен­ная деятельность щитовидной железы, вызывающая у подрост­ка повышенную возбудимость, значительно ослабляется. Про­должается функциональное развитие головного мозга и его выс­шего отдела — коры больших полушарий. Идет общее созрева­ние организма.


Юношеский возраст — это период выработки мировоззре­ния, убеждений, характера и жизненного самоопределения. Юность — время самоутверждения, бурного роста самосозна­ния, активного осмысления будущего, пора поисков, надежд, мечтаний. «В огне, оживляющем юность, отливается характер человека. Вот почему не следует ни тушить огня этого, ни бо­яться его, ни смотреть на него как на нечто опасное для обще­ства, ни стеснять его свободного горения, а только заботиться о том, чтобы материал, который в это время вливается в душу юности, был хорошего качества», — писал К.Д. Ушинский1.

У старшеклассников обычно ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам. Потребность в значимых для жизненного успеха знаниях — одна из самых характерных черт нынешнего старшеклассника. Это определяет развитие и функ­ционирование психических процессов. Восприятие характери­зуется целенаправленностью, внимание — произвольностью и устойчивостью, память — логическим характером. Мышление старшеклассников отличается более высоким уровнем обобще­ния и абстрагирования, постепенно приобретает теоретическую и критическую направленность.

Юность — это период расцвета всей умственной деятельно­сти. Старшеклассники стремятся проникнуть в сущность явле­ний природы и общественной жизни, объяснить их взаимосвя­зи и взаимозависимости. Почти всегда этому сопутствует стремление выработать собственную точку зрения, дать свою оценку происходящим событиям. Своя точка зрения не всегда сходна с общепринятой, это заключение, добытое собственным трудом, напряжением мысли. Самостоятельность мышления в этом возрасте приобретает определяющий характер и крайне необходима для самоутверждения личности. Взрослые, учителя часто безапелляционно отвергают наивные, односторонние, да­леко еще не зрелые заключения, создавая своей бестактностью предпосылки для конфликтов и недоразумений.

Если в подростковом возрасте мальчишки больше всего це­нят физическую силу, то старшеклассники уважают интеллек­туальные качества. Больше других ценятся живость ума, наход­чивость, умение остро чувствовать проблему, быстро ориенти-

1 Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. — С. 221.


роваться в материале, необходимом для ее решения. Авторите­том в классе пользуются ученики, имеющие проницательный ум, способные за видимыми фактами находить скрытые причи­ны, предвидеть, строить смелые предположения. Отметим в этой связи, что в юношеском возрасте развивается умение ком­плексной оценки человека. Кумирами становятся гармониче­ски развитые люди, у которых качества ума удачно сочетаются с физической развитостью, внешней привлекательностью, хо­рошими манерами. «Примерка» к себе стимулирует процесс са­мовоспитания, который у многих старшеклассников приобре­тает силу, устойчивость и целенаправленность.

Нравственные и социальные качества старшеклассников формируются ускоренными темпами. Этому способствует не только сензитивный период нравственной зрелости, но и новая обстановка: изменение характера деятельности, положения в обществе и коллективе, интенсивность общения. Более отчет­ливыми становятся моральные понятия, оценки, крепнут эти­ческие убеждения. Чувство взрослости становится глубже и ос­трее. Появляется стремление выразить свою индивидуальность; у некоторых молодых людей это стремление приобретает ги­пертрофированные размеры. Любым способом им хочется об­ратить на себя внимание, утвердить свою самобытность. Отсю­да потеря чувства меры, демонстративное увлечение модными в данный момент вещами, порой и не совсем безобидными. Тут могут помочь терпимость и заинтересованная помощь взрослых.

В юношеском возрасте появляется усиленный интерес к этическим проблемам. Первая любовь не только вносит силь­ные переживания в жизнь молодых людей, но и заставляет практически решать многие непростые вопросы. Некоторые педагоги считают, что именно характер разрешения этических ситуаций служит критерием морального развития личности. В этом возрасте высок интерес к «вечным» проблемам: смысла жизни, счастья, долга, свободы личности. В последнее время некоторые молодые люди проявляют интерес к религии.

У старшеклассников усиливаются сознательные мотивы по­ведения. Важное значение имеет статус (положение) личности в коллективе, характер общения и отношений между членами коллектива. Коллектив шлифует и корректирует качества лич­ности, формирует те черты, которые культивируются в данном


коллективе. В одинаковой мере коллектив способствует появ­лению как негативных, так и позитивных качеств. В последнее время возросла роль неформальных молодежных организаций, программы которых привлекают многих старшеклассников. У молодежи усилилось критическое отношение к действитель­ности, повысились критерии оценок и требований к учителям и взрослым. Оценка, снисхождение в этом возрасте не прини­маются.

Жизненные планы, ценностные ориентации старших школь­ников, стоящих на пороге выбора профессии, отличаются рез­кой дифференциацией по интересам и намерениям, но совпа­дают в главном — каждый хочет занять достойное место в жиз­ни, получить интересную работу, хорошо зарабатывать, иметь счастливую семью. В последние годы произошла переоценка «престижности» профессий, а переход к новым экономическим условиям хозяйствования в стране еще больше повысил остро­ту всегда волновавшего молодежь вопроса. Хорошей профес­сией называют ту, где можно реализовать свои способности и хорошо заработать.

V. Чем вы объясните, что дети, которые при поступле­нии в школу умеют хорошо читать и писать, нередко во II классе хуже учатся, чем те, которые пришли в I класс без этих навыков?

1. Сильные первоклассники много времени уделяли сла­
бым товарищам и сами знаний не приобрели.

2. Дети, умеющие хорошо читать и писать, первое время в
своем умственном развитии находятся «на голодном пай­
ке». Занятия в I классе не воспитывают у них трудолюбия,
и это сказывается во II классе, когда начинают проходить
материал, требующий от них усердия.

3. Дети, умеющие хорошо читать, «глотают» книги и запус­
кают учебные занятия.

4. Указанного в задаче явления вообще не существует.
Каждый второклассник по различным причинам может
снизить свои учебные успехи, но это отнюдь не связано с
тем, что ученик научился читать и писать до поступления
в школу.

5. Это объясняется особенностями физического развития.


VI. Почему в V—VI классах успеваемость и дисциплини­
рованность школьников снижаются?

1. Детям надоело учиться.

2. Классные руководители уделяют меньше внимания вос­
питанию учеников, чем учителя начальных классов.

3. Ученик внутренне не подготовлен к изменению условий
учения, новым требованиям.

4. Начальная школа не дает достаточного развития, необ­
ходимого для обучения в V классе.

5. Все дело в особенностях развития школьников этого
возраста.

VII. Правильно ли при комплектовании X классов учиты­
вать реальную готовность школьников к продолжению
образования по избранному профилю? Почему?

1. Комплектование X класса учениками одинакового уров­
ня подготовки и направленности интересов дает возмож­
ность существенно повысить качество образования.

2. Неправильно. Все выпускники IX класса одинаково хо­
рошо готовы к продолжению образования.

3. Нельзя одни классы комплектовать только сильными
учениками, а другие — слабыми. В классе должны быть и
сильные и слабые ученики. Сильные должны помогать
слабым в учебе, на этом воспитывается дружба и товари­
щество.

4. Дифференциация обучения приводит к возникновению
элитарных школ, классов, что противоречит принципам
социальной справедливости.

Учет индивидуальных особенностей [

В человеческом развитии проявляется общее и особенное. Общее свойственно всем людям определенного возраста, осо­бенное отличает отдельного человека. Особенное в человеке называют индивидуальным, а личность с ярко выраженным особенным — индивидуальностью. Индивидуальность характе­ризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, мораль­ных, социальных и других черт личности, которые заметно от­личают данного человека от других людей. Природа щедро одарила человеческий род: на Земле не было, нет и не будет


 






двух совершенно одинаковых людей. Каждый человек — един­ственный и неповторимый в своей индивидуальности.

Индивидуальность выражается в индивидуальных особен­ностях. Возникновение индивидуальных особенностей (разли­чий) связано с тем, что каждый человек проходит свой особый путь развития, приобретая на нем различные типологические особенности высшей нервной деятельности. Последние влияют на своеобразие возникающих качеств. К индивидуальным осо­бенностям относятся своеобразие ощущений, восприятия, мыш­ления, памяти, воображения, особенности интересов, склонно­стей, способностей, темперамента, характера личности. Инди­видуальные особенности влияют на развитие личности. Ими в значительной мере обусловлено формирование всех качеств.

Должны ли в воспитании и обучении учитываться индиви­дуальные особенности? Казалось бы, ответ на этот вопрос дол­жен быть однозначно положительным. Но это не так. Среди специалистов есть серьезные разногласия. Первая точка зре­ния — массовая школа не может и не должна учитывать инди­видуальность, приспосабливаться к каждому отдельному учени­ку. Все дети должны получать одинаковые «порции» учитель­ской заботы. Никаких различий не должно быть в воспитании прилежных и ленивых, одаренных и неспособных, а также ста­рательных, любознательных и ничем на свете не интересующих­ся. Человек, окончивший тот или иной тип учебного заведения, характеризуется общим, одинаковым для всех стандартом обу-ченности и воспитанности, принятым в данном заведении.

Очень убедительно эту мысль выразил Гегель: «Своеобразие людей не следует ценить слишком высоко. Напротив, мнение, что наставник должен тщательно изучать индивидуальность каждого ученика, сообразоваться с нею и развивать ее, являет­ся совершенно пустым и ни на чем не основанным. Для этого у него нет и времени. Своеобразность детей терпима в семей­ном кругу, но в школе начинается жизнь по установленному порядку, по общим для всех правилам. Тут приходится забо­титься о том, чтобы дети отвыкали от своей оригинальности, чтобы они умели и хотели исполнять общие правила и усваи­вали себе результаты общего образования. Только это преобра­зование души составляет воспитание»1.

1 Гегель. Соч. - М., 1946. - Т. VII. - С. 82.


I Отечественная педагогика стоит на иных позициях — вос­питание должно максимально опираться на индивидуальность. •Индивидуальный подход как важный принцип педагогики за-|ключается в управлении развитием человека, основанном на (глубоком знании черт его личности и условий жизни. Педаго-1гика индивидуального подхода имеет в виду не приспособле-|ние целей и основного содержания обучения и воспитания к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов пе­дагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности. Индивидуальный подход создает наиболее благопри­ятные возможности для развития познавательных сил, актив­ности, склонностей и дарований каждого ученика. В индивиду­альном подходе особенно нуждаются «трудные» воспитанники, малоспособные школьники, а также дети с ярко выраженной задержкой развития.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.126 сек.