Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правомерное поведение: понятие, признаки, виды 3 страница




6) в зависимости от содержания — на финансово-экономичес­
кие (выдача денежной премии), моральные (объявление благодар­
ности) и организационные (присвоение в органах внутренних дел
специального звания на одну ступень выше звания, предусмотрен­
ного по занимаемой штатной должности);


17-549



 


 



Глава 19. Ограничения и стимулы, поощрения и льготы в праве


§ 6. Правовые льготы: понятие, признаки, функции



 


7) в зависимости от иерархии — на общефедеральные, регио­
нальные, локальные;

8) в зависимости от уровня — на высшие (государственные на­
грады) и обычные (занесение в Книгу почета, на Доску почета);

9) в зависимости от связи с конкретной профессиональной дея­
тельностью — на профессиональные (присвоение почетного зва­
ния «Заслуженный юрист Российской Федерации», «Заслужен­
ный деятель науки Российской Федерации») и общесоциальные
(вручение золотой или серебряной медали за отличную учебу в
средней школе) и т.п.

§ 6. Правовые льготы: понятие, признаки, функции

Под правовой льготой понимается правомерное облегчение по­ложения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнитель­ных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязан­ностей.

Правовым льготам присущи следующие признаки.

Во-первых, они сопровождаются более полным удовлетворени­ем интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятель­ности, что обязательно должно осуществляться в рамках общест­венных интересов. При установлении льгот законодатель ставит цель — социально защитить, улучшить положение отдельных лиц, перевести процесс удовлетворения их интересов в более бла­гоприятный режим.

Цели здесь имеют первостепенное значение, ибо не всякое рас­ширение прав и освобождение от обязанностей выступает в качест­ве льготы. Например, увеличение властных полномочий админи­страции в условиях чрезвычайного положения или освобождение иностранцев от воинской службы не являются правовыми льгота­ми. Расширение прав временной администрации в условиях чрез­вычайного положения связано не с улучшением ее статуса, а с необходимостью получения большей маневренности для оператив­ного и оптимального выхода из создавшейся ситуации, для норма­лизации жизнедеятельности в конкретном регионе. Освобождение же от некоторых обязанностей иностранцев продиктовано сообра­жениями политического характера (безопасности государства и т.д.), связано с отсутствием у них российского гражданства.

Во-вторых, правовые льготы представляют собой исключения из общих правил, отклонения от единых требований нормативного


характера, выступают способом юридической дифференциации. Чем совершеннее право, тем дифференцированное оно регламенти­рует конкретные вопросы общественной жизни. Так, для различ­ных категорий граждан установлены правила, регулирующие прием в вузы, призыв на военную службу, назначение пенсий. При отсутствии правовой регламентации в той или иной сфере органы управления вынуждены, учитывая конкретные обстоятельства, делать по своему усмотрению исключения для отдельных лиц, что ведет к разнобою в практической деятельности и открывает лазей­ку для субъективизма и даже злоупотреблений.

Льготы — это элемент прежде всего специального правового статуса лица, механизм дополнения основных прав и свобод субъ­екта специфическими возможностями юридического характера.

В-третьих, правовые льготы выступают правомерными исклю­чениями, законными изъятиями, установленными компетентны­ми органами в нормативных актах в соответствии с демократичес­кими процедурами правотворчества. Льготы, как правило, фикси­руются с помощью нормативных, а не правоприменительных актов. Запрещение законом предоставлять льготы в индивидуаль­ном порядке преследует цель — свести к минимуму корыстное ус­мотрение, которое может проявиться в этом процессе.

Категорию «льгота» нужно отличать от категории «гарантия», которая является более широкой по своему объему, ибо включает в себя кроме льгот и другие юридические средства: поощрения, наказания, обязанности, запреты и т. п. Поэтому вполне законо­мерно, что в нормативных актах льготы нередко фиксируются в разделах, главах и статьях, посвященных гарантиям. Так, в Феде­ральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации», принятом 31 июля 1995 г. (с изм. от 18 февраля 1999 г.) именно в ст. 15, которая называется «Гарантии для государст­венного служащего», закрепляются различные льготы для данной категории лиц, что, бесспорно, призвано способствовать эффектив­ному осуществлению ими своих функциональных обязанностей.

Основная цель правовых льгот заключается в согласовании ин­тересов личности, социальных групп, государства. Льготы связы­вают и гармонизируют эти различные интересы, позволяя их удов­летворять, распределяя социальные блага и содействуя тем самым нормальному развитию как отдельного гражданина, так и общест­ва в целом.

С одной стороны, льготы устанавливаются для тех субъектов, конкретные интересы которых в рамках общих правил не могут получить должного обеспечения и защиты, поскольку они харак-

17*



 


 



Глава 19. Ограничения и стимулы, поощрения и льготы в праве


§ 7. Правовые привилегии



 


теризуются какими-то особенностями (состояние здоровья, воз­раст, пол и т.п.) или находятся в специфических условиях (жизнь на Крайнем Севере; профессия, требующая сокращенного рабочего дня, более продолжительного против обычного ежегодного отпус­ка, и т. д.).

С другой стороны, льготы предоставляются тем субъектам, в социально полезной деятельности которых заинтересовано госу­дарство, общество в целом.

Правовые льготы, призванные достигать эту основную цель, выполняют компенсационную и стимулирующую функции.

Компенсационный характер правовых льгот состоит в создании хотя бы примерно равных возможностей для развития лиц, нахо­дящихся в неравных условиях в силу биологических и социаль­ных причин. Так, вовлечение в трудовую деятельность слепых и людей с плохим зрением было бы невозможно без установления для них законом особых условий труда. Следовательно, принцип социальной справедливости требует установления в данном случае определенного изъятия из принципа равноправия граждан, а сами льготы слепым и людям с плохим зрением приобретают компенса­ционный характер, выравнивая их возможности с возможностями других людей. Важнейшее компенсационное значение имеют льготы, предоставленные инвалидам и участникам Великой Оте­чественной войны, беженцам, вынужденным переселенцам и дру­гим лицам (СВ. Поленина).

В этом смысле льгота — особое право, дополняющее имеющие­ся у лица права с целью гарантировать определенный уровень по­требления, облегчить доступ к юридически обеспеченному благу, существенным образом затрудненный вследствие инвалидности, беременности, материнства, сочетания учебы с работой и т. д. Здесь льготы призваны улучшать социально-экономические условия конкретных категорий граждан, их материально-бытовое и фи­нансовое положение.

В последнее время компенсационная функция правовых льгот распространяется и на некоторые новые сферы. Так, в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. (с изм. и доп. от 17 декабря 1999 г.) для потребителя установлены определенные льготы. Например, согласно ст. 16 «потребители ос­вобождаются от уплаты государственной пошлины по искам, свя­занным с нарушением их прав»; согласно ст. 23 потребитель при наличии уважительных причин в одностороннем порядке вправе изменить условия договора о предмете и обменять вещь.


Подобные льготы не нарушают основного правила рынка — ра­венства правового положения сторон, а наоборот, наполняют его реальным содержанием, не позволяя стать фикцией.

Вместе с тем льготы нельзя полностью отождествлять с компен­сациями, ибо в ряде случаев, наряду с компенсационной, они вы­полняют и стимулирующую функцию: способны побуждать к от­дельным видам общественно-полезной деятельности, создавать благоприятные условия для удовлетворения собственных интере­сов лица. Стимулирующую функцию призваны выполнять прежде всего налоговые льготы, установленные в целях развития произ­водства, предпринимательства, фермерства, благотворительности, инвестиционной деятельности и пр.

Подобную функцию льготы выполняют наряду с такими юри­дическими средствами, как дозволения, поощрения и т. д. Важно учитывать, что стимулирующая сила у льгот, с одной стороны, больше, чем у дозволений, ибо льгота — дополнительная возмож­ность, преимущество, что дается «сверх» какого-то права, а с дру­гой стороны, меньше, чем у поощрений. Последнее специально предназначено для стимулирования, одобрения и награждения за­служенного поведения. Это его основная функция. Льгота же да­леко не всегда устанавливается за определенные заслуги и стиму­лирующую функцию в большей степени осуществляет наряду с компенсационной.

§ 7. Правовые привилегии

Специфической разновидностью правовых льгот выступают привилегии, под которыми понимают специальные (во многом ис­ключительные, монопольные) льготы для конкретных субъектов и прежде всего для властных органов и должностных лиц, необхо­димые им в целях наиболее полного и качественного осуществле­ния своих определенных обязанностей.

Особенности привилегий заключаются в следующем.

Во-первых, если льготы призваны облегчать положение раз­личного рода субъектов, то привилегии в основном сориентирова­ны на политическую элиту, на властные органы и должностные лица. Вместе с тем привилегии устанавливаются не только в отно­шении властвующих лиц. Как монопольные, исключительные права они могут принадлежать в определенных случаях и гражда­нам, предприятиям, учреждениям, организациям и иным субъек­там. Об этом говорится в ряде нормативных актов: в ст. 7 Закона


262 Глава 19. Ограничения и стимулы, поощрения и льготы в праве

РФ «О государственной тайне» в редакции от 6 октября 1997 г.; в ст. 1 постановления Правительства РФ «О предоставлении отсроч­ки от призыва на военную службу отдельным категориям граж­дан» от 30 декабря 1998 г. (см.: СЗ РФ. 1997. № 41. Ст. 4673; Российская газета. 1999. 21 янв.) и других.

Во-вторых, льготы распространяются на больший круг лиц и имеют более широкую сферу применения. Привилегии же есть специфические льготы, это исключения из исключений. Их не может быть много, иначе привилегии «торпедируют» основные принципы права — справедливость, равноправие и т.п.

В-третьих, если льготы в доминанте своей характеризуют спе­циальный правовой статус субъектов, ибо предусматриваются главным образом для соответствующих групп и слоев населения (инвалидов, пенсионеров, студентов, матерей-одиночек и др.), то привилегии могут устанавливаться как в специальном (диплома­ты, депутаты, министры и т.п.), так и в индивидуальном статусах (Президент РФ), ибо они в большей мере подтверждают исключи­тельность юридических возможностей особо ответственных и иных лиц.

В-четвертых, привилегии ввиду того, что они являются исклю­чительными правами, выступают более детальными и персонифи­цированными юридическими средствами, следующим по сравне­нию со льготами уровнем дифференциации правового регулирова­ния. Привилегии — это изъятия как из общих, так и из особенных норм права. Поэтому в принципиальном плане они могут соотно­ситься между собой как категории «особенное» (льготы) и «отдель­ное» (привилегия).

В-пятых, в силу различных социальных ролей, которые выпол­няют разные субъекты в жизнедеятельности общества, право, с одной стороны, с помощью льгот пытается «выравнить» их факти­ческое неравенство, с другой же — посредством привилегий юри­дически «выделяет» тех, кому это необходимо для полноценного осуществления специфических обязанностей.

В любом обществе, где присутствует власть, т.е. выполняются особые публично-политические функции, появляется и необходи­мость в юридическом «выделении» лиц, осуществляющих данные в общем-то непростые функциональные обязанности, нацеленные в той или иной степени на упорядочение процессов удовлетворения интересов различных субъектов.

В целях наиболее полной и качественной реализации соответ­ствующих служебных обязанностей, независимого выполнения официальных функций, возмещения властвующим лицам затрат,


 

 

§ 8. Иммунитеты как разновидность правовых льгот и привилегий

возникающих в процессе управления, и необходимы юридические преимущества, называемые привилегиями. И хотя данное средст­во в целом олицетворяют известное неравенство — без привилегий

не обойтись.

Вместе с тем, в общественном сознании привилегии зачастую ассоциируется с чрезмерным получением благ «начальниками» (номенклатурой) в обход закона. Такие привилегии, как правило, устанавливаются тайно: либо по неписаному решению, либо на основе всевозможных закрытых подзаконных актов. Властвую­щая элита зачастую стремится поставить собственные интересы выше общественных, государственных; создать для себя режим наибольшего благоприятствования. Не зря народная поговорка гласит: «Кто у власти, тот и у сласти».

§ 8. Иммунитеты как разновидность правовых льгот и привилегий

Правовые иммунитеты есть особые льготы и привилегии, пре­имущественно связанные с освобождением конкретно установлен­ных в нормах международного права, Конституции и законах лиц от определенных обязанностей и ответственности, призванные обеспечивать выполнение ими соответствующих функций. Имму­нитеты — особый вид привилегий. Привилегии же в свою очередь, как отмечено выше, есть специфическая разновидность льгот, юридических изъятий. По сути это подтверждается и содержани­ем международных договоров. В частности, в разд. 19 ст. V Кон­венции о привилегиях и иммунитетах ООН от 13 февраля 1946 г. привилегии и иммунитеты соответственно называются «изъятия­ми и льготами, предоставляемыми, согласно международному праву, дипломатическим представителям».

Иммунитеты, выступая специфическими разновидностями льгот и привилегий, естественно, имеют с ними следующие общие

черты.

Во-первых, все они создают особый юридический режим, позво­ляют облегчать положение соответствующих субъектов, расширя­ют возможности по удовлетворению тех или иных интересов. Дей­ствительно, на это направлены не только льготы и привилегии, но и иммунитеты. В частности, дипломатический и депутатский им­мунитеты также выполняют данную роль.

Во-вторых, призваны быть правостимулирующими средства­ми, побуждающими к определенному поведению и обозначающи­ми собой положительную правовую мотивацию.



Глава 19. Ограничения и стимулы, поощрения и льготы в праве


Рекомендуемая литература



 


В-третьих, являются гарантиями социально полезной деятель­ности, способствуют осуществлению тех или иных обязанностей.

В-четвертых, названные средства выступают своеобразными изъятиями, правомерными исключениями для конкретных лиц, установленными в специальных юридических нормах.

В-пятых, представляют собой формы проявления дифферен­циации юридического упорядочения социальных связей.

Вместе с тем, иммунитеты имеют свои сугубо специфические признаки, позволяющие выделить их в системе льгот и привиле­гий, говорить об их самостоятельной юридической природе.

Во-первых, если привилегии в большей мере воплощаются в преимуществах, в так называемых положительных льготах, то им­мунитеты, наоборот, в большей мере проявляются в виде отрица­тельных льгот (освобождений от выполнения отдельных обязан­ностей — уплаты налогов, пошлин, свидетельский иммунитет и т.п., освобождений от ответственности).

Во-вторых, целью иммунитетов является обеспечение выполне­ния международных, государственных и общественных функций, служебных официальных обязанностей.

В-третьих, круг лиц, на который распространен иммунитет, должен быть четко определен в нормах международного права, Конституциях и законах. К числу подобных лиц законодательство относит дипломатический и консульский корпус, Президента РФ, депутатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты, Уполно­моченного по правам человека в РФ, членов избирательных комис­сий с правом решающего голоса, членов комиссий по проведению референдума с правом решающего голоса, Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя, аудиторов и инспекторов Счетной палаты РФ, судей, народных, присяжных и арбитражных заседа­телей, прокуроров, следователей прокуратуры и других.

Носители же иных льгот и привилегий далеко не всегда так конкретно определены и обозначены в соответствующем законода­тельстве.

Правовые иммунитеты весьма многообразны. Их можно клас­сифицировать по различным критериям. Так, в зависимости от природы реализуемых ими функций правовые иммунитеты под­разделяются на международные, государственные и обществен­ные; в зависимости от сферы их осуществления — на межгосудар­ственные и внутригосударственные; в зависимости от их характе­ра — на материально-правовые (например, освобождение долж­ностных лиц Совета Европы от обложения налогами окладов и вознаграждений, выплачиваемых Советом Европы; право беспош-


линного ввоза личного имущества при первоначальном занятии должности, так называемые фискальные иммунитеты и другие) и процессуально-правовые (неприкосновенность депутатов, имму­нитет судей, должностных лиц правоохранительных и контроли­рующих органов и т.п.); в зависимости от того, какие объекты обеспечивает иммунитет — на личную неприкосновенность, не­прикосновенность служебных и жилых помещений, неприкосно­венность имущества, служебной переписки, архивов и иных доку­ментов, судебно-процессуальный и свидетельский иммунитет и т.д.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Назовите основные признаки правовых ограничений.

2. Что такое правовой стимул и каковы его признаки?

3. Что такое правовое поощрение?

4. Назовите признаки заслуги как основания для правового поощрения.

5. Каково соотношение поощрений и наказаний в праве?

6. Назовите функции правовых поощрений.

7. Что такое правовая льгота и каковы ее основные признаки?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Актуальные проблемы теории права / Под ред. К.Б. Толкачева и А.Г. Хабибу-лина. Уфа, 1995. Лекция 14.

Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М., 1989.

С. 67, 269.

Баранов В.М. Поощрительные нормы советского социалистического права. Са­ратов, 1978.

БахрахД.Н. Правовые льготы // Справедливость и право. Свердловск, 1989.

Белкин АЛ. Избирательные ограничения // Правоведение. 1992. № 1.

БраткоА.Г. Запреты в советском праве. Саратов, 1979. С. 17.

Ведяхин В.М. Правовые стимулы: понятие, виды // Правоведение. 1992. № 1.

Дюрягин ИМ. Гражданин и закон. М., 1991. С. 29.

Звечароеский Н.Э. Стимулирование в праве: понятие и структурные элемен­ты // Правоведение. 1993. № 5.

Кудрявцев В.Н. Правомерное поведение: норма и патология. М., 1982. С. 236—

237.

Кудрявцев В.Н. Закон, поступок, ответственность. М., 1986. С. 290—294.

Курилов В.И. Личность. Труд. Право. М., 1989. С. 129—154.

Курс лекций по теории государства и права / Под ред. Н.Т. Разгельдеева и А.В. Малько. Саратов, 1993. Ч. 2. Лекция 17. С. 132—134.

Льготы в России: Сборник нормативных актов. М., 1993.

Малько А.В. Поощрение как правовое средство // Правоведение. 1996. № 3.

Малько А.В. Льготы: политико-правовой анализ // Общественные науки и со­временность. 1996. № 3.

МалькоА.В. Льготы в праве: общетеоретический аспект // Правоведение. 1996.

№1.

Малько А.В. Правовые ограничения: от отраслевого понимания к теоретическо­му // Правоведение. 1993. № 5.


266 Глава 19. Ограничения и стимулы, поощрения и льготы в праве

МалъкоА.В. Стимулы и ограничения в праве. Теоретико-информационный ас­пект. Саратов, 1994.

Малько А.В. Правовые стимулы и ограничения: двоичность информации как метод их анализа // Общественные науки и современность. 1994. № 5.

Матузов Н.И., Малько А.В. Правовое стимулирование в условиях перехода к рыночной экономике // Государство и право. 1995. № 4.

Петров Г.М. Поощрение в государственном управлении. Ярославль, 1993.

Поленика СВ. Закон как средство реализации задач формирования правового государства // Теория права: новые идеи. Вып. 3. М., 1993. С. 16.

Проблемы теории государства и права: Учебное пособие / Под ред. М Н Мар­ченко. М., 1999. Гл. 16.

Сорокин ПА. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997 Гл. 29, 30.

Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М 1996 С. 434—435.

Тихонравов Ю.В. Основы философии права. М., 1997. С. 178—208.

Тихомиров ЮА. Закон. Стимулы. Экономика. М., 1989.


ГЛАВА 20 ЗАКОННОСТЬ, ПРАВОПОРЯДОК, ДИСЦИПЛИНА




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.