Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система денежно-кредитного регулирования. Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования




Как и любую другую систему, систему ДКР можно представить как совокупность элементов, ее составляющих. В экономической литературе достаточно много различных интерпретаций и группировок элементов системы ДКР. По нашему мнению, к элементам следует отнести: принципы организации, субъекты, объекты, цель, задачи, методы и инструменты ДКР.

Принципы организации ДКР как основополагающие элементы всей системы, представляют собой набор правил, на которых базируются все другие элементы системы, и соблюдение которых делает систему устойчивой, эластичной и экономичной. Большинство принципов ДКР являются общими, свойственными любой стране с рыночной моделью экономики. Однако некоторые принципы могут быть индивидуальными и отражать национальные особенности каждой страны. Общие принципы выражены в трех характеристиках: принцип централизованного управления системой ДКР означает, что деятельность всей системы ДКР (поскольку она подчинена единой цели - реализации ДКП государства) управляется из единого центра – ЦБ; принцип единства ДКП состоит в том, что все субъекты системы ДКР руководствуются единой ДКП независимо от того, находятся они в центре или на местах. Их деятельность регламентируется едиными нормативными документами, обязательными для выполнения на всей территории страны; принцип независимости ЦБ органам исполнительной власти и подотчетности его органам законодательной власти - парламенту. Актуальными на современном этапе могут быть признаны принципы открытости и транспарентности, которые позволят сделать участникам рыночных отношений механизм ДКР понятным и предсказуемым.

Не менее важными являются задачи, стоящие перед ДКР экономики, которые должны быть адекватными текущим экономическим потребностям общества и их можно сформулировать как необходимость:

1. удерживать инфляцию на низком и стабильном уровне;

2. поддерживать устойчивость национальной валюты страны;

3. обеспечивать стабильность денежно-кредитной системы;

4. содействовать координации и взаимосвязи с другими направлениями государственного регулирования экономики.

В исследованиях ученых субъекты ДКР рассматривают в широком и узком смыслах. Если рассматривать в широком смысле, то следует включать всех владельцев денежных средств. Поэтому субъекты ДКР обычно рассматриваются в узком смысле, то есть к ним относят только юридических лиц, осуществляющих ДКР. При определении объектов ДКР следует выделить конкретные показатели денежного оборота, изменяющиеся под влиянием ДКР: объем денежной массы, находящейся в обороте; структура денежной массы; объем и структура денежных доходов и расходов населения; объем и структура налично-денежного оборота, проходящего через банк; скорость оборота денег; коэффициент банковской мультипликации; объем кредитов, предоставляемых центральными банками правительствам; объем кредитов, выдаваемых юридическим и физическим лицам.

Наряду с указанными элементами важное значение имеет уточнение стратегии ДКП, установление ее цели, в связи с чем чрезвычайно важно определить тактику ее осуществления монетарными властями. Под тактикой понимается выбор и применение предпочтительных для достижения ожидаемых результатов инструментов ДКР; она рассматривается как чрезвычайно важный аспект активной и целенаправленной ДКП. В зависимости от конкретных целей ДКП ЦБ направлена либо на расширение кредитной эмиссии (кредитная экспансия), либо на ее ограничение (кредитная рестрикция). В первом случае ЦБ преследуют цели подъема производства и оживления конъюнктуры; во втором – поддержание деловой активности исходя из реального спроса на рынке, с тем, чтобы не допустить перенасыщения рынка.

Безусловно, реализация ДКП на основе принципов, заложенных в основе ДКР, требует использования соответствующих инструментов и методов, т.е. механизма. Выбор методов ДКР является решающим, поскольку применяемые инструменты не обладают одинаковой степенью эффективности и поэтому некоторые из них нуждаются в обязательном дополнении другими инструментами, в то время как другие являются только альтернативными. Механизм ДКР является одним из важнейших элементов системы, поскольку именно его использование позволяет претворять в жизнь концепции ДКП государства.

В экономической литературе отсутствуют четкие определения методов и инструментов ДКР, поэтому часто эти понятия смешиваются. Между тем, методы ДКР являются более общими понятиями, чем инструменты. Они представляют собой набор инструментов ДКР, объединяемых каким-либо общим признаком. Инструменты ДКП являются оружием, находящимся в распоряжении ЦБ для влияния на денежно-кредитные и финансовые условия. По этому признаку методы ДКР можно подразделить на экономический и административный. В первом случае он опирается на косвенные инструменты, а во втором – на прямые инструменты ДКП.

Экономический метод включает в себя набор инструментов, оказывающих косвенное воздействие на объекты ДКР. Их особенностью является определенная свобода выбора субъектов ДКР в принятии решений, вытекающих из применения экономических инструментов. Инструменты экономического метода можно подразделить на налоговые, нормативные и корректирующие; при этом к нормативным можно отнести отчисления в фонд обязательных резервов, используемых практически всеми ЦБ, и коэффициенты и нормативы, устанавливаемые для кредитных организаций и обязательные для исполнения. К корректирующим инструментам относят учетную политику и операции на открытом рынке.

Второй метод включает в себя набор инструментов, оказывающих административное воздействие на объекты ДКР. Они являются директивными, то есть обязывающими применять только строго определенные решения и не оставляющими свободу выбора для субъектов ДКР. Термин «прямой» обозначает непосредственную связь между инструментом и операционной целью ДКП. Используя прямые инструменты, центральный банк задает или ограничивает значение ценовой либо количественной переменной, в то время как косвенные инструменты позволяют влиять на операционную цель опосредованно, через изменение рыночной конъюнктуры. Наиболее часто к административныминструментам относят регулирование процентных ставок по кредитам и депозитам коммерческих банков, ограничение объема кредита, предоставляемых кредитными организациями экономике, селективную политику ЦБ, а также портфельные и валютные ограничения.

Инструменты административного метода имеют преимущества и недостатки, которые обуславливают целесообразность их применения в тех или иных экономических условиях. К преимуществам инструментов административного метода регулирования относят эффективность их использования для контроля центральным банком процентных ставок, объема кредитов или депозитов коммерческих банков, а также эффективность их использования в условиях недостаточно развитых финансовых рынков или при отсутствии у центрального банка возможности осуществлять косвенный контроль за кредитными организациями. К недостаткам инструментов административного метода регулирования относят сдерживание ими конкуренции на финансовых рынках между кредитными институтами при привлечении и размещении ресурсов, что нарушает процесс рыночного саморегулирования. Кроме того, эффективность инструментов прямого административного метода регулирования со временем снижается, так как экономические субъекты стремятся найти пути обхода установленных ограничений и запретов.

Следует отметить, что зачастую провести четкую границу между административными и экономическими инструментами ДКР достаточно сложно. Поэтому в большинстве стран с развитыми рыночными отношениями используется другой признак классификации методов ДКР - сферы, через которые инструменты ДКР оказывают воздействие на субъекты и объекты этого регулирования. По этому признаку различают два метода:

1. использование различных норм, нормативов, обязательных для выполнения субъектами ДКР;

2. использование операций на открытом денежном рынке для воздействия на субъекты и объекты ДКР.

В отечественной экономической литературе встречаются различные подходы к соотношению методов и инструментов. Выбор и сочетание инструментов ДКР зависит, прежде всего, от задач, которые решает ЦБ на том или ином этапе экономического развития. Соответственно механизм ДКР индивидуален для каждой страны и регламентируется нормативными документами ЦБ.

Наиболее эффективными инструментами ДКР являются те, которые наилучшим образом дополняют функционирование рыночной системы. В условиях либерализованной экономической системы ЦБ не могут контролировать инфляцию напрямую; вместо этого они стремятся контролировать ее косвенно, осуществляя воздействие на процентные ставки, на размер денежной массы или кредита в экономике.

Операции на денежном рынке, относятся к косвенным инструментам ДКР. Их часто делят на три основных типа: резервные требования; операции на открытом рынке; постоянные механизмы, к которым относятся механизмы заимствования или депонирования средств.

Большинство ЦБ в странах с развитой рыночной экономикой используют все три типа операций в сочетании. Следует отметить, что НБК придерживается аналогичной политики. В целях реализации ДКП НБК осуществляет следующие операции на основании Закона РК «О Национальном Банке РК»: предоставление займов; прием депозитов; валютные интервенции; выпуск краткосрочных нот НБК; покупка и продажа государственных и других ценных бумаг, в том числе с правом обратного выкупа; переучет коммерческих векселей.

Механизм ДКР формирует условия и порядок применения методов и инструментов, определяет деятельность ЦБ по использованию этих методов и инструментов.

Методы ДКР являются более общими понятиями, чем инструменты. Методы ДКР представляют собой набор инструментов, объединяемых единым признаком.

Под инструментами понимаются переменные, находящиеся в сфере прямого воздействия центрального банка, величина которых может быть строго скорректирована и с которыми тесно связаны целевые ориентиры. Чаще всего встречается следующее разделение методов:

1. контроль над банковской системой, который имеет целью укрепление ликвидности финансово-кредитных институтов;

2. управление государственным долгом, которое необходимо в условиях хронических бюджетных дефицитов;

3. регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии, направленное не борьбу с инфляцией и воздействующее на хозяйственную активность.

Признаки инструментов различны. Например, инструменты подразделяются на экономические и административные. Первые используются по выбору, вторые – только в строго определенных случаях. К административным инструментам относится, например, использование количественных кредитных ограничений.

Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. Контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия - заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики. Нужно отметить, что добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменен.

Также ЦБ может устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также ЦБ может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне.

При нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный банк может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков. Очевидно, что использование административного воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.

В зависимости от выбора инструментов ДКР может иметь циклический (динамика делового цикла, воспроизводственного процесса) и нециклический (конъюнктура денежного рынка, политические условия и др.) характер.

Инструменты ДКР должны обладать:

1. максимальной действенностью (помогать достичь целей регулирования);

2. нейтральностью (одинаковым влиянием на конкурентоспособность коммерческих банков);

3. равномерностью воздействия на конкурентоспособность отдельных групп или всех кредитных институтов.

Все инструменты ДКР можно классифицировать с помощью каких-либо критериев. Пример инструментов долгосрочного регулирования - традиционные инструменты, например, политика минимальных резервов и политика рефинансирования. Достижению краткосрочных целей способствуют нетрадиционные инструменты, например, операции СВОП в рамках валютной политики и арбитраж в рамках политики открытого рынка.

Лучшего всего возможности ДКР реализуются на уровне национальной экономики. Однако содержание стандартного набора методов и сочетание их применения банками разных стран зависят от ряда предпосылок.

Попытки подвести современные стратегии ЦБ разных стран под традиционные концепции денежной политики показали, что ни монетаризм, ни теории государственного регулирования в чистом виде не находят своего выражения в практике воздействия на экономику страны. В перспективе можно рассчитывать на компромиссный вариант выбора стратегии ЦБ.

Таблица 21. Применение инструментов ДКР

Предмет регулирования инструментом Характер применения инструмента Эффект воздействия инструмента
поведение банков и населения последовательное применение максимальный
взаимосвязь с другими видами экономической политики установление объемов (лимитов) равномерный
рынок и конкуренция на нем использование временных лагов нейтральный
циклические колебания в экономике сокращение длительности отдельных фаз делового цикла жесткий

 

При этом в настоящее время все больше приоритет отдается рыночным механизмам по сравнению с административными методами регулирования. Примером тому служит либерализация банковского законодательства в ряде европейских стран в начале 90-х гг. (Австрии, Италии, Франции и др.)

Одним из основных принципов определения стратегии ЦБ служит ориентация на регулирование темпа роста денежной массы в национальной экономике или регулирование валютного курса национальной денежной единицы по отношению к какой-либо стабильной иностранной валюте, т. е. на внутренние или внешние показатели.

Выбор той или иной стратегии ЦБ зависит от ориентации экономики страны. При этом наблюдается следующая тенденция. ЦБ развитых стран с мощным внутренним рынком ориентируются на регулирование темпов роста денежной массы в пределах расчетного индекса. Такой стратегии придерживаются, например, Немецкий федеральный банк, Банк Англии, ФРС США.

Различаются внутренняя и внешняя стабильность национальной денежной единицы (под внутренней понимается безынфляционное развитие, под внешней — стабильность валютного курса национальной денежной единицы по отношению к другим валютам).

В соответствии с выбранной стратегией ЦБ осуществляют в качестве приоритетной либо денежную, либо валютную политику и используют соответствующие инструменты.

В целях регулирования объема денежной массы проводятся меры либо по стимулированию роста денежной массы (экспансивная кредитная политика), либо по сдерживанию ее увеличения (рестрикционная кредитная и антиинфляционная политика). Однако в условиях стагфляции ЦБ приходится искать компромиссное сочетание инструментов экономического регулирования, как это происходит в настоящее время в ряде восточноевропейских стран, в России и странах Ближнего зарубежья.

Регулирование валютного курса национальной денежной единицы предпочитают европейские страны с развитой, ориентированной на экспорт, экономикой. В качестве примера можно привести Австрию, Бельгию, Нидерланды.

Выбор и сочетание инструментов, применяемых в определенной экономической ситуации, зависит от стратегии ЦБ. Тем не менее, можно назвать требования, предъявляемые к инструментарию ЦБ любой развитой страны. Речь идет, прежде всего, об инструментах, которые должны обладать максимальной действенностью, о чем писалось выше.

Не менее важным требованием является равномерность воздействия на конкурентоспособность отдельных групп или всех кредитных институтов. В связи с этим мероприятия ЦБ подразделяются на две группы. К первой из них относятся меры воздействия на часть коммерческих банков. Вторая группа включает мероприятия, касающиеся всех кредитных институтов. В качестве примера можно привести проведение центральным банком рестрикционной учетной политики. Инструменты, относящиеся к обеим группам, соответствуют требованию нейтральности ЦБ, поскольку они одинаково влияют на конкурентоспособность кредитных институтов по отношению друг к другу внутри различных групп или всех банков в целом. Это не исключает различных последствий таких мер для различных банков (например, крупных и мелких).

Все инструменты можно охарактеризовать с помощью следующих критериев:

• традиционные или нетрадиционные;

• административные или рыночные;

• общего действия или селективной направленности;

• прямого или косвенного воздействии;

• краткосрочные, среднесрочные или долгосрочные.

Целесообразно различать прямое и косвенное воздействие того или иного инструмента. Например, при проведении учетной политики осуществляется прямое регулирование на денежном рынке и одновременно косвенное воздействие на рынок капиталов.

Выделяют две причины перехода на косвенные инструменты:

1. данный переход отражает увеличение роли ожиданий участников финансового рынка ценовых сигналов экономики;

2. либерализация валютных отношений, открытость национальных финансовых систем иностранной конкуренции сделали прямые инструменты малоэффективными.

ЦБ развитых стран располагают разнообразными инструментами воздействия на денежный оборот. Традиционно к ним относится совокупность инструментов, применяемых ЦБ при проведении политики по определенным направлениям:

1. дисконтная (учетная) и залоговая политика;

2. политика минимальных резервов;

3. операции на открытом рынке;

4. депозитная политика;

5. валютная политика.

Под долгосрочными целями ДКП понимается стратегия ЦБ, рассчитанная на период от одного года до нескольких десятилетий. Так, стратегия стабилизации Немецкого федерального банка длится с начала 60-х гг. по настоящее время.

Эффективность комбинирования применяемых одновременно инструментов ДКП зависит от успешного их сочетания при достижении разных по срокам целей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 3626; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.