Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бушприт




 

– А что с ним разбираться? Просто наклонное бревно! – сказала Ксеня.

– Даже у «простого бревна» необходимо знать названия частей… Задний конец бушприта называется ш п о р, как у мачты. Передний – н о к, как у гика, гафеля или рея.

Шпор бушприта закрепляется между двумя крепкими брусьями (б и т е н г а м и), которые идут от палубы до самого днища. Кроме того, к форштевню бушприт притягивается специальной скобой, она называется в а т е р – в у л и н г.

– Но ведь он же сверху, на палубе, а не у воды, – удивился Слава. – Почему же «ватер…»?

– Дело в том, что передняя часть форштевня, которой он рассекает воду, называется в о д о р е з о м. К нему‑то и крепится ватервулинг… Вообще‑то слово «вулинг» оначает «крепление из троса». Потому что именно тросами в прежние времена бушприты закреплялись на водорезе…

Видите, сколько всего связано даже с «простым бревном». Но простые, то есть из одного дерева бушприты бывают лишь на небольших судах. А мы строим п о л н ы й фрегат, со всеми деталями рангоута. Поэтому наш бушприт имеет два продолжения, они крепятся друг к другу б у ш п р и т н ы м и э з е л ь г о ф т а м и.

Вторая часть бушприта имеет название УТЛ Е ГАРЬ. А продолжение у т л е г а р я – БОМ‑УТЛЕГАРЬ.

– Логичнее было бы «брам‑утлегарь», – заметил Слава.

– Может быть. Но так уж повелось: «бушприт, утлегарь, бом‑утлегарь».

Бушприт, утлегарь, бом‑утлегарь!

Как хорошо по ним побегать! –

сочинил Антон Штукин.

– Иногда матросам приходится там и пробежаться, – согласился Яков Платонович. – Но делать это надо умело и осторожно. А то недолго оказаться в воде.

– Но ведь под бушпритом натягивают сетку! – воскликнула Ксеня. – Вот, на модели «Меридиана»…

– Да. Но так делалось не всегда. На старых больших парусниках бушприты были громадные – целые мачты! Попробуйте сделать сеть для такого великана! Да еще когда он ощетинивается длинными рангоутными отростками.

– Какими отростками? – удивился Антон.

– Иногда на бушприте крепится рангоутная перекладина, которая называется БЛИНДА‑РЕЙ. «Блинд» в переводе на русский язык означает «слепой». В прошлые века к блинда‑рею привязывался четырехугольный парус, который помогал при маневрировании тяжелого судна… Помогать‑то помогал, но с палубы видно его было плохо, потому и назывался он слепым. Отказались от использования блинда еще в восемнадцатом веке. Но рей остался – для растяжки тросов, которые с боков держат бушприт. Впрочем иногда сейчас вместо блинда‑рея, ставят два отростка – БЛИНДА‑ГАФЕЛЯ.

А под бушпритом, примерно в том же месте, где крепится блинда‑рей или блинда‑гафели, часто ставится еще одна рангоутная деталь. Такой отросток, который смотрит наклонно или вертикально вниз. Это МАРТИН‑ГИК. Почему «гик» – понятно. Он похож на мачтовые гики. А почему «мартин», я, по правде говоря, не знаю. Может быть его придумал кораблестроитель с таким именем…

Я знал одного курсанта, который любил сочинять стихи про паруса и бури. Помню такие его строчки:

 

Сошлись вода и небо в шумном споре,

И океан бурлил в кипеньи диком.

И наш корабль вперед летел над морем,

Распарывая гребни мартин‑гиком…

 

Антоша Штукин завистливо вздохнул. Такие красивые стихи придумывать он еще не умел.

– А в конце сегодняшних занятий сделаем последний рангоутный рисунок, – сказал Яков Платонович. – Бушприт со всеми деталями. Я попробую начать, а ты, Слава, помогай…

Так они и сделали…

– Прямо настоящее развесистое дерево на корабельном носу, – сказал Вася.

– Да, – согласился Яков Платонович, отряхивая с ладоней мел. – А во времена Магеллана и Френсиса Дрейка на тяжелых судах вроде галеонов и старинных линейных кораблей на ноке утлегаря или бом‑утлегаря ставили дополнительную мачту – с одним или двумя реями, с марсом. Она так и называлась – б у ш п р и т н а я м а ч т а.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1083; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.