Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория и способы отбора и необходимые качества управляющих




Типы и стили руководства.

Роли руководителя.

Природа руководства и лидерства.

1. Природа руководства и лидерства.

Руководство - искусство добиваться от людей выполнения определенных задач.

Лидерство - процесс, в котором лицо, наделенное властью, способно влиять на поведение других людей в нужном ему направлении. Природа лидерства состоит в наличии последователей.

Руководитель может проявлять свою власть двояко:

· как формальный лидер в силу занимаемой должности;

· как лидер в силу его личных качеств и опыта.

Принято различать три рычага власти:

· наказание (насилие) как сила власти(всегда негативен);

· собственность (капитал) - и негативен, и позитивен;

· знания - наиболее действенная форма власти; проблема состоит в том, чтобы заменить власть через насилие и власть собственника властью, реализуемой на основе знания (под последними понимается информация, которая подверглась более детальной обработке с целью превращения ее в орудие власти).

В последние несколько десятилетий теория руководства и лидерства развивалась на основе перехода представлений о человеке и человеческом факторе. В начале прошлого века господствовало представление о т.н. «рациональном экономическом человеке», которое сводилось к следующим утверждениям:

· люди мотивируются в первую очередь экономическими побуждениями, и они будут делать то, что даст им наибольшую экономическую выгоду;

· поскольку экономические побуждения находятся под контролем организации, люди, в сущности, пассивны и организация должна ими руководить, контролировать и мотивировать;

· человеческие чувства в основном иррациональны, и надо воспрепятствовать их проникновению в сферу рационального учета собственных интересов;

· организации можно и должно создавать таким образом, чтобы они нейтрализовывали и контролировали чувства людей.

К середине прошлого века развитие получила концепция т.н. «социального человека», которая утверждала следующие положения:

· люди в основном мотивируются социальными потребностями и ощущают свою индивидуальность через свои отношения с другими людьми;

· в результате промышленной революции и рационализации прогресса труда сама работа в значительной мере потеряла привлекательность, поэтому удовлетворение человек ищет в социальных взаимоотношениях на работе;

· люди более отзывчивы к социальному влиянию группы равных им людей, чем к побуждениям и мерам контроля, исходящим от руководства;

· люди отзывчивы к распоряжениям руководства, если руководитель может удовлетворить социальные нужды своих подчиненных и их желание быть понятыми.

Позже возникла т.н. концепция «сложного человека», утверждающая следующее:

· мотивы поведения людей можно разделить по классам, расположенным в восходящем порядке иерархической лестницы:

а. простая потребность в выживании, надежности и безопасности

б. потребность в общении;

в. потребность в самоуважении;

г. потребность в автономии и независимости;

д. потребность в самовыживании в смысле максимального использования всех ресурсов личности;

· люди стремятся проявить на работе свою зрелость и способны быть зрелыми;

· люди мотивируются и контролируются прежде всего собой;

· в процессе своей организационной деятельности люди способны приобретать новые стимулы, мотивирующие их поведение;

· мотивы поведения людей в разных организациях или в разных подразделениях одной и той же организации могут быть различными;

· люди не только сложны, но и в высшей степени изменчивы;

· между самовыражением и более эффективными действиями организации нет никакого внутреннего противоречия;

· люди могут реагировать на самые различные виды управленческой стратегии.

 

Природа лидерства. Ранее было отмечен центральный пункт в отношении лидерства: природа лидерства состоит в наличии последователей. По этому поводу принято отличать два направления теории лидерства:

1.Теория личных качеств (интеллект, способность к руководству, уверенность в себе, инициативность и индивидуальность).

2.Поведенческая теория (стили поведения лидера):

· автократичный (степень принуждения зависит от объема полномочий);

· поддерживающий (задания выполняются без принуждения за счет хорошего социального климата);

· ориентированный на задание (лидер мобилизует имеющиеся ресурсы и распределяет работу; он сам составляет планы, графики и устанавливает нормативы работы);

· ситуационный (лидер так взаимодействует с переменными элементами рабочих ситуаций, чтобы действия сотрудников привести в соответствие с целями и добиться от них оптимальной эффективности в достижении этих целей)

Современное представление о лидерстве как особом типе взаимодействия менеджера с подчиненными состоит в отказе от бюрократической модели управления (модели жестко регламентированной иерархичной структуры).

Взамен этому предлагается:

· малые коллективы равных по статусу сотрудников;

· развитие у сотрудников междисциплинарных навыков;

· автономные подразделения (расширение ответственности);

· неформальная структура (выравнивание и даже полное устранение иерархической структуры)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.