Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды административно-правовых норм




Структура административно-правовой нормы

Понятие и особенности административно-правовых норм

Понятие и особенности административно-правовых норм
Понятие
Административно-правовая норма — это правило поведения, установленное государством в целях регулирования общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в сфере функционирования механизма исполнительной власти или (в широком смысле) государственного управления.
Назначение административно-правовых норм
Правовое обеспечение механизма исполнительной власти (государственного управления) с целью упорядоченности организации и эффективного функционирования всей системы исполнительной власти (государственного управления) и отдельных ее звеньев, создания прочного режима законности и государственной дисциплины в государственно-управленческой деятельности.
Особенности административно-правовых норм
  • являются нормативной базой для регулирования общественных отношений, служащих предметом обеспечения других отраслей права — финансового, налогового, предпринимательского и др.;
  • определяют границы должностного поведения в сфере государственного управления;
  • имеют прямое действие;
  • подзаконны: создаются на основе и во исполнение Конституции РФ, законов, указов Президента РФ;
  • вторичны, поскольку именно этими нормами определяется механизм реализации норм, определенных в законах;
  • императивны, т.е. имеют обязательный характер и должны исполняться в одностороннем порядке.
Структура административно-правовой нормы
Гипотеза
  • указывает на условия применения того или иного правила поведения;
  • содержит конкретные фактические условия применения нормы права;
  • содержит лишь общую характеристику условий, при которых норма может быть реализована;
  • является общей как для одного акта, так и для других однородных актов.
Диспозиция
Основная часть нормы, в которой определяется само правило поведения, предписывающего, запрещающего или дозволяющего характера.
Санкция
  • всегда закрепляется в нормах, предусматривающих конкретные составы административных правонарушений;
  • указывает на меры возможного государственного воздействия за нарушения требований, сформулированных в диспозиции правовой нормы.
В виде:
  • дисциплинарного воздействия;
  • административного воздействия.
Виды административно-правовых норм1
По предмету регулирования
Материальные
  • закрепляют права и обязанности участников управленческих отношений, их ответственность;
  • определяют правовой режим, в котором должна функционировать система исполнительной власти.
Процессуальные Определяют порядок реализации материальных норм.
По юридическому содержанию
Обязывающие Предписывают в предусмотренных нормой условиях совершать те или иные действия.
Запрещающие Устанавливают запрет на совершение тех или иных действий в условиях, определяемых данной нормой.
Уполномочивающие Предусматривают возможность действовать в рамках требований данной нормы по своему усмотрению.
Ограничительные Предусматривают ограничения в совершении определенных действий.
Стимулирующие Обеспечивают с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия должное поведение участников регулируемых управленческих отношений.
Рекомендательные Предусматривают, как поступать в тех или иных условиях, предоставляют возможность поисков наиболее целесообразных вариантов решения той или иной ситуации.
Регистрационные Касаются организации и проведения митингов, шествий; регистрации политических партий, общественных объединений и т.д.
По адресату
Регулирующие
  • организация и деятельность различных звеньев аппарата государственного управления;
  • административно-правовой статус государственных служащих;
  • административно-правовой статус граждан;
  • организация и деятельность государственных предприятий и учреждений;
  • вопросы функционирования коммерческих структур;
  • административно-правовой статус общественных объединений.
По способу выражения
Письменные Выражены в форме письменных предписаний (например, Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ).
Словесные Выражены в форме устных предписаний уполномоченного лица (например, предупреждение инспектора ГИБДД о соблюдении правил дорожного движения).
Конклюдентные Выражены в форме действий, жестов, знаков (например, жест инспектора ГИБДД об остановке транспортного средства).
По действию во времени
Срочные Указывают срок действия (например, дорожный знак «Остановка запрещена» с указанием времени).
Бессрочные Устанавливаются на неопределенный срок — до их отмены (например, Закон о милиции).
По федеральному устройству
Общефедеральные Принимаются, действуют и регулируют отношения на уровне федеральных органов государственной власти.
Субъектов Федерации Принимаются, действуют и регулируют отношения на уровне субъекта Федерации.
Местные Принимаются территориальными органами федеральных или региональных органов исполнительной власти либо органами местного самоуправления в пределах переданных им полномочий в области государственного управления.
По характеру правового воздействия
Охранительные Предусматривают правила, направленные на защиту прав и свобод человека, охрану правопорядка, государственной безопасности, обороны страны, окружающей природной среды и т.п.
Регулятивные Регулируют деятельность физических и юридических лиц, органов государства и других субъектов в целях достижения позитивных управленческих результатов.
По объему правового регулирования
Межотраслевые Регулируют отношения нескольких, как правило, схожих отраслей права.
Отраслевые Регулируют отношения, складывающиеся в области административного права.
По направленности правового регулирования
Внутренние Регулируют отношения внутри системы государственного управления.
Внешние Определяют права и обязанности управляемых субъектов.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.