Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мамонтова С.Н. 9 страница




Не менее опасным и деструктивнымдля правосознания является "двойное сознание", двоемыслие, распространенноесреди государственных служащих, которые нередко говорят одно, а делаютдругое. Оно приобретает порой форму заурядного лицемерия, той поразительнойнепоследовательности, когда чиновник стоит перед необходимостью постояннопротиворечить самому себе, жить "двойной жизнью". Автор знаменитой утопии"1984" Дж. Оруэлл писал о гротескном мире, где господствует доведенноедо абсурда "двоемыслие": представлять истинное положение вещей и повторятьзаведомую ложь, придерживаться двух мнений, вполне отдавая отчет, что одноисключает другое, но с одинаковой убежденностью утверждать по принципу"что изволите" то, что угодно начальству. Это не может проходить безнаказаннодля работников государственного аппарата, деформируя их психологию и образмыслей.

В известной мере этот феноменявляется наследием административно-командной системы, стремления ее к фасадномублагополучию "потемкинских деревень", прикрывающему социальное неблагополучие.

Лицемерное "двоемыслие",как и коррумпированность государственных служащих, ведет к отчуждению органоввласти от населения, обострению социальных конфликтов, разрушению правосознанияи утрате веры в возможность правомерного разрешения жизненных ситуаций.

Но положение не так уж безнадежно.По данным Агентства региональных и политических исследований, 60% гражданРоссии верят в успех борьбы с коррупцией, в возможность изменить психологиюи поведение государственного аппарата и поставить его на службу обществуи людям. В этом залог успеха демократических преобразований в России.

 

2.8. Влияние средств массовой информациина правовую психологию населения

Актуальные проблемы психологическогоанализа влияния СМИ на формирование правосознания и общественного мнениянаселения. Влияние отечественных средств массовой информации на процесссоциализации и становления правосознания граждан нашей страны очень велико.В процессе проведенного фондом "Общественное мнение" в 1997 г. опроса гражданРоссии был поставлен вопрос: "Приходилось ли Вам сталкиваться с криминальнымипроблемами (следует перечень проблем), и если да, то каким образом?".1После обработки полученных данных выяснилось, что с хулиганством, грабежамии воровством сталкивались лично, на собственном опыте 21% опрошенных; узнавалиот близких, друзей, знакомых - 39%; слышали из сообщений СМИ - 64%; сталкивалисьс вымогательством, произволом, беззаконием со стороны властей лично - 16%опрошенных; друзья и близкие люди опрашиваемых - 26%; слышали из сообщенийСМИ или читали в газетах - 60%; сталкивались с проблемой потребления наркотиковлично - 3% опрошенных; узнали от близких или знакомых людей - 22%; слышалииз сообщений СМИ - 68%. Приведенные данные показывают, что преобладающуюпо объему информацию о криминальных проблемах большинство граждан Россииполучает из средств массовой информации. Это обстоятельство повышает требованияк четкости, правдивости и своевременности передаваемой СМИ правовой информации.

Наблюдения показывают, чтомногие современные отечественные СМИ слабо осознают свою роль в правовойсоциализации населения, не имеют обоснованной информационной концепциив подаче правового материала и освещении деятельности правоохранительныхорганов. Более того, часто слушатели и читатели получают предвзятую информациюо состоянии правопорядка или сведения, которые оказывают негативные воздействияна поведение граждан. А.Р. Ратинов подчеркивает, что при отсутствии грамотнойюридической помощи в использовании специальных познаний публикуемые в средствахмассовой информации материалы могут способствовать нарушению национального,расового и религиозного равноправия. Причем газетные, журнальные и иныепубликации, выступления на радио и телевидении могут содержать в явномили закамуфлированном виде пропаганду национальной, расовой и религиознойисключительности, нетерпимости и вражды.

 

 

1 Социологическиесообщения. - 1997. - № 303.

Для диагностики такой пропагандыпредлагается использование следующих признаков: V.

• формирование и подкреплениенегативного этнического стереотипа, отрицательного образа нации, расы,религии;

• перенос различного роданегативных характеристик и пороков отдельных представителей на всю этническуюили религиозную группу;

• приписывание всем представителямэтнической или религиозной группы следования древним обычаям, верованиям,традициям, негативно оцениваемым современной культурой;

• утверждение о природномпревосходстве одной нации, расы, религии и* неполноценности или порочностидругой;

• приписывание враждебныхдействий и опасных намерений одной нации, расе, религии против другой;*

• возложение вины и ответственностиза деяния отдельных представителей на всю этническую, расовую, религиознуюгруппу; |

• утверждение изначальнойвраждебности определенной нации, расы, ре-'! лигии другим; I

• утверждение о полярнойпротивоположности и несовместимости инте-' -ресов данной этнической илирелигиозной группы с интересами другой; '

• утверждение о наличии заговора,тайных планов одной национальной или религиозной группы против другой;

• объяснение бедствий и неблагополучияв прошлом, настоящем, будущем существованием и целенаправленной деятельностьюопределенных эж-; нических, расовых, религиозных групп; '

• побуждение к действиямпротив какой-либо нации, расы, религии; >

• поощрение, оправдание геноцида,депортаций, репрессий в отношении представителей какой-либо нации, расы,религии;

• требования вытеснения изразличных сфер деятельности лиц определенной национальности, расы, конфессиональнойпринадлежности;

• требование ограничить праваи свободы граждан или создать привилвк гии по национальному, расовому,религиозному признаку;;

• угрозы и подстрекательства1к насильственным действиям в отношении лиц определенной национальности,расы или религиозной принадлежности. Отсутствие информационной концепциив сфере правовой пропаганды ведет к бессистемному подбору материалов ипрограмм. Анализ еженеделК-ных программ основных каналов телевидения позволилсделать следующие | выводы: на ОРТ по существу специальные программы направовую тематику отсутствуют; РТР (канал "Россия") имеет программу "Дежурнаячастые которая выходит в эфир два раза в день; ТВ-Центр - "Петровка-38"(вьнсО-дит в эфир два раза в день); ТВ-6 - "Дорожный патруль" (выходитв эфир три раза в день по 15 мин.). На первый взгляд может показаться,что число программ на правовую тему достаточно и телевидение озабоченоформированием правосознания населения. Однако анализ указанных программпоказывает, что они носят репортерский, комментаторский характер, акцентируявнимание зрителя на конкретных происшествиях и преступлениях. Причем частокрупным планом показывают жертв преступлений с их травмами и ранами, трупыи т.д. Особенно этим грешит программа "Дорожный патруль". У зрителей создаетсявпечатление разгула преступности и слабости органов правопорядка. При этомотсутствует грамотное юридическое объяснение происходящих событий, и зрителивидят только ужасные телевизионные "картинки".

Ежедневно почти на всех каналах"прокручивают" американские боевики, в которых показываются беспощадные,натуралистические убийства, побои и истязания жертв, что усиливает негативныйэффект ряда указанных программ. Опросы показывают, что за пять лет страхперед нападением преступников увеличился втрое, страх перед произволомвластей - в 1,5 раза1.

Отсутствует общественныйконтроль за содержанием программ. Мнение населения, которое просит сократитьчисло американских боевиков на телевидении, откровенную пошлость и порнографию,разжигающие низменные инстинкты, игнорируется.

К сожалению, СМИ при планированиипередач исходят из распространенных и описанных в литературе пяти заблуждений2:

1) о неизменной природе человека.Часто прибегают при этом к теориям врожденной агрессивности человека, склонностик конфликтам безотносительно связи его поведения с определенными социальнымиусловиями. Такой неизменной природой человека объясняются его противоправныедеяния и преступления;

2) об отсутствии социальныхконфликтов в демократическом обществе. Отрицая наличие социальных конфликтов,представители СМИ часто переводят смысл рассуждений в плоскость различиялюдей на категории "славных малых" и "бандитов". Таким образом, налицоманипулирование общественным сознанием и искажение социальной действительности;

3) о доминировании индивидуальногои личного выбора. Есть достаточно оснований утверждать, что суверенныеправа человека - не более, чем миф, и что общество и личность неотделимыдруг от друга. Отождествление личного выбора с человеческой свободой представляетсобой объяснение поведения человека с позиции его крайнего индивидуализма;

4) о нейтралитете СМИ. СМИявляются деловыми предприятиями и получают доход от торговли полосами периодическихизданий и эфирным временем. Поэтому те частные лица и организации, которыеплатят деньги СМИ, оказывают и доминирующее влияние на содержание публикацийв печатных СМИ и передач в эфирных СМИ;

5) о плюрализме средств массовойинформации. Это одно из главных заблуждений. Ведь говоря о выборе, нужнообязательно упомянуть о разнообразии точек зрения, взглядов, вкусов, выборне может быть без разнообразия. Вместе с тем доминирующая псевдодемократическаянаправленность многих отечественных СМИ не позволяет говорить об их плюрализмеи достаточном представительстве иных точек зрения и взглядов (например,левой оппозиции).

 

 

1 См.: РатиновА.Р. Методические рекомендации по использованию специальных познанийпо делам и материалам о нарушении средствами массовой информации национального,расового и религиозного равноправия. // Электронное приложение (серия "Правои юридическая психология"), - 1996. - № 2.

Голов АЛ. Постоянныестрахи россиян // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественногомнения. - М. - 1995. - № 2. - С. 30-33.

2 Шиллер Г.Манипуляторы сознанием: Пер. с англ. - М.: Мысль, 1980. - С. 25-40.

Конечно, есть и позитивныемоменты в работе СМИ, связанные с правовой пропагандой.

Механизмы и характер влиянийсредств массовой информации в формировании правосознания населения. Правосознаниечеловека тесно связано с процессом правовой социализации, который начинаетсяочень рано и идет на протяжении всей сознательной жизни человека. Уже ввозрасте трех-четырех лет ребенок приобретает первые сведения о правахи обязанностях через семью и ближайшее окружение. Следующая стадия правовойсоциализации наступает после поступления ребенка в школу. Одновременноу ребенка закрепляется представление о средствах массовой информации какособом источнике социальных знаний. Проведенный среди старшеклассниковопрос показал следующее. При ответе на вопрос о том, из каких источниковим было бы лучше получать правовые знания, 44% опрошенных ответили, чтов школе, 32 - из СМИ, 20 - в семье и 4% - от друзей или другими путями.На вопрос, откуда школьники в действительности получают представление оконституционных основах и правовую информацию, получены следующие ответы:на первом месте (42% опрошенных) СМИ (ТВ, радио, газеты); на втором (38%)- школьные уроки по истории и обществоведению; на третьем (2%) - семья;на четвертом (8%) - друзья.1

В процессе правовой социализациии воздействия на правосознание человека средства массовой информации призванывыполнять следующие функции:

• распространение правовыхзнаний;

• демонстрация методов правовогорегулирования и правоприменитель-ной деятельности;

• распространение правовойкультуры;

• порицание и осуждение противоправногоповедения;

• развлечение (показ детективов,проведение телеконкурсов по правовой проблематике и т.п.).

Сложность заключается в целенаправленностиправовой информации и ее актуальности для различных групп населения. Например,несмотря на высокую степень оценки старшеклассниками обогащения их правовымизнаниями через СМИ, настораживает факт, что 100% этих же старшеклассниковна вопрос "Знаешь ли ты Конституцию Российской Федерации?", ответили "нет"2.

 

 

1 АндриановМ.С. Психологические механизмы воздействия средств массовой информациина процессы правовой социализации. // Научные труды "Юридическая психология"/ Под ред. проф. А.Р. Ратинова, Г.Х. Ефремовой - М., 1998. - С. 34.

2 См.: АндриановМ.С. Указ. соч. - С. 35.

Исследования показывают наличиев ходе массовых информационных процессов ряда препятствий или барьеров:

• физических препятствийв виде особенностей распространения информации в пространстве и времени;

• гносеологических (или языковых)барьеров, возникающих из-за недостатка знаний и опыта, неосведомленностиоб основных юридических понятиях, недостаточной развитости абстрактно-логическогомышления;

• социальных барьеров, определяемыхвозрастом, опытом, статусом, жизненными и профессиональными ролями различныхгрупп людей, составляющих аудиторию СМИ;

• политических барьеров,проявляющихся как результат усвоения определенного мировоззрения, стереотиповповедения в обществе различными группами аудитории, недружелюбно относящимисяк информации, противоречащей их жизненным взглядам;

• психологических барьеров,отражающих сформированные в сознании аудитории установки, мнения, традиции,предрассудки и т.д.1

СМИ оказывают мощное коммуникативноевоздействие на аудиторию, среди основных социально-психологических механизмовкоторого выделяют: идентификацию, внушение посредством формированияособого эмоционального контекста предлагаемой информации, социальную мифологию.

Обычно понятие идентификациииспользуется для объяснения процесса усвоения ребенком образцов поведениявзрослых, образующих для него референтные группы. Вместе с тем в современнойпсихологии есть и иное понимание идентификации как процесса моделированиясмыслового поля общения, побуждающего к определенному типу поведения.

Осуществляется идентификацияпосредством трех образов восприятия: образа-информации, образа-значенияи образа приемлемого будущего. Образ-информация применительно кправовым знаниям и правовому поведению представляет собой уже имеющиесяу человека (объекта коммуникативного воздействия) знания о нормативно-правовыхактах, законах и органах власти, связанных с правоприменительной деятельностью.Эти знания не всегда соответствуют правовой действительности и характеризуютправовую культуру человека. Этот образ наиболее подвержен прямому воздействию.Сведения, поступающие через СМИ, часто не оцениваются критически и составляютоснову формирующего мнения о праве, или "образ права". Образ-значениепоказывает на личную заинтересованность человека в том или ином правовом(или антиправовом) поведении. Через этот вид образов формируется систематребований, предъявляемых гражданами к властным структурам и правоохранительныморганам. Образ-значение формирует сложную социальную установку - диспозицию,показывает личностный смысл того или иного правового поведения. На основепредыдущих двух видов образов складывается образ наиболее приемлемогобудущего, содержащий в себе "идеал" правового регулирования поведениялюдей, устойчивое представление индивида о желаемом правовом состоянииобщества. Образ будущего содержит систему фиксированных установок-диспозиций,выражающихся в определенных суждениях человека2.

Идентификация позволяет получитьчеловеку удовлетворение от представленной СМИ информации. Поэтому частовыделяют психологические эффекты массовых информационных процессов. Содержаниеэтих эффектов составляет удовлетворение от информации, необходимой приразрешении различных жизненных, в том числе правовых, проблем (утилитарныйэффект); удовлетворение от информации, которая прямо или косвенно поддерживаетценности социальной группы, к которой принадлежит или причисляет себя индивид(престижный эффект); удовлетворение от информации, поддерживающейего во мнении по какому-либо спорному правовому вопросу (эффект усиленияпозиции); удовлетворение от новой правовой информации (эффект удовлетворенияпознавательного интереса); удовлетворение от эмоционального контекстаинформации (эмоциональный эффект); радость эстетического обогащения(эстетический эффект); возникновение психического комфорта от хорошопостроенной программы, фильма, спектакля и т.д., поднимающих настроениечеловека (эффект комфорта).

 

 

1 Социальнаяпсихология. Краткий очерк / Под общ. ред. Г.П. Предвечного и Ю.А. Шерко-вина- М.: Политиздат, 1975. - С. 175.

2 Социальнаяпсихология. - С. 39-41.

Эмоциональный контекстинформации, передаваемой различными средствами массовых коммуникаций,либо способствует быстрейшему усвоению правовых сведений и методов решенияправовых проблем, либо, наоборот, создает настроения безысходности, страха,дискомфорта. Наблюдения показывают, что отечественные СМИ перенасыщеныотрицательным эмоциональным контекстом, в том числе агрессивностью, жестокостьюи т.п. Как уже отмечено выше, такой эмоциональный контекст формирует различныестрахи, в том числе перед органами власти и правопорядка, перед преступныммиром и др.

Интересен механизм формированиясоциальных мифов в правовой сфере. Под мифом понимается система субъективныхиндивидуальных (или групповых) представлений о правовой сфере, не всегдаточно отражающих действительные явления. К числу мифов, касающихся правовогорегулирования поведения и деятельности органов правопорядка, относят мифыо:

• новых русских и о невозможностинажить капитал честным путем;

• том, что простому человекунужно остерегаться криминальных структур, бандитов, а также работниковправоохранительных органов;

• коррумпированности обществасверху до низу;

• неизбежности гангстерскойвойны;

• существовании компроматана всех ответственных людей во властных структурах и др.

Такие мифы создают и тиражируютсредства массовой информации, оказывая отрицательное влияние на формированиеи состояние правосознания населения.

СМИ и общественное мнениео работе органов правопорядка. Средства массовой информации внеслизначительный "вклад" в изменение общественного мнения о деятельности правоохранительныхорганов в худшую сторону. Опросы показывают, что из года в год падает престижи авторитет правоохранительных органов, утрачивается доверие к органамправопорядка. В частности, установлено, что лишь от 2 до 4% опрошенныхположительно относятся к правоохранительным органам и достаточно высокооценивают их деятельность. Резко отрицательные и устойчивые критическиеоценки всех органов правопорядка выразили 45% опрошенных. Третий тип оценокхарактеризует неоднозначные позиции опрошенных: по одним показателям -сравнительно высокие, а по другим - резко отрицательные оценки деятельностиправоохранительных органов. Таковых оказалось около 35% опрошенных; 18%указали на затруднения в оценке правоохранительных органов из-за недостаткаинформации2.

 

1Социальная психология. - С. 178-179.

2 ЕфремоваГ.Х. Проблема общественного мнения в юридической психологии // Научн.труды / Под ред. А.Р. Ратинова и Г.Х. Ефремовой - 1998. - С. 25.

В массовом сознании за последниегоды резко изменилось отношение к органам власти, произошло отчуждениеграждан от государственных институтов, возникло недоверие к властным структурам.50% опрошенных не испытывают доверия ни к одной государственной структуре.Доверяют армии -30%, органам государственной безопасности - 13, милиции- И, судебным органам - 10, прокуратуре - 7%1.

Отрицательный образ правовойсистемы в общественном сознании складывался постепенно и в значительноймере под воздействием СМИ. Например, вопросы освещения чеченских событийи участия в них подразделений органов правопорядка (МВД и ФСБ) не всегдабыли адекватны реальным событиям и часто занижали роль сотрудников правоохранительныхорганов. Информация о криминальной обстановке в стране часто подается односторонне,при огульном обвинении в росте преступности органов правопорядка, хотяиз элементарных учебников криминологии известно, что на рост противоправныхдеяний влияет не один десяток факторов, в том числе социально-экономическогохарактера.

Все изложенное свидетельствуето серьезных юридико-психологических просчетах в работе средств массовойинформации и необходимости самого активного использования возможностейюридической психологии для их преодоления и осмысленного квалифицированноговлияния на формирование правовой психологии населения и укрепление правомерногоповедения граждан.

 

 

1 ЕфремоваГ.Х. Проблема общественного мнения в юридической психологии // Научн.труды / Под ред. А.Р. Ратинова и Г.Х. Ефремовой - 1998. - С. 26.

 

 

2.9. Психология личной безопасностичеловека

Личная безопасность человекаи его психология. В предупреждении криминальных событий определенноеместо принадлежит пониманию самим человеком необходимости обеспечения личнойбезопасности. В основе его лежит та картина мира, которую он для себя сформировал,и место, которое он осознанно или неосознанно отвел в этой картине самомусебе. Чем объективнее и точнее человек отражает законы, управляющие происходящимивокруг него и с ним самим процессами и состояниями вещей, тем безопаснееего позиция в окружающем мире. В основе этого лежит знание закономерностейбытия, но не меньшее, а часто и большее значение имеет точное интуитивноеощущение или понимание общего направления хода развития событий.

Особо важное значение имеетспособность предвидеть последствия развития ситуаций, в которыхоказывается человек, особенно если эти последствия окрашены чувством опасностикак для него самого, так и для связанных с ним людей. Например, заключениесомнительных сделок может навлечь беду на совершенно не причастных к этомулиц. Лучшая защита от опасности - возможность предвидеть ее как в самойситуации, так и в ее последствиях и предпринять правильные действия. Однаконе менее эффективным средством защиты может быть и бездействие, т.е. отсутствиевсяких или хотя бы выраженных действий в ответ на сложившуюся ситуацию.

Любое действие вносит в ситуациюдополнительные возмущения и если его последствия не осознаны, то результатымогут быть неожиданными, в том числе и опасными. Трудность несовершениякаких-либо действий (бездействия) состоит в том, что некоторые ситуациикак бы задевают, втягивают человека, провоцируют его к реагированию. Вместес тем они возникают и развиваются по своим, не всегда достаточно хорошоизвестным человеку законам. Ситуации могут быть исчерпаны либо угаснутьсами собой, без активного вмешательства. Поэтому важно уметь оценитьмомент, когда действие является неизбежным и необходимым способом реагирования.

Сильным средством обеспеченияличной безопасности может быть знание психологических закономерностей,управляющих поведением людей. Укажем некоторые из них.

В каждый момент своей жизничеловек оказывается включенным в определенный социально-психологическийконтекст, в определенную систему взаимодействий и отношений между людьми,независимо от того, осознает он это или нет. Его поведение определяетсястепенью осознания, понимания им реальных отношений и сильно зависит отстепени их субъективного искажения. Чем выше степень такого искажения,тем менее результаты его действий вписываются в общий контекст, следовательно,тем выше степень напряженности ситуации, а отсюда - резкое повышение вероятностиострого и потенциально опасного реагирования.

Каждый человек обладает базиснойсистемой личных ценностей, которую он стремится сохранить, усилить и защитить.Основной из этих ценностей является чувство собственного достоинства, проявляющеесяв том, как человек ведет себя по отношению к другим и чего он ожидает (илитребует) от других по отношению к себе. Потенциальная опасность ощущаетсяпервоначально как угроза чувству собственного достоинства. Будучи ущемленным,это чувство способно толкнуть человека на самые крайние действия.

Основными регуляторами межчеловеческогоповедения являются такие морально-психологические образования, как совесть,стыд, вина и ответственность. Все они по существу взаимосвязаны, но первичными наиболее глубоким является чувство стыда. Человек с дефектом чувствастыда или с его полным отсутствием непредсказуем в своих поступках и полностьюасоциален. Для него переживания вины и ответственности не существуют, асоответствующие слова являются пустым звуком. Опасность нередко идет состороны именно этой категории людей, причем сами себя они в этом качествечаще всего не осознают.

Сильное влияние на поведениелюдей оказывают неформальные социальные нормы, бытующие в том кругу, гделюди воспитываются и живут. В конечном счете они отражают условия жизнилюдей, сложившиеся традиции, обычаи и нравы и в совокупности выражают культуруданной общности. Общество сильно дифференцировано по характеру этих норми силе их воздействия. Неформальные культурные традиции иногда настолькоразличаются, что представитецям разных общностей почти невозможно понятьдруг друга: что разрешено (или хотя бы не запрещено) в одной культуре,кажется представителям другой варварским, диким.

Общий принцип взаимоотношенийразных культур - взаимоуважение, безусловное принятие норм другого сообщества.Только в этом психологическом контексте возможно бесконфликтное существование.

В социальных условиях нынешнегоэтапа отечественной истории проблема поиска позиции личной безопасноститолько обостряется. Не каждому под силу окружить себя телохранителями иприобрести бронированный автомобиль. Оружием большинства должно стать иноесредство - знание механизмов взаимоотношений между людьми и значительноболее тщательное осмысление своей позиции в плохо упорядоченном потокесобытий и их последствий.

Изучение вопроса о том, почемучеловек становиться объектом агрессии, приводит к общему заключению:потому, что он стал препятствием на пути действия, достижения какой-тоцели другим человеком. В основе этого лежит несколько факторов и обстоятельств,прежде всего утрата контроля за развитием ситуации. Потеря такого контроляне является случайным обстоятельством и обусловлена либо неосознаваемымстремлением спровоцировать агрессию на себя и получить возможность оказанияактивного сопротивления, либо причинами более глубокого порядка. К числупоследних надо отнести в целом повышенную виктимность данного лицаотносительно определенных условий. Склонность становиться объектом нападениявызвана главным образом тем, что данное лицо является носителем какой-тоскрытой вины, независимо от того, осознает оно ее или нет. Поэтому нападениена него (в физической или психологической форме) - это скорее наказаниеза что-то, что может и не иметь прямого отношения к ситуации, в которойэто происходит. Истинные корни лежат где-то в другом месте или в другойплоскости. Это примерно то же самое, что и болезни, которыми заболеваютнекоторые люди и которые не поддаются никакому лечению. Такие больные самипочти никогда не осознают причин своих несчастий, а ищут их в чем-то другом- в условиях жизни, других людях и пр. Подобными людьми наполнены больницыи тюрьмы. Формирование защиты от попадания в такие ситуации - дело оченьсерьезной и длительной работы, осуществляемой, как правило, совместно синым лицом, в частности, с квалифицированным психологом, психотерапевтоми др.

Психологические особенностиобеспечения личной безопасности в условиях материально-денежных отношений.В настоящее время одной из самых мощных сил, управляющих поведениембольших масс людей, становится стремление к материальному обогащению.Само по себе вполне допустимое, оно таит в себе серьезную угрозу личнойбезопасности. Эта угроза связана с некоторыми свойствами денег. Являясьвсеобщим эквивалентом, деньги способны стать всеобщим мерилом любых ценностей,в том числе и ценности человеческой жизни.

Давно известно, что там,где начинаются деньги, кончаются человеческие отношения. Точнее говоря,где начинаются деньга, там человеческие отношения незаметно переходят вденежные, лишь закамуфлированные в форму человеческих. В условиях рыночныхотношений, особенно начального и переходного периодов, отношения междуденьгами еще выглядят как отношения между людьми и их легко спутать. Междутем, отношения между деньгами кардинально отличаются от человеческих отношений.

Деньги живут по своим законам,по ним они производятся и оборачиваются. Люди думают, что они управляютжизнью денег, тогда как на самом деле деньги управляют жизнью людей. Лица,только входящие в мир денег, как правило, плохо осознают, что они включаютсяв совершенно иную систему отношений, где действуют другие законы, главныйиз которых - увеличение массы денег. В отличие от людей, деньги "имеют"лишь одну "потребность" - к увеличению своего влияния. За счет этого онипостепенно перестраивают всю систему отношений между людьми, подчиняютсебе их жизнь, диктуя ей свои правила.

В этих условиях сама человеческаяжизнь становится лишь средством, способом производства денег, хотя, казалосьбы, должно быть наоборот - деньги дЪлжны являться средством производстваи воспроизводства жизни. В мире товарно-денежных отношений нет таких вещей,как сострадание и прощение, жертвенность и милосердие. Они присущи толькомиру людей. В мире денег они не нужны и обречены на вымирание.

Включаясь в систему новыхотношений, прежде всего материально-денежных, в целях обеспечения личнойбезопасности необходимо иметь в виду следующее:

• в любой ситуации понять,кто ею управляет, кто контролирует потоки денежных и материальных ценностей;в каком звене системы и какое место занимает человек; по каким правиламстроятся взаимоотношения между окружающими людьми;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 267; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.