КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие и принципы правотворчества 2 страницаГлава 11. Нормы права § 5. Классификация норм права
В качестве примера возьмем какую-либо известную и простейшую норму права и проанализируем ее элементы. Так, в соответствии с российским избирательным законодательством граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, имеют право избирать; лица, препятствующие осуществлению этого права, привлекаются к административной или уголовной ответственности. Гипотезой здесь является часть фразы: «граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет» — вот два условия, при наличии которых гражданин имеет право избирать в орган власти. Диспозицией является часть, где установлено само правило поведения — участие в выборах, в голосовании. Наконец, последняя часть нормы — санкция (в данном случае неблагоприятная, ибо связана с правонарушением) — предусматривает последствия, которые ожидают того, кто нарушил установленное нормой права гражданина избирать в установленном порядке, т.е. право, предусмотренное диспозицией. Каждый из названных элементов имеет в структуре правовой нормы свое место и играет особую роль, вследствие чего, по суждению, сложившемуся в юридической науке, без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессильна. Проблема структуры правовой нормы является дискуссионной. Одни авторы считают, что норма права состоит из двух частей — гипотезы и диспозиции или диспозиции и санкции. Большинство же ученых-юристов придерживаются трехзвенной структуры правовой нормы, состоящей из вышерассмотренных элементов (гипотезы, диспозиции, санкции). § 4. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта Норма права и статья нормативного акта не тождественны, нередко они могут не совпадать. Норма права — это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья законодательного акта — форма выражения государственной воли, средство воплощения нормы права. Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со статьей нормативного акта, выступающей в качестве ее формы. Излагая правило поведения, законодатель может: • все три элемента логической структуры нормы права вклю • в одну статью нормативного акта включить несколько право
• элементы нормы права изложить в нескольких статьях одно • элементы нормы права изложить в нескольких статьях раз По способам изложения возможны три варианта соотношения нормы права и статьи нормативного акта: 1) прямой способ имеет место тогда, когда норма права непо 2) отсылочный (ссылочный) способ имеет место тогда, когда 3) бланкетный способ имеет место тогда, когда статья отсылает
Способы изложения норм права в статьях нормативных актов
Отсылочный § 5. Классификация норм права Классификация позволяет четче обозначить место и роль юридических норм в системе правового регулирования, глубже познать их природу и назначение. выделяют следующие основные виды правовых норм: /l/в зависимости от степени нормативности они подразделяются на: • исходные, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления (это, например, декларативные нормы, провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятий и т.п.); Глава 11. Нормы права Контрольные вопросы
• общие, которые присущи общей части той или иной отрасли • специальные, которые относятся к отдельным институтам 2) в зависимости от предмета правового регулирования (по от 3) в зависимости от их характера — на материальные (уголов ,4) в зависимости от методов правового регулирования — на императивные (содержащие властные предписания); диспозитивные. "(содержащие свободу усмотрения); поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение); рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения); (5?в зависимости от времени действия — на постоянные (содержащиеся в законах) и временные (содержащиеся, например, в указе Президента о введении чрезвычайного положения в определенном регионе в связи со стихийным бедствием). 6) в зависимости от функций — на регулятивные (содержащие предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений, например нормы конституции, закрепляющие права и обязанности граждан, президента, правительства и т.д.) и охранительные (направленные на защиту нару^^нных субъективных прав, например нормы гражданско-процессуального права, призванные восстанавливать нарушенное состояни° с помощью соответствующих юридических средств защиты); /ту в зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм — на общераспространенные (действуют в отношении всех граждан, например, нормы Конституции РФ) и специальные (действуют только в отношении определенной категории ли11„— пенсионеров, военнослужащих, учащихся и т.д.); /В)4 в зависимости от степени определенности элементов правовой нормы — на абсолютно определенные (точно определяющие права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, последствия несоблюдения предписаний нормы; например, нормы УК РФ, устанавливающие точный и исчерпывающий перечень обстоятельств, отягчающих ответственность), относительно определенные (устанавливающие возможные варианты поведения; например, санкции статей Особенной части УК РФ, предусматривающие верхний и нижний предел уголовного наказания) и альтернативные (закрепляющие несколько возможных вариантов Действия, из которых необходимо выбрать один с учетом конкретных обстоятельств; например, установление нормами УК РФ различных видов наказания — лишение свободы или исправительные работы, или штраф); 0^в зависимости от сферы действия — на общефедеральные (действуют на территории всей страны, например, нормы Уголовно-исполнительного кодекса РФ), региональные (действуют на территории субъектов РФ — в республиках, краях, областях и т.п.) и локальные (действуют на территории конкретного предприятия, учреждения, организации); 10) в зависимости от юридической силы — на правовые нормы 11) в зависимости от способа правового регулирования — на рР)}в зависимости от субъектов правотворчества — на нормы, принятые государственными (законодательными, исполнительными) органами и негосударственными структурами (народом на референдуме либо органами местного самоуправления). КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Что такое норма права? 2. Назовите признаки нормы права. 3. В чем суть такого признака нормы права, как ее предоставительно-обязы- 4. Из каких элементов состоит структура нормы права? 5. Каково соотношение нормы права и статьи нормативного акта? 6. Каковы способы изложения норм права в статьях нормативных актов? 7. Что такое поощрительные нормы права? Глава 11. Нормы права
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Баранов В.М. Поощрительные нормы советского социалистического права. Саратов, 1978. Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996. Гл. 18. Кашанана Т.В., КашанинА.В. Основы российского права. М., 1996. С. 66—67. Комаров СА. Общая теория государства и права. М., 1997. Гл. 15. Кулапов В.Л. Рекомендательные нормы советского права. Саратов, 1987. Лазарев В.В., Липень СВ. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 10. Марченко ММ. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 14. Нормы советского права. Проблемы теории / Под ред. М.И. Байтина и В.К. Бабаева. Саратов, 1987. Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. Гл. 10. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. С. 146—151. / Рыбушкин Н.Н. Запрещающие нормы в советском праве. Казань, 1990. Сенякин ИМ. Специальные нормы советского права. Саратов, 1987. Спиридонов ЛМ. Теория государства и права. М., 1995. Гл. 11. - Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузо1>а и А.В. Малько. М., 1997. Гл. 13. Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. 1996. Гл. 20. Теория государства и права / Отв. ред. В.М. Корельский и В.Д. Перевалов. М., 1997. Гл. 19. Хропанюк ВМ. Теория государства и права. М., 1993. С. 171—172. ГЛАВА 12 ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА § 1. Понятие и виды форм (источников) права Одним из признаков права выступает его формальная определенность. Правовые нормы должны быть обязательно объективированы, содержаться в тех или иных формах, которые являются способом их существования, формами их жизни. Без этого нормы права не смогут выполнить свои задачи по регулированию общественных отношений. Следовательно, формы права — это способ выражения государственной воли, юридических правил поведения. Прежде чем анализировать различные формы права, необходимо рассмотреть соотношение понятий «форма права» и «источник права». Если исходить из общепринятого значения слова «источник» как «всякого начала или основания, корня и причины, исходной точки», то применительно к юридическим явлениям под источником права следует понимать: 1) источник в материальном смысле (материальные условия 2) источник в идеологическом смысле (различные правовые 3) источник в формально-юридическом смысле — это и есть Выделяют четыре основных формы права: • нормативный акт — это правовой акт, содержащий нормы • правовой обычай — это исторически сложившееся правило • юридический прецедент — это судебное или административ Глава 12. Формы (источники) права § 2. Понятие и виды нормативных актов
придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел (распространен преимущественно в странах семьи общего права — Великобритании, США, Канаде и т.д.); • нормативный договор — соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ 1992 г.; коллективный договор, который заключают между собой администрация предприятия и профсоюз). В современных условиях роль нормативных договоров в России заметно увеличивается. Они получают все более широкое распространение в конституционном, трудовом, гражданском, административном и иных отраслях права. Для того, чтобы четче видеть его суть, необходимо отличить нормативный договор, с одной стороны, от просто договоров, а, с другой стороны, от нормативно-правовых актов. В отличие от просто договоров (договоров-сделок) нормативные договоры не носят индивидуально-разового характера. Если две фирмы заключают ту или иную сделку, они не создают новой нормы права (эта норма уже есть в ГК РФ). Участники же, заключающие нормативный договор, создают новое правило поведение — новую норму права, выступая правотворческими субъектами. В отличие от нормативных актов, принимаемых государственными органами, нормативные договоры выступают результатом соглашения между равноправными субъектами по поводу деятельности, представляющей их общий интерес. По юридической силе нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты. Нормативные акты в России подразделяются: 1) в зависимости от особенностей правового положения субъек • нормативные акты государственных органов; • нормативные акты иных социальных структур (муници • нормативные акты совместного характера (государственных • нормативные акты, принятые на референдуме; 2) в зависимости от сферы действия на: • общефедеральные; Виды нормативных актов (по юридической силе)
Подзаконные акты указы Президента
постановления Правительства
§ 2. Понятие и виды нормативных актов Нормативный правовой акт — это разновидность правового акта, принимаемого полномочным на то органом и содержащего правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение. Нормативные акты издаются органами, обладающими нормо-творческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации. Нормативный акт занимает особое место в системе правовых актов. Его следует отличать от актов применения и толкования права. федеральный закон закон субъекта Федерации инструкции, приказы министерств и ведомств акты местных органов государственной власти акты местных органов государственного управления акты муниципальных органов локальные нормативные акты Глава 12. Формы (источники) права § 3. Понятие, признаки и виды законов
• нормативные акты субъектов Федерации; • органов местного самоуправления; • локальные. 3) в зависимости от срока действия — на: • неопределенно-длительного действия; • временные. § 3. Понятие, признаки и виды законов Закон — это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. К признакам закона относятся следующие: • он принимается только органом законодательной власти или • порядок его подготовки и издания определяется Конститу • в идеале он должен выражать волю и интересы народа; • он обладает высшей юридической силой и все подзаконные • он регулирует наиболее важные, ключевые общественные от Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке. Виды законов по их юридической силе: 1) Конституция (закон законов) — основополагающий учреди 2) федеральные конституционные законы — принимаются по 3) федеральные законы — акты текущего законодательства, пс тической и духовной жизни общества (например, ГК РФ, УК РФ, Семейный кодекс РФ и др.); 4) законы субъектов Федерации — издаются их представительными органами и распространяются только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе в Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.). Классификация законов может проводиться по различным основаниям: • по субъектам законотворчества (принятые народом в резуль • по предмету правового регулирования (конституционные, • по сроку действия (постоянные законы и временные) и т.д. • по характеру (текущие и чрезвычайные); • по сферам действия (общефедеральные и региональные); • по содержанию (экономические, бюджетные, социальные, • по степени систематизации (обычные и кодификационные, • по значимости содержащихся в них норм (конституционные • по объему регулирования (общие и специальные). Признаки закона — Принимается только органом законодательной власти или референдумом Имеет особый порядок подготовки и принятия Должен выражать волю и интересы народа Обладает высшей юридической силой Регулирует наиболее важные общественные отношения 12-549 Глава 12. Формы (источники) права § 4. Подзаконные нормативные акты: понятие, признаки, виды Подзаконные акты — это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Несмотря на то, что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже весьма важное значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль. Выделяют следующие виды подзаконных актов: 1) указы Президента РФ. Они обязательны для исполнения на 2) постановления Правительства РФ — обязательны к исполне 3) приказы, инструкции, положения министерств, государст § 5. Действие нормативн. актов во времени, в пространстве и по кругу лиц 179 нами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты Министерства финансов РФ, Министерства внутренних дел РФ, Центрального банка РФ, Государственного таможенного комитета РФ, Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности, Федеральной службы лесного хозяйства России и т.п.; 4) решения и постановления местных органов государственной 5) решения, распоряжения, постановления местных органов го 6) нормативные акты муниципальных (негосударственных) ор 7) локальные нормативные акты — это нормативные предписа
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |