Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические указания




Методические указания

ВОПРОС. Прежде всего, попробуйте сформулировать, что такое “крепостное право” и в чем состоял процесс “закрепощения” крестьянства на Руси. После этого остановитесь на основных вехах правового оформления крепостного состояния широких крестьянских масс – великокняжеский и царский судебники, указы о заповедных и урочных летах. Объясните, какой “вклад” внес каждый из этих актов в закрепощение, какие для этого использовались юридические механизмы. Хронологические рамки ответа – от великокняжеского судебника и до Соборного Уложения 1649 г. (не включая его).

КАЗУС. Для решения казуса следует уяснить правовое регулирование обязательств из причинения вреда по Соборному Уложению 1649 г.

 

Вариант “Ж”

Задание

ВОПРОС. Конституционное становление и развитие основных прав и свобод советских граждан в период с 1918 по 1977 гг.

КАЗУС. Псковский купец Никита Хов оставил завещание, по которому его лавка и весь находящийся в ней товар переходили к его брату Архипке. Все остальное имущество досталось сыновьям Никиты – Семиону и Павлу. Узнав о смерти Н. Хова, купец Якун предъявил иск к наследникам о возврате долга 5 рублей серебра. Те отказались. Как разрешить спор на основании Псковской судной грамоты?

ВОПРОС. Познакомьтесь с советскими конституциями, начиная с Конституции РСФСР 1918 г. и заканчивая Конституцией СССР 1977 г. и посмотрите, как в их тексте закреплялся этот конституционный институт, как расширялся круг прав и свобод советских граждан, какими конституционно-правовыми гарантиями обеспечивались права и свободы.

КАЗУС. Следует выяснить различие правового статуса наследников по закону и “приказников”, знать требования, предъявляемые законом к форме договора займа.

 

Вариант “З”

Задание

ВОПРОС. Изменения в государственном аппарате при переходе от раннефеодальной к сословно-представительной монархии.

КАЗУС. Холоп боярина Д. Киндырева Яков Ивашков, убежав из плена крымских татар, 7 августа 1569 г. продал себя в холопство по служилой кабале дворянину Андрею Еркову. Спустя год, Ивашков совершил кражу в доме хозяина и, опасаясь разоблачения, убежал и вновь заключил служилую кабалу с боярином А.Голохвастовым. Киндырев, а затем и Ерков потребовали у Голохвастова вернуть им холопа. Что решит суд в соответствии с нормами Судебника 1550 г.?

 

Методические указания

ВОПРОС. Прежде следует объяснить, почему стал неизбежен переход от раннефеодальной к сословно-представительной монархии в середине XVI в. Из этого-то и проистекала необходимость принципиальной перестройки государственного аппарата. Покажите, в чем конкретно она состояла: как развивалась компетенция “старых” государственных органов, какие из них “ушли” в прошлое, а какие возникли и для чего, что происходит с системой центрального управления. Обратите внимание на то, что изменения в форме государства повлекли за собой перемены не только в центральном, но и в местном управлении.

КАЗУС. Следует знать источники холопства по Судебнику 1550 г., обратив особое внимание на коллизию кабальных грамот.

 

Вариант “И”

Задание

ВОПРОС. Эволюция избирательного права советских граждан.

КАЗУС. В лесу, принадлежавшем боярину Ивану Руно, находились бортные угодья помещика Давыда Лихарева. Во время бури одно из деревьев, в котором находился улей, повалилось. Лихарев распилил его на дрова и пытался вывезти их из леса вместе с пчелами, но слуги боярина все отобрали. Правомерны ли действия помещика и слуг в соответствии с нормами Соборного Уложения 1649 г.?

 

Методические указания

ВОПРОС. Кто имел право избирать и быть избранным, какова была регламентация процедуры выборов и подведения их итогов, каковы были принципы избирательного права, какими особенностями обладала советская избирательная система на разных этапах развития нашего государства, происходила ли ее демократизация – вот те основные моменты, которые необходимо осветить, чтобы раскрыть вопрос. Для этого изучите Конституцию РСФСР 1918 г., Основной Закон (Конституцию) СССР 1924 г. и Конституции СССР 1936 и 1977 гг.

КАЗУС. При ответе необходимо уяснить понятие сельского сервитута по Соборному Уложению 1649 г.

 

Вариант “К”

Задание

ВОПРОС. Соотношение прав и полномочий Союза СССР и союзных республик по Конституции СССР 1924 г. Гарантированность прав союзных республик.

КАЗУС. После смерти Яромира остались проживавшие вместе с ним его родители, вдова, сын и дочь, а также сирота-племянник. Что они получат в наследство по Русской Правде? А по Псковской Судной Грамоте?

 

Методические указания

ВОПРОС. Предполагается знание студентом текста первой союзной Конституции. Со ссылками на конкретные статьи Основного Закона покажите, какие вопросы были отнесены к ведению Союза, а какие к ведению субъектов федерации; как федеративное устройство отразилось на структуре государственных органов. Поразмышляйте над правовой гарантированностью прав союзных республик, т.е. были ли они обеспечены необходимыми юридическими процедурами и механизмами.

КАЗУС. Обратите внимание на особенности и развитие отечественного наследственного права.

Вариант “Л”

Задание

ВОПРОС. Правовой механизм окончательного закрепощения крестьян в Соборном Уложении 1649 г.

КАЗУС. На вечевом собрании Архип был обвинен в измене Пскову, Борис – в краже и Глеб – в поджоге. Посадник тут же на вече приговорил всех троих к продаже: соответственно в 20 рублей, 70 гривен и 10 рублей. Оцените правомерность приговора с точки зрения Псковской Судной грамоты.

 

Методические указания

ВОПРОС. В 1649 г. было завершено оформление крепостного права на Руси. Чтобы уяснить, как это было юридически оформлено, следует вспомнить об урочных и заповедных летах, а также попытаться понять и сформулировать в чем, собственно, состоял процесс “закрепощения”. На основе этого и проанализируйте содержание XI гл. Соборного Уложения и выявите все юридические средства, обеспечивавшие прикрепление крестьян к земле. Обратите внимание на разных субъектов в ее 1 и 2 статьях, на документальные основания крепостной зависимости и на то, какая использована словесная формула окончательного закрепощения крестьян.

КАЗУС. Обратите внимание на порядок вынесения судебных актов и санкции, предусмотренные Псковской Судной грамотой за соответствующие преступные деяния.

 

Вариант “М”

Задание

ВОПРОС. Конституционный статус союзной республики.

КАЗУС. Купец Митрофан подал посаднику иск о взыскании долга по договору займа с Игоря. Во время суда Митрофан вспомнил, что сделка состоялась в присутствии Гавриила, и попросил его вызвать. Посадник согласился и назначил новое рассмотрение дела через три недели. Но на вечевом собрании, состоявшемся за 5 дней до назначенной даты суда, был избран новый посадник. Он и рассмотрел дело в ранее назначенный срок. Иск посадником был полностью удовлетворен. Оцените правомерность судебного решения с точки зрения Псковской Судной грамоты.

 

Методические указания

ВОПРОС. Какими атрибутами независимого государства обладала союзная республика, какие вопросы были отнесены к ее ведению, какие органы власти в ней создавались, как соотносилась их компетенция с компетенцией союзных органов, насколько союзная республика была независимой от союзного центра – предмет Вашего внимания при изучении всех конституций СССР.

КАЗУС. Обратите внимание на порядок вынесения судебных решений, предусмотренный Псковской Судной грамотой, а также на условия оформления договора займа.

 

Вариант “Н”

Задание

ВОПРОС. Вершина крепостного права – законодательство 60-х гг. XVIII в.

КАЗУС. Будучи однажды в компании, гражданин Колобов, сославшись на чрезвычайную выгодность заключаемой им на днях сделки, попросил своих знакомых Авакумова, Бриля и Морохова занять ему денег. Первые двое отказались, а Морохов достал некоторую сумму золотых рублей и вручил их под 20 процентов годовых сроком на 6 месяцев. После этого все четверо выпили за успех Колобова. Через месяц, когда Морохов потребовал уплатить проценты за первый месяц, Колобов заявил, что он ничего не должен, так как сделка недействительна. Сможет ли Морохов на основании норм Гражданского кодекса РСФСР 1922 г. получить данное им в долг и проценты?

Методические указания

ВОПРОС. Изучив указы от 13 декабря 1760 г., 8 января 1765 г. и 22 августа 1767 г., попробуйте сформулировать, почему их именуют пиком крепостного права, почему с их принятием связывается низведение крестьян практически до уровня рабов.

Первые два акта Вы сможете найти в 5-м томе “Российского законодательства Х-ХХ веков”, а третий – в “Хрестоматии по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период”.

КАЗУС. Изучите правовое регулирование договора займа по Гражданскому кодексу РСФСР 1922 г.

Вариант “О”

Задание

ВОПРОС. Изменения в системе верховных (высших) органов государственной власти в Конституции СССР 1936 г. по сравнению с первой Конституцией Союза.

КАЗУС. Иванко обвинил Василька в том, что одна из вещей, привезенных тем с торгов – краденная. Как Василек сможет опровергнуть это утверждение на основании норм Русской Правды, Псковской Судной грамоты и Судебника 1497 г.?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1702; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.