Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие формы права. Соотношение формы и источника права , ,




КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ

Научно обоснованная классификация правовых норм позволяет:
во-первых, четко определять место каждого вида юридических
норм в системе действующего в государстве права; '

во-вторых, лучше уяснить функции правовых норм и их роль в
механизме правового регулирования; :

в-третьих, точнее определить пределы и возможности регуяирУ" ющего воздействия права на общественные отношения, пути повыше" ния эффективности правовых норм;

в-четвертых, совершенствовать правотворческую и правопри менительную деятельность государственных органов.

Научная и практическая ценность классификации правовых
зависит от обоснованного выбора ее критериев. '


Юридические нормы можно подразделить на виды по различным основаниям.

По функциональной роли в механизме правового регулирования нормы права классифицируются на исходные нормы и нормы-правила поведения, общие и специальные.

Исходные (отправные, учредительные) нормы определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, принципы; пределы, направления, закрепляют правовые категории и понятия. К этому виду правовых норм относятся: нормы-начала, кон­ституционно закрепляющие основы экономики и политики, граждан­ского общества и государственного строя, взаимоотношений государ­ства и личности, прав и свобод граждан; нормы-принципы, выражающие принципы права; определителъно-установочные нормы, формулирую­щие цели и задачи отраслей права и правовых институтов, предмет, формы и средства правового регулирования; нормы-дефиниции, содер­жащие определения правовых понятий и категорий (например, ст. 17 и 21 ГК РФ, в которых даются определения понятий гражданской право­способности и дееспособности; ст. 14 и 43 УК РФ, содержащие опреде­ления понятий преступления и наказания).

Исходные нормы участвуют в правовом регулировании не напря­мую, а опосредованно, в тесной связи и единстве с нормами — правила­ми поведения, нормами непосредственного, прямого регулирования, со­ставляющими основную, большую часть юридических норм.

С учетом функциональной роли юридических норм в правовом ре­гулировании их подразделяют также на общие и специальные. Такое деление отражает тот факт, что и те и другие, будучи предписаниями общего характера, различаются между собой по степени общности и сфере действия. Соответственно под общими нормами следует пони­мать такие предписания, которые присущи общей части той или иной отрасли права (государственного, административного, трудового, гражданского, уголовного и др.) и распространяются на все или боль­шую часть институтов соответствующей отрасли права. Общие нормы могут иметь не только отраслевое, но и многоотраслевое значение (на­пример, нормы, выраженные в ст. 46,47,48,51,53,54,123 Конституции РФ — для соответствующих институтов гражданско-процессуального и Уголовно-процессуального права).

Специальные нормы относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родо-Вь'х общественных отношений с учетом присущих им особенностей, Специфики, конкретных условий и т.п. Специальные нормы детализи-РУют общие, корректируют временные и пространственные условия их Рбализации, способы правового воздействия на поведение личности.


 


24-




Тема 15. Нормы права


3. Классификация правовых норм



 


; По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлеж­ности) юридические нормы подразделяются на нормы государственно­го (конституционного), административного, финансового, земельного гражданского, гражданско-процессуального, трудового, экологическо­го, уголовного, уголовно-процессуального и иных отраслей права..

Отраслевые нормы делятся на материальные и процессуальные.
Различие между ними в том, что первые отвечают на вопрос «что регу­
лируют нормы гфава?», а вторые — «как?». Процессуальные правовые
нормы — правила поведения организационно-процедурного характера,
они регламентируют порядок, формы и методы реализации норм;мате-
риального права. ";?!•

По методу правового регулирования нормы права классифициру­
ются на императивные, диспозитивные, поощрительные, рекоменда­
тельные..Л'

Содержание методов правового регулирования составляют в'основ-
ном следующие способы воздействия на поведение субъектов: ^'импе­
ративный (метод властного приказа), направленный на обеспечение
предписанного государством строго обязательного поведения Субъек­
та; 2) автономный, оставляющий субъектам значительный простор для
свободного волеизъявления; 3) поощрительный, стимулирующий же­
лательное для государства и общества правомерное и социально актив­
ное поведение; 4) рекомендательный, предлагающий наиболее прием­
лемый с точки зрения государства вариант поведения. Сообразно этому
и классифицируются юридические нормы, каждая разновидность ко­
торых, в свою очередь, образует нормативную базу соответствующего
метода, предопределяет его своеобразие, является существенным, эле­
ментом его предметной характеристики. /, 'j;

Императивные нормы — категорические, строго обязательные веле­ния, не допускающие отступлений и иной трактовки предписания.; Им­перативными являются подавляющее большинство норм права, отно­сящихся к различным его отраслям, в том числе все исходные юриди­ческие нормы.

Диспозитивные нормы предписывают вариант поведения, но|при
этом предоставляют, субъектам возможность в пределах законных
средств урегулировать отношения по своему усмотрению. Суть такой
более широкой правовой автономии, которой наделяются участники
отношений, регулируемых диспозитивной нормой, заключается.в том.
что сторонам предоставляется возможность самим договориться о
своих взаимных правах и обязанностях, и лишь на случай, если они не
сделают этого, предписывается определенный обязательный -вариант
поведения. i <


Диспозитивные нормы свойственны многим отраслям российского права, однако в наибольшей мере они присущи гражданскому праву, так как специфический метод правового регулирования данной отрас­ли базируется на автономном положении субъектов, признании их ра­венства, неприкосновенности собственности, свободы договора, недо­пустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела.

Поощрительные нормы — это предписания относительно предо­ставления мер поощрения за одобряемый государством и обществом, полезный для них вариант поведения субъектов, заключающийся в добросовестном выполнении своих юридических и общественных обя­занностей либо в достижении результатов, превосходящих обычные требования.

Рекомендательные нормы устанавливают варианты желательного, с точки зрения государства, урегулирования общественных отношений, для обеспечения реализации которых адресаты данных рекомендаций проводят соответствующие их компетенции мероприятия с учетом своих местных условий, возможностей и резервов. Субъекты — адреса­ты рекомендательных норм разнообразны, но согласно сложившейся практике российского права главным образом ими являются колхозы, другие кооперативные организации и государственные предприятия.

По юридической силе, т.е. в зависимости от субъекта правотвор­чества — органа, издавшего те или иные правовые нормы, они подраз­деляются на федеральные и региональные законодательные нормы, обладающие в пределах своей компетенции высшей юридической силой, и федеральные и региональные подзаконные нормы, выражен­ные в подзаконных нормативных актах, издаваемых на основе и во исполнение закона.

Федеральные законодательные нормы подразделяются на нормы,, содержащиеся: в Конституции РФ; федеральных конституционных за­конах; федеральных законах.

Региональные законодательные нормы делятся на нормы, содержа­
щиеся: в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации
(республик, краев, областей, городов федерального значения, автоном­
ной области, автономных округов) и законах указанных субъектов в
составе РФ. '

Федеральные подзаконные нормы подразделяются на нормы, выра-

*енные: в нормативных указах Президента РФ; постановлениях Пра-

Вительства РФ; приказах и инструкциях федеральных министерств,

°сУДарственных комитетов и других органов исполнительной власти

оссийской Федерации. Соответственно разграничиваются и регио-

иольные подзаконные нормы, издаваемые органами исполнительной

власти субъектов РФ.



Тема 15. Нормы права


3. Классификация правовых норм



 


По сфере действия юридические нормы разграничиваются на
нормы общего действия (значения),-ограниченного действия, во­
кальные. ' ':• •

Нормы общего действия не предусматривают специальных условий и каких-либо ограничений их действия. Таковыми являются федераль­ные правовые нормы: исходные, конституционные и другие нормы, выраженные в нормативных актах федеральных органов законодатель­ной и исполнительной власти Российской Федерации.

Нормы ограниченного действия — это общие предписания, пределы
реализации которых связываются с определенными пространственны­
ми, субъектными, временными и ситуационными факторами. К Данно­
му виду правовых норм относятся: все региональные нормы; нормы,
адресованные специальным субъектам (например, работникам опреде­
ленных министерств и других федеральных ведомств, работникам с
определенными условиями труда, в частности, на подземных работах
или в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях,
военнослужащим); нормы, действующие ограниченное время; нормы,
рассчитанные лишь на экстремальную ситуацию (аварийная ситуация,
стихийное бедствие, обстановка военного времени и т.п.). : ',-••

Локальные нормы действуют в пределах отдельной государствен­ной, кооперативной организации или их структурных подразделений, выражают характер, цели и специфику деятельности конкретного тру­дового коллектива, определенного общественного объединения, на­правлены на стимулирование и упорядочение этой деятельности..s

Получило распространение деление правовых норм на основании особенностей их структурных элементов. Так, по форме выражения диспозиции нормы права подразделяются на управомочивающие, обя­зывающие и запрещающие, по форме изложения санкции ™ на абсо­лютно-определенные, относительно^определенные и.альтернативные,

Своеобразный вид правовых норм, выделяемых в зависимости от особенностей диспозиции, составляют бланкетные нормы, в которых содержится лишь общее направление, своего рода каркас правила; по­ведения, тогда как его конкретизация, наполнение определенным со­держанием поручается соответствующему государственному органу-

При классификации правовых предписаний по данному критерию некоторые авторы предлагают также различать отсылочные (ссылоч­ные) нормы. Однако для выделения такого вида норм нет основании, оно происходит в результате смешения правовой нормы со статьей нормативного акта. С учетом структуры юридической нормы отсылоч­ных норм быть не может, но существуют ссылочные статьи норматив­ных актов, т.е. такие, которые отсылают к другим статьям.


Наряду с рассмотренными основаниями классификации в юриди­
ческой литературе предлагаются и некоторые иные критерии1 деления
правовых норм. Однако следует иметь в виду, что при всей ценности
подобных классификаций ни одну из них нельзя абсолютизировать,
ибо одна и та же норма, в зависимости от решения определенных тео­
ретических и практических задач, с учетом ее всестороннего, комплекс­
ного рассмотрения может быть одновременно отнесена к нескольким
различным видам правовых норм.,;

Классификация юридических норм способствует выявлению и
практическому использованию их богатейших, разносторонних воз­
можностей в осуществлении и совершенствовании правового регули­
рования, а следовательно, и постоянно возрастающей роли в развитии
общества.,.,. • |


. Понятие формы права. Соотношение формы и источника права



 


Тема 16. ФОРМЫ ПРАВА \(В.Л. Кулаков)

•. (,

Как целостное явление социальной действительности право имеет Определенные формы своего внешнего выражения. Отражая особен­ности структуры содержания, они представляют собой способы орга­низации права вовне.

Для обозначения этого явления в юридической литературе исполь­
зуются как тождественные понятия «форма права» и «источники
права». Кроме того, существует еще категория «правовая форма». Это
создает известные терминологические трудности, возникает проблема
разграничения указанных понятий, уточнения их смыслового содер­
жания.,

Правовая форма отражает всю правовую реальность. Это понятие
используется для обозначения связи права с иными социальными про­
цессами. В данном случае внимание акцентируется на юридических
свойствах правовых явлений, опосредующих экономические, полити­
ческие, бытовые и иные отношения.;

Категория же «форма права», как наиболее широкая, отражаетвсю
юридическую реальность, складывающуюся в обществе, все ее элемен­
ты, опосредующие экономические, политические, хозяйственные,
культурные и иные фактические отношения, т.е. данный способ произ­
водства и обмена, данный тип экономического базиса. :

Под формой права подразумеваются, как уже говорилось;, опреде­ленные способы\внешнего выражения права как одного из компонентов «юридической формы», иными словами, как более узкого самостоя­тельного явления. Назначение этой формы — упорядочить содержа­ние, придать ему свойства государственно-властного характера. •,

jB науке различают внутреннюю и внешнюю формы права. Под внутренней понимается структура права, система элементов (норма­тивные предписания, институты, отрасли). Под внешней — объективи­рованный комплекс юридических источников, формально закрепляю­щих правовые явления и позволяющих адресатам правовых установле­ний ознакомиться с их реальным содержанием и пользоваться ими.


Понятия «форма права» и «источник права» тесно 'взаимосвязаны, но не совпадают. Если «форма права» показывает, как содержание права организовано и выражено вовне, то «источник права» — истоки формирования права, систему факторов, предопределяющих его содер­жание и формы выражения.

Источник права определяется в юридической литературе не­однозначно: и как деятельность государства по созданию правовых предписаний, и как результат этой деятельности. Есть и иные точки

зрения1.

Содержание и форма права не являются результатом произвольно­го конструирования законодателя. Их первопричины заложены в сис­теме общественных отношений, исключающих монизм источника и предопределяющих многообразие форм внешнего выражения права.

В правоведении различают материальные, идеальные и юридичес­кие источники права.

Материальные — коренятся прежде всего в системе объективных потребностей общественного развития, в своеобразии данного способа производства, в базисных отношениях.

Однако общественные потребности должны быть осознаны и скор­ректированы законодателем в соответствии с уровнем его правосозна­ния и политической ориентации. На его позицию могут оказать влия­ние особенности международной и внутриполитической обстановки, некоторые иные факторы. Все эти обстоятельства в своей совокупности составляют источник права в идеальном смысле.

Результат идеологического осознания объективных потребностей общественного развития посредством ряда правотворческих процедур получает объективированное выражение в юридических актах, кото­рые являются юридическим источником права. В данном случае источ­ник права в юридическом смысле и форма права совпадают по своему

содержанию.

Названные три источника лишь в самой общей форме показывают систему правообразующих факторов и механизм их воздействия на формирование права. В реальной же действительности эта система го­раздо разнообразнее, она объединяет и экономические, и политические, и социальные, и национальные,, и религиозные, и внешнеполитические, и иные обстоятельства. Одни из них находятся вне правовой системы, Другие (обеспечивая внутреннюю согласованность и структурную упо­рядоченность) — внутри ее. Они могут быть как объективными, не зависящими от воли и желания людей, так и субъективными, проявля-

^. См.: Разумович Н.Я. Источники и формы права //Сов. государство и право. 1988.



Тема 16. Формы права


2. Виды форм права



 


ющимися, например, в действиях политических партий, давлении оп­
ределенных слоев населения, законодательной инициативе, лоббизме
участии экспертов и т.п. •,.,*

Причем степень влияния каждого из этих факторов на действую­
щую правовую систему достаточно часто меняется. Особенно видны
эти изменения при революционной смене правовых систем, когда по­
вышается значимость субъективных обстоятельств. | -.•-,
; v Так, в обстановке накала политических страстей население стре­
мится с помощью митингов, забастовок, протестов, других акций ока­
зывать непосредственное давление на содержание принимаемых реше­
ний. При этом во временном выигрыше могут оказаться лишь неболь­
шие, но наиболее сплоченные и социально активные слои граждан
(шахтеры, авиадиспетчеры, вкладчики акционерных обществ). Юни
оказывают мощное влияние (прямое и косвенное) на правотворческие
органы. В проигрыше же оказывается все общество. Неучтенные инте­
ресы иных социальных групп, нарушение объективно необходимого
баланса общественных, групповых и личностных интересов в праве
становятся барьером на пути реализации законов, причиной обостре­
ния социальных противоречий.

Своеобразие источников сказывается на формах' внешнего выраже­ния права. В них наглядно проявляются исторические особенности тех или иных общественных систем, разнообразие форм государственного вмешательства в общественную жизнь, а также известность научных школ, обосновывающих специфику этого вмешательства.

Взгляды ученых на форму права исторически изменялись и зависе­ли от того, какое содержание они вкладывали в понятие права в разные периоды времени. У сторонников естественно-правовой концепции складывалось одно представление о содержании и форме существова­ния права, у сторонников психологической школы — другое, а у норма-тивистов — третье.

Однако все это многообразие взглядов, школ и правовых систем объединяется представлением о праве как о системе общеобязательных правил поведения, объективированных в разного рода актах и иных доступных для восприятия источниках, имеющих различные техничес­кие характеристики (от берестяных грамот, закрепляющих обычаи и религиозные верования, до современных электронных носителей пра­вовой информации). Так, юридическими источниками рабовладель­ческого права были различные религиозные правила, обычаи, решения судебных органов, распоряжения должностных лиц, а также доктри-нальное толкование юридических предписаний выдающимися право­ведами того времени.

Состояние феодального общества также обусловило множествен­ность форм (источников) права, закрепляющих «кулачное право»


сильного. Это и возродившиеся нормы обычного права (Русская прав­да, Салическая правда), это и получившие особенно широкое распро­странение религиозные правила (каноническое право, Коран), это и судебная практика, и прецеденты, и труды крупных ученых-юристов.

Пришедшая к власти буржуазия, сохранив в отдельных странах юридическую значимость судебной практики, религиозных норм и обычаев, постепенно, в связи с укреплением государственных начал в управлении обществом, в качестве основной формы права установила нормативно-правовой акт (законодательство).

Таким образом, диалектическая взаимосвязь системы источников и, форм внешнего выражения права определяет специфику конкретных правовых систем. В одних государствах преимущественное распро­странение получили правовые акты парламентов, в других — делегиро­ванное законодательство органов управления, в третьих — прецеденты и судебные решения, в четвертых — религиозные нормы (Коран, Сунна, Иджма) и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1084; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.