КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Педагогические взгляды ранних социалистов-утопистов
Провозглашали идеи бесклассового общественного устройства с обязательным участием всех граждан в производительном труде и о соединении его со всеобщим образованием. Томас Мор (1478-1535) – ученый, поэт, лорд-канцлер Англии, гуманист. «Золотая книжка о наилучшем строе и новом острове Утопия» · Всеобщее обязательное обучение – залог прочности любого общества. · Социальная гармония начинается с любви к детям. Только любовью можно искоренить чувства тщеславия, эгоизма, а счастье может достичь только образованный человек. · Человек имеет право на всестороннее развитие.
Умственный труд – Физический труд - величайшее наслаждение обязанность всех чтение, письмо, арифметика, геометрия, земледелие, специальное астрономия, музыка, диалектика, естествознание ремесло Воспитание высокой нравственности – первостепенная социальная задача - воспитать в духе морали, отвечающей интересам общества и каждого человека; - изживать тщеславие; - свобода вероисповедания; · Образование осуществлять в форме ученичества и посредством государственных школ. · Преподавание вести на родном языке. · Физическое воспитание – Афинская система физического воспитания. · В свободное от работы время – музеи, библиотеки, широкая организация самообразования. Томмазо Кампанелла (1568-1638гг) – итальянский философ-гуманист, коммунист-утопист, за убеждения 27 лет провел в тюрьме. Основное сочинение: «Город Солнца» - образец общества экономического и политического равенства · Все граждане обязаны трудиться и каждый получает по потребности. · Мужчины и женщины равны в правах, свободное время проводят в прогулках, занимаясь любимыми делами, развиваясь умственно и физически.
· Верховный правитель фантастической республики – священник, Солнце; соправители; Мощь (руководит военным делом); Мудрость (ремесла, науки, искусства, учебные заведения); Любовь (деторожение, воспитание малышей, врачевание и др.). Воспитание и образование носит общественный характер в общественных учреждениях Умственное Трудовое Физическое с 2-х лет дети обучаются ремесла бег, гимнастика, игры, азбуке, языку с наставниками земледелие борьба, закаливание и наставницами скотоводство с 8 лет – изучение всех С 12 лет – военная естественных и мастерские, поля, подготовка мальчиков прикладных наук пастбища; все и девочек, мужчин и постепенно включаются женщин к 17 годам – завершают в трудовую Нравственно-эстетическое общее и профессиональное деятельность все виды искусства; образование свободные вероисповедания
Методы обучения и воспитания: · Каждый учебный предмет преподает отдельный педагог. · Наглядность (7 концентрических кругов, «Стена почета» и др.). · Экскурсии (отказ от «книжности» и слепого подражания). · Обучение на родном языке. Общая характеристика педагогики гуманизма эпохи Возрождения: 1. Интерес к личности ребенка, его индивидуальности; прорыв средневекового нивелирования наклонностей ребенка (школа радости В. да Фельтре, педагогические идеи Т.Мора, Т.Кампанеллы). 2. Забота не только об умственном и нравственном развитии детей, но и об эстетическом и физическом воспитании в противоположность средневековой боязни плотской красоты. 3. Новое отношение к женщине, к ее образованию; вовлечение ее в общую систему общественных требований (Т.Мор, Т. Кампанелла). 4. Изменение отношения к проступкам, поведению детей: отмена телесных наказаний, что считается унизительным для личности ребенка. 5. Утверждение тезиса об эмансипации личности от духовной опеки католической церкви; в связи с этим появление светской школы, в содержании которой изучение гуманитарных и естественных дисциплин, проникнутых духом античности.
Вопросы для самоконтроля: 1. Возрождением чего можно считать эпоху, получившую такое название?Почему изменилось отношение к науке и образованию?В чем состояли принципы гуманизма и как они повлияли на образование? 2. Раскройте содержание педагогических идей мыслителей эпохи Возрождения, назовите труды, где они изложены.Назовите труды утопистов и их основные идеи. 3. Определите в чем сходство и различие гуманистических идей, теорий мыслителей эпохи Возрождения? Усвоение, каких гуманистических теорий вызвало затруднение? Выскажите замечания себе, которые в дальнейшем помогут вам в усвоении материала. Воспитание у восточных славян (VI-IX вв) Сохранение родоплеменного общества. Четыре социальных слоя:
Воспитательные традиции Древней Руси. · Мать – первая воспитательница – уважение к матери первая нравственная заповедь детства… «Укоряющего старость матерню, да исклюет его вранове, да съедят орли», «Держи матерь в чти и в матерстве», т.е. почитай, чти свою мать. Воспитанность детей измерялась их заботой о старости, прежде всего матери. Человека достигшего зрелости называли словом «матерый» т.е. воспитанный матерью. · Выделение возрастных групп: «дитя» - от 0 до 3 лет; «молодой» - от 3 до 6 лет, т.е. воспитываемый матерью; «чадо» - до 7-12 лет, т.е. начавший обучаться; «отрок» - подросток 12-15 лет, проходивший специальное ученичество перед посвящением во взрослые члены общины или рода. · Языческая культура не знала письменности, все знания передавались устным путем; в VIII в использование пиктографического письма при языческих святилищах. · Содержание воспитания: - труд составлял основу жизни славян. Детей рано включали в трудовую деятельность. В 3-4 года в семьях крестьян и ремесленников дети выполняли посильную работу, помогали старшим, особенно матери. Детей знати до 7-8 летнего возраста отдавали в другую семью. Обычай получил название «кормильство»; - забота о здоровье и физическом развитии детей. Средства – закаливание, подвижные игры, физический труд; - нравственное воспитание – усвоение нравственных заповедей – о почитании матери, старших, главенствующей роли отца, беспрекословном повиновении отцу, обязанности беречь достоинство матери, осознавать сыновний долг, быть благодарным людям. · Средства воспитания: - праздники – особая форма воспитания – включали игры, устное народное творчество (мир перед ребенком представал в образах, звуках и красках); - народная педагогика; - различные обряды, связанные с жизнью славян; - инициации. IXв – первое древнерусское государство. Столица – Киев.
Воспитание и школа в Древней Руси и русском государстве (X –XVIIвв) X в. (988г.) – Русь приняла православное христианство (в период расцвета Византии). Население Киевской Руси называют крестьянами, т.е. христианами. Древняя славянская культура соединилась с восточным христианством и породила древнерусское православие. Модель воспитания: патриархальный семейный уклад с непререкаемым авторитетом отца, подчиненном положении женщины и детей, строгой домашней дисциплиной, в то же время… «отличавшаяся ореолом святости и утверждающаяся на слове Божьем» - ветхозаветный идеал. Главная книга – ветхозаветная Псалтырь. Язык богослужения, литературы и школы – славянский. Братья Кирилл (827-869гг) и Мефодий (815-885гг) – создатели славянской азбуки – открыли первую школу с преподаванием на славянском языке – этот язык стал единым для Руси, Болгарии, Сербии, Моравии и предназначался для «книжного учения». Киевский период (X –XIIIвв) – становление древнерусской народности и государственности. Памятники педагогической литературы (X –XIIIвв) · «Изборник» Святослава (1076г.) · «Притчи Соломона», «Премудрость Иисуса, сына Сирахова», «Математический трактат Аристотеля» и др. · «Пчела» - сборник изречений, цитат, афоризмов, составлений в Византии, переведен на Руси в конце XIвека – содержалось 2500 высказываний греческих и римских философов, поэтов, историков, политических деятелей – это был проводник идей античной философии – этики и педагогики в древнерусскую среду. Пособие для педагогов, а в школах высшего типа – для учащихся. «Пчелу» переписывали до XVIIIв русские книжники и вносили существенные изменения в содержание. · «Слово о законе и благодати» Иллариона – философско-политический трактат, утверждавший место Руси в мире, прославлявший русскую землю и ее князя Ярослава Мудрого. В «Слове» идея красоты познания мира: «Истиною обут, смыслом венчан»; о Киеве как центре просвещения. · «Житие Феодосия Печерского» - (ок 1036-1074гг) – автора посланий к князьям Изяславу и Святославу Ярославичам, писателя, одного из первых игуменов Киево-Печерского монастыря; автора молитв и поучений морально-драматического содержания. В «Житии» Феодосия впервые зафиксировано слово «учитель» ни как проповедника христианства вероучения, а как педагога – этот факт отразия начало формирования русской педагогической терминологии. · XII век «Поучение Владимира Мономаха детям» (1117 г.) Владимир Мономах – внук Ярослава Мудрого, великий Киевский князь, государственный деятель и писатель Древней Руси – глубокие суждения о связи воспитания с образованием, о роли опыта и примера старших в становлении личности, о средствах и способах воспитания нравственного поведения детей. «Поучение» адресовано не столько родным детям, сколько потомкам широкого княжеско – боярского круга. В качестве образа – примера автор ставит свою биографию и показывает себя с разных сторон – как человека и государственного деятеля, как отца и воспитателя, ценителя красоты и природы и любителя книжности. Ориентирами в поведении для молодого поколения он называет – повиноваться старшим, уважать равных себе и младших, приносить пользу другим, быть верным данному слову, не позволять сильным обижать слабых, не лениться, сочувствовать горю других, относиться чистосердечно к окружающим, уметь подавлять в себе гнев, творить добро, уклоняться от зла – критерии истинной воспитанности. Красоту природы и красоту человека Мономах противопоставил идеологии православия с ее идеалом красоты загробной жизни. Особое место в «Поучении» отведено воспитанию долга защиты Родины, стойкости в борьбе с ее врагами. «Поучение» - первое педагогическое произведение в средневековой Европе, принадлежавшее светскому лицу, не имеет аналогов ни в одной литературе своего времени. Первые образовательные учреждения · Первая школа «учения книжного» в Киеве (988 г.) при князе Владимире Святославиче – учебное заведение повышенного типа (дворцовая школа), приблизительно насчитывала 300 детей. *(название «школа» в древнерусской письменности встречается впервые в 1382г). Содержание обучения (структура учебных предметов) с учетом опыта византийских и болгарских школ, дававших высшее образование. · Школа «учения книжного» в Новгороде в 1030г создана Ярославом Мудрым – второе учебное заведение повышенного типа на Руси для детей старост и священнослужителей. Главная задача – подготовка грамотного городского управленческого аппарата и священников. · В 1086 г. дочь Киевского князя Всеволода Ярославича, сестра Владимира Мономаха – Анна открыла первое в Европе женское училище при Андреевском монастыре. · В XIIв. (1143г) Ефросиния Полоцкая – дочь полоцкого князя – открыла женское монастырское училище в пригороде Полоцка. · К XIII в школы существовали в Переяславле, Суздале, Владимире, Муроме, Чернигове, Полоцке, Ростове и других городах. Обучение грамоте и обучение вере воспринималось как единый процесс. Содержание обучения: тривиум (грамматика, риторика, диалектика), церковное пение, нравственное воспитание («учили чести»), некоторые сведения из математики, истории различных стран, сведения о природе (флоре и фауне). · Начальное обучение на Руси осуществляли мастера грамоты. Письмо, счет, чтение, основы профессии, знакомство с грамотой с помощью буквослагательного метода, заимствованного из Византии. Обучение арифметике – овладение цифровым алфавитом (а-1, б-2 и т.д.), т.е. с буквенной записью цифр и счет на абаке; основание действий: удвоение, раздвоения, вычитания, сложения, умножения и деления. Монастырское воспитание и образование Монастыри – центры образования того времени (XI – XIIIвв). Так, Киево-Печерский монастырь – центр подготовки миссионеров для христианизации Древнерусского государства. Обучение грамоте, самостоятельная работа с книгой завершалось – диспутами (прениями). Обучение хоровому пению; иконописи, «врачевской хитрости», способности делать прогнозы погоды; религиозное воспитание. Монастырь располагал крупной библиотекой; имел земельные владения, развивал ремесла (переплетное дело, чеканка серебряных окладов, книжная миниатюра и др.). Сущность воспитания – воздержание, терпение, смирение, бесстрастие телесное, покорность и безропотность, созерцание собственной души. Система воспитания: старец-монах приучал инока побеждать свои желания путем усердного молитвословия, постов, самоограничения, проповедей о подвигах религиозных деятелей, - не было ни минуты без дела или молитвы (12 раз молиться днем, столько же вечером и ночью). За непослушание – духовное наказание, за другие проступки – телесное. Обучение соединялось с ремесленным ученичеством, трудом на монастырских землях. В XI – первой половине XIIIв. на Руси в крупных монастырях воспитывались королевичи из Англии, Болгарии, Венгрии, Дании, Польши, Чехии и др. Так, в монастыре на Афоне русские книжники обучали юного сербского княжича Савву средневековым наукам. · Древнерусская педагогическая мысль являлась составной частью общеевропейской педагогической культуры. · С развитием экономических, культурных и церковных связей Руси с Византией феодальная знать стремилась к обучению в Царьграде или русском монастыре на Афоне (Святой Горе). · В системе воспитания XI –XIIIвв. народная педагогика формировала ценностную ориентацию детского сознания, выполняя функцию стимулов к учению, наставлений о пользе книжных знаний и активизации познавательных способностей детей: - «Ученье – свет, а неучение – тьма» - известна на Руси с XIвека; - «Корень ученья горек, да плод его сладок» (берет начало от Демокрита); - «Не учись до старости, а учись до смерти»; - «Маленькое дело лучше большого безделья»; - «Как в дырявые меха лить, так и глупого учить»; - «Век живи – век учись» и другие. Воспитание и обучение в XIV-XVIвв, XVIIв в Московском и Русском государстве Татаро-монгольское нашествие, длившееся четверть тысячелетия, уничтожает и тормозит развитие культуры, образования (конец XIII - до первой половины XVвв Русь выдержала более 16 крупных сражений). До конца XVI века обучение происходило по преимуществу в семье, оно было сословным по целям и содержанию. Свидетельством быта и воспитания в средневековой Руси является «Домострой» - свод поучений, норм и предписаний об организации быта, взаимоотношениях между поколениями, мужем и женой, о воспитании детей, состоящий из 67 глав. Три главы – 15, 16 и 17 посвящены проблеме воспитания детей. Наиболее знаменит «Домострой» XVI в. в обработке протопопа Сильвестра (советника Ивана Грозного), образованного публициста и писателя. В центре внимания – отдельное, замкнутое хозяйство зажиточного горожанина – заботливого хозяина, домовитого человека, имеющего зависимых домочадцев и слуг. Он предан царю как наместнику бога на земле и также воспитывает своих детей в строгости, любви, настойчивости, трудолюбии, бережливости, хозяйственности. Методы воспитания суровы: «…плетью постигати.», «сокрушать ребра…», «казнить сына своего от юности…»; особое место уделено трудовому воспитанию. Однако 64 глава «Домостроя» - авторское произведение Сильвестра – завещание и поучение сыну Анфиму – гуманнейшее произведение. Моральные заповеди Сильвестра – трудиться, помогать нищим и скорбным, учиться грамоте, рукоделью, мастерству, делать добро, жить правдой, лаской и любовью, а не гордостью и ложью; здесь не упоминается о физических наказаниях, видимо, автор был их противником. Обучение Светские учили у себя на дому, либо нанимаясь в мастера грамоты домашние учителя, чтению, письму, счету
Училища при церквях, счет, чтение, письмо, чтение часослова и в домах священников псалтыри.
Монастыри – образовательные обучение грамоте, книгописанию, центры иконописи, религиозное воспитание
Русскому государству нужны грамотные для обеспечения государственного аппарата и управления крупными вотчинами. Во второй половине XVIв развитие сословно-представительных учреждений стимулировало рост грамотности. Обучение грамоте ребенка начиналось примерно с 7 лет; дети князей, бояр, посадских и крестьян проходили одинаковый курс начального обучения; в каждом сословии свои традиции профессионального обучения. Конец XVIв – первые печатные учебники. Иван Федоров Трехкратное повторение 45 букв алфавита с целью 1574г. твердого усвоения каждой буквы; нравоучительные «Азбука» тексты для закрепления и развития навыков чтения и письма. Буквослагательный метод обучения и советы о воспитании детей в милости и благоразумии, в кротости и долготерпении… Карион Истомин Наглядность и занимательность – буквы славянского 1694г. алфавита – изображения в виде одного или «Букварь» нескольких людей; даны слова, начинающиеся на эту букву; приводятся наряду со славянскими греческие и латинские прописные и строчные буквы. Обучение чтению с заучивания двух-трех буквенных слогов. Наряду с изображением реальных предметов помещены фантастические звери и птицы; содержит информацию о природе, мифологии и др. XIV-XVII вв - В качестве учебных книг, в них содержалось грамматики, изложения понятий, сведения из различных азбуковники, источников, рассказы о выдающихся деятелях - учительские это были своеобразные энциклопедии, евангелия, прописи, снабженные рисунками. Многие книги касались потешные книги вопросов воспитания и обучения, моральных норм и поведения детей. Братские школы на Украине и в Белоруссии (конец XVI – XVII вв). (Львовская, Киевская, Луцкая и др.) Устав – обязанности ректора, его помощников, учителей, учеников и родителей: - Ректор и учителя избирались общим собранием братства; - Избирали попечителей – общественных наблюдателей; - Заключали договор между родителями и ректором о пребывании ребенка в школе до конца обучения; - Организация учебных занятий: классно-урочная форма обучения; - Школа из 3-х классов, в каждом обучались один год. Содержание образования: Славянский В крупных городах: греческий славянский латинский тривиум риторика квадривиум пение народное творчество
На их основе открывались высшие учебные заведения: 1615г школа Киевского Богоявленского братства 1645 – первое высшее учебное заведение в России – Киевская братская коллегия – позже (при Петре 1)- академия
Обучались лица всех сословий в 1819 г.- духовная академия младшие средние старшие классы (2 года) (2 года) (4 года)
Со средины XVII ученики Киево-Могиленской коллегии выступают в Москве как учителя, организаторы школьного дела (Епифаний Славинецкий, Симеон Полоцкий, Арсений Сатановский, Феофан Прокопович) – сыграли важную роль в становлении Московской славяно-греко-латинской академии (1687г). Цель: подготовка образованных людей, умеющих вести борьбу с ересью. Преподавание велось на трех языках. Содержание: гражданские и духовные науки
Методы обучения включали диспуты (в старших классах они заменяли экзамены); большие диспуты – два раза в год в присутствии посетителей; религиозные представления. Учителя: русские и православные греки. Выпускники: поэты Антиох Кантемир, и Карион Истомин, математик Леонтий Магницкий; М.В.Ломоносов и другие. Московские школы повышенного типа: Типографское училище (1681г.) (на первом этапе (до 1683г.) начальное учебное заведение; на втором – и начальная школа и училище для подготовки переводчиков Печатного двора). Богоявлеская школа и училище; Андреевская школа (при Андреевском монастыре); Патриаршея школа в Кремле учитель Арсений Грек – создатель учебника греческого и латинского языков; школа Спасского монастыря (учителя – Симеон Полоцкий; Сильвестр Медведев). Содержание: классические языки, предметы тривиума; специальные знания и навыки своей будущей профессии в Приказах. Во второй половине XVII века сложилось четыре основных подхода к воспитанию и образованию: I Латинофильский: представитель Симеон Полоцкий (1629-1680гг) – общественный деятель, просветитель, педагог. Педагогические взгляды изложил более чем 200 произведений и поучений: «Букварь», «Рифмологион», «Вертоград», «Комедия притча о блудном сыне» и др. Основные идеи: · необходимость гражданского воспитания; · основное значение в формировании взглядов и привычек играет воспитание и среда; · воспитание привычки с первого года жизни ребенка; · учитель может сделать из ребенка, как из воска, все, что угодно; · ценил домашнее воспитание – вся жизнь человека зависит от воспитания, полученного в детстве; · физическое наказание – одно из главных средств воспитания. II-ой подход – византийско-русский: представитель Епифаний Славинецкий (1600-1675гг) – теоретик и практик воспитания. Труды: «Краткий латинско-славянский словарь»; «Лексикон филологический», «Рассуждения об учении греческому языку»; «Гражданство обычаев детских» - содержит 164 правила поведения детей в семье, школе, на улице, со старшими и т.д. В форме вопросов и ответов. Вопросы (4-68) посвящены мимике лица, жестекуляции, осанке ребенка, гигиене; 69-78 – одежде; 79-81 – поведению детей в церкви; 82-125 – о поведении за столом во время еды дома и в гостях; 126-142 учат детей как здороваться и вести себя при встрече с родителями, учителем, сверстником язычником, незнакомым человеком и т.д., а также о содержании беседы; 143-145 – о поведении в училище и по возвращении из училища домой; 146-158 посвящены играм; к играм отнесена и музыка; 159-164 – о правилах поведения и гигиены, относящихся ко сну ребенка. Книга рассчитана на детское восприятие, в подтверждение правил приводятся высказывания писателей, философов – это первая книга обучения детей «нравам благим» - культуре поведения. И первый западноевропейский переводной памятник «чисто» педагогического характера (перевод с немецкого сочинения Эразма Роттердамского «Гражданство»).
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 2216; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |