Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средства ввода оперативной информации




Система ввода-вывода оперативной информации

Периферийные устройства РС

 

Вычислительная часть компьютера (АПС) включает в себя центральный процессор с его обрамлением (обвеской), подсистему оперативной памяти вместе с кэш-памятью и их контроллерами и подсистему ROM BIOS, размещенные на системной плате.

К внешним (периферийным) устройствам вычислительной системы относятся все те устройства ввода-вывода, устройства массовой памяти, аудио подсистему и т. д., которые подключаются к вычислительной части ВС через системную шину. Их номенклатура, как правило, различна для разных АРМ и состоит из базовой системы ввода-вывода оперативной (управляющей) информации и – дополнительного периферийного оборудования. Собственно базовая часть системы ввода-вывода оперативной информации тоже может изменяться в зависимости от классов задач, на которые ориентировано данное АРМ. Тем не менее, с персональным компьютером общего применения поставляется минимальный набор средств ввода-вывода для длительного и архивного хранения Soft-продуктов и информационных баз данных самого компьютера.

Система ввода-вывода оперативной информации ЭВМ включает в себя клавиатуру и дисплей, обязательно входящие в ВС. В случае РС, в базовый комплект дополнительно могут входить манипулятор типа "мышь", или трекбол, или сенсорная панель и джойстик.

Обычная клавиатура выполняется на контактных или бесконтактных датчиках нажатия клавишей. Простейшие клавиши при их нажатии просто замыкают столбец выбора со строкой выбора нажатой клавиши. Это – клавиши шилдовой конструкции, самые простые и дешевые. Их недостатки: малая надежность, из-за возможности попадания пыли и вязких жидкостей под контакты, и – ограниченный срок службы контактов вследствие усталости металла и окисления. Разновидностью шилдовой клавиатуры является пленочная (мембранная) клавиатура, в которой контактные площадки и замыкающие перемычки выполнены печатным способом на гибком слое диэлектрика (лавсановой или ПЭТФ-пленке). Эта клавиатура менее чувствительна к пыли, влажности, но и менее долговечна, чем шилдовая, из-за старения пленки, не вполне удобна в эргономическом смысле (оператору привычнее получить какой-то тактильный "отзыв" на нажатие, иначе он непроизвольно начинает сильнее давить на клавиши, от чего больше устают пальцы). Такие типы клавиатуры технологически проще, следовательно – дешевле.

Лучше работают клавиатуры герконовой конструкции (ГЕРметизированный КОНтакт), где контакты клавишей герметизированы в стеклянной ампуле и управляются миниатюрным постоянным магнитом, перемещаемым плунжером клавиши. Магнит должен перемещаться вдоль оси геркона, иначе чувствительность геркона падает, и надежность срабатывания уменьшается.

Контактные пластинки геркона выполняются не из стали, а для уменьшения остаточной намагниченности – из чистого железа. Иначе, остаточно намагниченные пластинки останутся притянутыми друг к другу и при отсутствии внешнего магнитного поля. Чистое железо, как известно, очень активно окисляется, поэтому ампула заполняется восстановителем окислов – водородом. Тем не менее, герконовая клавиатура все-таки не очень надежна, – иногда возникают "залипания" контактов из-за остаточной намагниченности контактов. Кроме того, герконовая клавиатура толще пленочной или шилдовой, так как герконы приходится располагать вертикально.

Более надежны клавиши с датчиками Холла. Эффект Холла заключается в том, что если через кристалл полупроводника пропустить электрический ток, то на боковых гранях кристалла разности потенциалов не образуется. Но если этот кристалл с током поместить в магнитное поле, перпендикулярное направлению тока, то на боковых гранях, перпендикулярных как направлению тока, так и направлению магнитного поля, образуется разность потенциалов, пропорциональная силе тока и напряженности магнитного поля. Устроены клавиши с датчиками Холла так, что при нажатии клавиши постоянный магнит перемещается плунжером в зону датчика, а при отпускании – выходит из нее. Это вполне надежная клавиатура, но достаточно дорогая, ими снабжаются специальные, а не простые персональные компьютеры.

Другой способ съема нажатия клавиш использует магниторезистивный эффект – свойство некоторых материалов, в том числе и полупроводниковых, изменять свое сопротивление в зависимости от напряженности магнитного поля. Клавиши с датчиками Холла или магниторезисторами часто имеют встроенное в модуль клавиши электронное пороговое устройство (триггер Шмидта), которое четко фиксирует нажатие-отпускание клавиши и устраняет "дребезг контакта", свойственный всем контактным системам.

Встречаются клавиатуры с емкостными датчиками нажатия, когда при нажатии на клавишу увеличивается емкость между строкой и столбцом матрицы клавишей. Они тоже достаточно надежны, но требуют для своей работы высокочастотного генератора не только для синхронизации микроЭВМ контроллера любой клавиатуры, но и дополнительного генератора для датчиков клавиатуры емкостного типа.

При установке клавиатуры в РС следует убедиться, что BIOS правильно реагирует на скан-коды, выдаваемые KBD. Клавиши в узлах матрицы располагаются чаще по системе QWERTY, реже – по системе Дворака-Дилея, а для русифицированных машин – по системе ЙЦУКЕНГ, однако, существуют и другие варианты расположения клавиш, на скан-коды которых BIOS может реагировать неадекватно.

При нажатии шилдовой, пленочной или герконовой клавиши сопротивление контакта уменьшается теоретически от бесконечности до нуля, но практически в меньших пределах и, что хуже всего, – немонотонно, что вызывает так называемый "дребезг контакта", приводящий к тому, что контроллер клавиатуры фиксирует несколько нажатий и отпусканий при каждом однократном нажатии клавиши. Это проявляется в виде нескольких повторов приема кода нажимаемой клавиши. Для уменьшения "дребезга контактов", в простых KBD на каждую клавишу ставился интегрирующий RC-фильтр. Это самое простое, но не самое лучшее решение: RC-фильтр заметно уменьшает сигнал, снимаемый с клавиши, его частотные характеристики не оптимальны, он плохо фильтрует низкочастотные составляющие и задерживает сигналы нажатий клавишей. В кодирующей клавиатуре IBM PC и его клонов, для защиты от "дребезга", контроллером KBD вводится задержка в несколько миллисекунд от появления первого сигнала нажатия до его обработки, за которые дребезг должен закончиться. Достаточно совершенная система антидребезговой защиты включает до 128 попыток чтения нажатой клавиши и код сканирования матрицы клавишей считается достоверным, только если не менее 32 попыток подряд дают один и тот же код, иначе код считается фантомным и отфильтровывается.

Манипулятор "мышь" очень удобен при работе с графикой и оболочками ОС, использующими пиктограммы, но он может только фиксировать координаты курсора на экране, а вводить символьную информацию "мышью" слишком долго и неудобно.

Одна разновидность манипулятора "мышь", Mouse Serial, подключается к СОМ-порту и использует IRQ4 для СОМ1 или IRQ5 для СОМ2. Другая, System Mouse, подключается к системной шине через специальный контроллер.

Распределение сигналов на разъеме последовательной "мыши" следующее:

DATA – 2 / 3,

GND – 5 / 7,

+5 V – 4, 7 / 4, 20,

-5 V – 3 / 9.

Здесь номера контактов перед символом слэж относятся к 9-контактному разъему СОМ-порта, а после – к 25-контактному.

Манипулятор трекбол – вращающийся шар, также предназначен для фиксации координат курсора на экране монитора. Он не требует дополнительного места на столе, более надежен в работе (нет соединительного кабеля) и часто используется в РС конструкций LapTop. Работать с ним менее удобно, чем с мышью, так как для нажатия кнопок на "мыши" у вас свободны пальцы, а для работы с трекболом приходится переносить пальцы на кнопки.

В последнее время в РС, особенно конструкций LapTop, применяется сенсорная панель, называемая также Wersa Glade или Thouch Pad. Она очень удобна при работе с ОС, использующими пиктограммы, и не имеет недостатков “мыши” и трекбола. Для работы с ней нужно просто водить пальцем по небольшой сенсорной панели, расположенной на стандартной клавиатуре и курсор на экране повторяет движения пальца по сенсорной панели. Еще один вид манипулятора – Track Point, представляет собой небольшую кнопку, расположенную на стандартной клавиатуре в районе малой клавиатуры управления курсором. По сути эта кнопка работает как джойстик: в зависимости от направления нажатия на нее – влево, вправо, вверх или вниз в том же направлении смещается и курсор на экране. Trасk Point нажимают средним пальцем, а указательным и безымянным можно нажимать две другие, рядом расположенные клавиши, которые функционально идентичны левой и правой кнопкам “мыши”.

Манипуляторы типа джойстик предназначены исключительно для игр, авто- флай- и им подобных симуляторов. Джойстики выпускаются в двух модификациях:

- Кемпстон-джойстик, и

- пропорциональный джойстик.

Первый только фиксирует положение рукоятки подобно клавишам управления курсором на стандартной клавиатуре, а пропорциональный работает как "мышь", смещая курсор на экране монитора пропорционально углу отклонения рукоятки джойстика от вертикального положения. Оба джойстика используются исключительно с игровыми программами и симуляторами (имитаторы управления автомобилем, самолетом и т. п.).

Все вышеперечисленные устройства ввода требуют именно своих, специализированных средств программной поддержки (Firm Ware), т.е. соответствующих программ и драйверов.

К устройствам для массового или специального ввода информации в РС относятся сканеры, дигитайзеры (сколки) и т. д.

Контрольные вопросы.

1.Какие устройства входят в подсистему ввода-вывода оперативной информации РС?

2. Какие типы клавиатур используются в ПЭВМ?

3. В чем достоинства и недостатки KBD шилдовой системы?

4. Какие типы клавиатур наиболее надежны в работе?

5. Какие меры антидребезговой защиты применяются в РС?

6. Какие типы манипуляторов используются в РС?

7. Как подключается к РС serial mouse? system mouse?

8. Что за манипулятор Wersa Glade?

9. Какие разновидности джойстиков используются в РС, их особенности и области применения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 534; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.