Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зарождение и развитие культурно-исторического направления в психологии XVIII века




В XVIII веке начинают зарождаться и утверждаться идеи историзма, которые резко отличают психологическую мысль этого периода от господства механистического детерминизма этой эпохи. Данная тенденция реализуется в следующих проявлениях: во-первых, эти идеи проникают в объяснения природы, как неорганической, так и живой; во-вторых, если прежняя картина мира являлась геометро-механической, то отныне многие мыслители разделяют гипотезу об эволюции природы, ее переходах от одной эпохи к другой; в-третьих, вершиной этих превращений считался “естественный человек”, независимо от того, к какому сословию он принадлежал; в-четвертых, в эпоху восходящего капитализма его идеологи представляли общество как продукт интересов и потребностей отдельных индивидов. При этом взаимодействие людей считалось, в соответствии с механической моделью природы, подчиненным закону инерции, из которого выводилось извечное стремление каждого индивидуального тела к самосохранению.

Вместе с тем, в ХVIII веке жизнь общества начинают осмысливать в виде закономерного, однако уже не механического, а культурно-исторического процесса. Родовые факторы выступают как первичные по отношению к деятельности индивида. Поиск их сыграл важную роль в прогрессе не только философско-социологической, но и психологической мысли.

Джамбаттиста Вико (1668-1744) - итальянский мыслитель Просвещения, автор идеи “исторического круговорота”. В трактате “Основания новой науки об общей природе вещей” (1725) выдвинул идею о том, что каждое общество проходит последовательно через три эпохи: богов, героев и людей. Несмотря на фантастичность этой картины, подход к социальным явлениям с точки зрения их закономерной эволюции был новаторским.

Предполагалось, что развитие личности и общества происходит в силу собственных внутренних причин, а не игры случая или предопределений божества. Психические свойства человека возникают в ходе истории общества. В частности, появление абстрактного мышления связано с развитием торговли и политической жизни. Народу в целом (и составляющей первооснову культуре и истории) свойственна надындивидуальная духовная сила.

Таким образом, во-первых, на место культа отдельной личности был поставлен культ народного духа; во-вторых, Дж. Вико открыл новый аспект в проблеме детерминации психического: приоритет исторически развивающихся духовных сил общества по отношению к деятельности отдельной личности. Ряд французских и немецких просветителей, ученых и практиков ХVIII и последующих веков придали этому аспекту первостепенное значение.

Монтескье (1689-1755) - выдающийся французский просветитель, ученый. Выступил с книгой “О духе законов” (1748), занесенной католической церковью в список запрещенных. В сочинении, вопреки учению о божественном промысле, утверждалось, что людьми правят законы: общественные и социальные, которые, в свою очередь, зависят от условий жизни общества, прежде всего географических.

При формировании гражданских законов Монтескье важную роль отводил этническим особенностям населения, характеру народа, “физическим свойствам страны”: климату, почве, образу жизни народа, нравам, обычаям и т.д.

Мари Жан Антуан Никола Кондорсе (1743-1794) - французский просветитель. В “Эскизе исторической картины прогресса человеческого разума” (1794) изобразил, что “эта картина является исторической”. Собственно историческое развитие, по мнению ученого, происходит в виде бесконечного прогресса (десяти стадий), обусловленного как внешней природой, культурными достижениями (открытия, изобретения), так и взаимодействием людей. Кондорсе не отрицал роли внутренних побуждений человека, но в качестве двигателя истории у него выступали не отдельные личности, а массы.

Способность человека развиваться “не зависит от него. Он упражняет эту... способность посредством общения с себе подобными индивидами,... при помощи искусственных средств, которые люди, вслед за первым развитием этой способности, начали изобретать”.

Учение Кондорсе вызвало бурю споров, дебатов и протестов, которые завершились осуждением мыслителя на смертную казнь. Чтобы избежать гильотины, М.Кондорсе покончил жизнь самоубийством.

Иоганн Гердер (1744-1803) - немецкий мыслитель, выдающийся просветитель. В четырехтомной работе “Идеи к философии истории человечества” (1789-1791) утверждает мысли о том, что общественные явления изменяются закономерно; данные изменения есть необходимые ступени в общем становлении народной жизни; определяющее начало есть развитие не одного только разума, но широко понятой гуманности, человечности, достигнутой благодаря взаимному влиянию людей друг на друга; духовная активность, отличающая человека от животного, проявляется прежде всего в языке.

В “Исследовании о происхождении языка” (1772) И.Гердер пытался развить исторический взгляд на языковое творчество и вместе с тем связать его с психологией мышления. Ученый утверждает, что язык не есть нечто готовое, его развитие - динамический, творческий процесс. Таким образом, развитие индивидуального сознания в этих концепциях ставилось в зависимость от культурно-исторического формирования народа.

Александр Николаевич Радищев (1749-1802) - выдающийся просветитель, ученый. За его знаменитое антикрепостническое сочинение “Путешествие из Петербурга в Москву” (1790) он был приговорен к смертной казни, замененной ссылкой в Сибирь. В ссылке он написал трактат “О человеке, его смертности и бессмертии” (1792). Само название трактата соотносило его с приобретшим в ту эпоху популярность произведением Гельвеция “О человеке”. Но если Гельвеций выдвигал на передний план культ чувственности и интересы индивида, то Радищев же подчеркивал, что в ряде вопросов его мысль “разнствует от гельвециевой”: а) французский энциклопедист не показал, что “человек паче всех есть существо соучаствующее”, то есть социальное; б) Радищев искал ключ к психологии людей в условиях их общественной жизни: “Человек рожден для общежития”. В письме графу Воронцову он писал: “Чем старше я становлюсь, тем сильнее я чувствую, что человек существо общественное и созданное, чтобы жить в обществе себе подобных”.

Попытки объяснить поведение людских масс естественным и закономерным ходом истории, устремленным к новым прогрессивным формам жизни, независимым от власти правителей, вызывали ярость реакционных кругов. Многие мыслители эпохи Просвещения жестоко преследовались. Их сочинения сжигались. Но идея прогрессивного исторического развития народа и его культуры как факторов, определяющих сознание отдельных индивидов, укрепилась и обогатилась в следующую эпоху, оказав глубокое влияние на искания и в области психологии.

Век Просвещения подготовил два направления в разработке проблем психологического познания: а) изучение психики как функции высокоорганизованной материи - головного мозга. Это способствовало экспериментальному исследованию тех явлений, которые считались порождением бестелесной, соединяющей человека с Богом души; б) направление, согласно которому индивидуальная психика коренится в социальных формах, нравах, обычаях, духе народа, движимого собственной энергией культурного творчества, а не божественным промыслом. Оно вело к позитивному изучению фактов, запечатлевших психологическое своеобразие исторического бытия этого народа (в языке, мифологии, быте и др.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 542; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.