Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Краткое изложение программного материала




Текущий, промежуточный контроль знаний студентов

Материально-технические

№ ауд. Основное оборудование, стенды, макеты, компьютерная техника, наглядные пособия и другие дидактические материалы, обеспечивающие проведение лабораторных и практических занятий, научно-исследовательской работы студентов с указанием наличия Основное назначение (опытное, обучающее, контролирующее) и краткая характеристика использования при изучении явлений и процессов, выполнении расчетов.
602, 603, 605, 604, 334 Компьютерная техника, ноутбук, экран для мультимедийных занятий, телекарточки для аудиторий с ТВ, ТСТК (технические средства таможенного контроля) на таможенных пунктах пропуска ЮТУ во время практических занятий и прохождения практики.  

 

Тесты, вопросы для текущего контроля, для подготовки к зачету, экзамену
1. Тесты по дисциплине: «Управление таможенными рисками» 1. Риски предпринимательской деятельности обусловлены: а) низкой доходностью деятельности; б) неопределенностями в осуществлении предпринимательской деятельности; в) потерями ресурсов.   2. Альтернативность как свойство риска заключается: а) в возможности устранить риск; б) в возможности минимизировать риск; г) в необходимости выбора одного из имеющихся вариантов действий.   3. Риски выполняют: а) 5 функций; б) 4 функции; в) 3 функции.   4. По отношению к деятельности предприятия рискообразующие факторы можно разделить на: а) главные и второстепенные; б) сильные и слабые; в) внутренние и внешние; г) субъективные и объективные.   5. По характеру действия рискообразующие факторы различаются на: а) внутренние и внешние; б) макроэкономические и микроэкономические; в) прямые и косвенные; г) нейтивные и интегральные.   6. Чистые риски: а) редко несут в себе потери для предпринимательской деятельности; б) никогда не несут потери для предпринимательской деятельности; в) всегда несут в себе потери для предпринимательской деятельности.   7. Допустимый риск: а) равен среднему риску; б) больше среднего риска; в) меньше среднего риска.   8. При осуществлении внешнеэкономической деятельности необходимо, прежде всего, учитывать факторы рисков, связанные с: а) платежным балансом страны; б) климатическими условиями страны; в) этническим составом населения страны.   9. Для минимизации рисков, связанных с неплатежеспособностью партнера, необходимо: а) указывать в контракте действия форс-мажорных обстоятельств; б) использовать аккредитивную форму расчетов; в) вводить в действие контракт не с момента его подписания, а с момента согласования.   10. Главной формой маркетинговых рисков является: а) отраслевой; б) информационный; в) инновационный.   11. При использовании ИНКОТЕРМС 2000 транспортные риски классифицируются по: а) 14-ти базисным условиям поставки, объединенным в 5 групп; б) 13-ти базисным условиям поставки, объединенным в 4 группы; в) 15 базисным условиям поставкам, объединенным в 3 группы.   12. Для предотвращения рисков, связанных с предметом контракта в случае поставки товаров разного ассортимента следует: а) вводить в контракт «Технические условия»; б) прилагать к контракту спецификации; в) делать более развернутым соответствующий раздел контракта.   13. Риск, связанный с количеством товара, обусловлен: а) видом транспорта, используемого при перемещении груза; б) недостаточной четкостью определения условий контракта; в) характером товара.   14. Во избежание рисков потерь при несоответствии качества импортируемого товара следует: а) соблюдать законодательство, защищающее права потребителей; б) оговорить в контракте условия возврата товара и валюты в случае брака товара; в) использовать метрическую систему мер;   15. Наиболее часто применяемая базисная цена выражается в: а) оптовых ценах; б) сезонных ценах; в) мировых ценах; г) договорных ценах.   16. Большинство рисков, связанных с установлением цены товара, определяется: а) нестабильностью налоговой системы в стране-контрагенте; б) снижением курса валюты платежа; в) отсутствием необходимой информации о конъюнктуре мировых рынков.   17. Для снижения ценовых рисков твердая цена устанавливается в контрактах: а) со средними сроками поставки; б) с долгими сроками поставки; в) с короткими сроками поставки.   18. Форс-мажорными обстоятельствами, вызывающими соответствующие риски, являются: а) банкротство предприятия; б) неблагоприятная конъюнктура рынка; в) введение валютных ограничений.   19. При установлении размера убытков в контракте принимается: а) договорная цена товара; б) рыночная цена товара; в) цена на аналогичные товары.   20. Чтобы сделать вывод о подверженности компании финансовым рискам следует, прежде всего, оценить: а) масштабы деятельности компании; б) круг поставщиков компании; в) ликвидность компании; г) уровень спроса на продукцию компании.   21. Экспортеры несут убытки при: а) понижении курса валюты цены по отношению к валюте платежа; б) повышении курса валюты цены по отношению к валюте платежа; в) при неизменности курса валюты цены по отношению к валюте платежа.   22. Длинная валютная позиция подвержена риску: а) при резком повышении курса валюты; б) при плавном повышении курса валюты; в) при понижении курса валюты;   23. Если валюта цены товара оказывается более устойчивой, чем валюта платежа, то сумма обязательства: а) возрастает быстрее повышения курса валюты цены по отношению к валюте платежа; б) возрастает пропорционально повышению курса валюты цены по отношению к валюте платежа; в) понижается быстрее снижения курса валюты цены по отношению к валюте платежа; г) понижается пропорционально снижению курса валюты цены по отношению к валюте платежа;     24. Мультивалютные оговорки применяются в условиях: а) регулируемых валютных курсов; б) стабильных плавающих валютных курсов; в) нестабильных плавающих валютных курсов.   25. Если руководство фирмы ставит цель минимизировать потери планируемого дохода, выбирается: а) взвешенный вариант управления рисками; б) осторожный вариант управления рисками; в) рискованный вариант управления рисками.   26. Таможенные риски обусловлены: а) низкой доходностью деятельности экспортеров и импортеров; б) нарушениями таможенного законодательства; в) сокращением поступлений денежных средств в государственный бюджет;   27. В качестве товаров прикрытия чаще всего выступают: а) товары с высокой адвалорной ставкой ввозной таможенной пошлины; б) товары с низкой адвалорной ставкой ввозной таможенной пошлины; в) товары с низкой специфической ставкой ввозных таможенных пошлин.   28. По факту выявления таможенные риски подразделяются на: а) условно постоянные и условно переменные; б) допустимые и упреждаемые; в) потенциальные и выявленные; г) случайные и закономерные.   29. Меры по минимизации рисков, возникающих при таможенном оформлении и таможенном контроле, которые применяются в СУР подразделяются на: а). постоянные и переменные; б). прямые и косвенные; в). обоснованные и необоснованные.   30. Проекты профилей рисков создаются при участии: а). таможенных органов всех уровней таможенной системы; б). таможенных органов и других ведомств; в). функциональных подразделений ФТС, РТУ и таможен.
2. Вопросы к экзамену по дисциплине: «Управление таможенными рисками»   1.Сущность риска и его свойства 2.Функции риска. Ситуация риска 3.Рискообразующие факторы 4.Степень риска и ее измерение 5.Применение инструментов теории вероятности при измерении степени рисков 6.Основы классификации рисков ВЭД 7.Риски ВЭД, имеющие общий характер 8.Допустимый предел риска 9.Страновые риски 10.Риски партнерства 11.Контрактные риски 12.Маркетинговые риски 13.Транспортные риски 14.Сущность финансовых рисков и их виды 15.Финансовая диагностика предприятия-субъекта ВЭД с позиции риска 16.Страхование экспортных контрактов 17.Валютные риски и причины их возникновения 18.Операционные валютные риски 19.Бухгалтерские валютные риски 20.Методы страхования операционных рисков 21.Способы минимизации валютных бухгалтерских рисков 22.Сущность системы управления рисками. Ее цели и задачи 23.Идентификация и анализ рисков 24.Информационное обеспечение управления рисками 25.Сущность таможенных рисков 26.Ситуация таможенного риска 27.Область таможенного риска 28.Товары риска и товары прикрытия 29.Индикаторы таможенного риска и их группы 30.Профиль риска 31.Факторы возникновения таможенных рисков 32.Классификация таможенных рисков 33.Необходимость создания системы управления рисками (СУР) в таможенных органах 34.Сущность системы управления рисками в таможенных органах 35.Принципы, цели и задачи СУР 36.Нормативные и организационные основы системы управления рисками 37.Информационное обеспечение СУР 38.Элементы системы управления таможенными рисками 39.Этапы внедрения системы управления таможенными рисками 40.Функции ФТС при применении СУР 41.Функции РТУ при применении СУР 42.Функции таможен и таможенных постов при применении СУР

5.Дополнения и изменения в рабочей программе на учебный год _____/______

 
Следующие записи относятся к п.п.
Автор
Зав. кафедрой
 

Принято УМУ__________________________________ Дата:_____________________

(сокращенный курс лекций, учебник)

Лекция 1. Риск, как экономическая категория: сущность риска и его функции

В таможенном деле понятие «риска» появилось относительно недавно. Полномасштабное его внедрение в деятельность таможенных органов РФ началось с принятием новой редакции ТК РФ в 2003 году. Так, в главе 34 ТК РФ закреплены следующие основополагающие постулаты, касающиеся применения системы управления рисками в процессе таможенного контроля:

1) при выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками;

2) риск – это вероятность несоблюдения таможенного законодательства РФ;

3) таможенные органы РФ применяют методы анализа рисков для определения товаров, транспортных средств, документов и лиц, подлежащих проверке, и степени такой проверки;

4) ФТС России определяет стратегию таможенного контроля, исходя из системы мер оценки рисков;

5) система управления рисками основывается на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства РФ.

Риск как предмет исследования экономической теории существует достаточно давно. Для корректного использования данной категории в таможенном деле и применения в процессе осуществления таможенной ревизии обратимся к сущности риска хозяйственной деятельности и изучим теоретические основы его формирования как экономической категории.

В экономической науке выделяются две теории предпринимательских рисков – классическая и неоклассическая.

Представители классической школы (Милль, Найт, Сениор и др.), рассматривая предпринимательскую прибыль в структуре дохода, выделяли две ее части:

§ процент на вложенный капитал или заработную плату предпринимателя;

§ возмещение возможного риска в экономической предпринимательской деятельности.

Таким образом, риск трактовался как потери.

Это, в свою очередь, послужило причиной появления неоклассической теории (Маршалл, Магнуссен, Пигу и др.). Ее положения сводятся к тому, что предприятие работает в условиях неопределенности. Следовательно, его прибыль является случайной, переменной величиной. Отсюда в своей деятельности оно должно руководствоваться:

§ размером ожидаемой прибыли;

§ величиной возможных колебаний или отклонений от ожидаемой величины.

При таких условиях предприниматель выбирает вариант вложения средств, при котором колебания прибыли будут наименьшими по сравнению с другими вариантами. Наибольшей же полезностью обладает ожидаемая прибыль, а не колеблющаяся часть, пусть даже равная ей по величине.

То есть сторонники данной теории трактовали риск как неопределенность.

Однако, несмотря на наличие и развитие теоретической базы, единого мнения в отношении определения экономического предпринимательского риска не существует по сей день.

В последнее время в связи со становлением рыночной экономики отечественные ученые стали уделять данному вопросу значительно больше внимания, чем в период ее директивного существования. Сложились определенные направления трактовки понятия экономического предпринимательского риска на основании уже имеющихся представлений классической и неоклассической школ.

В зависимости от целей и направлений исследования категория «риск» трактуется по-разному. В качестве основных можно выделить пять вариантов определения риска:

- риск как последствие опасности; как правило, с этим понятием риска связано формирование резервов, аварийных запасов (Салин В.П., Смирнов В.В. и т.д.);

- риск как элемент деятельности, связанный с неожидаемым результатом (Балабанов И.Т., Омаров А.М.);

- риск как неопределенность в связи с нестабильностью ситуации (Ильин Н.И., Лукманова И.Г., Немчин А.М., Боков В.В., Забелин П.В., Федорцов В.Г. и др.);

- риск как интегральный результат деятельности предпринимателя при выборе различных вариантов развития (Балабанов И.Т., Бачкан Г., Месена Д. и др.);

- риск как возможность, вероятность потери ресурсов, недополучения доходов, т.е. непредвиденных потерь (Васильчук Е.С., Рухманова А.Н., Грабовый П.Г., Петров С.М., Полтавцев С.И., Ковалев В. В., Севрук В.Т. и др.).

Лекция 2. Классификация рисков и основные факторы риска

Большинство авторов являются сторонниками определения риска как вероятности.

Грабовый П.Г. трактует риск как «вероятность (угрозу) потери предприятием части своих ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов (что при прочих равных условиях также снижает доходы) в результате осуществления определенной предпринимательской и финансовой деятельности».

Васильчук Е.С., Рухманова А.Н. определяют «предпринимательский риск как риск, связанный с возможностью (вероятностью) потери ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов в процессе осуществления определенного вида предпринимательской деятельности», одновременно подчеркивая его неблагоприятное воздействие на экономические результаты деятельности предприятия.

Аналогичной точки зрения придерживается Ковалев В.В., отмечающий, что «… в наиболее общем виде под предпринимательским риском понимают вероятность возникновения убытков и недополучения доходов по сравнению с прогнозируемым вариантом», и Севук В.Т., раскрывающая понятие риска как «вероятность того, что действительный доход производителя окажется меньше необходимого, запланированного, предполагаемого, т.е. это ситуативная характеристика деятельности, состоящая из неопределенности её исхода и возможных шагов, с помощью которых её можно оптимизировать».

Необходимо обратить внимание на то, что формулировка риска, используемая в таможенном деле, также содержит в своей основе определение понятия риска как вероятности наступления неблагоприятных событий. Риск – это вероятность несоблюдения таможенного законодательства.

Таким образом, определение риска, используемое в экономической теории, и трактовка понятия «риска», применяемая в таможенном деле, имеют общую точку соприкосновения, а именно вероятность наступления определенного события. Что же понимается под вероятностью?

Теория вероятностей дает следующие определения вероятности:

- число, являющееся выражением меры объективной возможности наступления события;

- вероятность есть мера неопределенности;

- вероятностью события называется численная мера степени объективной возможности этого события.

Таким образом, получается, что риск в таможенном деле – это численная мера степени объективной возможности несоблюдения таможенного законодательства РФ. Одной из важнейших задач таможенных органов в условиях перехода на международные стандарты таможенного регулирования является предотвращение или минимизация рисков путем осуществления эффективного таможенного контроля.

Для достижения поставленной задачи таможенные органы осуществляют систематический анализ рисков на основании имеющейся у таможенных органов информации для определения причин и условий возникновения рисков, их идентификации и оценки возможных последствий несоблюдения таможенного законодательства РФ.

При этом риски разделяются на два типа: выявленные и потенциальные (рис. 2.1).

 
 

 

 


Рис. 2.1. Деление рисков на типы по времени их проявления

Выявленный риск является фактом, т.е. известным риском, когда нарушение таможенного законодательства РФ уже произошло, и таможенные органы имеют информацию о данном факте. Примером может служить риск, выявленный в процессе осуществления таможенной ревизии индивидуального предпринимателя Петрова И.И., который осуществляет ввоз акриловой краски из Таиланда, декларируя её для целей таможенного оформления как нитроцеллюлозную краску. Несмотря на то, что ставка таможенной пошлины на акриловую и нитроцеллюлозную краску одинакова (в размере 5% от таможенной стоимости), величина таможенной стоимости акриловой краски примерно в четыре раза выше, чем нитроцеллюлозной краски. Вследствие чего, возникает неуплата таможенных платежей, превышающая четырехкратный размер.

Потенциальный риск – это риск, который не проявил себя, но условия для его возникновения существуют. Примером может служить ввоз на таможенную территорию РФ подвесных и настенных электрических светильников производства Китая. Стоимость товара «подвесные и настенные электрические светильники производства Китая» ниже стоимости европейских аналогов. Однако доставка товара по маршруту Гонконг (Китай) – Новороссийск (Россия) в 40-футовом контейнере оценивается в 4 600 долларов США, что составляет значительную часть стоимости перевозимого товара. Данный факт создает предпосылки к тому, чтобы участники ВЭД представляли при таможенном оформлении контракты и инвойсы, в которых стоимость товара указана с учетом его доставки. В действительности же стоимость транспортировки товара не входит в базовую стоимость товара, а оплачивается российским участником ВЭД по документам, не представляемым при таможенном оформлении товара. Подобные действия уменьшают таможенную стоимость товара, а, следовательно, налогооблагаемую базу для целей уплаты таможенных платежей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 523; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.