Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. Направленность личности




 

Направленность является одним из ведущих компонентов структуры личности, ее системообразующим свойством.Под направленностью личности принято понимать систему устойчивых мотивов (ведущих потребностей, интересов, склонностей, убеждений, идеалов, мировоззрения и т.д.), ориентирующих деятельность личности в изменяющихся внешних условиях.

Исходя из теории деятельности А.Н.Леонтьева, стремление к удовлетворению потребностей пробуждает активность личности. Предметы удовлетворения потребностей становятся основой мотива. В качестве мотивов могут выступать ценности, интересы, идеалы, если они присваиваются (интериоризируются, т.е. делаются своими) личностью в процессе ее развития.

Например, решив задание по математике верно, ребенок может испытать не только удовлетворение (потребность в познании), но и гордость за достигнутый успех (потребность в достижениях). Возможно также, что учитель выразит свое одобрение вслух (потребность в признании), а одноклассники начнут обращаться к нему за консультацией (потребность в признании и в общении). В случае, если указанные в скобках потребности стали основой смыслообразующих мотивов, у ребенка закрепляется связь: решение задач – положительные эмоции. Таким образом, каждая новая возможность проявить себя в этой области может стать для него привлекательна сама по себе, независимо от формального результата (отметки в дневнике). Урок математики становится любимым уроком, а интерес к предмету может перерасти в профессиональную деятельность.

Потребностно-мотивационная сфера является только базой для направленности и характеризует направленность личности лишь частично. На основе системы потребностей и мотивов (создающих систему ценностей) формируются жизненные цели личности. Основная роль в формировании направленности личности принадлежит осознанным мотивам.

Следует различать цель деятельности и жизненную цель. Цель любой деятельности отражает лишь одну из сторон направленности личности. Жизненная цель вбирает в себя все частные цели, в то же время реализация каждой из них – есть частичная реализация жизненной цели личности. Жизненные цели в норме должны согласовываться с ощущением смысла жизни, однако проблема заключается в том, что цели обычно осознаются, а смысл жизни – не всегда. Чаще он находится за пределами «фокуса» сознания и создает фон для постановки жизненных целей. Осознание человеком не только цели, но и реальности ее осуществления рассматривается как перспектива личности.

Направленность оказывает организующее влияние не только на элементы структуры личности, но и на психические состояния, а также на психические процессы (познавательные, эмоциональные, волевые). Она характеризуется уровнем зрелости, широтой, интенсивностью, устойчивостью и действенностью.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.