Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политическая связь бизнеса и власти




Собственники, менеджеры и директора больших кор­пораций всегда агрегировались в политику государств. По этому поводу велись многочисленные споры, поле кото­рых постепенно перемещалось с вопроса о допустимой сте­пени влияния крупного бизнеса на государство на вопрос — как политика взаимодействует с интересами бизнеса. Две стороны этой проблемы отражены в понятиях «бизнес-ори­ентированные политики» и «политически влиятельные биз­несмены». Для анализа первой стороны проблемы важно исследовать, как корпоративные цели бизнеса транс­формируются в политические цели, а для второй стороны — как идеологические ориентации политиков влияют на раз­витие бизнеса. Другой подход — исследование проникно­вения бизнес-элиты во власть, с одной стороны, и поли­тиков в бизнес, с другой. Российские реалии сделали акту­альным даже такую постановку вопроса: какая из двух со­циальных групп — политики или бизнесмены — обладает большим влиянием на политический процесс и может быть названа стратегической группой элиты.

Понятно, что целью любой привилегированной группы общества является создание таких условий, при которых гарантировалось бы наследование богатства, привилегий и культурного доминирования следующим поколением. Со­хранение контроля над приобретенными ресурсами явля­

Глава 5. Российская бизнес-элита

ется недостаточным, так как большая степень нестабиль­ности в политической жизни постоянно ставит под сомне­ние само существование наследуемого статуса. Поэтому в любом обществе бизнес-элита обладает определенным кон­серватизмом, выступает за стабильность и в то же время борется за права частной собственности. Соединенная пу­повиной с политическим классом, бизнес-элита изначаль­но была включена в процесс принятия решений, являясь одной из субэлитных групп. По мере развития реформ эли­та все более фрагментировалась. Связи между ее группами трансформировались, теряя императивный характер, при­сущий взаимоотношению элементов иерархических струк­тур. Если экономическая элита советского периода полно­стью и безоговорочно подчинялась решению верхнего эше­лона политической элиты, будучи отрезанной от принятия политических решений, то в российском обществе перио­да трансформации политические цели приобретшей отно­сительную независимость бизнес-элиты уже не всегда были тождественны целям политиков и чиновников.

Элита в ходе трансформации не оставалась одной и той же группой. Она менялась: и структурно, и функциональ­но, и идеологически. Эта быстрая трансформация обуслов­ливала отсутствие сформированного группового самосоз­нания. Каждая часть элиты пыталась влиять на центры вла­сти, которые также находились в динамике; каждая пыта­лась стать самостоятельным центром власти в сфере своих, определенных законом, полномочий. Те же группы элиты, которые не имели институционального политического ста­туса (а именно к таким группам надо отнести бизнес-эли­ту), не могли использовать подконтрольную им управлен­ческую функцию, и им приходилось действовать нелеги­тимно. В определенные периоды бизнес-элита проникала во власть настолько глубоко, что становилась ее стратеги­ческой группой. И тогда, кроме возможности лоббировать свои интересы, финансируя деятельность политиков, спон­сируя политические проекты, бизнес-элита бралась за ре­шение принципиальных вопросов жизни общества — вплоть до определения дальнейшего пути развития.

Едва оформившись как социальная группа, российские бизнесмены встали перед необходимостью отстаивать свои

АНАТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

интересы в политической сфере, так как слишком зависе­ли от нее. Цели политической деятельности бизнес-элиты колебались от простого лоббизма интересов отдельных ком­паний и получения экономических привилегий до опреде­ления политического курса, формирования высших орга­нов власти, контроля за назначениями на высшие государ­ственные посты. Все попытки участия бизнес-элиты в по­литике России сводились к следующим формам: личное и открытое участие предпринимателей в выборах; иниции­рование создания политических партий и общественных движений и их дальнейшее спонсирование; приобретение и активация своих политических связей для влияния на процесс принятия политических решений; подкуп чинов­ников и развитие целой агентурной сети «своих людей во власти»; покупка постов в структурах исполнительной вла­сти; организация политических акций. Кроме форм поли­тического участия, бизнес-элита оказывала немалое влия­ние на принятие общегосударственных решений. Техноло­гия такого влияния могла быть различной: от публичных выступлений и приобретения общероссийских СМИ в соб­ственность с целью дальнейшего формирования обществен­ного мнения до спонсирования «мозговых команд» и по­пыток непосредственного влияния на полиси-мейкеров.

Если появление бизнес-элиты мы связываем с «комсо­мольской экономикой», возникшей в 1987 г., то попытки бизнесменов участвовать в политическом процессе стано­вятся отчетливо заметны лишь два года спустя, когда нача­ли создаваться первые бизнес-ассоциации. Процесс инсти-туционализации политического влияния бизнеса сразу был разделен: независимо друг от друга создавались как ассо­циации стихийных бизнесменов, так и ассоциации, пред­ставляющие интересы номенклатурного бизнеса. К струк­турам первого типа относились Союз кооператоров, Союз риэлтеров, Партия народного капитала и т.п. У истоков организаций второго типа стояли «отцы номенклатурной экономики» — Константин Затулин (бывший работник ЦК ВЛКСМ, автор идеи ЦНТТМ, МЖК и МЦ) и Аркадий Вольский (бывший работник ЦК КПСС), Сергей Егоров (бывший работник ЦК КПСС и глава Госбанка России в 1973—1987 гг.). Действия номенклатурных бизнес-органи­

Глава 5. Российская бизнес^элита

заций были согласованы с властями. Стихийные же бизнес­мены действовали импульсивно, энергично и не всегда по­следовательно. Они добивались некоторых успехов, пока вла­сти не обуздывали их чрезмерную активность (как это было, например, с партией Народного капитала С.Мавроди).

Первые шаги в политике бизнесменов были наивно-амбициозными. Во время первой волны становления рос­сийского бизнеса на поверхность политической жизни всплыли яркие и одиозные личности типа Артема Тарасо­ва, Германа Стерлигова, Константина Борового. Предпри­ниматели номенклатурного типа еще не были известны широкой публике, так как действовали более осторожно. А.Тарасов легко победил на выборах 1990 г. и стал народ­ным депутатом РСФСР. Вплоть до выборов 1993 г. он оста­вался единственным представителем частного бизнеса в рос­сийском парламенте. В том же 1990 г. бизнесмен Герман Стерлигов создал «Клуб миллионеров» и шокировал пуб­лику своими интервью в прессе, выражая крайне антисо­ветские и националистические взгляды. Впоследствии он финансировал националистическую партию «Русский на­циональный собор», во главе которой стоял его дядя, ге­нерал КГБ Александр Стерлигов. Первой политической организацией стихийного бизнеса стала созданная в 1990 г. Партия свободного труда, организаторами которой стали академик В.Тихонов и Артем Тарасов62.

Параллельно с этим начался процесс организации поли­тических и лоббистских структур, выражающих интересы бизнеса, контролируемого государством. В феврале 1991 г. проходит всесоюзный съезд директоров промышленных предприятий с участием высшего руководства страны, и для работы с частными предприятиями создается Россий­ский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), зарегистрированный на следующий день после введения свободных цен — 3 января 1992 года. РСПП стал правопре­емником Научно-промышленного союза СССР, созданного в 1990 г. Аркадием Вольским, который становится также во главе РСПП63. В том же 1991 г. создается Ассоциация российских банков, которую возглавляет С.Егоров, быв­ший глава Госбанка РСФСР. Кроме этого в зоне контроли­руемого государством бизнеса создается ряд других орга­

АНАТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

низаций: Конгресс бирж, Московская конвенция предпри­нимателей, Союз нефтепромышленников и проч.64

Несколько месяцев спустя А.Вольский предпринимает шаги для объединения всех бизнес-ассоциаций номенкла­турного сектора и объявляет о создании нового обществен­но-политического движения — Всероссийского союза «Об­новление», который впоследствии станет каркасом другой влиятельной политической силы 90-х годов — «Граждан­ского союза». Учредительная конференция ВС «Обновле­ние» прошла с большой помпой в Колонном зале Дома Союзов в Москве. На конференции выступали влиятель­ные политики: Ю.Яров (председатель комитета Верховно­го Совета России по экономической реформе); В.Шумейко (вице-премьер правительства России); С.Филатов (замес­титель председателя Верховного Совета России); Н.Гончар (председатель Моссовета); Н.Травкин (председатель Демок­ратической партии России). В союз «Обновление» вошли пред­ставители промышленного директората, предприниматели производственной сферы, народные депутаты, ученые и др.

В мае—июне 1992 г. происходит становление Партии эко­номической свободы (ПЭС), объединяющей представите­лей «стихийного» бизнеса. Противостояние структур Воль­ского и Борового становится все очевиднее с углублением экономического кризиса. Директорат, стоящий за Вольс­ким, пытается сместить правительство Гайдара и резко кри­тикует его действия. Частные бизнесмены во главе с Боро­вым выступают против РСПП Вольского, в поддержку гай­даровских реформ. В ответ на попытки Вольского объеди­нить «красных директоров» Боровой выступает с обраще­нием к руководителям 27 партий, профсоюзов и движе­ний, предлагая сформировать союз конструктивных сил. Эта инициатива приводит лишь к объединению ПЭС с Парти­ей конституционных демократов, которые играют более чем скромную роль на политической арене страны. В том же1992 г. создается еще ряд «проходных» структур, пытаю­щихся стать «главными» представителями новой буржуа­зии: это Партия консолидации, Ассоциация промышлен­ников и предпринимателей России и многие другие65.

В этой борьбе между «красными директорами» и наби­рающими влияние новыми бизнесменами на раннем этапе

Глава 5. Российская бизнес-элита

развития рынка в России победителей не было. Директора не получают той поддержки от государства, на которую они рассчитывали, а новые русские еще не успевают на­брать политического веса. Как показали итоги декабрьских выборов в Федеральное Собрание, ни одно из существую­щих предпринимательских объединений не могло привлечь сколь бы то ни было значимое количество голосов избира­телей. «Гражданский союз» А.Вольского не сумел набрать необходимых 5% голосов избирателей на парламентских выборах 1993 г. Партия консолидации во главе с бизнесме­ном Валерием Неверовым, Объединение «Преображение» Кахи Бендукидзе не были допущены к выборам, так как не собрали необходимых 100 тысяч подписей. В Думу 1993 г. попали лишь те предприниматели, которые находились в «тени» известных политических фигур: представители Ас­социации приватизируемых и частных предприятий — по списку «Выбора России» Е.Гайдара, активисты движения «Предприниматели за новую Россию» — по списку Партии российского единства и согласия С.Шахрая66.

Осознание своей слабости, которую и директора, и но­вые бизнесмены ощутили в период выборов в Федераль­ное Собрание 1993 г., привело к новой волне создания пред­принимательских союзов и альянсов. Под эгидой прави­тельства Е.Гайдара создается ассоциация приватизируемых и частных предприятий. В 1994 г. создается «Круглый стол бизнеса России», в который входит более 70 коллектив­ных членов. Возглавил организацию И.Кивелиди, убитый несколько лет спустя в своем офисе. Была создана Федера­ция товаропроизводителей России, которая задумывалась как крупнейшая лоббистская структура российских про­мышленников. Ее возглавляет Ю.Скоков, один из самых влиятельных политиков тех лет, близкий президенту Ель­цину. Все перечисленные организации были, по сути, но­менклатурными: они создавались по инициативе или с со­гласия властей, возглавлялись бывшими партийными и комсомольскими функционерами, их штат состоял также из бывших номенклатурщиков, их офисы располагались или в комплексе бывших зданий ЦК КПСС на Старой площа­ди, или неподалеку.

АНАТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

Основными спонсорами избирательной кампании но­ября-декабря 1993 г. стали группа «Мост», концерны «Ол-би», «Микродин», «Гермес», «Нипек»; банки «Националь­ный кредит», Инкомбанк, «Менатеп», «Столичный», АО «Внешэкономкооперация»67. Но, несмотря на активные усилия со стороны уполномоченных предпринимателей и политиков, курирующих развитие бизнеса, вплоть до зало­говых аукционов 1995 г. политическое влияние частного сектора экономики все еще оставалось слабым, а структу­ры, созданные для этой цели, малоэффективными. Только после 1995 г. страна начинает ощущать наступление бизне­са на власть.

Этот процесс имел меньше противодействия в регио­нах, где обозначилась тенденция увеличения доли хозяй­ственников в легислатурах. Среди региональных депутатов 21% составили руководители предприятий различных форм собственности и 31% — представители структур исполни­тельной власти, 10,2% — руководители агропромышлен­ного комплекса68. М.Малютин так комментировал регио­нальные выборы 1994 г.: «При выборах по округам пройти в депутаты могут только три категории личностей: 1. Мест­ные начальники (преимущественно административные с некой долей советских)... 2. Старое хозруководство (особенно на селе) плюс некое число «бизнесменов» в компрадор­ской зоне, которые будут составлять — как «начальство второго сорта» — лояльную оппозицию начальству «пер­вой категории»... 3. Политические маргиналы»69. Так регио­нальные партхозактивы советской эры постепенно транс­формировались в местные олигархии.

Только к выборам 1995 г. коммерческие структуры по­дошли достаточно готовыми к тому, чтобы оказывать за­метное влияние на их исход. Главной приметой времени стало не только образование мощных холдингов, за кото­рыми стоял уполномоченный капитал, но и финансирова­ние этими холдингами избирательных объединений. В по­гоне за усилением своего влияния доминирующая группа российского бизнеса предпринимает, казалось бы, стран­ные шаги: их финансовая поддержка распространяется на весь спектр политических организаций страны. Это означа­ло, что для бизнеса важнее было получить места в парла­

Глава 5. Российская бизнес-элита

менте, чем поддерживать какое-либо идеологическое на­правление. Унаследовав политический цинизм комсомоль­цев, уполномоченные бизнесмены поддерживают на вы­борах и компартию, и демократов. Подчас финансово-про­мышленные группы большие средства вкладывали в изби­рательные кампании левых (например, КПРФ), чем в под­держку предпринимательских блоков (таких, как ПЭС К.Борового). Это объяснялось тем, что предприниматели хотели заранее заручиться поддержкой наиболее вероят­ных победителей, а также тем, что не желали стать залож­никами какой бы то ни было одной политической силы. Конкуренция между собой брала верх над осознанием об­щих интересов.

Доминирующую группу предпринимателей уже тогда начали называть «олигархией», имея в виду не столько сра­щивание власти и крупного бизнеса, сколько конкретную группу из. 15—17 человек, получивших широкую извест­ность благодаря успехам на залоговых аукционах, а также близости к властям. Именно в 1995 г. некоторые из этих бизнесменов впервые вошли в рейтинг 100 наиболее влия­тельных политиков России, ежемесячно публикуемых «Не­зависимой газетой».

После думских выборов 1995 г. власть убедилась в том, что финансовая помощь «олигархов» будет необходима на предстоящих в 1996 г. президентских выборах. В феврале 1996 г. по распоряжению правительства РФ созывается пер­вый всероссийский съезд предпринимателей70. Класс упол­номоченных был мобилизован на поддержку переизбра­ния Б.Ельцина, рейтинг которого был удручающе низок. Тринадцать наиболее влиятельных бизнесменов выступили с открытым обращением к властям с предложением отка­заться от выборов, чтобы спасти страну от катастрофичес­кого раскола. Среди инициаторов «Заявления 13-ти» были Б.Березовский и М.Ходорковский, которые в тот период вовсе не испытывали трепета перед демократическими цен­ностями и готовы были бороться с коммунистами их же методами. И хотя это предложение не было принято и вы­боры президента состоялись, это был звездный час оли­гархии. Они чувствовали себя силой, перед которой долж­но было склониться даже государство.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1261; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.