Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть четвертая 2 страница




 

«Никсон возмущался ЦРУ и его паршивой разведкой»: Шульц: устная история; Строубер Д.С., Строубер Д.Х. Никсон: устная история его президентства. Нью‑Йорк: HarperCollins, 1994. С. 83. Эта книга – неоценимый ресурс, как и устная история администрации Рейгана тех же авторов.

 

«…Такой топорный подход оказался бы пагубным»: из обращения К. Уэйна Смита к Киссинджеру (Встреча президента с Административно‑бюджетным управлением по поводу бюджета разведки 21 декабря 1970 г., FRUS, т. II, документ 221). Никсон по‑прежнему требовал серьезного сокращения и радикальных перемен в агентстве. «Я хочу добиться реальной встряски в ЦРУ, а не символической», – заявил он Киссинджеру 21 января 1971 г. в письменном примечании (FRUS, т. II, документ 224).

 

В Белом доме при Никсоне он сумел обеспечить себе прочные позиции: Шлезингер был одним из тех, кто пришел во власть после чисток в правительстве по просьбе Никсона:

Каспар Уэйнбергер, босс Шлезингера в бюджетном управлении, поддерживал принцип «государства всеобщего благоденствия»[50]при Никсоне. Десятилетие спустя он удвоил расходы Пентагона на посту министра обороны в администрации Рональда Рейгана.

Дональд Рамсфельд сражался с бедностью[51]в Управлении по созданию экономических возможностей при администрации Никсона. В 1975 г. он сменил Шлезингера в Пентагоне, став самым молодым министром обороны в истории.

Дик Чейни, в бытность конгрессменом большой сторонник бюджетных сокращений, сменил Рамсфельда в качестве главы администрации при президенте Джеральде Форде, затем, в 1989 г., сменил Уэйнбергера на посту министра обороны, на момент написания книги Чейни являлся вице‑президентом Соединенных Штатов и вице‑королем секретных правительственных операций.

Рамсфельд вернулся на пост министра обороны при второй администрации Буша. Это самый пожилой министр обороны в истории, управлявший ведомством, которое тратило полтриллиона долларов в год.

Так вкратце выглядел путь к власти для четырех верноподданных Никсона, которые возглавляли Пентагон в течение двадцати двух лет. Все четверо разделяли презрение президента к Центральному разведывательному управлению.

 

Агентство не могло поддержать глобальные амбиции Никсона – открыть дверь в Китай, противостоять Советам, завершить вьетнамскую войну на американских условиях: типичная оценка Никсоном работы ЦРУ в той роли последовала за его призывом к началу международной пропагандистской кампании в поддержку возобновившихся бомбардировок Северного Вьетнама. «Результаты деятельности агентства в области психологической войны иначе как позорными не назовешь, – написал Никсон Киссинджеру и Хейгу 19 мая 1972 г. – Эффект просто ничтожный… Хелмса и ЦРУ я не виню. В конце концов, они ведь не поддерживают мою политику».

 

«Ничто не указывает на то, что разведывательное сообщество, с учетом его нынешней структуры, справится с подобным классом проблем»: Шлезингер Дж.Р. Обзор Разведывательного сообщества, секретно, 10 марта 1971 г., рассекречено с купюрами в 1998 г., CIA/ NARA. В отчете подчеркиваются идеи, которые стали ключевыми при упразднении должности директора Центральной разведки после событий 11 сентября 2001 г.: директор ЦРУ осуществлял контроль над враждующими республиками, не конфедерацией штатов. Его власть над империей разведки вне ЦРУ была ничтожной. Шлезингер предложил создать новую должность – директора национальной разведки, который имел бы реальную власть над всеми «племенами и вотчинами». Однако для открытых дебатов по поводу ЦРУ еще не настало время. Пройдет еще тридцать три года, когда эта идея будет подхвачена и реализована.

 

…это будет «самое сомнительное сражение», предпринятое в американском правительстве: из обращения Хейга к Киссинджеру с заметками последнего и Шульца к Никсону (Обзор Разведывательного сообщества, 27 марта 1971 г., FRUS, т. II, документ 229). Эта борьба привела к созданию Комитета по разведке при Совете национальной безопасности – естественно, под руководством Киссинджера, – который, как предполагалось, должен был взять под свой контроль всю американскую разведку. Комитет собрался впервые 3 декабря 1971 г. В 1971 г. и в течение всего 1972 г. заседаний не проводилось.

 

Президент прямо приказал Хелмсу передать бразды правления ЦРУ своему заместителю – человеку Никсона, генералу Кушману – и принять на себя роль номинального императора американской разведки: меморандум президента Никсона «Организация и управление американским сообществом иностранной разведки», 5 ноября 1971 г., FRUS, т. II, документ 242. Хелмс вынудил заместителя директора Кушмана уйти по двум причинам. Во‑первых, чтобы защитить агентство от Ричарда Никсона; во‑вторых, из‑за некорректной поддержки, оказанной Кушманом ветерану ЦРУ Говарду Ханту, занимавшемуся предотвращением утечек информации («сантехнику»), которому в связи с Уотергейтским скандалом предстояло тюремное заключение. Хелмс направил Никсону довольно холодное послание 3 декабря 1971 г. – в день, когда впервые собрался вышеупомянутый Комитет по разведке СНБ. «Прилагаю копию варианта передачи власти заместителю директора Центральной разведки, которая, как мне представляется, соответствует вашей директиве, – говорилось в нем. – Когда я смогу в достаточной степени убедиться в необходимости замены генерала Кушмана, то подпишу для него этот документ». Эта замена в лице генерала Вернона Уолтерса случилась шесть месяцев спустя – 2 мая 1972 г. Но эту проблему вскоре затмили события, инициированные Говардом Хантом и Уотергейтским скандалом.

 

«…ЦРУ гроша ломаного не стоит»: комментарии Никсона 23 июля 1971 г. на совещании в Белом доме по вопросам бюджета, цитаты приводятся в «Дневниках Хальдемана: Внутри Белого дома при Никсоне» (Полное мультимедийное издание, CD‑ROM, Sony Electronic Publishing, 1994, запись от 25 июля 1971 г.). Никсон поддерживал идею чистки в течение всего следующего года. «Единственное ведомство, которое особенно нуждается в чистке, – это ЦРУ, – написал он Хальдеману 18 мая 1972 г. – Проблема ЦРУ – это бюрократия с развитыми мускулами, которая полностью парализовала его мозг. И еще то, что его персонал, точно так же как персонал в Госдепе, – это, прежде всего, выходцы из Лиги плюща и Джорджтауна, а вовсе не те люди, которых мы назначаем на службу и в ФБР. Я хочу, чтобы немедленно провели расследование и выяснили, сколько людей можно удалить из ЦРУ президентским указом… Я хочу немедленных действий через [директора бюджета Каспара] Уэйнбергера для сокращения численности всех должностей в исполнительных группах ЦРУ на 50 процентов. Это сокращение личного состава должно быть закончено к концу года, чтобы потом мы могли бы отобрать себе лучших людей. Конечно, сокращение личного состава должно производиться исключительно из необходимости бюджетных сокращений. Но вы оба будете знать и реальную причину, и я хочу некоторых действий, чтобы решить эту проблему».

 

ЦРУ оказалось неспособным к «запуску сложного механизма» секретной операции: показания Филипса, Комиссия Черча.

 

Глава 30

 

Никсон, значительно усовершенствовавший работу спецслужб по сравнению с Кеннеди и Джонсоном, оснастил Белый дом и Кемп‑Дэвид современными микрофонами с голосовым управлением: в период с 16 февраля 1971 г. по 12 июля 1973 г. президент Никсон тайно произвел записи более чем 3700 часов своих встреч и бесед с помощью скрытых микрофонов с голосовым управлением, установленных в Белом доме и Кемп‑Дэвиде. Он принял такое решение частично для того, чтобы защититься от возможных нелицеприятных разоблачений в будущих мемуарах Генри Киссинджера. То, что такие мемуары будут написаны и опубликованы, лично у него сомнений не было.

Никсон обвинял Киссинджера в решении подслушивать помощников Белого дома, чтобы остановить утечки информации в прессу. «Генри сам распорядился творить эти мерзости, – произнес президент своему пресс‑секретарю Рональду Л. Циглеру 14 мая 1973 г. – Он приказал все это делать, можете мне поверить. Это же он все время бегал и повторял: «Просочилось то‑то и то‑то». Я сказал, что хорошо, проверьте этих сукиных детей, – сказал президент, повысив голос практически до крика. – И перечитывал все записи. Он упивался этим, без конца все штудировал и просто погряз в этом».

 

Никсон и Киссинджер подслушивали разговоры собственных помощников и вашингтонских репортеров: конечно, ни один президент не был против небольшой утечки, если она была ему выгодна, как видно из приводимого ниже диалога. Темой «Отчета Хелмса» была премьер‑министр Индии Индира Ганди, которую Никсон называл «той еще сучкой» и чье руководство было предметом секретного исследования Хелмса, представленного Белому дому.

 

Никсон. Между прочим, вот что Хелмс сообщает – дайте‑ка мне его копию. Собираюсь выложить это прессе. Вывернуть все к чертям наружу… Я хочу всучить этот отчет Хелмса какому‑нибудь писаке‑корреспонденту, чтобы тот все напечатал. Теперь мне нужно, чтобы вы мне все рассказали… Нужно доиграть до конца. Вы согласны?

Киссинджер. Да, согласен…

Никсон. Только постарайтесь сделать это подальше от Белого дома.

Киссинджер. Хорошо. Я все сделаю сегодня.

 

Расшифровка стенограммы беседы 6 декабря 1971 г. 6:14 – 6:38 пополудни, FRUS, 1969 – 1972, т. E‑7, рассекречено в июне 2005 г.

 

Эверетт Говард Хант‑младший являлся «уникальным персонажем»: Сэм Харт: устная история, FAOH.

 

«Свою миссию он описал как тесно связанную с обеспечением национальной безопасности»: Баркер: устная история; Строубер Дж.С., Строубер Д.Х. Никсон, устная история его президентства. Нью‑Йорк: HarperCollins, 1994. С. 217.

 

«Мне нужно, чтобы вы знали, что он выполняет кое‑какие поручения для президента»: разговор был записан в штаб‑квартире ЦРУ; позднее пленка была получена при расследовании Уотергейтского скандала, расшифровка стенограммы хранится в Национальном архиве.

 

«Я тогда только что завершил управление операцией, о которой ЦРУ ничего не знало»: Уолтерс: устная история; Строубер Дж.С., Строубер Д.Х. Никсон, устная история его президентства. Нью‑Йорк: HarperCollins, 1994. С. 60. Уолтерс, который говорил на девяти языках, служил помощником президента Эйзенхауэра, работая переводчиком, вице‑президента Никсона и высших чиновников Государственного департамента и министерства обороны в 1950‑х гг. Он был военным атташе и посредником ЦРУ в Италии с 1960 по 1962 г., а с 1962 по 1967 г. – в Бразилии, где помог спровоцировать военный переворот. В качестве военного атташе во Франции с 1967 по 1972 г. он участвовал в переговорах до и после Парижской встречи на высшем уровне. Никсон всегда восхищался им, еще с тех пор, как Уолтерс помог спасти его от разъяренной толпы во время поездки в Каракас в 1958 г.

 

– Дик, вы еще не спите?: Хелмс Р., Худ У. Взгляд через плечо: Жизнь в Центральном разведывательном управлении. Нью‑Йорк: Random House, 2003. С. 3 – 5.

 

«Нас ждет хорошая взбучка…»: цитата из высказывания Колби приводится в книге Джеральда С. Строубера, Деборы Харт Строубер «Никсон, устная история его президентства» (Нью‑Йорк: HarperCollins, 1994. С. 312).

 

«Мы могли доставить деньги в любую точку в мире»: из интервью Хелмса со Стэнли И. Катлером 14 июля 1988 г. (Висконсин: Исторические архивы, ящик 15, папка 16, цитата воспроизводится с любезного разрешения профессора Катлера). В этом интервью Хелмс вспоминал разговор со своим новым заместителем, в котором затрагивался вопрос о взятках. Перед своей третьей и заключительной встречей с Дином в Белом доме Вернон Уолтерс обратился к Хелмсу: «Послушайте, ну, предположим, я соглашусь. В худшем случае меня уволят или вынудят уйти в отставку». У Уолтерса не было понимания ситуации, он никак не мог уяснить, что агентство находится в опасности. «Он крутился здесь в течение шести недель. Но толком не знал, что происходит, – рассказал Хелмс. – Ему, по‑видимому, даже не было известно, что у агентства имеются ничем не подтвержденные средства».

Биограф Хелмса Томас Пауэрс написал в конце 1970‑х, что «роль ЦРУ в Уотергейтском скандале надолго станет предметом споров». Ведущий хронист Уотергейта Стэнли Катлер написал в начале 1990‑х, что агентству, «по‑видимому, суждено остаться в тени». Теперь суть дела уже представляется более ясной. Участие шести бывших сотрудников ЦРУ в Уотергейтском взломе являлось частью привычки администрации Никсона к управлению тайными операциями из Белого дома. Никсон попытался использовать ЦРУ, чтобы обуздать ФБР. Он преуспел, но ненадолго. Хелмс и Уолтерс выполнили президентский приказ и согласились прикрыть ФБР, но только на шестнадцать дней, не больше. Прикрытие сработало бы, если бы Хелмс пошел на риск. Но оно провалилось, потому что он ценил ЦРУ больше, чем Ричарда Никсона.

 

Киссинджер предложил заменить Хелмса на Джеймса Шлезингера, который на тот момент занимал пост председателя Комиссии по атомной энергии: FRUS, т. II, документ 284, с редакторскими заметками.

 

«Очень хорошая идея»: 10 ноября 1972 г., запись в «Дневниках Хальдемана: Внутри Белого дома при Никсоне» (Полное мультимедийное издание, CD‑ROM, Sony Electronic Publishing, 1994).

 

…он заявил Киссинджеру, что намерен «перестроить дипломатическую службу»: Записи Белого дома. Беседа между Никсоном и Киссинджером, Овальный кабинет, 13 ноября 1972 г. Национальный архив.

 

Он должен был «разорвать на части этот департамент»: 21 ноября 1972 г., запись в «Дневниках Хальдемана: Внутри Белого дома при Никсоне» (Полное мультимедийное издание, CD‑ROM, Sony Electronic Publishing, 1994).

 

«Послушайте, господин президент, я не думаю, что идея отправить меня в Москву так уж хороша»: из интервью Хелмса с Катлером.

 

– Вы думаете, был заговор ЦРУ, нацеленный на то, чтобы сместить вас с занимаемого поста?: расшифровка стенограммы интервью Никсона с Фрэнком Гэнноном в 1983 г., медиаархивы Уолтера Дж. Брауна, Университет Джорджии, доступно в сети Интернет по адресу: http://www.libs.uga.edu/media/collections/nixon. Интервью с Гэнноном продолжалось в течение девяти дней; в 2002 г. были опубликованы полные расшифровки этой стенограммы.

 

«…поставить туда собственного человека, то есть такого, на котором действительно стояло клеймо «R. N.» (Ричард Никсон) – и таким человеком стал Шлезингер»: из интервью Хелмса с Катлером.

 

«У них 40 тысяч человек, которые только и занимаются тем, что листают газеты»: Хелджерсон Дж.Л. Знакомство с президентом: Брифинги ЦРУ с кандидатами в президенты, 1952 – 1992: Вашингтон, округ Колумбия: Центр исследования разведки, ЦРУ, 1995. Никсон увеличил фактическое число сотрудников в штаб‑квартире ЦРУ более чем вдвое.

 

Никсон предупредил, что «командовать здесь должен Шлезингер»: Записи Белого дома, Овальный кабинет, 27 декабря 1972 г. В этой записанной на пленку памятке Никсон подчеркнул «потребность улучшить качество, а также уменьшить количество главных лиц в разведке и непосредственно в самом ЦРУ. ЦРУ, как и Государственный департамент, является в основном учреждением либеральной бюрократии. Я хотел бы сократить число работающих там сотрудников по крайней мере наполовину или хотя бы на 35 – 40 процентов и при этом хочу добиться определенных положительных сдвигов у тех, кто работает в ЦРУ, в части по отношению к нашей внешней политике».

 

В ведомстве не было никого, кто бы мог спокойно взирать на происходящее: Сэм Хэлперн: устная история; Уэбер Р.Э. Мастера шпионажа: Десять офицеров ЦРУ в их собственных рассказах. Уилмингтон, Делавэр: Scholarly Resources, 1999. С. 128.

 

Глава 31

 

настала пора «изменить концепцию «секретной службы»: Колби У. Благородные мужи: Моя жизнь в ЦРУ. Нью‑Йорк: Simon & Schuster, 1978. На мое изложение этого эпизода в истории ЦРУ оказали влияние интервью с Биллом Колби, проведенные лично и по телефону в период с 1988 г. и за неделю до его смерти в 1996 г.

 

Короче говоря, противник прорвал оборону ЦРУ и окопался глубоко в американском тылу: теперь известно, что в то время произошли просачивания в ЦРУ на низком уровне. Аналитик по имени Ларри Ву‑тай Чин шпионил в пользу Китая в течение двадцати лет. Согласно имеющейся вполне надежной информации, советских «кротов» в ЦРУ в то время не было. Но, по мнению Энглтона, отсутствие свидетельств не является свидетельством самого отсутствия.

 

Шлезингер заявил, что рассматривает ЦРУ как «центральное разведывательное управление – каждое слово с маленькой буквы»: высказывание Шлезингера процитировано у Дугласа Р. Гартхоффа в работе «Директора Центральной разведки как лидеры американского разведывательного сообщества, 1946 – 2005» / Directors of Central Intelligence as Leaders of the U.S. (Intelligence Community, 2006, CIA/CSI).

 

Составленное мелким шрифтом примечание было одним из самых опасных решений, которые когда‑либо принимал директор Центральной разведки: сегодня Шлезингер говорит, что вовсе не хотел, чтобы его приказ сотрудники понимали буквально, и что не было случая, чтобы кто‑то фактически ему подчинился. Однако, с другой стороны, просто не укладывается в голове, чтобы офицеры ЦРУ могли проигнорировать приказ своего директора.

 

Во многом неопределенный устав ЦРУ был ясен в одном пункте: агентство не может являться американской тайной полицией: законным основанием проводить секретные операции стали бы для агентства прямое указание Совета национальной безопасности, четкое понимание между президентом страны и директором Центральной разведки и небольшой контроль со стороны конгресса. В 1973 г. эти трехсторонние отношения абсолютно бездействовали. Полномочия советника по национальной безопасности держались в секрете. Это был чисто административный пост, не подкрепленный никаким законом или положением.

 

Колби спрятал это все в долгий ящик…: он действительно доверял четырем членам конгресса, которым должен был подчиняться, председателям подкомиссий сената и палаты представителей, которые контролировали бюджет ЦРУ. Их ему было нечего опасаться. С осени 1970 г. подкомиссия сената собиралась всего один раз.

 

«Мы не покрыли себя славой»: заявление Колби, Специальная постоянная комиссия палаты представителей по разведке, 4 августа 1975 г. ЦРУ сообщило, «что нет никаких военных или политических признаков, свидетельствующих о намерениях или подготовке Египта к возобновлению военных действий с Израилем».

 

«Нынешняя обстановка в регионе является более напряженной, чем обычно. Но никакой войны не будет»: процитировано в статье Мэри O. Маккарти «Задача – предупредить: Очертания грядущей катастрофы» / Mission to Warn: Disaster Looms // Defence Intelligence Journal. 1998. Т. 7. № 2. Во время публикации Маккарти являлась старшим директором по разведывательным программам в аппарате Совета национальной безопасности; с 1994 по 1996 г. она работала офицером национальной разведки по предупреждениям.

 

Глава 32

 

В качестве подарка от лидеров греческой военной хунты Паппас передал для избирательной кампании Никсона 1968 года в общей сложности 549 тысяч долларов: следующее утверждение в «Официальный бюллетень конгресса» в 1993 г. внес конгрессмен Дон Эдвардс, член Законодательного комитета в палате представителей, который одобрил статьи импичмента против президента Никсона: «Греческая диктатура через свою спецслужбу, КИП (которая была учреждена и впоследствии субсидировалась ЦРУ), в 1968 г. перевела три платежа на общую сумму 549 тысяч долларов в фонд выборной кампании Ричарда Никсона. Каналом передачи служил Томас Паппас, видный греко‑американский бизнесмен, имевший тесные связи с ЦРУ, греческими полковниками и принимавший участие в кампании Никсона».

 

«Я знаю, как много вы делаете, чтобы выручить нас»: записи администрации Никсона, 7 марта 1973 г., рассекречено и расшифровано в 1998 г., Национальный архив. Своему секретарю Роуз Мэри Вудз Никсон велел убедиться, чтобы не было никаких отчетов о визите Паппаса. «Не хочу, чтобы что‑нибудь указывало на мою признательность за то, что он собрал деньги для ответчиков по Уотергейтскому делу», – сказал он. И по сей день никому не известно, зачем Белый дом послал взломщиков в отель «Уотергейт». Эта группа, возможно, искала подтверждение того, что у руководителя Демократического национального комитета Ларри O’Брайена есть какие‑то доказательства о связи Никсона и Паппаса. Которые у него, собственно, и были. Паппас немало поспособствовал продвижению на пост вице‑президента Спиро Теодора Агню во время предвыборной кампании Никсона в 1968 г. и лично внес по меньшей мере 100 тысяч долларов в фонд выборной кампании 1972 г. В обмен на последнее пожертвование Паппас хотел оставить на прежнем посту американского посла в Греции Генри Таску. Возможно, он был единственным американцем за пределами круга приближенных к Никсону, который знал, что Паппас являлся курьером от греческой хунты по передаче денежных средств в фонд выборной кампании Никсона. Паппас никогда не был обвинен в Уотергейтском скандале: расследования, предпринятые было конгрессом по поводу наличия греческих связей, были прекращены по соображениям национальной безопасности. Паппас умер на своем ранчо в Палм‑Бич, Флорида, в 1988 г.

 

«Эти полковники плели заговоры в течение многих лет»: посол Роберт Кили: устная история, FAOH.

 

Греческие военные и разведчики работали в тесном сотрудничестве поочередно с семью резидентами ЦРУ в Афинах: в их число входили Эл Алмер, Джон Ричардсон и Том Карамессинес, руководитель секретной службы при Ричарде Хелмсе, который впервые приехал в Афины в 1947 г. В 1950‑х гг. Аллен Даллес лично общался с греческой королевской четой и их дворцовой охраной, в то время как его резиденты пользовались услугами греческих солдат и шпионов. «Мы управляли Грецией, – заявил Герберт Дэниел Брюстер, американский дипломат, который посвятил карьеру этой стране с начала 1950‑х гг. – Все было под нашим полным контролем».

 

«Центральное разведывательное управление – это эффективный и относительно прямой маршрут в Белый дом»: Норберт Аншуц: устная история, FAOH.

 

«Единственный раз я видел Хелмса рассерженным как раз во время греческого переворота в 1967 году»: Ричард Леман: интервью для устной истории, «Mr. Current Intelligence» // Studies in Intelligence. 2000. Лето. CIA/CSI.

 

Это было «ложью», но, если бы вы вздумали высказать что‑нибудь критическое по поводу хунты, в ЦРУ сразу начинали ворчать и брызгать слюной»: Блад: устная история, FAOH.

 

«Шеф отделения ЦРУ имел тесные отношения с людьми, которые фактически издевались над греческим народом»: Кеннеди: устная история, FAOH.

 

«Главный актив агентства находился в Афинах…»: Бойатт: устная история, FAOH.

 

«Я отправился в Афины, собрав немало доказательств того, что они собираются разрушить весь этот карточный домик»: Кроуфорд: устная история, FAOH. У греческих полковников имелись причины для ненависти к архиепископу Макариосу. Кроуфорд объяснил, что Макариос «оказал помощь молодому человеку, греку с материка, который впоследствии пытался убить премьер‑министра Греции. Макариос предоставил ему надежное убежище, возможность пользоваться киприотской дипломатической почтой и поддельный паспорт, чтобы дать возможность возвратиться в Грецию после года тайного пребывания на Кипре».

 

Посол Кубиш заявил, что в Афинах он впервые в жизни стал свидетелем «той ужасной цены, которую пришлось заплатить американскому правительству, когда оно слишком глубоко увязло в связях… с репрессивным режимом»: Кубиш: устная история, FAOH.

 

Глава 33

 

«Позвольте мне начать с проблемы об использовании секретных материалов»: выступление Форда на Совете национальной безопасности, протокол заседания от 7 октября 1974 г., GRFL.

 

«У нас нет для этого необходимых нам рычагов»: Шлезингер. Там же. Ему хотелось, чтобы Форд знал «все, что знает сам президент»: Колби процитирован в книге Джона Л. Хелджерсона «Знакомство с президентом: Брифинги ЦРУ с кандидатами в президенты, 1952 – 1992», май 1996 г., CIA/CSI.

 

«Просто невообразимо, чтобы секретная рука правительства выполняла все откровенные приказы этого правительства»: показания Энглтона, слушания перед Комитетом Черча, 23 сентября 1975 г.

 

«Форд попросил меня приехать в Белый дом, чтобы руководить разведкой, но я отклонил это предложение»: Сильберман: устная история, FAOH.

 

«Г‑н Хелмс, по‑видимому, лжесвидетельствовал во время слушаний при назначении его послом в Иране»: Хелмс разрывался между истиной и тайной. Давая свидетельские показания на слушаниях в конгрессе перед его назначением на пост американского посла в Иране в 1973 г., он, конечно, лгал о том, что сделало и чего не сделало ЦРУ, чтобы свергнуть законно избранное правительство Чили. На протяжении всех четырех лет работы в должности посла его без конца вызывали в Вашингтон бесконечные комиссии конгресса, уголовные следователи и различные «высокие советы» Белого дома. Оскорбленный, но непокорный, Хелмс предстал перед федеральным судьей в Вашингтоне 4 ноября 1977 г. и получил два года условно и штраф 2 тысячи долларов вместо обвинительного приговора в тяжком уголовном преступлении и штрафа на восьмизначную сумму. Он согласился с обвинением в мисдиминоре за отказ дать исчерпывающие показания конгрессу – ложь во спасение, преступная халатность. Хелмс утверждал, что как директор ЦРУ давал более высокую клятву, чтобы защитить государственные тайны. Администрация Картера взвесила улики и решила продолжить суд. Суд постановил, что положения Конституции и законов Соединенных Штатов перевешивают силу государственной тайны…

 

Вечером 3 января Форд заявил Киссинджеру, вице‑президенту Нельсону Рокфеллеру и Дональду Рамсфельду, что в случае утечки этих тайн «ЦРУ будет уничтожено»: запись беседы, 3 января 1975 г., GRFL. «Откровенно, мы попали в затруднительное положение»: запись беседы, 4 января 1975 г., GRFL. Комментарии с этого совещания были рассекречены в декабре 2002 г.

 

Форд. Колби отправился к Сильберману не только со своим отчетом, но и с рядом других заявлений.

Рокфеллер. По вашей просьбе?

Форд. Я не был даже в курсе…

[Д‑р Киссинджер описал «книгу ужасов».]

Форд. Мы обеспокоены, что ЦРУ будет ликвидировано… И Хелмс считает, что Колби ввел его в заблуждение; Хелмс дал ясно понять, что, если наружу что‑нибудь выплывет, он добавит кое‑что и от себя.

Киссинджер. И Колби захватил с собой в суд вопрос о возможном лжесвидетельстве Хелмса.

Рокфеллер. Это поднимает реальные вопросы по поводу его суждений.

Форд. Мы обсудили это и решили, что не можем пока его выдворить.

 

 

ЦРУ «совершило ошибку, не предоставив нам все имеющиеся данные»: Джеральд Р. Форд: устная история, 8 июля 2003 г., JFKL.

 

«Вопрос состоит в том, как правильно запланировать расследование по ЦРУ»: запись беседы, 21 февраля 1975 г., GRFL.

 

«В ЦРУ на этот счет существуют острые разногласия»: запись беседы, 28 марта 1975 г., GRFL.

 

Глава 34

 

– Позвольте мне выяснить ситуацию: протокол Специальной группы действия в Вашингтоне при Совете национальной безопасности, 2 апреля 1975 г., рассекречен 7 сентября 2004 г. Спустя считаные дни после этой беседы пала Камбоджа. Американский посол Джон Гантер Дин и руководитель отделения ЦРУ Дэвид Уиппл лучше понимали окружающую обстановку, чем их коллеги в Сайгоне. «У ЦРУ было хорошее представление о составе и руководстве «красных кхмеров», – вспоминал Дин. – Дэвид Уиппл… передал нам документацию о некоторых актах вандализма, совершенных «красными кхмерами» до апреля 1975 г.». (Джон Гантер Дин: устная история, FAOH).

 

29 апреля 1975 года в 4 часа утра Полгар проснулся от грохота канонады и разрывов ракет: из интервью Тома Полгара с автором. Когда Полгар вступил в должность, сменив в январе 1972 г. Теда Шекли, то командовал 550 офицерами ЦРУ, 200 из которых были секретными операторами. После подписания Парижских мирных соглашений 1973 г. его инструкции от Никсона и Киссинджера оставались неизменными: «Продолжать войну иными средствами, чтобы удержать некоммунистический Вьетнам». Полгар засвидетельствовал непосредственно часть дипломатии, за которую Генри Киссинджер был награжден Нобелевской премией мира. Великий стратег договорился о сроках мирного соглашения и перемирии с Северным Вьетнамом за считаные недели до президентских выборов 1972 г. в США без одобрения президента Южного Вьетнама – коррумпированного Нгуен Ван Тхиеу. В Сайгоне, во время обеда при участии Киссинджера, американского посла Эллсуорта Банкера и помощника Киссинджера Джона Негропонте Киссинджер лично проинструктировал Полгара «оказывать давление на Тхиеу» через агентов ЦРУ среди южновьетнамских военных. Полгар ответил, что приказ Киссинджера не имеет никакого смысла; теперь в Сайгоне все изменилось, и действовать прежними методами было нельзя. Он имел еще меньше смысла после того, как Киссинджер поделился с любимчиком‑репортером из Newsweek историей своих закулисных переговоров. Репортер передал материал телеграммой из Сайгона, и разведывательная служба Южного Вьетнама перехватила его и предоставила копии президенту Тхиеу и Тому Полгару. Шеф резидентуры показал это Киссинджеру, который заметил: «Чувствуется неприятный душок правды».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.09 сек.