Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Опыт инфляционного таргетирования в развивающихся странах и странах с переходной экономикой




Несмотря на определенные сомнения в целесообразности режима таргетирования инфляции, многие развивающиеся страны решили пойти по этому пути проведения своей ДКП. Одной из первых стран была Чили, где первый раз плановый показатель инфляции был установлен в сентябре 1990г. В этом же году центральный банк Чили получил независимость и сразу был вынужден решать проблему инфляции, которая держалась на достаточно высоком уровне в течение всех 80-х гг. (в среднем за период 1980-1989гг. инфляция составляла 20,5%) и в конце десятилетия выросла по причинам экспансионистской политики в 1989г. и скачка цен на нефть, связываемого с войной в Персидском заливе, до 27%.

Опыт Чили интересен тем, что при таргетировании инфляции пристальное внимание уделялось уровню производства и занятости. Антиинфляционные действия сопровождались существенным экономическим ростом. В среднем за период 1990-1998гг. рост ВВП в реальном выражении составлял 7,3% в год. Внутри периода, в 1998г. наблюдалось некоторое ухудшение реальных показателей, что связано с азиатским кризисом и дефолтом, объявленным Российской Федерацией. Однако, уже в 2000г. экономический рост составлял 5,4% и в качестве важной черты, характеризующей прохождение чилийской экономики через кризис, можно считать то, что ЦБ удалось обеспечить достижение намеченных инфляционных целей и устойчивость национальной валюты (песо), удержав ее от скачкообразной девальвации. Все антикризисные мероприятия были проведены без внешних заимствований, что тоже немаловажно. Пока в Чили завершена только первая фаза режима инфляционного таргетирования, выражающаяся в достижении намеченных показателей инфляции. Вторая фаза - бессрочное удержание инфляции в коридоре 2-4% - вступил в силу, начиная с 2001г.

Чилийская практика применения инфляционных ориентиров не представляет собой «чистый» опыт таргетирования инфляции. Помимо инфляционной цели ЦБ Чили таргетировал еще множество макроэкономических переменных. Наконец, как соглашается большинство наблюдателей, успех программы стабилизации был обеспечен не множественным таргетированием, а жестким контролем над движением капитала, действовавшим все 1990-е гг.

Из стран, перешедших к стратегии инфляционного таргетирования сравнительно недавно, поучителен пример Бразилии. С 1994г. в этой стране проводилась стабилизационная программа, основанная на таргетировании обменного курса реала. Инфляция к 1998г. достигла уровня однозначных значений (1,7%), при этом средний экономический рост в период 1994 - 1998гг. составлял 3,4% в реальном выражении. Однако, в 1998г. под влиянием азиатского кризиса и событий в России начался резкий отток капитала из страны, что, несмотря на предоставленную МВФ финансовую помощь в объеме 41,5 млрд. дол. США, повлекло за собой девальвацию реала и рост индекса цен. Все это грозило вылиться в раскручивание инфляционной спирали, ухудшение основных экономических показателей и требовало от регулирующих органов принятия незамедлительных решений.

Фактически методом исключения денежные власти Бразилии пришли к выводу об оптимальности в сложившейся ситуации режима таргетирования инфляции. Формально таргетирование инфляции было введено в Бразилии президентским указом 21 июня 1999г. Цели установлены на уровне 8% для 1999г., 6% - для 2000г. и 4% - для 2001г. Интервал возможных колебаний составлял 2%. Положительным для Бразилии было то обстоятельство, что отсутствовали накопленные годами инфляционные ожидания. К тому же была достаточно развита финансовая система, оздоровлению которой способствовала и докризисная политика ликвидации несостоятельных финансовых институтов. Однако, к моменту введения режима отсутствовала серьезная теоретическая инфраструктура (в центральном банке, например, не было исследовательских подразделений), не была провозглашена в полной мере независимость ЦБ. Плюс ко всему причины инфляции во многом были обусловлены состоянием бюджетной сферы. Внешний долг после девальвации реала составлял до 52% ВВП. Бюджет до 1998г. сводился с первичным дефицитом. Пока еще рано констатировать серьезные успехи политики таргетирования инфляции в Бразилии, хотя планируемый ее уровень и в1999г., и в 2000г. был достигнут. Пример этой страны интересен тем, что показывает, как именно может проводиться политика перехода к новому режиму, опирающаяся на опыт, накопленный другими странами.

На протяжении почти полувека Таиланд непрерывно привязывал свою валюту (тайский бат) к иностранным валютам и золоту. Однако становившаяся все более очевидной нестабильность связей между денежным предложением, экономическим ростом и инфляцией заставила Банк Таиланда провести расширенный анализ своих возможностей в ДКП.

В мае 2000г. Таиланд объявил о переходе на инфляционное таргетирование. В апреле того же года Банк Таиланда создал специальный Совет по ДКП, куда вошли высшие менеджеры ЦБ и внешние эксперты. Банк Таиланда делегировал Совету все необходимые права, в результате чего он получил официальный статус и операционную независимость в проведении ДКП. В 2001г. тайский парламент внес необходимые поправки в Закон о Банке Таиланда, закрепляющие юридический статус Совета. Мониторинг за изменениями в динамике инфляции построен на ежеквартальной основе, чтобы избежать высокой волатильности, сопровождающей ежемесячные наблюдения. Если фактическая инфляция выходит за пределы допустимых значений, Совет должен объяснить причины происшедшего, назначить ответные меры и установить временной горизонт возврата инфляции в желаемый диапазон значений. Первый отчет об инфляции вышел в июле 2000г., после чего отчет стали выпускать ежеквартально.

Начиная с 1985г. ЮАР использовала денежное таргетирование агрегата М3. В течение двух десятилетий центральный банк добился значительных успехов в борьбе с инфляцией, которая снизилась с более чем 20 до 6%. Тем не менее, структурные трансформации (например, финансовая либерализация) изменили финансовую систему страны и трансмиссионный механизм ДКП. В результате ослабла стабильная связь, которая прежде существовала между денежной массой и банковским кредитом, с одной стороны, и номинальными расходами и ценами, с другой стороны. В феврале 2000г. ЮАР объявила о введении инфляционного таргетирования. В качестве цели Южноафриканского Резервного банка была поставлена задача поддержания цен на уровне торговых партнеров и иностранных конкурентов. ЦБ фактически перенял модель инфляционного таргетирования, разработанную Банком Англии. Например, он, как и Банк Англии, в качестве инфляционной цели выбрал индекс цен, скорректированный на процентные выплаты по ипотеке.

Для повышения транспарентности власти ЮАР предприняли ряд шагов. Во-первых, после заседаний Комитета по ДКП его члены публично выступают с разъяснением политики ЦБ. На полное обнародование протоколов заседаний Комитета Южноафриканский Резервный банк еще не решился. Во-вторых, был создан Форум ДКП, собирающийся дважды в год с 2001г. Наконец, ЦБ с 2001г. публикует полугодовой обзор ДКП, представляющий собой инфляционный отчет.

На основе вышесказанного можно выделить несколько особенностей процедуры инфляционного таргетирования в анализируемых странах. Сравнение показывает, что среди развивающихся стран и стран с переходной экономикой нет единого подхода к объявлению инфляционного таргетирования. В целом ситуация в развивающихся и переходных экономиках отражает общемировую картину. Как и в большинстве случаев в рассматриваемых странах важную роль в объявлении инфляционного ориентира играет правительство. Объясняется это тем, что и при таргетировании валютного курса инфляционное требует тесной координации ДКП и бюджетно-налоговой политики.

Наличие долгосрочного ориентира инфляции отличает развивающиеся страны и переходные экономики от всех промышленно развитых государств, использующих инфляционное таргетирование. В качестве целевого ориентира чаще всего служит уровень инфляции крупных зарубежных партнеров, ОЭСР и т.д. Если таких партнеров нет, то выбирает уровень в 1 – 3%, характерный для стабильных индустриальных стран.

Чаще всего временной горизонт таргетирования инфляции равен одному году. Столь короткий промежуток времени обусловлен высокой степенью неопределенности, рисками и потенциальными шоками, с которыми сталкиваются развивающиеся и переходные экономики. Горизонт таргетирования в два года могут позволить себе более стабильные страны, такие как Чили, Израиль и ЮАР. Все они находятся на зрелой стадии экономического и финансового развития, что не только снижает неопределенность и риски, но и удлиняет контрольный лаг ДКП.

В качестве инструмента оценки инфляции может использоваться как ИПЦ, так и скорректированный индекс цен (ядро инфляции). ИПЦ подходит прежде всего для стран с низкой внешнеэкономической открытостью, дерегулированными ценами и прочими характеристиками, позволяющим ЦБ без особых проблем справиться с инфляцией. В любом случае он учитывается или как непосредственный инструмент оценки инфляции либо как дополнительное средство ее оценки. В некоторых странах, например в Польше, ЦБ может при ухудшении контролируемости инфляции на заранее оговоренных условиях переключиться с таргетирования ИПЦ на ядро инфляции.

Как следует из новой классической теории макроэкономики, раскрытие информации о процессе принятия решений в области ДКП позволяет повысить эффективность действий ЦБ. Власти развивающихся и переходных экономик, полностью с этим соглашаясь, стремятся обеспечить максимально возможную транспарентность и открытость ДКП. Центральные банки таких стран, как Бразилия или Южная Корея, идут даже на обнародование спецификации используемых ими макроэкономических моделей. Среди всех ЦБ Чешский национальный банк стоит на первом месте по критериям транспарентности и открытости. Противоположную позицию занимает ЦБ Перу, который полностью закрыт и ничего не публикует и не обнародует. В качестве средства подотчетности каждый ЦБ представляет общественности отчет об инфляции. Обычно периодичность его выпуска составляет один квартал.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.