Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организации




Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Задача стратегического менеджмента: осуществлять такое взаимодействие организации с внешней средой, которое позволит ей поддерживать свой потенциал на уровне, необходимом для достижения поставленных целей, и создаст условия для выживания в долгосрочной перспективе.

Внешняя среда в стратегическом менеджменте рассматривается как совокупность двух относительно самостоятельных подсистем: макроокружения и непосредственного окружения.

Макроокружение (или макросреда) – это общие условия среды нахождения организации. Оно, как правило, не носит специфического характера по отношению к отдельной организации, но степень влияния макроокружения на различные организации различна. Это зависит от сфер деятельности организаций и их внутреннего потенциала.

Основными компонентами макроокружения являются экономическая ситуация в стране, правовое регулирование, политическая ситуация, социальные процессы, технологии.

Макроокружение имеет две особенности:

- все компоненты макроокружения находятся в состоянии взаимовлияния, изменения в одной из составляющих приводит к изменению в других;

- степень воздействия отдельных составляющих макроокружения на различные организации различна.

Непосредственное окружение организации – это те составляющие внешне среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии: покупатели, поставщики, прямые конкуренты, рынок рабочей силы.

При анализе покупателя организация стремится определить его профиль и торговую силу.

Профиль покупателя составляется по следующим характеристикам:

· географическое месторасположение;

· демографические характеристики (возраст, пол, образование, сфера деятельности и пр.);

· социально-психологические характеристики (положение в обществе, стиль поведения, вкусы, привычки и т.п.);

· отношение покупателя к продукту, его оценка.

Торговая сила покупателя определяется:

· соотношением степени зависимости покупателя от продавца со степенью зависимости продавца от покупателя;

· объемом закупок, осуществляемым покупателем;

· уровнем информированности покупателя;

· наличием замещающих продуктов;

· стоимостью для покупателя перехода к другому продавцу;

· чувствительностью покупателя к цене.

Другой не менее важной составляющей среды непосредственного окружения являются поставщики. Они обладают большой силой и могут поставить организацию в очень большую зависимость от себя.

Конкурентную силу поставщика определяют такие факторы:

· уровень специализированности поставщика;

· стоимость переключения поставщика на других клиентов;

· степень специализированности покупателя в приобретении определенных ресурсов;

· концентрированность поставщика на работе с конкретным клиентом;

· важность для поставщика объема продаж.

По мере развития стратегического маркетинга состав непосредственного окружения расширился. В него стали входить стейкхолдеры – группы людей, заинтересованные в развитии организации (акционеры, поставщики, местные организации, конкуренты, покупатели, кредиторы, профсоюзы, торговые и иные организации).

Факторы внешней среды находятся вне сферы контроля руководства организации. Между тем, диагностика и анализ факторов внешней среды являются логическим началом разработки стратегии. Поэтому для результативного изучения состояния внешнего окружения в организациях целесообразно создавать систему мониторинга внешней среды.

Для анализа внешнего окружения используются различные инструменты стратегического менеджмента: PEST –анализ, модели отраслевого и конкурентного анализа, модели ситуационного анализа. Их содержание и методика проведения будут рассмотрены ниже в разделе 6 и в разделе 7.

 

6.1. PEST – анализ макросреды организации

 

Большое число факторов макросреды вызывает необходимость их ограничения. Для изучения влияния основных факторов макросреды можно использовать PEST-анализ (Political-legal, Economical, Socio-cultural, Thechnological) (табл. 6.1).

PEST-анализ является методом исследования происходящих в макросреде событий, политико-правовых, экономических, социально-культурных и технологических влияющих на деятельность организации.

 

Таблица 6.1

Основные факторы макросреды

Политико-правовые факторы: · политическая стабильность; · налоговая политика и законодательство; · антимонопольное законодательство; · регулирование занятости населения; · законы по охране природы; · внешнеэкономическое законодательство; · профсоюзы и др. группы давления; · законы о рекламе и свободе печати; · позиция государства по отношению к иностранному капиталу. Экономические факторы: · инфляция; · безработица; · процентная ставка и курс национальной валюты; · доступность и стоимость энергоресурсов; · стабильность экономики страны; · инвестиционная политика; · количество денег в обращении.    
Социально-культурные факторы: · демографическая структура населения; · стиль жизни, обычаи и привычки; · социальная мобильность населения; · активность потребителей. Технологические факторы: · новые исследования и разработки; · защита интеллектуальной собственности; · государственная политика в области НТП; · новые продукты (скорость обновления, источники идей).

Необходимо дать количественную оценку внешних возможностей и опасностей для организации, используя экспертный метод оценок и составляя профиль внешней среды организации. Важность факторов для организации оценивается в баллах: от 0 (нейтральные) до 5 (очень важные). Воздействие факторов оценивается по шкале: +50 (сильное положительное воздействие, сильная возможность), 0 (отсутствие воздействия), -50 (сильное отрицательное воздействие, сильная опасность). Форма оценки, приведена в таблице 6.2.

 

Таблица 6.2

Профиль внешней среды организации

Факторы Важность фактора для организации Воздействие* фактора “+”- возможности “-” - опасности Взвешенная оценка воздействия фактора “+”- возможности “-”- опасности
           
Политические 1. 2. и т.д.                  
Экономические 1. 2. и т.д.                
Социально-культурные 1. 2. и т.д.                
Технологические 1. 2. и т.д.                
Итого:  

* - оценка основывается на специфической реакции предприятия на этот фактор.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.