Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О педагогических закономерностях




 

Занимаясь воспитанием и обучением, педагог профессиональной школы должен хорошо представлять себе не только конкретные педагогические действия, но и знать, какими педагогическими закономерностями они определяются. Так, различают закономерности, лежащие в основе воспитания как социального явления вообще, и закономерности, лежащие в основе воспитания как специально организованного и управляемого процесса формирования личности (педагогические закономерности).

Закономерности дают знание о том, как протекают воспитательные процессы.

Закономерности воспитания как процесса -это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связимежду явлениями, отдельными сторонами воспитательного процесса.

Воспитание как социальное явление является функцией общества по подготовке подрастающего поколения к жизни и опирается на следующие общие закономерности.

1. Обязательность присвоения подрастающим поколением социального опыта старших поколений посредством воспитательных отношений.

2. Содержание воспитания определяется особенностями деятельности, которая характерна для данного этапа развития общества.

3. Характер воспитания определяется уровнем развития производительных сил общества и соответствующих им производственных отношений.

4.Характер воспитания определяется материальными и духовными ценностями общества, т.е. его культурой.

5. Воспитание детерминируется идеологией и интересами общества.

На основании данных закономерностей можно сделать следующие выводы: система воспитания общества является открытой системой, что позволяет ей развиваться благодаря как внутренним, таки и внешним факторам; система воспитания является самодостаточной (т.е. самостоятельной и автономной).

Указанные закономерности определяют общие закономерности воспитания как социального явления.

Рассмотрим воспитание как специально организованный и управляемый процесс формирования личности и остановимся на его закономерностях.

В педагогике важное значение имеют закономерности, которые определяют педагогическую инструментовку (организацию, строение) образовательного процесса. Это имеет большое значение для педагога, так как дает более или менее конкретное представление о том, как воспитание и обучение осуществляется на практике.

Существуют различные подходы к определению этих закономерностей, но большинство исследователей основывается на обобщении устоявшихся идей в практической деятельности известных педагогов: С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, П.П. Блонского, В.А. Сухомлинского и др. на отдельных этапах развития общества. Закономерности могут быть выявлены исходя из определения воспитательных отношений, используя систему закономерностей, приведенных И.Ф. Харламовым [12].

Образование, как было уже определено выше, это процесс, который так и называют образовательным процессом. Но по сложившейся традиции в педагогике его чаще называют педагогическим процессом, так как эти два понятия, как отмечает В.А. Сластенин*, синонимичны. Поэтому мы будем использовать это понятие в дальнейшем.

Выделяют три важнейших фактора, определяющих эффективность воспитательных отношений: учащийся (воспитанник); педагогический процесс; связь педагогического процесса со средой (рис. 13).

 
 

 


Рис.13. Факторы, определя­ющие эффективность

вос­пи­тательных отношений

 

Таким образом, можно выделить три группы педагогических закономерностей. К первой относятся закономерности, которые вытекают из особенностей человека как главного объекта воспитания и определяются особенностями его психики. Вторая группа закономерностей определяется особенностями педагогического процесса. И, наконец, третья группа образована закономерностями, обусловленными отношениями педагогического процесса со средой, т. е. социумом.

К закономерностям первой группы, определяемым психологическими особенностями человека, относятся следующие:

1. Воспитание и обучение личности происходит только в процес­се включения ее в деятельность. Эта закономерность обусловливается тем, что личностное развитие человека происходит только благодаря «присвоению» им общественного опыта в самых различных его проявлениях. Но это требует от него соответствующей деятельности. Например, чтобы человек овладевал знаниями, ему необходимо осуществлять познавательную деятельность. Поскольку целью образования является разностороннее и гармоническое развитие личности, то в процессе его осуществления необходимо включать учащихся в разнообразные виды деятельности.

2. Формирование личности учащегося будет более эффективным, если использовать стимулирование ее активности и самостоятельной деятельности. Данная закономерность обуславливается тем, что эффективное развитие и формирование личности происходит только при условии, если она проявляет высокую активность и самостоятельность в деятельности. Как отмечал известный психолог С.Л. Рубинштейн, внешнее формирует личность только проходя через ее внутреннюю сферу, только опосредствуясь ее активностью и реализуясь в вей.

3. В процессе воспитания и обучения необходимо открывать перед учащимися перспективы их роста, т. е. создавать мотивационно-ориента­ционные основы деятельности. У воспитанников могут отсутствовать внешние мотивы, связанные с учебной и будущей профессиональной деятельностью. Поэтому педагогу приходится эти мотивы создавать самому, опираясь на потребности воспитанников. Мотив как понятие означает такое субъективное отношение личности к деятельности, в основе которого лежит сознательно поставленная и определенным образом обоснованная цель. К примеру, общая потребность в учении осознается учащимся как условие своего приобщения к производственной и духовной деятельности в обществе. Конкретные же мотивы учения могут связываться с получением необходимого образования, овладения той или иной профессией или достижением определенного статуса в обществе и т.д. Данная закономерность также указывает на необходимость развития у учащихся соответствующих интересов, склонностей, мировоззрения, убеждений и намерений их будущей деятельности.

Можно сказать, что в основе данной закономерности лежит психологическая идея о роли опережающего отражения в сознании человека действий, которые он хочет совершить, и тех результатов, которых он хочет достичь в своем развитии (П. К. Анохин).

4. В педагогическом процессе необходимо выявлять положительные качества учащихся и опираться на них. Психологической основой этой закономерности является то, что, открывая перед воспитанниками перспективы их роста и разностороннего развития, нельзя абстрагироваться оттех трудностей, которые испытывают они в процессе своего личного формирования. Всякая деятельность требует от них большого напряжения физических сил и нервной энергии.

В этих условиях деятельность учащегося становится более эффективной, если он опирается на те положительные качества, которые у него уже сформированы. Задача педагога – выявить эти личностные качества и использовать.

5. В процессе воспитания и обучения необходимо проявлять гуманность и уважение к личности воспитанника в сочетании с высокой требовательностью. Психологической основой данной закономерности является то, что характер отношений педагога и учащихся вызывает у последнего определенные внутренние (эмоционально-чувственные) переживания и непосредственно сказывается на его деятельности и развитии. Если эти отношения проникнуты взаимным уважением, доверием, доброжелательностью и демократизмом, носят гуманный характер, то педагогическое влияние педагога, как правило, будет вызывать у учащихся положительную реакцию и стимулировать их деятельность.

6. В педагогическом процессе необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников. Данная закономерность является вполне очевидной. В то же время педагоги профессиональной школы, работающие в более менее стабильном возрастном диапазоне, не всегда используют особенности возраста и индивидуальные особенности развития своих воспитанников. Индивидуальные особенности умственного, физического и нравственного развития воспитанника, его свойства характера должны находить соответствующее отражение в процессе образования.

Закономерности второй группы объясняют ход самого педагогического процесса, процесса взаимодействия педагога и учащегося. Педагогический процесс должен быть целостным в отношении всех его составляющих (компонентов), этапов, стадий протекания и действий участников в соответствии с целями. Таким образом, можно сказать, что педагогический процесс должен быть технологичным. Это и является основной закономерностью, объясняющей ход педагогического процесса. Примеры такой технологичности находим в практике известных педагогов А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского. Данная закономерность находит свое дальнейшее развитие в конкретных педагогических принципах, которые объясняют, как нужно строить педагогический процесс на технологичной основе.

Технологичность любого процесса определяется понятием «технология». Технология – это способ преобразования вещества, энергии, информации в процессе изготовления продукции, обработки и переработки материалов, сборки готовых изделий, контроля качества, управления. Технология воплощает в себе методы, приемы, режимы работы, последовательность операций и процедур, она тесно связана с применяемыми средствами, оборудованием, инструментами, используемыми материалами. Совокупность технологических операций образует технологический процесс.

Нетрудно видеть, что понятие «технологичность педагогического процесса» также будет включать методы, приемы, операции и т.п. «Продукцией» же его будут соответствующие качества формируемой личности, знания и умения.

Третья группа закономерностей обусловливается отношениями педагогического процесса как процесса взаимодействия с внешней средой. К этой группе относятся следующие:

1. Воспитание и обучение должно осуществляться в коллективе и через коллектив. Особенностью данной закономерности является то, что подготавливаемый к жизни человек будет жить в обществе людей, и поэтому он должен формироваться в духе коллективизма, с развитыми коллективистскими качествами. Данная закономерность хорошо прослеживается в организации воспитания А.С. Макаренко, И.П. Иванова.

2. В процессе воспитания и обучения необходимо добиваться единства в действиях педагога, семьи и общества в целом с его потребностями в отношении подготовки подрастающего поколения. Поскольку педагогический процесс технологичный, то среда, обеспечивающая его протекание, будет оказывать на него большое влияние. Поэтому вполне понятно, что это влияние должно быть согласованным и обеспеченным целями воспитания и обучения.

 

Вопросы и задания для самопроверки

1. Перечислите общие закономерности воспитания как социальной функции общества.

2. В чем состоит сущность определения закономерностей воспитания в педагогическом смысле?

3. Назовите факторы, определяющие эффективность воспитательных отношений.

4. Проанализируйте закономерности педагогического процесса, вытекающие из особенностей человека.

5. Проанализируйте особенности педагогического процесса, вытекающие из связей с внешней средой.

6. В чем сущность закономерности, определяемой технологичностью педагогического процесса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.