Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По разработке составляющих стандартов высшего образования




РЕКОМЕНДАЦИИ

 

Львов - 2012


СОДЕРЖАНИЕ

 

Предисловие..................................................................................  
1. Нормативно-методические основы по разработке образовательно-квалификационной характеристики.................................................  
2. Нормативно-методические основы разработки образовательно-профессиональной программы..............................................................................  
3. Нормативно-методические основы разработки средств диагностики качества высшего образования...................................................................  
4. Нормативно-методические основы разработки структурно-логической схемы программы подготовки......................................................  
5. Нормативно-методические основы разработки учебного плана....  
6. Нормативно-методические основы разработки рабочего учебного плана.............................................................................  
Приложение 1. Основные термины и соответствующие определения........................  
Приложение 2. Образовательно-квалификационная характеристика.........................  
Приложение 3. Образовательно-профессиональная программа.....................................  
Приложение 4. Средства диагностики качества высшего образования...........................  
Приложение 5. Лист согласования.......................................................  
Приложение 6. Структурно-логическая схема программы подготовки бакалавра (магистра, специалиста)..............................................................  
Приложение 7. Учебный план.......................................................  
Приложение 8. Рабочий учебный план............................................  

 


 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Согласно Положению об образовательно-квалификационных уровнях (ступенчатое образование)[1], Системе высшего образования Украины необходимо разработать новое поколение нормативной (образовательно-квалификационные характеристики, средства диагностики качества высшего образования) и учебно-методической (образовательно-профессиональные программы, учебные планы, программы учебных дисциплин и т.п.) документации, регламентирующей подготовку специалистов с высшим образованием, часть которой входит в состав системы стандартов высшего образования.

Концепция формирования содержания и технология разработки нормативной и учебно-методической документации нового поколения базируется на субъектно-деятельностного подхода, графическая интерпретация которого приведена на рис. 1.

Структура системы стандартов высшего образования в соответствии с требованиями Закона Украины «О высшем образовании» - это иерархическая совокупность взаимосвязанных стандартов. Они относятся к области стандартизации высшего образования и устанавливают взаимосогласованные требования к содержанию, объему и уровню качества высшего образования, определяются общей целью образовательной и профессиональной подготовки.

Система стандартов высшего образования составляют:

- государственный стандарт высшего образования;

- отраслевые стандарты высшего образования;

- стандарты высшего образования высших учебных заведений.

Государственный стандарт высшего образования (ДСВО) содержит составляющие (Рис. 2):

- перечень квалификаций по соответствующим образовательно-квалификационным уровням, которые определяются через профессиональные названия работ, которые должны выполнять специалисты определенного образовательно-квалификационного уровня на первичных должностях;

- перечень направлений и специальностей, По которым осуществляется подготовка специалистов в высших учебных заведениях по соответствующим образовательно-квалификационным уровням, т.е. это содержит перечень названий направлений, отражающих родственный содержание высшего образования и профессиональной подготовки, и перечень названий специальностей, отражающих неповторимы обобщенные объекты деятельности или производственные функции и предметы деятельности;

- требования к образовательным уровней высшего образования - Это требования к уровню сформированности у лица социальных и гражданских качеств с учетом особенностей будущей профессиональной деятельности, а также требования к формированию у нее патриотизма к Украине и к знанию украинского языка;

- требования к образовательно-квалификационных уровней высшего образования содержат требования к профессиональной подготовке специалистов с учетом общественного разделения труда.


 

Потребности   основа выживания, продуцирования, развития    
 
           
Мотивы деятельности   осознаны человеком факторы, определяющие выбор цели деятельности, которые отвечают потребностям    
 
           
Цели   прогнозируемый результат деятельности, который направлен на объект, посредством которого субъект намерен удовлетворить ту или иную потребность    
 
           
Деятельность   система взаимодействий человека со вселенной, в которой одно достигает сознательно поставленных целей, появившихся вследствие возникновения определенных потребностей    
 
           
Общественное разделение в работе   распределение и закрепление работы за участниками трудового процесса, обусловлен несостоятельностью человека удовлетворить личные потребности только своим трудом   ISCO-88 Международная стандартная классификация профессий
       
             
Профессии   способность выполнять подобные работы, которые требуют от лица определенной квалификации     ДК 009:2010 Классификация видов экономической деятельности (Действующий от 01.01.2012 г.)
     
             
Специальности   в сфере образования - направленность и содержание обучения при подготовке специалиста (назначается через объект деятельности специалиста и отражает, прежде всего вид его деятельности и сферу применения его труда); в сфере труда - особенности направленности и специфика работы в пределах профессии (содержание задач профессиональной деятельности)     ДК 003:2010 Национальный классификатор Украины «Классификатор профессий»
     
           
Квалификации   способность лица выполнять задания и обязанности определенной работы      
     
           
Образование   социальный институт, который обеспечивает всестороннее развитие человека как личности и формирует качества человека, что является достаточным для получения соответствующей квалификации   Закон Украины «Об образовании»
   
           
Среднее образование       Государственный стандарт среднего образования
           
Высшее образование   специальный институт, который готовит специалиста, способного обеспечить надлежащую эффективность труда определенной квалификации   Закон Украины «О высшем образовании»
   
           
Образовательные уровни   характеристика высшего образования по признаку уровня сформированности качества человека, обеспечивающих ее всестороннее развитие как личности и являются достаточными для получения соответствующей квалификации   Перечень направлений и специальностей
   
           
Образовательно-квалификационные уровни   характеристика высшего образования по признакам уровня сформированности качества человека, обеспечивающих его способность выполнять соответствующие профессиональные задачи или обязанности определенного квалификационного уровня   Положение об образовательно-квалификационные уровни
   
           
Стандартизация высшего образования   установление государством требования к содержанию, объему и уровню качества высшего образования определенного образовательного и квалификационного уровня   Система стандартов высшего образования
 
                                   
Рис. 1. Общие положения структурно-содержательного формирования системы стандартов высшего образования [2] Рис. 2. Составляющие государственной компоненты государственных стандартов высшего образования

Отраслевые стандарты высшего образования (ГСВО) базируются на ДСВО и представляют собой систему нормативных и учебно-методических документов по определенным направлениям подготовки и специальностям, приведены в

- Перечень специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов в высших учебных заведениях по образовательно-квалификационному уровню младшего специалиста (Постановление КМУ от 20.06.2007 г. № 839);

- Перечень направлений, по которым осуществляется подготовка специалистов в высших учебных заведениях по образовательно-квалификационному уровню бакалавра (Постановление КМУ от 13.12.2006 г. № 1719);

- Перечень специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов в высших учебных заведениях по образовательно-квалификационным уровням специалиста и магистра (Постановление КМУ от 27.08.2010 г. № 787).

ГСВО содержит составляющие (рис. 3):

- образовательно-квалификационные характеристики выпускников высших учебных заведений (ОКХ): отображают цели высшего образования и профессиональной подготовки, определяют место специалиста в структуре отраслей экономики государства и требования к его компетентности, других социально важных качеств, систему производственных функций и типовых задач деятельности и умений для их реализации;

- образовательно-профессиональные программы подготовки (ОПП): определяют нормативный срок и нормативную часть содержания обучения по определенному направлению или специальности соответствующего образовательно-квалификационного уровня, устанавливают требования к содержанию, объему и уровню образования и профессиональной подготовки специалиста;

- средства диагностики качества высшего образования (ЗД): определяют стандартизированные методики, предназначенные для количественного и качественного оценивания достигнутого лицом уровня сформированности знаний, умений и навыков, профессиональных, мировоззренческих и гражданских качеств.

Стандарты высшего образования высших учебных заведений содержат составляющие:

- перечень специализаций по специальностям;

- вариативные части ОКХ;

- вариативные части ОПП;

- вариативные части ЗД;

- учебные планы (НП);

- программы учебных дисциплин (ПНД).

 

Рис. 3. Направленность и последовательность разработки стандартов высшего образования высших учебных заведений

 

При отсутствии утвержденного ГСВО нормативно-вариативные[3] ОКХ, ОПП и ЗД для каждого направления подготовки (специальности) самостоятельно разрабатывает Университет с учетом соответствующих рекомендаций МОНМС Украина, согласовывает с соответствующим НМК и МОНМС Украины (образец письма согласования приведены в приложении 5).

ЧП определяют график учебного процесса, перечень, последовательность, время изучения учебных дисциплин, количество кредитов ECTS, формы учебных занятий и сроки их проведения, а также формы проведения итогового контроля.

ПНД определяют их информационный объем, уровень сформированности компетенций, перечень рекомендованных учебников, других методических и дидактических материалов, критерии успешности обучения и средства диагностики успешности обучения. Порядок разработки и утверждения ПНД определяется соответствующими Методическими указаниями.

Основой разработки стандартов высшего образования нового поколения является компетентностный подход, А результаты формирования системы компетенций является одним из ключевых моментов оценки качества знаний.

Само понятие «компетенции» включает:

- знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать),

- знания как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям),

- знания как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте).

В формировании компетенции решающую роль играет не только содержание образования, но также и образовательную среду высших учебных заведений, организация образовательного процесса, образовательные технологии, включая самостоятельную работу студентов и т.д..

Соответствие качества подготовки выпускника требованиям отраслевого стандарта высшего образования должна определяться его компетенциями:

 

Компетенция Аббревиатура компетенции
Компетенции социально-личностные: КСО
- понимания и восприятия этических норм поведения в отношении других людей и стоосвно природы (принципы биоэтики) КСО.01
- понимание необходимости и соблюдение норм здорового образа жизни; КСО.02
- обучаемость; КСО.03
- способность к критике и самокритике; КСО.04
- креативность, способность к системному мышлению; КСО.05
- адаптивность и коммуникабельность; КСО.06
- настойчивость в достижении цели; КСО.07
- забота о качестве выполняемой работы; КСО.08
- толерантность; КСО.09
- экологическая грамотность. КСО.10
Общенаучные компетенции: КЗН
- базовые представления об основах философии, психологии, педагогики, способствующие развитию общей культуры и социализации личности, склонности к этическим ценностям, знание отечественной истории, экономики и права, понимания причинно-следственных связей развития общества и умение их использовать в профессиональной и социальной деятельности; КЗН.1
- базовые знания фундаментальных разделов математики в объеме, необходимом для владения математическим аппаратом соответствующей области знаний, способность использовать математические методы в выбранной профессии; КЗН.2
- базовые знания в области информатики и современных информационных технологий; навыки использования программных средств и навыки работы в компьютерных сетях, умение создавать базы данных и использовать интернет-ресурсы; КЗН.3
- базовые знания фундаментальных наук, в объеме, необходимом для освоения общепрофессиональных дисциплин; КЗН.4
- базовые знания в области, необходимые для освоения общепрофессиональных дисциплин. КЗН.5
Инструментальные компетенции КИ
- способность к письменной и устной коммуникации на родном языке; КИ.1
- знание другого языка (языков); КИ.2
- навыки работы с компьютером; КИ.3
- навыки управления информацией; КИ.4
- исследовательские навыки. КИ.5

 

Профессиональные компетенции могут иметь обобщенный характер, присущий профессионалу (специалисту) вообще или определенного класса (подкласса, группы) профессий, а также определяются требованиями конкретных профессиональных стандартов определенной профессии или (в случае их отсутствия) экспертным путем по предложениям соответствующих рабочих групп на основе европейских аналогов и квалификационной характеристикой профессии работника (за Справочником квалификационных характеристик профессий работников (ДКХПП) или предложенной и согласованной с Министерством труда и социальной политики):

 

Профессиональные компетенции[4] (На примере бакалавра по направлению 6.040102 «Биология») Аббревиатура компетенции
Обще-профессиональные: КЗП
- базовые представления о разнообразии биологических объектов, понимание значения биоразнообразия для сохранения устойчивости биосферы; КЗП.1
- владение методами наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов; КЗП.2
-... ...
Специализированно-профессиональные: КСП
- способность использовать профессионально профилированные знания в области математики (математической статистики), для статистической обработки экспериментальных данных и математического моделирования биологических явлений и процессов; КСП.1
- способность использовать математический аппарат для освоения теоретических основ и практического использования биологических методов; КСП.2
-... ...

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 467; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.