Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие методические рекомендации




КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ

 

Методические рекомендации, планы семинарских и практических занятий

 

Технический редактор Л.И. Семочкина Подписано в печать ________. Формат 60х84 1/16. Бумага офсетная. Гарнитура Times. Печ. л. 4,75. Тираж 50 экз. Заказ № _____. Редакционно-издательский отдел Академии ФСИН России 390036, г. Рязань, ул. Сенная, 1 Отпечатано: Отделение полиграфии РИО Академии ФСИН России 390036, г. Рязань, ул. Сенная, 1
    ББК 67.400р30 © Юнусов Э.А., Мелякина К.Б., 2013 © Академия ФСИН России, 2013  

Конституционное право России - одна из фундаментальных юридических дисциплин, изучаемых в юридических вузах, в том числе и в Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний.

В период развития в нашей стране и приведением деятельность УИС в соответствии с общепризнанными стандартами по обеспечению прав и свобод человека и подготовке специалистов высокого уровня для учреждений ФСИН России невозможна без овладения основами правовых знаний.

Целью курса «Конституционное право России» являются, изучение основных положений Конституции России 1993 года, правильно исполнять документы правового характера, принимать решении и совершать иные действия в точном соответствии с законом, воспитание студентов в духе уважения и соблюдения Конституции и законов Российской Федерации.

Задачи курса выражаются в выработке умений сотрудником ФСИН России понимать и уважать основы конституционного строя и конституционные права и свободы граждан, интересы государства, законы и другие нормативные акты; обеспечивать реализацию законодательства, принимай, решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом; изучить и уметь анализировать важнейшие акты конституционного законодательства, получить навыки использования и применения норм конституционного права; обладать глубоким уважением к закону и бережно относиться к социальным ценностям правового государства.

Структура учебного курса обеспечивает последовательное изучение конституционного законодательства, а также теоретических положений науки конституционного права. Она направлена на формирование у слушателей представлений о содержании таких категорий, как основы конституционного строя РФ, основы правового статуса личности, политико-территориальная организация Российского государства, система органов государственной власти и местного самоуправления.

В результате изучения дисциплины «Конституционное право России» студенты должны иметь представления о Конституции России и конституционном законодательстве Российской Федерации, современных тенденциях развития конституционно-правовой науки и следить за изменениями конституционного законодательства, должны знать основной массив конституционного законодательства, должны уметь применять и обеспечивать реализацию конституционной нормы в зависимости от конкретных жизненных обстоятельств.

Достижение цели и задач курса «Конституционное право России» подразумевает, что студент должен обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, правовой и политической культурой, уважением к закону и бережным отношением к конституции Российской Федерации, чести и достоинству гражданина, высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений, чувством долга, ответственностью за судьбы людей и порученное дело, принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты, чувством нетерпимости к любому нарушению Конституционного законодательства в собственной профессиональной деятельности.

Большую помощь в усвоении программы курса призвана сыграть рабочая программа учебной дисциплины, которая позволяет уяснить основные вопросы по каждой теме, а также определяет объем знаний, который должен усвоить каждый студент. Поэтому при подготовке к семинарским занятиям необходимо постоянно обращаться к рабочей программе с тем, чтобы понять, как тот или иной вопрос, выносимый на обсуждение в аудитории, поставлен в самой программе, в какой связи с другими вопросами он находится.

Следует обратить внимание на то, что ввиду большого объема изучаемого материала особое значение приобретает самостоятельная подготовка, во время которой предстоит усвоить значительную часть рабочего учебного плана. В конце каждой темы в рабочей учебной программе приводится достаточно объемный перечень источников и литературы, в которой отражен весь спектр рассматриваемых общественных и государственно-правовых явлений и процессов. Рабочая программа учебной дисциплины призвана также оказать помощь студентам при подготовке и сдаче зачета и экзамена.

Методические рекомендации призваны в определенной степени облегчить студентам работу по изучению программного материала данного курса. Их цель– разъяснение студентам необходимости изучения конституционного право России, знакомство с наиболее рациональными формами и приемами самостоятельной работы, попытка помочь, с наименьшими временными затратами, глубоко усвоить программный материал, приобрести навыки в систематизации политико-правовых и юридических источников.

Курс «Конституционное право России» рассчитан на 114 аудиторных часов. Курс требует от студентов тщательного изучения первоисточников, так как лекции, семинары и практические занятия проводятся с интенсивным привлечением их содержания.

Формами промежуточного контроля знаний студентов является зачет, формой итогового контроля является экзамен. В течение учебного года, а также накануне экзамена проводятся консультации. К иным формам организации учебного процесса относятся слушательская научно-теоретическая конференция и научный кружок по конституционному праву России.


ЛЕКЦИЯ

Вузовская лекция – устное изложение преподавателем предмета, научной проблемы или отдельного вопроса. Изучение студентами Конституционного права России начинается с лекций. Лекция не только имеет большое познавательное значение, но и учит студентов делать обобщения и выводы, помогает в самостоятельной работе, настраивает на систематическую работу над предметом.

В процессе чтения лекции начинается самостоятельная работа, студент пытается фиксировать основные положения. Дословно лекцию записывать не следует, но необходимо постараться отразить как можно полнее и точнее определения, теоретические выводы, обобщения. Простое прослушивание лекции без ведения конспекта мало что дает, так как через несколько часов в памяти почти ничего не остается.

Конспект лучше прочесть в тот же день или в самое ближайшее время и по «горячим следам» исправить допущенные во время записи неточности, внести необходимые дополнения. Не рекомендуется откладывать работу «в долгий ящик»; перечитывая конспект сразу после лекции, студент мысленно как бы воспроизводит ее полностью, что позволяет проанализировать, понять и усвоить прозвучавший в ней материал. Перечитывая конспект, следует поработать над систематизацией: пронумеровать отдельные положения, выделить главное, то есть заставить работать зрительную память. Пользоваться чужими конспектами не рекомендуется, запись всегда индивидуальна и рассчитана, в первую очередь, на самого записывающего – это своеобразное индивидуальное пособие.

При записи следует оставлять поля, на которые затем, при ее чтении, следует дописать пропущенный или дополнительный материал из первоисточников или другой литературы, собственные мысли. Запись лекции более продуктивна при использовании навыков стенографии.

Надо вырабатывать привычку – записывать слова сокращенно. Например, государство – гос-во, право – пр., общественный строй – о.с. и т.д.

СЕМИНАР

Семинары в вузе – это также в определенной степени вид практических занятий. Семинарские занятия по Конституционному праву России посвящены углубленному изучению правовых документов, важнейших теоретических проблем, вопросов общественного, государственного и правового строя в современной России. Студентам заблаговременно сообщаются темы семинаров и перечень основных вопросов, которые будут рассматриваться на занятии, список литературы, содержащий необходимые сведения по существу этих вопросов, а также время его проведения. Количество часов, отводимых на изучение каждой темы, а также выбор темы определяются преподавателем соответственно рабочему учебному плану. Планы семинаров содержат перечень основных вопросов по каждой из тем, изучаемых в рамках общего курса «Конституционное право России». На семинаре могут рассматриваться и быть предметом обсуждения и другие аспекты темы (по указанию преподавателя).

Семинары представляют наиболее активную форму обучения. Во время семинарских занятий студенты учатся анализировать документы и материалы, приобретают навыки ведения полемики, публичных выступлений, овладевают умением пользоваться терминологией.

При подготовке к семинару следует не только хорошо изучить рекомендованную литературу и сделать необходимые выписки, но и продумать сам ответ: составить план ответа по всем вопросам, которые выносятся на обсуждение. На семинаре необходимо внимательно слушать ответы и фиксировать все новое. При ответе следует использовать исторический материал и современные публикации. Желательно принять участие в обсуждаемых вопросах, попытаться дополнить ответы, высказать свое мнение. Участие в семинаре развивает мышление, избавляет от механического усвоения материала, помогает приобрести опыт в отстаивании собственного мнения.

Семинарские занятия по курсу строятся и в форме беседы по вопросам, указанным в плане, и вформе чтения и комментирования статей законодательных актов. Для того чтобы подготовиться к анализу нормативно-правовых актов, студенту необходимо при изучении источников не только передать общий смысл статьи, но и обратить внимание на примечания, комментарии и пояснения исследователей. Нет необходимости конспектировать текст документов полностью: фиксировать в тетради нужно только самое существенное. Дословному цитированию подлежат лишь наиболее яркие, емкие части актов.

Не обязательно подробно изучать все работы, указанные в списке литературы. Рекомендованная к каждой теме литература составлена таким образом, чтобы имелся более широкий выбор работ, так как не все они в равной степени доступны. Это не означает, что студент может ограничиться каким-либо одним исследованием. Крайне важно, чтобы студент на семинарских занятиях научился делать общие выводы на основании изложенного им самим или другими выступавшими.

Только систематическая, добросовестная работа на семинарских занятиях будет способствовать правильному и углубленному пониманию изучаемой проблемы и в целом учебной дисциплины.

КОНСУЛЬТАЦИИ

Консультация для студентов – один из важнейших источников получения наиболее полной информации об изучаемом предмете: сведения о задачах и специфике изучения Конституционного права России, объеме предстоящей работы, о наиболее целесообразных формах и приемах изучения, возможных трудностях и путях их преодоления, а также о предъявляемых кафедрой и преподавателями требованиях. Проводятся поточные, групповые, индивидуальные, предэкзаменационные консультации. Все необходимые консультации студенты могут получить у преподавателя на семинаре или во внеурочное время в кабинетах преподавателей 206, 212, 214, 216 и 220 юридического корпуса академии.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Основой изучения и познания предмета является самостоятельная работа.

Очень важно творчески подходить к изучению Конституционного права России, чтобы учеба не сводилась к механическому заучиванию готовых положений и выводов, но развивала самостоятельное мышление, помогала пониманию и осмыслению закономерностей развития современного общества, в том числе юриспруденции и права.

Умению продуктивно самостоятельно работать над научной и учебной литературой надо учиться: эффективность и быстрота обретаются в ходе самой работы. Однако не следует пренебрегать опытом многих поколений, общими правилами целесообразных и рациональных методов работы над книгой: конспектирование первоисточников, ведение записей на лекциях и семинарах и т. д.

Все формы и приемы в организации самостоятельной работы должны быть нацелены на глубокое усвоение содержания рекомендованных к изучению источников и литературы.

Следует усвоить правила самостоятельной работы над учебной книгой и правовыми источниками, которая требует большого напряжения, целеустремленности и систематичности. Это важно как для во время обучения, так и для специалиста по окончании вуза с целью поддержания высокого профессионального уровня.

Наибольшей эффективности в самостоятельной работе можно достичь, используя ряд приемов:

· Последовательность в изучении литературы обеспечит экономию времени, облегчит выполнение заданий, поможет глубже усвоить программный материал.

· Использование справочного материала (схемы, карты, словарь иностранных слов, энциклопедии, юридические, философские, политические словари и т. п.).

· Посещение библиотек.

· Изучение первоисточников.

Книги необходимо читать сосредоточенно. Чтение научного текста при рассеянном внимании – бесполезная трата времени, нужно вникать в содержание книги, пытаться понять и усвоить прочитанное. «Глотание книги» – самое непроизводительное занятие. Начинать работу над книгой следует с ознакомления и внимательного просмотра оглавления. Это позволит узнать круг вопросов и порядок их изложения. Затем следует прочесть введение или предисловие, в которых обычно дается характеристика работы, цель ее написания, называются главные идеи, моменты, на которые особо следует обратить внимание. При изучении содержания следует внимательно следить за развитием мысли автора, чтобы уловить логическую связь между выдвигаемыми положениями, их аргументированием, выводами и обобщениями.

Чем шире круг источников, тем разнообразнее мнения, представленные в них, тем больше внимания требуется, чтобы понять, усвоить содержание, свободно использовать аргументацию, полученную информацию.

КОНСПЕКТ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Конспект – это обзор прочитанного с подробным изложением основных моментов книги, статьи, документа, выводов, наиболее важных аргументов. Для более глубокого изучения Конституционного (государственного) права Российской Федерации и овладения конституционно-правовой наукой студентам рекомендуется конспектировать юридические первоисточники.

Ведение конспекта, как правило, процесс творческий, который сопровождается активизацией мыслительной деятельности. Хорошая запись помогает быстро восстанавливать в памяти прочитанный материал.

Следует иметь в виду, что при письменном изложении прочитанного мысли получают более четкое и продуманное выражение, хорош и полезен тот конспект, в котором коротко изложено главное – non multa, sed multum – «не многое, но много», в немногих словах, но много по содержанию.

Приступать к конспектированию необходимо после основательного знакомства с содержанием источника, то есть с момента, когда возникает полная ясность в прочитанном. Если студент начинает одновременно с чтением конспектировать абзац за абзацем, страницу за страницей, то в конспект неизбежно вкрадываются второстепенные фразы и примеры. Конспект загромождается вспомогательным материалом.

Лучшей формой конспектирования считается запись содержания своими словами, она побуждает студента глубже анализировать читаемый текст при отборе главного и важного. Однако не следует отказываться и от дословного изложения, особенно это касается терминов, основных мыслей автора, понятий, теорий и т. д.

Конспекты могут быть текстуальными, свободными, аннотированными, составленными в виде плана, рецензии, тезисов или комбинированными.

Конспектируя источник, следует дать полное его название, указать автора, год и место издания, а также время написания. Главы и параграфы надо записывать так, как они даны в первоисточнике, без сокращений.

Выбор формы записи зависит от индивидуальных особенностей студента, его опыта. Однако записи нужно оформлять так, чтобы ими удобно было пользоваться. Конспект оправдывает себя только в том случае, если он составлен в результате самостоятельной работы студента.

РЕФЕРАТ

Готовясь к своей творческой, научной или практической деятельности по избранной специальности, студент должен научиться постоянно пополнять свои знания, приобретать опыт исследовательской работы. В этом смысле подготовка реферата и его защита на семинарском занятии занимает весьма важное место.

Реферат – разновидность самостоятельного творческого задания, выполняемого на основе изучения и анализа научной литературы и, в некоторых случаях, иных источников информации.

В процессе подготовки реферата студент знакомится со всей доступной учебной и исследовательской литературой, усваивает материал, значительно превышающий по объему программу изучаемого курса.

Выбор темы реферата осуществляется на основе рекомендательного списка примерных тем, который заранее составляется преподавателем. Выбрав тему, следует составить план и подобрать литературу, при этом целесообразно проконсультироваться с преподавателем.

Реферат выполняется в объеме 1-го условного печатного листа (24 машинописных страницы через два интервала или 16 страниц через полуторный интервал). Допускается написание текста от руки – в этом случае объем реферата устанавливается преподавателем произвольно (индивидуально).

При работе над рефератом необходимо предварительно глубоко изучить относящиеся к избранной теме научные работы, другие материалы. Реферат не должен стать механическим переписыванием одного или нескольких научных произведений. При написании реферата необходимо использовать разнообразные источники: монографические исследования, научные статьи, словари, справочники, энциклопедии, материалы периодической печати и так далее; количество их в каждом конкретном случае может варьироваться, но, как правило, составляет не менее 10 (десяти) наименований. Проанализировать рассматриваемые проблемы, представить свои комментарии, оценки, предположения.

Преподаватель оказывает студентам организационную и методическую поддержку, помогает избежать компиляций, грамотно использовать противоречивые источники и публицистическую литературу, критически относиться к информации, не поддающейся проверке.

Структурно реферат включает разделы: план, введение, основную (содержательную) часть, заключение (выводы), примечания, приложения (при наличии таковых), список использованной литературы. Все приведенные в тексте цифровые данные, цитаты и заимствованные суждения должны быть подтверждены указанием источника.

Введение должно содержать целевую установку, обоснование актуальности темы и краткий обзор литературы.

В основной части излагается суть проблемы, различные точки зрения на нее и собственная позиция студента.

В заключении кратко резюмируется содержание работы, формулируются выводы. При наличии приложений их помещают после заключения.

В оформлении научного аппарата работы следует придерживаться принятых стандартов библиографического описания документа.

На представление основных положений реферата дается обычно 10-15 минут. При этом предпочтительнее не зачитывать текст реферата, а пересказать его.

После доклада студенту задаются вопросы, на которые он дает краткие ответы, высказываются мнения, предложения и замечания.

Преподаватель подводит итог: оценивает содержание реферата, выступления докладчика и оппонентов.

При оценке реферата, прежде всего, учитываются его содержание, теоретический и методический уровень, убедительность аргументации, правильность обобщений. Большое внимание уделяется также умению представить свою работу, манере поведения на защите.

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

Главная цель контроля – сделать процесс обучения более эффективным, помочь студенту выработать правильный режим работы над первоисточниками и учебной литературой, добиться глубокого усвоения программного материала. Контроль за самостоятельной работой студентов осуществляется преподавателем постоянно.

Формами контроля за усвоением программы курса являются: систематический, текущий контроль (оценки в журнале), промежуточный, рубежный (тестирование по пройденному материалу) и итоговый (зачет и экзамен).

Текущая успеваемость. Преподаватель оценивает знания студентов по четырех балльной системе за выступления на семинарских занятиях и подготовку рефератов.

Промежуточный (рубежный) контроль. Проводится, как правило, в середине каждого семестра в различных формах (тестирование, коллоквиум и т.п.).

Итоговая проверка. Осуществляется путем проведения и экзамена. Экзамен проводятся по специально разработанным билетам. При ответе студентам необходимо показать глубокие знания предмета, фактического материала, умение самостоятельно анализировать исторические и правовые проблемы.

Оценка «отлично» ставится, если студент знает требуемый программой курса материал, содержание обязательных к изучению первоисточников, правильно формулирует и аргументирует высказываемые положения, умело применяет знание историко-правовой теории при анализе современных событий, правильно отвечает на дополнительные вопросы и имеет свой взгляд на предмет.

Оценка «хорошо» ставится, если студент, правильно отвечая на поставленные в билете вопросы, показывает прочные знания, однако допускает некоторые погрешности и неточности при ответе, не имеющие принципиального значения, но свидетельствующие о недостаточно глубоком усвоении программного материала.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент в целом имеет представления о материале курса, знаком с содержанием правовых источников, но плохо отвечает на вопросы, имеет пробелы в знании теоретических положений и фактического материала.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент не может дать вразумительный ответ на экзаменационные вопросы.

При неудовлетворительной оценке, но успешной сдаче экзаменов по другим дисциплинам назначается повторная сдача зачета (экзамена). В случае повторной неудовлетворительной оценки экзамен проводится кафедральной комиссией.


Учебно-тематический план

очная форма обучения

 

№ п/п Наименование тем Всего часов по учебному плану Из них аудиторных: Самостоятельная работа
Всего часов Лекции Семинарские занятия Практические занятия
1-й семестр
1. Конституционное право – ведущая отрасль российской правовой системы            
2. Конституция как основной источник конституционного права            
3. Основы конституционного строя России            
4. Гражданство Российской Федерации            
5. Избирательное право России            
6. Избирательная система в Российской Федерации            
7. Референдум в Российской Федерации            
8. Конституционные основы правового статуса личности            
9. Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации            
10. Федеративное устройство Российской Федерации            
  Итого за 1 семестр            
2 семестр
11. Конституционные основы организации системы органов государственной власти в Российской Федерации            
12. Конституционно- правовой статус Президента Российской Федерации            
13. Федеральное собрание Российской Федерации            
14. Статус депутатов представительных органов в Российской Федерации            
15. Законодательная процедура в Российской Федерации. Конституционные поправки и пересмотр Конституции России            
16. Конституционно - правовой статус Правительства Российской Федерации. Федеральная исполнительная власть            
17. Конституционно - правовые основы судебной власти в Российской Федерации            
18. Конституционный контроль и надзор в России            
19. Организация государственной власти в субъектах Российской Федерации            
20. Конституционно – правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации            
21. Актуальные проблемы конституционного права Российской Федерации            
Итого за 2 семестр            
Всего по курсу            

Учебно-тематический план

заочная форма обучения

 

№ п/п Наименование тем Всего часов по учебному плану Из них аудиторных: Самостоятельная работа
Всего часов Лекции Семинарские занятия Практические занятия
Установочная сессия
1. Конституционное право – ведущая отрасль российской правовой системы            
2. Конституция как основной источник конституционного права            
3. Основы конституционного строя России            
4. Гражданство Российской Федерации            
5. Избирательное право России            
6. Избирательная система в Российской Федерации            
7. Референдум в Российской Федерации            
8. Конституционные основы правового статуса личности            
9. Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации            
10. Федеративное устройство Российской Федерации            
Итого за сессию            
Лабораторно - экзаменационная сессия
11. Конституционные основы организации системы органов государственной власти в Российской Федерации            
12. Конституционно- правовой статус Президента Российской Федерации            
13. Федеральное собрание Российской Федерации            
14. Статус депутатов представительных органов в Российской Федерации            
15. Законодательная процедура в Российской Федерации. Конституционные поправки и пересмотр Конституции России            
16. Конституционно - правовой статус Правительства Российской Федерации. Федеральная исполнительная власть            
17. Конституционно - правовые основы судебной власти в Российской Федерации            
18. Конституционный контроль и надзор в России            
19. Организация государственной власти в субъектах Российской Федерации            
20. Конституционно – правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации            
21. Актуальные проблемы конституционного права Российской Федерации            
Итого за сессию            
  Всего по курсу            




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.