Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реформа городского самоуправления




Крепостническая реформа

Тема 4

Социально-экономическое содержание реформ Александра II

 

2. Введение (реформа) местного самоуправления. (Земства)

1. До 1861 г. в России сохранялось крепостное право. Общество и власти понимали необходимость реформирования. Лучше освободить крестьян сверху, нежели снизу.

Причины безотлагательной отмены:

1. В связи с поражением России в Крымской войне возникла острая необходимость пересмотреть внешнеполитический курс Николая I, преодолев изоляцию России.

2. Понимание кризиса внешнеполитического курса Николая I (“цензурный террор” Николая I в мрачное семилетие 1848-1855 гг. вызвал у общества стремление выговориться, т.е. образовал обратный результат). В стране в больших масштабах распространялась рукописная литература (самиздат XX в.) Гласность возникла стихийно и побуждала правительство к действиям. Гласность способствовала исчезновению страха перед властью, характерного для Николаевской России (годы Сталина). Раскрепощение духовных сил общества стало предпосылкой начала распространения реформ.

3. Обострение экономической ситуации крепостничество направило, прежде всего, в с/х, а та несостоятельность систем дошла до финансовой сферы. Дефицит бюджета 53-52 млн. руб. 56 т-307 млн. 50% уменьшилась обеспеченность бумажных денег. Приближался острый финансовый кризис.

4. “Проявление стихийной и осознанной необходимости коренных преобразований всех сторон жизни российского общества.

Большинство населения России считало – прежняя система отличалась. Основная часть дворянства была против реформ. Правительство отслеживало в стране ситуационно-еженедельные доклады царю о слухах, случаев волнений, но крупных не было (только в Эстонии в 1858 г., где крепостное право было отменено еще 40 лет назад, но без земли).

В 1856 году на престол вступает Александр II (1818-1881). В официальной правительственной политике быстро завоевывает приоритет новый вариант реформ: превращение крестьян в собственников своих наделов, уничтожение вотчинной власти помещиков и приобщение крестьянства к гражданской жизни.

Концепция крестьянской реформы обсуждалась в Главном комитете. Большинство членов Главного комитета было против реформ, ведь она предусматривала образование класса крестьян-собственников (выкуп надельной земли у помещиков и сохранение помещичьих хозяйств как культурных очагов, но со значительным ограничением их прав по отношению к крестьянской общине). Александр II прекратил дебаты и утвердил реформы.

19.02.1861 г. Положение.

Отмена крепостного права неизбежно требовала преобразования в различных сферах жизни, связанных с крепостничеством. В первую очередь преобразования государственной удельной деревни. Реформы удельных крестьян (1863 г.) и государственных крестьян (1866 г., 1886 г.) позволили расширить масштабы общей цели – создать мелкую крестьянскую собственность и самостоятельное мелкое хозяйство, т.к. размеры наделов здесь были намного больше, чем у помещичьих крестьян.

Итак, отмена крепостного права (1861 г.) – масштабное политическое и социально-экономическое событие в истории России, в разработке и реализации которого основную роль сыграл Александр II. Крепостничество, как определенный строй, как система управления, было ликвидировано. Значение этого события огромно, оно вызвало потребность других важнейших реформ: земскую, судебную, военную и др.

 

 

2. В январе 1864 г. – Александр II утверждает “Положение о губернских и уездных земских учреждениях”. Вводится так называемое земство. Это не изменение самодержавию бюрократической системы в целом, а только введение в систему нового института – всесословного самоуправления. - Значительное событие социально-экономической и культурной жизни. Земские учреждениями избирались различными сословиями общества. Это их отличало от сословных организаций: дворянское собрание и другие гильдии.

Избиратели подразделялись на три курии

1. Уездные землевладельцы (более 200 десятин или более 15000 рублей), уполномоченные от мелких землевладельцев и духовенства.

2. Купцы 1-2 гильдий, владельцы недвижимости с капиталом порядка 500 - 3000 рублей.

3. Сельские общества.

Закон предусматривал двухступенчатые выборы. Сход – съезд – выборщики, которые избирали Гласных на три года. Гласные собирались на уездные, земские собрания. Там они избирали губернских гласных. От 6 уездов – 1 губернский гласный.

Губернские земские собрания (туда входили также предводители дворянства, председатели управ, уездов, 2-3 чиновника от казенных и удельных имений) собирались один раз в год. Помимо чрезвычайных они избирали управы три человека (председатель и два члена) могли увеличить (4 уезда – 6-8 губерний).

Введение (права) руководство соборами местные государственные повинности:

- дороги;

- содержание и обеспечение исполнительных и судебных органов, школ.

Здания без фундамента и крыши. Органов земства не было в волости и в центре страны. Введено 34 губернства европейской России. 1876 г. Земство было открыто в области войска Донского (на 6 лет) до 1882 г. Сфера деятельности земств была ограничена и ее органы местного самоуправления давала самодержавная бюрократия. Но земство было жизнеспособной системой местного самоуправления. Достижения в областях образования, здравоохранения, статистике, кредитовании, пособие, помощь в переселении, помощь сельскому хозяйству и крестьянам. Кроме культурно-хозяйственных вопросов земство стремилось играть политическую роль в жизни страны, поддерживая парламентские фирмы государственного устройства. “Земское либеральное движение – оппозиция самодержавию. Итак, земские органы самоуправления добились значительных результатов по следующим причинам.

1.Осуществление принципов самоуправления.

Земства сами формировали свои руководящие органы, структуру управления, направление деятельности, подбирали и обучали специалистов.

2.Самофинансирование своей деятельности.

Они имели право облагать население налогом для покрытия своих расходов. Главный налог – на землю.

3.Высокий уровень профессиональной подготовки кадров.

Земство обеспечивало более высокую оплату своим служащим инженерам, врачам.

 

3. В 1870 г. Александр II утверждает Городское положение о выборах городского управления.

Городской житель (обыватель), русский подданный, независимо от сословия, возраст не менее 25 лет, владеющий в пределах города любой недвижимостью или лицензией на деятельность (торговлю, ремесленничество, т.е. платящий налоги) пользовался правом избирать и быть избранным в гласные городской думы.

Женщины участвовали в выборах через доверенных лиц. Принцип представительства – соразмерно количеству уплачиваемых налогов (аналогия Пруссии).

Избиратели подразделялись на 3 разряда. Каждый разряд избирал одинаковое число гласных в думу.

Число гласных в думе – от 30 до 70. Зависимо от населения. В столице – 200 – 300. В думе избирались:

1. Управительно-исполнительный орган общественного управления.

2. Городской голова возглавлял исполнительный и распорядительный органы.

Распределение функций и порядок действия управы и подчиненных ей органов устанавливались инструкцией думы. Члены управы избирались думой и не нуждались в утверждении администрацией.

Постановлением думы члены управы могли быть отстранены от должности и преданы суду.

Городской голова избирался думой с утверждением губернатором или министром внутренних дел (зависимо от ранга города).

Основная задача общественного управления городом – управление муниципальным хозяйством. Ведение: водоснабжение, канализация, уличное освещение, транспорт, озеленение, градостроительство. Общественное благосостояние – содействие и обеспечение населения продовольствием, меры против поталов, нищенства (благодетель), охрана “народного здравия”, народное образование и культура.

Таким образом, реформа была конструктивной и рациональной, как ее достоинство – предоставление городскому общественному управлению широкой самостоятельности в ведении городского хозяйства и решении местных дел. Губернская администрация или МВД утверждали лишь наиболее важные постановления (обычно финансовые). Большинство дел решались окончательно и без утверждения внешнего. Губернатор – только надзор за занятостью действий органов думы. Недостаток реформы 1870г. по взглядам на сегодня – недостаточное выполнение принципа разграничения исполнительной и распорядительной властей, классовый характер избирательного запада, у граждан с капиталом были преимущества.

Городской положение 1870г. – это крупный шаг вперед в области городского самоуправления по сравнению, как с предшествующим периодом, так и с последующим (конец XIX – начало XX вв.).

Построенное на доверии к общественной самостоятельности Положение придало российским городам силу и значение, о которых мечтали преобразователи XVI в. Современники отмечали, что оно воспринималось лишь как первый этап, ожидалось принятие новых законодательных актов по упрочению городского самоуправления.

После покушения на Александра II (1881г.) как в городе, так и на селе происходит отход принципов самоуправления.

Стали его давить, не утверждать решения, пересматривать реформы.

Однако идеи самоуправления были настолько популярны в обществе, что правительство не могло не учитывать этого в разработке контрреформ и сохранило за городскими думами долю самостоятельности.

В СССР значение реформ этого периода изменено таким образом, чтобы они вписывались в закономерно обусловленный переход от феодализма к капитализму. Поскольку правящий класс обязательно должен постараться отсрочить или предотвратить эти перемены, реформы рассматривались как вынужденные меры со стороны правящего класса, уступка “революционному движению”.

Поэтому рассматривался не ход подготовки и реализации реформ, не деятельность реформаторов, а революционный процесс, илбуржение революционеров, их террор, которые “вырвали” у правящей верхушки половинчатые реформы. Поэтому всячески принижалась роль реформ как объективных факторов прогрессирующего развития страны, замалчивалась роль и значение государственных деятелей, интеллигенции, которые непосредственно подготавливали и проводили реформы.

Неправильно рассматривались реформы 60-70 годов в России как “побочный продукт революционной борьбы”. История свидетельствует, генераторами реформаторских идей были Александр II и его окружение. (Милютин Д.А., Валуев П.А.) Они осознавали, что поражение в Крымской войне, финансовый кризис поставили под угрозу существование России, что крепостное право мешает России подняться, поднять авторитет и занять достойное место в общественном мнении ведущих стран запада.

Кроме того, к 50-м годам XIX в. в России экономические, социальные, политические и идеологические основания и структуры, на которых держалось крепостное право, были уже ослаблены. Как только государство (не революционная борьба) с колебаниями и отговорками лишило крепостное право своей поддержки, оно сразу рухнуло, это не спонтанное решение Александра II и его советников, это результат поисков, размышлений, выбора различных проектов и напряженной организаторской деятельности реформаторов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 814; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.