Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть I. Главные психические функции и анатомо-физиологическое устройство. 22 страница




 

Гамбургские схемы испытания одаренных

 

1. Понятия, данные в беспорядочной последовательности (например: врач, футбол, лечение, перевязка, перелом ноги, улучшение, падение), расположить в порядке. с учетом причины и действия.

2. Определить (разъяснить) понятия.

3. Заполнить пропуски в тексте (метод Эббингауза).

4. Проявить комбинационную способность по методу трех слов.

5. Из прочитанной басни вывести мораль.

6. В тексте, содержащем бессмыслицы, найти их (критика текста).

7. К двум предложенным картинкам сочинить истории и дать соответствующие заголовки.

8. Обнаружить способность осмысленно удержать более длинные, сложно построенные предложения.

К схемам добавляется лист для наблюдения по следующим разделам:

1) способность к приспособлению; 2) внимание; 3) утомляемость; 4) способность к восприятию и наблюдению; 5) память; 6) фантазия; 7) мышление; 8) словесное выражение; 9) способ работы; 10) эмоциональная и волевая жизнь; 11) особые интересы и таланты.

Для испытания утомляемости и типа внимания (флюктуирующий или постоянный) хорошо подходит бурдоновский опыт с перечеркиванием. Дают текст и предлагают испытуемому перечеркивать в нем каждое встречающееся «а» (или какую-либо другую букву). По прошествии минуты испытуемому подают сигнал, и он должен отметить место, до которого дочитал. Количество прочитанных строк, а также число правильно перечеркнутых по отношению к числу неправильно перечеркнутых или пропущенных букв определяют меру работы.

Для более тонкой экспериментальной регистрации, особенно психической утомляемости и способности к упражнению, Крепелином выработан метод последовательного сложения однозначных чисел, которым можно пользоваться, различным образом модифицируя его. Исследуемому лицу дается оттиск столбцов однозначных чисел. По сигналу начинают работать, постоянно складывая числа до ста. Досчитав до ста, начинают сначала, продолжая ряд. Каждые пять минут слышен сигнал. Этот момент исследуемый должен отметить поперечной чертой. Через час устанавливается, сколько чисел было сложено в каждые пять минут. Результат может быть отмечен в форме кривой, Крепелиновской кривой работы. Сначала прирост достижений, обусловленный упражнением, опережает вызванное утомлением отставание; лишь через У2 — % ч у нормального человека из-за утомления кривая достижения падает вниз.

Подобным же образом с помощью эргографа или динамометра (силомера) можно установить кривые энергии, воли и утомляемости при телесной работе. С помощью таких и некоторых других экспериментов можно точно дифференцировать закономерное движение кривых работы здорового человека, с одной стороны, и естественное наступление переутомления, свойственное настоящим неврастеническим состояниям истощения (быстрое преждевременное падение достижения), с другой, и особенно чрезмерно слабые или капризно произвольные, колеблющиеся достижения истериков, аггравантов и симулянтов. Это может принести большую пользу экспертизе в затруднительных случаях.

Для экспериментального исследования эффективности служат так называемые методы выражения, которые измеряют телесные процессы, сопровождающие колебания аффекта. Эти методы мы также можем и должны постоянно применять в более простых формах при функциональном испытании вегетативной нервной системы, особенно психических влияний на пульс, дыхание, вазомоторную систему, явления дрожания (см. также психобиограмму). Ряд более тонких лабораторных методов, созданных для этой цели, опирается на регистрирование и выражение в форме кривой а) пульса и дыхания через пневматическую передачу этих движений при помощи мареевского барабана на пишущий рычаг. Для той же цели с помощью особо сконструированных аппаратов могут быть также использованы 6) непроизвольные движения мельчайшего, часто незаметного характера, которые получают выражение как реакции на аффективное раздражение в голове, руках или во всем теле, таким образом, также движения дрожания; в) наконец, тонкие, аффективно обусловленные изменения сопротивления электрической проводимости тела дают чрезвычайно чувствительный ответ на малейшие колебания аффекта, как они, например, появляются в ответ на произнесение аффективно окрашенного слова (психогальванический рефлекс Ферагута).

Подобные методы исследования аффектов можно психологически с большей пользой применять: 1) для определения обычной эмоциональной возбудимости у человека, его средней аффективной силы; 2) для установления его аффективного поведения перед некоторыми действиями, например занятиями спортом (Шульте); 3) для врачебной диагностики фактического положения, когда, например, рассматривается вопрос о действительном участии воли при симуляции и истерических процессах, или вообще для более тонкого анализа психомоторной сферы в последнем случае (Левенштейн). Достаточно привести простейший пример: на слово «симулянт», произнесенное шепотом, обнаруживаем у, по-видимому, совершенно немого истерика или сутяги в качестве аффективной реакции огромное психогальваническое отклонение, которое свидетельствует о мнимости или преувеличении указанного заболевания.

Для исследования сложной структуры личности, в особенности ее аффективного типа и типа фантазии, в новое время оказался (при осторожном применении) весьма пригодным роршаховский опыт объяснения форм. Он состоит в том, что при сдавливании чернильных пятен между двумя половинками сложенного листа бумаги образуются фантастические симметрично построенные фигуры (в одну или в несколько красок), которые используются для тестирования. Испытуемому предлагают изобразить все, что он может увидеть в этих фигурах (например, цветы, рожи, головы животных, группы людей и т. д.), давая ему возможность свободно фантазировать. Полученные протоколы оцениваются по определенному основанию, например обращается внимание на количество приведенных описаний цветов, движений, на однообразие или богатство представлений и многое другое. Метод не очень точен, он стоит на границе между экспериментом и наблюдением, но дает необыкновенно богатый материал для характерологического изучения, например для разделения шизотимических и циклотимических темпераментов (Мунц).

Для исследования аффективно-волевых свойств личности, наконец, могут стать важным вспомогательным средством графологические методы при все более тонком их построении, как в форме анализа самого письма (Клагес), так и в форме кривой ровности письма (Крепелин).

При изучении почерка изменения нажима при письме через подставку передаются на пишущий рычаг и вместе с тем на вращающийся барабан, на котором получается кривая изменений нажима, по которой можно точно анализировать известные особенности письма, как особенно хорошо уловимой и богато развитой части выразительной моторики, а вместе с тем особенности аффективной и волевой жизни испытуемого. Хаарер анализировал, например, психомоторное различие темпераментов у здоровых пикников и лептозомов: у первых следует упомянуть волнистый, мягкий, богатый и неправильно модулирующий тип кривой, у лептозомов, наоборот, три типа, из которых особенно нужно отметить плоскую кривую с правильным повторением одной и той же фигуры колебаний нажима. В самой картине письма обнаруживается также различие между темпераментами, которое отчасти покрывается Клягесовским различением между «знаками напряжения и ослабления» в письме. К подобным результатам на русском материале пришел также Ислин (у пикников единый тип письма, у лептозомно построенных людей, наоборот, многие типы).

Так как темпераменты проявляются и в других психических областях, то их можно открывать и с помощью иных экспериментальных методов, например с помощью опытов над абстракцией и реакциями, причем особенно характерны более сильная способность к абстракции у шизотимиков и более экстенсивно широкая способность понимания у циклотимиков (Горст, Киблер).

Группу психологических экспериментов, наконец, можно объединить как опыты над реакциями. Их принцип состоит в том, что испытуемый на какое-либо чувственное раздражение (например, на вспыхнувшую сигнальную лампу) тотчас должен дать определенную моторную реакцию (например, нажимом ключа). В кривой работы наряду с физиологическими факторами утомления и упражнения отражаются, между прочим, длительность и сила волевой энергии, вот почему реакционными опытами можно оценить быстроту импульса к действию, что при выборе профессии (вагоновожатого) важно. Опыты с реакциями можно варьировать и усложнять: испытуемый при различных раздражениях должен сделать выбор (при лампочках разных цветов реагировать только на красную), в это же время можно оценить и его способность к абстракции.

 

Психобиограмма (по Кречмеру)

 

Для криминологического, дифференциально-психологического и психиатрического исследования типов.

Пользование схемой. Заполняются только те части схемы, которые имеют значение для отдельной исследуемой личности. Соответствующие свойства в зависимости от их выраженности подчеркиваются красным карандашом: слабо, сильно, дважды. Первое слово и краткие добавления вносятся письменно в диаграмму. Конкретные описания, подробный анализ особых обстоятельств и экспериментально-психологические оценки даются в виде отдельных приложений.

Для криминологических целей диаграмма вкладывается в папку подобно клиническому листу болезни: в заголовке ставятся личные указания и даты, другая сторона оставляется свободной для конкретных изображений и наблюдений. Для тех же целей должны обязательно быть получены ответы на следующие вопросы сообразно точке зрения Мецгера

1. Образ жизни и криминальность до сих пор.

2. Основывается ли образ жизни и криминальность испытуемого преимущественно на его прирожденном типе темперамента и конституции? Каков этот тип? Следует ли считать этот тип нормальным, патологическим, тяжело выродившимся? Каковы специальные связи между его биологическим типом и социальным поведением?

3. Какого поведения следует ждать от испытуемого на основании этой связи в будущем: а) при отбытии наказания, б) на свободе?

4. Сколь велика подверженность внешним влияниям? Какие воспитательные средства особенно действенны при его биологическом типе личности? Какие влияния среды особенно полезны или вредны?

5. Заключительный криминальный прогноз и толкование: способен к улучшению, не способен, необходима длительная гарантия.

Для оценки необходимо знание медико-психологических и конституционально-биологических понятий и некоторых более важных методов прикладной психологии (исследование умственной одаренности и т. д.). Для уточнения свойств характера,

наряду с показаниями испытуемого, свободными от воздействия внушающих вопросов, требуются контроль и дополнение этих показаний с помощью личных наблюдений за его действиями и показаний третьего лица. Наиболее важные размеры тела в основном идентичны замерам антропологов или хорошо с ними сравнимы. Они могут быть получены циркулем, измерительной лентой При более подробных биометрических исследованиях пользуются антропометрическим набором инструментов Мартина и его листом (Мартин. Руководство по антропометрии).

Для специальных исследований ума и его проявлений требуется особая диаграмма, например: Schulle Psychlogischer Personalbogen.

При психической оценке можно пользоваться данными о телесном состоянии.

1. Темперамент: циклотимик преимущественно пикнический, шизотимик — лептозомный, атлетический или диспластический, эпилептический круг форм в основном грубо-пастозные атлетики и диспластики, истерический круг форм отличают склонность к более легким дисгенитальным торможениям телесного и психического развития и многие нервные стигмы.

2. Признаки вырождения: многие дисплазии при более тяжелых психических формах вырождения (моральное и интеллектуальное слабоумие, тяжелая шизофрения и эпилепсия) в среднем чаще, чем у здоровых.

3. Сексуальная конституция: частичная корреляция между телесно-дисгенитальными стигмами и психическими сексуальными задатками.

4. Вегетативно-нервные симптомы важны для оценки эффективности. Вегетативно-нервная и аффективная слабость идут в основном параллельно, например: ваготонные симптомы при склонности к интрапсихическим напряжениям, быстрые приливы крови к голове при эксплозивной раздражительности и т. д.

Приложение: 2 фотографии (бюст фронтальный и профильный) и самоописание жизни.

 

А. Наследственность. Б. Жизненная кривая. В. Общие шкалы темперамента.

 

А. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ

(лучше всего диаграмма родства со следующими сокращениями):

Of = муж., 9 = жен., красное = циклотим., голубое = шизотим., • = психозы (включая эпилепсию), О = психопатия и нервозность, © = слабоумие, П = криминальное. Специальные типы — начальными буквами, например: эпи = эпилептоид, ис = истеричный и т. д.

Б. ЖИЗНЕННАЯ КРИВАЯ

1. Устойчивая.

2. Реактивно-лабильная.

3. Эндогенно-периодическая: циклотимия, эпилептоидная, дипсомания.

4. Скачкообразные длительные изменения в жизненных фазах: созревание, инволюция. — Перемена явлений.

5. Прогрессивное развитие, равновесие, обратное развитие уровня личности.

Детство:

Зрелость: преждевременная, нормальная, запоздалая, бурная, нормальная, неровная.

Инволюция: преждевременная, нормальная, запоздалая.

Климактерические расстройства: депрессивные, гипохондрические, неврастенические, истерические, параноидные указания.

Прошедшие или еще имеющиеся психозы и неврозы (включая ответные реакции, патологически аффективные, сумеречные состояния, состояния упоения).

Прочие имеющие значение жизненные даты. Перемена профессии (повторно?), прежние наказания, семейные конфликты, брак, сексуальные конфликты и нарушения, страсть к напиткам (другие страсти), путешествия, приключения и т. д.

Общий итог:

В. ОБЩИЕ ШКАЛЫ ТЕМПЕРАМЕНТА

Диагноз 6 главных темпераментов

Циклотимные

1. Гипоманический: веселый, подвижный.

2. Синтонный: практический реалист, солидный юморист

3. Тяжелокровный: душевно мягкий.

Шизотимные

4. Гиперастетический: нежный интраверт, раздражительный, нервозный, идеалист.

5. Шизотимное среднее положение: холодный, энергичный, систематичный, последовательный, спокойный, аристократический.

6. Анэстетический: холодный, холодно-нервозный, взбалмошный, странный, ин-долентный, слабоаффективный, тупой бездельник.

Темперамент в нормальной или патологической форме? Смешанная форма:

Дегенеративные специальные типы

1.Циклоидные и

2.шизоидные психопатии (см. выше).

3.Эпилептоидные признаки: грубый, жестокий, напряженное уныние, эксплозивный внезапный гнев, предрасположенность к более тяжелым аффективным кризисам, пьянству, нетерпимости к алкоголю, к патологическим состояниям упоения, эпилептическим формам судорожных припадков, глубоким сумеречным состояниям, реактивному убеганию.

4.Эпилептический характер: клейкий, неуклюже дружеский, слащавый, лицемерный, основательный, педантичный, эгоцентричный.

4.Истерические признаки: поверхностная, быстрая аффективная неустойчивость, легкое влечение гипобулических, гипоноических, рефлекторных и вегетативно-нервных аппаратов (аффективные судороги и кризисы, бессилие, сумеречные и сонные состояния, механизмы дрожания, вазомоторные симптомы и т. д.). Повышенная внушаемость, прихотливое упрямство, незначительная верность воспоминания, склонность к играм, театральность, кокетство. Прирожденное сумасбродство, ложь, прожектерство, преувеличение, фантастика, интриганство.

5.Параноидные признаки:

6.а) склонность к недоверию, чувства обиды, ревности;

7.б) склонность к сутяжничеству, сензитивным чувствам отношения;

8.в) склонность к идеям изобретательства, реформаторства, сектантства, пророчества;

9.г) специальные параноидные заключительные синдромы.

6.Гипохондрические и навязчиво-невротические признаки

Простая нервозность и психопатия

Жизнь влечений

 

1. Сексуальное влечение.

Сильное, среднее, слабое; рано, средне, поздно развитое; рано, средне, поздно угасшее; сильные, средние, слабые, неравномерные сексуальные торможения. Чистота, цинизм.

Склонность к импотенции, Eiaculatio praecox, холодности и другим расстройствам акта.

Склонность к подавлению, сублимированию, к половым замещающим действиям.

Склонность к сильной и преимущественной мастурбации.

Склонность к проституции.

Торможения развития: чрезмерно продолжительная фиксация на отношении к родителям, слишком продолжительная стадия протеста против родителей, холодность, ненависть к родителям, незначительная твердость цели полового влечения, крайний платонизм со склонностью к любви и грезы желания.

Материнство:

Род связи в семье:

Извращения:

Гомосексуальность: полная — как усиленный побочный компонент, активная, пассивная.

Психосексуальные инфантилизмы: эксгибиционизм, педофилия, содомия, фетишизм.

Нарцистические компоненты (влюбленность в самого себя): эротически окрашенное щегольство, забота о себе.

Метатропизмы: феминизм (у мужчин), маскулинизм (у женщин), мужественная женщина, женственный мужчина, трансвестиция.

Прочие варианты влечения:

2. Влечение к жестокости. Садизм и мазохизм.

Простая жестокость, зверство, страсть к телесному и психическому господству, раболепная подчиненность, радость от претерпевания и страдания.

Издевательства над животными, жестокие преступления, удовольствие от убийства и т. д. Родственные влечению установки: воля к власти, честолюбие, домогательство, рессентимент, активная, пассивная жизненные установки.

3. Влечение к защите от опасности.

Агрессивный, опасный, необдуманный, мужественный, хладнокровный, спокойный, обдуманный, боязливый, склонный к ужасу, трусливый.

Хитрый, скрытный, доверчивый, осторожный.

4. Влечение к пище и родственные жизненные чувства. Материальное, идеальное настроение. Сильное, среднее, слабое

потребление пищи, радость еды и питья, изнеженность, пьянство, удовольствие.

Отсутствие потребности, безразличие к вкусу и материальной привлекательности, выносливость по отношению к голоду, жажде, утомлению, утомление большое, среднее, незначительное.

Страсти.

Родственные влечению установки: влечение к приобретению, расточительный, щедрый, бережливый, скупой, жадный.

Общий итог.

Д. СЛОЖНЫЕ ПОСТРОЕНИЯ ХАРАКТЕРА И ЖИЗНЕННАЯ УСТАНОВКА

I. Отношение элементов влечения и рационального в общем построении

1. Преобладание элементов влечения: импульсивный род. Наивное непосредственное выражение аффекта. Склонность к примитивным реакциям, безудержной раздражительности, эксплозивным аффективным кризисам и неистовствам движений (гнев, страх), колебаниям сознания (сумеречные состояния, ступоры, амнезии), неустойчивому, аффективно обусловленному мышлению и воспоминанию, к вытеснениям, замещениям, действиям короткого замыкания, растормаживаниям влечений (мотовство, страсти, эксцессы, насильственные поступки, импульсивные акты мести, половые преступления); кратковременная раздражимость.

Наивная личность с примитивными влечениями.

2. Преобладание характерологической надстройки.

Склонность к сознательности, рефлексии, обдуманному, продуманному, длительной подготовке, к самообладанию, к планомерно расположенному, целесообразному; к удержанию, утаиванию; продолжительная раздражимость.

Сознательная (рационально целеустремленная) личность.

3. Средняя форма: а) смешанная, б) контрастирующая.

Жизненная установка (отношение «я» и внешнего мира), или темпераменты

экстравертированный, аутистический, смешанный, контрастирующий; реалистический, идеалистический, смешанный, контрастирующий.

а) Простая: стеническая, средняя, астеническая.

При стенической жизненной установке преобладает желание размышлять о внешнем мире, силе, господстве и действии. Отмечается склонность к самопереоценке, воображению, опрометчивости, агрессивности, активности.

При астенической жизненной установке основным является чувство зависимости, страдания, слабости и неспособности, неполноценности и униженности. Характерна склонность к самонедооценке, скромности, уступчивости, жизненному малодушию, боязливости, неуверенность выступлений, пассивность.

б) Контрастирующая: экспансивная, сензитивная.

Экспансивная: преимущественно стеническая с астеническим противоположным полюсом (скрытое чувство недостаточности, слабые нервы). Склонность к стенически окрашенным комплексным реакциям, к удержанию аффекта, сверхкомпенсации и сверхраздражимому самосознанию, обидчивости, козырянию, горячей неожиданной оскорбленное™, сварливым выпадам и тяжелому параноидному длительному сутяжничеству. Эгоцентрическая мораль; рессентимент.

Сензитивная: преимущественно астеническая со стеническим противоположным полюсом (честолюбие, ранимое самочувствие, рвение). Склонность к астенически окрашенным комплексным реакциям, к скрытности, внезапным жгучим чувствам недостаточности, жизненной неуверенности, самомучению, чрезмерным угрызениям совести при незначительном поводе, чувству морального стыда и связанным с ним идеям отношений. Морально тонко чувствующий и рефлектирующий.

в) Посредствующая жизненная установка: концилиантная, практическая, способная к приспособлению, вхождение в среду, контраст между «я» и внешним миром не чувствуется (см. у синтонных циклотимиков).

г) Размягченная жизненная установка: склонность к поддельности, фикциям, самообманам, замещениям и ролям, театральности, «бегству в болезнь» (см. у истериков).

Склонность к иронии, Интриге.

Общий итог:

Е. Социологические способы поведения

 

1. Этические задатки.

Эгоистический, альтруистический, смешанный, контрастирующий.

Сочувствующий, бессердечный, завистливый. Склонность к злословию, сплетням, злонравию. Прилежный, способный, услужливый, посредственный, спокойный, безразличный, ленивый, пассивно-асоциальный, антисоциальный. Самостоятельный, несамостоятельный. Решительный, энергичный, медлительный, мягкий, подверженный влиянию, слабовольный.

Способный к приспособлению, к сочувствию, не поддающийся влияниям, своенравный, упрямый.

Способность — неспособность к размещению (коллегиальность) и подчинению (дисциплина).

Любимый, нелюбимый, внушаемый, с задатками вождя.

Семейные чувства:

Специальные социологические дефективные типы:

Моральное слабоумие, общее, специальное:

а) обманщик, сумасброд, мошенник, привычный вор;

б) лентяй, бродяга;

в) укрыватель, вымогатель;

г) занимающийся проституцией, любовник;

д) сексуальный преступник [нормальная сексуальная конституция, извращенная];

е) аффективный преступник (спорщик, повреждение тела, смертельный удар, сопротивление, угроза);

ж) другие, основывающиеся на влечении, импульсивные действия (поджигатель по влечению, клептоман и т. п.);

з) злонамеренный насильственный преступник (вторжение, убийца и т. д.).

Случайные преступления: благодаря влиянию среды, руководству, специальной ситуации переживания, убеждению.

2. Религиозные способы поведения: вероисповедание… Мистический, мечтательный, лицемерный, сектантский, суеверный, пиетический; церковный, корректный, фарисейский, морализующий, рационалистический; антирелигиозный, коммунистический, «монистический» стимулирующий.

Ригористический, посредствующий, наивный.

Эротическая сублимация и переносы в религиозной практике.

3. Политические способы поведения.

Самостоятельно мыслящий, сторонящийся, подчиненный, гражданин, сознательный в классовом отношении, стремящийся к господству, политический рессентимент.

Индивидуалистический, социальный, смешанное жизненное воззрение.

Фанатический, посредствующий, безразличный.

Героический, идеалистический, материалистический, практический, мещанский.

Традиционно связанный, изменчивый, неспокойный, революционный.

4. Астетические и научные интересы. Репродуктивный? Деятельный?

Любовь к музыке (какого рода?), к картинам, стенным украшениям, обстановке, хорошей одежде; рисованию, живописи, приобретению художественных предметов; чтению: научному (какого рода?), беллетристическому (какого рода?); писательству, газетным статьям, стихам, декламации, праздничным поздравлениям; театральной игре, ораторскому искусству.

Любимые занятия в свободное время:

Общий итог:

Ж УМ

Высокоодаренный, средний, дебильный, имбецилик, идиот.

Школьные успехи:

Профессиональная одаренность до настоящего времени:

Память, способность замечать:

Тип внимания:

Способность критики и суждения:

Умственный возраст по Бине—Симону (только у слабоодаренных):

Другие возможные результаты измерения умственной одаренности (текст с пропусками по Эббингаузу, Бурдоновский метод перечеркивания, метод трех слов, Гамбургская схема исследования одаренных):

Человек рассудка, чувства, воли.

Оптический, акустический, моторный тип. Эйдетик.

У одаренных: наглядно-предметный (циклотимный), абстрактно-систематический (шизотимный), мечтательно-романтический (шизотимный) тип мышления. (Экспериментально: Роршаховский метод объяснения формы, опыт с абстракцией, опыт с реакцией — с отклонением и без него.)

Утомимый, способный к продолжительной работе, к упражнению (кривая работы по Крепелину).

Большая фантазия, трезвый ум. Ясная — неясная голова.

Односторонний — многосторонний. Субъективный — объективный. Предметный.

Оригинальный — банальный. Проворный, находчивый, готовый к действию, практичный, затрудняющийся, неловкий, непрактичный, теоретичный.

Специальные дарования: язык, философия, математика, наглядно-описательные дисциплины.

Художественное дарование (какое?):

Психомоторное дарование: ловкость рук, сила; техническое дарование.

Организаторский талант.

Другие замечания относительно одаренности:

Характеристика личности в целом:

3. ТЕЛЕСНОЕ СОСТОЯНИЕ

Меры:

II. Лицо и череп

Форма головы: высокая, пикнически плоская, маленькая круглая, башенный череп, вздутый череп, нехарактерная.

Профиль: угловой профиль, профиль длины носа, гипопластический, пикнический профиль, нехарактерный.

Bud лица фронтальный: широкая щитообразная форма, плоский пятиугольник, вытянутая яйцеобразная форма, детский овал, укороченная яйцеобразная форма, семиугольник, нехарактерный.

Отдельные описания:

а) лоб: г) подбородок:

б) средняя часть лица: д) ухо:

в) нос:

Кости:

Мускулатура

(рельеф?):

Жир:

Горло:

IV. Волосяной покров Главные волосы: На половых органах: Брови: Плечо:

Борода: Спина:

III. Строение тела Плечевой пояс: Грудная клетка: Живот: Таз:

Конечности (особенно длина): Руки и ноги: Описание:

На руках: На ногах: Описание:

V. Состояние эндокринных желез, вегетативной

нервной системы и т. п. (см. также III и IV) Железы:

Щитовидная: Яички (яичник):

Вилочковая: Половые:

Лимфатические: Половые аномалии:

Глазные симптомы (Грефе, Ашнера, зрачковый): Сердечно-сосудистые симптомы:

(устойчивый — неустойчивый пульс, окраска лица, акроцианоз, ва-готонные, базедовидные симптомы и т. д.). Рефлексы, тремор: Телосложение и пигмент: Секреторные симптомы: Свойство кожи:

(тургор, гладкая, плотная и т. д.). Другие особенности: (промежуточные образования, дефекты органов чувств и т. п.).

VI. Временные даты

Начало душевного расстройства (особенно криминогенных): Начало зрелости:

Темп и временные даты роста в период зрелости: (быстрый подъем, продолжительная остановка). Наступление инволюции: Начало ожирения: Начало похудания: Начало определенных телесных болезней:

VII. Экзогенные и т. п. вредящие личности факторы

(Симптомы алкоголизма и страстей, люэтические и металюэтичес-кие заболевания, артериосклероз, травматическое ослабление мозга,

сениум и т. д.)

VIII. Диагноз

Пикнический:

Лептозомный:

сильный,

худощавый,

астенический

Атлетический:

тонкий, мускулистый, _грубый, пастозный Смешанная форма:

Диспластический: евнухоидный высокий рост, другие формы высокого роста, гигантизм, евнухоидное ожирение, интерсексуализм (маскулинизм, феминизм), Dystrophia adiposo-genitalis, акромегалоидный, инфантильный, гипопластический, кретинный, другие формы жалкого и карликового роста, рахитический, единичные, многие дисплазии и признаки вырождения.

Невропатические синдромы: ваготонный, базедовидный, эпилепто-идный, истерический, простая невропатия. Отдельные важные стигмы: Общий итог:

 

Глава 16. О психотерапии

 

Психотерапия является одним из главных видов деятельности любого врача, а не только врача по нервным болезням. В очень многих случаях прибегают к помощи врача не потому, что необходимо основательное лечение тела, а для того, чтобы он помог пациенту и его семье изжить связанные с болезнью негативные аффекты: боязнь, ипохондрию, заботу, неопределенность, безнадежность. Большая часть всех предписаний диеты и лекарств требуется врачу для того, чтобы противостоять судьбе больного, выйти из парализующего чувства бессилия и достичь в этой «игре» хотя бы некоторых шансов на выигрыш, чтобы, возможно, и малонадежными средствами, при постоянной смене способов лечения, поддерживать в себе сознание борющегося человека. Следовательно, он это делает из очень понятных кататимных потребностей, из тех же принудительных потребностей, которые заставляли примитивных людей обращаться к волшебникам, заклинателям дождя и знахарям. Знахарь — это первый предшественник врача. Если врач не может колдовать, то его место заменяет магнетизер или пастух. Колдовство — это самая примитивная, первичная форма психотерапии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.146 сек.