Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политический блок




СМИ

Общественная организация, партия Фракция Госдумы Отдельные депутаты _

Блок безопасности

Охранные структуры

Рисунок 6. Логика развития российского бизнеса

«О финансово-промышленных группах»42. В законе ФПГ оп­ределялась как «совокупность юридических лиц, действу­ющих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и немате­риальные активы (системы участия) на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях тех­нологической или экономической интеграции для реали­зации инвестиционных и иных проектов и программ, на­правленных на повышение конкурентоспособности и рас­ширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эф­фективности производства, создание новых рабочих мест»43.

В действиях политических властей проглядывала логика: сначала на этапе эксперимента была проведена апробация рыночных механизмов, это привело к созданию новой со­циальной группы «номенклатурных бизнесменов», или упол­номоченных. На втором этапе латентной приватизации была заложена основа банковской системы и проведена концен­трация финансового капитала в руках уполномоченных. Да­лее шла массовая приватизация промышленных предприя­тий, которую без труда выиграли уполномоченные банки, так как лишь у них были аккумулированы к тому времени

AHA ТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

достаточные ресурсы. После периода атомизации и распада экономических структур была предпринята попытка вновь объединить их, но уже на базе частной собственности. Стра­тегические позиции по-прежнему оставались в руках узкой группы бизнесменов, тесно связанных с государственны­ми структурами.

Постепенно ФПГ развивались и стали проглядывать черты их отраслевой специализации: какие-то протохол-динги концентрировались на торговле, какие-то — на фи­нансовой деятельности, какие-то пошли в производство. На первых порах производство было самым тяжелым ви­дом бизнеса, за который молодые предприниматели бра­лись с неохотой и опаской. Старые советские предприятия необходимо было модернизировать, что требовало огром­ных капиталовложений. Строить новые было еще дороже. Сроки окупаемости трудно было прогнозировать из-за не-сформированности рынка, непредсказуемости законода­тельства и гиперинфляции.

Первые ФПГ создавались как «сверху», так и «снизу»: первые — по инициации правительства, на базе объедине­ния ряда промышленных предприятий, связанных техно­логической цепочкой или региональными узами. Банки при этом «пристегивались» к ФПГ в качестве их расчетных касс. Другие ФПГ создавались крупными банками по их соб­ственной инициативе. Экспансия крупных банков прохо­дила поэтапно. Сначала агрессивные уполномоченные банки открывали филиалы в регионах, потом они поглощали дру­гие банки, действующие на территории их интересов. В сфере промышленности их действия сводились к покупке акций промышленных предприятий — своих клиентов или к мас­совым скупкам акций перспективных предприятий. Про­мышленные гиганты «Газпром», ЛУКОЙЛ, АвтоВАЗ так­же становились учредителями финансовых структур для нужд собственного обслуживания (так были созданы бан­ки «Империал», НРБ, Газпромбанк, Автовазбанк и мно­гие другие). Эти конгломераты также представляли собой ФПГ, хотя формально и не имели такого статуса.

На базе ФПГ вскоре выросли крупнейшие бизнес-иж- перии, положившие начало российской олигархии. «Импе­рии» начали создаваться уже в 1992 году. Тогда крупные

Глава 5. Российская бизнес-элита

московские банки делали попытки осторожно покупать акции промышленных предприятий. Однако в первое вре­мя дело казалось маловыгодным, так как инвестиции в реальный сектор при существующих темпах инфляции были просто самоубийственными. Так что покупка банками ак­ций предприятий чаще всего носила спекулятивный ха­рактер. Но постепенно стали заметны действия некоторых банков в самом деле инвестиционной направленности.

К осени 1994 г. в России образовались следующие ФПГ-империи: холдинг Промстройбанков (более 20 юридичес­ких лиц по России); империя Внешторгбанка; империя «Менатепа» (около 60 юридических лиц); империя ОНЭК­СИМбанка (более 30 юридических лиц); империя «Рос­сийского кредита» (более 30 юрлиц); империя Инкомбан­ка (около 30 юрлиц); империя Мост-банка (42 юрлица)44. Из перечисленных конгломератов компаний только две первые представляют интересы государства на рынке, ос­тальные пять — крупнейшие ФПГ среди класса уполномо­ченных. В сферу интересов Мост-банка входил торговый и строительный бизнес. Империи ОНЭКСИМбанка, «Мена­тепа», Инкомбанка и «Российского кредита» — самые мо­гущественные финансово-промышленные группы на тер­ритории Российской Федерации периода 1994—1995 гг. Как уже говорилось выше, именно эти банки занимали верх­ние строчки «рейтинга уполномоченности», именно эти бан­ки стали основными конкурентами на залоговых аукцио­нах, на которых произошел передел крупной собственно­сти в России.

Следующий период становления бизнес-элиты России был связан с так называемыми залоговыми аукционами и созданием вертикально-интегрированных межрегиональных корпораций. Сформированные финансово-промышленные группы предложили правительству кредит под залог госу­дарственных пакетов самых крупных промышленных пред­приятий страны. Трое бизнесменов — Владимир Потанин, глава ОНЭКСИМбанка, Михаил Ходорковский, глава бан­ка «Менатеп», и Александр Смоленский, глава банка «Сто­личный», явились инициаторами этой акции, выступив на

АНАТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

заседании правительства весной 1995 г. Их предложение было принято, и в сентябре 1995 г. Госкомимущество РФ утвер­дило перечень 44 предприятий, акции которых передава­лись правительству для обеспечения кредита коммерчес­ких банков45.

Для первого этапа передачи под залог были подготовле­ны 29 предприятий, которые выставлялись на конкурс. Крупнейшими среди выставленных предприятий были РАО «Норильский никель» (51% акций), нефтяные компании ЛУКОЙЛ (5%), ЮКОС (45%), «Сургутнефтегаз» (40%), «Сиданко» (51%), «Сибнефть» (51%), а несколько позднее — «Связьинвест».

Строго говоря, эта сделка между правительством и час­тным бизнесом не была приватизацией. Предприятия не продавались, а лишь отдавались под залог кредита, предо­ставляемого коммерческими банками. Но реально переда­ча в залог предприятий означала их продажу в частные руки, так как все участники сделки были уверены в том, что через год у правительства не будет средств для возвраще­ния долга и лучшие предприятия России перейдут в руки предпринимателей за долги.

Если до 1995 г. бизнес-элита России была почти тожде­ственна сообществу владельцев уполномоченных банков, то с этого момента стали складываться интегрированные бизнес-группы (ИБГ), где присутствовали как финансовая, так и промышленная составляющие. Я.Паппэ определяет ИБГ как совокупность экономических агентов, осуществ­ляющих хозяйственную деятельность, причем существен­ной характеристикой ИБГ является наличие некоего «цен­тра принятия ключевых решений, обязательных для всех агентов данного целого», который Паппэ называет «цент­ральным элементом». Центральный элемент бывает двух типов: состоящий из юридических лиц или из группы фи­зических лиц — собственников и/или высших менедже­ров46. «Центральным элементом» складывающейся в пе­риод залоговых аукционов новой олигархии Ъът класс упол­номоченных. Именно эта группа была наиболее успешной на ранних стадиях становления российского рынка. Имен­но у нее скопились финансовые ресурсы, достаточные для большого рывка, который и был совершен в период 1995— 1996 гг.

Глава 5. Российская бизнес-элита

До залоговых аукционов бизнес-элита была группой финансистов, которая имела огромные связи в истеблиш­менте и была влиятельна в политическом смысле. Однако ее роль в российской экономике не была существенной. Крупнейшие отечественные предприятия ей еще не при­надлежали. Был значительный разрыв между группой, кон­тролировавшей стратегически важные предприятия стра­ны, и группой, аккумулировавшей финансовый капитал в Москве (см. рисунок 7). Промышленные предприятия, по­луразрушенные и нуждающиеся в серьезной модернизации, мало интересовали новых русских, готовых в любой мо­мент сложить свои деньги в чемоданы и покинуть пределы родины.

Первый этап

Бизнес-элита еще достаточно далека от крупного бизнеса (1993)

Второй этап

Бизнес-элита контролирует около половины крупного бизнеса(1993)

Третий этап

Бизнес-элита контролирует большую часть крупного бизнеса (2001-)

Рисунок 7. Этапы формирования бизнеса и бизнес-элиты

Небольшая группа бизнес-элиты, которая контролиро­вала до 80% российских финансов, до 1995 г. почти не ин­тересовалась инвестициями в реальный сектор экономики. Но теперь представилась возможность выгодно вложить свои деньги, а заодно и упрочить свое положение как в эконо­мике, так и в политике. Уполномоченные банкиры в нача­ле 90-х гг. из группы виртуально влиятельной превратились в группу действительно влиятельную. Теперь ее политичес­кий вес определялся не только связями в коридорах влас­ти, популярностью в СМИ, но и экономическими ресур­сами. Стратегический центр бизнес-сообщества постепен­но стал перемещаться от банков к другим рыночным ин­ститутам (предприятиям промышленности, транспорта, связи, строительства, телекоммуникаций, средствам мас­совой информации). Этот процесс в какой-то мере носил

AHA ТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

и вынужденный характер, так как банки оказались под ог­нем критики общественности и государство начало пред­принимать шаги по возвращению контроля над бюджет­ными ресурсами. Первой ласточкой был перевод счетов московской мэрии в Московский муниципальный банк, начавшийся в 1995 г. Постепенно и другие бюджетные сред­ства выводятся из коммерческих банков в государственные казначейства. Начинается латентный банковский кризис, который становится явным лишь в 1998 г., когда большин­ство крупных банков из серии уполномоченных разоряется. В октябре 1995 г. терпит крах один из крупнейших привилеги­рованных банков того времени — «Национальный кредит».

Банковские ИБК разделяются на две группы: группу победителей на залоговых аукционах (Ходорковский, Смо­ленский, Потанин, Алекперов, Богданов). Вторую группу образуют структуры, потерпевшие поражение на залого­вых аукционах (Инкомбанк, Альфа-банк, «Российский кре­дит», Мост-банк и др.). Но дальнейшая стратегия развития этих групп, несмотря на удачи или провалы 1995 года, по­хожа: укрупнение, реструктуризация и приобретение «тре­тьего этажа» бизнеса — медиаструктур. В конце концов на российском рынке образуются конгломераты, которые со­стоят из следующих элементов: управляющей группы биз­несменов, их материнской компании, финансовой струк­туры, промышленных предприятий и СМИ (см. таблицу 8).

Таблица 8. «Империи» российских олигархов в 1996 г.

Олигархи Подконтроль­ные банки Предприятия Печатные СМИ Электронные СМИ
Вагит Алек­перов Никойл ЛУКОЙЛ «Известия» ТВ-6
Рем Вяхирев «Империал» НРБ «Газпром» «Комсомо­льская правда» «Труд» НТВ, ОРТ
Владимир Гусинский Мост-банк Медиа-мост Мост-деве-лопмент «Сегодня» «Итоги» «Смена» «7 дней» НТВ, радио «Эхо Моск­вы», ОРТ

Глава 5. Российская бизнес-элита

Продолжение таблицы 8

Олигархи Подконтроль­ные банки Предприятия Печатные СМИ Электронные СМИ
Борис Березовский Автобанк Объединен­ный банк «Сибнефть» «Аэрофлот» «Независи­мая газета» «Огонек» ТВ-6, ОРТ
Александр Смоленский СБС-агро Агропром­банк   «Коммерсант» «Новая газета», Националь­ная служба новостей ОРТ
Михаил Фридман Альфа-банк Альфа-Капитал Альфа-эко ТНК   ОРТ
Михаил Ходорков­ский «Менатеп» Роспром ЮКОС "Moscow Times", "StPetersburg Times", «Лите­ратурная газета» ОРТ
Владимир Потанин МФК Альба-Альянс «Интеррос» «Нориль­ский никель» «Сиданко» «Северо-Западное пароход­ство» «Комсо­мольская правда», «Извесия» нет

После проведения залоговых аукционов в 1995—1996 гг. наступает такой этап в становлении российской бизнес-элиты, который позволяет говорить о наличии олигархии. Государство и капитал сотрудничают настолько тесно, что подчас трудно отличить чиновника, курирующего бизнес, от предпринимателя, вхожего в кремлевские коридоры. Чиновники состоят на службе у крупных бизнесменов, получая регулярное вознаграждение из их рук. А бизнесме­ны зависят от чиновников, так как их финансовое благо­получие строится на привилегиях. Эти две группы имеют

АНАТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

общие интересы, общее понимание стратегии развития страны, часто — и общее номенклатурное происхождение.

Доказательством того, что крупнейшие бизнесмены оказывают в тот период существенное воздействие на по­литику, могут служить данные многолетних исследований, проводимых службой Б.Грушина «Vox populi» и публикуе­мые в «Независимой газете» в 90-е гг.47 Впервые в списке ведущих политиков страны появились бизнесмены в 1996 г. В 1995 г. еще ни один предприниматель не входил в рейтинг «Независимой газеты». Всего за шесть лет бизнес-элита до­билась максимального влияния, и ее лидер — Борис Бере­зовский — устойчиво входил в шестерку fo/ьполитиков. В период с 1995 по начало 1998 г. в рейтинг ведущих полити­ков регулярно входили 10—15 «олигархов» (см. таблицу 9).

Таблица 9. Динамика годовых рейтингов олигархов, входящих в сотню наиболее влиятельных политиков России (место в рейтинге 100 ведущих политиков России)

           
1. Березовский Б.А.          
2. Потанин B.O.          
3. Вяхирев Р.И. -        
4. Гусинский В.А. -        
5. Ходорковский М.Б. -        
6. Алекперов В.Ю. -        
7. Фридман M.M. -        
8. Авен П.О. - - -    
9. Абрамович Р.А. - - -    
10. Мамут А.Л. - - - -  
11. Смоленский А.П. -     - -
12. Виноградов В.В. -     - -
13. Невзлин Л.Б. -     - -
14. Евтушенков В.П. - - -   -

Глава 5. Российская бизнес-элита

Продолжение таблицы 9

           
ВСЕГО входило в список влиятельных политиков (чел.)   ос      
Среднегодовой совокупный рейтинг олигархов   23,5 32,5 44,4 27,8

Один из «олигархов», глава Альфа-банка Михаил Фрид­ман, так говорил в своем интервью конце 1997 г., вскоре после встречи президента Б.Ельцина в Кремле с группой бизнесменов: «Представить себе, что президент Горбачев встретился с кем-то из бизнесменов, было абсолютно не­реально, потому что это был настолько разный социальный статус! Сам факт встречи Ельцина с бизнесменами демон­стрирует полное изменение места и роли бизнес-комью-нити в иерархии нашего общества. Сегодня мы заняли очень престижное место»48.

Накануне банковского кризиса 1998 г. многие эксперты говорили о том, что Россией правит «семибанкирщина», небольшая группа из самых влиятельных финансистов, став­ших благодаря залоговым аукционам еще более могуще­ственными49. Таким образом, в докризисной России сло­жилась экономика, отличающаяся следующими чертами:

— она базируется на крупных финансово-промышлен­ных группах с превалированием финансового капитала над промышленным;

— ее основу составляет класс «уполномоченных», или круп­ных собственников, которым государство поручило разви­тие рынка;

— она функционирует при отсутствии равных для всех возможностей «делать деньги».

Такую систему хозяйствования обычно называют госу­дарственным капитализмом. Уполномоченный бизнес был защищен государством, и его риски были не так велики, как риски стихийного сектора рынка. Новая экономичес­кая элита явно не способствовала развитию свободного рын­

AHA ТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

ка с равными условиями конкуренции, она не давала раз­виваться спонтанному бизнесу. Бизнес-элита была зависи­ма от государства, так как существовала во многом благо­даря льготам и привилегиям (об этом подробнее см.50). Рос­сийская экономика не была либеральной. Экономическая элита начала XXI века — это закрытая группа людей, ко­торая контролирует крупные капиталы и целые отрасли промышленности с разрешения властей. Это и была оли­гархия — «власть немногих», политическое устройство, при котором происходит слияние групп власть имущих и круп­ных собственников. Российская олигархия вышла из недр старого политического класса — номенклатуры. Это было следствием номенклатурного капитализма в том виде, в каком его сформировала советская бюрократия: без рав­ных возможностей для всех участников процесса, с много­численными привилегиями для «своих», с туманной зако­нодательной базой, с терпимостью к нарушениям закона. Олигархия в России сложилась в условиях регресса про­мышленности и бурного развития спекулятивного сектора. Концентрация капиталов происходила при лидирующей роли банков. Поэтому сложившаяся олигархия являлась прежде всего финансовой. Финансовая олигархия стреми­лась к выживанию, упрочению и развитию. В сферу ее объек­тивных интересов входило сохранение экономических при­вилегий, что обусловливало стремление к политическому status quo. Ведь новые политики могут изменить «правила игры» на рынке, могут отменить привилегии. Поэтому рос­сийская бизнес-элита выступала за консервацию режима, который дал ей богатство и власть.

Демократия представлялась крупной буржуазии того времени прямой опасностью, так как проповедовала рав­ные возможности для всех и, следовательно, отмену при­вилегий. Крупный бизнес, получив свои богатства благода­ря своим связям с чиновниками, не хотел открытого рын­ка. Ему легче было ловить рыбу в мутной воде. Поэтому крупные бизнесмены того времени стремились к ограни­чению демократии в политике, не понимая, что автори­тарное государство представляет для них еще большую опас­ность. Политическое лоббирование финансовых магнатов 90-х годов шло в направлении отказа от выборов как от

Глава 5. Российская бизнес-Аэлита

основного политического механизма, к удлинению сроков полномочий выборных органов и, наконец, к превраще­нию демократии в декорацию. Именно эта логика и по­нуждала олигархов поддерживать Ельцина на выборах 1996 г. и в то же время другой рукой помогать левым силам во главе с КПРФ. Неокоммунисты казались олигархам менее опасными, чем крайне правые с их неумеренным либера­лизмом. Потом они пожалеют об этом. Но во второй поло­вине 90-х они чувствовали себя на коне. Молодые деньги, как молодое вино, — кружили им голову. Они возомнили себя всемогущими.

Августовский кризис 1998 г. существенно изменил как саму бизнес-элиту, так и характер ее влияния в обществе. Кризис прервал победное шествие по стране олигархов — группы из десятка московских бизнесменов, которые не стеснялись откровенно заявлять о своем влиянии на поли­тику страны. Их имена знала вся страна: Р.Вяхирев, Б.Бе­резовский, В.Гусинский, В.Алекперов, В.Потанин, М.Фрид­ман, М.Ходорковский и др. На протяжении трех лет (с 1995 по 1998 г.) их могущество и рейтинги неуклонно росли. На политическом Олимпе они повсюду имели «своих» мини­стров, чиновников, депутатов. Именно из-за этой группы московских бизнесменов в стране сложилось ощущение, что государство «приватизировано», и все важные реше­ния принимаются «денежными мешками».

И для этого были основания: многие ключевые посты в стране занимались креатурами бизнеса, парламентские партии пополняли свои зарубежные счета, «продавливая» нужные нефтяным баронам соглашения о разделе продук­ции, и даже война была по зубам могущественным олигар­хам. Сам президент вынужден был просить поддержки у медиамагнатов в канун выборов. Силы политиков и биз­несменов казались равны. Но августовский кризис 1998 г. многое изменил. В результате кризиса часть крупных биз­несменов разорилась, часть ушла в тень, часть перебралась за границу. Из «старых» олигархов только группа «Альфа» усилила свое присутствие в верхах. Но появились новые предприниматели, которые чувствовали себя завсегдатая­ми кремлевских коридоров. С приходом В.Путина была

АНАТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

объявлена политика «равного удаления», которая предпо­лагала, что больше не будет бизнесменов — фаворитов при кремлевских кабинетах.

Если с 1995 по 1998 г. происходило неуклонное повы­шение роли крупных бизнесменов в политике, то с августа 1998 начался обратный процесс (см. рисунок 10).

Рисунок 10. Изменение рейтинга влиятельности олигархов в течение 1998 г.

Я.Паппэ так описывает этот процесс: «До 1998 г. проис­ходил относительный рост ресурсов всех ведущих эконо­мических группировок по сравнению с ресурсами, нахо­дящимися в распоряжении властных структур. С начала 1998 г. начался обратный процесс. Однако если в первой половине года он шел медленно, то после 17 августа резко ускорился»51. Если накануне августовского кризиса анали­тики всерьез задавались вопросом: кто правит Россией — олигархи или политики, то после кризиса такой дилеммы больше не существовало. Одни «олигархи» были погребены под руинами собственных банков, другие притихли, и их влияние на политику стало незаметным. Кризис 1998 г. был потрясением для всего российского общества, в том числе и для бизнес-элиты. Многие влиятельные магнаты разори­лись, другие лишились своего политического влияния и

Глава 5. Российская бизнес-элита

ушли в тень. Докризисная группа крупных предпринимате­лей стала фрагментироваться, изменилась и численно и структурно.

После августа 1998 г. композиция российской бизнес-элиты претерпела существенные изменения. Сравнивая ре­зультаты исследований 1993 и 2001 гг.52, видим, что из ста­рого состава предпринимательской верхушки 1993 г. в 2001 году осталось только 15%. Чем объясняется столь силь­ное обновление? Причин тому несколько: во-первых, рос­сийский рынок претерпел структурные изменения. Если до 1998 г. основную роль играли финансовые структуры (бан­ки, биржи, инвестиционные корпорации), то после кри­зиса их роль резко уменьшилась. Спекулятивный сектор эко­номики был практически разрушен драматическими со­бытиями августа и так и не восстановился в прежнем виде. Товарные биржи, некогда процветавшие, потеряли свое влияние, количество банков резко сократилось.

Приведем данные председателя Центробанка РФ в 1998 г. В.В.Геращенко, свидетельствующие о глубине разразив­шегося кризиса: «В период с 1 октября 1997 г. по 1 августа 1998 г. общее число банков без признаков финансовых за­труднений сократилось в абсолютном выражении более чем в два раза, а их доля в общем числе действующих кредит­ных организаций уменьшилась с 36,2 до 19,7%. Причем толь­ко за июль 1998 г. из числа таких банков выпало 140 кре­дитных организаций (то есть число сократилось почти на треть). В декабре 1997 г. число убыточных банков составляло 268 единиц. Совокупная прибыль действующих банков на конец 1997 г. составляла 18,9 млрд. руб. В 1998 г. число убы­точных кредитных организаций быстро росло и к 1 августа 1998 г. достигло 511 единиц53.

В посткризисный период на арену выходят промышлен­ные предприятия России, которые постепенно набирают силу. Эти изменения в экономике не замедлили сказаться и на структуре российской бизнес-элиты {си. рисунок 11).

Что же произошло с 85 процентами бизнес-элиты 1993 года? Наши данные свидетельствуют, что большинство предпринимателей, входящих в состав бизнес-элиты в 1993 году, остались в бизнесе (см. рисунок 12), однако масштаб деятельности теперь не позволяет включить их в число ве-

АНАТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.