Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогические взгляды ранних социалистов-утопистов




Провозглашали идеи бесклассового общественного устройства с обязательным участием всех граждан в производительном труде и о соединении его со всеобщим образованием.

Томас Мор (1478-1535) – ученый, поэт, лорд-канцлер Англии, гуманист.

«Золотая книжка о наилучшем строе и новом острове Утопия»

· Всеобщее обязательное обучение – залог прочности любого общества.

· Социальная гармония начинается с любви к детям. Только любовью можно искоренить чувства тщеславия, эгоизма, а счастье может достичь только образованный человек.

· Человек имеет право на всестороннее развитие.

Умственный труд – Физический труд -

величайшее наслаждение обязанность всех

чтение, письмо, арифметика, геометрия, земледелие, специальное

астрономия, музыка, диалектика, естествознание ремесло

Воспитание высокой нравственности – первостепенная социальная задача

- воспитать в духе морали, отвечающей интересам общества и каждого человека;

- изживать тщеславие;

- свобода вероисповедания;

· Образование осуществлять в форме ученичества и посредством государственных школ.

· Преподавание вести на родном языке.

· Физическое воспитание – Афинская система физического воспитания.

· В свободное от работы время – музеи, библиотеки, широкая организация самообразования.

Томмазо Кампанелла (1568-1638гг) – итальянский философ-гуманист, коммунист-утопист, за убеждения 27 лет провел в тюрьме.

Основное сочинение: «Город Солнца» - образец общества экономического и политического равенства

· Все граждане обязаны трудиться и каждый получает по потребности.

· Мужчины и женщины равны в правах, свободное время проводят в прогулках, занимаясь любимыми делами, развиваясь умственно и физически.

· Верховный правитель фантастической республики – священник, Солнце; соправители; Мощь (руководит военным делом); Мудрость (ремесла, науки, искусства, учебные заведения); Любовь (деторожение, воспитание малышей, врачевание и др.).

Воспитание и образование носит общественный характер в общественных учреждениях

Умственное Трудовое Физическое

с 2-х лет дети обучаются ремесла бег, гимнастика, игры,

азбуке, языку с наставниками земледелие борьба, закаливание

и наставницами скотоводство

с 8 лет – изучение всех С 12 лет – военная

естественных и мастерские, поля, подготовка мальчиков

прикладных наук пастбища; все и девочек, мужчин и

постепенно включаются женщин

к 17 годам – завершают в трудовую Нравственно-эстетическое

общее и профессиональное деятельность все виды искусства;

образование свободные вероисповедания

 

Методы обучения и воспитания:

· Каждый учебный предмет преподает отдельный педагог.

· Наглядность (7 концентрических кругов, «Стена почета» и др.).

· Экскурсии (отказ от «книжности» и слепого подражания).

· Обучение на родном языке.

Общая характеристика педагогики гуманизма эпохи Возрождения:

1. Интерес к личности ребенка, его индивидуальности; прорыв средневекового нивелирования наклонностей ребенка (школа радости В. да Фельтре, педагогические идеи Т.Мора, Т.Кампанеллы).

2. Забота не только об умственном и нравственном развитии детей, но и об эстетическом и физическом воспитании в противоположность средневековой боязни плотской красоты.

3. Новое отношение к женщине, к ее образованию; вовлечение ее в общую систему общественных требований (Т.Мор, Т. Кампанелла).

4. Изменение отношения к проступкам, поведению детей: отмена телесных наказаний, что считается унизительным для личности ребенка.

5. Утверждение тезиса об эмансипации личности от духовной опеки католической церкви; в связи с этим появление светской школы, в содержании которой изучение гуманитарных и естественных дисциплин, проникнутых духом античности.

 

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Возрождением чего можно считать эпоху, получившую такое название?Почему изменилось отношение к науке и образованию?В чем состояли принципы гуманизма и как они повлияли на образование?

2. Раскройте содержание педагогических идей мыслителей эпохи Возрождения, назовите труды, где они изложены.Назовите труды утопистов и их основные идеи.

3. Определите в чем сходство и различие гуманистических идей, теорий мыслителей эпохи Возрождения? Усвоение, каких гуманистических теорий вызвало затруднение? Выскажите замечания себе, которые в дальнейшем помогут вам в усвоении материала.

Воспитание у восточных славян (VI-IX вв)

Сохранение родоплеменного общества.

Четыре социальных слоя:

Племенная феодальная знать Языческое жречество Общинники, земледельцы Ремесленники
Цель: подготовка к руководству жизнью общины и к войне. От 0 до 5 – воспитание в своей семье. 5-7,8 лет – «Кормильство». Воспитание умственное, нравственное, военно-физическое (вне родной семьи) 8-12 лет – воспитание в семье соответственно привилигированному социальному статусу. С 12 лет в гридницах проходили начальную военную подготовку   Цель: овладение священными религиозными знаниями. ритуалы связывали людей с силами природы, богами, духами. Ритуальные действия направлялись жрецом, ведуном. Воспитывали человека – мудреца, владеющего магической «хитрой наукой», умеющего общаться с богами, предсказывать судьбу; общеобразовательная подготовка, владение пиктографическим письмом и т.д. Цель: трудовое воспитание, подготовка к сельско-хозяйственной деятельности. Форма: обряды и языческие обычаи, создавали основы трудового и нравственного воспитания. Цель обрядов – дать детям советы, закрепляющие нормы и правила поведения. Воспитание осуществлялось в практике повседневной жизни: чем раньше дети будут привлечены к труду на земле, тем лучше они будут воспитаны. «Горька работа, да сладок хлеб» Цель: подготовка к ремесленной деятельности. Форма: ремесленное ученичество усвоение обрядов и обычаев. Мастер обучал специальным умением и навыкам, знакомил с культовыми знаниями. Ремесленников называли «чародеями».

 

Воспитательные традиции Древней Руси.

· Мать – первая воспитательница – уважение к матери первая нравственная заповедь детства… «Укоряющего старость матерню, да исклюет его вранове, да съедят орли», «Держи матерь в чти и в матерстве», т.е. почитай, чти свою мать.

Воспитанность детей измерялась их заботой о старости, прежде всего матери.

Человека достигшего зрелости называли словом «матерый» т.е. воспитанный матерью.

· Выделение возрастных групп: «дитя» - от 0 до 3 лет; «молодой» - от 3 до 6 лет, т.е. воспитываемый матерью; «чадо» - до 7-12 лет, т.е. начавший обучаться; «отрок» - подросток 12-15 лет, проходивший специальное ученичество перед посвящением во взрослые члены общины или рода.

· Языческая культура не знала письменности, все знания передавались устным путем; в VIII в использование пиктографического письма при языческих святилищах.

· Содержание воспитания:

- труд составлял основу жизни славян. Детей рано включали в трудовую деятельность. В 3-4 года в семьях крестьян и ремесленников дети выполняли посильную работу, помогали старшим, особенно матери. Детей знати до 7-8 летнего возраста отдавали в другую семью. Обычай получил название «кормильство»;

- забота о здоровье и физическом развитии детей. Средства – закаливание, подвижные игры, физический труд;

- нравственное воспитание – усвоение нравственных заповедей – о почитании матери, старших, главенствующей роли отца, беспрекословном повиновении отцу, обязанности беречь достоинство матери, осознавать сыновний долг, быть благодарным людям.

· Средства воспитания:

- праздники – особая форма воспитания – включали игры, устное народное творчество (мир перед ребенком представал в образах, звуках и красках);

- народная педагогика;

- различные обряды, связанные с жизнью славян;

- инициации.

IXв – первое древнерусское государство. Столица – Киев.

Воспитание и школа в Древней Руси и русском государстве (X –XVIIвв)

X в. (988г.) – Русь приняла православное христианство (в период расцвета Византии). Население Киевской Руси называют крестьянами, т.е. христианами. Древняя славянская культура соединилась с восточным христианством и породила древнерусское православие.

Модель воспитания: патриархальный семейный уклад с непререкаемым авторитетом отца, подчиненном положении женщины и детей, строгой домашней дисциплиной, в то же время… «отличавшаяся ореолом святости и утверждающаяся на слове Божьем» - ветхозаветный идеал.

Главная книга – ветхозаветная Псалтырь. Язык богослужения, литературы и школы – славянский. Братья Кирилл (827-869гг) и Мефодий (815-885гг) – создатели славянской азбуки – открыли первую школу с преподаванием на славянском языке – этот язык стал единым для Руси, Болгарии, Сербии, Моравии и предназначался для «книжного учения».

Киевский период (X –XIIIвв) – становление древнерусской народности и государственности.

Памятники педагогической литературы (X –XIIIвв)

· «Изборник» Святослава (1076г.)

· «Притчи Соломона», «Премудрость Иисуса, сына Сирахова», «Математический трактат Аристотеля» и др.

· «Пчела» - сборник изречений, цитат, афоризмов, составлений в Византии, переведен на Руси в конце XIвека – содержалось 2500 высказываний греческих и римских философов, поэтов, историков, политических деятелей – это был проводник идей античной философии – этики и педагогики в древнерусскую среду. Пособие для педагогов, а в школах высшего типа – для учащихся. «Пчелу» переписывали до XVIIIв русские книжники и вносили существенные изменения в содержание.

· «Слово о законе и благодати» Иллариона – философско-политический трактат, утверждавший место Руси в мире, прославлявший русскую землю и ее князя Ярослава Мудрого. В «Слове» идея красоты познания мира: «Истиною обут, смыслом венчан»; о Киеве как центре просвещения.

· «Житие Феодосия Печерского» - (ок 1036-1074гг) – автора посланий к князьям Изяславу и Святославу Ярославичам, писателя, одного из первых игуменов Киево-Печерского монастыря; автора молитв и поучений морально-драматического содержания. В «Житии» Феодосия впервые зафиксировано слово «учитель» ни как проповедника христианства вероучения, а как педагога – этот факт отразия начало формирования русской педагогической терминологии.

· XII век «Поучение Владимира Мономаха детям» (1117 г.) Владимир Мономах – внук Ярослава Мудрого, великий Киевский князь, государственный деятель и писатель Древней Руси – глубокие суждения о связи воспитания с образованием, о роли опыта и примера старших в становлении личности, о средствах и способах воспитания нравственного поведения детей. «Поучение» адресовано не столько родным детям, сколько потомкам широкого княжеско – боярского круга. В качестве образа – примера автор ставит свою биографию и показывает себя с разных сторон – как человека и государственного деятеля, как отца и воспитателя, ценителя красоты и природы и любителя книжности. Ориентирами в поведении для молодого поколения он называет – повиноваться старшим, уважать равных себе и младших, приносить пользу другим, быть верным данному слову, не позволять сильным обижать слабых, не лениться, сочувствовать горю других, относиться чистосердечно к окружающим, уметь подавлять в себе гнев, творить добро, уклоняться от зла – критерии истинной воспитанности.

Красоту природы и красоту человека Мономах противопоставил идеологии православия с ее идеалом красоты загробной жизни.

Особое место в «Поучении» отведено воспитанию долга защиты Родины, стойкости в борьбе с ее врагами.

«Поучение» - первое педагогическое произведение в средневековой Европе, принадлежавшее светскому лицу, не имеет аналогов ни в одной литературе своего времени.

Первые образовательные учреждения

· Первая школа «учения книжного» в Киеве (988 г.) при князе Владимире Святославиче – учебное заведение повышенного типа (дворцовая школа), приблизительно насчитывала 300 детей. *(название «школа» в древнерусской письменности встречается впервые в 1382г). Содержание обучения (структура учебных предметов) с учетом опыта византийских и болгарских школ, дававших высшее образование.

· Школа «учения книжного» в Новгороде в 1030г создана Ярославом Мудрым – второе учебное заведение повышенного типа на Руси для детей старост и священнослужителей. Главная задача – подготовка грамотного городского управленческого аппарата и священников.

· В 1086 г. дочь Киевского князя Всеволода Ярославича, сестра Владимира Мономаха – Анна открыла первое в Европе женское училище при Андреевском монастыре.

· В XIIв. (1143г) Ефросиния Полоцкая – дочь полоцкого князя – открыла женское монастырское училище в пригороде Полоцка.

· К XIII в школы существовали в Переяславле, Суздале, Владимире, Муроме, Чернигове, Полоцке, Ростове и других городах. Обучение грамоте и обучение вере воспринималось как единый процесс. Содержание обучения: тривиум (грамматика, риторика, диалектика), церковное пение, нравственное воспитание («учили чести»), некоторые сведения из математики, истории различных стран, сведения о природе (флоре и фауне).

· Начальное обучение на Руси осуществляли мастера грамоты. Письмо, счет, чтение, основы профессии, знакомство с грамотой с помощью буквослагательного метода, заимствованного из Византии. Обучение арифметике – овладение цифровым алфавитом (а-1, б-2 и т.д.), т.е. с буквенной записью цифр и счет на абаке; основание действий: удвоение, раздвоения, вычитания, сложения, умножения и деления.

Монастырское воспитание и образование

Монастыри – центры образования того времени (XI – XIIIвв).

Так, Киево-Печерский монастырь – центр подготовки миссионеров для христианизации Древнерусского государства. Обучение грамоте, самостоятельная работа с книгой завершалось – диспутами (прениями). Обучение хоровому пению; иконописи, «врачевской хитрости», способности делать прогнозы погоды; религиозное воспитание.

Монастырь располагал крупной библиотекой; имел земельные владения, развивал ремесла (переплетное дело, чеканка серебряных окладов, книжная миниатюра и др.).

Сущность воспитания – воздержание, терпение, смирение, бесстрастие телесное, покорность и безропотность, созерцание собственной души.

Система воспитания: старец-монах приучал инока побеждать свои желания путем усердного молитвословия, постов, самоограничения, проповедей о подвигах религиозных деятелей, - не было ни минуты без дела или молитвы (12 раз молиться днем, столько же вечером и ночью). За непослушание – духовное наказание, за другие проступки – телесное.

Обучение соединялось с ремесленным ученичеством, трудом на монастырских землях.

В XI – первой половине XIIIв. на Руси в крупных монастырях воспитывались королевичи из Англии, Болгарии, Венгрии, Дании, Польши, Чехии и др. Так, в монастыре на Афоне русские книжники обучали юного сербского княжича Савву средневековым наукам.

· Древнерусская педагогическая мысль являлась составной частью общеевропейской педагогической культуры.

· С развитием экономических, культурных и церковных связей Руси с Византией феодальная знать стремилась к обучению в Царьграде или русском монастыре на Афоне (Святой Горе).

· В системе воспитания XI –XIIIвв. народная педагогика формировала ценностную ориентацию детского сознания, выполняя функцию стимулов к учению, наставлений о пользе книжных знаний и активизации познавательных способностей детей:

- «Ученье – свет, а неучение – тьма» - известна на Руси с XIвека;

- «Корень ученья горек, да плод его сладок» (берет начало от Демокрита);

- «Не учись до старости, а учись до смерти»;

- «Маленькое дело лучше большого безделья»;

- «Как в дырявые меха лить, так и глупого учить»;

- «Век живи – век учись» и другие.

Воспитание и обучение в XIV-XVIвв, XVIIв в Московском и Русском государстве

Татаро-монгольское нашествие, длившееся четверть тысячелетия, уничтожает и тормозит развитие культуры, образования (конец XIII - до первой половины XVвв Русь выдержала более 16 крупных сражений). До конца XVI века обучение происходило по преимуществу в семье, оно было сословным по целям и содержанию.

Свидетельством быта и воспитания в средневековой Руси является «Домострой» - свод поучений, норм и предписаний об организации быта, взаимоотношениях между поколениями, мужем и женой, о воспитании детей, состоящий из 67 глав. Три главы – 15, 16 и 17 посвящены проблеме воспитания детей.

Наиболее знаменит «Домострой» XVI в. в обработке протопопа Сильвестра (советника Ивана Грозного), образованного публициста и писателя.

В центре внимания – отдельное, замкнутое хозяйство зажиточного горожанина – заботливого хозяина, домовитого человека, имеющего зависимых домочадцев и слуг. Он предан царю как наместнику бога на земле и также воспитывает своих детей в строгости, любви, настойчивости, трудолюбии, бережливости, хозяйственности. Методы воспитания суровы: «…плетью постигати.», «сокрушать ребра…», «казнить сына своего от юности…»; особое место уделено трудовому воспитанию.

Однако 64 глава «Домостроя» - авторское произведение Сильвестра – завещание и поучение сыну Анфиму – гуманнейшее произведение. Моральные заповеди Сильвестра – трудиться, помогать нищим и скорбным, учиться грамоте, рукоделью, мастерству, делать добро, жить правдой, лаской и любовью, а не гордостью и ложью; здесь не упоминается о физических наказаниях, видимо, автор был их противником.

Обучение

Светские учили у себя на дому, либо нанимаясь в

мастера грамоты домашние учителя, чтению, письму, счету

 

Училища при церквях, счет, чтение, письмо, чтение часослова и

в домах священников псалтыри.

 

 

Монастыри – образовательные обучение грамоте, книгописанию,

центры иконописи, религиозное воспитание

 

Русскому государству нужны грамотные для обеспечения государственного аппарата и управления крупными вотчинами.

Во второй половине XVIв развитие сословно-представительных учреждений стимулировало рост грамотности. Обучение грамоте ребенка начиналось примерно с 7 лет; дети князей, бояр, посадских и крестьян проходили одинаковый курс начального обучения; в каждом сословии свои традиции профессионального обучения.

Конец XVIв – первые печатные учебники.

Иван Федоров Трехкратное повторение 45 букв алфавита с целью

1574г. твердого усвоения каждой буквы; нравоучительные

«Азбука» тексты для закрепления и развития навыков чтения и

письма. Буквослагательный метод обучения и советы

о воспитании детей в милости и благоразумии, в

кротости и долготерпении…

Карион Истомин Наглядность и занимательность – буквы славянского

1694г. алфавита – изображения в виде одного или

«Букварь» нескольких людей; даны слова, начинающиеся на

эту букву; приводятся наряду со славянскими

греческие и латинские прописные и строчные буквы.

Обучение чтению с заучивания двух-трех буквенных

слогов. Наряду с изображением реальных предметов

помещены фантастические звери и птицы; содержит

информацию о природе, мифологии и др.

XIV-XVII вв - В качестве учебных книг, в них содержалось

грамматики, изложения понятий, сведения из различных

азбуковники, источников, рассказы о выдающихся деятелях -

учительские это были своеобразные энциклопедии,

евангелия, прописи, снабженные рисунками. Многие книги касались

потешные книги вопросов воспитания и обучения, моральных норм и

поведения детей.

Братские школы на Украине и в Белоруссии (конец XVI – XVII вв). (Львовская, Киевская, Луцкая и др.)

Устав – обязанности ректора, его помощников, учителей, учеников и родителей:

- Ректор и учителя избирались общим собранием братства;

- Избирали попечителей – общественных наблюдателей;

- Заключали договор между родителями и ректором о пребывании ребенка в школе до конца обучения;

- Организация учебных занятий: классно-урочная форма обучения;

- Школа из 3-х классов, в каждом обучались один год.

Содержание образования:

Славянский В крупных городах:

греческий славянский

латинский тривиум

риторика квадривиум

пение

народное творчество

 

На их основе открывались высшие учебные заведения:

1615г школа Киевского Богоявленского братства

1645 – первое высшее учебное заведение в России – Киевская братская коллегия – позже (при Петре 1)- академия

 

Обучались лица всех сословий в 1819 г.- духовная академия

младшие средние старшие

классы (2 года) (2 года)

(4 года)

 

Со средины XVII ученики Киево-Могиленской коллегии выступают в Москве как учителя, организаторы школьного дела (Епифаний Славинецкий, Симеон Полоцкий, Арсений Сатановский, Феофан Прокопович) – сыграли важную роль в становлении Московской славяно-греко-латинской академии (1687г).

Цель: подготовка образованных людей, умеющих вести борьбу с ересью.

Преподавание велось на трех языках. Содержание: гражданские и духовные науки

Грамматика Логика Физика Диалектика Философия Юриспруденция Латинский языки Греческий Политика Все светские науки подчинялись богословию 8 классов 1. обучение начиналось с подготовительного класса. Азбука, Часослов, Псалтырь, письмо 2 этап – «школа греческого книжного учения»

 

Методы обучения включали диспуты (в старших классах они заменяли экзамены); большие диспуты – два раза в год в присутствии посетителей; религиозные представления.

Учителя: русские и православные греки.

Выпускники: поэты Антиох Кантемир, и Карион Истомин, математик Леонтий Магницкий; М.В.Ломоносов и другие.

Московские школы повышенного типа: Типографское училище (1681г.) (на первом этапе (до 1683г.) начальное учебное заведение; на втором – и начальная школа и училище для подготовки переводчиков Печатного двора).

Богоявлеская школа и училище;

Андреевская школа (при Андреевском монастыре);

Патриаршея школа в Кремле учитель Арсений Грек – создатель учебника греческого и латинского языков; школа Спасского монастыря (учителя – Симеон Полоцкий; Сильвестр Медведев).

Содержание: классические языки, предметы тривиума; специальные знания и навыки своей будущей профессии в Приказах.

Во второй половине XVII века сложилось четыре основных подхода к воспитанию и образованию:

I Латинофильский: представитель Симеон Полоцкий (1629-1680гг) – общественный деятель, просветитель, педагог.

Педагогические взгляды изложил более чем 200 произведений и поучений: «Букварь», «Рифмологион», «Вертоград», «Комедия притча о блудном сыне» и др.

Основные идеи:

· необходимость гражданского воспитания;

· основное значение в формировании взглядов и привычек играет воспитание и среда;

· воспитание привычки с первого года жизни ребенка;

· учитель может сделать из ребенка, как из воска, все, что угодно;

· ценил домашнее воспитание – вся жизнь человека зависит от воспитания, полученного в детстве;

· физическое наказание – одно из главных средств воспитания.

II-ой подход – византийско-русский: представитель Епифаний Славинецкий (1600-1675гг) – теоретик и практик воспитания.

Труды: «Краткий латинско-славянский словарь»; «Лексикон филологический», «Рассуждения об учении греческому языку»; «Гражданство обычаев детских» - содержит 164 правила поведения детей в семье, школе, на улице, со старшими и т.д. В форме вопросов и ответов. Вопросы (4-68) посвящены мимике лица, жестекуляции, осанке ребенка, гигиене; 69-78 – одежде; 79-81 – поведению детей в церкви; 82-125 – о поведении за столом во время еды дома и в гостях; 126-142 учат детей как здороваться и вести себя при встрече с родителями, учителем, сверстником язычником, незнакомым человеком и т.д., а также о содержании беседы; 143-145 – о поведении в училище и по возвращении из училища домой; 146-158 посвящены играм; к играм отнесена и музыка; 159-164 – о правилах поведения и гигиены, относящихся ко сну ребенка.

Книга рассчитана на детское восприятие, в подтверждение правил приводятся высказывания писателей, философов – это первая книга обучения детей «нравам благим» - культуре поведения. И первый западноевропейский переводной памятник «чисто» педагогического характера (перевод с немецкого сочинения Эразма Роттердамского «Гражданство»).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 2216; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.11 сек.