КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие и виды законов. Краткая характеристика основных стадий законотворческой деятельности
СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ АКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Все нормативно-правовые акты функционируют как единая сис Система нормативных актов в Российской Федерации включает в еоя правовые акты общефедеральных органов, акты субъектов Феде- ^Ии> местного самоуправления, а также акты прямого народного во- изъявления. Такое их разнообразие обусловлено федеративным Роением государства, своеобразием правотворческих органов, специ- * к°й регулируемых отношений, другими обстоятельствами, служа- ми основаниями для их классификации. Тема 16. Формы права 4. Понятие и виды законов
В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативно-правовые акты подразделяются на: • нормативные акты государственных органов; i • нормативные акты общественных объединений (кооперативных • совместные акты (государственных и негосударственных Орга • нормативные акты, принятые в порядке референдума. В зависимости от сферы действия нормативные акты делятся на' • общефедеральные; • акты субъектов Федерации;, • акты органов местного самоуправления; • локальные акты (регулирующие отношения внутри какой-либо В зависимости от срока действия различают: • акты неопределенно длительного действия; • временные акты. В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты подразделяются на • законы и подзаконные акты. Критерии данной классификации позволяют установить значимость нормативных актов, их место и роль в правовой системе;. В этой связи целесообразно более подробно рассмотреть названные выше виды актов.
•. I' .. г Законы занимают главное место в системе нормативно-правовых Во-первых, они принимаются только законодательными (пред Во-вторых, обладают высшей юридической силой, которая озна 1 Следует, однако, заметить, что в случае возникновения противоречия между Ф^ деральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской 'Федер31'1^' изданным в рамках его компетенции, действует нормативный правовой акт субъекта В-третьи х, регулируют наиболее важные основополагающие отношения. В законах закрепляется общественный и государственный строй, компетенция центральных звеньев государственного механизма, основные права и свободы граждан и т.д. В-четвертых, содержат нормы первичного, исходного характера. Все иные акты призваны в основном детализировать и конкретизировать нормативные установления законов. В-пятых, принимаются в особом процессуальном порядке. Таким образом, закон — это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений. Законы многообразны, поэтому нуждаются в классификации. Критерии этой классификации обусловлены особенностями регулируемых отношений, своеобразием субъекта правотворчества, адресата, территории, на которой они действуют, и т.д.
Особый интерес представляет деление законов в зависимости от их значимости в системе действующего законодательства. По этому основанию различают законы конституционные и текущие. Конституционные законы закрепляют основы общественного и государственного строя, служат юридической базой для текущего законодательства. К ним относятся: Конституция и законы, вносящие в нее изменения и дополнения, а также законы, конкретизирующие ее содержание. Конституция является основным законом государства. Ее сущность состоит в том, что она отражает расстановку политических сил в обществе, юридически закрепляет баланс их интересов. Различают фактическую и юридическую конституции. Фактическая конституция — это Реальные отношения в обществе. Юридическая конституция представляет собой правовое оформление этих отношений. Конституция занимает главное место в системе нормативно-правовых актов, которое определяется ее особыми свойствами и особой Р°лью. Приоритетное значение Конституции состоит в том, что она, как акт высшей юридической силы, составляет нормативную базу всего текущего законодательства. Значимость ее еще больше возрастает в Федеративных государствах, где она является основой для развития не т°лько текущих законов, но и конституций субъектов Федерации. Выполняя непосредственно регулятивную функцию, Конституция Ризвана обеспечить внутреннее единство норм национальной право-°и системы и эффективные правовые связи с зарубежными правовы-Ми системами. ^ Перечень конституционных законов исчерпывающе определен °Нституцией РФ. Это: законы о порядке деятельности Правительства Тема 16. Формы права 4. Понятие и виды законов
РФ, судебной системе, Конституционном Суде, чрезвычайном положении, режиме военного положения и т.д. (всего их 14). Прямое закрепление в Конституции данных актов, круга регулиру Текущие (обыкновенные) законы принимаются на основе и во ис
Особой разновидностью текущих законов являются органические Органические (кодифицированные) законы — юридически цельные, внутренне согласованные акты, отличающиеся высоким уровнем нормативных обобщений и призванные комплексно регулировать определенную сферу общественной жизни. К таким законам могут быть отнесены Основы законодательства и кодексы по различным отраслям законодательства. Чрезвычайные (исключительные) законы принимаются при тех или Законодательная деятельность — сложный и многогранный процесс, требующий объективного, подлинно научного подхода, определения перспектив развития конкретных сфер общественной жизни и предвидения последствий реализации тех или иных законодательных решений. Высокая социальная значимость законодательных установлен!!11 предполагает повышение требований к содержанию и форме их внешнего, текстуального выражения,; законодательное закрепление и не\'к лонное соблюдение четкой процедуры выработки законопроектов. Порядок подготовки, рассмотрения и принятия законов определя' ется Конституцией и регламентами деятельности соответствуют11* представительных органов государственной власти. Эти акты преДУ матривают следующие основные стадии издания законов: * • законодательная инициатива;; " • обсуждение законопроекта;,' • принятие закона; ' • опубликование(обнародование). Под законодательной инициативой принято понимать предоставленное строго определенному кругу лиц или учреждений право на внесение в органы представительной власти предложений по совершенствованию законодательства и конкретных законопроектов, которому корреспондирует обязанность законодательных органов рассмотреть эти инициативы.
К числу субъектов, наделяемых правом законодательной инициативы, статья 104 Конституции РФ относит Президента РФ, Совет Федерации, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, Правительство, законодательные органы субъектов РФ, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды РФ. После регистрации законопроекты направляются в рабочие органы Обсуждение законопроекта осуществляется, как правило, в нескольких чтениях. Оно проводится на открытом заседании палаты представительного органа и начинается с доклада инициатора законопроекта и содоклада подготовительной комиссии (комитета) по основным положениям проекта. При необходимости по особо важным, касающимся всего населения законопроектам может быть и всенародное обсуждение. Непосредственное рассмотрение текста проводится постатейно, по разделам.или в целом. При этом каждая предложенная поправка голосуется отдельно. В зависимости от степени готовности законопроекта он может быть Принятие закона. Принятие федерального закона осуществляется Некоторые законы могут иметь весьма существенное значение для 1 всех субъектов Федерации (ст. 106 Конституции РФ). В этой связи °ни принимаются к рассмотрению Советом Федерации. Закон считайся одобренным, если за него проголосовало более половины от обще-г° числа членов этой палаты или если он в течение четырнадцати дней Не был рассмотрен Советом Федерации вообще. При одобрении кон-тИтуционного закона необходимо не менее трех четвертей голосов от
Тема 16. Формы права 4. Понятие и виды законов
общего числа членов Совета Федерации. Для преодоления разногласий Текст принятого закона в течение четырнадцати дней подписывается и обнародуется Президентом. В случае несогласия с некоторыми положениями закона Президент может наложить на него отлагательное вето и направить на повторное рассмотрение в Госдуму. : Опубликование закона. Законы подлежат обязательному официаль Согласно Федеральному закону «О порядке опубликования и В этих изданиях публикуются и постановления палат Федерально В необходимых случаях законы могут быть оглашены и иными, неофициальными способами: опубликованы в органах печати, обнародованы по телевидению, радио, переданы по каналам связи, а также разосланы соответствующим государственным органам. Подзаконные нормативно-правовые акты. Своеобразие указов и В зависимости от характера полномочий Президента все его указы • указы в границах собственных полномочий; ; • указы на основе полномочий, делегированных парламентом; 1 • указы, подлежащие утверждению Советом Федерации (одаеде нии военного положения, чрезвычайного положения, < представ : ' ления о назначении на должность судей Конституционного СуДа> L Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора). По юридической значимости указы делятся на нормативные и правоприменительные. Нормативные указы содержат нормы права и регулируют разнообразные сферы общественной жизни, имеют общеобязательный характер. Особенно много указов принимается для регулирования отношений в области экономики (о приватизации, рынке ценных бумаг, инвес-, тициях и т.д.). Иногда они сопровождаются утверждением положений об органах, выполняющих определенные функции, или о порядке деятельности в конкретной сфере общественных'Отношений. Правоприменительные указы носят индивидуально-разовый характер и принимаются по конкретным вопросам управления (о назначении на должность, присвоении звания и т.д.). Распоряжения Президента также ненормативны и принимаются по оперативным вопросам государственного управления (создание рабочих комиссий, выделение регионам средств из резервного фонда и т.д.). Их отличие от ненормативных указов несколько условно и может рассматриваться (анализироваться) применительно к каждому конкретному случаю. Президенты республик, входящих в состав Российской Федерации, тоже издают правовые акты в форме указов и распоряжений. Очень важны и многообразны по содержанию нормативно-правовые акты российского Правительства. Эти акты можно подразделить на акты, издаваемые во исполнение Конституции, федеральных законов и нормативных указов Президента, и акты по вопросам собственной компетенции. Специфика координирующей, управленческой деятельности Правительства сказывается на содержании и массиве принимаемых актов. Правительство разрабатывает, утверждает и реализует базовые нормативно-правовые акты и целевые комплексные программы, рассчитанные на длительный период действия (федеральный бюджет, федеральная программа поддержки малого предпринимательства и т.д.). Принимаемые им акты: во-первых, оперативно регулируют отношения в различных от-Раслях общественной и государственной жизни; во-вторых, устанавливают правовые ориентиры для деятельности всех органов исполнительной власти, предприятий и учреждений; в-третьих, вводят нормативно-правовые основы для издания ДРУгих правовых актов. В соответствии с действующим законодательством Правительство. Ф Для осуществления своих полномочий по управлению обществом 25», Тема 16. Формы права 4. Понятие и виды законов
принимает постановления и распоряжения. Постановления, как правило, нормативны и общеобязательны, они разрабатываются и принимаются коллегиально. Распоряжения же, будучи разновидностью/правоприменительных актов, принимаются и подписываются Председателем или заместителем Председателя Правительства на основе единоначалия и адресуются, как правило, узкому кругу исполнителей. В соответствии с Указом Президента РФ «О порядке опубликова Министерства, государственные комитеты и иные федеральные ве Приказы могут быть как нормативными, так и ненормативными. Инструкции же, регулируя определенные стороны деятельности Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, подлежат обязательному официальному опубликованию в течение десяти дней после их регистрации в газете «Российские вести» и «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» издательства «Юридическая литература» или РаС пространяемых центром правовой информации «Система». На уровне субъектов Федерации используются те же формы!прав° вых актов, что и на федеральном уровне (законы, указы, постановл дия, распоряжения, приказы, другие установления). Однако есть и специфика, связанная с различным правовым положением субъектов регионального правотворчества, объемом и характером регулируемых отношений и другими обстоятельствами. Если правовые системыреспуб-лик как субъектов Федерации уже сложились и во многом дублируют формы правовых актов федеральных органов, то правовые системы краев, областей, автономных округов и городов федерального значения находятся еще в стадии становления. Основным нормативным актом, регламентирующим взаимоотношения органов власти и граждан на уровне области, является устав, выполняющий функции региональной конституции. Губернаторы, главы администраций областей, краев, автономных областей, округов, городов федерального значения при осуществлении своих полномочий издают постановления и распоряжения. В ряде областей, краях и городах федерального значения сформированы правительства, принимающие постановления. Их специализированные министерства и ведомства наделены правом на издание приказов и инструкций. Весьма существенно расширены полномочия органов местного самоуправления. Их представительные органы (дума, муниципальный совет и др.) по вопросам своего ведения принимают коллегиальные решения, а главы органов местного самоуправления (главы администраций, мэры, старосты) — постановления и распоряжения. Форма опубликования данных актов определяется уставом данной административно-территориальной единицы. Все отмеченные выше акты могут быть как нормативными, так и правоприменительными. Тематический спектр нормативных установлений органов местного самоуправления весьма богат: это и акты об утверждении местного бюджета, и акты об охране природы, общественного порядка, предоставлении жилья, развитии коммунального хозяйства и т.д. Региональный характер регулируемых отношений позволяет отнести эти акты к категории локальных. Они обязательны для исполнения всеми расположенными на соответствующей территории предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, а также должностными лицами и гражданами. Специфика этих актов заключается в том, что они имеют также Решения, как правило, имеют нормативное содержание и принимайся коллегиальными органами управления (общим собранием акци-Неров, советом директоров и т.п.). Тема 16. Формы права Приказы нормативного и индивидуального значения принимаются Распоряжения же принимаются директором предприятия, его за Действующее законодательство не устанавливает конкретных форм Правовая природа этих нормативных актов производна от государ Система нормативно-правовых актов Российской Федерации была Среди международно-правовых актов можно выделить два основ
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 762; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |