Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Annotation 4 страница. Для определения здорового и больного организма врачи пользуются абсолютной и относительной диагностикой




Для определения здорового и больного организма врачи пользуются абсолютной и относительной диагностикой. Абсолютная диагностика существует только в теории, так как на основании этой диагностики можно у всякого человека найти расстройство питания. Относительная диагностика всегда применяется на практике. Та и другая диагностика требует объективного и субъективного метода исследования. Объективный метод исследования в начале расстройства питания организма, пользующийся физическим способом диагностики, т. е. осмотром, ощупыванием, выстукиванием, выслушиванием и прочее, не позволяет установить существующее расстройство, так как частицы, ткани, органы, пульс, урина, экскременты и кожа не изменились настолько, чтобы можно было предполагать какое-нибудь расстройство. Врачебная наука Тибета отдает предпочтение субъективному методу исследования, состоящему в правильных расспросах о сне, аппетите, о зрении, слухе, вкусе, обонянии, осязании-ощущении, ощущении полной удовлетворенности, о самочувствии вообще, об отделении экскрементов, урины и пота, о действии на организм различных пищевых веществ и питья, температур и окружающей среды. Подобные расспросы дают возможность врачу правильно определить состояние жизненных процессов организма. Различие между объективным и субъективным методами исследования расстройств питания в организме можно проследить на одном и том же больном. Больной ощущает неловкость и боль в правом боку и при этом по временам страдает задержкой экскрементов и газов. Объективный метод исследования посредством физических способов не устанавливает расстройства. Врач же, пользующийся субъективным методом, рядом правильных расспросов устанавливает, что неловкость и боль в правом боку, задержка экскрементов и газов происходят из-за задержки желчи, и может предсказать, что если больной в продолжение известного периода времени не примет мер, предлагаемых врачебной наукой, и не изменит образа жизни, состава пищи и питья, служащих причиной появления его недуга, то у него произойдет застой желчи и увеличение печени, образуются камни в желчном пузыре с явлениями желтухи и со всеми осложнениями этого расстройства. Объективный метод подтвердит исполнившееся предсказание только через несколько лет: врач же, посредством выстукивания, исследования экскрементов и урины, установит увеличение печени, застой желчи и присутствие камней в экскрементах. Больной преклонного возраста, имеющий порок сердца с юных лет, является к врачу, жалуется на боль в грудной области и одышку. Объективный метод исследования больного с помощью физических способов дает полную картину порока сердца, поэтому болезненное состояние грудной области и одышку приписывает пороку сердца. Тогда как субъективный метод исследования этого больного, при помощи правильных расспросов, устанавливает расстройство желудочно-кишечной системы: задержка газов и экскрементов вызывает вздутие живота и приподнятие диафрагмы; поднятие диафрагмы стеснило легкие, уже стесненные измененным с юных лет сердцем вследствие его порока, и вызвало одышку, а боли в грудной области произошли вследствие давления измененным и стесненным сердцем на чувствительные части грудной области. При лечении больного на основании субъективного метода исследования, с применением желудочно-кишечных лекарств и соответствующих образа жизни, пищи и питья, совершенно исчезают боль в грудной области и одышка. При лечении же на основании объективного метода исследования, с применением сердечных лекарств, данное расстройство ухудшается, так как не устранена причина, и может произойти нарушение компенсации (уравновешивание) сердца со всеми последствиями и смертью от водянки. Врач установит, что больной умер от порока сердца, тогда как ближайшей причиной смерти было катаральное состояние желудочно-кишечной системы, вызвавшее в организме смертельное осложнение вследствие пренебрежения диагностикой. К врачу приходят три субъекта с различными, на их взгляд, расстройствами питания: отец, мать и дочь. Врач не знает, что они из одной семьи. Сперва вошел отец. У него, по субъективному исследованию, катар желудка и кишок с обычными запорами. Врач дал ему лекарство, соответствующее этому расстройству. Второй пришла молодая особа с жалобой на мигрень, на страшную головную боль, особенно во время менструации. По субъективному исследованию оказалось, что ее головные боли происходят от катарального состояния желудочно-кишечной системы; поэтому врач дал ей то же самое лекарство, которое дал и ее отцу. Третья больная – почтенная особа, полная, с довольно выдающимся животиком, прихрамывающая. Она жаловалась на сильные боли в области раны ноги. На ноге ее образовалось несколько язвочек вследствие расширения вен, ноги были отечны, очень плотны, а язвы чрезвычайно болезненны, выделяли гной и сукровицу. Определив, по субъективному исследованию, катаральное состояние желудочно-кишечной системы, врач дал и этой больной то же самое лекарство, которое было дано предыдущим двум больным. Все трое, возвратившись домой, обратили внимание на данное врачом лекарство и нашли, что врач одно и то же лекарство дал против самых различных болезней. Но эти больные нашли нужным принимать данное им лекарство, и пищеварение отца улучшилось, мигрень дочери прошла, у матери боли в ноге прекратились, язвочки зажили, отечность ноги прошла, остались только венозные расширения. Таким образом, мы видим существенную разницу между объективным методом с применением его физических способов исследования организма и субъективным методом с применением способа исследования организма на основании правильных расспросов и изменения жизненных процессов организма. Больной преклонных лет, с большими средствами, приглашает врача и жалуется на боли под ложечкой, тошноту, рвоту, отсутствие аппетита, на изменение урины (с сужением мочеиспускательного канала), на задержку экскрементов и газов и на боли в суставах. Субъективное исследование указало, что у больного существует катаральное состояние мочевого пузыря заразного характера вследствие хронического перелоя и отравление организма этим ядом в виде ревматических болей в суставах и раздражение этим ядом слизистых путей пищеварительного канала. Больному даются лекарства против катарального состояния желудочно-кишечной системы: боли под ложечкой, тошнота, рвота, отсутствие аппетита, изменение урины, задержка экскрементов и газов исчезают, самочувствие улучшается, но обостряются боли в суставах; затем и эти боли исчезают, но обнаруживается перелой в очень острой форме. Больной обижается на врача, приглашает специалиста по перелою и говорит ему и другим врачам, что предыдущий врач вызвал у него перелой. Врач-специалист лечил его местным способом, острая форма перелоя уступила этому лечению. Но больной через три года после излечения от перелоя стал страдать теми же припадками, от которых был излечен первым врачом, и долгое время не желал обратиться к нему за помощью из опасения, что он снова вызовет перелой. Никто не хотел поверить, что перелой был вызван существованием в организме перелойного яда, и что больной мог избавиться от этого яда только возвращением последнего на место заражения, и что возвращение этого яда произошло вследствие излечения лекарствами желудочно-кишечной системы, которая была расстроена воздействием указанного яда. Наконец больной, изнемогая от рвоты с кровью из-за явно выраженного ракового процесса, решился пригласить того врача, который однажды уже излечил его. Врач после многократной просьбы родных поехал осмотреть больного, но не дал ему лекарства: было поздно, больной через несколько дней умер. Таким образом, раковый процесс был вызван расстройством питания желудка, а это расстройство было вызвано перелойным ядом.[28] Врач может встретиться с так называемыми неизлечимыми недугами (туберкулезом, раком, саркомой и другими злокачественными и доброкачественными опухолями, с прогрессивным параличом, сухоткой спинного мозга, с перерождением важнейших органов и тканей), которые развиваются под влиянием расстройства жизненных процессов, вызывающих расстройство питания частиц, тканей и органов. Объективный метод исследования (при помощи физического способа) в начальном периоде этих расстройств не позволяет точно определить характер и опасность в будущем данного расстройства. Тогда как, руководясь субъективным методом исследования, при помощи правильных расспросов, врач может безусловно верно определить существующее расстройство и предсказать картину развития его до состояния, опасного для организма, и предложить средства для исправления расстройства жизненных процессов, которое могло бы быть причиной развития вышеуказанных неизлечимых расстройств. Во всяком случае лишь объективный метод исследования расстройств питания организма с применением только физических способов исследования следует считать грубым методом, так как этот способ диагностики имеет дело с явно выраженными изменившимися качественно и количественно частицами, тканями и органами, – так сказать, с изменениями предсмертными. * * *

Основные взгляды врачебной науки Тибета, приведенные в сведениях по эмбриологии, анатомии, физиологии, патологии и диагностике, говорят о том, что и благосостояние человеческого организма, и расстройство его находится в зависимости от трех основных причин, которые, в свою очередь, зависят от степени физического и умственного развития человека: 1) от неумения управлять своими страстями, 2) от отсутствия истинной доброты и 3) от незнания врачебной науки в частности и от незнания вообще. 1) По первой причине – из-за неумения управлять своими страстями – возникают расстройства-питания органов, тканей и частиц, поддерживающих равновесие жизненно-живой теплоты в организме. К ним относятся органы, ткани и частицы, находящиеся непосредственно под влиянием восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха, т. е. нервно-мышечная система. 2) По второй причине – из-за отсутствия истинной доброты – возникают расстройства питания кровеносной системы во главе с сердцем и печенью. Истинная доброта есть проявление гармонии физического и умственного развития. В зависимости от умственного и физического развития субъекта получаемые им внешние впечатления по-разному воспринимаются центральной нервной системой, которая получает питание, благодаря восприятию, уподоблению, всасыванию, усвоению, удалению-очищению-расходованию воздуха, желчи и слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы. Люди, у которых вполне гармонично физическое и умственное развитие, способны моментально критически отнестись к внешним впечатлениям даже самого потрясающего свойства, и эти впечатления уже не нарушают восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха, жизненных процессов желчи и слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы, поэтому и не вызывают энергичной деятельности сердца и кровеносных сосудов и не угнетают желчетворительной способности печени, первоисточника энергичечного проявления деятельности центральной нервной системы. Тогда как субъекты, у которых нет полной гармонии между физическим и умственным развитием, от таких же потрясающих впечатлений теряются и не способны отнестись к ним критически, чем и вызывают у себя различные расстройства питания (болезни), преимущественно кровеносной системы, сердца и печени, затем разные расстройства питания в организме, зависящие от этих органов. Такие субъекты постоянно расстраивают свое здоровье, так как люди окружены неожиданностями. Расстройство же кровеносной системы, сердца и печени происходит от того, что эти впечатления оказывают влияние прямо на желчетворение и желчевыделение. В первый момент восприятия впечатлений организмом теряется много тепла, сосуды расширяются, в следующий момент сосуды сжимаются, уменьшается потеря теплоты и начинается сердцебиение вследствие сосудистого сопротивления и увеличения системы желчи в крови. Из этого ясно, что частое повторение подобных явлений вызывает полное расстройство кровеносной системы, сердца и печени. 3) По третьей причине и, в частности из-за незнания условий нашей жизни, возникают все расстройства питания слизистых и эпителиальных покровов, – по выражению европейских врачей, простудно-катаральные болезни. Эти расстройства питания происходят из-за частного или общего охлаждения организма вследствие неумения приспосабливаться к разнице температур вообще и к разным температурам времен года в частности, к барометрическим изменениям, к ветру, к дождю, к климатическим условиям и, наконец, к помещению, к одежде, к пище и питью разных температур. Неумение сообразовываться с указанными явлениями и обстоятельствами вызывает прежде всего расстройство питания кожи и слизистых покровов, доступных внешнему влиянию. Эти последние, в свою очередь, имеют влияние на слизистые и серозные покровы всего организма в зависимости от того, какой район кожи и слизистых покровов, доступных внешнему влиянию, охладился качественно и количественно. Таким образом, по первой причине происходят расстройства восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха, по второй – расстройства желчи, по третьей – слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы. * * *

Дальнейшее благосостояние организма и расстройство его уже зависят от времени года, от индивидуальной чувствительности, от образа жизни, пищи и питья. Мы теперь перейдем к образу жизни. Умственное и физическое развитие человека во многом зависит от образа жизни. Врачебная наука утверждает, что лица, заботящиеся о своем правильном умственном и физическом развитии, прежде всего должны ознакомиться с ее основными принципами. Эти принципы доказывают, что только гармония между физическим и умственным развитием может сформировать более совершенных людей. Развитие ума в ущерб телу, и наоборот, всегда ведет к тем ненормальным явлениям, которые принято называть безнравственными. Врачебная наука Тибета учит, что расстройства питания организма, т. е. всевозможные болезни, весьма часто трудноизлечимые, возникают у лиц, ведущих предосудительный образ жизни, например, у лжецов, клеветников, воров, убийц, завистников, гордецов, честолюбцев, сребролюбцев, поклонников еды, питья, беспутства и др. Все они – жертвы расстроенного питания организма, и сами, в свою очередь, способствуют дальнейшему расстройству питания до степени неизлечимости, если, пусть даже и с опозданием, не оставят своих пороков и не будут следовать точным указаниям врачебной науки Тибета. Все вышеназванные пороки излечимы. Следует твердо знать, что в момент зачатия наследственно передаются различного рода пороки, которые во время зародышевой жизни могут исчезнуть, если жизненные процессы у матери совершаются правильно, и, следовательно, младенец получает нормальное питание. В противном случае плод появляется на свет с унаследованными пороками, которые, при приведении в нормальное состояние жизненных процессов младенца, могут исчезнуть. Все умственные расстройства, по учению врачебной науки, зависят от расстройства восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха в центральной нервной системе и от расстройства жизненных процессов желчи и слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы этого же района. Известно, что центральная нервная система получает питание, главным образом, при помощи двух сонных и двух позвоночных артерий, и множества вен, уносящих кровь из центральной нервной системы, наполненных продуктами восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха, жизненных процессов желчи и слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы. Врачебная наука учит: 1) под влиянием нормального восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха проявляются различные способности, нормальная деятельность шести чувств и воля, 2) под влиянием жизненных процессов желчи, действующей на центральную нервную систему при помощи кровеносной системы, проявляются ясность мысли, энергия, решительность, всякого рода желания, 3) вследствие нормального состояния жизненных процессов слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы головного мозга обнаруживается правильное отправление шести чувств, проявление довольства. Вот что можно сказать о вышеназванных пороках: 1) ложь и клеветничество – продукты потери воли вследствие расстройства восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха и центральной нервной системы; 2) воровство, убийство, зависть, гордость, честолюбие, сребролюбие – продукты потери воли вследствие расстройства восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха и жизненных процессов желчи; 3) чрезмерная склонность к еде, пьянству и беспутству – продукты потери воли вследствие расстройства восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха и расстройств жизненных процессов слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы. Все анормальные явления в области мысли, речи и действий, по врачебной науке Тибета, также объяснимы расстройством жизненных процессов. Нервные центры, очевидно, работают нормально только при условии нормального состояния восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха, жизненных процессов желчи и слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы. При таком состоянии жизненных процессов преступные деяния не имеют места. Эти деяния могут возникнуть только вследствие определенного расстройства питания центральной нервной системы, происходящего из-за расстройства в ней восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха, жизненных процессов желчи и слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы. Вот почему преступные деяния всегда имеют характер спорадический, т. е. случайный. Все вышесказанное возможно подтвердить экспериментальным путем, ибо эти положения выработаны именно указанным путем. Вот почему для сохранения здоровья врачебная наука советует прежде всего быть правдивым и стоять за правду, не делать никому зла даже мысленно, не говорить много, не утруждать шесть чувств, но и не оставлять их в бездействии, быть осторожным во всем и везде, избегать бессонных ночей, усиленного умственного и физического труда, быть твердым в своих убеждениях, милосердым, не следует поддаваться страстям, сообразовываться с временами года в образе жизни, в пище, питье, в одежде и в помещении, держать в безусловной чистоте себя и свое помещение, держать нижнюю свою сферу в такой же чистоте, как лицо и рот, подмываться каждый раз теплой водой после всякого естественного отправления. В супружестве весьма часто один из супругов, у которого умственное и физическое развитие находится в гармонии, может оказать благотворное и оздоравливающее влияние на другого, имеющего даже большие недостатки, но во всяком случае не следует вступать в брачный союз с больными умственно и физически; следует избегать в браке кровного родства; в известного рода супружеских отношениях безусловно надо соблюдать правила относительно времен года, иначе произойдет истощение, ибо в жизненных процессах ясно указано, в какое время года и при каких обстоятельствах организм имеет способность удерживать свой актив на наибольшей высоте. Поэтому потеря тепла и производство вновь продуктов для известных супружеских отношений не отзывается истощающим образом на организме. Безусловно воспрещаются известного рода супружеские отношения лицам истощенным, голодным, изнуренным физически, умственно, потерявшим много крови, страдающим хроническими затяжными катарами тонких кишок. Для того чтобы достигнуть гармонии между умственным и физическим развитием, следует обращать внимание на шесть чувств. Правильно воспитывать все шесть чувств – значит создать прочный фундамент гармонии умственного и физического развития. Благодаря только шести чувствам человечество имеет связь с внешним миром. Из этого ясно, что все недостатки шести чувств дадут человеку ложные представления обо всем, что вне его. Для получения истинных представлений эти чувства должны быть воспитаны под влиянием теплоты, света, пространства, воздуха, воды и почвы. Но так как неумение обращаться с этими последними также может дурно повлиять на шесть чувств, то следует обратить внимание на нижеследующее: как усиленный свет и теплота, так и чрезмерное ослабление их дурно действует на зрение, неумение приспосабливаться к пространству или слишком обостряет слух и надрывает голос, или же притупляет слух и делает голос слабым. Кто не обращает внимания на кожу и слизистые покровы, тот не умеет приспосабливаться к разнице температур, не развивает в себе чувства осязания-ощущения, тот или ослабляет чувство ощущения и осязания, или делает их чувствительными до болезненности, поэтому подвергается различным расстройствам питания. Кто не умеет обращаться с водой как «со вкусовым веществом», тот не может предохранить свой организм от расстройства вследствие поступления в него воды плохого качества и других вредно действующих жидкостей. Наконец, благодаря почве и растительному царству и благодаря существованию различных запахов воспитывается обонятельный орган. Правильно воспитанный обонятельный орган может предохранить организм от попадания в него вредных пахучих веществ. Из всего предыдущего ясно, что центральная нервная система, куда доставляются все сведения о внешнем мире благодаря шести чувствам, будет тем совершеннее, чем совершеннее будут все шесть чувств, и, наконец, сама центральная нервная система, достигшая известного совершенства, потребует совершенного физического развития. Ясно из этого, что мысли, речи и действия подобных субъектов примут характер более совершенный и эти субъекты окончательно поймут, что счастье на земле возможно только при двух условиях: при разумной жизни и разумном труде. Хотя «счастье», «разумная жизнь» и «разумный труд» – понятия относительные, но ведь всякий понимает, что безусловного счастья, понимаемого всеми одинаково, не может быть на земле: всякий, сообразно гармонии своего умственного и физического развития, понимает счастье по-своему. Но врачебная наука Тибета под словом «счастье» понимает удовлетворенность умственную и физическую в данный момент. Что же такое разумная жизнь? Разумной жизнью врачебная наука Тибета называет умение содержать в чистоте ум и тело и оберегать себя от всяких излишеств, потому что они препятствуют умственному и физическому развитию. Мы ранее ознакомились с теми средствами, которые ведут людей к разумной жизни. Одним из средств для достижения разумной жизни должен считаться и разумный труд. Что означает «разумный» труд? Это труд, соответствующий индивидуальности того, кто им занимается. С одной стороны, разумный труд ведет к разумной жизни, с другой – разумная жизнь без труда невозможна. Врачебная наука Тибета требует, чтобы труд умственный не утомлял центральную нервную систему как часть тела, а труд физический не задерживал проявления умственных способностей. Физический труд только тогда приносит пользу организму, когда он целесообразен в самом широком смысле этого слова и совершается на открытом воздухе. Физический же труд в виде гимнастических упражнений, верховой езды, рукоделия, танцев, фехтования и т. д. безусловно вреден, если он совершается в душных помещениях. Из всех видов физического труда врачебной наукой Тибета рекомендуется сельскохозяйственный труд в широком смысле этого слова, потому что этот труд имеет значение воспитательное и он легче всего способствует правильному умственному и физическому развитию. Благодаря сельскохозяйственному труду человек может избежать экономической катастрофы, так как этот вид труда самым дешевым образом одевает и кормит не только его самого, но и семью его, и живой инвентарь. Этот труд дает полное благосостояние и довольство. При сельскохозяйственном труде не зарождается пролетариат и тунеядство. Сельские хозяева в большинстве люди мирные, доброго нрава; у них скорее, чем у ремесленников, зарождается чувство сострадания к животным и любовь к ним и легче всего возникают человеколюбивые устремления. Они – враги всевозможных беспорядков, грабежей, разбоя и войн. Они более всех сочувствуют ближним, ценят время и стараются следить за временами года, чтобы предупредить возможные бедствия. Они больше всего ценят природу и понимают значение собственности и труда. Все другие отрасли труда имеют место только при процветании сельскохозяйственного труда, иначе они являются началом, нарушающим умственное и физическое развитие, и влекут за собой гибель рабочих и даже вырождение целой страны. Примеры указать нетрудно. Все ужасаются нравам фабрично-заводских рабочих, и Франция – «родоначальница» этих рабочих – давно заметила у себя вырождение, тогда как сельскохозяйственный Китай своим трудом обогатил 400-миллионное население, и он не нуждается ни в чем извне, но, к сожалению, население Срединного государства, поставив выше всего на свете труд и материализм, не способствовало гармонии умственного и физического своего развития. * * *

Врачебная наука Тибета указывает, что пищевые вещества, способствующие сохранению в равновесии жизненных процессов и нормальному питанию семи тканей и четырех главных выделений для поддержания гармонии умственного и физического развития, по своему виду разделяются на: 1) воздухообразные, 2) жидкие и 3) твердые, а по действию на: 1) укрепляющие, т. е. поднимающие энергию жизненно-живой теплоты, 2) ослабляющие, т. е. понижающие энергию жизненно-живой теплоты, и 3) нейтральные. 1) Представителем воздухообразных пищевых веществ считается воздух. Место усвоения его – легкие, слизистые пути, начиная от рта и носа до anus'a включительно, так как с жидкими и твердыми пищевыми веществами входит в первые пути пищеварения и усвоения большое количество воздуха и других газов, содержащихся в этих пищевых веществах. Нормальные отправления кожи и слизистых покровов, доступных внешнему влиянию, и дальнейшее их совершенствование находятся в зависимости от состояния атмосферного воздуха. Ощущение и осязание могут совершенствоваться постепенно до высоких и невероятных пределов, если будет обращено особенное внимание на влияние атмосферного воздуха на кожу и слизистые покровы. Воздухообразные пищевые вещества усваиваются организмом для поддержания жизненности оживленных воздухообразных веществ организма. Нервно-мышечная система более всех нуждается в правильности восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха, так как она в проявлении своей деятельности преимущественно обязана воздухообразному пищевому веществу. Из жизненных процессов, совершающихся в организме, врачебной наукой Тибета самым чувствительным к различным влияниям признается восприятие, уподобление, всасывание, усвоение, удаление-очищение-расходование воздуха, поэтому-то при всякого рода расстройствах в организме оно расстраивается первым и излечивается последним. Вот почему перед всякой болезнью обнаруживается прежде всего расстройство нервно-мышечной системы в виде бессонницы, общего недомогания и т. п., и после выздоровления субъекта она долгое время не приходит в нормальное состояние: субъект продолжает чувствовать слабость и неспособность к умственному и физическому труду. При таких обстоятельствах лучшим пищевым веществом для укрепления нервно-мышечной системы служит чистый, преимущественно горный воздух в защищенной от ветров местности. 2) К жидким пищевым веществам относятся воды (дождевая, снежная, речная, ключевая, колодезная, солончаковая и болотная), молоко (кумыс, кефир, простокваша и пр.), вина и различные напитки. 3) Твердые пищевые вещества делятся на простые (семена, различные сорта мяса, масла (жиры), зелень) и сложные (искусственно приготовляемые). Все эти пищевые вещества, раз попав в организм, изменяются под влиянием трех жизненных процессов: под влиянием секреции слизистых путей, изменяющей пищевые вещества; под влиянием действий воздухообразных веществ на нервно-мышечную систему первых путей пищеварения и усвоения и на сами пищевые вещества; под влиянием жизненных процессов желчи. Жидкие и твердые пищевые вещества, измененные жизненными аппаратами, идут на поддержание жизненности оживленных жидких и твердых веществ организма. Какую роль играют пространство и теплота-свет в значении пищевых веществ для организма – понятно из сказанного выше, ибо жизненная живая теплота, производимая организмом вследствие его целесообразной самостоятельной деятельности, недостаточна для поддержания жизненно-живой теплоты организма без теплоты-света Вселенной, а без пространства, определенного для жизненности, жизнь невозможна. Из этого выходит, что в структуре живой единицы, вызванной проявлением особой силы, участвуют в отдельности оживленные воздухообразные жидкие и твердые вещества, оживленная теплота-свет (жизненно-живая теплота) и оживленное пространство, т. е. то пространство, без которого жизнь невозможна. * * *

Не следует думать, что тибетская врачебная наука считает лекарством какое-нибудь особое вещество, которое, будучи введено в организм, может тотчас же излечить какое-либо расстройство питания в организме – болезнь. Представители европейской медицины до сих пор ищут какое-то уникальное средство, обладающее возможностью моментального изменения патологического болезненного явления в организме. По взглядам европейских светил – авторитетов медицины – все патологические явления сводятся к появлению болезнетворных микроорганизмов в теле человека. Эти микробы уже найдены и изучены, и даже, особенным образом воспитанные, они вводятся в здоровый организм для того, чтобы предохранить его от заболевания в будущем. По этой теории, если когда-нибудь найдутся все возбудители всех патологических явлений организма и будут введены в него, то цель будет достигнута, т. е. организм будет приведен в состояние, не поддающееся заболеваниям той болезнью, возбудители которой введены в организм. Представители врачебной науки Тибета пойдут на компромисс с этой теорией только в том случае, если в основе ее будет следующее положение. Животный организм – это колония микроорганизмов различных национальностей, имеющих между собой тесную связь по целесообразной самостоятельной деятельности, направленной к самосохранению. Если в эту колонию неожиданно попадает неизвестная ей и совершенно чужеродная колония микроорганизмов, то последняя может нанести большой удар микрофлоре организма. Вследствие случайности и неожиданности микрофлора не в состоянии будет выдержать борьбу с пришельцами и может погибнуть, гибель ее влечет за собой и гибель самого организма. Следовательно, бактерии и их продукты, вводимые в организм как предупредительное средство, имеют то единственное значение, что бактерии организма, как стремящиеся к самосохранению под влиянием целесообразной самодеятельности, в состоянии будут приучиться к обороне против попадающих в организм чужеродных бактерий, и потому микробы, причинявшие гибель организму неподготовленному, сами погибают в борьбе с микроорганизмами организма, уже подготовленного к обороне. Но так как организм, у которого умственное и физическое развитие в гармонии, имеет всегда возможность выдержать борьбу в случайных неожиданных ситуациях, то понятно, что микроорганизмы такого организма всегда способны уничтожать всякие микробы, чужеродные им и случайно к ним попавшие. Из этого ясно, что микроорганизмы вообще, по понятию врачебной науки Тибета, причинами расстройств питания, т. е. болезней, никоим образом не могут быть, но зато организм, у которого произошло полное расстройство питания и у которого колонии микроорганизмов ослабели вследствие расстроенного питания, может служить прекрасной почвой для вступления и развития чужеродных возбудителей, ищущих пищевые вещества для своего существования, и эти чужеродные микробы, несомненно, могут способствовать дальнейшему истощению и разрушению организма. Если же будет дана возможность излечить расстройство питания организма, – следовательно, и питания колонии микроорганизмов организма – разумным предписанием соответствующего образа жизни, пищи, питья и лекарственных веществ, исправительного метода лечения, то организм и его микрофлора будут излечены, и они будут в состоянии истребить чужеродные микробы, попавшие в организм, господствовавшие там и причинявшие как микроорганизмам, так и всему организму смертельный вред. Итак, по взглядам врачебной науки Тибета, на организм, у которого умственное и физическое развитие в гармонии, не оказывают никакого воздействия и влияния всевозможные возбудители заразных болезней. Если нам известны причины расстройства организма, то нетрудно принять правильное решение по поводу лекарств и лечения. Врачебная наука Тибета признает, что расстройства питания в организме приводятся в нормальное состояние при помощи: 1) соответствующего образа жизни, 2) пищевых веществ, 3) лекарственных веществ и 4) хирургического, механического и вообще наружного способа лечения. Все это является лекарством для организма. Но врачебная наука Тибета придерживается о них следующих представлений. Все лекарственные вещества различаются по шести строго определенным вкусам и по восьми определенным действиям на три жизненных процесса в организме и во всех отношениях сходны с действием на организм соответствующего образа жизни и пищевых веществ. Все три царства природы, несомненно, могут служить как пищевыми, так и лекарственными веществами. Так, например, поваренная соль, употребляемая с пищей, относится к пищевым веществам, употребляемая же самостоятельно в малых дозах относится к лекарствам. Различного рода мясо, служащее пищей, употребляемое в малых дозах и приготовленное особым образом в комбинации с другими веществами, относится к лекарствам. Всевозможные цветы, фрукты, листья, стебли и коренья, употребляемые в пищу, в малых дозах и особым образом приготовленные, относятся к лекарственным веществам. Отсюда всякий может иметь представление о лекарствах в широком смысле слова. Итак, очевидно, нет разницы между действиями пищевых и лекарственных веществ на организм человека. Действительно, на это врачебная наука Тибета дает совершенно точный ответ, так как ей отлично известно влияние времен года, образа жизни, индивидуальной чувствительности, пищевых, лекарственных веществ и хирургического способа лечения на организм при благосостоянии и расстройствах его питания, т. е. при болезнях. Все лекарственные вещества вызывают в организме деятельность в двух направлениях: к прогрессу или регрессу при расстройствах питания и только к прогрессу при благополучии организма. Из предыдущих разделов мы узнали, что при всякого рода болезнях в организме прежде всего расстраивается восприятие, уподобление, всасывание, усвоение, удаление-очищение-расходование воздуха, и всегда оно излечивается последним. Самым же чувствительным показателем в этих случаях является колебание температуры. Если расстройство восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха осложняется расстройством жизненных процессов желчи, то температура повышается, в организме наблюдается усиленный прогресс, ведущий его или к разрушению при чрезмерном повышении температуры за пределы жизненности, или к регрессу при излечении этих расстройств. При осложнении с расстройством слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы температура понижается, в организме наблюдается усиленный регресс, ведущий его к разрушению при чрезмерном понижении температуры ниже пределов жизненности, или к прогрессу при излечении этих расстройств. Из этого ясно, что все лекарственные вещества, избавляя от температуры, должны излечивать осложненное расстройство восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха и жизненных процессов желчи, т. е. понижать температуру организма, а при понижении температуры должны излечивать осложненное расстройство восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха и жизненных процессов слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы, т. е. повышать температуру. Подобным же образом действуют на эти расстройства определенный образ жизни, пищевые вещества, хирургический, механический и другие способы лечения. Единственная разница между лекарственными и пищевыми веществами состоит в том, что лекарства, употребляемые в малых дозах, быстрее воспринимаются и усваиваются тканями и потому способствуют более правильному течению жизненных процессов в организме, не утруждая его целесообразной самодеятельности, направленной на самосохранение. Вот почему врачебная наука Тибета утверждает, что все окружающее нас может служить лекарством. И нет не только надобности, но совершенно было бы ненаучно отвергать такое представление о лекарствах, тем более отыскивать какую-то панацею от всякой болезни. Врачебная наука Тибета, изучавшая действие на организм ртути (во всех ее соединениях), являющейся в европейской медицине единственным уникальном лекарством против сифилиса, научно, на основании конкретных данных, совершенно экспериментальным путем может доказать, что ртуть не только не является уникальным средством против сифилиса, но, неумело примененная в больших дозах, без соответствующего образа жизни, пищевых и лекарственных веществ, может причинить организму чрезвычайный вред, что подтверждается многочисленностью неврастеников, табетиков, импотентов среди лиц, пользовавшихся лечением ртутью. Являются ли подобные результаты последствием сифилиса или неумелого лечения ртутью? Опытным путем вредное воздействие ртути легко доказать, хотя на это потребуется много времени. Врачебная наука Тибета утверждает, что благополучие не только отдельного человека, но также семьи, общества и государства зависит: 1) от разумной жизни и 2) от разумного труда. Итак, разумная жизнь и разумный труд – лучшее лекарство для благополучия организма. Действие лекарственных веществ, употребляемых в малых дозах, распознается по шести вкусам: 1) приятному, 2) кислому, 3) соленому, 4) горькому, 5) жгучему и 6) вяжущему. Действуют они на вкусовые органы в полости рта. Вещество, вызывающее приятное чувство и аппетит, принадлежит к группе веществ приятного вкуса. Вещество, вызывающее при действии на вкусовые органы усиленное отделение слюны, судорожное сокращение лицевых мышц и ощущение сведенных челюстей относится к веществам кислого вкуса. Вещество, увеличивающее выделение слюны и вызывающее ощущение жара, – соленого вкуса. Вещество, вызывающее горечь и отвращение к нему, но при этом уничтожающее гнилостный запах в полости рта, принадлежит к веществам горького вкуса. Вещество, вызывающее слезы из глаз, жжение языка и полости рта, – жгучего вкуса. Наконец, вещество, вызывающее при действии на вкусовые органы чувство шероховатости на языке и на нёбе, относится к веществам вяжущего вкуса. К веществам приятного вкуса относятся: солодковый корень, виноград, шафран, белая глина, корни, родственные женьшеню, сахар, мед, различные виды мяса, молоко и масло. К веществам кислого вкуса: гранат, барбарис, яблоко, простокваша, кефир, кислые вина и т. п. К веществам соленого вкуса принадлежат: поваренная соль, китайская соль, корица, natrium bicarbonicum и т. п. К веществам горького вкуса: лимон, генциана, аконит, мускус, желчь, нефть и т. п. Из веществ жгучего вкуса назовем: гвоздику, перец, имбирь, шингун (род лука). Из веществ вяжущего вкуса: кипарис, миробалан, черемуху. Камфара, щавель и т. п. относятся к веществам смешанного вкуса. В веществах приятного вкуса преобладают вещества из почвы и воды; в веществах кислого вкуса преобладают вещества из почвы и теплота-свет; в веществах соленого вкуса преобладают вода и теплота-свет; в веществах горького вкуса преобладают вода и воздух; в веществах жгучего вкуса преобладают воздух и теплота-свет; в веществах вяжущего вкуса преобладают вещества из почвы и воздух. Лекарственные вещества, в которых преобладают вещества из почвы, – тяжеловесны, пресны, обладают успокаивающим действием, мягки и жирны, поэтому они прочны, тверды, способствуют питанию и излечивают расстройство восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха. Лекарственные вещества, в которых преобладает вода, – жидкие, прохлаждающие, тяжелые, обладают успокаивающим действием, жирные, скользкие, мягкие; влажность, мягкость и их способность связывать зависят от преобладания в этих веществах воды. Эти лекарства излечивают расстройство жизненных процессов желчи. Лекарственные вещества, в которых преобладает теплота-свет, – жгучего, острого свойства, сухи, прохладны, легки, жирны, подвижны. Они способствуют увеличению теплоты в организме, от них зависит цвет окраски частиц, тканей и органов организма. Эти лекарства излечивают расстройство жизненных процессов слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы. Лекарственные вещества, в которых преобладает воздух, – легки, подвижны, холодны и слишком сухи. Эти лекарства излечивают совместные расстройства жизненных процессов желчи, слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы. Пространство необходимо в каждом лекарственном веществе, но, тем не менее, пористые лекарства излечивают сложные расстройства всех трех жизненных процессов. Если придется составлять лекарства на основании вышеназванных данных, то окажется, что нет на земле ни одного вещества, которое не было бы целебным. В лекарственных веществах, способствующих выделению вверх, преобладают теплота-свет и воздух. В лекарственных веществах, оказывающих слабительное воздействие, преобладают вещества из почвы и воды. Почва, вода, теплота-свет, воздух и пространство служат условиями, без которых немыслимо образование ни одного из лекарственных веществ. Из почвы лекарственные вещества получают остов (основу); вода в них содержится в определенном количестве; теплота-свет способствует обнаружению определенного цвета, роста и величины; со всеми лекарственными веществами связано определенное количество атмосферного воздуха; каждое из них занимает определенное пространство; наконец, каждое лекарственное вещество имеет свойственный ему определенный вкус. Вещества приятного, кислого, соленого и жгучего вкуса излечивают расстройства восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха. Вещества горького, приятного и вяжущего вкуса излечивают расстройства жизненных процессов желчи. Вещества жгучего, кислого и соленого вкуса излечивают расстройства жизненных процессов слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы. В особенности полезны старикам, детям, утомленным и страдающим катаром зева, вещества приятного вкуса. Они излечивают и укрепляют ткани, способствуют упитыванию, заживляют раны, придают цветущий вид, способствуют лучшему отправлению шести чувств, долголетию, служат противоядиями и излечивают сложные расстройства восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха и жизненных процессов желчи. Вещества эти, принимаемые в излишестве, способствуют усилению жизненных процессов слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы, ожирению, ослаблению жизненно-живой теплоты, тучности, мочеизнурению и образованию сильных опухолей и опуханию желез. Вещества кислого вкуса усиливают жизненно-живую теплоту, возбуждают аппетит, утоляют жажду, способствуют пищеварению и усвоению, при прикосновении охлаждают; при помощи веществ кислого вкуса задержанные газы удаляются. Излишество в употреблении этих веществ усиливает расстройство крови и жизненных процессов желчи – организм слабеет, у больного темнеет в глазах, начинается головокружение, появляются отеки, склонность к рожистым воспалениям, кожным расстройствам, к жажде. Принимающие их легко подвергаются инфекциям. Вещества соленого вкуса способствуют удалению отвердевших, задержанных и непереваренных веществ; соленые ванны способствуют потоотделению, усилению жизненно-живой теплоты, возбуждают аппетит. Излишество в употреблении этих веществ способствует выпадению волос, образованию седины и морщин, ослабляет организм, вызывает жажду, способствует расстройству крови и жизненных процессов желчи, а также образованию различных хронических опухолей, предрасполагает к рожистым воспалениям. Вещества горького вкуса излечивают потерю аппетита, удаляют паразитов, утоляют жажду, служат противоядиями, излечивают хронические опухоли, обмороки, инфекционные расстройства, расстройства жизненных процессов желчи, уничтожают гниение, жир, костный мозг; экскременты теряют воду под влиянием горьких веществ; урина уменьшается; дух делается бодрым; излечиваются грудница и сипота. Если эти вещества употребляются в излишестве, то все ткани истощаются и возникают расстройства восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха и жизненных процессов слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы. Вещества жгучего вкуса излечивают расстройства дыхательных путей и зева, излечивают опухоли желез на шее, вызывают нарывы, усиливают пищеварительные способности, возбуждают аппетит; жир и различные гниющие вещества теряют воду и удаляются из организма; благодаря веществам жгучего вкуса кровеносные сосуды расширяются. Если эти вещества употребляются в излишестве, истощается сперма, возникают расстройства поясничной части спинного мозга с дрожанием конечностей, с судорогой в них и с обмороками. Вещества вяжущего вкуса способствуют потере воды в кровяной ткани, в желчи, в жирах, во всем, что гниет, излечивают расстройство жизненных процессов желчи, улучшают цвет жировой ткани и кожи. Если эти вещества употребляются в излишестве, то слизь увеличивается, начинаются запоры, образуются газы, происходит расстройство сердечной деятельности, чувствуется слабость, кровеносные сосуды сужаются. В общем необходимо знать, что вещества приятного вкуса излечивают расстройства восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха и жизненных процессов желчи. Большинство веществ приятного вкуса, за исключением старого зерна и различного рода мяса животных, живущих на суше, вызывают расстройства жизненных процессов слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы. При этих расстройствах весьма полезны оленина, рыба, баранина и мед. Вещества кислого вкуса, излечивая расстройства жизненных процессов слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы, вызывают расстройства жизненных процессов желчи, китайское же яблоко ослабляет образование усиленной теплоты в крови и в жизненных процессах желчи. Вещества соленого вкуса излечивают расстройства восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха и жизненных процессов слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы и, за исключением поваренной соли, вызывают расстройство жизненных процессов желчи. При усиленном употреблении веществ соленого вкуса пищеварение затрудняется и вызывается расстройство жизненных процессов слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы. Вещества горького вкуса излечивают расстройство жизненных процессов желчи и вызывают сложные расстройства жизненных процессов слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы и восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха, только корень лед-ре излечивает сложные расстройства жизненных процессов слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы и восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха. Вещества жгучего вкуса излечивают расстройства жизненных процессов восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха и слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы и, за исключением лука и piper longum, вызывают расстройство жизненных процессов желчи. Усиленное употребление веществ жгучего вкуса вызывает расстройства восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха. Вещества вяжущего вкуса излечивают расстройство жизненных процессов желчи, за исключением миробалана, большинство веществ вяжущего вкуса вредно действуют на жизненные процессы слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы и на восприятие, уподобление, всасывание, усвоение, удаление-очищение-расходование воздуха. Все эти вещества шести вкусов, поступая в первые пути пищеварения и усвоения, встречают там определенную теплоту, способствующую пищеварению, и, под влиянием жизненных процессов слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы и желчи и восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха, изменяются при всасывании. Так, например, вещества приятного и соленого вкуса изменяются при всасывании и в измененном виде имеют приятный вкус. Вещества кислого вкуса при всасывании сохраняют свой кислый вкус. Вещества горького, жгучего и вяжущего вкуса при всасывании приобретают горький вкус. Каждое из них излечивает двойное сложное расстройство трех жизненных процессов. Различные лекарственные вещества изучены тибетскими врачами при помощи аналитического и синтетического методов. Лекарством может называться все, что существует в мировом пространстве, включая и самое пространство, если только организм нуждается в нем. На вопрос одного из представителей тибетской врачебной науки, заданный своему учителю, – что такое лекарство, тот ответил, что лекарств, в том узком смысле, в каком принято понимать их, т. е. как чудодейственные вещества, не существует и не может существовать. Производящие чудеса средства, не изученные экспериментальным путем, подвергают жизнь опасности или только обольщают. При разумном же понимании оснований врачебной науки человечество постоянно окружено целебными веществами, могущими спасти ежеминутно нашу жизнь. Представим себе человека, блуждающего по безводной пустыне. Он начинает испытывать жажду потому, что организм нуждается в воде, которая составляет 3/4 нашего организма. Жажда есть признак наступления расстройства питания тех тканей организма, которые больше всех нуждаются в воде. Подобный субъект, испытывающий расстройство питания, вследствие недостатка влаги может умереть, если не утолит своей жажды, и нет никаких средств вернуть его к жизни, кроме чашки воды, которая делается в этот момент нектаром, единственным лекарством, излечивающим умирающего от жажды. Один путешественник, заблудившийся в Гималайских горах, был застигнут ураганом при северном ветре. Снег и метель заставили путника искать убежища среди скал; заснув там, он начал замерзать и неминуемо должен был погибнуть. Когда он стал уже окоченевать, облака рассеялись, проник солнечный луч, постепенно отогрел замерзавшего и привел его в чувство. Благодаря теплым лучам солнца путник ожил и благодаря дневному свету имел возможность отыскать дорогу. Таким образом теплота и свет спасли жизнь человека, у которого собственная прирожденная энергия жизненно-живой теплоты не в силах была противодействовать внешнему влиянию. Вследствие неблагоприятно сложившихся обстоятельств, вследствие недостатка прирожденной энергии жизненно-живой теплоты организма этот человек замерз бы и неминуемо погиб, если бы нектар теплоты и свет Вселенной не подоспели вовремя. Заблудившийся путешественник попал в пещеру, в которой он стал задыхаться и упал, потеряв сознание. Он должен был бы умереть от недостатка воздуха, так как пещера оказалась наполненной вредным для дыхания газом. В это время поднялся сильный ураган, чистый воздух с шумом ворвался в отверстие пещеры, достиг задыхавшегося и постепенно оживил его. Придя в сознание, несчастный путник инстинктивно направился ползком в ту сторону, откуда проникал свежий воздух. Таким образом, благодаря живительному нектару – воздуху, погибавший спасся от грозившей ему смерти. Некто, имевший большую семью и поместье близ одного из городов Магадийского царства, обыкновенно проводил часть года в городе, население которого ежегодно увеличивалось вследствие быстро возраставшей торговой деятельности. От скопления населения в городе стала ощущаться теснота, почва загрязнялась из года в год; наконец настало время, когда различные заразные болезни, не исключая холеры и чумы, стали свирепствовать, так что жители начали разбегаться. Только те из обитателей города, которые удалились подальше от этого очага заразы в местности с незагрязненной почвой, избегли неминуемой смерти. Каждый раз при появлении эпидемии этот человек удалялся в свое поместье, где не допускал скопления людей. Другие же семейства, жившие среди множества народа, загрязнявшего почву их владений, погибали. Итак, в данном случае незагрязненная почва и пространство, на котором не скучено народонаселение, явились нектаром жизни, лекарством, спасающим жизнь от неминуемой гибели. Вот в общих чертах ответ учителя ученику, вопрошавшему о сущности лекарств. Далее учитель рассуждал о том, что человечество, по своему неведению, не может еще понять великого значения воды, воздуха, теплоты-света, почвы и пространства, и только разумное понимание их даст людям возможность наслаждаться жизнью. 1200 экспериментально изученных, главным образом синтетически, лекарственных веществ из животного, растительного и минерального царств, подведены под две категории: лекарственные вещества, действующие при усилении энергии жизненно-живой теплоты, т. е. вещества жаропонижающие, успокаивающие, и лекарственные вещества, действующие при ослаблении энергии жизненно-живой теплоты, т. е. вещества согревающие и укрепляющие. Эти вещества излечивают 404 расстройства питания (распадающихся, в свою очередь, еще на 1616 расстройств), описанных при помощи аналитического метода. Между этими лекарственными веществами имеются вещества, действующие отравляющим образом на организм, а также вещества, называемые нечистыми или противными. Все эти вещества имеют своих антагонистов – противоядия, или заменяются лекарственными веществами чистыми. Так как врачебная наука Тибета, по данным ее эмбриологии, анатомии, физиологии и физиологической патологии, не может прибегать к ядовитым и нечистым веществам, то, ввиду необходимости пользоваться составными частями этих веществ при различного рода расстройствах питания, для уничтожения их ядовитости и нечистоты прибегают к разным способам – к химическим или к огню, – чтобы из органических веществ получить лекарства, необходимые против данного расстройства в организме, неядовитые и непротивные, т. е. чистые. Экспериментальным путем исследовано также врачами Тибета действие на организм женского молока, молока обезьяны и других животных, как здоровых, так и больных, и действие самой грудной железы человека и животных, действие спермы человека, обезьяны и других животных, и самих яичек, действие соков первых путей пищеварения на организм человека и животных и действие желчи. Наконец, изучено также действие на организм отдельных тканей, органов человека и различных животных, как здоровых, так и больных. Врачи – последователи «Чжуд-ши» остановились исключительно на лекарственных веществах из растительного царства, не действующих отравляющим образом на организм. Некоторые лекарственные вещества растительного царства, употребляемые по необходимости, действующие отравляющим образом на организм, носят общее название «ман-шен», что означает «большое растительное лекарство». Из растительного царства к этим лекарствам относятся: корень аконита, орех стрихнина, касторовое масло и другие. Для уничтожения отравляющих действий этих веществ принимают определенные меры, которые описываются в фармакологии. Такие же вещества из царства металлов и минералов носят название «рин-глен», что означает «большая драгоценность»; к ним относятся: медь, ртуть, мышьяк и вещества, химически связанные с ними. Вредное действие этих веществ на организм тоже уничтожается. Наконец, вещества из животного царства носят название «ша-шен», что означает «большое мясо». Это название относится к мясу человека и обезьяны, а также к веществам, действующим на организм аналогично им, т. е. к мясу медведя, конине, мясу яка, сердцу кролика и яка. Употребляются, например, как лекарство, желудок и кишки дикого кабана с содержимым; приготовленные специальным образом, эти внутренности сжигаются в глиняных, тщательно закупоренных сосудах, и полученная зола входит в состав лекарств. Лекарственные вещества делятся на восемь родов. 1) Металлы: золото, серебро, медь, железо, олово, сталь, ртуть и другие. 2) Минералы: малахит, жемчуг, жемчужная раковина, простая раковина, коралл, ляпис-лазурь, различного рода камни и другие. 3) Землистые вещества: глина различных сортов, серный цвет, каменный мох, горная смола и разногорода соли и другие. 4) Деревья и кустарники: камфарное дерево, лимонное дерево, белый и красный кипарис, кокосовая пальма, кардамонное и мускатное дерево, гранат, барбарис, акация, самбук, виноград, яблоня, перец различных видов, миробалан, груша, вишня и другие. 5) Травы: шафран, горечавка, мята, ромашка, бобы, гвоздика и другие. 6) Соки, добываемые из трав, деревьев, а также получаемые от животных. 7) Отвары, получаемые из кореньев, стволов, сучьев, листьев, сердцевины, из коры, из цветов, из ягод и плодов. 8) Вещества, добываемые из животного царства: мясо, кровь, жир, кость, кожа, шерсть, рога, желчь, мускус и другие. Из этих восьми групп, как было сказано ранее, экспериментально изучены тибетской фармакологией жизненные действия на организм тысячи двухсот веществ. * * *




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.