Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Календарно-тематический план




Технология организации учебного процесса в системе зачетных единиц (академических кредитов) с элементами модульного обучения

Европейская система академических кредитов

 

После введения 3-х уровней высшего образования с одинаковыми названиями и сходными сроками обучения встает вопрос: какое реальное образование получил студент на каждом из 3-х уровней?

Инициаторы Болонского процесса решили определять в каждом случае «трудоемкость учебной работы». Можно было бы взять аудиторные часы («контактные часы» по европейской терминологии). Но отношение к аудиторным часам в европейских университетах таково, что многие вузы считают, что основное образование студент получает не на лекциях и семинарах, а в ходе самостоятельной работы при изучении рекомендованной литературы, при написании эссе (рефератов, курсовых работ), во время индивидуальных собеседований по проработанному материалу с академическими тьюторами. В европейских публикациях встречаются рекомендации ограничивать число контактных часов в неделю 8-ю или 10-ю, остальное время тратить на самостоятельную работу.

При этом соотношении между аудиторной работой и самостоятельной работой не будет 50% на 50%, как это принято в российском высшем образовании, а будет 1 к 4-м, или 1 к 6-ти. Такая организация учебного процесса никому не навязывается, это лишь обмен положительным опытом. Каждый вуз самостоятельно должен принимать решение по данному вопросу.

Таким образом, аудиторная нагрузка не может быть единицей измерения. Следует учитывать общую учебную нагрузку, суммарное время, которое студент потратил (в аудитории и вне ее) на овладение программой. Общая нагрузка включает помимо аудиторной написание эссе, рефератов, курсовых работ, лабораторных работ, практики и стажировки, подготовку к зачетам и экзаменам, сдачу зачетов и экзаменов и практический опыт работы по специальности.

Как определить весомость единицы измерения трудоемкости учебной дисциплины? В европейском высшем образовании эту единицу назвали «академическим кредитом». Система кредитов предполагает их взаимозачет и накопление. Болонская декларация гласит: «Кредиты могут быть заработаны и вне контекста высшего образования, например, в системе непрерывного образования, при условии, что они признаются принимающим университетом.

В начале Болонского процесса основное предназначение кредитов виделось в поддержании академической мобильности, но в 2003 г. в Берлине эта система уже рассматривалась как инструмент для разработки программ обучения в международных масштабах.

Общая трудоемкость учебной нагрузки в год была приравнена к 60-ти кредитам. На основании опыта применения системы кредитов в разных странах, считается, что студент не может заработать больше. Наиболее приемлемой из существующих в Европе систем кредитов была признана система ECTS – «European Credit Transfer System» (Европейская система взаимозачета кредитов). Как пересчитать нагрузку в часах в европейские академические кредиты? Министерство образования рекомендовало пересчитать учебную нагрузку в кредиты путем деления общей (аудиторной и самостоятельной работы) учебной нагрузки в семестре на 36 (36 часов общей нагрузки). Но в этом случае число кредитов по специальным дисциплинам получается небольшим по сравнению с европейскими вузами. Поэтому необходимо проанализировать опыт ведущих европейских вузов по кредитованию каждой дисциплины и выяснить причины диспропорций, если такие окажутся.

В каком случае студенту вообще начисляются кредиты? Сколько часов аудиторных занятий может пропустить студент, чтобы быть допущенным к зачетам и экзаменам?

В любом случае кредиты будут начислены студенту только после успешной сдачи им формы итогового контроля по данной дисциплине. (экзамен, зачет, тест или итоговая контрольная работа). Оценка не влияет на количество кредитов, оценка должна быть положительной. Количество кредитов в течение семестра и учебного года регламентировано – это 30 и 60.

Но если студент во время учебы набирает избыточное количество кредитов (например, посещая дополнительные учебные курсы), эти кредиты не засчитываются в счет основной программы обучения, ими можно воспользоваться при получении второго высшего образования, повышении квалификации, или при обучении на более высоких уровнях высшего образования.

Количество кредитов по отдельным дисциплинам не может быть дробным. Принято возможным начислять за отдельные дисциплины суммы кредитов с половинками, чтобы при сложении они давали целое число.

Таким образом, бакалавр должен набрать не менее 180 (за три года) или не менее 240 (за четыре года) академических кредитов. Магистр должен заработать не менее 300 кредитов.

 

Страны, подписавшие Болонскую декларацию, должны перейти к организации учебного процесса в системе зачетных единиц (академических кредитов), сходной с системой ECTS (European Credit Transfer System – Европейская система взаимозачета кредитов). Система ориентирована на получение легко читаемых и сравнимых Приложений к дипломам и на организацию широкомасштабной студенческой мобильности.

Одним из задаваемых и контролируемых параметров в Государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ГОС ВПО) выступает общая трудоемкость изучения дисциплины и максимальный объем учебной нагрузки студента в неделю, включая все виды аудиторной и самостоятельной работы. Кафедры боролись за максимально возможный объем аудиторных занятий в виде лекций, семинарских и практических занятий и лабораторных работ. От аудиторной нагрузки зависит количество преподавательских ставок.

На часы, отводимые для самостоятельной работы, обращалось мало внимания. Большая аудиторная нагрузка оставляет студентам мало времени на самостоятельную работу.

Обучение с использованием системы зачетных единиц предполагает принципиально иной подход к организации учебного процесса. При этом подходе учебный процесс организуется по так называемой «нелинейной схеме». Особенности нелинейной схемы следующие:

- личное участие студентов в формировании своего индивидуального учебного плана, предполагающего самостоятельный выбор для изучения дисциплин из числа предлагаемых;

- появление новой должности «тьютор», или академический консультант. Основная задача тьюторов – консультация при составлении индивидуальных учебных планов студентов;

- обеспеченность учебного процесса всеми необходимыми методическими материалами в печатной и электронной форме для самостоятельной работы студентов. Еще лучше - организация самостоятельной работы студентов в форме дистанционного образования на одной из платформ дистанционного образования через Интернет;

- обязательное использование балльно-рейтинговой системы оценки уровня учебных достижений для постоянного мониторинга учебного процесса.

При такой организации учебного процесса происходит переориентация процесса обучения на самостоятельную работу студентов. В рамках учебного процесса выделяются три взаимосвязанных вида учебной нагрузки, входящие в понятие общей трудоемкости изучения дисциплины:

- традиционные формы аудиторной работы (лекции, практические занятия, семинарские занятия, лабораторные работы);

- самостоятельная работа студентов;

- контактные часы, во время которых проводятся индивидуальные и коллективные консультации студентов по самостоятельным заданиям, а также оценивает результаты выполнения самостоятельных заданий.

При этом предполагается широкое использование электронных учебных материалов, печатных учебно-методических материалов, дистанционных форм обучения.

Центр тяжести обучения переносится на самостоятельную работу студентов, при этом сокращается аудиторная работа как преподавателей, так и студентов. В настоящее время учитывается только аудиторная нагрузка профессорско-преподавательского состава, и это не стимулирует качественное выполнение преподавателями учебно-методической, организационной деятельности, а также консультационной и контролирующей по самостоятельной работе студентов.

С введением такого рода нагрузки как контактные часы возникает вопрос: какова доля контактных часов в общей трудоемкости изучения дисциплины? С точки зрения расчета нагрузки преподавателя, контактные часы можно рассматривать как аудиторную работу, в которую входят индивидуальные и потоковые консультации, проведение и проверка контрольных работ, проверка самостоятельных заданий. Аудиторная нагрузка усложняется по содержанию. Для студентов контактные часы не являются обязательными аудиторными занятиями (кроме часов проведения контрольных работ), так как во время контактных часов происходят индивидуальные консультации с преподавателем.

Рассмотрим организацию учебного процесса на примере Казанского государственного университета [2].

По каждому изучаемому курсу кроме программы преподаватель разрабатывает календарно-тематический план. В [2] предлагается форма календарно-тематического плана, показанная в таблице 1.

Таблица 1

Дисциплина___________Курс___________________

Общая трудоемкость (кредиты/часы)____в т.ч. лекции____,сем.___.

Самостоятельная работа(часы)_____________

Контактные часы_____________________




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1942; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.