Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Верховная власть при В.Путине




Демонтаж регентской системы власти, сложившейся при Ельцине, и политические реформы вывели из кризисного состояния отношения между центрами власти. Была пре­одолена дисфункция властных органов. Эти действия пу­тинской администрации можно назвать «наведением по­рядка», так как реформы 2000—2002 гг. действительно вне­сли большую упорядоченность в работу государственных органов. Хотя принципиально характер политической сис­темы оставался все еще прежним — это была олигархия, то есть «власть немногих»: высших чиновников и крупных предпринимателей. Гражданское общество по-прежнему не было сформировано: организации женщин, молодежи, сельских производителей, мелких предпринимателей были крайне слабы и оставались изолированными от политичес­ких решений. В отличие от Ельцинского периода, когда оли­гархия носила явно выраженный полицентрический харак­тер, новая власть проявляла склонность к моноцентризму. Предприняв усилия для возврата полномочий в центр и потеснив региональную элиту с политического поля, Кремль достаточно методично начал работу по восстанов­лению не только «вертикали власти» в регионах, но и всей государственной пирамиды. Поиски независимых центров власти велись по всем направлениям, и повсюду цель была одна — провести переговоры, добиться консенсуса, но глав­ное — установить контроль, подчинить, а если не удастся — убрать с политического поля. Ельцинские центры власти — Государственная Дума, Совет Федерации, региональные элиты, правительство, КПРФ, демократическая оппози­ция, бизнес-элита, СМИ — один за другим утрачивали свою независимость от государства либо теряли влияние. Политическая система «выстраивалась», становясь все бо­лее упорядоченной, моноцентричной, бюрократической. Источники политической инициативы вырождались, сво­дясь к предложениям Кремля или правительства.

Советская политическая система тоже была моноцент­рической и имела институционализированную иерархию власти. Но на вершине этой пирамиды власти находился не

АНАТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

один правитель, а коллегия высших чиновников, называе­мая Политбюро. Персональная власть генерального секре­таря Политбюро была в определенной мере ограниченной: он не мог принимать единоличные решения, не считаясь с мнением своих коллег. Решения принимались голосовани­ем, коллегиально. Б.Ельцин сломал каркас старой полити­ческой системы и создал новый порядок принятия страте­гических решений, когда разные группы интересов оказы­вали давление на президента, который все же единолично выбирал, какой из проектов будет осуществлен.

Путинское «политбюро»

Перед Путиным стояла задача определить, каким пу­тем будет дальше развиваться государство, президентом которого он стал. Надо было выбрать характер верховной власти, адекватный ситуации: будет ли она по-прежнему единоличной или президент разделит ответственность с новой коллегией. Проводя бюрократические реформы, не­обходимо было определиться — где у выстроенной пира­миды вершина? На кого прежде всего будет опираться пре­зидент? Будет ли эта группа людей неформальной или ей будет придан некий официальный статус? Кто будет выно­сить окончательное решение по стратегическим вопросам? Будет ли в стране единый управляющий центр?

Путин вел реформы в нескольких направлениях: он вер­нул часть власти в центр, понизил статус региональной элиты, восстановил властную вертикаль в управлении ре­гионами и создал целый ряд консультативных площадок. В отличие от своего предшественника Путин не устранялся от ведения государственных дел, и режим регентства был заменен прямым правлением президента: он сам выстраи­вал отношения со своей администрацией, с правитель­ством, с федералами, с губернаторами, с крупными биз­несменами. Для каждой группы элиты был определен куратор — посредник между президентом и элементом по­литической системы (см. рисунок 7).

Но особенностью путинского государства стало то, что он лично направлял деятельность всех элементов полити­ческой системы, создавая лишь одно посредническое зве-

Глава 4. Модернизация верховной власти




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 442; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.