КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие, цели, принципы и функции стандартизации. Организация работ по стандартизации
Международные организации по стандартизации и качеству Региональная и международная стандартизация: назначение, задачи и цели Правила разработки и утверждения национальных стандартов и стандартов организаций Понятие, классификация и виды стандартов Документы в области стандартизации и требования к ним Порядок создания и деятельности технических комитетов по стандартизации Понятие, цели, принципы и функции стандартизации. Организация работ по стандартизации Тема 2. Общая характеристика системы стандартизации: международные, региональные и национальные аспекты Регулирование деятельности в области стандартизации в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Законом РФ «О техническом регулировании» от 15.12.2002 (гл. 3 Закона). В терминологическом разделе Закона (ст. 2) стандартизация определена как деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг. В контексте этого определения понятие стандартизации в условиях экономики рынка направлено на ее роль как средства повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг. Эта цель может быть достигнута в том случае, если национальные стандарты будут разрабатываться для отражения в них прогрессивных требований, основанных на достижениях науки и техники. Это и должно являться главной целью стандартизации.
В зависимости от участников в процессах стандартизации можно выделить виды стандартизации:
Международная стандартизация - стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов всех стран. Региональная стандартизация - стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов стран только одного географического или экономического региона мира. Национальная стандартизация - стандартизация, которая проводится на уровне одной страны. В соответствии с Законом РФ «О техническом регулировании» устанавливает (ст. 11), Целями стандартизации являются: - повышениеуровня безопасности: ü жизни и здоровья граждан, ü имущества физических и юридических лиц, ü государственного и муниципального имущества, ü объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; ü в области экологии, ü жизни и здоровья животных и растений; - обеспечение: ü конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), ü единства измерений, ü рационального использования ресурсов, ü взаимозаменяемости технических средств (машин и оборудования, их составных частей, комплектующих изделий и материалов), ü технической и информационной совместимости, ü сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, ü сопоставимости технических и экономико-статистических данных, ü проведения анализа характеристик продукции (работ, услуг), ü исполнения государственных заказов, ü добровольного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг); ü содействия соблюдению требований технических регламентов; ü содействия проведению работ по унификации; - созданиесистем: ü классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, ü каталогизации продукции (работ, услуг), ü обеспечения качества продукции (работ, услуг), ü поиска и передачи данных. Важно отметить, что деятельность по стандартизации распространяется не только на продукцию и связанные с нею процессы, но также на работы и услуги. Главным в определении правового статуса стандартизации является то, что национальные стандарты применяются только в добровольном порядке. Ранее стандартизация и государственные стандарты являлись главными инструментами государства для установления обязательных требований к продукции, работам, услугам и иным объектам.
Стандартизация в Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципами: ü добровольного применения документов в области стандартизации; ü максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц; ü применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта; ü комплексности стандартизации для взаимосвязанных объектов; ü недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей Федерального закона; ü недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам; ü обеспечения условий для единообразного применения стандартов[1]. Объектами стандартизации является продукция, работа (процесс), услуга, подлежащие или подвергшиеся стандартизации. Под объектом стандартизации в широком смысле понимаются продукция, работы (процессы) и услуги, которые в равной степени относятся к любому материалу, компоненту, оборудованию, системе, их совместимости, правилу, процедуре, функции, методу или деятельности. Стандартизация может ограничиваться определенными аспектами (свойствами) любого объекта. Например, применительно к обуви размеры и прочность могут быть стандартизованы отдельно. Услуга как объект стандартизации охватывает услуги для населения (включая условия обслуживания) и производственные услуги для предприятий и организаций. Стандартизация является функцией государства, несмотря на добровольность применения стандартов. После признания в 2003 году утратившим силу Закона РФ «О стандартизации» полноценное правовое регулирование в данной сфере практически отсутствует. Раздел стандартизации в ФЗ «О техническом регулировании» имеет бессистемный, фрагментарный характер, цели и принципы стандартизации механически и не в полном объеме заимствованы из утратившего силу закона, без учета задач стандартизации в новых условиях функционирования экономики и социальной сферы, а также проводимой международной интеграции страны, не учтена необходимость обеспечения преемственности в сфере стандартизации, определение и статус стандартов ограничены частным случаем, установленным в Соглашении ВТО по техническим барьерам в торговле. С 2009 года начата разработка проекта федерального закона "О стандартизации[2]". Основная идея законопроекта – определение правовых и организационных основ стандартизации, создание новой, отвечающей современным требованиям и тенденциям национальной системы стандартизации в Российской Федерации, обеспечивающей единую государственную политику в этой области, нацеленную на нормативно-техническое обеспечение решения важнейших государственных задач и национальных программ. Организацию всей работы по стандартизации в Российской Федерации согласно Закону осуществляет Национальный орган Российской Федерации по стандартизации, который выполняет следующие функции: ü утверждает национальные стандарты[3]; ü принимает программу разработки национальных стандартов; ü организует экспертизу проектов национальных стандартов, а также стандартов и сводов правил, представляемых на регистрацию; ü обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и научно-техническому прогрессу; ü осуществляет учет документов в области стандартизации в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам[4]; ü создает технические комитеты по стандартизации, утверждает положение о них и координирует их деятельность[5]; ü организует официальное опубликование и распространение национальных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, правил стандартизации, норм и рекомендаций в области стандартизации в печатном издании и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме[6]; ü участвует в соответствии с уставами международных организаций в разработке международных стандартов и обеспечивает учет интересов Российской Федерации при их принятии; ü утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам[7]; ü представляет Российскую Федерацию в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации; ü обеспечивает в информационной системе общего пользования доступ на безвозмездной основе к документам в области стандартизации; ü предоставляет информацию и документы в области стандартизации в соответствии с обязательствами Российской Федерации, вытекающими из международных договоров Российской Федерации в сфере технического регулирования; ü регистрирует в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств; ü принимает на учет надлежащим образом заверенные переводы на русский язык международных стандартов, региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств. Правительство Российской Федерации определяет орган, уполномоченный на исполнение функций национального органа по стандартизации. Национальным органом Российской Федерации по стандартизации в настоящее время является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (далее - национальный орган по стандартизации). К основным задачам федерального агентства по техническому регулированию и метрологии относятся: ü реализация функций национального органа по стандартизации; ü обеспечение единства измерений; ü осуществление работ по аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров); ü осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов и обязательных требований стандартов; ü создание и ведение федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов и единой информационной системы по техническому регулированию; ü осуществление организационно-методического руководства по ведению федеральной системы каталогизации продукции для федеральных государственных нужд; ü организация проведения работ по учету случаев причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов; ü организационно-методическое обеспечение проведения конкурса на соискание премии Правительства РФ в области качества и других конкурсов в области качества; ü оказание государственных услуг в сфере, стандартизации, технического регулирования и метрологии. Федеральное агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные ему организации, которые составляют единую систему, в которую входят: центральный аппарат; федеральные государственные учреждения центры стандартизации, метрологии и сертификации; научно-исследовательские институты; опытные заводы; территориальные органы; учебные заведения и другие организации. Национальный орган по стандартизации наделен правом разрабатывать и утверждать программу разработки национальных стандартов, а также порядок создания и деятельности технических комитетов по стандартизации. При подаче заявок для формирования программы разработки национальных стандартов технические комитеты по стандартизации руководствуются федеральным законом «О техническом регулировании» (глава 3), Приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и Перечнем критических технологий Российской Федерации. Национальный орган по стандартизации безвозмездно предоставляет документы в области стандартизации по требованию органов государственной власти или по запросу суда.
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 751; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |