Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Порядок появления фигур 2 страница




Малыш смотрит на карточку с написанным на ней словом и сначала мысленно прочитывает его (узнает). При этом никто не помогает, не контролирует его действия, не спрашивает: «Что ты прочел? Что это за слово?» Поэтому ребенок изначально приучается читать самостоятельно и про себя. Правда, страдает навык чтения вслух, который требуется для успешной учебы в школе, особенно в первых классах. Родителю стоит обратить на это внимание при подготовке к школе.

Много дополнительных бонусов

Это самый большой плюс методики Монтессори. Вы не только научите малыша читать, но и разовьете массу полезных качеств и навыков.

• Дети рано приучаются к порядку (кладут все на свои места, умеют организовать рабочее место).

• Малыши самостоятельны, умеют занять себя.

• Упражнения и игры развивают аналитическое мышление, логику.

• Многие монтессори-материалы не только учат читать, но развивают мелкую моторику – важный элемент общего развития интеллекта (например, этому способствуют игры с шершавым алфавитом).

КОМУ НЕ ПОДОЙДЕТ МЕТОД МОНТЕССОРИ

Убежденные сторонники системы считают, что она подходит всем детям, но не всем родителям. Имеется в виду, что слишком авторитарные родители не смогут отпустить своего малыша в «свободное плавание».

 

Наверное, это не совсем так. Взрослому человеку можно подстроиться под систему, а вот малышу это сделать труднее. Возможно, лучше подумать о других методиках, если ваш кроха:

• очевидно склонен к проявлению творческих способностей – выдумщик и фантазер. Такому ребенку будет тесно в рамках монтессори-метода, занятия покажутся слишком пресными;

• замкнут и малообщителен. Монтессори-метод, подразумевающий индивидуальные самостоятельные занятия, может спровоцировать дальнейшее развитие этих качеств, и малыш станет настоящим букой;

• нетерпеливый непоседа. Если вы решили заниматься в группе, такой ребенок может вызвать недовольство педагога и «не вписаться» в размеренный и спокойный ритм работы монтессори-класса. И даже дома в тишине такому непоседе будет трудно методично раскладывать буковки по коробочкам.

МНЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Системе Монтессори уже более ста лет. Немало родителей благодарны создательнице этого удивительного метода за прекрасные пособия, советы и подсказки, которые помогли научить детей читать, писать, считать, привили трудолюбие и аккуратность. Но среди тех, кто попал в мир Монтессори, есть и противники, несогласные, отвергающие этот метод. Сейчас мы дадим слово и поклонникам, и несогласным. На чью сторону встанете вы?

Моя Настя мало-помалу, но уже знает все буквы. Я пишу ей на карточках слова «мама», «папа» и т. д. Она их зрительно запоминает и «читает» потом. Книжки типа «Мойдодыра» помнит наизусть и знает, в каком месте переворачивать страничку.

Жажда знаний ее одолевает. Я не хотела сильно форсировать события, но вижуребенок хочет. Наверное, надо воспользоваться этим периодом. Я начала учить Настю читать. Отдельные слоги она не воспринимает (это вроде бы методика Зайцева). Поэтому мы выбрали Монтессоритам обучают по табличкам с целыми словами. Перечитали разные методики обучения чтению (Доман, Никитины), но нам показалось, что Монтессорисамая ненасильственная методикаболее естественная, что ли.

 

Сначала мне методика Монтессори понравилась. Но потом возникли опасения. Я должна предоставить ребенку полную свободу действий (по крайней мере в зоне занятий). И до школы мы в таком «свободном» режиме. А начнется школа? С сидением за партой по времени. Мне показалось, что тяжело будет цветочку, выросшему в такой обстановке. Я, наверно, побоялась увлечься чем-то одним и упустить другое.

 

О методе Монтессори слышала нелестные отзывы, прежде всего от действительно думающих родителей. Идея непрерывного развлечения в процессе обучения мне кажется ложной. Может, читать мы и научимся, а что дальше? Я хочу более традиционного образования, и для меня важно, чтоб ребенка научили не только читать и писать, но учиться, научили добывать знания трудом, а играть и веселиться они и так умеют.

 

Я про метод Монтессори читала раньше, но нам пока ранотам для детей с 3-5 лет упражнения... Но, в принципе, мне все это таким скучным и монотонным показалосьрамки, буквы, карточки. Это потому, что авторматематик по профессии, а мой склад ума слишком уж творческий.

 

Я не могу на 100% согласиться с методами Монтессори, но ее материал для занятий по чтению, письму, математике и т. д. просто гениальный!

 

Сегодня я закончила делать буквы по Монтессори: на маленьких фанерках из наждачной бумаги. Сделала их достаточно быстро, а дочка в восторге от них. Правда, оказалось, что 12 из 26 букв она уже знает. Но ничего, они еще для подготовки руки к письму годятся.

 

Мы попробовали ходить на занятие в группу Монтессори. Конечно, столько «игрушек» дома держать негде, но, я думаю, это и не нужно. Когда стали заниматься дома (дочка сильно болела), то весь дом превратили в большую обучающую среду (самые опасные предметы мы убрали подальше). Преимущество именно Монтессори для маленьких в том, что у них больше выбор: с какой игрушкой он будет играть в следующий раз. Но эти занятия для усидчивых и консервативных (моя дочка как раз такая), для непоседливыхне знаю. В любом случае нам очень нравятся наши занятия (и мне, и дочке).

 

Монтессори настаивает, что детей можно начинать учить только после трех лет. До этого бесполезно. Что-то мне кажется поздновато. К трем уже многие читают.

 

Моя Катька пошла в школу. По чтению у нас даже не 5, а 25. Читает она как взрослая. Когда спрашивают, как я научила, пожимаю плечами. Я ведь не учила. Только подсовывала в нужный момент рамочки, буковки, книжечки. А ребенок научился. Сам.

Глава 3 ЧИТАТЬ С ПЕЛЕНОК УРОКИ ГЛЕННА ДОМАНА


МЕТОД НЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, А ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Каждый ребенок в момент своего рождения обладает более высоким умственным потенциалом, чем тот, который когда-либо демонстрировал Леонардо да Винчи. Так стоит ли терять время?

Гленн Доман

С этого оптимистичного утверждения мы бы хотели начать главу, посвященную обучению чтению по методу Гленна Домана.

Дети, которых учили читать по Доману, полностью подтверждают эти слова. Они уже в 2-3 года поражают окружающих своим умением бегло читать, понимать прочитанное, пересказывать.

Кто же научил их этому?

Сотрудники института Домана? Они живут в далекой Америке.

Маститые учителя? Эти не часто пользуются столь революционными методиками, предпочитают учить: «Ма-ма мы-ла ра-му».

Нет. Их учителями были их собственные родители.

Метод Домана дает возможность обучить чтению в домашних условиях, без привлечения посторонней помощи. Поэтому, если вы считаете, что обучать ребенка (в том числе и чтению) должны родители, эта информация для вас. Она не только поможет вам разобраться во всех тонкостях системы Домана, но познакомит со схемами занятий, расписанными до мелочей.

ГЛЕНН ДОМАН И «ДЕТИ ВОЗРОЖДЕНИЯ»

Гленн Доман занимался проблемами лечения и обучения детей с различными мозговыми травмами. В ходе работы ему удалось сделать поразительное открытие: стимуляция здоровых участков мозга усиливает активность мозга в целом. Например, парализованным детям несколько раз в день показывали картинки и карточки со словами (стимулировали зрительные области мозга), дети учились читать и, параллельно с этим, у них восстанавливались навыки движения: они начинали ползать, а затем и ходить. Занятия продолжались, и, к большому удивлению окружающих, «приговоренные» дети через некоторое время догоняли своих здоровых сверстников в физическом развитии и перегоняли в интеллектуальном.

Успехи Гленна Домана и его коллег в области знания, которую они сами назвали «развитие детского мозга», были несомненны. Разумеется, сотрудники института задались вопросом: «Что же такого делают с обычными детьми, если они уступают в интеллектуальном развитии домановским детям с тяжелыми травмами головного мозга?» Ответ был до смешного прост.

Чтобы ребенок вырос посредственностью, с ним не нужно делать НИЧЕГО.

А ведь обычно все именно так и происходит. Кто всерьез занимается обучением здорового ребенка, пока тот не достигнет семилетнего возраста?

Вскоре при Институте развития человеческого потенциала, в котором работал Доман, появились бесплатные недельные курсы для родителей «Как развить интеллект вашего ребенка», прослушать которые мог любой желающий.

Записывались на эти занятия, как правило, еще до рождения ребенка либо в последующие четыре года. Прослушав вводный курс, родители возвращались к своим чадам и в течение последующих пяти лет самостоятельно обучали их по предложенной программе раннего развития.

Малыши с успехом овладевали не только чтением, но письмом, счетом, иностранными языками, различными знаниями и навыками и, кроме того, отлично развивались физически. При этом совсем не обязательно, чтобы учительница-мама знала, к примеру, иностранный язык или была спортсменкой. И тем не менее именно родители учили своих детей, руководствуясь методиками, о которых им рассказали на курсах.

В возрасте пяти лет детей, успешно прошедших программу раннего развития, записывали в первый класс Международной школы при Институте развития человеческого потенциала и с этого момента, помимо родителей, их начинали обучать и учителя – сотрудники. Первоклашки уже прекрасно читают и пишут, могут общаться на иностранном (или нескольких) языке, играют на музыкальных инструментах и даже сочиняют музыку. В школе их знания и умения совершенствуются. Воспитанники Домана показывают поразительные результаты – эрудиция и память, знание в совершенстве нескольких иностранных языков, владение музыкальными инструментами. При этом все они не бледные, худосочные очкарики. Физическому развитию в школе Домана уделяется особое внимание. Даже пятилетние первоклассники, как правило, прекрасно плавают, спокойно пробегают трехкилометровый кросс, отличные гимнасты.


К сожалению, не у всех желающих есть возможность добраться до Филадельфии. И к счастью, Доман и его коллеги написали книги, в которых рассказали родителями всего мира о том, как добиться таких же потрясающих результатов.

Так что на самом деле у уникальной школы куда больше учеников, чем значится в официальных списках, и «записаться» в нее может каждый.

Все ли дети, прошедшие обучение в школе Домана, гении? Может быть, и нет. Но одно несомненно: ее воспитанники («Дети Возрождения» называет их Гленн Доман) умны, образованны, точно знают, чего им хочется в жизни, и готовы добиться всего на свете. И это заслуга их неравнодушных, трудолюбивых родителей, а не результат особой одаренности или серьезных материальных вложений.

ШЕСТЬ ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДОМАНУ

Интеллект не развивается без движения

Одним из основных открытий Домана и его коллег стала очевидная взаимосвязь между подвижностью и развитием интеллекта. В результате многолетних наблюдений сотрудники института сделали следующие выводы. От момента рождения и до семи лет ребенок, развиваясь, проходит семь стадий. Растет малыш, растет и его мозг, незаметно для себя ребенок переходит на следующую, более высокую стадию развития. На каждой из них он приобретает или совершенствует определенные двигательные навыки. Сначала управление слухом, зрением, мануальными навыками, движением осуществляется на уровне верхних отделов спинного мозга – это первый этап. Последним, седьмым уровнем являются верхние отделы коры головного мозга. Каждый мозговой уровень постепенно включается, вытесняя предыдущий и беря на себя контроль над различными функциями.

В семь лет рост мозга практически завершен, и, соответственно, то, что конкретный ребенок будет собой представлять в плане физического развития, уже предопределено. Разумеется, и в десять лет он сможет чему-то научиться (например, кататься на коньках), но теперь ему для этого потребуется гораздо больше времени и усилий, и, скорее всего, успехи ребенка будут незначительны.

Поэтому чем раньше ребенок начнет двигаться, тем быстрее будет расти и развиваться его мозг, позволяя перейти к следующей, более высокой стадии: чем раньше ваш малыш начнет ползать, тем раньше он научится читать, чем раньше он научится читать, тем легче и быстрее он через много лет разберется, к примеру, с высшей математикой.

Поэтому нельзя заниматься только чтением или счетом, – вы не получите результата. Развитие ребенка должно быть гармоничным – так считает Гленн Доман, – и не последнее место в этом развитии уделяется двигательной активности.

Годовалого ребенка учить легче, чем семилетнего

А четырехмесячного проще, чем годовалого. Установлено, что учеба максимально эффективна в период роста мозга. Мозг человека растет до семи, семи с половиной лет. Дальше способность к обучению резко снижается. Наиболее интенсивный период роста мозга приходится на первые три года жизни.

Ко всему прочему, у детей, которым родители в раннем возрасте предоставляют замечательную возможность учиться, не возникает желания капризничать, скучать, драться. Они заняты более интересными вещами.

Поэтому на вопрос: «Так все-таки с какого возраста следует начинать обучение?» – автор методики отвечает однозначно – с рождения.

Больше всего на свете дети хотят учиться

Один из основных аргументов педагогов и родителей, отвергающих теорию Домана, таков: «Зачем мучить кроху различными премудростями? Пусть у него будет детство. Еще успеет в школе намучиться». И в самом деле, успеет, но это потом он усвоит установку, распространенную, к сожалению, в наших школах: учиться трудно, скучно, но необходимо. А Гленн Доман убежден: «Дети рождаются с жаждой знаний. Они хотят знать обо всем на свете, и желательно прямо сейчас. Малыш уверен, что процесс познания – это самое лучшее из того, что имеется в жизни». И в самом деле, любимое занятие малышей – «мучить» взрослых самыми невероятными вопросами, и лишь не получая на них ответа, дети «отступают» к игрушкам и прочим занятиям.

Детство тем и замечательно, что каждый день приносит маленькому человечку новое открытие.

Невозможно заставить ребенка заниматься тем, что ему не нравится

Учите ребенка лишь тому, что доставляет ему удовольствие. А лучший способ заинтересовать ребенка в чем-то – похвала. Дайте возможность своему малышу почувствовать себя победителем – хвалите его как можно чаще.

Кстати, если у вас когда-нибудь появится нужда привить ребенку неприязнь к чему-либо, постоянно твердите, как плохо у него это получается.

И родители, и ребенок должны заниматься с удовольствием

Все дети знают: самое интересное на свете – учиться, и будут твердо уверены в этом до тех пор, пока взрослые не убедят их в обратном.

А родители? Если вы не испытываете желания заниматься с ребенком, если вы постоянно раздражены, если у вас есть дела поважнее, чем умственное развитие малыша, лучше не занимайтесь с ним. Это бесполезно.

Уберите азбуку

Доман считал, что буквы – это абстрактные понятия, а способность к абстрактному мышлению развивается у ребенка лишь к школьному возрасту. Поэтому маленькие дети могут и должны учится читать сразу слова и предложения.

«Читать буквы очень сложно, поскольку никто и никогда не ел, не ловил, не носил и не открывал А. Зато каждый ел банан, ловил мяч, носил шапку и открывал книгу. Буквы, составляющие слово „мяч“, являются абстракциями, зато сам мяч вполне конкретен, поэтому легче выучить слово „мяч“, чем букву М».

«Слова читать легче, чем буквы», – утверждает Доман.

КАК УЧИТЬСЯ ПО ДОМАНУ

Обычно у родителей, решивших обучать ребенка по методу Домана, возникает много вопросов. С неясностями следует разбираться сразу, ведь некоторые «мелочи» чрезвычайно важны для конечного результата. Чем грамотнее вы будете действовать, тем быстрее достигнете желаемого.

Возраст начала занятий

Как вы уже, наверное, поняли, начинать нужно с рождения. А если вы опоздали? Есть ли смысл начинать занятия, скажем, в четыре года?

Программа рассчитана на детей от 0 до 5 лет, так что смело можете приступать к занятиям. Правда, чем младше ребенок, тем легче и быстрее он обучается, следовательно, больше шансов на успех.

Регулярность занятий

Для того чтобы получить результат, заниматься нужно регулярно. Изо дня в день. Психика ребенка (особенно маленького) такова, что он быстро схватывает, но и быстро забывает, поэтому после пропуска в занятиях вам придется начать все с начала.

Но можно отложить занятия, если ребенку нездоровится, у него плохое настроение. Принуждать – ни в коем случае! Более того, у вас могут возникнуть обстоятельства, когда занятия придется отложить на неделю, месяц (отъезд, рождение другого ребенка). Ничего страшного в этом нет, если, конечно, выполнение программы не прерывается слишком часто. Возобновлять занятия следует с того места, на котором остановились.

Условия для занятий

Для проведения занятий не нужны особые условия. Годится обычная комната. Только уберите все, что отвлекает внимание (выключите телевизор, уведите на кухню собаку, желательно, чтоб в поле зрения ребенка не попадали его игрушки).

Темп занятий

В ходе занятий вы должны будете показывать ребенку карточки со словами. Доман настаивает на достаточно высоком темпе демонстрации. Почему бы просто не дать карточки ребенку в руки, пусть он возится с ними, пока не надоест? Согласитесь, для родителя такой вариант проще. Но Доман утверждает, что обучение – это игра, которую всегда надо прекращать раньше, чем ребенок устанет. Быстротой и новизной поддерживается любознательность вашего малыша. Вдоволь наигравшись с карточками, он просто утратит к ним интерес.

Можно ли повторяться

Для занятий требуется очень много карточек, иногда просто не успеваешь их «заготавливать», и возникает соблазн показать старые карточки, ведь повторение, как известно, – мать учения. Доман считает, что так вы можете все испортить. Дети не выносят повторений и начинают скучать, теряют интерес к обучению. Лучше сделать паузу в занятиях и подготовить новые карточки, чем пользоваться старыми.

Тесты и проверки

Автор методики категорически против проверок и тестирований ребенка. Гленн Доман уверен, что проверки только мешают, отбивают интерес к обучению. Вы, вероятно, тоже не прыгаете от восторга, когда вам подсовывают какой-нибудь хитрый тест, пытаясь уличить в невежестве или несовершенстве. Дождитесь момента, когда ребенок сам захочет продемонстрировать свои достижения. Поверьте, ждать очень долго не придется, обычно дети так гордятся своими победами, что просто сгорают от нетерпения протрубить о них на весь свет.

Вместо проверок можно воспользоваться методом выявления способностей. Его цель – предоставить ребенку возможность продемонстрировать свои знания, но лишь в том случае, если он сам этого захочет.

Вот как это выглядит. Покажите ребенку карточку с каким-нибудь пройденным словом и ласково спросите: «Что это значит?» Если ребенок ответит правильно, немедленно выразите бурный восторг и поцелуйте юного гения, если ошибается или вовсе предпочтет промолчать, ласково скажите: «Ведь здесь написано „корова“, – не так ли?» и тоже поцелуйте юного гения. Вне зависимости от его ответов все должно проходить в спокойной, веселой обстановке.

Внимание! Мать и отец – это не машина, клеящая карточки

И не механизм, вкладывающий определенные порции знания в младенческую голову. Это дорогие любимые люди, это просто мама и папа. Поэтому, если ваш ребенок, да и вы сами, не находите в занятиях искренней радости, прервитесь на неделю, если надо – на месяц, на год, навсегда. Но ни в коем случае не делайте того, что бы могло вызвать скуку у вашего малыша или было бы для вас тяжелой обязанностью. Запомните: самая лучшая методика та, которая устраивает вас обоих.

БУДЕМ УЧИТЬСЯ ЧИТАТЬ

Как подготовить материал для занятий

Вам понадобится много карточек. Приготовьте плотный белый картон и красный фломастер с толстым стержнем. Картон разрезается на полоски размером 10 х 50 см. В центре этой полоски вы будете писать слова красным фломастером. Высота букв – 7,5 см, толщина – 1,5 см. Сочетание красного с белым и крупные буквы необходимы для легкости восприятия слова вашим ребенком.

Пишите без помарок, всегда одним и тем же шрифтом, только печатными прописными буквами. Можно воспользоваться трафаретом. У края карточки всегда оставляйте небольшие поля, чтобы ваши пальцы не закрывали написанного слова.

В дальнейшем размер карточки и букв будет постепенно уменьшаться, а цвет заменится на черный.

Учимся читать слова

Первые 15 слов, которые вы предложите ребенку, должны быть простыми, короткими и знакомыми ему: «мама», «папа», имена других членов семьи, клички домашних животных, названия любимых игрушек или лакомств ребенка.

Выберите момент, когда малыш пребывает в прекрасном расположении духа, сыт, здоров и не хочет спать. Покажите ему первую карточку со словом «мама» и, улыбаясь, скажите: «Это означает „мама“». Пусть он посмотрит на нее пару секунд, затем эту карточку быстро уберите и покажите следующую, затем еще три. Не надо ничего объяснять ни словами, ни жестами, не надо заставлять ребенка повторять слова. Просто четко произнесите написанное слово. После пятой карточки как-нибудь поощрите малыша (погладьте или поцелуйте). В течение дня повторите это занятие (с этими же словами) еще два раза. Итого три раза, примерно по минуте. Для первого дня достаточно.

На следующий день ребенка ожидает шесть занятий. Три раза покажите пять вчерашних слов и три раза набор из пяти новых. И не забудьте каждый раз хвалить его!

На третий день достаем пять новых карточек. Три раза показываем ребенку пять первых слов, три раза – пять вторых, три раза – пять новых слов. В этот день количество занятий возрастает до девяти. Не пугайтесь, на самом-то деле все вместе отнимет у вас около девяти минут! Интервал между занятиями произвольный, но не менее получаса.

На четвертый и пятый день придется повторить программу третьего дня.

Теперь пришло время изготовить новые карточки. Рекомендуется следующие наборы слов составить из названий частей тела, поскольку эта тема близка и понятна ребенку. Чтобы было проще в дальнейшем, рекомендуется сразу составить пять наборов слов.


Дальше вам придется убирать новые слова и добавлять старые. Поступайте очень просто – удаляйте по одному слову из каждого уже изученного в течение пяти дней набора и заменяйте это слово новым. Поступайте так с каждым набором слов.

В течение пяти дней ваш ребенок уже видел три первых набора слов, так что теперь вы можете ежедневно обновлять по одному слову в каждом из этих наборов. Через пять дней начните удалять слова из каждого из пяти своих наборов, которые вы в настоящее время используете. Поступайте так каждый день.

Вы будете учить по 25 слов в день. Слова будут разделены на пять наборов по пять слов в каждом. Ежедневно ваш ребенок будет знакомиться с пятью новыми словами, по одному в каждом наборе, а пять старых слов будут вами удаляться.

Если вы к этому моменту достигли главного – ребенок занимается с удовольствием, считайте, что самое тяжелое позади. Возможно, он вам уже продемонстрировал свои успехи. Отлично! Не забудьте похвалить его за это.

Теперь вам предстоит изготовить карточки с названиями предметов домашнего обихода (стол, кровать и т. д.), после – личных вещей малыша (ложка, носки и т. д.), затем в ход идут названия продуктов питания, животных. Но это лишь рекомендации, темы наборов слов вы можете выбирать в соответствии с интересами малыша. И все эти слова он учит по прежней схеме, а потом переходит к изучению глаголов.

Учим глаголы

Следующую группу слов составьте из самых распространенных глаголов (сидеть, прыгать, спать и т. д.). В этом случае, чтобы ребенку было интересней, можете проиллюстрировать слова своими действиями (присядьте, подпрыгните). Можете дать возможность ребенку немного пробежаться. Скажите: «Ты бежишь», а потом покажите ему слово, объяснив: «Это означает „бежать“». Обычно дети в восторге от глаголов и запоминают их с поразительной легкостью.

Схема обучения такая же: 25 слов в день, из них пять новых.

Соединяем слова

Успешно преодолев первый этап, ваш ребенок уже обладает некоторым запасом слов, которые может прочесть. Пришло время переходить к словосочетаниям. Этот этап является промежуточным между чтением отдельных слов и целых предложений.

Начнем мы снова с изучения отдельных слов, потому что они как нельзя лучше подходят для того, чтобы составлять из них сочетания, а потом и целые предложения.

Начните с того, что составьте набор слов, обозначающих основные цвета (красный, синий и т. д.). Желательно, чтобы оборотная сторона карточки была соответствующего цвета. Получится очень удобно: вы показываете, например, зеленую карточку, потом переворачиваете ее, и ребенок видит слово «зеленый».

Когда вы поймете, что ваш ребенок более-менее освоился с цветами, подумайте, какие слова ему уже знакомы, и составьте простые, понятные малышу комбинации. Например: «красный цветок», «серый кот», «белое полотенце». Ребенок, узнав знакомые слова, быстро сообразит, что теперь перед ним уже нечто новое.

Потом следует показать ребенку слова-антонимы: «большой», «маленький», «веселый», «грустный», «пустой», «полный» и т. д. Составьте словосочетания и предложите их ребенку.


Если все идет как надо, то не за горами время, когда ваш ребенок начнет читать целые страницы.

Читаем простые предложения

Освоив словосочетания, ребенок без труда перейдет к простым предложениям. К этому времени он наверняка умеет читать не менее 70-100 слов. Из них вы без труда составите несложные фразы. Например: «мама идет», «кот спит», «Mania бежит».

Есть два способа помочь ребенку разобраться с новым материалом.

• Привычные карточки. Вам придется умудриться втиснуть в заданный размер два-три слова. Разумеется, использовать вы будете более мелкий шрифт. Буквы будут не 7,5 см, как раньше, а 5 см. Три раза в день на протяжении пяти (а то и меньше) дней показывайте их ребенку. Затем начните обновлять набор, удаляя два старых предложения и вставляя два новых. Ваш ребенок будет усваивать их очень быстро, так что переходите к новым предложениям как можно скорее.

• Сделайте книжку размером 20 х 45 см, величиной красного шрифта – 5 см. Состоять она будет всего из пяти предложений. К каждому из них должна прилагаться подходящая картинка (замечательно, если есть возможность использовать фотографии самого ребенка). Разместите все так, чтобы ребенок сперва видел слова и лишь потом иллюстрацию. Конечно, над изготовлением такого альбома придется потрудиться, но, поверьте, ваш малыш будет в восторге. Начните с первых десяти страниц, которые вы будете читать своему ребенку два-три раза в день. Через несколько дней придумайте новую главу, на основе того же самого словарного запаса.

Читаем целые предложения!

Теперь количество слов в предложении должно постепенно увеличиваться. При подготовке материала для занятий можно воспользоваться двумя способами, приведенными выше. Стоит еще раз повторить, что, составляя предложения, вы должны использовать только знакомые ребенку слова.

Шрифт снова придется уменьшить, иначе три-четыре слова просто не поместятся на карточке. Можно сделать ее немного длиннее.

Какими должны быть предложения? Лучше веселыми и даже абсурдными. Если, конечно, ребенок находится в том возрасте, когда сможет оценить это. Помните: чем веселее и непринужденнее проходят ваши занятия, тем больше запомнит малыш.

Кошка гуляет по небу.

Зеленое яблоко весело танцует.

Маша целует грустный дом.

Скорее всего, вы не обойдетесь без предлогов. Не бойтесь их использовать, ребенок быстро сообразит что к чему и без дополнительных пояснений. Когда он осилит первое в своей жизни предложение, то будет невероятно горд своим достижением.

Количество слов в предложении нужно постепенно увеличивать. Соответственно изменятся и ваши наглядные пособия, так как прежние размеры карточек теперь станут слишком малы. Уменьшите размер букв (сперва до 2, а после до 1 см) и пишите их черным цветом. Но запомните: никогда нельзя уменьшать размер шрифта и, одновременно с этим увеличивать количество слов.

Если вам надоели карточки и вы в качестве пособия используете самодельную книжку (которая описана в разделе: «Читаем простые предложения»), продолжайте в том же духе, только теперь замените красные буквы на черные.

 

Уже книга

Вот и настал великий день. Вашему ребенку предстоит прочесть первую настоящую книгу. Это действительно знаменательное событие, поэтому момент, когда малыш возьмет ее в руки, должен быть запоминающимся.

Что это будет за книга? Тут все зависит от двух обстоятельств. Первое – возраст юного читателя, второе – насколько легко он перешел с крупного красного шрифта на более мелкий черный.

Если ребенку еще нет 3 лет, то, вероятнее всего, дорогим родителям вновь придется «засучить рукава». Дело в том, что первая книга, которую такой кроха гордо прочтет сам, должна отвечать следующим требованиям:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 574; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.086 сек.