Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модульное обучение




В настоящее время в вузах России широкое распространение получает модульное обучение (МО).

«Сущность состоит в том, что обучающийся самостоятельно может работать с предложенной ему комплексной учебной программой, включающей в себя целевую программу действий, информационный блок и методическое руководство для достижения поставленной дидактической цели» [35, c. 35].

Одним из зачинателей МО и его теоретическим разработчиком был американский педагог Дж. Расселл. Теоретические разработки Дж. Расселла в 70-х г.г. XX-го столетия были развиты С. Курхом, Г. Оуенсом, Б. и М. Гольдшмид и успешно использовались во многих колледжах и университетах США и Западной Европы. В нашу страну модульное обучение проникло в конце 80-х г.г. благодаря трудам исследователя П.А. Юцявичене и ее учеников. К настоящему времени сложились два подхода к понятию модуля.

Один из них - междисциплинарный - характеризуется принципом соединения в систему дисциплин, необходимых при обучении специальности. Здесь модулем выступает учебная дисциплина как элемент этой системы. Основной проблемой является установление междисциплинарных связей и на этой основе - оптимальное размещение элементов внутри системы.

Другой подход связан с разбиением отдельной учебной дисциплины на логически завершенные темы, каждая из которых является информационной частью содержания модуля. Каждый модуль снабжен методическим руководством для преподавателя и студентов, комплексом вопросов, заданий для самостоятельной проработки. Усвоение контролируется проверочными тестами с использованием рейтинговой системы контроля.

Несомненная ценность модульного обучения в том, что оно дает возможность создавать гибкие образовательные структуры как по содержанию обучения, так и по его организации. Модульное обучение позволяет удачно сочетать в себе признаки программированного, проблемного, активного и индивидуально-дифференцированного обучения.

Анализ теоретических основ модульного обучения дает право говорить о его преимуществах:

- систематизация целей и содержания обучения;

- динамичность и гибкость;

- реализация деятельностного подхода путем использования технологий активного обучения;

- достижение высокой степени индивидуализации обучения посредством четкой структуризации содержания обучения и подбора методов его организации;

- модульное обучение является высокотехнологичным, что весьма расширяет границы его применения на всех уровнях образования: в школах, лицеях, колледжах, училищах, институтах, на ФПК.

Более подробный анализ реализации данных технологий обучения будет рассмотрен далее.

 

II. К основным частно-педагогическим (стратегическим) образовательным технологиям целесообразно отнести: лекционные технологии обучения; семинарские технологии обучения, практику (лабораторные работы, стажировка, учебно-профессиональная деятельность); процедуры активизации творческой деятельности; игровые процедуры (разыгрывание ролей, игры различного типа); исследовательские работы (игровое проектирование, анализ конкретных ситуаций, исследовательская работа, подготовка письменных аналитических работ); тренинговыетехнологии(тренинги разного типа); дискуссионные процедуры; процедуры самоуправления(индивидуальная и групповая самостоятельная работа).

Стратегическая образовательная технология – это организационный процесс, характеризующийся определенным типом деятельности ее участников, функцией в образовательном процессе и ориентированный на достижение стратегических целей образования. Другими словами, стратегические технологии обучения осуществляются в рамках различных форм организации обучения и меняются в зависимости от изменения форм.

 

При этом критериями выбора конкретных стратегических технологий являются:

- доминирующий тип развития, выступающий в качестве цели образования (духовное, интеллектуальное, личностное, поведенческое, деятельностное, коммуникативное, физическое, эмоциональное)

- ступени и стадии реализации образовательного процесса внутри уровней образования

- тип образовательного заведения

- психолого-педагогические закономерности и медицинские показатели обучающихся.

 

III. Локально-педагогическая (тактическая) образовательная технология – конкретная разновидность реализации организационного процесса в рамках одной стратегической технологии, направленная на достижение тактических целей образования и отличающаяся стилем, продолжительностью, типом коммуникации и другими параметрами.

По сути, на данном уровне, речь идет о технологическом подходе к методам обучения, т.е. к детальному и относительно алгоритмизированному описанию непосредственного взаимодействия педагога и студента.

В зависимости от выбранной стратегической технологии (связанной с имеющимися возможностями по выбору форм организации обучения) и на основе перечня компетенций, которые необходимо формировать в процессе обучения у студентов, преподаватель выбирает тактическую образовательную технологию. Так, на уровне стратегической лекционной технологии можно предложить выбор из следующих тактических технологий: проблемная лекция, лекция-провокация, бинарная лекция, лекция-пресс-конференция, лекция-дискуссия и др. А среди процедур активизации обучения и игровых процедур: «мозговую атаку», блиц-игру, дидактическую игру, кейс-стади, деловую игру и др.

Критериями выбора тактических технологий являются:

- педагогическая квалификация педагогов,

- специфика учебного материала,

- индивидуальные особенности обучающихся,

- материально-технические условия обучения,

- особенности взаимоотношений между педагогами, между педагогами и руководителями кафедр, факультетов, других подразделений.

В современных условиях большой интерес вызывают тактические технологии активного обучения. Остановимся на них подробнее.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1181; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.