Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовая деятельность государства (муниципальных образований) в современных условиях




Регулирование и управление публичными финансовыми ре­сурсами является главным направлением деятельности любого государства в любой исторический период.

По мнению В. А. Лебедева, без финансов государство не мо­жет обойтись. Ими обусловливается экономический и полити­ческий рост государства, социальный прогресс. Много полити­ческих перемен и потрясений в общественном быту произошло по поводу расстроенных финансов, и, может быть, политиче­ская карта каждого государства была бы иная, если бы оно не переживало финансовых кризисов.

И. И. Янжул справедливо отмечал, что финансы и их орга­низация имеют громадное политическое значение, оказывая не только косвенное, но и прямое влияние на все государственное устройство и управление. Финансы, одни финансы дают часто внутренний смысл исторических событий, внешнее выражение которых носит даже совершенно иной характер.

Деятельность государства (муниципальных образований) по планомерному формированию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализа­ции своих задач1 признается финансовой деятельностью.

Финансовая деятельность государства (муниципальных об­разований) осуществляется в соответствии с финансовой поли­тикой, представляющей собой «систему целей и концептуаль­ных идей»2, направленных на развитие и совершенствование функционирования финансовой системы.

В зависимости от длительности периода и характера решае­мых задач ученые-экономисты подразделяют финансовую по­литику на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия — долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономиче­ским и социальным развитием. Финансовая тактика направле­на на решение задач конкретного этапа развития общества пу­тем своевременного изменения способов организации финан­совых связей, перегруппировки финансовых ресурсов. При относительной стабильности финансовой стратегии финансовая тактика должна отличаться гибкостью, что предопределяется подвижностью экономических условий, социальных факторов и др. Тактика, выявляя решающие участки и узловые проблемы развития экономики и социальной сферы, путем своевременного изменения способов, форм организации финансовых связей по­зволяет в максимально сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией3.

Проблемы взаимообусловленности и взаимозависимости финансового права и политических процессов в государст­ве были и остаются предметом исследования ученых фи-нансоведов: П.-М. Годме, О. Н. Горбуновой, Е. Ю. Грачевой, Н. В. Исакова, М. В. Карасевой, Ю. А. Крохиной, Г. В. Петровой, Н. В. Сапожникова, Н. И. Химичевой и др.

Следует согласиться с Е. Ю. Грачевой в том, что финансовая политика государства определяет цели и задачи, на решение которых направляется процесс формирования, распределения и перераспределения общественного богатства для обеспечения финансовыми ресурсами непрерывного воспроизводственного процесса и удовлетворения отдельных конкретных потребно­стей воспроизводства.

Оценивая качество современной финансово-правовой поли­тики российского государства, Н. В. Исаков подчеркивает, что объектом первоочередного внимания должна быть оптимиза­ция финансового и особенно налогового и бюджетного законо­дательства. При этом финансово-правовая политика, как одна из форм реализации правовой политики, должна строить свою деятельность по достижению целей правового регулирования в сфере финансов на научно обоснованных принципах и вопло­щаться в эффективном финансовом законодательстве.

На современном этапе развития российского государства финансовая политика стремится достичь экономического ба­ланса между обеспечением государственных потребностей и повышением общего уровня благосостояния общества.

Основные направления современной финансовой политики Российской Федерации нашли отражение в нормативных актах, имеющих программный характер, в частности в распоряжении Правительства РФ от 15 августа 2003 г. № 1163-р, утвердившем Программу социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003—2005 гг.)2; в постановлении Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расхо­дов»3, Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 23.06.2008. «О бюджетной политике в 2009 - 2011 годах».

В соответствии с указанными правовыми документами пер­воочередными задачами финансовой политики российского го­сударства являются:

стимулирование структурной перестройки экономики, ди­версификация ее структуры, снижение фискальной нагрузки на экономику, повышение благосостояния населения;

повышение инвестиционной и инновационной активности населения;

присоединение к международным торгово-экономическим организациям;

создание условий и предпосылок для максимально эффек­тивного управления государственными (муниципальными) фи­нансами;

реформирование бюджетного сектора (в частности, рефор­мирование бюджетных организаций, системы финансирования, процедуры исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, межбюджетных отношений);

переход к среднесрочному (многолетнему) бюджетному пла­нированию;

переход от сметного планирования и финансирования рас­ходов к бюджетному планированию, ориентированному на достижение конечных общественно значимых и измеримых ре­зультатов;

определение приоритетных направлений бюджетных расходов, в том числе в сфере здравоохранения, образования, научных исследований и опытно-конструкторских разработок, модернизацияи транспортной инфраструктуры;

совершенствование системы местного самоуправления и обеспечение соответствия финансовых и материальных средств, находящихся в муниципальной собственности, полномочиям органов местного самоуправления;

формирование устойчивого механизма пенсионного обеспечения на длительную перспективу;

переход на современные принципы осуществления государственных инвестиций и реализации долгосрочных программ за счет бюджетных средств;

совершенствование структуры и механизмов государственного и муниципального финансового контроля, исключение параллелизма и дублирования в этой сфере.

Учитывая интенсивные процессы интеграции экономики России в единое общемировое финансово-экономическое про­странство (складывающееся в связи с глобализационными про­цессами), следует также выделять международно-правовые ас­пекты современной финансовой политики.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 2430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.