Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические причины, диагностика и коррекция

 

Педагогическая симптоматика трудностей Психологические и другие причины Психолого-педагогические рекомендации
Замена согласных букв, близких по акустическим или артикуляционным признакам, пропуск гласных букв (напр., "зуки" вместо "жуки", "Шапaги" вместо "сапоги", "панка" вместо "банка") Недоразвитие фонетико-фонематического анализа  
Недостатки в развитии процессов произвольного внимания  
Несформированность звукобуквенных ассоциаций  
Недостатки в произношении Консультация логопеда
Пропуск гласных букв, слогов, недописывание слов и предложений (напр., «трва» вместо «трава», «кродил» вместо «крокодил», «жвт» вместо «живет», «сдт» вместо «сидит», «красны» вместо «красный», «набухл» вместо «набухли» Недостаточность звуко-буквенного анализа  
Неустойчивость внимания  
Сниженная работоспособность Щадящий режим (снижение учебной нагрузки, введение «разгрузочного дня»)
Индивидуально-психологические особенности (особенности темперамента) Повышение концентрации внимания, усиление самоконтроля
Трудности с употреблением мягкого знака и правильным написанием мягких согласных (напр., "васелки" вместо "васильки", "кон" вместо" конь", "смали" вместо "смяли") Недостатки в развитии фонетико-фонематического анализа  
Не развито умение дифференцировать мышечные усилия  
Не усвоены правила правописания Ликвидировать пробелы в знаниях
Ошибки на определение места звука в слове, на выделение звука из слова Несформированность фонетико-фонематического анализа  
Недостаточность развития анализа пространственных отношений  
Трудности при выделении слова из предложения, при определении количества названных слов Недостатки в развитии вербального анализа  
Несформированность понятия числа  
Неразличение звуков в слове, выделение только акустически сильных Недоразвитие фонетико-фонематического анализа Консультация логопеда
Недостаточность звукового анализа  
Затруднения при определении последовательности звуков в слове Недостатки в развитии звукового анализа  
Слабое развитие слуховой памяти  
Неразличение при письме сходных по начертанию букв (6-в, н-п, м-л, ш- т, 6- д и др.) Недостаточность зрительного анализа  
Несформированность анализа пространственных отношений  
Недоговаривание, добавление звуков Недоразвитие фонетико-фонематического анализа Консультация логопеда
Недостаточность процессов звукового анализа  
Недостатки в артикулировании Консультация логопеда
Добавление гласных букв, (напр., "галака" вместо "галка", "тарава" вместо "трава", "клюкива" вместо "клюква", "кувашин" вместо"кувшин") Несформированность звуко-буквенного анализа  
Неустойчивость произвольного внимания  
Перестановка букв и слогов в словах, (напр.,"звял" вместо "взял", "пеперисал" вместо "переписал", "уманя" вместо "умная") Недостаточность зрительного анализа  
Недостаточность звуко-буквенного анализа Консультация логопеда (при недостатках произношения)
Неустойчивость произвольного внимания  
При письме сращивание и расщепление слов; слитное написание с предлогами; раздельное написание приставок (напр. "виситнастне", "подорожке", "при летели", "в зела" вместо "взяла", "жи вет" вместо "живет", "жвлсу" вместо "живет в лесу", "послдаж" вместо "после дождя") Несформированность вербального анализа  
Недостатки в развитии процессов зрительного анализа и синтеза  
Недостаточное развитие анализа пространственных отношений  
"Зеркальное" написание букв, неузнавание букв в перевернутом виде Недостаточность зрительного анализа Конструировать букву из ее элементов
Недостаточное развитие анализа пространственных отношений  
Отсутствие прочной связи между зрительным и двигательным образами буквы  
Замена букв по пространственному сходству (с-е, б- д, u-п, н-п) Недостаточное развитие анализа пространственных отношений  
Недостаточность зрительного анализа  
Высота букв не соответствует высоте рабочей строки, буквы располагаются выше или ниже рабочей строки, не используется надстрочное или подстрочное пространство рабочей строки Слабо развита тонкая моторика руки  
Не сформированы зрительно-двигательные координации  
Недостаточное развитие анализа пространственных отношений  
Не усвоено понятие "рабочая строка"  
Расположение букв при списывании в обратной последовательности; копия располагается слева от образца Не сформирована однонаправленность считывания слева направо  
Недостаточно развит анализ пространственных отношений  
Расположение учебного материала на строках страницы снизу вверх (продолжение текста расположено на строчке, находящейся выше его начала; копия располагается на строчке, находящейся выше образца; продолжение учебного материала располагается за границей рабочей строчки) Недостаточно развит анализ пространственных отношений  
 
Не отработано правило размещения учебного материала в направлении сверху вниз  
Затруднения при усвоении правильного начертания букв, затруднения при написании закругленных деталей букв и цифр Недостаточность зрительного анализа  
Недоразвитие микромоторики  
Несформированность зрительно-двигательных координаций  
Несформированность дифференцированных зрительных образов букв  
Неправильный выбор образца при написании буквы (цифры)  
Неряшливое письмо, грязь в тетради, неумение правильно "надавливать" на ручку или карандаш Недоразвитие макро- и микро-моторики  
Неумение дифференцировать мышечные усилия  
Несформированность зрительно-двигательных координаций  
Несформированность личностных качеств аккуратности и прилежности Выработка соответствующих качеств
Очень медленный темп письма Несформированность зрительно-двигательных координаций  
Недостаточное развитие микро-моторики  
Трудности в произвольном управлении движениями  
Инертность нервных процессов Предоставить возможность работать в доступном темпе; отводить больше времени для выполнения заданий; проводить тренировочные игры на быстроту реакции, работу в заданном темпе и ритме; выполнять задания с ограничением времени работы; формировать личностные качества (собранность, организованность, умение быстро сосредотачиваться).
Несформированность прочных ассоциативных связей между звуковой и графической формами букв  
Затруднения в осуществлении звукобуквенного анализа  
С ошибками списывает с доски Несформированность процессов зрительного анализа  
Неустойчивость произвольного внимания  
Неумение поэлементно воспроизводить образец  
Слабое развитие кратковременной зрительной памяти  
Искажение почерка (нестабильность графических форм) Недостатки в развитии зрительно-двигательных координаций  
Недостаточное развитие процессов зрительного анализа  
Отсутствие прочной связи между зрительным и двигательным образами буквы  
Сложности при переводе звука в букву и наоборот Несформированность звукобуквенного анализа  
Не выработаны прочные ассоциативные связи между звуковой и графической формами буквы  
Не усвоены понятия "звук" и "буква" и их соотношение  
Дислексия Занятия с логопедом
Трудности в удержании и воспроизведении элементов речи (звуков, слов, предложений) Недостатки в развитии непосредственной кратковременной памяти  
Поверхностная смысловая обработка материала при запоминании  
Недостатки в развитии произвольного внимания  
Сложности при переводе печатной графемы в письменную и наоборот (смешение печатных и письменных букв) Недостаточность развития процессов зрительного анализа  
Недостаточная отдифференцированность зрительных образов печатных и письменных букв  
Недостаточное развитие зрительной памяти  
Тремор (дрожание руки) при письме Трудности в произвольном управлении микромоторикой  
Неумение дифференцировать мышечные усилия  
Недостатки в сформированности зрительно-двигательных координаций  
Функциональные нарушения нервно-психической сферы (астения) Щадящий режим (снижение учебной нагрузки, введение "разгрузочного дня")
Появление или возрастание ошибок к концу работы Постепенное ослабление самоконтроля  
Недостаточный уровень развития процессов саморегуляции  
Ослабление процессов произвольного внимания  
Астеническое состояние Щадящий режим (снижение учебной нагрузки, введение "разгрузочного дня")
Количественные ошибки (преувеличение или преуменьшение количества букв, слогов и элементов букв; например, "бабабушка ", "ш" вместо "и", "п" вместо " т ", " " вместо " т ") Недостаточность зрительного анализа  
Несформированность понятия числа  
Индивидуально-типологические особенности (инерция возбудительного процесса или преждевременное торможение) Повысить концентрацию внимания, усилить самоконтроль
Плохо ориентируется в пространстве листа тетради Недостаточность развития анализа пространственных отношений (право-лево, верх-низ)  
Недостатки в развитии процессов саморегуляции и самоконтроля  
Трудности в усвоении алфавита Недостатки в развитии непосредственной произвольной памяти  
Недостаточная дифференциация букв, сходных по написанию или близких по звучанию  
Несформированность звуко-буквенного анализа  
Затруднения в употреблении заглавной буквы Недостаточное развитие вербального анализа  
Недостаточная гибкость мыслительной деятельности  
Не усвоено соответствующее правило  
Неумение выделить предложение из текста, слитное написание предложений Несформированность вербального анализа  
Недостаточное развитие процессов зрительного анализа (синкретичность восприятия)  
Трудности при определении слова как части речи (напр., "бег", "пение" называет глаголами, "лежать ", "молчать"- не глаголами, т.к. не обозначают действия) Конкретность мышления (не может отделить слово от обозначаемого содержания)  
Недостаточность операции абстрагирования  
Затруднения при подборе родственных слов на основе установления общего смысла корня (напр., часы - часовой, жарко жаркий, светает - свечка) Конкретность мышления Дифференцировать однокоренные слова от синонимов и антонимов
Недостаточность мыслительной операции обобщения
Не умеет применять правило в конкретной ситуации (напр., зная, что "жи-ши" пишется с буквой "и", пишет "сидел на крыши") Недостаточность операции абстрагирования Отдифференцировать условия, при которых пишется "и" или "е" (в дат. и предл. падежах)
Несформированность операции сравнения
Недостатки в развитии мыслительной операции анализа
Отсутствует "орфографическая зоркость" (не умеет найти орфограмму) Недостатки в развитии слухового вербального анализа Отчетливое громкое послоговое проговаривание зрительно воспринимаемых слов; отработать двигательные образы слов; запоминание фонемно-морфемных блоков (ира, тель, чаm, лив)
Недостатки в развитии зрительного анализа вербального материала
Несформированность звукового анализа
Недоразвитие зрительной памяти
Недостаточность звукобуквенного анализа
Недостатки в развитии самоконтроля
Несформированность двигательных образов слов
Недостаточное артикулирование слов при письме  
Не отработана связь графической формы слова с его звуковой формой и графической формы слова с его семантикой  
Недостатки в развитии фонематического восприятия  
Недостаточность развития процессов произвольного внимания  
Неправильная постановка точки при письме Недостатки в развитии вербально-смыслового анализа (не умеет выделить законченную мысль) Учить вычленять предложения из текста; составление предложения из отдельных слов; составление нескольких предложений; работа с деформированными предложениями и текстами (со слитно написанными словами, с пропущенными словами, рассыпанные предложения); выразительное громкое чтение; составление плана текста
  Недостаточность развития мышления (не понимает предложенный текст)
  Несформированность мыслительной операции синтеза (не умеет найти связи внутри смыслового целого)
Не умеет находить ошибки в собственной работе Недостаточность процессов самоконтроля (по смыслу и по написанию) Учить выделять отдельные слова и проверять каждое из них на соответствие общему смыслу предложения; делить отдельные слова на слоги, прочитать их и проверить, нет ли пропуска, замены, перестановки, удвоения букв или слогов; использование приема "ошибающийся" учитель"
Недостаточная концентрация внимания

 

Таблица 2. ТРУДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ:
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ, ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ

 

Педагогическая симптоматика трудностей Психологические и другие причины Психолого-педагогические рекомендации
Затруднения при слиянии букв в слоги, слогов в слова Низкий уровень синтеза звуковых элементов  
Недостатки в развитии звуко-буквенных ассоциаций  
Недостаточное знание букв алфавита  
Не усвоены понятия "звук" и "буква" и их соотношение Отработать понятия "звук" и "буква"
Побуквенное или слоговое чтение Несформированность процесса синтеза звуко-буквенных элементов "Вычистить" согласные звуки
Повторное считывание той же строчки, про пуск строчки, считывание выше расположенной строчки вместо нижней Недостаточное развитие анализа пространственных отношений  
Неустойчивость произвольного внимания  
Неправильное чтение похожих по начертанию букв (напр., "фозетка" вместо "розетка ") Несформированность процессов зрительного анализа  
Неупроченность ассоциаций между звуковой и графической формами буквы  
Недостаточное развитие анализа пространственных отношений  
Потеря строки при чтении Неустойчивость произвольного внимания  
Правильно прочитывается начало слова, а конец читается с искажениями (напр., "исповедь" вместо "исподволь ", "маяться" вместо "маятники ", "выше" вместо "вышла", "дне" вместо "две") Недостаточность зрительного анализа слова (синкретичность восприятия)  
"Зеркальное" чтение (чтение слов справа налево) Несформированность однонаправленности считывания слева направо  
Недостаточное развитие анализа пространственных отношений  
Прочитывание слов с ошибками (пропуск букв, перестановка слогов, замена предыдущих букв последующими) (напр., "заряд" вместо "разряд ", "мушура" вместо "мишура", "апаликацuя" вместо "аппликация ", "эксплюатотор" вместо "эксплуататор"} Несформированность процессов произвольного внимания  
Недостаточность процессов зрительного анализа  
Индивидуальные особенности темперамента (холерический) Повысить концентрацию внимания, усилить самоконтроль
Трудности при переводе слов из слуховой формы в графическую Отсутствие прочных связей между звуковым и зрительным образами слов  
Торопливость при чтении, что приводит к плохому пониманию прочитанного Повышенная возбудимость (холерический темперамент)  
Чрезмерная автоматизация навыка чтения  
Нечеткое произношение Недоразвитие фонетико-фонематического восприятия Консультация логопеда
Недостатки в артикулировании  
Низкая скорость чтения Недостаточность зрительного анализа буквенного материала (неразличение сходных по написанию букв, слов)  
Несформированность процесса синтеза звуковых элементов  
Не выработаны прочные ассоциации между буквой и звуком  
Недостатки в артикулировании Консультация логопеда
Малый объем восприятия  
Инертность нервных процессов Предоставить возможность читать в удобном темпе
Неустойчивость произвольного внимания  
Челночное чтение (чтение с возвратом) Не сформирована однонаправленность считывания слева направо  
Смешивание букв по акустическим или артикуляционным признакам Не упрочены звуко-буквенные ассоциации  
Недостаточное развитие фонематического анализа  
Недостатки в произношении («грязные» согласные звуки) Консультация логопеда
Ограниченный словарный запас Недостаточное развитие процессов памяти  
Слабая познавательная активность  
Недостатки в развитии мыслительных операций классификации, обобщения  
Плохое запоминание прозы и стихотворений Механическое запоминание (недостаточная опора на мыслительную деятельность)  
Недостаточность непосредственного произвольного запоминания  
Недостатки в развитии воображения  
Астеническое состояние Щадящий режим (снижение учебной нагрузки, введение "разгрузочного дня")
Не может пересказывать прочитанное своими словами, стремится к дословному пересказу Слабая активизация мыслительной деятельности при чтении Составлять план к тексту
Невладение приемами смысловой обработки текста  
Плохое речевое развитие, маленький словарный запас, не может производить синонимическую замену слов  
Не понимает прочитанного  
Недостатки в развитии мышления  
Недостатки в развитии воображения  
Не может выделить главное, существенное  
Не может изменять конструкцию предложений  
Смешивание значений слов Недоразвитие фонетико-фоематического восприятия  
Недостатки в артикуляции Консультация логопеда
Недостаточная гибкость мышления  
"Механическое" чтение (непонимание читаемого текста: искажение смысла слов, непонимание смысла слов, фразы, текста) Некритичность мышления Обогащать словарный запас. Поиск учащимися незнакомых слов в тексте. Развивать воображение. Подбирать омонимы, синонимы, антонимы. Развивать мышление и память
Плверхностная смысловая обработка текста
Негибкость мышления
Неустойчивость внимания
Неумение выделить существенное
Слишком быстрый или слишком медленный темп чтения Совершенствовать навык чтения. Использовать прием «испорченные предложения» (пропуск слов, вместо одного предлога написан другой, в предложения вставлены лишние слова и др.)
Недостатки в развитии памяти
Недостатки в развитии воображения
Плохо владеет техникой чтения
Недостаточно сформирована мыслительная операция абстрагирования
Не развита антиципация (предвосхищение событий)
Трудности понимания слов, сходных по звуковому составу Недостаточная гибкость мышления  
Недостаточное развитие фонетико-фонематического анализа  
Недостатки в произношении отдельных звуков Консультация логопеда
Не умеет выделить главное в прочитанном Недостатки в развитии вербально-смыслового анализа  
Низкий уровень развития произвольной памяти  
Не сформирована мыслительная операция сравнения  
Не умеет отвлечься от несущественного Недостаточность операции абстрагирования Осознать ненужное; опустить в тексте то, что несущественно для понимания; расположить учебный материал по степени важности; сравнить явления, сходные в главном и отличные во второстепенных проявлениях
Низкий уровень развития процессов мыслительного анализа  
Трудности при узнавании того же самого, но в другой форме Недостаточность мыслительной операции обобщения  
Недостаточность мыслительной операции абстрагирования  
Не усвоено понятие инвариантности  
Путает звуки и буквы Недостаточность процесса звуко-буквенного анализа  
Не усвоены понятия "звук" и "буква" и их соотношение Отработать понятия «звук» и «буква»
Невыразительность чтения Не понимает читаемого  
Не умеет подчинить свою речь синтаксическому строю читаемого  
Плохо владеет техникой чтения Определите конкретное затруднение в чтении у ученика и найдите его в данной таблице
Недостаточно развит фонематический анализ  
"Угадывающее" чтение Недостаточность процессов анализа (синкретичность восприятия)  

 

Таблица 3. ТРУДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ:
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ, ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ

 

Педагогическая симптоматика трудностей Психологические и другие причины Психолого-педагогические рекомендации
Затруднения в счете, отсутствие устойчивых навыков счета Не сформирован переход из конкретного плана действий в абстрактный  
Недостаточно сформирован внутренний план действий  
Несформированность понятий "больше" и "меньше"  
Недостаточное развитие анализа пространственных отношений  
Сниженный уровень интеллектуальной деятельности Повысить качество мыслительной деятельности (развивающие задания на анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.)
Сниженная работоспособность Щадящий режим (снижение учебной нагрузки, введение "разгрузочного дня")
Трудности при выполнении счетных операций с переходом через десяток Недостаточное развитие анализа пространственных отношений  
Несформированность мыслительной операции "анализ через синтез"  
Затруднения при разложении числа на удобные для вычисления части Недостаточный уровень развития процессов анализа  
Несформированность мыслительной операции "анализ через синтез"  
Трудности при продолжении числового ряда с заданной позиции Несформированность понятия числового ряда  
Недостаточное развитие анализа пространственных отношений  
Ошибки при решении арифметических примеров Несформированность мыслительной операции "анализ через синтез"  
Недостаточное развитие анализа пространственных отношений  
Низкий уровень сформированности внутреннего плана действия  
Недостатки в развитии процессов произвольного внимания  
Трудности в назывании компонентов при выполнении арифметических действий Недостаточное развитие смысловой памяти  
Недостаточная отдифференци- рованность понятий "сложение", "вычитание", "умножение", "деление"  
Затруднения при переводе из словесной формы в цифровую и наоборот Отсутствие прочных ассоциа- тивных связей между словесным обозначением и графической формой чисел Записывать цифро- вые данные слова- ми и наоборот
Незнание состава чисел Ликвидировать пробелы в знаниях
Некрасивое написание цифр, высота цифр не соответствует высоте клеток в тетради Недостатки в развитии тонкой моторики руки  
Несформированность процессов зрительного анализа  
Несформированность зрительно-двигательных координаций  
Недостаточное развитие анализа пространственных отношений  
Не усвоено понятие "рабочая строка"  
Смешивание действий сложения и вычитания; умножения и деления Недостаточная сформированность процессов анализа  
Недостаточное развитие анализа пространственных отношений  
Недостаточная отдифференцированность понятий "сложение", "вычитание", "умножение", "деление"  
Умеет считать предметы, но допускает ошибки в счете звуков, движений и др. Недостаточная обобщенность действия счета Упражнения на пересчитывание различных совокупностей объектов
"Зеркальное" написание цифр Недостаточность процессов зрительного анализа  
Недостаточность анализа пространственных отношений  
Отсутствие прочной связи между зрительным и двигательным образами цифр  
При списывании цифровой последовательности запись начинается с последнего элемента (напр., 123 вместо 321) Несформированность однонаправленности считывания записей слева направо  
Недостаточное развитие анализа пространственных отношений  
Задание, выполненное учеником, располагается слева от образца Несформированность процессов зрительного анализа  
Запись и выполнение столбиков примеров в направлении снизу вверх Недостаточное развитие анализа пространственных отношений  
Несформированность процессов зрительного анализа  
Неосвоенность правила размещения учебного материала в направлении сверху вниз  
Незнание отношений между смежными числами Несформированность понятия числового ряда  
Недостаточное развитие анализа пространственных отношений  
Затруднения при счете в обратном порядке Несформированность понятия числового ряда  
Недостаточное развитие анализа пространственных отношений  
Затруднения при определении места числа в натуральном ряду Несформированность понятия числового ряда  
Недостаточность развития мыслительной операции "анализ через синтез"  
Недостаточное развитие анализа пространственных отношений  
Ошибки при записи состава чисел (сотни не располагаются слева от десятков, а единицы - справа) Неотдифференцированность понятий "число" и "цифра"  
Неусвоенность позиционного принципа построения многозначных чисел  
Недостаточное развитие анализа пространственных отношений  
Недостаточная сформированность процессов зрительного анализа  
Неправильное пользование количественными и порядковыми числительными Неотдифференцированность понятий "итог счета" и "процесс счета"  
Непонимание смысла счетного действия  
Неосвоенность операционального состава действия Ликвидировать пробелы в знаниях
Трудности в обозначении числом множеств Не сформировано умение перехода из конкретного плана в абстрактный  
Недостаточное развитие анализа пространственных отношений  
Не усвоено понятие числа Ликвидировать пробелы в знаниях
Трудности в формулировании правила на основе анализа конкретных примеров Несформированностъ мыслительной операции обобщения  
Сформированность слишком узких обобщений  
Недостаточность мыслительной операции абстрагирования  
Трудности решения задач и приме- ров с буквенными обозначениями Недостаточность мыслительной операции абстрагирования  
Недостаточное развитие процессов обобщения  
Неспособность решать задачи несколькими способами Недостаточная гибкость мыслительной деятельности  
Недостаточное развитие операции анализ через синтез  
Трудности при осуществлении сравнения Отсутствие обобщенности мыслительной операции сравнения  
Недостаточная гибкость мыслительной деятельности  
Затруднения при переносе знаний  
Неумение сравнивать числа на основе сопоставления элементов конкретных множеств Недостаточность процессов анализа  
Несформированность умения устанавливать взаимнооднозначные соответствия  
Тугодумость, замедленный темп умственной деятельности Инертность нервных процессов Предоставить возможность работать в удобном темпе
Недостаточное развитие основных мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения, классификации и др.)  
Низкий уровень освоения учебного материала  
Основательность и глубина смысловой обработки учебного материала  
Неумение вычленить математическое содержание из разнообразного внешнего оформления задач Недостаточность операции абстрагирования  
Недостаточная гибкость мыслительной деятельности  
Недостаточность мыслительной операции обобщения  
Не усвоено понятие инвариантности  
Неумение решать задачи Недостаточность процессов анализа и анализа через синтез  
Синкретичность мышления  
Конкретность мышления  
Несформированность мыслительной операции обобщения  
Недостатки в развитии процессов памяти (несохранение в памяти всех условий задачи)  
Недостатки в развитии процессов произвольного внимания  
Шаблонность мышления I (негибкость)  
Неустойчивость мыслительной деятельности  
Недостаточное осознавание своих мыслительных действий Требовать от ученика объяснения решения задачи, хода своего мыслительного процесса
Склонность к шаблонным решениям, к бездумному воспроизведению ранее усвоенных способов выполнения заданий Инертность мыслительной деятельности  
Интеллектуальная пассивность (использование пальцев при счете) Повышение уровня познавательной активности, формировать внутренний план действий
Поверхностная смысловая обработка математического материала  
Использование нерациональных приемов решения примеров и задач с Несформированность мыслительной операции установления закономерностей  
Несформированность мыслительной операции "анализ через синтез"  
Неспособность усвоить схемы рассуждений при решении типовых задач Недостатки в развитии процессов обобщения  
Поверхностная смысловая обработка математического материала  
Недостатки в развитии смысловой памяти  

Кн. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению, математике.- М.: «Ось-89», 2003.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Передние ветви грудных спинномозговых нервов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 567; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.