КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Для самоподготовки к семинарскому занятию
Методические рекомендации
Тема: «Основы высшей нервной и психической деятельности». Цель семинара: Закрепление знаний о функционировании высшей нервной деятельности человека. Вопросы семинара: 1) Роль высшей нервной и психической деятельности в формировании человека, как существа разумного. 2) Научение и память как основа целенаправленной сознанной деятельности челове-ка. 3) Вторая сигнальная система - основной фактор развития человека, как существо социальное. 4) Разум и эмоции – как антагонистические процессы. 5) Асимметрия мозга – её значение в развитии высшей нервной и психической дея-тельности человека. 6) Сон – как защитный процесс. Сновидения. 7) Кора, мышление, сознание, личность – как этапы единого физиологического процесса.
Данные вопросы подготовить в виде сообщений и докладов с последующим обсуждении на занятии. Сообщения и доклады должны обеспечиваться наглядностью. Методические рекомендации при подготовке вопросов семинара: 1. При подготовке вопроса: «Роль вышей нервной и психической деятельности в формировании человека, как существа разумного» желательно раскрыть вопросы: а. Что понимают под термином «человек разумный»? б. Какие особенности характеризуют человека, как существо разумное? в. Дайте определение характеристикам «человека разумного». г. Объясните причины формирования признаков человека разумного. д. Укажите признаки, относящиеся к процессам высшей нервной деятельности. е. Укажите признаки высшей психической деятельности. ж. На чём основана их взаимовязь?
2. По второму вопросу: «Научение и память как основа целенаправленной сознанной деятельности человека» необходимо: а. Дать определение научения. б. Объяснить значение условно-рефлекторной деятельности в процессе научения. в. Объяснить значение динамического стереотипа процессе научения, его сущность, механизм формирования, смены. г. Дайте определение памяти, её виды. д. Объяснить значение памяти в формировании динамического стереотипа и, соответственно, научения. 3. Раскрывая третий вопрос: «Вторая сигнальная система - основной фактор развития человека, как существо социальное» необходимо: а. Дать определение понятиям: вторая и первая сигнальные системы, назовите их отличия. б. Значение речи для человека, отличие её от звуковой способности животных. в. Сущность формирования речи у человека, как социального существа. г. Роль речи в развитии психической деятельности человека. д. Почему животные не могут говорить?
4. «Разум и эмоции – как антагонистические процессы» - необходимо акцентировать вниманиена: а. Определении понятий «эмоция» и «разум». б. Структуры, формирующие эмоции. в. Структуры, формирующие разум. г. Биомеханизмы процесса формирования эмоции. д. Влияние коры полушарий конечного мозга на эмоциональные реакции. е. В каких случаях эмоции становятся неконтролируемыми? ж. Значение эмоциональных реакций для человека. 5. При освещении вопроса: «Асимметрия мозга – её значение в развитии высшей нервной и психической деятельности человека» необходимо: а. Дать определение асимметрии конечного мозга. б. Объяснить функциональное значение левого полушария и правого, какое является ведущим? в. Механизм взаимосвязи центров двух полушарий. г. Особенности развития высшей нервной и психической деятельности в зависимости от степени выраженности асимметрии конечного мозга. 6. Для подготовки вопроса «Сон – как защитный процесс. Сновидения» необходимо: а. Дать определение сна. б. Объяснить теории сна. в. Механизмы формирования сна. г. Виды сна, их характеристика. д. Значение сна, как охранительного процесса. е. Понятие сновидения. ж. Сущность процесса сновидения. з. Значение сновидения в функционировании ВНД и психической деятельности.
7. При рассмотрении вопроса: «Кора, мышление, сознание, личность – как этапы единого физиологического процесса» выделить следующие ключевые моменты:
а. Функциональное значение кор коры в формировании высших процессов регуляции. б. Мышление – определение, сущность формирования, значение. в. Сознание - определение, сущность формирования, значение. г. Значение коры в формировании мышления и сознания. д. Значение вышеуказанных процессов в личностном формировании человека.
Литература для самопроверки: 1) Георгиева С.А. «Физиология» М-1986 г. стр.352-376 2) Хьюберг Д. «Мозг» М-1984 г. стр.219-276 3) Спрингер С. «Левый мозг, правый мозг» М-1983 г. стр.148-164 4) Блюм Ф. «Мозг – разум и поведение» Мир-1988г.
Практическое занятие № 5-1 ТЕМА: «Кровь – состав, свойства, характеристика форменных элементов крови» · Студент должен знать: количество крови, объём циркуляции крови. Состав крови: плазма – вещества её составляющие, физико-химические свойства плазмы ими обусловленные. Форменные элементы – виды, строение, функции. Основные показатели крови: гематокрит у мужчин и женщин, водородный показатель, общий белок, жиры и углеводы, остаточный азот. Количество эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов. Количество гемоглобина у мужчин и женщин, СОЭ, цветовой показатель, лейкоцитарная формула. Гемолиз – его виды: физиологический и патологический. · Цели занятия: - Изучить состав крови, отличия форменных элементов крови: эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов. - Ознакомиться с методиками определения гемоглобина и СОЭ. - Сформировать представления об оценке развернутой гемограммы крови, методов подсчета форменных элементов. · Задания для самоподготовки: 1. Выучить развёрнутую гемограмму здорового человека и записать в дневник для практических работ по прилагаемой схеме. 2. Повторить тему «Ткани» - вопрос «Соединительная ткань». 3. В альбоме зарисовать форменные элементы крови эритроциты и виды лейкоцитов. 4. Выучить методики определения гемоглобина, СОЭ. 5. В дневнике для практических работ выписать терминологию, характеризующую состав, свойства и функцию крови и выучить её. Литература для самоподготовки: 1. Р.П.Самусев, Ю.М. Селин «Анатомия человека» М-2003 г. стр.43-46 2. Р.П.Самусев, Ю.М. Селин «Анатомия человека» М-1990 г. стр.42-44 3. Н.И.Федюкевич «Анатомия и физиология человека» «Феникс» 2002 г. стр.25-30 4. А.А.Швырев «Анатомия и физиология человека с основанием общей патологии» «Феникс» 2004 г. стр. 26-30 5. М.Р.Сапин, Э.В.Швецов «Анатомия человека» «Феникс» 2004 г. стр. 43-45 6. С.А.Георгиева «Физиология» М – 1989 г. стр. 30-47 Теоретическая справка: Внутренняя среда - совокупность жидкостей циркулирующих в организме человека. Основной жидкостью является кровь, так как все остальные жидкости являются производ- ными плазмы крови и в кровь возвращаются, обеспечив удовлетворение клеточных потребностей организма человека. В соответствии с физико-химическими характеристиками кровь – это коллоидно-суспенз- ионная жидкость красного цвета с терпким запахом, липкая, солёная на вкус. С биологической точки зрения кровь – разновидность соединительной ткани с жидким межклеточным веществом, состоящая из плазмы и форменных элементов, циркулирующая по кругам кровообращения. Объём циркулирующей крови в организме человека от 5 до 6 литров. Свойства крови: 1. физико – химические: коллоидные, суспензионные, электролитные. 2. Биологические: фагоцитоз, транспорт газов и питательных веществ, антигенные, секреторные, инкреторные, фиксировать и переносить газы, гемокоагуляция, агглютинация. Функции крови: защитная, иммунная, обменная, дыхательная, транспортная, выдетельная, регуляторная, питательная. Состав крови: Плазма и форменные элементы.
Характеристика форменных элементов крови
Гемограмма в норме
Лейкоцитарная формула %
Гемопоез: процесс обновления крови. Складывается из двух антагонистических процессов кроветворения и кроверазрушения. Процесс кроверазрушения – гемолиз. Происходит в печени и селезёнке. В норме гемолизу подлежат клетки отжившие свой срок жизни. Процесс гемолиза эритроцитов сопровождается образованием гемоглобинных пигментов:
Билирубин используется для синтеза желчных кислот. Кроветворение или собственно гемопоэз происходит в красном костном мозге (интрамедуллярное кроветворение) и в лимфоидных органах (экстрамедуллярное кроветворение). Особенности интрамедуллярного кроветворения: 1. Происходит вне кровяного русла, а в кровь поступают уже зрелые форменные элементы. 2. Осуществляется путём дифференцировки и созревания полипотентной недифференцированной стволовой клетки при воздействии специфических гормонов - поэтинов. 3. В процессе созревания и дифференцировки стволовой клетки в зрелые форменные элементы происходит потеря ядра и способности к делению. Гемопоэз - сложный процесс, включающий ряд последовательно сменяющих друг друга этапов. Этапы гемопоэза:
1. При самоподготовке ответьте на предлагаемые вопросы в указанной последовательности: 1) Дайте определение крови. 2) Какое количество крови циркулирует в кругах кровообращения. 3) Дайте определение депонированной и циркулирующей крови. 4) Чем представлена структура крови. 5) Перечислите свойства и функции крови. 6) Что представляет собой плазма крови, ее состав. 7) Чем обусловлены коллоидные, электролитные свойства крови, их показатели 8) Назовите форменные элементы крови, свойства крови или обусловленные. 9) Расскажите строение эритроцитов, их свойства и функции, количество. 10) Что такое гемоглобин, его количество, значение, виды гемоглобина. 11) Что такое СОЭ, цветовой показатель – их значение, норма. 12) Как определяется количество эритроцитов, СОЭ и гемоглобина. 13) Что такое гемолиз, его виды, значение. 14) Назовите виды отклонения показателей красной крови от нормы. 15) Что такое кислотно-основной показатель, его значение, величина. Какие буферные системы вы знаете, их значение. 16) Расскажите о строении тромбоцитов, их свойствах и функциях, количество тромбоцитов, виды отклонения от нормы. 17) Назовите особенности строения лейкоцитов, их свойства и функции. 18) Перечислите виды лейкоцитов, составьте лейкоцитарную формулу. 19) Какие отклонения от нормы показателей белой крови существуют.
2. Составьте развернутую гемограмму крови и запишите в дневник. Гемограмма в норме
Лейкоцитарная формула %
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 986; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |