КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
По разработке составляющих стандартов высшего образованияРЕКОМЕНДАЦИИ
Львов - 2012 СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Согласно Положению об образовательно-квалификационных уровнях (ступенчатое образование)[1], Системе высшего образования Украины необходимо разработать новое поколение нормативной (образовательно-квалификационные характеристики, средства диагностики качества высшего образования) и учебно-методической (образовательно-профессиональные программы, учебные планы, программы учебных дисциплин и т.п.) документации, регламентирующей подготовку специалистов с высшим образованием, часть которой входит в состав системы стандартов высшего образования. Концепция формирования содержания и технология разработки нормативной и учебно-методической документации нового поколения базируется на субъектно-деятельностного подхода, графическая интерпретация которого приведена на рис. 1. Структура системы стандартов высшего образования в соответствии с требованиями Закона Украины «О высшем образовании» - это иерархическая совокупность взаимосвязанных стандартов. Они относятся к области стандартизации высшего образования и устанавливают взаимосогласованные требования к содержанию, объему и уровню качества высшего образования, определяются общей целью образовательной и профессиональной подготовки. Система стандартов высшего образования составляют: - государственный стандарт высшего образования; - отраслевые стандарты высшего образования; - стандарты высшего образования высших учебных заведений. Государственный стандарт высшего образования (ДСВО) содержит составляющие (Рис. 2): - перечень квалификаций по соответствующим образовательно-квалификационным уровням, которые определяются через профессиональные названия работ, которые должны выполнять специалисты определенного образовательно-квалификационного уровня на первичных должностях; - перечень направлений и специальностей, По которым осуществляется подготовка специалистов в высших учебных заведениях по соответствующим образовательно-квалификационным уровням, т.е. это содержит перечень названий направлений, отражающих родственный содержание высшего образования и профессиональной подготовки, и перечень названий специальностей, отражающих неповторимы обобщенные объекты деятельности или производственные функции и предметы деятельности; - требования к образовательным уровней высшего образования - Это требования к уровню сформированности у лица социальных и гражданских качеств с учетом особенностей будущей профессиональной деятельности, а также требования к формированию у нее патриотизма к Украине и к знанию украинского языка; - требования к образовательно-квалификационных уровней высшего образования содержат требования к профессиональной подготовке специалистов с учетом общественного разделения труда.
Отраслевые стандарты высшего образования (ГСВО) базируются на ДСВО и представляют собой систему нормативных и учебно-методических документов по определенным направлениям подготовки и специальностям, приведены в - Перечень специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов в высших учебных заведениях по образовательно-квалификационному уровню младшего специалиста (Постановление КМУ от 20.06.2007 г. № 839); - Перечень направлений, по которым осуществляется подготовка специалистов в высших учебных заведениях по образовательно-квалификационному уровню бакалавра (Постановление КМУ от 13.12.2006 г. № 1719); - Перечень специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов в высших учебных заведениях по образовательно-квалификационным уровням специалиста и магистра (Постановление КМУ от 27.08.2010 г. № 787). ГСВО содержит составляющие (рис. 3): - образовательно-квалификационные характеристики выпускников высших учебных заведений (ОКХ): отображают цели высшего образования и профессиональной подготовки, определяют место специалиста в структуре отраслей экономики государства и требования к его компетентности, других социально важных качеств, систему производственных функций и типовых задач деятельности и умений для их реализации; - образовательно-профессиональные программы подготовки (ОПП): определяют нормативный срок и нормативную часть содержания обучения по определенному направлению или специальности соответствующего образовательно-квалификационного уровня, устанавливают требования к содержанию, объему и уровню образования и профессиональной подготовки специалиста; - средства диагностики качества высшего образования (ЗД): определяют стандартизированные методики, предназначенные для количественного и качественного оценивания достигнутого лицом уровня сформированности знаний, умений и навыков, профессиональных, мировоззренческих и гражданских качеств. Стандарты высшего образования высших учебных заведений содержат составляющие: - перечень специализаций по специальностям; - вариативные части ОКХ; - вариативные части ОПП; - вариативные части ЗД; - учебные планы (НП); - программы учебных дисциплин (ПНД).
Рис. 3. Направленность и последовательность разработки стандартов высшего образования высших учебных заведений
При отсутствии утвержденного ГСВО нормативно-вариативные[3] ОКХ, ОПП и ЗД для каждого направления подготовки (специальности) самостоятельно разрабатывает Университет с учетом соответствующих рекомендаций МОНМС Украина, согласовывает с соответствующим НМК и МОНМС Украины (образец письма согласования приведены в приложении 5). ЧП определяют график учебного процесса, перечень, последовательность, время изучения учебных дисциплин, количество кредитов ECTS, формы учебных занятий и сроки их проведения, а также формы проведения итогового контроля. ПНД определяют их информационный объем, уровень сформированности компетенций, перечень рекомендованных учебников, других методических и дидактических материалов, критерии успешности обучения и средства диагностики успешности обучения. Порядок разработки и утверждения ПНД определяется соответствующими Методическими указаниями. Основой разработки стандартов высшего образования нового поколения является компетентностный подход, А результаты формирования системы компетенций является одним из ключевых моментов оценки качества знаний. Само понятие «компетенции» включает: - знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать), - знания как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям), - знания как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте). В формировании компетенции решающую роль играет не только содержание образования, но также и образовательную среду высших учебных заведений, организация образовательного процесса, образовательные технологии, включая самостоятельную работу студентов и т.д.. Соответствие качества подготовки выпускника требованиям отраслевого стандарта высшего образования должна определяться его компетенциями:
Профессиональные компетенции могут иметь обобщенный характер, присущий профессионалу (специалисту) вообще или определенного класса (подкласса, группы) профессий, а также определяются требованиями конкретных профессиональных стандартов определенной профессии или (в случае их отсутствия) экспертным путем по предложениям соответствующих рабочих групп на основе европейских аналогов и квалификационной характеристикой профессии работника (за Справочником квалификационных характеристик профессий работников (ДКХПП) или предложенной и согласованной с Министерством труда и социальной политики):
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 467; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |