Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гарантии прав личности 3 страница




При этом, для уяснения разницы в концептуальных подходах к вопросу о соотношении права и государства, важно учитывать особенности античных представлений о праве (государстве). Во-первых, они во многом носили мифологизированный характер. Во-вторых, свобода понималась как состояние, противоположное рабству, с одной стороны, и как состояние, противоположное хаосу – с другой. Следовательно, свобода – коллективная ценность, общий правопорядок, от которого производны права граждан античного полиса. В-третьих, право рассматривалось вне связи с представлениями о государственном суверенитете. Другими словами, право – явление самостоятельное, т.е. не получающее (не заимствующее) свои свойства от государства. Право упорядочивает отношения между людьми, делает их предсказуемыми и исключает из человеческих отношений произвол на столько, на сколько это, в принципе, возможно. Право есть равная мера и для правящих, и для подвластных30(Луковская Д.И., Козлихин И.Ю. Право, государство, политика (к разработке современной концепции правового государства)/ Политико-правовое устройство реформируемой России: планы и реальность. Серия: Россия накануне XXI века. Выпуск 3. СПб., 1995. С. 118 - 119.).

<QUEST15< FONT>Однако история продемонстрировала реальную возможность использования еще античной идеи отождествления права и государства в условиях тоталитарной модели соотношения права и государства, например, в нацистской Германии в ХХ веке, когда не право, рожденное в обществе, лежит в основе закона, а само государство творит право в форме закона. Тоталитарная или этатически-тоталитарная, как ее называет В.М. Корельский31, теоретическая модель соотношения права и государства основывается на юридическом позитивизме, на традиции отождествления права и закона, созданного государством и выражающего его волю. Здесь государство ставит себя над правом, выше и важнее права. Государство не признает верховенства права. Источник права усматривается в самом государстве. Государство в своей деятельности не связано правом (правовыми принципами такими, как правовая свобода, правовое равенство, справедливость)32. Правом признается, по сути, любая норма (правило поведения), обеспеченная силой государственного принуждения, а сущность права видится в принуждении. На первый план выходят формально-юридические требования, предъявляемые к закону, такие, как общеобязательность норм закона, ясность изложения норм, их стабильность, футуроспективность действия (недопустимость, по общему правилу, обратного действия закона), обнародованность. Содержание закона, с точки зрения его соответствия правовым принципам, не рассматривается (Луковская Д.И., Козлихин И.Ю. Право, государство, политика (к разработке современной концепции правового государства)/ Политико-правовое устройство реформируемой России: планы и реальность. Серия: Россия накануне XXI века. Выпуск 3. СПб., 1995. С. 115, 117 - 118).

Вторая теоретическая модель соотношения права и государства получила название «прагматической»33. Она также основывается на юридическом позитивизме, но, если в тоталитарной модели государство ставит себя выше права (закона, им самим созданного), то в данной модели государство связано в своей деятельности законом как собственным произведением. Вопрос о содержательных характеристиках законов в правовом смысле не ставится. Подобное понимание права и государства (а точнее – государства и закона) актуализируется в сложные переходные периоды. И, судя по современной литературе, к этой модели склоняются сегодня в России34. В частности, Р.А. Ромашов определяет «сильное государство» как государство, которое в полном объеме выполняет «собственные обязательства перед обществом и отдельными гражданами, соблюдая требования предписаний, самим же государством установленные». «Подобный подход, - пишет далее автор, - предполагает принципиальную возможность государства действовать в соответствии с принципами «государственной целесообразности», однако, само государство в силу той же целесообразности стремится к самоограничению»35 (Государство и право на рубеже веков: Материалы межвузовского научно-практического семинара. СПб., 19 июня 2000 г./ Под общ. ред. В.П. Сальникова. СПб., 2000. С. 15).

<QUEST16< FONT>Таким образом, в прагматической модели государство связывает (самоограничивает) себя правом, отождествляя право с системой законов, созданных самим государством. Правовые свойства этих законов сводятся к соответствию формальных признаков закона требованиям юридической (законотворческой) техники. Понимание права как системы законов объединяет в известной степени данную модель соотношения права и государства с тоталитарной моделью36.

<CLOSETEST11< FONT>Либеральная модель (концепция) соотношения права и государства основана на признании верховенства права. Органы государства и должностные лица обязаны действовать на основе права (правовых принципов), защищать, охранять и гарантировать права человека. «Свобода, равенство, собственность объявляются неотчуждаемыми правами человека, которыми он обладает от рождения», - пишут Д.И. Луковская и И.Ю. Козлихин37 (Луковская Д.И., Козлихин И.Ю. Право, государство, политика (к разработке современной концепции правового государства)/ Политико-правовое устройство реформируемой России: планы и реальность. Серия: Россия накануне XXI века. Выпуск 3. СПб., 1995. С. 119). Закон здесь рассматривается как один из формальных (юридических) источников права, издаваемых государством. Либеральная традиция правопонимания проводит различие между правом и законом государства. Источником права является не государство, наоборот деятельность государства должна подчиняться праву. Право выше и важнее государства.38

Таким образом, принципиальное (концептуальное) различие между прагматической и либеральной моделью сводиться к тому, что в прагматической модели государство ограничено (связано) законом, а в либеральной – правом, т.е. правами человека. Например, Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью. Их признание и защита – обязанность государства. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права человека (ст. 2, 55 Конституции Российской Федерации).

Либеральная модель соотношения права и государства базируется, прежде всего, на естественно-правовой концепции, зарождение которой связано с античностью (когда право и государство мыслились еще как тождественные явления), так как многие мыслители древности проводили различие между естественным и позитивным правом. Закон должен соответствовать не только формальным требованиям ясности (понятности), стабильности, доступности (известности) и пр., но по своему содержанию должен соответствовать праву, т.е. посредством всеобщих деперсонифицированных норм утверждать в обществе равенство, свободу, справедливость и, следовательно, правовой порядок (Луковская Д.И., Козлихин И.Ю. Право, государство, политика (к разработке современной концепции правового государства)/ Политико-правовое устройство реформируемой России: планы и реальность. Серия: Россия накануне XXI века. Выпуск 3. СПб., 1995. С. 118 - 119).

Именно либеральная модель соотношения права и государства легла в основу концепции правового государства. Реальное взаимодействие права и государства осуществляется по следующим главным направлениям. Во-первых, взаимодействие права и государства очевидно в сфере правоустановления. Государство издает законы (нормативные правовые акты) и тем самым позитивирует, т.е. выражает в действующем законодательстве (позитивном праве) принципы права. Юридические источники права, признанные и санкционированные государством, придают праву свойства формальной определенности. При этом посредством законодательства легализуется и сама деятельность государства, законодательно устанавливается система высших органов государства, порядок их формирования и взаимодействия друг с другом и с населением.

Во-вторых, государство призвано содействовать субъектам права в реализации ими своих прав и обязанностей, защищать и охранять права и свободы человека, правовой статус личности. В частноправовой сфере государство должно охранять договорные отношения между физическими и юридическими лицами, например, гарантировать всем субъектам предпринимательских отношений судебное рассмотрение споров между ними, между предпринимателями и государственными органами, между предпринимателями и потребителями.

В-третьих, государство должно предотвращать и пресекать правонарушения, привлекать правонарушителей к юридической ответственности. Право (закон) определяет вид и справедливую меру юридической ответственности (государственного принуждения).

Наконец, межгосударственные отношения основываются на международном праве, принципы и нормы которого вырабатываются всем мировым сообществом. При этом, с одной стороны, международное право есть результат согласования правовых позиций разных государств (суверенных субъектов международного общения), а с другой – многие государства в своих конституциях закрепляют принцип приоритета международно-правовых принципов и норм международных договоров по отношению к собственным законам.

 

§ 4. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

<OPENTEST13< FONT>Гражданское общество и правовое государство исследуются в соотношении, как неполитическая (частная) и политическая (публичная) сферы жизни людей. Гражданское общество рассматривается в качестве относительно независимой от государства системы экономических, культурных, социальных, религиозных, этнических и иных отношений и образований (организаций). Становление институтов гражданского общества увязывается с ограничением государственного вмешательства в частную жизнь личности и возможностью членов гражданского общества воздействовать на государство, контролировать его деятельность. Гражданское общество – это социальная основа правового государства. Одним из важнейших принципов правового государства следует назвать взаимоуправление государства и гражданского общества.

Формирование гражданского общества стало возможным в процессе эмансипации (обособления) общества от государства. И хотя сам термин «гражданское общество» происходит от древнеримского слова civitas (гражданская община римлян, сообщество римских граждан) (Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М., 1999. С. 278 - 279.), в Древней Греции и Риме можно обнаружить отдельные элементы гражданского общества в той мере, в какой там существовали институты цивильного (гражданского) права, опосредующего товарно-денежные отношения, развитие ремесел и торговли. О становлении и развитии гражданского общества можно говорить в Новое время. В Древнем Риме, Древнегреческих полисах человек был участников, прежде всего, политических отношений и связей. Публичное (государственное) начало преобладало и в эпоху средневековья, потому что статус человека определялся сословием. Сословное деление средневекового «общества» означало «прямую дифференциацию государственно-правовых статусов разных сословий и их членов»39.

Сфера частных интересов обособляется от государства в Новое время в связи с ростом и специализацией производства, развитием предпринимательства, кредитно-финансовых и товарно-денежных (рыночных) отношений, другими словами – формированием общества буржуа (от французского bourgeois) или бюргеров (от немецкого bürger), т.е. горожан. Одновременно по-новому осмысливался вопрос вероисповедания, свободы мысли, творчества и т.п.

Термин «гражданское общество» возник в конце XVI века, когда складывались экономические и политические предпосылки бюргерского (буржуазного) общества. Однако концепция гражданского общества, обоснованное разграничение общества и государства встречается в трудах мыслителей XVIII века40.

<CLOSETEST12< FONT>Широкое распространение получило определение гражданского общества, предложенное Г.Гегелем. Г.Гегель рассматривал гражданское общество как буржуазное общество – новое социально-историческое явление и понятие41. По Г.Гегелю, гражданское общество – это сфера действия частных интересов, а государство - сфера общего интереса. Гражданское общество внутренне противоречиво. Каждый индивид преследует собственные цели (интересы), рассматривая других как средство для достижения своих целей (Спиридонов Л.И. Теория государства и права. СПб., 1995. С. 31 - 32.). Разрешение противоречий гражданского общества, надлежащее сочетание особенного и всеобщего достигается в разумном государстве, во всеобщем интересе которого сохраняется частный интерес (Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М., 1999. С. 280 - 281.).

Говоря о современной модели гражданского общества, следует отметить два момента. Во-первых, процесс становления гражданского общества сложен. Гражданское общество претерпело немало изменений с XVII века. Во-вторых, модель гражданского общества имеет свои отличия, порой существенные, в разных странах.

<QUEST17< FONT>Современная модель гражданского общества исходит из ряда признаков (принципов), которые являются наиболее общими для разных стран со сформировавшимися институтами гражданского общества. Гражданское общество рассматривается как правовое, открытое, сложноструктурированное общество свободных индивидов42. В системе гражданского общества выделяют несколько сфер (компонентов, уровней) отношений между индивидами: экономическую, духовную, социальную, информационную, политическую (Спиридонов Л.И. Теория государства и права. СПб., 1995. С. 33 – 34; Теория государства и права/ Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. С. 94 - 97.). При этом важно, чтобы между институтами (структурами) гражданского общества и государством установилось оптимальное равновесие. С одной стороны, государство должно способствовать разрешению противоречий (конфликтов) внутри гражданского общества, уравновешивать сталкивающиеся интересы различных социальных групп, добиваясь согласия между институтами гражданского общества. С другой стороны, гражданское общество через свои институты (группы давления) влияют на деятельность государства, контролируют государственную власть, чтобы предотвратить государственный произвол. Таким образом, развитое гражданское общество – необходимое условие формирования правового государства, а взаимное сбалансированное влияние государства и общества друг на друга – важный принцип правового государства.

<QUEST18< FONT>Кроме того, правовым считается государство, чья деятельность ограничена (подчинена) праву. Поэтому принципом правового государства называют верховенство права. Верховенство права выражается, во-первых, в идее приоритета прав и свобод человека и гражданина. Право рассматривается в качестве универсального средства общения свободных и юридически равных субъектов (индивидов). «Дело в том, - пишут Д.И. Луковская и И.Ю. Козлихин, - что право гражданского общества (право частное) развивается вместе с обществом, независимо от воли политических властей; именно в частном праве реализуются имманентные праву принципы свободы и равенства, которые лишь постепенно переносятся на политическую сферу, сферу публичного права» 43(Луковская Д.И., Козлихин И.Ю. Право, государство, политика (к разработке современной концепции правового государства)/ Политико-правовое устройство реформируемой России: планы и реальность. Серия: Россия накануне XXI века. Выпуск 3. СПб., 1995. С. 119). Во-вторых, принцип верховенства права выражается в идее верховенства закона (правового закона) в системе юридических источников права. Законы государства не должны нарушать естественные и неотъемлемые права человека, данные ему от рождения (ч.2 ст.17, ст.55 Конституции Российской Федерации). Акты, издаваемые органами исполнительной власти, не должны противоречить закону.

<CLOSETEST13< FONT>Принципом организации власти в правовом государстве должен быть принцип разделения властей, согласно которому законодательная, исполнительная и судебная ветви власти отделяются друг от друга, но имеют реальную правовую возможность взаимного ограничения и контроля. Цель – не допустить узурпации всей государственной власти в руках одного государственного органа, произвольного (не правового) осуществления государством своих полномочий и вмешательства в частную сферу жизни людей. В современных государствах принцип разделения властей реализуется с учетом особенностей формы правления (например, в смешанных республиках власть Президента занимает обособленное место, не включается ни в одну из названных ветвей государственной власти) и форм государственного (территориального) устройства (например, в федеративных государствах разделение власти дополнительно проводится между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации).

Отношения между гражданином и государством (правовым государством) должны строиться только на основании закона и в соответствии с принципом взаимной ответственности личности и государства. Споры (конфликты, противоречия) между гражданином и государством должны рассматриваться в судебном порядке. При этом, несомненно, судебная власть в правовом государстве занимает особое место, по сути является лицом правового государства (Луковская Д.И., Козлихин И.Ю. Право, государство, политика (к разработке современной концепции правового государства)/ Политико-правовое устройство реформируемой России: планы и реальность. Серия: Россия накануне XXI века. Выпуск 3. СПб., 1995. С. 121 - 122).

 

 

Тема 8. Право и правовая система

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.