Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Руководствуйтесь своими ощущениями, когда плаваете




Возьмитесь за ум

 

 

Если словосочетание «чувственная практика» звучит для вас как анонс к передаче, транслируемой по кабельному телевидению поздно ночью, или к видео для взрослых, мне понадобится минутка вашего времени, прежде чем двинуться дальше.

Потому что чувственная практика есть нечто наиболее важное для пловца, нацеленного на самосовершенствование. Она как замковый камень[16], как завершающий штрих в обучении по программе «Полное погружение». Каждое упражнение программы фокусируется на каком‑либо аспекте плавания. Это описано в главах 2–4. Каждое упражнение повышает уровень «мышечного чувства», опытным путем учит тело понимать, как должно ощущаться «правильное плавание». В чувственной практике мы учимся плавать, сосредоточиваясь на этом ощущении.

В чувственной практике вы берете все составляющие эффективного гребка (те, которые вы так тщательно отрабатывали, выполняя упражнения на технику) и делаете их постоянными. Автоматическими. Вашими. Вам больше не нужно из раза в раз напоминать своему мозгу про правильное положение тела – теперь оно принимает его инстинктивно. Внушительный список вопросов, которые вы задавали себе: «Правильно ли я держусь на поверхности? Достаточно ли вытянуто мое тело? Как насчет поворота бедра? Достаточно ли я вытягиваюсь?» – заменяет теперь только один вопрос: «Чувствую ли я, что плыву правильно?»

Научите свои чувства ощущать «правильное плавание», и они возьмут верх над телом и лучше всякой видеокамеры «запишут» в ваше сознание верные движения. Автоматически и точно.

Сложность заключается в том, чтобы понять, как наиболее полно воспользоваться преимуществами новых движений. Пока что они напоминают разрозненные нотные листы. Вы можете неплохо сыграть по каждому из них и в любой последовательности, но на концерте они должны лежать на вашем пюпитре в строго определенном порядке.

Так что задача чувственной практики – организовать ваши навыки и «сыграть» их в логической последовательности. Каждый изученный навык дает вам ключ к следующему шагу. Это как открывать матрешку. Хоть я в этой книге и повторяю снова и снова, что путь к совершенствованию лежит через упражнения, рано или поздно наступает момент, когда вам нужно начать плавать, плавать и еще раз плавать. Но теперь будет видна разница! Вы преодолели свою навязчивую идею покрывать как можно бóльшие расстояния. Одометр[17]теперь не будет управлять вашей жизнью. Дело даже не в том, как долго или как далеко вы будете плавать, а в том, насколько хорошо вы будете это делать. Вы наконец научились понимать, когда плывете правильно. С этого момента ваша задача будет заключаться в том, чтобы навсегда удержать это ощущение.

Не удивляйтесь, если поначалу ваше тело с недоверием отнесется к методике «руководствуйся ощущениями». В конце концов, это прямо противоположно тому, чему многих из нас учили тренеры в юности: игнорировать ощущения.

Когда мне стало ясно, что правильное положение тела в плавании гораздо важнее, чем выносливость и сила, я полностью пересмотрел свой подход к тренировкам. Вместо того чтобы говорить своему телу, что делать, я начал слушать, как через тысячи и тысячи нервных окончаний оно информирует мой мозг о том, что правильно, а что нет. Теперь, вместо того чтобы игнорировать эту информацию, я воспринимаю ее, трансформирую в как можно более гладкую технику, фокусируя львиную долю внимания на торсе – источнике силы тела, а не на руках и ногах.

Мой первый чувственный эксперимент был связан с нахождением оптимального положения тела на поверхности воды. Как тренер я почти 20 лет учил этому пловцов стилем баттерфляй. «Давление на поплавок» в этом стиле плавания существенно облегчало поднятие бедер. Но лишь где‑то в 1990 году мне пришло в голову, что тот же самый принцип поднятия бедер и ног может помочь снизить сопротивление воды и в плавании вольным стилем. В качестве теста я опросил пару новичков, которые особенно старались применить принцип «поплавка» на практике. Изменения произошли мгновенно. Разница оказалась такой впечатляющей, что не нужно было быть профессиональным тренером, чтобы почувствовать ее. Я понял, что это новшество будет полезно и мне. И скорее всего, всем остальным.

Привычки тренеров, даже молодых, так же сложно искоренить, как и привычки других людей. Конечно, первые попытки акцентировать внимание на торсе немедленно принесли улучшения. Но к тому времени я занимался плаванием уже 25 лет, и мне было сложно перестать фокусироваться на работе рук. Как только я терял концентрацию, я терял и правильное положение тела, о чем говорило внезапное снижение скорости. Естественно, я хотел сохранить свое новое достижение, как и любое другое. Мне нужно было найти способ сделать его автоматическим и инстинктивным. Так сказать, добавить в свой арсенал. После этого я смог бы двигаться дальше.

Так что я сделал то, что сделал бы любой хороший спортсмен: всеми силами постарался закрепить свой успех. Я осознал, что долгие или тяжелые заплывы ослабляют важнейшую способность – концентрироваться. Они дают новую жизнь старым привычкам. Единственным, что сработало, были короткие подходы, когда я не думал о часах, о других пловцах, о своих руках и о том, что сегодня на ужин. Я позволял себе лишь одну мысль: давить на «поплавок», чтобы сделать бедра легче. Полное поглощение чувств. И это сработало.

Что лучше всего, это продолжало работать и в случаях с любым кусочком мозаики навыков, который я добавлял в новую картину. За следующие несколько лет я сделал свой гребок более эффективным, чем за предыдущую четверть века. Вы можете сделать то же самое.

 

Если вы чувствуете, что делаете что‑то хорошо, делайте это снова и снова

 

Разница между «чувственной практикой» и «упражнениями‑и‑плаванием» – это как разница между катанием на детском четырехколесном велосипеде и двухколесном. «Упражнения‑и‑плавание» – это велосипед для новичков: если вы начнете делать ошибки и терять баланс или форму, вы всегда можете обратиться за помощью к упражнениям. Чувственная практика «снимает» дополнительные опоры, если вы можете без них обходиться. Она призывает вас крутить педали по‑настоящему, так долго, как только сможете, прежде чем снова начнете крениться набок.

Вот как это работает. Во время выполнения упражнения вы нацелены на достижение следующих результатов – легкие бедра и кисти, удлиненное тело, невесомые руки, перекат с боку на бок, идущий от бедра[18], – и придерживаетесь их во время плавания. Это как снова и снова репетировать один и тот же такт музыкальной композиции. Чем больше бассейнов вы проплывете таким образом, тем глубже это ощущение зафиксируется в вашей мышечной памяти. Наконец, ощущение закрепится настолько, что станет для вас естественным.

Но так ли обстоит дело? Цель вашей чувственной практики – выяснить это. Составьте список желаемых ощущений и проверьте, как далеко или как долго вы можете проплыть, используя их. Практикуйте искусное плавание сознательно и никак иначе. Вместо того чтобы считать пройденные бассейны, плыть на время или состязаться с другим пловцом, вы должны сфокусироваться на том, чтобы использовать каждый метр и каждый гребок для все более глубокого закрепления определенных навыков.

В некотором смысле чувственная практика – это завершающее прикосновение к процессу обучения. Первым делом вы научитесь двигаться по‑новому с помощью упражнений. Затем внесете эти навыки в свой гребок. Потом вы будете проверять свою способность всегда плавать хорошо, при этом меньше анализируя происходящее. Это как отработка упражнений без самих упражнений[19]. Упражнения помогают найти правильные ощущения, затем вы внедряете ощущения в свой гребок и учитесь чувствовать их во время плавания.

Но это гораздо больше, чем просто «замена старого на новое». Помните, что многие из новых движений сначала чужды вашей нервной системе. Почти любая тренировка в итоге нарушит вашу свежеприобретенную форму. Если честно, вам понадобится все ваше терпение и решимость, чтобы сделать новую форму естественной и инстинктивной. Но игра стоит свеч.

Что хорошо: навыки, которые помогают снизить силу трения, можно сосчитать на пальцах одной руки. Они приведены ниже. Описания похожи на упражнения, и это действительно так. Но теперь вы больше не упражняетесь. Теперь все по‑настоящему. Вы должны работать более продуктивно и действительно плыть:

1. Опора на грудь во время движения: это проверка, насколько правильно вы держитесь на поверхности воды. Ягодицы должны находиться близко к поверхности, чтобы уменьшить сопротивление воды. Научитесь делать это, и улучшения не заставят себя ждать.

Сохраните это ощущение: вы можете почувствовать, как будто плывете под уклон. Это хорошо. Другие пловцы говорят, что появляется ощущение, будто кто‑то давит им на лопатки. Одна бегунья сказала, что испытывала подобное во время бега: она немного наклонялась вперед, чтобы сбалансировать тело во время порывистого встречного ветра. Когда вы поймете это, ваши бедра начнут казаться более легкими, а работать ногами станет проще. Полностью расслабьте свои ноги, чтобы они просто следовали за телом. Продолжайте наклоняться и скользить по воде. Если вы будете делать это осознанно и целенаправленно, опора на грудь в конце концов станет инстинктом.

2. Плавание с невесомой рукой: это ключ к плаванию в передней четверти. Оно делает ваше тело длиннее и быстрее в воде.

Сохраните это ощущение: когда вы плывете с опорой на грудь, вытянутая вперед рука должна быть практически невесомой. Войдя в воду, рука должна как бы парить перед вами. Кончики пальцев должны без усилия рассекать воду, пока вы не решите приложить силу и начать гребок. Вы чувствуете, что ваше тело растянулось – ваша невесомая рука делает тело длиннее с каждым гребком и еще длиннее всякий раз, когда вы поворачиваетесь для вдоха.

3. Тянитесь к дальней стенке бассейна: это добавляет невесомости руке. Некоторые пловцы не могут побороть стремление начать грести сразу, как только их рука коснется воды. Это делает их короче, медленнее, нарушает баланс. Стремление к противоположному бортику бассейна поможет побороть эту привычку.

Сохраните это ощущение: если ваши руки упорно рвутся вниз, как только касаются воды, попробуйте следующее. Представьте, что каждый ваш гребок – последний перед тем, как вы касаетесь бортика бассейна. Плывите так весь бассейн. Тянитесь к бортику. Когда тянетесь, почувствуйте, как ваши плечи касаются линии подбородка (если на этом гребке вы вдыхаете, вы должны чувствовать, как ухо касается плеча вытянутой руки). Затем, когда тянуться дальше некуда, начинайте следующий гребок. Тянитесь к стенке медленно; ваша рука не должна вытягиваться быстрее, чем тело двигается вперед.

4. Смена руки: вы научились вытягивать руку и удлинять свое тело, но как долго вы должны оставаться в таком положении, прежде чем другая рука вступит в дело? Смена руки подсказывает вам, когда начать грести вытянутой рукой и задействовать вторую руку.

Сохраните это ощущение: вам кажется, что вы начинаете гребок чуть позже, чем обычно? Отлично! Суть в том, чтобы отложить гребок вытянутой рукой, пока другая, готовящаяся войти в воду, не займет место впереди вашей головы. Как мы уже сказали, это делает ваше тело длиннее и быстрее во время каждого гребка. Но вы не сможете так плыть, пока вытянутая рука не станет невесомой, так что вернитесь назад и поработайте над предыдущим шагом, если вы еще этого не сделали.

Может быть, вам понадобится немного поупражняться перед тем, как вы научитесь правильно менять руки. «Ого! Обратно к упражнениям? – недовольно скажете вы. – Зачем вы оставляете меня на второй год в вашей школе плавания?» Не беспокойтесь. Этим чувственным навыком овладеть сложнее всего, поскольку он требует трудноуловимых изменений в согласованности гребка. Но он стоит затраченных усилий, поскольку может значительно увеличить его длину. В 25‑метровых бассейнах отрабатывайте последовательность, приведенную ниже, пока она не станет для вас комфортной.

• Начинайте каждый новый гребок, когда кисть руки в проносе находится между локтем и запястьем вытянутой руки.

• Начинайте каждый новый гребок, когда кисть вашей свободной руки находится между плечом и локтем вытянутой руки.

• Начинайте каждый новый гребок, когда кисть вашей свободной руки находится на уровне очков.

• Плавайте бесшумно и считайте гребки.

Поначалу смена руки кажется очень сложной и неестественной. Эти четыре шага постепенно приучают к ней ваше тело.

5. Движение средней части тела: если плавание на боку до сих пор ощущается вашим телом как нечто странное, а бедра сопротивляются команде мозга поворачиваться, попробуйте вот что.

Сохраните это ощущение: во время каждого гребка поворачивайте живот в направлении боковой стенки бассейна. Конечно, не в буквальном смысле. Для этого вам понадобился бы позвоночник на шарнирах. Но нацеливаясь на это, вы станете двигаться лучше. И по мере того, как усиленный перекат станет ощущаться более естественным, вы сможете расслабиться, поскольку будете делать это без лишних размышлений. Просто убедитесь в том, что ритмично поворачиваете среднюю часть тела из стороны в сторону. Теперь вы плывете за счет сильных мышц корпуса, а не слабых рук. Если хотите плыть еще быстрее, добавьте интенсивности этому ритму. И продолжайте до тех пор, пока ритм вашего гребка не станет ритмом средней части тела, а не рук.

Я могу засвидетельствовать, что чувственная практика невероятно эффективна. Я видел, как она срабатывала там, где упражнения оказывались бессильны. Несмотря на чудесные улучшения, которые достигаются с помощью упражнений, у некоторых пловцов возникают с ними проблемы. По той или иной причине, будь то слабый гребок ногами, плохая координация или волнение во время нахождения в воде, пловцы испытывают трудности во время выполнения упражнений и, к сожалению, иногда даже сомневаются в своей способности стать хорошими пловцами.

Ну конечно же, и они могут стать хорошими пловцами. Им просто нужен более индивидуализированный курс обучения. Обычно я возвращаю этих учеников к упражнениям. Мы ищем тот минимум, который только начинает очерчивать искомое ощущение, и уделяем больше времени более сознательной корректировке чувственных навыков. Они подчиняются тем же принципам, что и работа с упражнениями.

Выполняя упражнения, почти все могут изучить новые ощущения лучше, быстрее и четче, но если вам лично упражнения не помогают, ощутимый толчок может дать чувственная практика.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.