Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и принципы правотворчества 2 страница






Глава 11. Нормы права


§ 5. Классификация норм права



 


В качестве примера возьмем какую-либо известную и простей­шую норму права и проанализируем ее элементы. Так, в соответст­вии с российским избирательным законодательством граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, имеют право избирать; лица, препятствующие осуществлению этого права, привлекаются к административной или уголовной ответственности.

Гипотезой здесь является часть фразы: «граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет» — вот два условия, при наличии которых гражданин имеет право избирать в орган власти. Диспо­зицией является часть, где установлено само правило поведения — участие в выборах, в голосовании. Наконец, последняя часть нормы — санкция (в данном случае неблагоприятная, ибо связана с правонарушением) — предусматривает последствия, которые ожидают того, кто нарушил установленное нормой права гражда­нина избирать в установленном порядке, т.е. право, предусмотрен­ное диспозицией.

Каждый из названных элементов имеет в структуре правовой нормы свое место и играет особую роль, вследствие чего, по сужде­нию, сложившемуся в юридической науке, без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессильна.

Проблема структуры правовой нормы является дискуссионной. Одни авторы считают, что норма права состоит из двух частей — гипотезы и диспозиции или диспозиции и санкции. Большинство же ученых-юристов придерживаются трехзвенной структуры пра­вовой нормы, состоящей из вышерассмотренных элементов (гипо­тезы, диспозиции, санкции).

§ 4. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта

Норма права и статья нормативного акта не тождественны, не­редко они могут не совпадать. Норма права — это правило поведе­ния, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья зако­нодательного акта — форма выражения государственной воли, средство воплощения нормы права.

Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со статьей нормативного акта, выступающей в качестве ее формы.

Излагая правило поведения, законодатель может:

• все три элемента логической структуры нормы права вклю­
чить в одну статью нормативного акта;

• в одну статью нормативного акта включить несколько право­
вых норм;


 

• элементы нормы права изложить в нескольких статьях одно­
го и того же нормативного акта;

• элементы нормы права изложить в нескольких статьях раз­
личных нормативных актов.

По способам изложения возможны три варианта соотношения нормы права и статьи нормативного акта:

1) прямой способ имеет место тогда, когда норма права непо­
средственно излагается в статье нормативного акта;

2) отсылочный (ссылочный) способ имеет место тогда, когда
статья нормативного акта, не излагая всей нормы права, отсылает
к другой статье этого же нормативного акта (примером такого спо­
соба могут служить нормы УК РФ, которые содержат ссылки на
другие статьи — это, в частности, ст. 139 «Нарушение неприкосно­
венности "жилища»);

3) бланкетный способ имеет место тогда, когда статья отсылает
не к конкретной статье, а к целому виду каких-то нормативных
актов, правил (например, при незаконном вооружении для уясне­
ния соответствующей нормы УК РФ должен быть использован Фе­
деральный закон «Об оружии» от 13 декабря 1996 г.).

Бланкетный

Способы изложения норм права в статьях нормативных актов

Прямой

Отсылочный

§ 5. Классификация норм права

Классификация позволяет четче обозначить место и роль юри­дических норм в системе правового регулирования, глубже по­знать их природу и назначение.

выделяют следующие основные виды правовых норм: /l/в зависимости от степени нормативности они подразделяют­ся на:

• исходные, которые определяют основы правового регули­рования общественных отношений, его цели, задачи, пре­делы, направления (это, например, декларативные нормы, провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, со­держащие определения конкретных юридических понятий и т.п.);



Глава 11. Нормы права


Контрольные вопросы



 


• общие, которые присущи общей части той или иной отрасли
"права и распространяются на все или большую часть инсти­
тутов соответствующей отрасли права;

• специальные, которые относятся к отдельным институтам
той или иной отрасли права и регулируют какой-либо опре­
деленный вид родовых общественных отношений с учетом
присущих им особенностей и т.д. (они детализируют общие,
корректируют временные и пространственные условия их
реализации, способы правового воздействия на поведение
личности);

2) в зависимости от предмета правового регулирования (по от­
раслевой принадлежности) — на конституционные, гражданские,
административные, земельные и т.п.;

3) в зависимости от их характера — на материальные (уголов­
ные, аграрные, экологические и пр.) и процессуальные (уголовно-
процессуальные, гражданско-процессуальные);

,4) в зависимости от методов правового регулирования — на им­перативные (содержащие властные предписания); диспозитивные. "(содержащие свободу усмотрения); поощрительные (стимулирую­щие социально полезное поведение); рекомендательные (предла­гающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения);

(5?в зависимости от времени действия — на постоянные (содер­жащиеся в законах) и временные (содержащиеся, например, в указе Президента о введении чрезвычайного положения в опреде­ленном регионе в связи со стихийным бедствием).

6) в зависимости от функций — на регулятивные (содержащие предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений, например нормы конституции, закрепляющие права и обязанности граждан, президента, правительства и т.д.) и охранительные (направленные на защиту нару^^нных субъектив­ных прав, например нормы гражданско-процессуального права, призванные восстанавливать нарушенное состояни° с помощью со­ответствующих юридических средств защиты);

/ту в зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм — на общераспространенные (действуют в отноше­нии всех граждан, например, нормы Конституции РФ) и специаль­ные (действуют только в отношении определенной категории ли11„— пенсионеров, военнослужащих, учащихся и т.д.);

/В)4 в зависимости от степени определенности элементов право­вой нормы — на абсолютно определенные (точно определяющие права и обязанности участников правоотношения, условия своего


действия, последствия несоблюдения предписаний нормы; напри­мер, нормы УК РФ, устанавливающие точный и исчерпывающий перечень обстоятельств, отягчающих ответственность), относи­тельно определенные (устанавливающие возможные варианты по­ведения; например, санкции статей Особенной части УК РФ, пред­усматривающие верхний и нижний предел уголовного наказания) и альтернативные (закрепляющие несколько возможных вариан­тов Действия, из которых необходимо выбрать один с учетом кон­кретных обстоятельств; например, установление нормами УК РФ различных видов наказания — лишение свободы или исправи­тельные работы, или штраф);

0^в зависимости от сферы действия — на общефедеральные (действуют на территории всей страны, например, нормы Уголов­но-исполнительного кодекса РФ), региональные (действуют на территории субъектов РФ — в республиках, краях, областях и т.п.) и локальные (действуют на территории конкретного предпри­ятия, учреждения, организации);

10) в зависимости от юридической силы — на правовые нормы
законов и подзаконных актов;

11) в зависимости от способа правового регулирования — на
управомочивающие (предоставляющие возможность совершать
определенные действия, например, принять завещание, требовать
исполнения обязательств), обязывающие (предписывающие
лицам совершить те или иные положительные действия, напри­
мер, возместить убытки, уплатить квартплату, возвратить в биб­
лиотеку колледжа книги) и запрещающие (не разрешающие про­
изводить определенные действия, например, нарушать правила
дорожного движения, совершать хищения);

рР)}в зависимости от субъектов правотворчества — на нормы, принятые государственными (законодательными, исполнитель­ными) органами и негосударственными структурами (народом на референдуме либо органами местного самоуправления).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое норма права?

2. Назовите признаки нормы права.

3. В чем суть такого признака нормы права, как ее предоставительно-обязы-
вающий характер?

4. Из каких элементов состоит структура нормы права?

5. Каково соотношение нормы права и статьи нормативного акта?

6. Каковы способы изложения норм права в статьях нормативных актов?

7. Что такое поощрительные нормы права?



Глава 11. Нормы права


 


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Баранов В.М. Поощрительные нормы советского социалистического права. Са­ратов, 1978.

Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996. Гл. 18.

Кашанана Т.В., КашанинА.В. Основы российского права. М., 1996. С. 66—67.

Комаров СА. Общая теория государства и права. М., 1997. Гл. 15.

Кулапов В.Л. Рекомендательные нормы советского права. Саратов, 1987.

Лазарев В.В., Липень СВ. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 10.

Марченко ММ. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 14.

Нормы советского права. Проблемы теории / Под ред. М.И. Байтина и В.К. Ба­баева. Саратов, 1987.

Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. Гл. 10.

Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. С. 146—151. / Рыбушкин Н.Н. Запрещающие нормы в советском праве. Казань, 1990.

Сенякин ИМ. Специальные нормы советского права. Саратов, 1987.

Спиридонов ЛМ. Теория государства и права. М., 1995. Гл. 11. -

Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузо1>а и А.В. Малько. М., 1997. Гл. 13.

Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. 1996. Гл. 20.

Теория государства и права / Отв. ред. В.М. Корельский и В.Д. Перевалов. М., 1997. Гл. 19.

Хропанюк ВМ. Теория государства и права. М., 1993. С. 171—172.


ГЛАВА 12 ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА

§ 1. Понятие и виды форм (источников) права

Одним из признаков права выступает его формальная опреде­ленность. Правовые нормы должны быть обязательно объективи­рованы, содержаться в тех или иных формах, которые являются способом их существования, формами их жизни. Без этого нормы права не смогут выполнить свои задачи по регулированию общест­венных отношений.

Следовательно, формы права — это способ выражения государ­ственной воли, юридических правил поведения.

Прежде чем анализировать различные формы права, необходи­мо рассмотреть соотношение понятий «форма права» и «источник права».

Если исходить из общепринятого значения слова «источник» как «всякого начала или основания, корня и причины, исходной точки», то применительно к юридическим явлениям под источни­ком права следует понимать:

1) источник в материальном смысле (материальные условия
жизни общества, формы собственности, интересы и потребности
людей и т.п.);

2) источник в идеологическом смысле (различные правовые
учения и доктрины, правосознание и т.д.);

3) источник в формально-юридическом смысле — это и есть
форма права.

Выделяют четыре основных формы права:

• нормативный акт — это правовой акт, содержащий нормы
права и направленный на урегулирование определенных об­
щественных отношений (к их числу относятся конституция,
законы, подзаконные акты и т.п.);

• правовой обычай — это исторически сложившееся правило
поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в
привычку в результате многократного применения, приво­
дящее к правовым последствиям (например, согласно ст. 5, 6
и др. ГК РФ отдельные имущественные отношения могут ре­
гулироваться обычаями делового оборота);

• юридический прецедент — это судебное или административ­
ное решение по конкретному юридическому делу, которому




Глава 12. Формы (источники) права


§ 2. Понятие и виды нормативных актов



 


придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел (распространен преимуществен­но в странах семьи общего права — Великобритании, США, Канаде и т.д.);

• нормативный договор — соглашение между правотворчески­ми субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ 1992 г.; коллек­тивный договор, который заключают между собой админи­страция предприятия и профсоюз).

В современных условиях роль нормативных договоров в России заметно увеличивается. Они получают все более широкое распро­странение в конституционном, трудовом, гражданском, админи­стративном и иных отраслях права.

Для того, чтобы четче видеть его суть, необходимо отличить нормативный договор, с одной стороны, от просто договоров, а, с другой стороны, от нормативно-правовых актов.

В отличие от просто договоров (договоров-сделок) норматив­ные договоры не носят индивидуально-разового характера. Если две фирмы заключают ту или иную сделку, они не создают новой нормы права (эта норма уже есть в ГК РФ). Участники же, за­ключающие нормативный договор, создают новое правило пове­дение — новую норму права, выступая правотворческими субъ­ектами.

В отличие от нормативных актов, принимаемых государствен­ными органами, нормативные договоры выступают результатом соглашения между равноправными субъектами по поводу деятель­ности, представляющей их общий интерес.


По юридической силе нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты. Нормативные акты в России подразделяются:

1) в зависимости от особенностей правового положения субъек­
та правотворчества на:

• нормативные акты государственных органов;

• нормативные акты иных социальных структур (муници­
пальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, това­
риществ и т.п.);

• нормативные акты совместного характера (государственных
органов и иных социальных структур);

• нормативные акты, принятые на референдуме;

2) в зависимости от сферы действия на:

• общефедеральные;

Виды нормативных актов (по юридической силе)

Законы
Конституция

Подзаконные акты

указы Президента

федеральный конституционный закон

постановления Правительства


 


§ 2. Понятие и виды нормативных актов

Нормативный правовой акт — это разновидность правового акта, принимаемого полномочным на то органом и содержащего правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянно­го действия, рассчитанные на многократное применение.

Нормативные акты издаются органами, обладающими нормо-творческой компетенцией, в строго установленной форме. Норма­тивный акт является официальным документом, носителем юри­дически значимой информации.

Нормативный акт занимает особое место в системе правовых актов. Его следует отличать от актов применения и толкования права.


федеральный закон

закон субъекта Федерации


инструкции, приказы министерств и ведомств

акты местных органов государственной власти

акты местных органов государственного управления

акты муниципальных органов

локальные нормативные акты



Глава 12. Формы (источники) права


§ 3. Понятие, признаки и виды законов



 


нормативные акты субъектов Федерации;

• органов местного самоуправления;

• локальные.

3) в зависимости от срока действия — на:

• неопределенно-длительного действия;

• временные.

§ 3. Понятие, признаки и виды законов

Закон — это нормативный акт, принятый в особом порядке ор­ганом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регули­рующий наиболее важные общественные отношения.

К признакам закона относятся следующие:

• он принимается только органом законодательной власти или
референдумом;

• порядок его подготовки и издания определяется Конститу­
цией РФ и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;

• в идеале он должен выражать волю и интересы народа;

• он обладает высшей юридической силой и все подзаконные
акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоре­
чить;

• он регулирует наиболее важные, ключевые общественные от­
ношения.

Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изме­нить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.

Виды законов по их юридической силе:

1) Конституция (закон законов) — основополагающий учреди­
тельный политико-правовой акт, закрепляющий конституцион­
ный строй, права и свободы человека и гражданина, определяю­
щий форму правления и государственного устройства, учреждаю­
щий федеральные органы государственной власти;

2) федеральные конституционные законы — принимаются по
вопросам, предусмотренным и органически связанным с Консти­
туцией (например, федеральные конституционные законы о Кон­
ституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Пра­
вительстве РФ и т.п.);

3) федеральные законы — акты текущего законодательства, пс
священные различным сторонам социально-экономической, поли-1


тической и духовной жизни общества (например, ГК РФ, УК РФ, Семейный кодекс РФ и др.);

4) законы субъектов Федерации — издаются их представитель­ными органами и распространяются только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципаль­ной службе в Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.).

Классификация законов может проводиться по различным ос­нованиям:

• по субъектам законотворчества (принятые народом в резуль­
тате референдума или законодательным органом);

• по предмету правового регулирования (конституционные,
административные, гражданские, уголовные и т.п.);

• по сроку действия (постоянные законы и временные) и т.д.

• по характеру (текущие и чрезвычайные);

• по сферам действия (общефедеральные и региональные);

• по содержанию (экономические, бюджетные, социальные,
политические и т.п.);

• по степени систематизации (обычные и кодификационные,
другими словами, органические -— ГК РФ, УК РФ и т.д.);

• по значимости содержащихся в них норм (конституционные
и обыкновенные); s

• по объему регулирования (общие и специальные).

Признаки закона —

Принимается только органом законодательной власти или референдумом

Имеет особый порядок подготовки и принятия

Должен выражать волю и интересы народа

Обладает высшей юридической силой

Регулирует наиболее важные общественные отношения


12-549


       
   
 
 

 

Глава 12. Формы (источники) права

§ 4. Подзаконные нормативные акты: понятие, признаки, виды

Подзаконные акты — это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Несмотря на то, что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и оп­ределяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже весьма важное значение в жизни любого общества, играя вспомо­гательную и детализирующую роль.

Выделяют следующие виды подзаконных актов:

1) указы Президента РФ. Они обязательны для исполнения на
всей территории Российской Федерации, не должны противоре­
чить Конституции РФ и федеральным законам (ст. 90 Конститу­
ции РФ), подготавливаются в пределах президентских полномо­
чий, предусмотренных конституционными (ст. 83—90) и законо­
дательными нормами. Президент, будучи главой государства, при­
нимает акты, которые занимают следующее после законов место.
Важная роль отводится указам, во многом с их помощью глава
государства реализует полномочия и элементы своего правового
статуса. В современный период сфера правового регулирования,
охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы изда­
ются обычно в случае пробелов в праве. Отдельные, очень малочис­
ленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного по­
ложения) подлежат утверждению Советом Федерации Федераль­
ного Собрания РФ. Акты Президента РФ публикуются в офици­
альных изданиях. Конституционность актов главы государства
может быть проверена Конституционным Судом РФ. (Ежегодные
послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют
собой официальный документ большой политической значимости,
но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного харак­
тера);

2) постановления Правительства РФ — обязательны к исполне­
нию на территории Российской Федерации. Особенностью актов
Правительства является то, что они могут быть приняты лишь на
основании и во исполнении законов РФ, а также указов Президен­
та РФ. Постановления Правительства РФ подписываются Предсе­
дателем Правительства РФ и подлежат официальному опублико­
ванию не позднее 15 дней со дня их принятия;

3) приказы, инструкции, положения министерств, государст­
венных комитетов и других федеральных органов исполнительной
власти. Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с зако-


§ 5. Действие нормативн. актов во времени, в пространстве и по кругу лиц 179

нами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правитель­ства РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной струк­туры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значе­ние, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты Министерства финансов РФ, Министерства внутренних дел РФ, Центрального банка РФ, Государственного таможенного комитета РФ, Федерального надзора России по ядерной и радиационной без­опасности, Федеральной службы лесного хозяйства России и т.п.;

4) решения и постановления местных органов государственной
власти (например, областных представительных, законодатель­
ных структур — Саратовской областной Думы, Астраханского об­
ластного Представительного Собрания);

5) решения, распоряжения, постановления местных органов го­
сударственного управления (например, областных глав админи­
страций, губернаторов и пр.);

6) нормативные акты муниципальных (негосударственных) ор­
ганов. Эти акты принимаются в пределах компетенции названных
структур и действуют на территории соответствующих городов,
районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.;

7) локальные нормативные акты — это нормативные предписа­
ния, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения
и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например,
правила внутреннего трудового распорядка).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.