КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теория и способы отбора и необходимые качества управляющих
Типы и стили руководства. Роли руководителя. Природа руководства и лидерства. 1. Природа руководства и лидерства. Руководство - искусство добиваться от людей выполнения определенных задач. Лидерство - процесс, в котором лицо, наделенное властью, способно влиять на поведение других людей в нужном ему направлении. Природа лидерства состоит в наличии последователей. Руководитель может проявлять свою власть двояко: · как формальный лидер в силу занимаемой должности; · как лидер в силу его личных качеств и опыта. Принято различать три рычага власти: · наказание (насилие) как сила власти(всегда негативен); · собственность (капитал) - и негативен, и позитивен; · знания - наиболее действенная форма власти; проблема состоит в том, чтобы заменить власть через насилие и власть собственника властью, реализуемой на основе знания (под последними понимается информация, которая подверглась более детальной обработке с целью превращения ее в орудие власти). В последние несколько десятилетий теория руководства и лидерства развивалась на основе перехода представлений о человеке и человеческом факторе. В начале прошлого века господствовало представление о т.н. «рациональном экономическом человеке», которое сводилось к следующим утверждениям: · люди мотивируются в первую очередь экономическими побуждениями, и они будут делать то, что даст им наибольшую экономическую выгоду; · поскольку экономические побуждения находятся под контролем организации, люди, в сущности, пассивны и организация должна ими руководить, контролировать и мотивировать; · человеческие чувства в основном иррациональны, и надо воспрепятствовать их проникновению в сферу рационального учета собственных интересов;
· организации можно и должно создавать таким образом, чтобы они нейтрализовывали и контролировали чувства людей. К середине прошлого века развитие получила концепция т.н. «социального человека», которая утверждала следующие положения: · люди в основном мотивируются социальными потребностями и ощущают свою индивидуальность через свои отношения с другими людьми; · в результате промышленной революции и рационализации прогресса труда сама работа в значительной мере потеряла привлекательность, поэтому удовлетворение человек ищет в социальных взаимоотношениях на работе; · люди более отзывчивы к социальному влиянию группы равных им людей, чем к побуждениям и мерам контроля, исходящим от руководства; · люди отзывчивы к распоряжениям руководства, если руководитель может удовлетворить социальные нужды своих подчиненных и их желание быть понятыми. Позже возникла т.н. концепция «сложного человека», утверждающая следующее: · мотивы поведения людей можно разделить по классам, расположенным в восходящем порядке иерархической лестницы: а. простая потребность в выживании, надежности и безопасности б. потребность в общении; в. потребность в самоуважении; г. потребность в автономии и независимости; д. потребность в самовыживании в смысле максимального использования всех ресурсов личности; · люди стремятся проявить на работе свою зрелость и способны быть зрелыми; · люди мотивируются и контролируются прежде всего собой; · в процессе своей организационной деятельности люди способны приобретать новые стимулы, мотивирующие их поведение; · мотивы поведения людей в разных организациях или в разных подразделениях одной и той же организации могут быть различными; · люди не только сложны, но и в высшей степени изменчивы;
· между самовыражением и более эффективными действиями организации нет никакого внутреннего противоречия; · люди могут реагировать на самые различные виды управленческой стратегии.
Природа лидерства. Ранее было отмечен центральный пункт в отношении лидерства: природа лидерства состоит в наличии последователей. По этому поводу принято отличать два направления теории лидерства: 1.Теория личных качеств (интеллект, способность к руководству, уверенность в себе, инициативность и индивидуальность). 2.Поведенческая теория (стили поведения лидера): · автократичный (степень принуждения зависит от объема полномочий); · поддерживающий (задания выполняются без принуждения за счет хорошего социального климата); · ориентированный на задание (лидер мобилизует имеющиеся ресурсы и распределяет работу; он сам составляет планы, графики и устанавливает нормативы работы); · ситуационный (лидер так взаимодействует с переменными элементами рабочих ситуаций, чтобы действия сотрудников привести в соответствие с целями и добиться от них оптимальной эффективности в достижении этих целей) Современное представление о лидерстве как особом типе взаимодействия менеджера с подчиненными состоит в отказе от бюрократической модели управления (модели жестко регламентированной иерархичной структуры). Взамен этому предлагается: · малые коллективы равных по статусу сотрудников; · развитие у сотрудников междисциплинарных навыков; · автономные подразделения (расширение ответственности); · неформальная структура (выравнивание и даже полное устранение иерархической структуры)
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |