Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сальтапелло /см. Гальярда/. 6 страница




290. Сау–самсай. 3–струнный инструмент, разновидность сау–тая.

291. Сау–тай. 3–струнный инструмент с очень длинным грифом. Похож на яванский реваб. В Сиаме на нем играют смычком.

292. Саух. Арабский инструмент треугольной формы. Очень похож на сальтерио: струны берут непосредственно пальцами.

293. Сау–хо. 2–струнный инструмент, размером больше сау–дуанга и очень похожий на ревану.

294. Свара–грингара. Современный индийский инструмент, который изобрел знаменитый артист Пийяр–Хан. Это комбинация многих других видов вин. Форма довольно похожа на форму рабаба, но дека деревянная, и для игры необходимо использовать железный медиатор. Имеет всего 2 деления, под которыми гриф покрыт металлом, чтобы пальцы могли двигаться свободно. Обычно имеет 7 симпатических струн, самая высокая струна дает соль. Модель из Брюссельского музея другая. Гриф постепенно удлиняется от кромки до начала деки. Покрыт металлической пластиной, своим концом касающейся нижней части в форме половинки круглой тыквы, несколько сжатой, которая служит звуковой коробкой. Ниже грифа и сразу же за колками находится целая небольшая тыква с полостью, которая является вспомогательной и укрепляет основную коробку. Гриф без делений. Имеет шесть струн. Первая и шестая – стальные, остальные четыре – латунные.

295. Северная лира. Инструмент, изображенный в рукописях IX в. Похоже, что большая часть длины струн была расположены поверх звуковой коробки, что должно было значительно усиливать звук. Струны опирались на кобылку (что важно для звучности этого инструмента).

296. Севури. Разновидность калачона древних арабов. Имеет 4 стальных и 2 латунных струны. Имеет дно кривой формы, как на лютне, на струнах играют пальцами или медиатором.

297. Сетар персидский. Разновидность персидской гитары. Имеет 4 струны: 2 стальных и
2 латунных. Имеет форму тыквы, с очень длинным грифом с ладами по всей длине. В центральной части диапазона большое число отверстий в форме уха или рта. Струны привязаны к шнуру, затем они проходят через кобылку, которая их приподнимает, как на скрипке. Играют ногтем указательного пальца правой руки.

298. Сетра. То же, что цитра. Некоторые авторы дали это название 8–струнной лире, разновидности арфы древних греков в форме заглавной Е. Имела звуковую коробку из дерева и давала более наполненный и нежный звук, чем лира из панциря черепахи.

299. Се–че, или китайская лира. Китайский инструмент, такой же древний, как кин. Первоначально имел 50 струн. Император Хванг–Ти играл на инструменте, с которого убрали 25 струн. Инструмент устанавливают на пару деревянных козел высотой 2,5 м и шириной 1,44 м. У инструмента плоское дно и выпуклый диапазон. Струны неустойчивые, их перебирают, сделаны из 243 шелковых шнурков. Закрепляются внутри инструмента, пересекая диапазон через 25 янтарных колец. Существуют и четырех разных размеров; но на всех одинаковое число струн.

300. Сиамисен, или шами–сен. Разновидность гитары, которую очень уважают японцы. Коробка квадратная, с пергаментом на дне и на деках. Имеет достаточно длинный гриф, колки и три струны, на которых играют медиатором из дерева в форме треугольной палетки. Мы слышали, как на нем играют, как на гитаре, в Буэнос–Айресе. Также называют самисен – самсиен, или самсин.

301. Сиепсиалебо. Так Гейсихий и греческие лексикографы называли некоторые песни и одну из разновидностей гитары.

302. Симикул. Латинское название древней лиры.

303. Сингео. Гитара, популярная на Филиппинах.

304. Синдапсе. Разновидность ассирийской арфы с 4 латунными струнами, на которых играют медиатором.

305. Синира, синура, киннура. Инструмент, похожий на лиру. Говорят, что название инструмент получил по имени Синираса, царя Кипра, которого Аполлон победил в музыкальном состязании. Римляне играли на этом инструменте на похоронах.

306. Синфония. Небольшой струнный инструмент семейства арф (словарь Лакаля).

307. Сионар–круйт или крейт. Ирландская арфа с 10 струнами, на которой играли отрезком пера.

308. Систро – систр (франц.). Гетера (итал.), ситер (немцек.), ситре – ситаре, или немецкая гитара, разновидность итальянской лютни плоской формы с яйцевидной и грушевидной доской. Похоже, что название – измененное слово "цитра", а инструмент является разновидностью ситолы, принадлежащей к семейству сальтерио. Систро, который широко применялся в 16 в., имел длинный гриф с 18 ладами и латунными струнами, на которых играли пером. Во Франции струны натягивали с четырьмя сериями струн в унисон, три первые утроенные и четвертая – сдвоенная. Настраивалась нотами ре (4 линия ключа соль), до, соль, ля, спускаясь от ре, которая исполнялась на первой струне. Итальянцы обычно ушестеряли серии струн и натягивали струны на инструмент иногда с 9 или 10 двойными или тройными сериями. В Германии систро называли также разновидность гитары, не сохранившейся до настоящего времени, и ударный инструмент, образованный овальной металлической пластиной с несколькими палочками, натянутыми от одного до другого края.

309. Систро тьорба. Струнный инструмент со сплющенной коробкой и двумя колковыми механизмами, один с пятью колками и другой с 11 колками. Использовался в 18 в.

310. Систро, или немецкая гитара. Инструмент овальной формы, с сильно натянутыми струнами, издающими звук более сильный, чем обычная гитара.

311. Систро–тьорба, или цитра. Разновидность гитары, очень популярная в XVII в., с 4 или 5 двойными струнами и 10 простыми струнами.

312. Ситар бенгальский. Индийский инструмент. Имеет 6 струн.

313. Ситар делийский. Индийский инструмент, представитель древнего типа. Имеет три струны.

314. Ситар. Родовое название, которое в Индии дают разновидности гитары различных форм, с грифом, широким у основания и узким в колковом месте. Первоначально имел всего три струны.

315. Ситара. Струнный инструмент, самый важный в древности: этимология слова "ситара" на латыни и "китара" по–гречески; "гетера" и "гетра" по–итальянски; "ситар" по–французски и "ситер" по–английски. Очень интересна библиография по этому инструменту; мы приводим ее в конце статьи: "музыкальный инструмент, немного похожий на гитару, но меньшего размера, с тремя рядами струн, каждый из которых имеет одну струну из ссушени–нити и две из меди. Играют медиатором в ансамбле с гитарой и бандурриями при исполнении народной музыки. В древности струнные инструменты различались по названию, внешнему виду и звучности, на струнах играли в воздухе, так что каждая струна давала только один звук. В древности цитру и лиру путали. Название цитра имеет родовое значение и применяется ко всему классу струнных инструментов, в то время как второе название более специфическое. На развалинах Помпеи и Геркуланума нашли изображения, представляющие музу Терпсихору и ее брата Эрата, оба они держат в руках струнные инструменты. Два указанных инструмента также имели разное происхождение. Лира – греческий инструмент и, очевидно, происходит из Трации. Цитру не считали эллинским инструментом даже сами греки. Аристоксен различает цитру и цитарис и считает эту последнюю разновидностью лиры. Лира – музыкальный атрибут Гермеса (Меркурия), а цитра – Аполлона. Кроме того, у лиры был более высокий звук, чем у цитры. На цитре играли ассирийцы в 7 в. до н. э. Она существовала также в Египте в гораздо более древние времена, судя по некоторым графическим представлениям на египетских гробницах. Много писали о происхождении и изменениях цитры Плутарх и Атеней. Первоначально струны цитры были из льна, а затем из сухожилий и кишок антилопы или козы. Иногда струны были приподняты и разделены в центре при помощи небольшого козелка, который использовался на этих инструментах, когда на них должны были играть медиатором. Стойки были из дерева, золота, слоновой кости или обычной кости, а иногда из желтого янтаря. В отличие от рогов лиры, форма ручек – прямая, а не изогнутая. В верхней части имеется поперечина (обычно призматическая с трех сторон) из зуба или из серебра, которая называется "ярмо". Ярмо египетской цитры было расположено наклонно. Это помогало лучше натянуть струны и добиться более высокого звука. Ярмо греческой цитры горизонтальное, струны натягиваются при помощи колков, расположенных на ярме. В нижней части диапазон соответствовал части струн, на которых играл исполнитель. Цитру вешали на левое плечо при помощи более или менее украшенной ленты. По одной цитре из Верхнего Египта хранится в музеях Берлина и Лейдена. Число струн было различным. В Древнем Египте встречается инструмент с длинным грифом, с одной, двумя или тремя струнами и состоящий из овальной коробки, гармонической длинной доски из дерева или кожи эфиопской антилопы с отверстиями для усиления звука. О греческой цитре Плутарх утверждает, что Терпандр и его предшественники играли на трехструнной цитре. Некоторые историки считают, что Плутарх хотел сказать, что из 7 струн цитры играли только на трех, т. к. при упоминании аккомпанемента песен греческих поэтов упоминалась только лира и семиструнная цитра. Семь струн древней цитры имели особые названия: первая, си, называлась "ипата", что означала "главная" и предназначалась Сатурну, который, по мнению древних, был самым высоким из планет; вторая, до, называлась "парипата", то есть "соседняя" с "ипатой"; третья струна, ре, называлась "ликано", так как на ней играли указательным пальцем ("ликаносом"), и также "гипермесой"; четвертая, ми, называлась "меса", так как находилась между тетракордами, которые соединяла; пятая, фа, называлась "париапта", или "трита"; шестая, соль, называлась "паранета", так как находилась рядом с седьмой, ля, которую называли "нета". Из Самита, как сообщает Атеней, играл на цитре, похожей на дельфтскую треногу. Она состояла из трех цитр, установленных на гармоническую коробку, которая служила, кроме того, общим основанием. Так, Пифагор из Самита объединил три способа: дарийский, лидийский и фригийский. Для игры на инструменте садились на специальное сиденье. Когда нужно было, вращали ногой группу из трех цитр и играли на них левой рукой; правой рукой играли при помощи медиатора. На некоторых этрусских памятниках изображена цитра, похожая на греческую, в этом нет ничего странного, если учесть, что, возможно, оба народа имели общее происхождение. С эпохи пелопонесских войн до римской эпохи не было изменений по усилению цитры. Иногда на ней играли, аккомпанируя пению артиста. Иногда на цитре исполняли музыкальные сочинения без слов, многие из которых предназначались, чтобы отмечать ритм танцев. На древних памятниках мы видим цитру в руках богов: Венеры, Минервы, Аполлона, и иногда Вакха; цитра также применялась на торжественных играх, например,, на общеафинских празднествах. В Библии цитра упоминается с еврейским названием киннор. Неизвестна точная форма инструмента; но большинство комментаторов обычно считает ее разновидностью арфы. В начале христианства цитра использовалась для придания приятности культовым церемониям и, похоже, тогда ее форма изменилась, хотя с абсолютной уверенностью этого утверждать нельзя. На сохранившемся барельефе на больнице Святого Иоанна Летранского в Риме мы видим цитру, форма которой является прообразом современной мандолины. В 8 в. ее путали с ротой и сальтерио. По мнению некоторых историков, средневековая цитра имела форму греческой дельты, и в некоторых кодексах даны рисунки треугольных цитр с резонатором. В кантиках Альфонсо Мудрого также появляется этот инструмент; на нем играют персонажи, которые сидят, вершина инструмента находится у них между колен; сверху они держат инструмент левой рукой, на струнах играют медиатором. В более поздние времена слово "цитра" воспринимают в более расширительном, родовом смысле, и оно обозначает весь класс инструментов, где струну берут щипком; таких как лютня, пандора, мандора, гитара и т. д., и даже арфу называют английской кифарой. Для музыкантов и теологов средневековья она имела символический характер. Действительно, струнами из скрученных кишок она представляет страдание покаяния; выпуклая форма лютни, напоминающая грудь человека, его струны представляют достоинства, которые живут в сердце. В других случаях – это символ оргий и мирских радостей. По мнению Вилларса, шести– или семиструнную цитру изобрел Эмир Киоро, могол из Дели, Индия; Бетис считает, что она была изобретена не ранее 15 в. нашей эры. В Индии существуют различные классы цитр, из которых заслуживают упоминания цитра из Бенареса и из Декан Дяджапур, в провинции Бенгала. В первой половине 17 в. существовали различные классы цитр, следующие, по мнению Преториуса: "обычная цитра с 4 парами струн; пятиструнная, которая могла настраиваться по–разному; с шестью парами струн; большая 6–струнная цитра и большая низкая 12–струнная цитра, которая была больше бас–виолы и имела звучание клавицимбалы". Среди авторов, занимавшихся цитрой, мы упоминаем Атенея ("Дипкософист, или Банкет мудрецов"), Плутарха ("Диалог о музыке"), Аристотеля ("Музыкальные проблемы"), Берни ("Общая история музыки", Лондон, 1776 г.), Боркеля ("Общая история музыки", Лейпциг, 1679 г.), Винсента ("Сообщения о различных греческих манускриптах о музыке", 1847 г.), Фетиса ("Общая история музыки", Париж, 1869 г. и 1872 г.), Шапеля ("История музыки", Лондон и Нью–Йорк, 1875 г.), Лавуа ("История инструментов", Париж, 1878 г.), Геверта ("История музыки древности", Лейпциг, 1882 г.), Вестфаля ("Древнегреческая музыка", Лейпциг, 1833 г.), Педреля ("Технический словарь музыки", Барселона), Лакаля ("Музыкальный словарь, Мадрид, 1900 г.) и "Универсальную иллюстрированную энциклопедию Эспаса и Кальпе", на которую мы ссылались.

316. Ситола - древний инструмент, производный от цитры. Поэты средневековья называли ситолой музыкальный инструмент, который был разновидностью цитры и походил на сальтерио. Был очень модным в 13 в.; тогда многие играли на этом инструменте и изготовляли его. Мигель Преториус в "Органографии" упоминает ситолу и дает ее рисунок, из которого сразу видно сходство с гитарой, хотя и без такого удлиненного грифа. Архиепископ из Иты (1283–1350?) пишет об альбардадской (альбарданской?) ситоле в "Книге красивой любви", стихи 1225–34, как "клерики, монахи и монахини, дуэньи и трубадуры вышли, чтобы встретить дона Амора: "Был святой день Пасхи, выходило очень ясное и жаркое солнце. Люди, птицы, все благородные цветы, все идут встречать и поют о любви. Встречают его птицы, петухи, соловей, горные жаворонки, попугаи, большие и малые, Поют приятные песни, и из сладких желаний Они поют только радости, чем большие Встречают его деревья, с ветками и цветами, Разного рода и прекрасных цветов, Встречают его мужчины и дуэньи с любовью, С сильным шумом выходили барабаны. Там выходила с криком мавританская гитара, С высоким звуком звучащая сердито (1), Толстая лютня, всегда сопутствующая веселью, С ними спешит латинская гитара (2), Крикун раве (3) с высоким звуком, На котором Каб эль Гарави (4) играет свою хоту. Сальтерио с ними, размером больше, чем гора. С ними идет и виуэла из Пенолы. Как будто полтрубы (7), мавританский рабе (8). Среди них радость – Галипе Франсиско (9), Рота (10) поет с ними, более высокая, чем риско. Без нее тарбой не стоит и гроша (11). Смычковая виуэла (12) поет нежные баллады, Убаюкивая звуками, Нежными, приятными, ясными И веселя людей. Нежная полная труба (13) выходит с пандерете С Сатаной из из Асофара поет нежный сонет Органы, поющие шансонеты, и лютете. Ситола с седлом вступает вместе с ними. Гайта (15) и эксабеба (16) с напыщенным альбогоном (17), Синфония (18) и бальдоса (20) также на этом празднике. С ними созвучен французский одресильо (20). Добавляет свой звук и бандуррия с широкой нишей (21). Трубы (20) и аньяфили (23) выходят с атабалями (24). Раньше не было такого удовольствия, Такой радости. Трубадурами были полны горы и долины". Мы посчитали подходящим включить стихотворение Иты с упомянутыми инструментами, так как оно имеет большое историко–музыкальное значение. Первым его включил в свою "Историю испанской музыки", опубликованную в 1855 г., эрудит Сориано Фуэртес. 1) Состояла из 4 струн, настроенных 6, 8, 9, 12, что исключало минорный тон. 2) Испанская гитара из 5 струн, настроенная как гитара наших дней. 3) Виола, почти похожая на современную. 4) Инструмент, очень похожий на типле гайт из меха. По мнению Педреля Орабина и поскольку это струнный инструмент (см.) 5) Хота, похоже, была самой любимой песней во времена поэта. 6) Виуэла с металлическими струнами, на которых играли пером, так же, как в наше время на инструменте под названием сонара. Хотя, возможно, это один и тот же инструмент. 7) Октавин, или флаутин. 8) 3–струнная скрипка. 9) Духовой инструмент, похожий на дульсайны. 10) Гвоздь со струнами из сухожилий, который издавал звук, когда исполнитель опускал клавиши и заставлял струны подняться до такой точки, где их касалось сверху большое колесо, которым ногой управлял исполнитель. 11) Таборто – разновидность контрабаса. 12) Скрипка с четырьмя, пятью и иногда шестью струнами. 13) Нежная флейта. 14) Большая виуэла, на которой еще играют некоторые слепые, звуки которой полностью походили на звуки смычковой виуэлы того времени. 15) То же, что в наше время. 16) Мы не знаем, что это был за инструмент, но то, что эксабелы звучали в некоторых древних манускриптах во множественном числе, заставляет нас предположить, что это могла быть чиримия, или бахонсильо, куда также относились бас, тенор, альт и типле. 17) Альбогон – большой гобой; альбоньо – гобой. 18) Синфония – очень маленький инструмент из железа, на котором до сих пор играют астурийцы, где звук получается при вдувании. 19) Квадратный пандерете с отверстиями с двух сторон меха. 20) Орлильо, или орло, инструмент, известный в наши дни только в органах. 21) Бандуррия, или мандолина. 22) Рожок, или труба. 23) Тромбоны. 24) Барабаны, или литавры.

317. Скиндапсе. Разновидность большой греческой лиры. Имела 25 или 30 струн.

318. Скиндафос. 4–струнный инструмент, на котором играли в эпоху барбитоса и пектиса.

319. Соум. Бирманская 13–струнная арфа. Имеет форму каноэ, как пишет Ф. Педрель в Техническом словаре. Англичане называют инструмент сунг. Гастон Киосп в работе "Музыка Бирмы", опубликованной в "Музыкальной энциклопедии", утверждает, что соум – инструмент из Сиама с 13 стальными струнами, и бирманский инструмент, очень похожий на предыдущий, но с 13 струнами из шелка.

320. Спадикс. Разновидность цитры–лиры. На инструменте играли древние греки.

321. Срути–вина. Разновидность очень древней цитры, распространенной в Индии. Так называют из–за того, что первая струна дает 22 схрутис и энгармонических интервала в октаву.

322. Стримия, или испалудия. Инструмент, упоминающийся в рассказах Савойского дома (1440 г.). В этих рассказах упоминается Филиппус из Базилеи, магистр "стримии" или "испалудии". Похоже, что этот инструмент – одна из примитивных цитр восточного происхождения, которые привезли в Европу, где они получили различные названия и претерпели изменения. Можно назвать струмструм в подтверждение (см.). Стримия очень похожа на исфаганскую гузлу, азиатскую цитру. Второму названию этого инструмента, испалудия, возможно, может соответствовать испорченное от следующего варианта, исфаганская игра или пение, а также слово испалудо может иметь более близкое происхождение и относиться к инструменту, на котором играли на берегах Скапафурно в Италии, которые называли испалудо. Струмструм принадлежит к семейству древнего тестудо греческого происхождения, разновидностями которого являются лютня, так называемая цитра бикуга или тьорба, испанская цитра и даже гитары. Точно так же, как у древних народов названия инструментов часто рождались по издаваемым ими специальным звукам, как, например, ган–гам готтентотов, тонг–тонг сиамцев, как бат–конг и конг–гонг индийцев, инструментов на основе тыквы в качестве звуковой коробки. Можно предположить, что так же могло возникнуть и название стримия.

323. Струмтрум, или струмструм. Древняя гитара, которую индийцы делали из половинки большой тыквы и квадрата, на котором устанавливали 3 или 4 струны. Очень напоминает исфаганскую гузлу.

324. Сур срингира. Комбинация какчапи–вины и рудра–вины. Это щипковый инструмент. Как у названных, на шести его струнах играют медиатором.

325. Сур–вахара, или сур–бахара. Разновидность какчапи–вины с семью струнами, которые перебирают. Сур–вахара, или сур–бахара означает "красота звука".

326. Сур–вина, или вина южная. Классический индийский инструмент пиццикато, очень похожий на рудра–вину. Имеет 7 струн; 4 основные проходят по 24 делениям грифа, расположенных с интервалом в полутон. Другие 3 струны, меньших размеров, и расположенные сбоку, проходят с одной стороны грифа, справа от исполнителя, когда он держит инструмент в руках. Из 4 больших струн первая струна, о саранис, справа с правой стороны от исполнителя, называется сарани, и она – самая длинная. Она стальная, специально изготовленная, как и вторая, которую называют панчами и которая более толстая. Третья (мандарам) и четвертая (анумандаран) – самые толстые и издающие весьма низкий звук, из латуни или из серебра. Три боковые струны (пакка–саранис), которые используются как бы для аккомпанемента, стальные и такого же размера, как первая, на которой исполняется прежде всего мелодия. Правая рука отмечает звуки, проходя по струнам, на высоте делений грифа; обычно первые два пальца соединяют над первой струной, а большой палец ставят на четвертую. От самой легкой разницы в нажатии звук меняется, и эта особенность используется для исполнения украшений, трелей, вибраций, каденций небольших нот и т. д.

327. Тайук, или майури. Индийский струнный инструмент, похожий на эсрар. Имеет 2 стальные и 17 латунных струн, из которых 15 расположены под другими и являются симпатическими.

328. Такай, или аллигатор (см. мегиоунг).

329. Такигото. Любимый инструмент японских аристократок. Звуковая коробка похожа на коробку че; имеет богатую инкрустацию из слоновой кости и раковин и 13 шелковых струн с 13 передвижными кобылками. Гамма настройки может иметь пять тонов. Исполнитель надевает на пальцы наперстки с небольшим острием, которые дают очень приятные звуки при переборе струн.

330. Тамбур. Арабский и персидский инструмент семейства лютни. Это разновидность мандолины с длинным грифом. Большой тамбур имеет 2 струны из крученой проволоки, настроенные в квинту и с ладами на грифе. Малый тамбур имеет 2 ряда струн из 3 накрученных проволок. На всех трех струнах играют концом пера или медиатором из древесной коры.

331. Тамбура, или тамбурах. Один из древнейших индийских инструментов. Состоит из куска древесины овальной формы, покрытого кожей удава. Имеет длинный гриф с улиткой, колки и три струны с произвольной настройкой, при которой "главное" деление помещают на подходящее место на грифе. Первоначальное название неизвестно; название тамбура арабское и, возможно, его дали инструменту в Каире, где он был очень популярен.

332. Тамбуру–вина. Индийский инструмент с 4 латунными струнами, на которых играют пальцами. Название получил от индийского бога Тумбуру, которому легенды приписывают изобретение тамбуру–вина. Струны крепятся к веревке на деке–дне и дуге, проходящей по кобылке. Форма этого инструмента очень похожа на форму фи–фа. Инструмент также известен под названием тан–поу–ла.

333. Танбор албанский. Похож на танбор из мусульманских стран. Имеет 8 струн: шесть первых стальные, другие две – латунные. Гриф имеет 13 делений.

334. Танбор арабский. Типичный инструмент этого рода. На струнах играют медиатором. Струны расположены на грифе. В древности это был канон. В мусульманских странах, в Персии, в Индии и в других местах существует много разновидностей этих инструментов: турецкий танбор, албанский танбор, суданский танбор, танбор кебир, турки и т. д. Семейство инструментов с названием "танбор" обычно не имеет выреза, как на эоуде.

335. Танбор бузурк. Инструмент с длинным грифом с 22 делениями и звуковой коробкой из одного куска древесины грушевидной формы. Имеет 10 стальных струн, настройка которых неизвестна. Виллото описывает шестиструнный танбор бузурк, на котором всего 3 разных звука: самый высокий звук дают три первых струны; средний звук две другие струны и низкий – самая низкая струна. Распространен в мусульманских странах.

336. Танбор кебиртурки. Похож на танбор багламак, с 36 ладами для 8 струн; 6 струн настроены в октаву и две – в унисон.

337. Танбор суданский. Состоит из половины тыквы, покрытой мембраной, и длинного грифа, на котором расположены три струны из кишок.

338. Танбур турецкий. Имеет форму и конструкцию всех инструментов своего рода. На деке, грифе и колках – янтарные инкрустации.

339. Тапле–де–гитара, гитара–типле. Гитарро, или гитаррильо. Из семейства гитары этот инструмент издает самые высокие звуки. См. гитара–рекинто.

340. Тар. Разновидность гитары, на которой играют на Кавказе. Имеет 5 струн: 4 двойных и одна, самая высокая, простая. Настраивается квинтами, кроме первой, с произвольной настройкой. Ф. Педрель в Техническом словаре (1894 г.) упоминает тар как ударный инструмент с происхождением из французского Алжира, принадлежащий к группе "мазхар" и "бендир", хотя и меньшего размера, чем эти инструменты. Музыковед К. Юар приводит пример тара, варианты гитары, по струнам которой ударяют: 20 колец на грифе исполняют роль ладов; деревянная коробка похожа на тыкву в форме восьмерки. На рисунке – иллюстрации (стр. 3073 Музыкальной энциклопедии) представлен тар с 5 струнами и 3 колками. В тексте рисунок никак не поясняется.

341. Тебуни. Так называли египетские криволинейные арфы.

342. Телин. Очень оригинальная арфа со сложной цифровкой, которая еще сохранилась в Скандинавии и в Ирландии. Имеет 3 ряда струн; средний ряд соответствует нотам с бемолем. В Европе это единственная модель, напоминающая большие египетские арфы. Эрнг в «Путешествии в страну гейлов» пишет, что телин был там национальным инструментом. На инструменте играют левой рукой; инструмент наклоняют на левое плечо.

343. Тестудо. У римлян был синонимом лиры или цитры. С 15 до 17 века – синоним лютни. Древние дали это название не примитивной лире, а уже усовершенствованной лире с вогнутой частью для усиления звука. Это название "черепаха" по легенде идет от Меркурия, который изобрел лиру, после того, как нашел на пляжах Египта панцирь черепахи с сухожилиями, натянувшимися при высыхании.

344. Тетрахорд, или тетрахордон. 4–струнная лира. На ней греки аккомпанируют пению.

345. Тиния. Единственный струнный инструмент древних мексиканцев и перуанцев. Разновидность пяти– или шестиструнной гитары.

346. Торбана. Разновидность тьорбы с одними колками на 6 двойных струнах (пять в октаву и две с интервалом в большую секунду) и другими для четырех простых струн из кишок, которые издают низкие звуки. От верхней части отходят другие 14 струн, которые называют приструнки; они завязаны на общей кобылке и справа от тех, для которых служат опорой для серии колков. Этот инструмент был очень популярен в Польше и на Украине в 18 в.

347. Траванкса (см. каттияппие).

348. Тригон, или тригонон. Треугольный инструмент со струнами одного размера, но разной длины. Предполагают, что этот инструмент пришел из Сирии. Это одно из бесконечного числа названий, которые дали египетской арфе, ассирийской, еврейской и затем греческой арфе. Некоторые авторы называли тригон и другие инструменты самбуке, или самбука. На одном из изображений из Помпеи видно, что на тригоне играют как на арфе, но удерживая горизонтально на левом плече.

349. Трикорд. Очень древний инструмент, о котором ничего не известно. Предполагают, что трикорд происходит от канона и что он был предшественником лютни, гитары, пандоры и многих других подобных инструментов.

350. Трипле–арфа. Арфа, на которой играли в Англии в 16 в. Имела три ряда струн.

351. Тритантри–вина. Древнее название цитры или индийского ситара. Легенда гласит, что в 13 в. н. э. Амир Косран назвал ситаром этот инструмент с тремя стальными струнами, которые позже заменили на латунные.

352. Тсонг–као–ки. Бирманский оркестровый инструмент с удлиненным и плоским деревянным корпусом, несколько округленным в нижней части и покрытым кожей в верхней с 4 круглыми отверстиями. Корпус удлиняется изогнутым грифом. Кобылка образована деревянным ребром, поставленным продольно на диапазоне. Эту кобылку называют фу геу. Имеет 13 струн, натянутых от кобылки к грифу. На этом инструменте играют только пальцами.

353. Туккай. Разновидность гитары из Сиама.

354. Тунисская гитара (см. Коуйтра).

355. Турлуретте. Разновидность гитары, на которой играли во Франции во времена Карла VI.

356. Турмуран. Разновидность индийской вины с 13 струнами, из которых 10 симпатические. На грифе 18 ладов. На этом инструменте все еще играют в Дели. Турмуран происходит от эуда, предшественника средневековой лютни. Добавление симпатических струн для усиления вибрации свидетельствует о том, что это делали еще на заре цивилизации.

357. Тутало. Струнный инструмент, очень популярный на островах Гальмахейра и Тернате рядом с Новой Гвинеей. Тутало имеет размер 85 см, одну латунную струну, натянутую при помощи деревянной кобылки и на которой играют иглой. Ее привязывают к указательному пальцу кольцом. Известно, что в Конго существует похожий инструмент.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 541; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.