Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Милан (или мильян) Луис. 19 страница




О его достойном похвалы преподавательском труде свидетельствуют концерты учеников в театрах Сервантес и Оден в столице. Особенно следует отметить концерт 30.11.1932 года, посвященный гитаристу Синополи, рекордный по числу выступавших в нем учеников – 45. Он напоминает о другом концерте в Академии Прата, где участвовало 57 учеников. В концерте Синополи на сцене был гармоничный и привлекающий внимание одинаковой одеждой ансамбль, в зале была необычная обстановка. Последним номером концерта большое число его учениц исполнило патриотический и волнующий «Марш Святого Лоренцо», который был встречен бурными аплодисментами. Вообще, это был приятный вечер, избранный по числу участников и аудитории, состоявшей из высокопоставленных дам аргентинского общества. Принимали участие следующие ученицы: сеньора Эльса Хименес де Бекло, сеньорита Лусила Кесада Уркиса, Сильвия и Нелида Перлендер, Клелия Пиола, Мария Марта де Оливейра Сааведра, Элена Дельфино, Марта и Анита Николсон, Кабалина Гальо Льоренте, Пина Падула, Грисиэла и Сусанна Пальятино, Мерседес Биганд, Марта Мальбран, Исабель и Клотильда Бреа, Дельфина Виоон, Магдалена Обаррио, Рита Дореро, Хульета и Арминда Ванелли, Лиа Маренко, Нелли Пиола, Аида и Эльса Бонино, Ноэми Рубио, Сусанна Бекко, Мария В. Парис, Мария и Мерседес Марко, Клелия Форте, Беатрис и Перла Аростеги, Мария Анхелика и Элена Молинуэво, Эльвира Самин, Хулия Е. Эгиа, Мария Арена, Ирис Монса, Алисия Ирэнэ Синополи, девочки Элеонора и Лаура Кесада Уркиса, Мария Эстер де ла Торре и Нидия Л. Самин.

В выходящем в Буэнос–Айресе журнале «Карас и Каритас» («Лица и маски») в № 1786 в специальном разделе писали об этом концерте, три страницы было отведено фотографиям с названием «Аргентинская женщина–гитаристка».

Этот маэстро опубликовал 40 оригинальных произведений, тетради «Упражнения в гаммах» и «Упражнения на технику». Некоторые его произведения были необычайно популярными, особенно в жанре аргентинского фольклора. Обладая, как мы убедились, любознательностью и неутомимостью, благодаря опыту и знаниям, он изобрел и запатентовал «Модель гитары Синополи», о которой сам автор говорит, что она «завоевала в меру своих сил, преимущество быть ценной».

СИРЕРА Пратс Хосе. Каталонский преподаватель гитары и композитор. Родился в Барселоне 26 декабря 1884 года. С детских лет чувствовал большое влечение к гитаре и занимался на ней в андалузском стиле «фламенко». Его преподавателями были Франсиско Эскуде, знаменитый Мигель Борули, отец и Антонио Ромеро (см.), с которым в молодом возрасте совершил блестящее артистическое турне по областям Испании, выступая в том же жанре; в 1905 году записался в барселонское общество «Лира Орфео», где автор этих строк был штатным преподавателем; позже он учился на классической гитаре, в исполнении на которой получил известность. Благодаря прекрасному образованию, он стал преподавателем медиаторных инструментов, получив диплом в Консерватории Лицея этой столицы у знаменитого маэстро Феликса де Сантос Себастьяна, получив на экзамене самое высокое почетное отличие. Неблагоприятное отношение к гитаре в Барселоне стало причиной того, что ему пришлось заниматься и другой деятельностью, далекой от музыки, но он любил гитару и решил поехать в Буэнос–Айрес в 1911 году, чтобы остаться там жить, но через несколько месяцев вынужден был вернуться из–за неподходящего для его здоровья климата. Как маэстро, он упорно боролся у себя на родине и с некоторым успехом преподавал школьную гитару, мандолину, бандуррию и лютню, медиаторные инструменты. Кроме того, им написаны «Ясные и простые уроки андалузского фольклора в музыке и в нумерации». Маэстро был одним из самых популярных преподавателей в этом большом городе благодаря урокам и знаниям своего ремесла. Однако, к своему глубокому сожалению, он не смог добиться материальной независимости и должен был наряду с занятиями на инструментах сохранить за собой должность скромного служащего. Из сочинений его известны опубликованные оригинальные «Четыре легких и последовательных этюда», «Красивый вальс», изданный в Буэнос–Айресе; в мадридской библиотеке Фортеа – произведение под названием «В лесу» и в «Музыкальном Союзе Испании» – 23 произведения, в большинстве в испанском стиле, правильных и приятных. 14.05.1931 года он дал концерт учеников в барселонском зале «Моцарт». Его деятельность была высоко оценена присутствующей избранной публикой и городской прессой. Дорогой друг скончался в Барселоне 23 июля 1931 года.

СИРИОЛИ Фарина Хуан. Аргентинский преподаватель гитары. Родился в Эль Асуль, провинция Буэнос–Айрес, 28 июля 1883 года. С юношеских лет почувствовал призвание к инструменту, но отсутствие компетентного руководства в этом городе стало причиной того, что он занимался самостоятельно, что стоило значительных усилий, красноречиво свидетельствующих о его страсти к гитаре. В настоящее время живет в столице Федерации и занимается преподавательской деятельностью.

СИСТО Гаэтано. Композитор–гитарист, у которого миланским издательством Рикорди выпущены, по данным «Руководства» Зута, «Дивертисменты для сольной гитары».

СИХРА Андрей Осипович. Знаменитый русский преподаватель и концертный исполнитель–гитарист. Родился в 1773 году в Вильне.

Предки его были чехами, которые в XVII веке жили в Польше. Отец его был преподавателем музыки в семьях знати в западной части Росси и сделал из своего сына музыканта. Первым инструментом, который изучил Сихра, была арфа, и уже в молодости он был исполнителем–виртуозом. Неизвестно, по какой причине он поменял инструмент. Он был гитаристом–энтузиастом и добился большой славы как педагог, композитор и автор переложений. О жизни его известно немногое: в 1820 году из Москвы он переехал в Санкт–Петербург, где достиг вершины славы. Здесь Сихра работал преподавателем гитары, давал концерты сам и организовывал концерты своих учеников. Его сочинения публиковались в «Журнале для 7–струнной гитары» (1822–26–27 гг.), «Петербургском журнале гитары» (1828–1829 гг.) и знаменитые упражнения от 1 до 4 в 1815 году. Большую часть его наследия составили: "Увертюры" из опер, романсы, песни на темы фольклора его страны, оригинальные сочинения. Кроме того, он написал дидактический труд "Школа 7 – струнной гитары", которой пользовался для обучения своих учеников. Эти примечания Машкевича говорят о большой образованности занимающего нас гитариста.

Об успешности его преподавательской деятельности говорят имена его учеников: А.Гурьев, В.Белошеин, Ладыженский, В.Морков, С.А.Петров, Саренко, М.А.Стахович, и др. В свою очередь эти гитаристы стали учителями других гитаристов, также продолживших школу Сихры.

Умер в Санкт – Петербурге 3 декабря 1850г. или, по данным словаря Зута, 6 января 1861г.

СКАРАНО В. Гитарист и композитор. Автор Вальса–стелла. Небольшой отрывок из него можно было встретить во франкфуртском издательстве С. А. Андре в конце прошлого века.

СКОРЧЕЛЛИ Барбье Мария Хуана. Известная аргентинская исполнительница. Родилась 10 февраля 1917 года в столице федерации. Занималась в академии «Д. Агуадо», которой руководит профессор Е. Аместей. Заметив чрезвычайную во многих организованных им актах. Достигнув очевидного успеха, она выступает в концерте, где была представлена своим профессором 29.09.1932 года в зале «Лассаль». Скорчелли обладает уверенной техникой, ясным и широким звуком и ценной способностью усваивать выразительное содержание произведения и верно передавать его. Не будет ничего удивительного в том, что, возможно, со временем, она станет одной из лучших гитаристок.

СКОТТ Сирил Мейер. Великий английский композитор и поэт. Родился в Окстоне, Чершир 27 сентября 1879 года. В последнее время известен оригинальными сочинениями для гитары, (очарованный магическим искусством гениального Андреса Сеговии).»Мечта» была посвящена испанскому концертному исполнителю и исполнена им в его концерте в Буэнос–Айресе в театре Одеон 23.07.1928 года. Личность музыканта Сирила Скотта прекрасно представлена в музыкальной библиографии, и мы не впадаем в ошибку, повторяя ее.

СКОТТИ Дуглас. Современный гитарист–любитель. Джентльмен широкой культуры, доктор наук. В музыкальном журнале «Плектр» известного адвоката Скотти неоднократно упоминали как тонкого исполнителя–любителя и пропагандиста–энтузиаста гитары. Пизани в своем руководстве упоминает трактат под названием «Школа игры на гитаре» автора Скотти, выпущенный в Цюрихе Т. Хюгом.

СОАРЕГИ Мариасинка. Современная бразильская гитаристка и композитор. Она стала известной в исполнении туземного фольклора, в который также внесла посильный вклад. Она положила на музыку несколько народных песен, что говорит о том, что автор обладает достаточными заслугами, чтобы сочинять оригинальные произведения для гитары в более возвышенном плане и большего гармонического достоинства. Некоторые ее сочинения были опубликованы в столичном журнале «О виолао».

СОАРЕГИ Освальдо. Известный бразильский преподаватель гитары. Родился в штате Сан Паоло в 1884 году. Обладает широкой музыкальной гитарной и литературной культурой, что делает его прекрасным педагогом. Освальдо Соареги изжил свою манеру исполнения после уроков выдающейся Хосефины Робледо, когда она долго жила в Сан Паоло. Начиная с этого времени гитарист с замечательным упорством продолжает труд по возвышению нашего инструмента. Мы надеемся, что этот труд увенчается достойным успехом. Его преподавательская деятельность принесла замечательные плоды среди которых: Эуридисе, Баррейрос, Вальтер Книссе (молодой и увлеченный исполнитель), Коллет и Ватерзинко. В 1932 году он выпустил Руководство для гитары, под названием «Школа Тарреги». Это ценный с дидактической точки зрения труд, задуманный с горячим желанием и осуществленный с большой настойчивостью. Однако мы можем отметить некоторые несовершенства, которые уменьшают значение произведения. Что касается нашего мнения о «Школе Тарреги», мы не будем повторять его здесь, т.к. я изложил его в статье Таррега Франсиско (см.). руководство (46 стр., 24х32) открывается фотографией, которую автор называет концертом в узком кругу Тарреги, где, по данным Соарегги, среди других великий композитор И. Альбенис. Эту фотографию, абсолютно непубликовавшуюся, привез в Буэнос–Айрес автор этого Словаря, после чего она была многократно воспроизведена. Нам ее подарил симпатичный англичанин Вальтер Локки (см.), друг и покровитель Тарреги. Мы знаем людей на этой фотографии и перечислили их в другом месте этого Словаря и уверяем, что на ней нет Исаака Альбениса. Сеньор Соареги публикует серию этюдов, приписываемых Тарреге и, по его словам, неизданных. Некоторые были уже опубликованы в руководствах Паскуале Роча12 с некоторыми измененями. Далее бразильский преподаватель дает «Этюд в ми миноре» на стр. 20 его Руководства, тоже, якобы, принадлежащий Тарреге. Это этюд Антонио Ровиры и в 1876 году он был скопирован Хуаном Паргой для дочери гитариста Хуана Вальера, который выступал в Буэнос–Айресе. Прочтите по этому поводу перечень имен, которые мы называем. Этот самый этюд Ровиры был опубликован в аргентинской столице испанским гитаристом Педро Масой, как собственный оригинальный.

Происходит то же, что произошло с этюдом пианиста Крамера, который концертантка Хосефина Робледо играла как этюд Тарреги, и этюдом «Скерцо» из сочинения «Об отцовской любви» гитариста Дамаса, который Льобет и Робледо исполняли на публике, приписывая его Тарреге. В нашем архиве мы храним первое издание этого «Скерцо», которое подарил нам большой любитель гитары доктор Мартин Руис Морено, аргентинец, он расставил вещи по своим местам. Одна известная сонатина скрипача Аларда исполнялась многими концертными исполнителями–гитаристами, в том числе Таррегой, и все приписывали ее гитаристу из Валенсии. Позже эти несколько необычные вещи выяснялись и больше никто и не приписывал их другим, что свидетельствует, что в Бразилии в области гитары немного отстали. Кроме того, «Этюд в ми миноре», который Соареги дает на стр. 20 своего Руководства, имеет прекрасную композицию. То же можно сказать о композиции этюда Крамера и «Скерцо», о котором мы говорили, что свидетельствует о том, что они не принадлежат Тарреге, т.к. в других этюдах, которые Соареги, возможно, получил от Хосефины Робледо, как оригинальные сочинения Тарреги и которые являются таковыми, в чем мы не сомневаемся, абсолютно не соблюдаются правила гармонии. Исполнительские качества Соареги мы смогли оценить лично во время нашей поездки в Бразилию, и мы действительно присоединяемся к мнению журнала бразильской столицы «О виолао», которая называет его «главой гитары» этой страны.

СОБЕХАНО–и–Айяла Хосе де. Известный теоретик. Родился в деревне Синтруэниго в провинции Наварра в 1791 году и умер в Мадриде в 1857 году.

Очень любил гитару и занимался ею всю жизнь. Выпустил «Школу сольфеджио» с текстом в диалогах. Из музыки – «Сегидильи» в дуэте, гимны и канцонетты, с аккомпанементом на гитаре и фортепиано.

Хосе де Собехано был преподавателем в Королевской семинарии для благородных в Мадриде.

СОКАТО (Эль). Гитарист–исполнитель в жанре фламенко. Жил в Малаге около 1880 года. Он был очень популярен в этом городе. На живописной улице Калета, прекрасной и столь любимой туристами, Эль Сокато устроил гостиницу. В этом классическом постоялом дворе, украшенном славой хозяина – выдающегося токаора, побывали многие другие гитаристы в этом жанре: «Эль Негрете» – ученик Эль Сокато, который в 1932 году умер в Буэнос–Айресе, «Пако–Орел», «Карлос–Эль Бенутеро», «Маэстро Онкана», «Ромерильо–Цыган» и др. Интересно отметить, что в истории андалузские токаоры остались только под псевдонимами, их настоящие имена не известны. Эль Сокато, Молина Кунди, Пако Лусена и др. выделили и возвысили жемчужины фольклора; им многим обязано испанское искусство. Они были настоящими звеньями в испанской музыке, эти люди вдохновили основоположника русской школы Глинку и были настоящим источником знаний для великих испанских композиторов: Альбениса, Фальи, Турины, Морено Торробы и др., которые, отталкивались от народных мотивов, создали настоящие музыкальные сокровища.

СОКОЛОВСКИЙ Марк. Родился в России в 1818 году в житомирской деревне. Закончив школу, он переезжает в Вильну, в Польшу, где начинает изучать гитару. Он был умным человеком и очень быстро понял, насколько эти занятия отличаются от школьных. Он обращается к текстам Сора, Джулиани, Леньяни и Мерца, что скоро дало ему возможность достичь значительных успехов. Начал выступать в родной деревне, а затем в Вильне, что определило его презентацию в Санкт–Петебурге, Москве и Киеве, всегда проходившие с большим успехом. Затем он едет в Вену, Берлин, Париж и Лондон. Регонди, гитарист самого высокого класса, присутствовал на некоторых его концертах и восхищался прекрасным исполнением Соколовского и его хорошим вкусом. Проходят годы, и виртуоз посвящает себя преподаванию гитары. Он зарабатывает много денег, он отдает их бедным студентам. Сочинения его не представляют большого интереса. Умер 5 декабря 1883 года в возрасте 65 лет. На кладбище в Москве,13 где он покоится, имеется следующая надпись: «Знаменитый европейский гитарист».

СОКОЛОВСКИЙ Марк Данилович. Известный гитарист–исполнитель. Родился в России в 1818 году. С ранних лет самостоятельно изучал гитару и позже ориентировался на школу знаменитого Сихра. Дал несколько артистических турне по Центральной Европе и с успехом выступал в крупных городах.14

СОЛА Карлос Мигель Алехандро. Итальянский гитарист, флейтист и композитор. Родился в Турине 6 июня 1786 года. В 1818 году упоминается как известный гитарист в одном из номеров лейпцигской «Альгемайне музикалише цайтунг». Позже артист поселяется в Лондоне и в лондонском издательстве Шанель выпускает Школу игры на испанской гитаре. В лондонском издательстве Кокса он также выпускает «Дуэты для фортепиано и гитары», плюс большое число испанских и английских песен с гитарным аккомпанементом. Упоминается также Фелине Боне в книге «Гитара и мандолина». Этот известный итальянский композитор умер в 1829 году в столице Англии.

СОЛАНЕС Либерто Л. испанский гитарист второй половины XIX века. В архиве музыки для гитары, принадлежавшем известному гитаристу Ферреру Эстеве и в настоящее время принадлежащем автору этого Словаря, имеются записки Соланеса и неизданное сочинение для гитары.

СОЛЕ Рафаэль. Уругвайский гитарист. В аргентинском журнале «Аконкагуа» в № 8 за август 1930 года напечатана фотография Рафаэля Соле, где он снят в Голливуде в окружении знаменитых киноактеров.

СОЛИВЕРЕС Педро. В Мадриде 5 сентября 1788 года Соливерес опубликовал свою оригинальную сонату для гитары (Сориано, том IV).

«СОЛЛАДЗО», Симоне де Голино Проденциали. Итальянский гитарист XV века. Был одним из самых популярных в Европе. Кроме гитары играл на лютне и виоле.

СОЛОВЬЕВ Александр Петрович. Концертный исполнитель на гитаре и преподаватель. Родился в Москве 8 июля 1856 года. Был энтузиастом–пропагандистом 7–струнной гитары, которую, как и он, культивировали его соотечественники Саренко, Сихра и многие другие. Опубликовал несколько сочинений для этого инструмента. Умер 5 ноября 1911 года.

СОЛОВЬЕВ А. П. Известный русский гитарист. Родился в Москве. Играл на 7–струнной гитаре, исполнял музыку Высоцкого, Сихра и Циммермана. Был большим другом известного любителя доктора Заяцкого и жил в его доме, где проходили музыкальные вечера с исполнением на 7–струнной гитаре. Это были не собрания, а скорее тематические концерты с комментариями о произведениях, которые исполняли или собирались исполнить в будущем. Посвятил себя преподавательской деятельности. Он был хорошим преподавателем по своему темпераменту и подготовке.15

СОММАРИНА Луиджи. Гитарист и композитор I половины XIX века. Одно неизданное произведение Соммарины было в ценном собрании сочинений для гитары, принадлежавшем доктору Фернандо Крусу Кордеро, известному аргентинскому любителю. Мы смогли ознакомиться с этим сочинением: это «Дуэт / для двух французских гитар / сеньора Луиджи Соммарина / Первая гитара / Вторая гитара». Каждая часть занимает три страницы рукописной музыки. Из надписи можно сделать вывод, что произведение написано в начале («французская гитара») XIX века, т.к. уже в середине этого века уже мало использовались названия «французская гитара», использовалось «для испанской» или просто «для гитары».

СОПЕНА Мануэль. Превосходный уругвайский гитарист. Гитарой занимался у великого маэстро, своего соотечественника Конрадо Коча, который скончался в последние дни 1924 года. Вместе с ним учились выдающиеся концертные исполнители Исаиас Савио, Абелардо Родригес и Муро Ривас.

СОР Фернандо. Композитор–гитарист, выдающийся в полном смысле этого слова. Специалисты расходятся по поводу даты его рождения: Фетис считает, что он родился 17 февраля 1780 года, Сольдони – что 14 февраля 1778 года. Автор этого Словаря считал, что рождение произошло 17 февраля 1778 года (см. сборник «30 менуэтов Ф. Сора»), но затем поправляется и согласен с Сольдони, т.к. удалось увидеть его свидетельство о рождении, на которое мы сегодня и ссылаемся: «Я, Хосе Мас Доменек, официальный бенефициант архива Кафедрального собора Барселоны, свидетельствую, что в книге крещений – 1776–1780 годов, лист III имеется запись за 14 февраля 1778 года, которая гласит:

(далее по–каталонски)

Имеется печать Кафедрального собора.

В названной работе «30 менуэтов», выпущенной в 1925 году в Буэнос–Айресе, я написал биографию Фернандо Сора, которую вновь представляю читателю, включая ее в этот Словарь с единственным исправлением даты рождения.

«Чувство огромного восхищения заставляет меня скромно почтить великого музыканта, снимая печать забвения с огромного числа музыкальных сокровищ и одевая их в новую одежду из современной опальцовки обеих рук.

Я не претендую привлечь внимание среды гитаристов этими строками: музыка автора говорит на своем божественном языке и заставляет чувствовать больше, чем все написанные поэмы. Меня настолько интересовал мой выдающийся соотечественник с самого начала своей карьеры как гитариста, что, записывая свои исследования, я смог собрать многочисленные данные, часть которых оказалась мне полезной, чтобы написать и говорить о них здесь и на старом континенте.

Как я смог установить, тот, кем я восхищаюсь, родился в Барселоне (Испании) 14 февраля 1778 года. В Книгах регистра крещений Кафедрального собора этого города за 1776–1780 года, он записан, как мы видим, под именем Хосе Фернандо Макарио Сора. Следуя традициям прошлых и настоящих времен первое имя и фамилию отца, его должны были назвать Хосе Сорс, но он всю жизнь подписывался как Фернандо Сор. Так мы его и называем. Ибо такова была его воля.

Не пытаясь никого опровергнуть, я просто хочу выяснить, каковы были его имена и было бы правильно тем, кто его называет Сорс, ставить также имя Хосе.

Его родители были глубоко религиозными людьми. Видя, что сын Хосе Фердинандо, которому не было и 12 лет, уже очень хочет стать мужчиной, они решили, чтобы было бы благоразумно, чтобы сын уехал из города и поступил в знаменитый монастырь Монсеррат. Очень возможно, что это уединенное место или заключение по чужой воле в этом одиноком монастыре с фантастическими вершинами и огромными гранитными скалами, напоминающими фигуры Данте, повлияли на юношу и породили в нем артистические чувства, которые позже принесли бессмертные плоды.

Мальчик Пепе Сор, как его звали, приехав в монастырь, должен быть петь в монашеском хоре, где он научился музыке, и позже, через короткое время выделился столь блестяще, что на многих предварительных спевках ему разрешали дирижировать товарищами. Отец фрай Ансельмо Виола – хорошо владевший гармонией и дирижер этого молодежного хора, очень полюбил мальчика, который стал его любимым учеником. Под руководством этого хорошего и доброго учителя Сор изучил композицию и через некоторое время написал несколько кантат и месс для одного голоса. В своих воспоминаниях отец фрай Ансельмо Виола пишет, что однажды, когда было объявлено, что монастырь посетит графская семья из Барселоны, падре фрай Ансельмо пообещал декану монастыря, что он сочинит новую музыку, которую споют в честь высокопоставленных посетителей, но заболел. Дата приезда приближалась, а за музыку приняться не было возможности, и падре сказал об этом юноше Сору. Тот замолчал и попросил разрешения удалиться. На следующий день, когда он, как обычно, пришел к наставнику и, поинтересовавшись его здоровьем, показал ему бумаги с кляксами и пояснил, что работал всю ночь и смог сочинить мессу и просит, что если работа приемлема, ее можно было бы отдать как оригинал фрая Ансельмо. Тому так понравилась идея, что о ней тот час же сообщили монастырским властям и к юноше все стали испытывать самую искреннюю симпатию.

Когда графская семья приехала, была исполнена эта месса, и посетителям представили маленького автора; его поздравили и спросили, что бы он хотел попросить. Он попросил, чтобы ему разрешили навестить родителей в Барселоне, что ему и позволили сделать. Через несколько дней он уехал с навернувшимися на глаза слезами, не только из–за того, что он оставлял. Но также и из–за того, что он встретит. Не только падре фрай Ансельмо, но и другие почтенные и уважаемые монахи со слезами провожали того, кто однажды будет на вершине славы благодаря не обрядам, а искусству. Так, пробыв три года в монастыре, он вернулся в Барселону.

В Барселоне Сор, после отсутствия в течение трех лет и, естественно, превратившись из мальчика в юношу, почувствовал весну жизни, которая ласкала его и улыбалась ему. Он отказался вернуться в монастырь.

Отец, который уже раньше тяжело заболел болезнью, (которая впоследствии унаследовал и сын), дал ему солидное и прекрасное образование. Юноша не хотел беспокоить отца резкими и громкими звуками, и так как его сильно привлекала музыка, он выбрал гитару. В то время не было более или менее хороших преподавателей и абсолютно не было печатных руководств, гитары были пяти– и шестиструнные. Из–за этого Сор не мог продолжать и углубить изучение этого инструмента так серьезно, как он хотел.

После смерти отца сын не оставлял занятий языками, которые он очень любил (он знал латынь, французский и английский языки), занялся композицией. В архиве театра Санта Креу в Барселоне, в настоящее время Главного театра, он нашел либретто для произведения, о котором мечтал; это «Телемаха», произведение, которое было принято художественным руководством этого театра, т.к. пьес не хватало, хотя Сор еще и был известным автором. По поводу премьеры этого произведения (критики как таковой еще не было) очень старый орган прессы столицы Каталонии «Диамарио де Барселона» (газета) писал 25 августа 1797 года:

«Раздел Театр: – с похвальной целью поздравить нашу Королеву на этот вечер назначено представление серьезного характера с танцем в виде интермедии, посвященным дню рождения. Его исполняют две итальянские труппы. Название оперы – «Телемах на острове Калипсо», сюжет которой взят из третьей книги этого прекрасного произведения. Поэтому положил на музыку один любитель, уроженец этого города. Он не в ущерб своей основной профессии захотел попробовать, на что он способен и соединить в своей задаче полезное с приятным. Сам автор сознает рискованность своего предприятия и возможность, при строгом рассмотрении его произведение будет иметь много замечаний к выдумке, тексту и других качеств, но он убедил себя и надеется, что публика поддержит его начинание, посчитав, что молодой возраст – 18 лет и отсутствие обязательств быть учителем того факультета, который он только случайно поприветствовал, извиняют его импульс предстать перед публикой. В основном потому, что театр сильно страдает из–за недостатка опер, была оказана милость считать, что его опера могла бы стать подходящей. Сор также считает, что люди могут сказать, что он плохо подготовлен; давая театру серьезную музыку, он стремился удовлетворять современным вкусам; автор надеется, что сможет в свою защиту сказать, что книга, на сюжет которой он писал, попала к нему в руки случайно, а сюжет вдохновил положить ее на музыку, стараясь отразить то, что он считал нужным. Потому что если бы к нему в руки попала книга «буфф», он постарался бы написать музыку в ее стиле. Во всяком случае, автор поздравляет себя с тем, что это единственное произведение его (не насчитывающего много лет) таланта получило благословление уважаемой публики, т.к. хорошо принято исполнявшими его преподавателями и теми, кто слушал пробное исполнение. Театр освящен, и, следовательно, двойная плата за вход в ложи и первые ряды партера. Представление начнется в половине шестого, а партитура опер будет продаваться в самом театре».

Это единственный документ, который знакомит нас с его первым крупным произведением. Так как в то время не было комментариев и музыкальной критики в газетах, мы поздравляем себя с тем, что у нас есть эта историческая газета. В своем словаре Клемент пишет, что эту же оперу на следующий год поставили в Венеции. Можно утверждать, что данное сочинение получило импульс в обстановке итальянской музыки, которая чаще всего звучала в театрах того времени и поэтому должно было быть принято и нравиться.

После успеха постановки оперы, что много значит в таком возрасте, Сор с большим энтузиазмом стал заниматься гитарой и так успешно, что перед ним открылись двери салонов знати, где аплодировали и куда его часто приглашали.

Следует иметь в виду, что при широком образовании у него была стройная фигура и романтическая голова. Им восхищались и его любили. Он никогда не вставал в позу и хорошо отзывался о других. Это последнее качество завоевывало самые искренние симпатии. Когда он приехал в Мадрид с графом Мирандой, то имел такой же успех, если только это возможно, больший чем в своем родном городе. Графиня де Альба, благородная и умная придворная дама, сделала его органистом своей личной церкви и преподавателем гитары для своей дочери. Вскоре эта добрая дама–энтузиастка скончалась; и его призвал к себе герцог Мединасели, назначив музыкантом в своем дворце и управляющим всем имуществом. Эта новая должность сильно отвлекала Сора от сочинительства и занятий гитарой, т.к. имущество герцога находилось в Барселоне и при дворе. Он пользовался полным доверием герцога и занимал прекрасное положение, но был недоволен собой: ему было уже 30 лет и творчество его было очень скромным по сравнению с грандиозностью начала. В это время произошло вторжение французов в Испанию. Последствием стали бездействие и отставание в науках и в искусстве. Герцог по достоинству оценил великого маэстро и назначил его капитаном для своих поручений. После освобождения полуострова от войск Бонапарта, когда все погрузилось в глубокую спячку, Сор уезжает в 1812 году в Париж. Приехав в столицу – сердце мира, он обосновывается там, занимая скромное положение и посвящает свое время изучению гитары и композиции. Прежде чем публика могла его услышать и по достоинству оценить, прошло несколько лет. Он отдает себе отчет в том, что в искусстве важно не только что–то собой представлять, но и иметь внешний антураж – позу. Встряской для него была любовь к знатной даме, и он, как плащом, окутывает себя иллюзиями и мечтами. Эту даму представили Сору на одном из приемов, где в свете люстр блещут шпаги военных и награды дипломатов. Он добивается успеха с гитарой и становится известным как гитарист и композитор оркестровых произведений. У него много рекомендаций, чтобы поехать в Лондон и в Санкт–Петебург, столицу царей. Постоянным местом его жительства был Париж. Маэстро проводит более или менее длительное время в этих столицах, всегда в связи с постановкой или исполнением своих произведений. Кроме «Телемаха на острове Калипсо», поставленной с успехом в Барселоне и в Вене, он написал и поставил оперы: «Прекрасная Арсоне», «Ярмарка в Смирне» и «Монах с горы святого «Бернардо». Были поставлены очень модные в то время его балеты, давшие ему славу и доход; названия некоторых: «Геркулес и Уфалия», «Великодушный господин», «Le dormen eville», «Золушка», «Художник–любовник», «Жиль Блас» и «Cendrilion» (этот последний был поставлен в Москве с большим успехом и обошел все театры Европы). После смерти императора Александра I имя Сора пользовалось такой известностью, что заказали «Похоронный марш» для похорон, что он и сделал, вложив в него все чувства, которые вызывал у него человек, который защищал его, восхищал им и благодетельствовал ему. Многие годы он хранил Черную Жемчужину, подарок властителя всей Руси. Сор не пренебрег ни одним из музыкальных аспектов. Он увидел, насколько прекрасна и полезна гитара, сопровождающая пение, когда ее не превращают в побрякушку. Мелодии в сопровождении гитары благоухают поэзией, когда голос человека сопровождается щипковым инструментом, каким была лира, лютня и гитара. Сор писал для пения терцеты, дуэты и большое число песен. Для гитары он написал произведения–жемчужины; это гигантский памятник, который через годы и века будет показывать нам бессмертие духа великого музыканта. Он написал «Школу игры на гитаре», которая была выпущена на французском языке и позднее повторена по–английски. В ней очень глубокий текст с многочисленными примерами – упражнениями, среди которых знаменитое собрание из 25 этюдов, которые можно назвать восхитительными, а некоторые непреходящими. Наполеон Косте присоединил их из лучших побуждений в завершение своего Руководства, которое сегодня ошибочно называют «Руководством Сора».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.