КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Образование и воспитание в Древнем РимеВ VIII – VI в до н.э. сложились традиции домашнего обучения и воспитания. Религиозное воспитание детей в семье выполнял отец – он неограниченный властелин. Мальчики до 16 лет под наблюдением отца изучали домашние и полевые работы, осваивали искусство владения оружием. Девочки и девушки под надзором матери воспитывались в строгости, скромности, почитании старших. IV – I в.до н.э. начало и развитие влияния на организацию школьного обучения в Риме оказала традиция эллинистических центров Античного мира. С 31 г. до н. э. Рим – столица огромной империи с полумиллионным населением.
Система образования в Древнем Риме
В первые века нашей эры в римской империи сложился единообразный канон системы образования.
Философская мысль Рима и образование Марк Тулий Цицерон (106 -43г.г до н.э.) – политический деятель, философ, педагог, блестящий оратор, разделял философские идеи стоиков. Утверждал, что человека толкает к гибели вспыльчивость, жадность, похоть, помутнение разума. Задача воспитания – развить всепобеждающий разум и чувство благоразумия – начало воспитания в семье. Создатель учебного пособия по риторике, сочинений: «Брут», «Оратор», «О природе Добра и Зла», «Лелий, или О дружбе», «Тускуланские беседы» и др. Сенека Луций Анней (4г до н.э – 65 г н.э.)- политический деятель, философ и писатель, представитель римского стоицизма. Труды: «Нравственные письма к Луцию»; «Утешения»; «Вопросы естествознания»; автор девяти трагедий «Медея», «Федра», «Эдип» и др. Наставник, затем советник императора Нерона; впоследствии обвинен в заговоре против него. Цель образования, по мнению Сенеки, формировать самостоятельную личность («пусть говорит он (ученик) сам, а не его память..»). Главная задача: моральные совершенствование человека. Главное средство нравственного совершенствования человека – философия. Программа нравственного совершенствования в его трудах «Письма на моральные темы», «Нравственные письма к Луцию». Основное средство воспитания – назидательные беседы – проповеди с наглядными примерами из жизни и истории. Л.А.Сенека – сторонник энциклопедического образования – подверг критике все дисциплины тривиума и квадривиума; в основу – должно быть положено освоение учащимися нравственных начал. Плутарх (ок. 45г – ок. 127г.н.э.) – историк. Труд: «Сравнительные жизнеописания» - исторические личности с точки зрения их воздействия на формирование нравственности людей его времени. Сторонник воспитания ребенка без жестоких наказаний. По его мнению, бить ребенка означало «подымать руки на святыню». С особым вниманием относился к вопросам воспитания и обучения в семье. Марк Фабий Квинтилиан (42 – 118гг н.э.) – теоретик ораторского искусства, педагог, первый римский учитель на государственном содержании, создатель Римской школы риторов. Труд: «О воспитании оратора» (12 книг). Цель – подготовка публичных ораторов и защитников в судебных процессах. Цель воспитания – подготовка к выполнению гражданских обязанностей, формирование свободного человека. Книга первая, главы I; II; III. «О воспитании оратора» посвящена первоначальному воспитанию и обучению детей дошкольного возраста и размышлению о школе, учителях: - ребенок – «драгоценный сосуд», с которым надо обращаться бережно и уважительно; - семейное воспитание должно беречь детскую психику, не допускать детей в «неблагопристойные места»; - развивать речь ребенка, внутренние силы и нравственность; - учение должно быть забавою; поощрять ребенка то просьбами, то похвалами; чтобы он радовался и соперничал в успехах со своими сверстниками; - нельзя прибегать к физическим наказаниям, ибо битье подавляет стыдливость. развивает рабские качества; - преимущество школьного обучения в том, что оно приучает учеников не смущаться и не бояться людей, свободно говорить, легко ориентироваться в различных жизненных положениях, умело общаться с другими. · Первая ступень – домашнее обучение до 7 лет; вторая – первоначальное школьное обучение (грамматика, стиль, мораль, начала математики, музыка). Риторская школа – высшая ступень – (грамматика, риторика и др.). · Принципы обучения: от простого к сложному; учет индивидуальных особенностей; чередование умственных занятий. · Методы обучения: подражание, теоретические наставления, упражнения. Требования к учителю: - должен служить примером и образцом; - изучать индивидуальные особенности питомца; - должен любить учеников; - должен быть терпелив в работе, на похвалы не слишком скуп, но и не слишком расточителен; - должен сначала преподавать в элементарной школе, потом – в школе повышенного типа.
Задания и вопросы для самоконтроля: 1. Задание: Прочитайте материал о воспитании в Античном мире по учебнику «История педагогики» А.Н.Джуринского – М.: 1999 – раздел II глава 3: учебное пособие «История образования и педагогической мысли за рубежом и в России» /под ред. З.И.Васильевой – М.6 2001; Раздел I, глава 2: по книге Жураковского Г.Е. «Очерки по истории античной педагогики» М.,1983; Хрестоматия по истории педагогики: в 3 т. Т.1. Античность. Средневековье /Под ред. А.И.Пискунова – М.; 2006. Оцените степень своего понимания учебного материала: - понятно все; легко использую изученное во взаимодействии с другими при группой работе на семинаре; - материал недостаточно понятен (из-за множества специальных терминов; сложности изложения каким-либо из авторов учебных пособий и т.д.); - материал в основном понятен, но вызвали затруднения (усвоение отдельных направлений философских школ и др.). 2. Расскажите о первых учебных заведениях Древней Греции и Древнего Рима. 3. Определите общее и различное в практике воспитания и обучения в Спарте и Афинах и Древнем Риме, в чем видите приемственность? Заполните таблицу:
4. Раскройте основные особенности различных философских школ античности. Оцените степень своего понимания сущности каждой философской школы и свои умения структурировать информацию в ходе заполнения таблицы:
5. Проанализируйте сходство и различие в подходах к воспитанию и образованию римских мыслителей. Используйте дополнительную литературу. РАЗДЕЛ III. ВОСПИТАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Исторический период от падения Римской империи (Vв) до первых буржуазных революций (нач. XVIIв.); в сфере образования – господство духовных феодалов («князья церкви»). Вопросы: 1. Система образования и педагогическая мысль в Византии. 2. Воспитание и образование в исламском мире. 3. Воспитание и школа в странах Западной Европы. 4. Воспитание и школа у восточных славян в Киевской Руси и Русском государстве (X – XVIIвв.).
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 2991; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |