Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Языковая норма — это правило, образец употребления слова, словосочетания, предложения. 8 страница




(И. С. Тургенев)

 

№ 9. Какие риторические фигуры и тропы используются в высказываниях?

 

Если у вас отсутствует доброжелательство к людям, выработайте его у себя. Выпроваживайте за двери ваших гостей — зависть, сомнения, неуверенность, страх и открывайте, распахивайте двери для радости.

(К. С. Станиславский)

 

№ 10. Какие риторические фигуры и тропы используются в высказываниях?

 

Разрубленная ударами ордынских сабель и хитрой политикой разъединения, Русь и после своего распада на Украину и Великороссию оставалась единой — как остаются едиными вращающиеся вокруг невидимого центра, вокруг друг друга небесные тела.

(Д. С. Лихачев)


8. Виды ораторской речи

Ораторское искусство никогда не было однородным. В зависимости от конкретной сферы применения оно подразделялось на различные роды и виды.

Род красноречия — это область ораторского искусства, характеризующаяся наличием определенного объекта речи, специфической системой его разбора и оценки.

В современной практике публичного общения вслед за Н.Н. Кохтевым выделяют:

Род речи. (определения) Вид речи (примеры)
Академическая лекция вузовская (школьная) научный доклад научный обзор научное сообщение научно-популярная лекция
Судебная прокурорская (обвинительная) адвокатская (защитительная)
Социально-политическая доклад (выступление на съезде, конференции, собрании, заседании) парламентская митинговая военно-патриотическая дипломатическая агитаторская политическое обозрение
Социально-бытовая юбилейная приветственная застольная (тост) надгробная (поминальная) речь на приеме
Духовная (церковно-богословская слово (проповедь) официальная церковная

ПРАКТИКУМ

№ 1. Определите, к какому роду и виду красноречия относится текст. Обоснуйте свою точку зрения.

 

Давайте представим себе такую ситуацию. Идем мы по улице, подходит к нам прохожий и спрашивает нас: "Кто твой ближний?". Вопрос будет нам казаться удивительно странным. Кажется, что на него существует только один нормальный ответ, который покоится на всем нашем опыте. Это наши близкие, родные: отец, мать, жена, муж, дети, братья, сестры. И какой же необычайный ответ последовал на этот странный вопрос: "Сотворивший ему милость". Давайте задумаемся над этим ответом. Так ли он невероятен, так ли он удивителен?

 

Ведь что происходит, когда люди сближаются друг с другом, когда они становятся ближними по отношению друг к другу? Ведь это сближение происходит на уровне внутренней, духовной жизни человека, на уровне сознания, воли, чувств, то есть на том уровне, который именуется, по крайней мере, в христианской традиции, человеческой душой, которую мы называем, в широком смысле, внутренним человеческим миром. Так что же означает сблизиться с человеком? А это означает: в этом внутреннем мире уступить ему часть пространства, часть места. За счет кого? За счет самого себя, за счет своего собственного Я. И когда мы внутри самого себя уступаем частицу этого внутреннего пространства нашему ближнему, то мы с ним сближаемся.

Воскресная проповедь архиепископа Кирилла.

 

№ 2. Определите, к какому роду и виду красноречия относится текст. Обоснуйте свою точку зрения.

 

Каким пожеланием встретить нам, старикам и предшественникам, вас, вошедших с новою волною на биологическое отделение? Не надо скрывать: кроме радости открывающегося знания, вам предстоит немало мелочных забот, огорчений, нехваток, неизбежных в переорганизовывающейся жизни студенчества. Так пусть эти мелочные затруднения не будут сильны снизить ваш молодой энтузиазм. Пусть энтузиазм крепнет все более по мере прохождения университетского курса. Будет ли вам суждено остаться здесь надолго в качестве смены преподавателей и профессоров, или вы возвратитесь в те поселки, деревни и города, которые послали вас сюда, — пусть не покидает вас память о том, что здесь ли, там ли, все равно вы живете и работаете для народа, который передал и поручил вам этот инстинкт к знанию и ждет от вас его плодов. Как частица народа внесены вы сюда очередною волной, как частица народа напитываетесь здесь знаниями, как частица народа отдаете ему приобретенное здесь. Задача ваша и наша не в том, чтобы развивать здесь какое-то исключительное, эзотерическое знание, доступное немногим, отделяющее избранную "аристократию ума" от непосвященных. Настоящий успех для вас и для нас только там, где удается раскрыть подлинно экзотерическое знание, открытое принципиально для всех и всех зовущее к себе.

А.А. Ухтомский. О знаниях.

 

№ 3. Определите, к какому роду и виду красноречия относится текст. Обоснуйте свою точку зрения.

 

В будущем, которое мы стремимся освободить от тревог и опасений, перед нами открывается мир, построенный на основе четырех неотъемлемых свобод человека. Первая из них — свобода слова где бы то ни было на свете. Вторая — свобода религиозных культов везде и всюду на свете. Третья — свобода от нужды, которая, согласно принятым во всем мире понятиям, означает взаимопонимание в сфере экономических отношений, обеспечивающее для каждого государства мирную зажиточную жизнь его граждан всюду на свете. Четвертая свобода — это свобода от страха, которая, говоря теми же словами, означает сокращение во всем мире вооружений в такой степени, в такой полной мере, что ни одно государство не будет в состоянии совершить акт агрессии против любого своего соседа нигде на свете.

 

Франклин Д. Рузвельт О. О четырех свободах.

 

№ 4. Определите, к какому роду и виду красноречия относится текст. Обоснуйте свою точку зрения.

 

На этом торжественном собрании считаю своим приятным долгом еще раз выразить благодарность Шведской Королевской академии, присудившей мне Нобелевскую премию.

 

Я уже имел возможность публично свидетельствовать, что это вызывает у меня чувство удовлетворения не только как международное признание моих профессиональных заслуг и особенностей, присущих мне как литератору. Я горжусь тем, что эта премия присуждена писателю русскому, советскому. Я представляю здесь большой отряд писателей моей родины.

 

Я уже высказал также удовлетворение и тем, что эта премия является косвенно еще одним утверждением жанра романа. Нередко за последнее время приходилось слышать и читать, по совести говоря, удивлявшие меня выступления, в которых форма романа объявлялась устаревшей, не отвечающей требованиям современности. Между тем именно роман дает возможность наиболее плотно охватывать мир действительности и спроецировать на изображении свое отношение к ней, к ее жгучим проблемам, отношение своих единомышленников. Роман, так сказать, наиболее предрасполагает к глубокому познанию окружающей нас огромной жизни, а не к попыткам представить свое маленькое "я" центром мироздания. Этот жанр по природе своей представляет самый широкий плацдарм для художника-реалиста.

М.А. Шолохов. Речь по случаю присуждения Нобелевской премии.

 

№ 5. Определите, к какому роду и виду красноречия относится текст. Обоснуйте свою точку зрения.

 

Товарищи, предметом сегодняшней нашей беседы по тому плану, который у нас принят и мне был сообщен, является вопрос о государстве. Следует после первой беседы об этом отметить себе непонятные или неясные места, чтобы вернуться к ним. После этих небольших замечаний я перейду к самому вопросу, что такое государство, как оно возникло и каково в основном должно быть отношение к государству партии рабочего класса, борющейся за полное свержение капитализма, — партии коммунистов.

 

Учение о государстве служит оправданием общественных привилегий, оправданием существовавшей эксплуатации, оправданием существования капитализма, — вот почему надо ожидать в этом вопросе беспристрастия. Государство не всегда существовало. Оно появляется там и тогда, где и когда появляется деление общества на классы, когда появляются эксплуататоры и эксплуатируемые. И тогда не было государства, не было особого аппарата для систематического применения насилия и подчинения людей насилию. Такой аппарат называется государством.

В.И. Ленин. О государстве.

 

№ 6. Определите, к какому роду и виду красноречия относится текст. Обоснуйте свою точку зрения.

 

Остап снял свою капитанскую фуражку и сказал:

 

— Я часто был несправедлив к покойному. Но был ли покойный нравственным человеком? Нет, он не был нравственным человеком. Это был бывший слепой, самозванец и гусекрад. Все свои силы он положил на то, чтобы жить за счет общества. Но общество не хотело, чтобы он жил за его счет. А вынести этого противоречия во взглядах Михаил Самуэлевич не мог, потому что имел вспыльчивый характер. И поэтому он умер. Все!

 

Козлевич и Балаганов остались недовольны надгробным словом Остапа. Они сочли бы более уместным, если бы великий комбинатор распространился о благодеяниях, оказанных покойным обществу, о помощи его бедным, о чуткой душе покойного, о его любви к детям, а также обо всем том, что приписывается любому покойнику.

И. Ильф, Е. Петров. Золотой теленок.

 

№ 7. Определите, к какому роду и виду красноречия относится текст. Обоснуйте свою точку зрения.

 

И мы знаем, как катастрофически падает наша рядовая и блистательная наука, падает наше образование, падает медицина, миллиарды долларов в год разграбляются и куда-то увозятся из страны и как по стране свободно шествует преступность. Третий год мы слышим и от правительства, и от президентской команды, и от так называемой непримиримой оппозиции одно и то же: борьба с преступностью. Скажите, где открытые суды, где грозные приговоры? Можете вы назвать, слышали вы их? И нет уголовных законов, соответствующих невиданной криминальной ситуации, которая сегодня пугает уже и Америку, и Германию — она уже и туда плеснула. Нет нового уголовного кодекса, нет уголовно-процессуального кодекса, может быть, потому, что у Государственной Думы нет времени. Наши законы, увы, не определяют обязанностей государства. Государство — это первый невыполнитель всех обязательств, и это вызывает хаос.

А.И. Солженицын. Речь в Думе.


9. Полемическая речь

Спорь с человеком умнее тебя: он тебя победит..., но из самого твоего поражения ты можешь извлечь пользу для себя. Спорь с человеком ума равного: за кем бы ни осталась победа — ты по крайней мере испытаешь удовольствие борьбы. Спорь с человеком ума слабейшего... спорь не из желания победы; но ты можешь быть ему полезным. Спорь даже с глупцом; ни славы, ни выгоды ты не добудешь, но отчего иногда не позабавиться?

Прежде чем последовать совету И. С. Тургенева и вступить в спор, давайте выясним, что же такое спор.

Под спором понимают всякое столкновение мнений, при котором каждая из сторон отстаивает свою правоту.

В русском языке существуют слова, которые служат наименованиями разновидности спора:

Дискуссия (от лат. discussio — исследование, обсуждение) — публичный спор, целью которого является сопоставление разных точек зрения с целью правильного нахождения решения спорного вопроса. Дискуссия осуществляется под руководством опытного ведущего.

Диспут — это заранее подготовленный устный спор на заданную тему (научную, морально-этическую, общественно важную). В процессе диспута сопоставляются различные точки зрения под руководством компетентного ведущего.

Полемика (от греч. polemikos — воинственный, враждебный) — это острый спор, борьба принципиально противоположных точек зрения. Цель — одержать победу над противником, отстоять собственную позицию. Наличие ведущего не обязательно.

Словами дебаты, прения именуют споры, которые возникают при обсуждении докладов, сообщений на заседаниях, конференциях.

9.1 Виды споров

Обычно споры дифференцируются по цели, по количеству участников или по форме проведения.

По цели различают следующие виды споров:

из-за истины Спор ради выяснения истины называют высшей формой спора, самой благородной и прекрасной. Кроме несомненной пользы, такой спор доставляет настоящее наслаждение его участникам. Это и понятно: расширяются знания о предмете спора, укрепляется вера в собственные интеллектуальные возможности.
для убеждения Задачей спора может быть убеждение оппонента. Здесь возможны два варианта: спорящий искренне убеждает в том, о чем говорит; сам спорящий вовсе не верит в истинность того, что защищает. Такой участник спора предпочитает оппонента слабее себя и выбирает только удобные для себя аргументы.
для победы Целью спора бывает победа, причем полемисты не ставят своей задачей приблизиться к истине или убедить противника. Их цель — убедить оппонента любыми методами. Главный принцип участников такого спора — "победителей не судят", поэтому спорящие прибегают к эффектным, но недостойным способом воздействия на противника.
ради спора Часто встречаются и спор ради спора. Для таких спорщиков безразлично, о чем спорить, с кем спорить. Им важно блеснуть красноречием.

 

По количеству участников выделяют:

спор-монолог — человек спорит сам с собой

спор-диалог — участвуют два лица

спор-полилог — ведется несколькими лицами

 

По форме проведения споры бывают:

устные Если спор ведется при слушателях, важную роль играют психологические моменты. Большое значение имеют быстрота реакции, остроумие. Участники пытаются не только переубедить друг друга, сколько произвести впечатление на публику.
письменные Считается более приемлемой формой выяснения истины, поэтому представляет особую ценность. Недостатки: проследить за ними сложнее, так как он более продолжителен по времени, зависит от периодичности изданий. Если спор тянется слишком долго, читатели успевают забыть отдельные выводы.

9.2 Предмет спора

Одно из решающих качеств полемиста — умение выделить предмет спора

Предмет спора — это те положения, которые подлежат обсуждению. Предмет спора следует обозначить сразу, нередко он уточняется в ходе дискуссии. Порой спорящие, не закончив разговора об одном предмете, подходят ко второму, от него — к третьему.

Отсюда важное правило: не терять предмет спора в пылу рассуждений.

Иногда одна из сторон сознательно уводит оппонента от обсуждаемой проблемы. Чтобы этого не происходило, полемисты должны разбираться в поставленных вопросах, досконально знать предмет спора.

 

Задание

 

Спор становится более плодотворным, если у участников есть общность исходных позиций. Недаром Ф. Бэкон говорил: "Споры неуместны там, где мы расходимся в началах, в самих понятиях и даже в формах доказательств".

Успех обсуждения во многом определяется умением правильно оперировать понятиями и терминами. В начале дискуссии следует уточнить значение основных понятий, но в то же время не надо перегружать спор научной терминологией.

 

В споре необходимо учитывать манеру поведения полемиста. Саади писал:

Глупец с ученым в спор вступает

И даже побеждает иногда.

Бесценную жемчужину, бывает,

Булыжник разбивает без труда.

 

Знание особенности манеры спорить, умение вовремя уловить изменения в поведении оппонента позволяют определить тактику спора.

 

Еще одно важное составляющее культуры спора — уважительное отношение к оппоненту. Уважение к чужим убеждениям не только признак уважения другой личности, но и признак развитого ума. Помните слова Гете: "Тот, кто находится в заблуждении, заменяет пылкостью то, что недостает ему в силе и правде".

 

Опираясь на вышесказанное, можно утверждать, что

культура спора предполагает следующее:

Не теряйте предмет спора. Не позволяйте противнику увести вас в сторону.

Занимайте определенную и твердую позицию.

Готовясь к дискуссии, уточните значение терминов.

Обращайте внимание на тактику оппонента. Соразмеряйте свои способности с его силами.

Относитесь с уважение к доводам спорящего, не оскорбляйте его резкими словами.

9.3 Законы логики

Чтобы успешно вести дискуссию, необходимо соблюдать формально-логические законы:

I. Закон тождества формулируется так — каждая мысль в процессе рассуждения должна иметь одно и то же устойчивое содержание. Это значит, что во время рассуждения нельзя подменять один предмет мысли другим:

Китайский софист Гунсунь Лун верхом на белой лошади подъехал к пограничной страже. Начальник стражи заявил, что переходить границу могут только люди, проводить лошадей не разрешается. Гунсунь Лун в ответ заметил: "Лошадь может быть рыжей, а белая лошадь не может быть рыжей. Следовательно, белая лошадь — это вовсе не лошадь. Начальник стражи, удивленный таким доводом, пропустил софиста с его лошадью.

Из этого примера видно, что произошла подмена тезиса и ученый стал рассуждать не о лошади как о предмете спора, а об ее масти.

II. Закон противоречия гласит: две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одном и том же отношении, не могут быть одновременно истинными:

Ходжа Насреддин жену принести миску простокваши. Жена ответила: "Миску? Да у нас в доме нет ложки простокваши". Насреддин сказал: "Ну и хорошо, что нет. Простокваша вредна человеку". "Странный ты человек", — говорит жена, — то у тебя простокваша полезна, то вредна. Какое же из твоих мнений правильное?" Ходжа Насреддин ответил: "Если простокваша есть дома, правильно первое, если нет — второе".

Итак, он высказывает противоположные мнения, но при этом уточняет условие, при котором оба высказывания оказываются верными.

III. Закон достаточного основания — всякая правильная мысль должна быть обусловлена другими мыслями, истинность которых доказана.

IV. Закон исключенного третьего — два противоречащих суждения не могут быть одновременно оба истинными или оба ложными.

Противоречащими называют такие два суждения, в одном из которых что-либо утверждается о предмете, а в другом то же самое об этом же предмете отрицается.

 

Например, выдвигается два суждения:

этот ученик присутствует в классе сейчас.

этот ученик отсутствует в классе сейчас.

 

Третьего не дано, потому одно из суждений истинное, другое — ложное.

— Да когда же этот лес сделался твоим? Разве ты недавно его купил?

— Да, я купил его недавно.

— Когда же ты успел его так скоро купить?

— Как же, я еще третьего дня купил, и дорого, черт возьми дал.

— Да ведь ты был в то время на ярмарке.

— Эх ты, Софрон! Разве нельзя быть в одно время и на ярмарке и купить землю?

(Н. В. Гоголь. "Мертвые души")

9.4 Доказательства

Структура доказательства

 

Тезис — основное положение, которое доказывается в споре -> Аргументы — это доводы, положения, при помощи которых обосновывается тезис

 

Типы аргументов

 

факты ссылки на авторитеты ссылки на заведомо истинные суждения
статистические научные из жизни из литературы пословицы, поговорки афоризмы крылатые слова аксиомы законы правила

 

Способы доказательства

Прямое — тезис обосновывается аргументами. Например:

Тезис: данное растение — кактус.

Факт: все кактусы — зеленые растения.

Следовательно, и данное растение содержит хлорофилл.

Косвенное:

метод "от противного" — чтобы доказать тезис, следует опровергнуть антитезис. Например:

Тезис: слово "борьба" по происхождению старославянское.

Антитезис: слово "борьба" не является общеславянским.

Опровержение антитезиса: если бы слово не было общеславянским, оно бы не употреблялось во всех славянских языках. Но слово "борьба" зафиксировано в украинском, белорусском, болгарском и других славянских языках. Следовательно, правилен тезис.

метод исключения — истинность тезиса доказывается с помощью выявления ложности всех возможных альтернатив, кроме одной — тезиса. Например:

Преступление совершили либо А, либо В, либо С.

Доказано, что ни А, ни В на совершали его, так как у них есть алиби.

Следовательно, преступление совершил С (у которого нет алиби).

приведение к абсурду — если допустить, что верен антитезис, получается абсурд. Например, диалог из романа И.С.Тургенева "Рудин":

— Стало быть, по-вашему, убеждений нет?

— Нет, и не существует.

— Это ваше убеждение?

— Да.

— Как же вы говорите, что их нет? Вот вам одно на первый случай.

 

 

Логические ошибки

Подмена тезиса — доказывается или опровергается не тот тезис, который был выдвинут сначала. Например:

— Я же говорил — нельзя их [часы] смазывать сливочным маслом! — прибавил он...

— Масло было самое свежее, — робко возразил заяц.

(Л.Кэррол. "Алиса в стране чудес")

Порочный круг — тезис обосновывается аргументами, которые выводятся из того же тезиса. Например, снотворное усыпляет, потому что оказывает снотворное действие.

Софизм (греч. sophisma — измышление, хитрость) — умышленно ошибочные рассуждения, которые выдаются за истинные, преднамеренно ложный вывод. Софизмы известны со времен античности, многие из них описаны Аристотелем в работе " О софистических опровержениях". Например, лекарство, принимаемое больным, есть добро. Чем больше делать добра, тем лучше. Следовательно, лекарство нужно принимать в больших дозах.

Этим именем [софист] обозначается основанное на мнении лицемерное подражание искусству, запутывающее другого в противоречиях, подражание, принадлежащее к части изобразительного искусства, творящей призраки и с помощью речей выделяющей в творчестве не божественную, а человеческую часть фокусничества.

(Платон. "Софист")

9.5 Доводы

Доводы в спорах могут быть как сильные, так и слабые, как рациональные, так и иррациональные. Могут быть сильные и рациональные одновременно, или слабые и иррациональные... Словом, возможны варианты.

 

Сильные — оппонент вынужден согласиться с доводом без каких-либо уточнений. Слабые — довод, против которого легко найти возражения

 

 

Рациональные: факты статистические данные суждения авторитетных лиц ссылки на законы общества Иррациональные — "аргументы к человеку", воздействующие на чувства слушателей.

 

Желая проверить истину какой-нибудь мысли, мы выбираем в пользу ее самые сильные с нашей точки зрения основания. Желая убедить кого-нибудь, выбираем доводы, которые должны казаться наиболее убедительными ему. Желая победить противника, выбираем доводы, которые более всего могут поставить его в затруднение. В споре для убеждения слушателей мы приспособляем выбор доводов не столько к противнику, сколько к слушателям.

(С.И. Поварнин. "Спор: О теории и практике спора")

Опровержение доводов оппонента

 

Опровержение осуществляется 3 способами (на примерах из романа Мельникова-Печерского "В лесах"):

Опровержение ложного тезиса фактами считается наиболее действенным методом. Здесь можно использовать анализ реальных событий, статистические данные, результаты эксперимента, свидетельские показания.

 

Купец Чапурин спорит с чиновником Колышкиным. Купец доказывает, что на реке Ветлуге есть россыпи золота. Это вызывает смех Колышкина. Тогда Чапурин показывает ему пузырек с золотым песком. Колышкин проверяет его и удостоверяется, что это золото. Но купец считает, что этот песок требует умелых рук, а иначе из него одна гарь получается, и в доказательство достает гарь, якобы полученную от неправильного нагревания золотого песка. Колышкин опять экспериментально проверяет гарь и доказывает, что это серный колчедан. Но до конца убедить купца ему не удается. Тогда он прибегает к другому способу.

Критика доводов оппонента

 

Вот как он это делает.

 

Тезис купца: на Ветлуге есть золотой песок, который он и купил.

 

Критика Колышкина:

Кто промывал песок? (Никто, его так из земли копают, а это неверно).

А богат человек, что песок продавал? (Нет, но продал золото в несколько раз дешевле его истинной стоимости: за 40 рублей вместо 300, следовательно, мошенники хотят заманить купца).

А в дело тебя звали? Денег просили? (Просили, следовательно, хотели обмануть).

 

Вывод: Все, кто продавал золото и заверял, что его много — одна воровская шайка.

Опровержение демонстрации — выявление того, что тезис противоположной стороны не вытекает из аргументов.

 

Вернемся к разговору купца с Колышкиным. Как к последнему доводу купец обращается к мысли, что речь о золоте с ним вели паломник, купец и игумен скита. Но положение этих людей объективно никак не связано с наличием золота. Ошибаться или намеренно вводить в заблуждение могут и они.

9.6 Приёмы

Юмор, ирония, сарказм усиливают эмоциональное воздействие на слушателей, помогают разрядить напряженную обстановку. Ироническое замечание может смутить оппонента.

Прием бумеранга ("бей врага его же оружием") заключается в том, что тезис или аргумент обращается против того, кто их высказал.

 

"Что он в самом деле, — подумал про себя Чичиков, — за дурака, что ли, принимает меня?"- и прибавил потом вслух:

— Мне странно, право: кажется, между нами происходит какое — то театральное представление или комедия, иначе я не могу себе объяснить... Вы, кажется, человек довольно умный, владеете сведениями образованности. Ведь предмет просто фу-фу. Что же он стоит? Кому нужен?

— Да вот вы же покупаете, стало быть, нужен.

Здесь Чичиков закусил губу и не нашелся что отвечать.

(Н. В. Гоголь. "Мертвые души")

 

Сведение к абсурду — демонстрируется ложность тезиса, так как следствия, вытекающие из него, противоречат действительности.

Знаменитый русский адвокат Ф.Н.Плевако выступил в защиту старушки, укравшей жестяной чайник стоимостью 50 копеек. Тезис прокурора был такой: частная собственность священна; если позволить людям покушаться на нее, страна погибнет. Ф. Н. Плевако выступил так:

 

"Много бед и испытаний пришлось претерпеть России за ее больше чем тысячелетнее существование. Печенеги терзали ее, половцы, татары, поляки. Двунадесять языков обрушилось на нее, взяли Москву. Все вытерпела, все преодолела Россия, только крепла и росла от испытаний. Но теперь, теперь... старушка украла старый чайник ценою в 50 копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно."

Приговор суда был оправдательным.

 

Атака вопросами — в споре важно задавать вопросы, отвечать всегда сложнее, чем спрашивать. Цель этого приема — перехватить инициативу, сделать положение оппонента затруднительным.

 

— Но допустим, что вы правы. Допустим, что я предательски ловлю вас на слове, чтобы выдать полиции. Вся арестуют и потом судят. Но разве в суде и в тюрьме вам будет хуже, чем здесь? А если сошлют на поселение и даже на каторгу, то разве это хуже, чем сидеть в этом флигеле? Полагаю, не хуже... Чего же бояться?

 

Видимо, эти слова подействовали на Ивана Демьяновича. Он покорно сел.

 

(А.П.Чехов. "Палата №6")

Довод к человеку — вместо обоснования тезиса пытаются опереться на чувства и настроения слушателей, начинают оценивать не поступки человека, а его достоинства и недостатки.

 

Когда товарищ прокурора сумел доказать, что подсудимый виновен и не заслуживает снисхождения, когда он уяснил, убедил и сказал: "Я кончил", — поднялся защитник. Все навострили уши. Воцарилась тишина. Адвокат заговорил, и... пошли плясать нервы...ской публики!..

 

— Мы — люди, господа присяжные председатели, будем же и судить по-человечески! — сказал, между прочим, защитник. — Прежде чем предстать перед вами, этот человек выстрадал шестимесячное предварительное заключение. В продолжение шести месяцев жена лишена была своего любимого супруга, глаза детей не высыхали от слез при мысли, что около них нет дорогого отца! О, если бы вы посмотрели на этих детей! Они голодны, потому что их некому покормить, они плачут, потому что они глубоко несчастны... Да поглядите же! Они протягивают к вам свои ручонки, прося все возвратить им их отца!..




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 671; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.133 сек.