Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Очередной заголовок. Не читайте эту главу




 

К ВН – добрая игра. Мы всегда выступаем зачистый и светлый юмор, без применения не-дозволенных тем и чаще всего мы щепетильны в этом вопросе, по крайней мере в отношении мо-лодых команд. Обычно главы в книге пишутся в поисках своего читателя, тут же наоборот, эта гла-ва написана для того, чтобы её никто не читал, но стоило прозвучать этим словам, сыграло правило «Запретный плод сладок» и вы начнете её читать.

Тем не менее пошлость и ненормативная лексика очень сильные меха-низмы, вызывающие смех, для того чтобы мы могли их игнорировать. В лю-бом случае пользоваться ими надо уметь. Потому что если ты и материшься со сцены, то делать это надо хорошо.

 

На самом деле еще Аристотель в своей «Поэтике» утверждал, что коме-дия ведет свое начало «от запевал фаллических песен, которые еще и те-перь остаются в обычае во многих городах». Смех изначально низкий жанр, часто достигающий своей цели выходом за некоторую границу дозволен-ного. Юмористы они все хулиганы, только у каждого из них своя степень дозволенности и каждый выходит за свою границу. Кто-то шмаляет в людей, а кто-то делит на ноль. Поэтому самый простой способ вызвать смех — про-сто начать материться со сцены или снять штаны (а знавали мы и таких ры-жих юмористов). И люди будут смеяться, потому что они не ожидали этого. Фрейд объясняет этот феномен тем, что оголение или заменяющее его ска-брезность происходит с неожиданной легкостью, в то время как в обычной жизни для достижения этого чужого оголения необходимо потратить не-мало усилий. Да, не удивляйтесь! Фрейд писал про остроумие, но настолько скучно, что сразу перестаешь верить в то, что он понимал что-либо в этом.

 

Но тут сразу есть минусы. Самый главный из них: этот прием срабаты-вает один раз. Дальше публика уже ждет, что вы можете это сделать, и со-ответственно после не удивляется очередному вашему крепкому слову, постепенно понимая, что вы просто лох, не способный шутить. Более того

 

— если от репутации лоха можно еще отделаться несколькими сильными шутками, то репутацию некультурного человека будет преодолеть не так просто. Примером тут может служить Камеди-клаб, который в обществен-ном сознании остается смешным оплотом не самого чистого юмора. Да, на заре своей карьеры они нередко использовали вседозволенность, чтобы привлечь внимание, но последние пару лет юмор там в основном чистый, хотя клеймо осталось и надолго.

 

Вторая возможная угроза – вы слишком шокируете общество. И этот шок и отвращение пересилят тот юмористический эффект, на который вы рас-


 


считываете, и тогда вы добьетесь обратного. Поэтому если вы хрупкая де-вушка, вся такая воздушная, или выступаете в консерватории, публика не поймет и не оценит подобный ваш юмор. Не вызовет смеха Ваш мат и на заводе. Более того — пока вы стоите и материтесь, подойдет мастер и не менее бранными словами, но в более изысканной форме пошлет Вас делать работу.

 

Существует и второй вариант, когда мат веселит. Это когда умельцы про-являют истинное искусство, и их брань становится чистой поэзией, ведь ни-кто не ожидает, что из мата, этого филологического продукта переработки, можно сделать конфетку. Но я в своей жизни встречал не так много людей, способных на это. Точнее одного. И живет он в Коломне. Да и вообще юмор может возникнуть лишь там, где с чем-то низким смешивается что-то высо-кое, и чем сильнее перепад высоты, тем смешнее.

 

Ещё один вариант, когда мат веселит. Это когда за бранным словом стоят неподдельные искренние эмоции, которые собственно и становятся при-чиной для смеха, а не сама брань. Ведь всегда интересно наблюдать, как человек теряет над собой контроль. Но отыграть эти эмоции, чтобы тебе верили, достаточно сложно.

 

Но самый верный способ, это когда брань употреблена не просто так, а

 

в некой шутке, которая без этой брани невозможна. Но тут своя проблема. Юмор, как мы знаем, должен быть новый и актуальный. А в интимном и пи-щеварительном процессе за последние тысячи лет ничего не менялось. Что нового вы сможете сказать про подтирание попы, если еще в 16 веке Рабле

 

в «Гаргантюа и Пантагрюэле» сказал всё что смог:

 

«Как-то раз я подтерся бархат-ной полумаской одной из ваших притворных, то бишь придворных

дам и нашел, что это недурно, –

 

прикосновение мягкой материи к заднепроходному отверстию до-ставило мне наслаждение неизъ-яснимое. В другой раз – шапочкой одной из помянутых дам, – ощуще-ние было то же самое. Затем шей-ным платком. Затем атласными наушниками, но к ним, оказывает-

 

ся, была прицеплена уйма этих поганых золотых шариков, и они мне все се-далище ободрали. Антонов огонь ему в зад, этому ювелиру, который их сде-лал, а заодно и придворной даме, которая их носила! Боль прошла только после того, как я подтерся шляпой пажа, украшенной перьями на швейцар-ский манер. Затем как-то раз я присел под кустик и подтерся мартовской кошкой, попавшейся мне под руку, но она мне расцарапала своими когтями всю промежность».

 

При этом, отрывок не вызывает дикий хохот, поскольку парадоксы заклю-ченные в нем, «слабенькие» и не вызывают удивления. Основной парадокс тут в сочетании этого текста с понятием классическая литература. И это вы еще «Фауста» Гёте не читали. Гораздо более интересен и поэтому смешон


 


парадокс в поэзии Маяковского, который заканчивается словами:

 

как сюжет в легенде Переходит из уст в уста

 

И веселит он именно потому, что содержит шутку, а брань и тема не явля-ются причиной смеха, а лишь его усиливают.

 

Да и в заключении еще один момент. В своей деятельности не раз стал-кивался, когда молодые смехачи, принося шутку с явным намеком на по-шлость, обижаются, что им её вырезаешь, утверждая, что шутка не про то. Раскроем секрет – секрет Полишинеля. Из всех возможных вариантов смысла зритель будет воспринимать наиболее пошлый, как бы и чем бы вы это не пытались завуалировать. Но зная это, можно использовать обратный эффект и, опираясь на ожидание зрителем пошлости, строить юмор на нор-мальных вещах.

 

Практически всё тоже самое можно сказать и о границах дозволенности

 

в отношении других вещей. Как буквофил, я иногда слежу за экранизация-ми своих любимых произведений, а поскольку фильмы по мотивам освежи-телей воздуха и зубных паст не выпускают, я довольствуюсь русской клас-сикой. Вы даже не можете себе представить, с какой радостью я встретил появление нового мини-сериала «Записки юного врача» по ранним произ-ведениям Булгакова с Дэниелом Редклиффом (aka Гарри Поттер) в главной роли. В своей рецензии газета «Индипендент» (Independent) назвала сериал одной из самых лучших черных комедий, и он действительно смешон.

 

И сейчас другие библиофилы сказали: по-

стойте! «Записки юного врача» - комедия?! Булгаков, конечно, писал комедии, всеми лю-бимые комедии, например «Иван Васильевич меняет профессию» (и да, это он написал). Да

и «Мастер и Маргарита» нашпигована юмо-

ром, не меньше чем мистикой, эротикой, на-силием и детективным сюжетом. Но «Записки юного врача» - какая же это комедия? Там шутки всего две. Первая про то, как мужик горчичники себе на тулуп лепил, вторая про то, как в беременную женщину сахара напи-хали, выманивая сладостями не желавшего рождаться младенца. И всё. А остальное – пу-гающие своей безысходностью мысли и кар-

 

тины русской деревни и положение в этой темноте русской интеллигенции. Да еще и в 1917 году, накануне великих потрясений – революции и граждан-ской войны, русского бунта – бессмысленного и беспощадного. Какие тут шутки. Но всё дело как раз в том, что английский юмор тоже бессмыслен-ный и беспощадный. Тут нельзя, конечно, мести все под одну гребенку, но отличительной чертой британского юмора всегда были некая абсурдность, карикатурность происходящего и здоровый цинизм, отлично характери-зующийся старинным диалогом между лордом и любовником его жены.

- Вы знаете, ваша жена сегодня была холодна в постели.

- Не обращайте внимания, она вчера умерла.


 


И можно было бы подумать, что от оригинального произведения Бул-гакова в сериале остались только фамилии героев и место действия, а все остальное написанная сценаристами ржака, но нет, в сериале я не увидел того, что не прочитал бы у Булгакова. И реплика Гарри Поттера про то, что ему нужны очки, чтобы выглядеть старше; и внутренняя борьба между ге-роем и его внутренним голосом; и эпизод с вырванным зубом и фонтаном крови в духе Тарантино, все это есть у Булгакова. Но как можно было пре-вратить это в комедию? Все очень просто, нужно было всего лишь правиль-но подобрать образы и расставить акценты. Немаловажную роль сыграло и мастерство артистов. Но главное — надо не бояться быть циничным в хоро-шем смысле этого слова.

 

Но что мы распинаемся, все давно сказано до нас! Обратимся к корифе-ям британского юмора, комик-группе Монти Пайтон, которым в свое время было многое позволено и они шутили на любые темы без ограничений. Спу-стя 18 лет после своего успеха Монти Пайтон собрались на одной сцене для того, чтобы вместе тряхнуть стариной. Дело происходило в Аспене. На сце-не, по такому случаю, были все участники комик-группы, даже умерший за несколько лет до этого Грэм Чапмен. Его прах, в металлической урне стоял на специальном столике рядом с остальными участниками, а они вспомина-ли былые деньки и рассказывали о своем шоу и юморе в целом, в том числе и циничном, и тут один из участников посередине фразы якобы случайно задел урну ногой, прах разлетелся, потом было 5 минут уборки, вплоть до того, что принесли пылесос, после чего как не в чем не бывало продолжили разговор. Но все равно раздаются голоса: «Не понимают они русскую душу: деревня, безысходность, 1917. Это вам не конец света, разве можно над этим смеяться, они бы еще про вторую мировую войну начали шутить». (И только знатоки сейчас вспомнили фильм Стивена Спилберга «1941», умори-тельную комедию про вторую мировую войну, точнее про то, как японская подводная лодка нападает на Голливуд). А меж тем сериал хорош и реко-мендуем к просмотру, поскольку учит нас, что юмор есть во всем, можно шутить почти на любые темы, при этом достаточно просто правильно рас-ставить акценты. Ну а смотреть рекомендую на языке оригинала, можно с русскими субтитрами.


 


 

Стих μ. Для людей без кадыка

 

В «Младшей Эдде» рассказывается, что в основе мира стоит мировойясень – Иггдрассиль и в ветвях этого дерева живет мудрый орел, кор-ни же подгрызает дракон. По дереву же снуёт туда сюда белка с именем Грызозуб, которая передает бранные слова, которыми обмениваются орел и дракон. Как видим викинги умели пошутить и в своей мифологии, а боль-ше всего из них любил шутить бог Локи. Он не был злым богом или добрым. Он был таким трикстером, как лис Рейнар например. Локи делал всё не для того, чтобы было хорошо или плохо, он делал всё, чтобы было весело и не важно к чему это приводило – появлению нового артефакта, ссоре богов

 

или Рагнарёку – концу мира.

Локи – Красивый, невысокий худощавый бог огня и хитрости с огненно-рыжими волосами, мог превращаться в кого угодно, чем воспользовался и в образе прекрасной кобылы охмурил коня по имени Свадильфари, а после выносил и родил восьминогого коня Слейпнира «и нет коня лучше у богов и людей». Всё это время оставаясь в об-разе прекрасной кобылы.

 

Смерть Бальдра – Мать Бальдра – богиня Фригг взяла со всего живого и не-живого, что оно не причинит вреда Бальдру. И тут у богов началась веселуха, любимым их развлечением было швыряние в Бальдра разных предметов, кото-рые от него отскакивали, как от каучукового. Локи прознал, что клятву не дало растение Омела, сделал из него дротик и вручил слепому брату Бальдра

 

Хёду, чтобы тот швырнул и убил брата. Третий брат Вали убил второго брата в отместку за первого. Смерть Бальдра и Хёда стала предвестником Рагнарёка – конца света, гибели богов.

 

Трикстер – существо, не подчиняющееся общим правилам поведения, шалящее не по злому умыслу, а в качестве игры. Типичные трикстер - Лис Ренар, герой средневекового романа о лисе, тот ещё пройдоха, роман существует во многих версиях, в том числе на его сюжет написал поэму Гёте.

 

Локи.

 

 

Лис Ренар.

 


 
Смерть Момуса.

Однажды Локи было необходимо пошутить специально и проявить свое искусство: «Скади же, дочь великана Тьяцци, надела свой шлем и кольчугу и с оружием пошла в Асгард мстить за отца. Асы, однако, предложили ей ми-ровую и пообещали выкуп… Еще она поставила условием мира, чтобы асы ее рассмешили, а это, думалось ей, им не удастся. Тогда Локи обвязал верев-кой козу за бороду, а другим концом — себя за мошонку. То один тянул, то другой, и оба громко кричали. Наконец Локи повалился Скади на колени, тут она и рассмеялась. Тогда между асами и нею был заключен мир».

 

И тут у нас есть два вывода. Первый, если вам говорят, что вы шутите, как бог, это не очень-то и комплимент. Второй – юмор вроде как дело мужское, потому что ни бороды, ни всего остального для столь божественной шутки у девушек нет. И поэтому если бы не было в студенческой лиге КВН ПетрГУ двух Татьян: Татьяны Пирожок – обладающей лучшим сценическим образом, как личным, так и командным за первую 10-летку лиги, и Татьяны Бедриц-кой, которая на глазах выросла в лучшего автора лиги и, вероятно, желает убить меня-троечника за орфографические ошибки в этом тексте, я бы про женский юмор даже не начинал говорить. К тому же Локи такой бог, что в свое время обернувшись кобылицей совратил чудо-коня одного великана и много месяцев прожив в виде лошади выносил и родил другого коня – 8-миногого Слейпнира. Так что ничто женское этому богу не чуждо. Поэтому давайте разбираться, есть женский юмор или нет. С одной стороны девушки в КВН есть и достаточно прекрасные. С другой стороны особенно ярких ко-манд со времен «Девушек из джаза», блиставших в лохматом прошлом веке

 

– мало. «Свои секреты» с менее известными «Матрешками» и «Завтраком у Тиффани». Во многих же командах девушки играют роль «ног» или прочих частей тела, а основная юмористическая роль ложится на парней. И тут при-меры «Мисс Мира» и Р-Р-Р очень показательны. И тут есть две причины.

 

Первая – девушки все богини и королевы. И тут меня разматывает по мифологиям и если в скандинавской гибель богов связана с Локи, в грече-ской мифологии единственный умерший бог был Момус. Момус – был бог насмешки и он лопнул от злости при взгляде на Афродиту, так как не нашел как осмеять её совершенство, кроме того, что она была разговорчива и но-сила скрипучие сандали. Что наглядно нам показывает, что над богиней и со-вершенством трудно шутить. Объяснение этому даёт Гёте в своей статье «О пародии у древних»: «У древних мы никогда не встречаемся с пародий-ностью, которая бы снижала и опо-шляла все высокое и благородное, величественное, доброе и нежное».

Потом он правда добавляет, «если народ находит в этом удовольствие

 

— это верный симптом того, что он на пути к нравственному упадку». Так что поздравляю вас леминги, все мы весело идем к упадку. Но вернемся к нашим богиням.

 

Пока девушки возвышены и иде-


 


альны они не относятся к себе критически и их мозг не настроен шутить над собой и вообще к чему-то низменному, чем, как ни странно, является юмор. Поэтому многим девушкам по большому счету тяжело генерировать юмор. И это, конечно, проблема решаемая. Стоит девушкам улыбнуться и сказать несколько ласковых слов, как многие умные парни с легкостью готовы быть авторами для них. Ну или для авторов есть другие стимуляторы, вплоть до денежных. Именно поэтому, как это ни прискорбно, за многими женскими командами и персонажами стоят мужчины авторы. Вторая проблема в том, что и зрители в первую очередь воспринимают девушек на сцене, как де-вушек, а уж потом всё остальное. И это тоже определенный путь в юморе

 

и шоу-бизнесе в целом. Всегда найдется масса людей смотрящих клипы группы «ВИАгра» без звука, чтобы песня не отвлекала. Поэтому, конечно,

 

и такие команды нужны и они будут проходить дальше вплоть до четверть

 

и полуфиналов, до момента пока не начнется мясорубка, потому что в от-ношении повышенных умилений и симпатий они уступают лишь детским, а коты пока не играют в КВН. Но если у мужской команды есть хоть чуть-чуть стиля, чувства юмора и сообразительности, легко будет обыграть женскую команду. Женская команда без изюминки никогда не станет чемпионом (как

 

и мужская команда без изюминки – чтобы меня в сексизме не обвинили). Но выход для женских команд есть. Самое первое нужно научится сме-

 

яться над собой, понять что вы не только девушки или хотя бы что не самые совершенные девушки, принять или придумать свои недостатки и высме-ять их или,по крайней мере, относится к шуткам по поводу своего роста, веса, черт характера и логики спокойно, не обижаясь на них и тогда лавры Раис или Шизгары сваляться на Вас. А ещё лучше сместите аспект восприя-тия и юмора с гендерного на другие. И тогда можете стать второй двадцать пятой (путем несложных вычислений - пятидесятой) – «Мужской командой с женским лицом», наглядно доказывающей, что КВН игра бесполая. И са-мый эффективный способ, создайте себе образ. Поймите, что вы не просто существа без кадыка, а у вас есть то, чем вы отличаетесь друг от друга. А чем именно вам и надо понять и умело это использовать. И в пример тут Камеди Вуман, где у каждой актрисы своё амплуа и в этом весь секрет успеха. «Об-раз и смелость» вот девиз под которым победит женский юмор.

 

Да смешных женских коллективов меньше чем мужских, с другой сто-роны и несмешных женских коллективов меньше чем мужских, просто их в целом меньше, но с каждым днем эта статистика исправляется. Но даже если девушки, вы не хотите идти столь трудным путем, а мечтаете быть всего лишь богинями и королевами. Чтобы при виде Вас лопались все встречные Момусы, всё равно идите в КВН. Ведь тот же Гёте в «примечаниях к Поэтике Аристотиля» писал: «В комедии же обычным разрешением всех затрудне-ний, возбуждавших в нас, говоря по правде, весьма умеренные опасения и надежды, является брак, которым хотя и не заканчивается наша жизнь, но который, бесспорно, составляет в ней значительный и важный перелом. Никто не хочет умирать, все хотят вступить в брак — вот полушутливое, полусерьезное различие между трагедией и комедией в реалистической эстетике». Ведь именно для романтических отношений парням-квнщикам нужны больше богини, чем личности.


 


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 313; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.