Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности Биеннале графики как независимой фестивальной формы. 4 страница





1 Хренов H.A. Социальная психология искусства. М., 1998; Хренов Н. Теория искусства в эпоху смены культурологических циклов. М., 2002; Хренов Н. Социально- психологические аспекты взаимодействия искусства и публики. М..1981. 2 Жидков B.C., Соколов К.Б. Искусство и картина мира. СПб., 2003. 5 Андреева Е.А. Все и ничто. СПб., 2004. 6 Деготь Е.А. Прогрессивная ностальгия. Современное искусство стран бывшего СССР. М. 2008. п 1 Шехтер Т.Е. Глобализация как тенденция разви гая современной культуры и художественного рынка. Международный художественный бизнес в контексте глобализации. / материалы всероссийской научно-практической конференции 25 января 2007г. СПб., 2007. Суворов H.H. Элитарное и массовое ссшание в культуре постмодернизма. СПб. 2004. С. 119; Суворов H.H. Галерейное дело. СПб., 2006. 12 Майстровская М.Т. Музейная экспозиция: Тенденции развития // Музейная экспозиция: Теория и практика. Искусство эксиозиции: Сб. науч. Ст. / Рос. Ин-т культурологии. М., 1997. С. 11-36. О г Резникова Е.И. Фестивали искусств как синтетическое пространство: Автореферат диссертации кандидата искусствоведения. СПб., 2006. ~~ Бирюкова М.В. Проблема куратора как автора художественно эстетической концепции в западном искусстве 1970-х годов: Харальд Зееман и кассельская Документа 5.: Автореферат диссертации кандидата искусствоведения. СПб., 2008. 27 Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. К генеалогии морали. М., 2001. С. 205. 28 Плеханов Г.В. Избранные философские произведения, т. 5, М., 1958. С. 400. 10 Белинский В.Г. Собрание сочинений в трех томах, т.1, М., 1948. С.632. 32 Фрейд 3. О сновидении. В кн.: З.Фрейд. Психология бессознательного. М., 1989. С. 336. 35 Делез Ж. Ницше и философия М., 2003. С 71. 36 Хренов Н.А. Искусство в контексте XX века на фоне повторяющихся флуктуации в больших длительностях исторического времени // Циклические ритмы в истории, культуре и искусстве. М., 2004. С. 57. 39 Постмодернизм (франц. Postmodernisme qtяат., post —после, modernus—новый, современный) —условное наименование исторического периода развития европейского искусства во второй половине XX в. (1950­1990-е гг.). В самом общем смысле постмодернизмом называют «дух времени радикального плюрализма» (отлат., pluralis — множественный; т.е. всеобщая, всепоглощающая множественность взглядов, теорий, концепций), который объединяет все, что произошло после модернизма в разных видах человеческой деятельности: философии, искусстве, социологии, экономике, политике. / Власов В., Лукина Н. Авангардизм. Модернизм. Постмодернизм / Малый лексикон искусства, СПб., 2005. С. 202. 41 Шехтер Т.Е. Глобализация как тенденция развития современной культуры и художественного рынка. Международный художественный бизнес в контексте глобализации. Материалы всероссийской научно- практической конференции 25 января 2007 года. СПб., 2007. С. 4. 42 Делез Ж. Складка. Лейбниц и барокко. М., 1997. С. 31. 13 Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или конец социального. Екатеринбург, 2000. С. 43. ss Палласмаа Ю. Границы архитектуры - к архитектуре тишины. Вопросы искусствознания 1/93. М. 1993. С. 95. 64 Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб., 2001. С. 119. 68 Фрай М. Азбука современного русского искусства. / Искусство против географии. Из серии экспериментальных выставок Отдела новейших течений ГРМ / Проект посвящен 10-летию Галереи Марата Гельмана. СПб., 2000. С. 173. 77 Поступление в Союз художников было довольно сложной процедурой; во-первых, обязательность специального высшего или среднего художественного образования (исключения были единичны), -во-вторых, наличие обязательного ценза выставок; городских, региональных, зональных, персональной (попасть на эти выставки молодым художникам было очень сложно) и нескольких рекомендаций от действительных членов Союза. в-третьих в Союзе работы молодого художника сначала рассматривались на секции по которой проходил автор, затем их представляли на общее Правление Союза, в-четвертых, после утверждения кандидатуры Правлением, все документы отсылались в Союз России в Москву на окончательное утверждение. // Информация предоставлена художником Олегом Яхнинмм, членом Союза художников с 1973 года/. 78 Зоны со своими центрами в разных городах, проводили местные зональные выставки, после которых лучшие работы попадали на общую Республиканскую выставку Советская Россия, проходящую в Москве. Ленинград, как художественный центр имел зональное значение. 82 Зона «Подмосковье» объединяет творческие группы Загорска, Подольска, Ногинска, Дмитрова, Орехово- Зуева, Серпухова,...насчитывает 664 члена Союза художников. // Работа Правления Союза Художников РСФСР ноябрь 1976-ноябрь 1981. Л-д. С. 53.//. В зону «Большая Волга» входят шесть областных организаций: Астраханская, Волгоградская, Горьковская, Куйбышевская, Саратовская, Ульяновская и четыре Союза художников автономных - республик: Татарской, Чувашской, Марийской, Удмуртской: // Работа Правления Союза Художников РСФСР ноябрь 1976-ноябрь 1981. Л-д. С. 56.//. Ь4 В зону «Юг Нечерноземья» вошли Владимирская, Ивановская, Калининская, Калининградская, Калужская, Костромская, Палехская, Рязанская, Смоленская, Тульская, Ярославская организации и Союз художников Мордовской АССР. Общее количество членов Союза художников на 1981 год составило 688 человек. // Работа Правления Союза Художников РСФСР ноябрь. 1976-ноябрь 1981. Л-д. С. 61. //. 85 Творческие коллективы художников Белгородской, Брянской, Воронежской, Курской, Липецкой, Орловской, Пензенской, Тамбовской областей, объединенные в зону «Край Черноземный», насчитывают в своем составе 325 членов Союза художников СССР. За отчетный период коллектив зоны пополнился 55 новыми членами. // Работа Правления Союза Художников РСФСР ноябрь 1976-ноябрь 1981. Л-д. С. 67. //. 86 В зону «Сибирь социалистическая» входят организации Союза художников Алтайского и Красноярского краев, Иркутской, Кемеровской, Новосибирской, Омской, Томской областей и Тувинской АССР. // Работа Правления Союза Художников РСФСР ноябрь 1976-ноябрь 1981. Л-д. С. 69. //. % Каждая секция Союза Художников выставляла работы своих членов в определенном зале, закрепленном за данной секцией выставочной комиссией 9S Формы выставок: Всесоюзные выставки, Всесоюзные передвижные выставки, Межреспубликанские выставки, Передвижные выставки СХ СССР и Министерства Культуры СССР, Республиканские выставки, Зональные и краевые выставки, Областные выставки, Групповые выстави, Персональные выставки, Однодневные выставки, Передвижные выставки, Выставки из собраний музеев СССР, Советские 94 По своему диапазону выставки проходили не только в крупных городах, но и по всей стране. Так приводятся данные из отчета работы Правления Союза художников РСФСР, /ноябрь 1976- ноябрь 1981/. Ленинград. 1981. С. 35 «...всего за отчетный период проведены 32 республиканские выставки. Выставочная деятельность осуществлялась дирекцией выставок ХФ РСФСР по планам правления Союза. Только в залах СХ РСФСР за отчетный период было показано около 200 экспозиций, а по всей Российской Федерации ежегодно демонстрировалось свыше 2000 выставок. 12 выставок, скомплектованных дирекцией выставок ХФ РСФСР, достойно представляли искусство российских художников за рубежом. Из фондов дирекции выставок ХФ РСФСР ежегодно формировались десятки передвижных экспозиций для показа их в городах РСФСР». 108 Головин В. «Tutto di sua mano» (Оценка мастерства в контрактах итальянских художников XV века). // Вопросы искусствознания2-3. М.1993. С. 172. 1,1 Деятельность Художественного фонда РСФСР 1976-1981 гг. / раздел — выставочная деятельность /. Ленинград. 1981. С. 3. 118 ГРМ, Государственный литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского, музей В.В.Набокова, Мемориальный музей-квартира И.И.Бродского, Всероссийский музей А.С.Пушкина, Государственный литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, государственный музей юродской скульптуры и др. 122 Козырева H.M. «Стряпня материалами» или несколько слов по поводу экспозиции и издания. Коллаж в России XX век. СПб., 2005. С. 43. 121 Данный вопрос ставит в своем докладе В.Кандинский на заседании Всероссийского съезда художников в декабре 1911 года. Доклад был вариантом книги Кандинского «О духовном в искусстве»,' опубликованной в 1911 году на немецком языке. Он был прочитан на заседаниях съезда 29 и 31 декабря 1911 г., в отсутствии автора Н.Кульбиным, а ¡атем опубликован в трудах съезда. 124 Кандинский В.В. О сценической композиции. Изобразительное искусство 1919. №1. С. 39. 126 Артановский С.Н. На перекрестке идей и цивилизаций. СПб., 1994. С. 53. 128 Кандинский В.В. О духовном в искусстве. Л., 1990. С. 60. 129 Петрова Е.П. Филонов, которого еще предстоит открыть. Павел Филонов очевидец незримого. Каталог. СПб., 2006. С. 16. 130 Буковская Т.С. «Случайные связи современный художник и современный музеи (несколько тезисов к постановке проблемы)» //Д. Северюхин. Новый художественный Москва. Справочно-аналитический сборник. СПБ., 2004. С. 155. 132 Центральный Выставочный зал «МАНЕЖ». Крупнейший выставочный зал Москвы (общая экспозиционная площадь около 4,5 тысяч кв.м.). Открытие состоялось 5 ноября 1977 // Д Северюхин. Новый художественный Москва. СПб., 2004. С. 423. 137 «На протяжении нескольких лет мы устраивали в «Москвых» юбилейные выставки известных групп: «20-летие Газа-Невской культуры», «60 лет Школе Сидлина», «5 лет Музею современного искусства «Царскосельская коллекция», «25 лет группы «Одинадцати», «Три художника» (Феликс Волосенков, Валерий Лукка, Вячеслав Михайлов), «25 лет Газа-Невской культуры», «Школа Сидлина» (к 65-летию), «5 лет галерее «Фотимндж». Скобкина Л. 138 Первый проект «Любитель эстампов». Графический салон состоялся в Центральном выставочном зале «МАНЕЖ» в 2006 году, второй в 2007 году - куратор проекта Ирина Алексеева. Во время работы выставок проходили мастер-классы по печатной графике, издавались каталоги. 143 Суворов H.H. Элитарное и массовое сознание в культуре постмодернизма. СПб., 2004. С. 119. Шинкарев В.Н. Митьки. М., 1990 С. 102 156 Выставка проведена в павильоне Гавани. 157 Северюхин Д.Я. «Выставочная проза» Москвы. Из истории художественного рынка. СПб. 2003. С. 31. ич Северюхин Д.Я. «Выставочная проза» Москвы. Из истории художественного рынка. СПб. 2003. С. 43. 159 Басин А.Н. Выставка в «Невском». Сборник. Лениш-рад. 70-е в лицах и личностях. 1999. С. 25. 162 Центр искусств им. С П. Дягилева. Каталог выставки «Дягилевский центр искусств представляет...». СПб., 1993. С. 9. 163 «Основан в 1990. Директор и основатель —Татьяна Юрьева. Первоначально распологался в Мраморном дворце (тогда — Музее В И.Ленина), с 1995 — по адресу: Невский пр., 20, с 2000 — по адресу; наб. Лейтенанта Шмидта, 11, здание Смольного институ га свободных искусств и наук при филологическом факультете СПбГУ. Выставочный зал площадью 70 кв.м.». Северюхин Д. Новый художественный Москва. СПб., 2004. С. 524. 170 'Габенкин Л. Пространство картины. Вокруг вернисажей. М. 1989. С. 174. 177 Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973. С. 267. 1/8 Северюхин Д.Я. Новый художественный Москва. СПб., 2004. С. 30. которым примыкало одноименное арт-кафе). В 1990-1995 существовал лондонский филиал "Russian Art Gallery", в 1992-1995 - филиал в Щецине и Стамбуле». Северюхин Д. Новый художественный Москва. СПб., 2004. С. 473.,к0 «Основана в 1991. Президент — Константин Голощапов. Директор — Константин Троицкий. Кураторы - Наталья Барова, Инесса Виноградова (1991-1996), Валерии Вальран (в 1997-1999 и с 2001), Николаи Суворов (в 1999-2001). Выставочная площадь - 150 кв. м.». Там же. 181 «Основан 5 января 1991. Президент и художественный руководитель - Татьяна Пономаренко. Один из первых негосударственных художественных центров Москвы. Объединяет на клубной основе литераторов, философов, художников и музыкантов. В структуру Центра входят выставочные залы, дизайн- студия, фото-студия, издательство, книжный магазин, художественный салон, кафе, джазовая школа С. Антонова. В 1994-2000 работала поэтическая студия для детей и подростков «Пегасик». Там же. 182 «Основана в 1986, зарегистрирована в сентябре 1988 как кооператив. В 1996 прекратила существование из-за действий криминальных структур. Первая независимая галерея в Ленинграде. Провозглашала целью реализацию новых художественных идей и обеспечение независимого существования ленинградских художников». Там же. 183 Биеннале была организована галереей «Арт-коллегия» в 1996 году. Художественный директор — Дмитрий Шубин. 187 Митрофанова А. Искусство в сетях и на лазерных дисках // Каталог IV Москваской Биеннале «Восточная Европа: SPATIA NOVA». СПб., 1996. С. 21. 188 Шубин Д. Восточная Европа: SPATIA NOVA // Каталог IV Москваской Биеннале «Восточная Европа: SPATIA NOVA». СПб., 1996. С. 10. IR9 Фрай М. Азбука современного искусства // Искусство против географии. М.; СПб., 2000. С. 206. 197 В журнале публиковались; И. Актуганова, И. Бродский, М. Герман, И. Карасик, В. Кривулин, Е. Ковтун, С. Лурье, Л. Мочалов, С. Некрасов, В. Перц, Б. Пиотровский, А. Хазин, Т. Шехтер и др. 198 Два раза по невыясненным причинам в издательстве по адресу ул.Каляева, затем в Союзе Писателей, был пожар, затем, с 1992 года журнал «Искусство Ленинграда» под учредительством трудового коллектива стал называться журнал «АРС», который имел три тематических выпуска и в 1993 году прекратил свое существование. располагалась при Союзе художников. Распространялась в Москве и Ленинградской области. ~01 Сборник «Москваские искусствоведческие тетради» выходит одним или двумя выпусками в год. Составители сборника: А.Г. Раскин, Н.Е. Фролова, Л.Н. Митрохина. 202 Ассоциация Искусствоведов (АИС) — Творческий Союз историков искусства и художественных крит пков России, основан в 1992году. Центральный офис расположен в Москве. При Союзе художников с 1993 года существует Москваское отделение Ассоциации. Председатель — А.Г. Раскин. 204 Издается в Москве с 1998 года. Главный редактор — Вера Бибинова. Первоначально имел название «Новый мир искусства», затем стал называться «НОМИ». Тираж 5000 экз. 208 Гам же. Там же. 2 ".Там же. 213 Канал Культура в настоящее время ведет авторскую программу Льва Лурье «Культурный слой». Данная передача затрагивает вопросы культуры в целом, среди которых есть отдельные передачи, связанные с изобразительным искусством. 215 Суворов H.H. Элитарное и массвое сознание в культуре постмодернизма. СПб., 2004. С. 77. 217 Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995. С. 198-199. 218 Международный фестиваль изобразительного искусства «От авангарда до наших дней» был проведен впервые в 1990 году товариществом «Е-ЗЬ>, состоящим из Москваских композиторов: И. Рогалева, И. Воробьева, Е. Хаздана, А. Тихомирова, Л. Резетдннова. Более подробную информацию см. Приложение 2. Гам же. 225 Выставка пятого Международного фестиваля искусств «От авангарда до наших дней» была открыта в Большом зале выставочного центра Союза художников. 228 Выставка «Последние рисунки XX века» была представлена в рамках Международного фестиваля искусств «От авангарда до наших дней» в 2000 году на площадях Выставочного Центра Союза Художников СПб. художественном музее и воплощена впервые в 2001 году без привлечения спонсоров, но и без номинаций и премий» - Т.Н. Микуцкая — автор концепции Триеннале, зав. Научно-исследовательским отделом Томского областного художественного музея / Вступительная статья в каталоге Вторая Томская Триеннале «Рисунок России». Томск 2005. 210 На Первой Гриеннале 2001 года участвовало 98 авторов из 12 городов. На Второй Трненнале 2004 года приняло участие 250 авторов из 25 городов России. Было сформировано жюри выставки; председатель жюри - Олег Яхнин (Санкт-Москва), члены жюри: Л.Новикова (Томск), ЯЛагушинская (Москва), О.Власова (Санкт-Москва), Е Худоногова (Красноярск). 232 Микуцкая Т.Н. Вступительная статья в каталоге Вторая Томская Триеннале «Рисунок России». Томск. 2005. 2,7 Первая Биеннале графики в Москве имела следующие номинации: 1) Малые формы печатной графики и экслибрис, 2) Печатная графика, 3) Иллюстрация, 4) Авторская книга, 5) Станковая графика. Каждый художник, прошедший отбор работ, допускался к участию в конкурсе тремя графическими работами, выполненными в период с 2000 по 2002 гг. Причем допускалось участие одного автора по нескольким номинациям. 242 В рамках XI Международного фест иваля искусств «От авангарда до наших дней» состоялись выставки; в галерее «Арт-Гавань» были представлены художники В. Махницкий и В. Чаусов (г. Ростов на Дону), выставка член-корреспондентов Академии Гуманитарных Наук в залах Центра искусств им. С. Дягилева (художники: А.Евменов, Г.Евменова, Л.Соколов, Н.Галицкая, В.Гамбаров, А.Яковлева, И.Сафронова, В.Хвостик, В.Федотов, О.Яхнин), выставка скульптуры в Большом зале Союза художников (художники: К. Дурандин, И. Васильев, О. Панкратова, Е. Федорова, А. Молев, Мелик-Акопян, Р. Лотош, Б.Сергеев, А. Будилов, М. Приданников, Е. Фигурина, М. Гронина), выставка «Птичий базар» в галерее «Подвал Бродячей собаки» (художники: Е. Гозман, А. Нелюбина, Е. Федина-Пенкрат), выставка живописи в малом зале филармонии (художники: В.Анопова, Н.Анфалова, Е.Бижганов, Е.Ведина, Е.Владимиров, Н.Доброскок, К.Замилова, Л.Кондурова, А.Кожина, Е.Кузнецова, В.Лаврентьев, А.Левитина, И.Мещерякова, В.Орлов, М.Пермякова, С.Рубап, Е.Скибицкая, М.Филимоненок, В.Филиппов, И.Чурилов). Также были представлены работы, не принимающие участия в основной конкурсной части Биеннале и вошедшие в фестивальный 245 БолрийярЖ. Символический обмен и смерп». М., 2000. С. 119. 247 Шсхтер Т. Е.Лингвоискусствоведение и художественный рынок в условиях интерактивной культуры // Художественный рынок как объект 1~умаштарного знания: Материалы ежегодной межвузовской научно- практической конференции 21-23 января 2004 года. СПб.: Издательство СПбГУП, 2004. С. 177. 244 Запесоцкий А. С.Образование: философия культурология политика. М. 2003. С. 176. 250 Идея создания постоянно действующего раздела 251 Как правило, в разделе «Мастер и ученик» принимают участие кафедры ведущих государственных и негосударственных Москваских Вузов; Санкт-Москваский Государственный Академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, Художественно-Промышленная Академия им. Штиглица, Санкт-Москваский Государственный университет Сервиса и Экономики, Северо-Западный институт печати, Санкт-Москваский Государственный университет Технологии и Дизайна, Санкт- Москваский институт Декоративно-Прикладного Искусства, ЛГУ им. А.С.Пушкина, а также различные частные студии и группы. 252 В рамках правительственного проекта 2000 года «Дни Москвы в Хельсинки» (с 17.09.2000 по 24.09.2000) дирекцией Международного фестиваля искусств «От авангарда до нашич дней» была проведена уникальная концертная программа с выдающимися музыкантами и исполнителями; Л.Гергиевой, К.Плужниковым, УЛопаткиной, И.Зеленскпм, В. Герелло, С.Ролдугиным, Д.Голощекипым, В.Чернушснко, С.Спиваком. Раздел изобразительного искусства познакомил финских зрителей с творчеством Москваских художников — преподавателей института Декоративно-Прикладного Искусства; О.Яхнина, А.Евменова, А.Кабанина, ФЛейбовича, 1С.Ростовского, В.Хвостика, Е.Фединой-Пенкрат, А.Лыткина, Л.Соколова, А.Будилова, а также их учеников и выпускников различных кафедр Вуза. Выставка проходила в «Югенд-залс», в центре города Хельсинки // Материалы каталога программы «Дни Москвы в Хельсинки», личное участие в программе. 253 Кандинский B.B. О сценической композиции. Изобразительное искусство 1919. №1. С. 39. 256 Барт Р. Избранные работы. Семиотика, поэтика. M., 1989. С. 388. 257 В составе раздела «Мастер и ученик» выставки проходили в Красноярске, Петропавловск-Камчатский, Хабаровске, Комсомольске на Амуре. 258 В «Детском» разделе были представлены: РазЫоп-с гудия Ларисы Панфиловой, Арт-студия Натальи Шалиной, Центр творческого развития Матрица-ДЦ 259 В разделе Арт-Дифеле была показана коллекция детского творчества «Город в шляпе», представленная Арт-студией Натальи Шалиной. 260 Заповеди Торы. Исход, 20:4 — 5. 261 Автор проекта «Надежда» - Председатель комиссии по работе с молодыми художниками СПб СХ, Заслуженный Художник России — Олег Яхнин. 262 Суворов Н. Элитарное и массовое сознание в культуре постмодернизма. СПб., 2004. С. 117. 264 Флоренский П., собрание сочинений в 4-х томах, т. 2. М. 1990. С. 138. 265 В Жюри Биенаале 2004 года входили: Козырева Наталья — кандидат искусствоведения, заведующая отделом рисунка и акварели ГРМ, Траугот Валерий — председатель секции графики СПб., СХ., Дока Наталья — председатель ТСХ СПб., Благодатов Николай — искусствовед, коллекционер, Шехтер Татьяна — доктор философских наук, заведующая кафедрой искусствоведения СПбГУП, Скобкина Лариса — заведующая отделом новейших течений ЦВЗ «Манеж», Симуни Александр — председатель секции искусствоведения СПб СХ, Бепщжанов Вячеслав - независимый художник, Сажин Николай - независимый художник. 266 «Фонд развития графики «Современная графика», является не имеющий членства некоммерческой организацией, учрежденной на основе добровольных имущественных взносов, преследующий общественно- полезные цели. Целью Фонда является содействие становлению г. Москвы одним из мировых центров графического искусства, а также развитие и поддержка искусства в целом» / Из устава Фонда Фонд развития графики «Современная графика» был основан в 2003 году по инициативе Олега Яхнина в поддержку развития его идеи проведения Международной Биеннале графики в Москве. Президент Фонда — Евгения Федина 268 Отдельно проводятся выставки акварели и пастели, графические экспозиции в разделах весенних и осенних выставок Союза Художников СПб, в разделе ежегодной выставки «Весь Москва», проводимой отделом современного искусства ЦВЗ «Манеж», а также отдельные частные выставки. 269 «Издательство «ВИТА НОВА» основано в 2000 году. Специализируется на выпуске малотиражных коллекционных изданий художественной, детской литературы, а также поэзии, биографических и литературоведческих книг. Принципиальная позиция издательства: сочетание академической подготовки текстов с лучшими традициями книгопечатания. В создании книг принимают участие ведущие российские и зарубежные литературоведы, искусствоведы, художники и дизайнеры. Все издания богато проиллюстрированы и снабжены обширным справочным аппаратом. Издательство также занимается некоммерческой выставочной деятельностью». // Авторская страница из каталога выставки «Любитель эстампов». СПб., 2006. С. 62. 2,0 «Галерейный проект Невская Башня —это публичная форма представления частной коллекции современного графического искусства». // Авторская страница из каталога выставки «Любитель эстампов». СПб.. 2006. С. 66. 271 «Санкт-Москваская Печатная Студия основана в 2002 году П.Белым и Ю.Штапаковым. Своей задачей организаторы видят создание центра современной печатной графики, с коллекцией работ созданных на базе студии, образовательного и информационного центра по печатным техникам. Большое значение студия придает осуществлению культурного обмена и резидентским программам». // Авторская страница из каталога выставки «Любитель эстампов». СПб., 2006. С. 72. 272 Межрайонная централизованная библиотечная система им. М.Ю.Лермонтова включает 14 публичных библиотек Москвы, каждая из которых обладает обширными выставочными площадями. МЦБС проводит большую выставочную работу, приглашая к сотрудничеству художников, фотографов, дизайнеров. 273 Со времени своего основания (с 2003 по настоящее время) Фондом было проведено более 30 выставочных проектов в Москве, Уфе, Сахалине, Клайпеде (Литва), Вильнюсе (Литва), Ршс (Латвия), Кракове (Польша), Каире (Египет), Иерусалиме (Израиль), Тель-Авив (Израиль). 275 Первая Биеннале графики состоялась в 2002 году в Большом зале Выставочного Центра Санкт- Москваского Союза Художников. В ней приняло участие более 200 художников из Москвы, городов России и несколько авторов из Финляндии и Франции. 2/6 Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М„ 2001. С. 93. 278 Хассан И. Культура постмодернизма // Современная западноевропейская и американская эстетика. М., 2002. С. 121. 280 Гульчинский ГЛ. Постчеловеческая персоналогия. Новые перспективы свободы и рациональности. СПб., 2002. С. 630. 282 Вениамин Викторович Худолей (1945-2007) - крупный специалист в области онкологии и экологии, доктор медицинских наук, профессор, академик РАЕН. Заведовал отделом экологической онкологии в НИИ онкологии им. Проф. H II. Петрова. Возглавлял Центр независимой экологической экспертизы РАН. В тоже время В.В. Худолей являлся председателем Санкт-Москваского клуба экслибрисистов и любителей графики, председателем Санкт-Москваского совета библиофилов, членом библиофильского объединения «Бироновы конюшни», членом правления Российской ассоциации библиофилов, президентом фонда «Искусство малых форм», президентом (1996-1998) и вице-президентом (1998-2000) Международной федерации экслибриса (FISAE). Стал инициатором, организатором и президентом XXVII Всемирного конгресса экслибриса в Москве (1998). Был действительным членом Международной ассоциации искусствоведов (АИС), членом редколлегий журнала «International Bookplate», альманаха «Невский библиофил», газеты для коллекционеров «Миниатюра», инициатором создания и главным редактором «Российского экслибрисного журнала». Организовал более 100 выставок графики малых форм и книжного знака в России и за рубежом., написал свыше 200 статей об экслибрисе и книжной графике, опубликованных в отечественной и зарубежной печати. 2X3 Более подробно информацию по данному разделу соискатель излагает в материалах Всероссийской на>чно-практической конференции «Книжный знак: история и современность». М. 2006 С. 16. 284 Центр искусств им. С.Дягнлева основан в 1990 году. Директор и основатель - Татьяна Юрьева. Задачей центра ставится возрождение отечественных культурных традиций, пропаганда и распространение лучших образцов русской художественной культуры. Основное направление деятельности — устройство художественных выставок, которых к настоящему времени проведено более двухсот. 245 «По инициативе директора Центра были возвращены на родину из Мюнхена произведения московского художника П.Валюса»./Центр искусств им. Дягилева. Наш дар Санкт-Москваскому государственному университету / Авгор-составитель Т.С. Юрьева. СПб., 2007. С. 13. 286 «Мы стали участниками фестивалей ((Серебряный век», «АртОктябрь»Кош ресса 1кслибрисистов. Несколько лет подряд мы выставлялись на Биеннале в Манеже в Москвае и на первых арт-ярмарка\ в Москве» /Центр искусств им. Дягилева Наш дар Санкт-Москваскому государственному университету / Автор-составитель Т.С. Юрьева СПб., 2007. С. 13. 287 Там же. 288 Своему рождению Общество Пастели обязано «гиперборейному» проекту - выставке «Современная Москваская пастель» в галерее Борей (1998 г.; куратор В. Дрозд). Официально как организация Общес1во Пастели зарегистрировано в 1999 году. В настоящее время объединяет 14 художников, искусствоведов, коллекционеров. / материалы размещены на интернет-сайте wvvw.inuseum.ru 291 Детская часть или Малая Детская Биеннале была сформирована их работ юных художников и (Москвы и юродов России (в основном регион Сибири). Куратор детского раздела Щукина Елена. 292 Юрьева Т.С. Каталог Второй Независимой Международной Биеннале графики I! Саню-1 кчербурге. СГ1П 2004. С. 6. 2'ь Гам же. С. 6. 294 Ковальский C.B.: «Товарищество «Свободная культура» (далее: СК) - творческий сою; профессиональных деятелей современного искусства и культуры России и зарубежья. 3apei исфировано и 1990 году как некоммерческая региональная общественная организация. Арт-центр «Пушкинская 10» - проект СК — коллективное произведение искусства, саморазвивающийся и самовоспроизводящийся кинетический объект современной культуры, созданный группой художников-нонконформистов». 2Чь Ковальский C.B. Паралле.юшар коллективное пропшедение современного исклссшп XXI иск. Москваские искусствоведческие тетради. Вып. 7., 2006. С. 176. 297 Боровский А.Д. Цепь романов. Русское искусство прошедшего века СПб. 2001 (! /(> 298 Ковальский C.B. От самовыражения к самореализации. Товарищество «Свободы,w кулыурм 11овыи художественный Москва справочно-аналитический сборник. Ред. О.Лейкинд. Д Севсрючни '004 С "7" 76. 301 Делез Ж. Переговоры 1972-1990. СПб., 2004. С. 46. "'03 Более подробный материал по организации и работе Жюри Биеннале представлен соискателем в Главе 3 «Особенности маркетинга в выставочной и фестивальной деятельности Москвы». 304 Каждому участнику выставки помимо печатного издания каталога Биеннале 2004 года давался СД-диск, афиши и дипломы участника, выполненные в едином стиле. Автор и разработчик стилистики Биеннале — Олег Яхнин. 305 Сайт Биеннале 2004 года существует и сейчас по адресу: www.bin2004.ru 309 Бахтин M.M. Эстетика словесного творчества. M., 1986. С.358. Логотип и ряд элементов проекта были разработаны еще в 2002 году и с небольшими изменениями повторялись в каждом новом проекте; в буклетах, пригласительных, афишах, каталоге, сайте и любом другом материале, публикуемом партнерами проекта. Автор и разработчик стиля - художник Олег Яхнин. 313 Во время работы Биеннале в Выставочном центре Союза Художников был проведен аукцион уникальной авторской книги. Генеральный устроитель аукциона — партнер Биеннале — салон Москваских художников «Аг1егия». / См. Приложение 2. Подробная информация по проведению аукциона размещена на сайте Биеннале 2004 года. Третья Международная Биеннале Графики в Москве состоялась в 2006 году (июнь-июль), в Центральном Выставочном зале «МАНЕЖ». Участвовало более 600 человек из 60 городов России и 30 стран мира. 316 Юрьева Т.С. Внутри графических миров. Вступительная статья в каталоге ИГ Международной Биеннале графики в Москве БИН-2006. СПб., 2006. С. 6. 317 Скулич В. Вступительная статья в каталоге выставки «Краков — Санкт-Москва. Мост интеграции европейской культуры». Краков. 2006. С. 10. 3,8 Там же. 319 Исход, 20:4-5. 320 Лихачев Д.С. О «неточности» искусства//Лихачев Д.С. Очерки по философии. С. 7—-71. 21 Запесоцкий A.C. (в соавторстве с Т.Е. Шехтер). Взгляды на теорию и историю искусства. // Дмитрий Лихачев — великий русский культуролог. СПб., 2007. С. 106. 322 Номинации III Международной Биеннале графики в Москве 2006 года:1). Станковая графика (акварель, пастель, рисунок, смешанные техники), 2). Печатная графика (включала все виды печатной графики), 3). Экслибрис (был представлен в любых печатных техниках), 4). Иллюстрация, 5). Авторская книга (авторское произведение, выполненное не полиграфическим способом), 6). Фотография, 7). Графические объекты (номинация включала в себя различные инсталляции, выполненные на бумажной основе, а также графические пространственные объекты). 321 Как и в 2004 году к открытию Биеннале 2006 года был издан объемный сводный каталог всех выставочных разделов и мероприятий, опубликован материал в различных журналах, прошел ряд передач с информацией о выставке, был создан сайт с разделами номинаций, работами художников, опубликована информация о лауреатах и партнерах проекта. ",24 Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М., 2001. С. 93. 25 Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. Кн. 2. СПб., 200]. С. 252. 327 Шехтер Т.Е. Время — как проблема и художественный образ. Kails./ Сборник научных статей. Вып. I./ СПбГУ., факультет искусств, кафедра искусствоведения. СПб., 2003. С. 30-31.. 329 Четвертая независимая мелсдународная Биеннале графики в Москве (БИН-2008) проходила с 18 июня по 29 июня 2008 года на всех выставочных площадях Санкт-Москваского Союза Художников, а также в галерее Арт-подвал «Бродячая собака» и на новой выставочной площади Централизованной Библиотечной системы им. М.Ю. Лермонтова (Измайловский пр. д. 16/30). 330 Постоянным некоммерческим партнером Биеннале графики в Москве стала аналогичная * организация Международного фестиваля искусств «Мастер-класс». См. Приложение 2. 335 В Фестивале приняли участие художники из городов: Курган, Омск, Тюмень, Красноярск. / Более подробная информация размещена в каталогах Фестивалей графики (2005-2006 гг.). 336 Свою коллекцию творческого видения и интерпретации образа Думской башни Кирилл Авелев специально заказал известным Москваским художникам за год до открытия Фестиваля. 338 Организацией Краковской Триеннале печатной графики было предоставлено более 300 произведений от 100 авторов из коллекции Триеенале. 339 В данной выставке приняли участие Москваские художники: Александр Кондуров, Людмила Ковалева-Кондурова, Надежда Анфалова. 340 В проекте были показаны произведения Москваских художников: Анатолия Васильева, Анастасии. Зыкиной, Александра Кондурова, Александра Лыткина, Валентина Герасименко, Валерия Мишина, Виталия Окуня, Евгении Фединой-Пенкрат, Надежды Анфаловой, Юрия Штапакова, Юрия Жарких, Олега Яхнина. 341 В Фестивале 2006 года приняли участие графические кафедры: Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, Северо-Западного Института Печати Государственного Университета Технологии и Дизайна, Института Декоративно-Прикладного Искусства. 344 Богдановскнй Илья - Лауреат Первой премии Международной Биеннале Графики в Москве. Родился в 1945 г., в Ленинграде, с 1990 года постоянно проживает в Иерусалиме. Художник-график", член Объединения Профессиональных художников Израиля, педагог — основатель уникальной школы детской печатной графики. ",45 Данный выставочный проект 2007 года состоялся на площадях Творческого Союза Художников России (1РА) по адресу: Невский пр., д.60. Были представлены работы 18 израильских художников и 12, Москваских художников. 346 Четвертый Международный Фестиваль Графического Искусства 2008 года продолжил серию показа персональных выставок; в галерее «Подвал Бродячей собаки» была представлена выставка Москваского художника Игоря Ивашова под названием «Карты», в галерее «Форум» - выставка Вадима Ряховского из города Нижнекамска. Состоялись групповые выставки; творчества израильских художников в Еврейском Агенстве, выставка латвийского искусства и выставка омских художников на площадях Централизованной Библиотечной Системы им. М.Ю. Лермонтова, а также состоялся выездной кураторский проект в городах Латвии под названием «Арт-мост: Москва - Рига». В рамках Фестиваля была показана программа «Мастер п ученик», а также представлена экспозиция из коллекции издательства «Вита Нова». Помимо разнообразия экспозиций в рамках Фестиваля проходила уникальная программа документального авторского фильма финского режиссера.Яны Кокко, творческий вечер встречи и концерт известных исполнителей бардовской песни (Александр Генкин, Альфред Тальковский, Елена Листова). Более подробную информацию можно узнать из сводного каталога Четвертого Международного Фестиваля Графического Искусства. 348 Там же. 350 См. Приложение 2. '5| Государственную программу «Дни Москвы в Кракове» курировали: Комитет по внешнем связям Правительства Москвы и Комитет по Культуре Москвы. Ответственной организацией за проведение культурной программы в целом, являлся Балтийский международный фестивальный центр, а работа над разделом выставочной части и издание каталога была возложена на Фонд развития графики «Современная графика». 52 На выставке «Еврографик Санкт-Москва-Краков 2007» печатная графика Москваских художников были представлены работы: Анфаловой Н., Васильева А., Герасименко В., Жарких Ю., Зыкиной А., Кондурова А., Лыткина А., Мишина В., Окуня В., Фединой-Пенкрат Е., Штапакова Ю., Яхнина О. 351 Программу поддержало и оказало помощь в проведении фестивальных мероприятий Правительство государства Израиль, «Еврейское агентство в России» AHO БЕО «Северо-Запад» (были бесплатно предоставлены выставочные залы помещения агентства, обеспечен таможенный провоз работ художников, частично оплачена дорога художникам-участникам Фестиваля, выделены средства на проведение торжественног о открытия выставки израильских художников). 336 В литовском Биеннале «Now art полу future» принимали участие; П.Белый, И.Васильева, А.Лыткин, Е.Федина-Пенкрат, Н.Цветков, Ю.Штапаков, П.Швецов, О.Яхнин. Художник Юрате Рекевичуте (Литва) в 2006 году, получила почетное звание МАСТЕРА и памятный подарок - шапочку Мастера от Международного фестиваля искусств «Мастер класс». 359 См. Приложение 2. 362 Более подробная информация о данной организации в Приложении 2. 363 Инициатором объединения фирм-производителей бумажной продукции для поддержки и участия в выставочных проектах Международной Биеннале графики был Евгений Лерман (управляющий директор компании «Косима», Москваское отделение). Им был проведен ряд переговоров в 2003 году с. аналогичными фирмами и в 2004 году, на Второй Международной Биеннале принимали участие компании- производители бумажной продукции: «Берег» и-«Косима». 367 В проекте приняли участие Москваские художники: Е. Барский, В. Быстров, В. Вильнер, В. Гусаров, Б. Забирохин, Комельфо (творческий псевдоним двух авторов: Мельникова Наталья, Фомичев Владимир), Л. Казбеков, В. Мишин, Н. Сажин, Л. Совлачков. В. Тюленев, А. Чапля, В. Якобчук, О. Яхнин. 369 Международный фестиваль изобразительного искусства «От авангарда до наших дней» был проведен впервые в 1990 году товариществом «Е-ЗЬ>, состоящим из Москваских композиторов: И.Рогалева, И.Воробьева, Е.Хаздана, А.'Гичомирова, Л.Резетдинова. 370 На экспозиции был представлен широкий диапазон работ: от М.Врубеля, И.Билибина, К.Малевича, В.Лебедева, П.Мшурича, А.Родченко, П.Филонова, Т.Глебовой, В.Стерлигова, - до Г.Богомолова, З.Аршакуни, А.Васильева, Ф.Волосенкова, А.Белкина, В.Вильнера, Р.Доминова, В.Духовлинова, В.Михайлова, В.Овчинникова, О.Яхнина, Е.Фигуриной, М.Шемякина, Т.Новикова. 372 Выставка «Последние рисунки XX века» была представлена в рамках Международного фестиваля искусств «От авангарда до наших дней» в 2000 юду. '7'Кандинский В.В. О сценической композиции. Изобразительное искусство 1919. №1. С. 39. 375 Артановский C.H. На перекрестке идей и цивилизаций. СПб., 1994. С. 53. 37fi Барт Р. Избранные работы. Семиотика, поэтика. M., 1989. С. 388. 377 Выставка молодых художников «Надежда» проходит в рамках Международного фестиваля искусств «От авангарда до наших дней» каждый год в начале марта, в Большом зале Союза Художников. Первая выставка состоялась в 2003 i оду. Вторая — 2004 год. Третья — 2005 год. Четвертая — 2006 год. К открытию каждой выставки выпускается цветной каталог фестиваля, выполненный в едином стиле. Авгор фирменною стиля и дизайн-макета — Олег Яхнин. 378 Савчук В. Экспозиция куратора. Доклад, прочитанный на теоретической конференции на выставке «Москва-98». Опубликован в каталоге ежегодной выставки новых произведений Москваских художников «Москва 99». СПб. С. 103. 3/9 С 2009 года Фонд развития графики «Современная графика» передал организацию выставочного проекта молодых художников «НАДЕЖДА» творческому сектору «комиссии по молодежи» Союза художников. 381 Более подробно проекты Биеннале рассматриваются в Главе 2., и 2.2.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.