КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организации
Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Задача стратегического менеджмента: осуществлять такое взаимодействие организации с внешней средой, которое позволит ей поддерживать свой потенциал на уровне, необходимом для достижения поставленных целей, и создаст условия для выживания в долгосрочной перспективе. Внешняя среда в стратегическом менеджменте рассматривается как совокупность двух относительно самостоятельных подсистем: макроокружения и непосредственного окружения. Макроокружение (или макросреда) – это общие условия среды нахождения организации. Оно, как правило, не носит специфического характера по отношению к отдельной организации, но степень влияния макроокружения на различные организации различна. Это зависит от сфер деятельности организаций и их внутреннего потенциала. Основными компонентами макроокружения являются экономическая ситуация в стране, правовое регулирование, политическая ситуация, социальные процессы, технологии. Макроокружение имеет две особенности: - все компоненты макроокружения находятся в состоянии взаимовлияния, изменения в одной из составляющих приводит к изменению в других; - степень воздействия отдельных составляющих макроокружения на различные организации различна. Непосредственное окружение организации – это те составляющие внешне среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии: покупатели, поставщики, прямые конкуренты, рынок рабочей силы. При анализе покупателя организация стремится определить его профиль и торговую силу. Профиль покупателя составляется по следующим характеристикам:
· географическое месторасположение; · демографические характеристики (возраст, пол, образование, сфера деятельности и пр.); · социально-психологические характеристики (положение в обществе, стиль поведения, вкусы, привычки и т.п.); · отношение покупателя к продукту, его оценка. Торговая сила покупателя определяется: · соотношением степени зависимости покупателя от продавца со степенью зависимости продавца от покупателя; · объемом закупок, осуществляемым покупателем; · уровнем информированности покупателя; · наличием замещающих продуктов; · стоимостью для покупателя перехода к другому продавцу; · чувствительностью покупателя к цене. Другой не менее важной составляющей среды непосредственного окружения являются поставщики. Они обладают большой силой и могут поставить организацию в очень большую зависимость от себя. Конкурентную силу поставщика определяют такие факторы: · уровень специализированности поставщика; · стоимость переключения поставщика на других клиентов; · степень специализированности покупателя в приобретении определенных ресурсов; · концентрированность поставщика на работе с конкретным клиентом; · важность для поставщика объема продаж. По мере развития стратегического маркетинга состав непосредственного окружения расширился. В него стали входить стейкхолдеры – группы людей, заинтересованные в развитии организации (акционеры, поставщики, местные организации, конкуренты, покупатели, кредиторы, профсоюзы, торговые и иные организации). Факторы внешней среды находятся вне сферы контроля руководства организации. Между тем, диагностика и анализ факторов внешней среды являются логическим началом разработки стратегии. Поэтому для результативного изучения состояния внешнего окружения в организациях целесообразно создавать систему мониторинга внешней среды.
Для анализа внешнего окружения используются различные инструменты стратегического менеджмента: PEST –анализ, модели отраслевого и конкурентного анализа, модели ситуационного анализа. Их содержание и методика проведения будут рассмотрены ниже в разделе 6 и в разделе 7.
6.1. PEST – анализ макросреды организации
Большое число факторов макросреды вызывает необходимость их ограничения. Для изучения влияния основных факторов макросреды можно использовать PEST-анализ (Political-legal, Economical, Socio-cultural, Thechnological) (табл. 6.1). PEST-анализ является методом исследования происходящих в макросреде событий, политико-правовых, экономических, социально-культурных и технологических влияющих на деятельность организации.
Таблица 6.1 Основные факторы макросреды
Необходимо дать количественную оценку внешних возможностей и опасностей для организации, используя экспертный метод оценок и составляя профиль внешней среды организации. Важность факторов для организации оценивается в баллах: от 0 (нейтральные) до 5 (очень важные). Воздействие факторов оценивается по шкале: +50 (сильное положительное воздействие, сильная возможность), 0 (отсутствие воздействия), -50 (сильное отрицательное воздействие, сильная опасность). Форма оценки, приведена в таблице 6.2.
Таблица 6.2 Профиль внешней среды организации
* - оценка основывается на специфической реакции предприятия на этот фактор.
Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |