Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 14. Обязательства, возникающие вследствие причинения вреда 2 страница




Седов предъявил иск к Михайлову (владельцу быка) и к отделе­нию связи (поскольку вред был причинен ему при исполнении им своих служебных обязанностей - разносил корреспонденцию) и просил взы­скать с них солидарно материальный ущерб и компенсацию морально­го вреда. При этом Седов просил суд признать животное источником по­вышенной опасности, поскольку бык обладал диким нравом и, как пояс­нили ему соседи Михайлова, ранее неоднократно набрасывался на прохо­жих.

Подлежит ли иск удовлетворению? Что понимается под источником повышенной опасности? Можно ли отделение связи привлекать к от­ветственности? Подлежит ли компенсации моральный вред?

2.

Работник лесохимического комбината Михеев похитил из цистерны, принадлежащей лесохимкомбинату, метиловый спирт, которым угостил своего знакомого Баранова. В результате отравления Баранов потерял зрение на оба глаза и стал инвалидом 1-й группы, а сам Михеев утратил зрение на 50% и стал инвалидом 2-й группы. Считая, что метиловый спирт является источником повышенной опасности, Баранов предъявил к комбинату как к владельцу иск о возмещении причиненного ему имуще­ственного и морального вреда. Аналогичный иск к комбинату предъявил и Михеев.

Подлежат ли иски Баранова и Михеева удовлетворению?

3.

Барсуков, собственник автомашины «Жигули», передал ее по доверен­ности во временное пользование Мишину.

При следовании по Приозерскому шоссе произошло столкновение этой машины с грузовой автомашиной совхоза. Машина совхоза не полу­чила повреждений, а восстановительный ремонт машины Барсукова со­ставил значительную сумму.

Мишин за свой счет отремонтировал машину и возвратил ее Барсуко­ву, после чего предъявил иск к совхозу о возмещении ему ущерба (расходов на ремонт автомашины), так как виновником столкновения автома­шин, по заключению ГИБДД, был шофер совхоза.

Суд, руководствуясь ст. 1064 ГК, отказал Мишину в иске, поскольку он не является собственником поврежденной автомашины, а привлечен­ный к участию в деле Барсуков отказался предъявить какие-либо требова­ния к совхозу, так как он получил автомашину от Мишина в исправном состоянии.

Обосновано ли решение суда? Дайте квалификацию взаимоотношений сторон.

4.

Быков, управлявший личной автомашиной, превысил скорость, в ре­зультате чего не справился с управлением и наехал на стоявшую у обочи­ны дороги машину Зуева. От удара машина Зуева пришла в движение и ударила стоявшую впереди нее машину, принадлежавшую автопарку. Восстановительный ремонт машины Зуева составил 8 тыс. руб., а маши­ны автопарка - 3 тыс. руб. Получила повреждения и машина Быкова на общую сумму 5 тыс. руб. Автопарк предъявил иск к Зуеву и Быкову, про­ся суд взыскать с них солидарно сумму причиненного ему ущерба.

Зуев предъявил иск к Быкову о возмещении ему стоимости восстано­вительного ремонта, а в части иска автопарка просил освободить его от ответственности, так как повреждение его автомашины произошло по ви­не Быкова.

Быков, возражая против предъявленных к нему исков, указывал, что, во-первых, вред автомашине автопарка причинен не его машиной, а ма­шиной Зуева, который и должен возместить ущерб автопарку, и, во-вто­рых, Зуев сам виновен в повреждении его автомашины, так как поставил ее в месте, не разрешенном для стоянки автомашин. Поэтому в предъяв­ленных к нему исках Зуева и автопарка Быков просил отказать.

Решите дело.

5.

Громов предъявил иск о возмещении вреда, причиненного ему в ре­зультате наезда автомашины, принадлежащей Звереву. Отказывая в иске, суд указал на то, что несчастный случай был вызван грубой неосторожно­стью самого потерпевшего, который, будучи в нетрезвом состоянии, бе­гал по проезжей части дороги, пытаясь поймать попутную машину. Со стороны Зверева нарушений Правил дорожного движения, по заключе­нию органов ГИБДД, допущено не было. Громов появился в непосредст­венной близости от автомашины, которой управлял Зверев и, несмотря на принятые последним меры по экстренному торможению, Громов был сбит и попал под заднее колесо автомашины.

Громов, считая, что только умысел потерпевшего в соответствии со ст. 1083 ГК освобождает от ответственности за вред, причиненный источ­ником повышенной опасности, обжаловал это решение суда.

Подлежит ли жалоба Громова удовлетворению?

6.

Произошло столкновение мотоцикла «Днепр», принадлежащего Ухову и управляемого по доверенности его несовершеннолетним (17 лет) сы­ном, с автомашиной «Жигули», принадлежащей Титову, вследствие чего машине были причинены повреждения. В результате расследования уста­новлено, что дорожно-транспортное происшествие произошло по вине водителя мотоцикла.

Титов обратился в суд с иском к Ухову, как владельцу источника по­вышенной опасности (мотоцикла), о возмещении расходов по ремонту ав­томашины. При рассмотрении дела суд привлек в качестве соответчика сына Ухова и взыскал с него и его отца заявленную сумму солидарно.

Прокурор принес протест на решение суда.

Какие доводы были положены в обоснование протеста прокурора?

4-е занятие

1.

По приговору суда Андреев признан виновным в том, что, управляя в состоянии опьянения закрепленным за ним молоковозом, принадлежа­щим совхозу «Заборьевский», не справился с рулевым управлением и оп­рокинул машину, в результате чего из цистерны вылилось 1800 кг моло­ка. Несмотря на то что вылившееся молоко и бензин смешались и на до­роге образовался скользкий участок, Андреев не выставил знак, предуп­реждающий об опасности, и с места происшествия скрылся.

Через 30 мин после происшествия двигавшуюся по той же дороге ав­томашину «Жигули» на скользком участке дороги занесло в сторону, она ударилась о железобетонные столбики ограждения и упала в кювет. Да­выдову, владельцу автомашины «Жигули», были причинены легкие те­лесные повреждения, а его машина оказалась разбитой.

Давыдов предъявил иск к совхозу «Заборьевский», как владельцу ав­томашины, которой управлял Андреев, о возмещении ему ущерба, причи­ненного источником повышенной опасности.

Решите дело.

2.

Шофер автобазы Галкин в выходной день пришел на территорию гара­жа и, воспользовавшись отсутствием сторожевой охраны, самовольно

това получили увечья, вследствие которых Русина утратила 60%, а Котова 40% профессиональной трудоспособности.

По заключению ГИБДД, со стороны шофера Тихонова никаких нару­шений Правил дорожного движения допущено не было. Отсутствовала и вина автобазы, выпустившей машину в исправном состоянии.

Русина и Котова предъявили к автобазе иски о возмещении причинен­ного им ущерба. Средний заработок Русиной составлял 800 руб. в месяц, а Котовой - 600 руб. в месяц. Русиной назначена пенсия по трудовому увечью в сумме 200 руб. в месяц. Котовой пенсия не назначена.

Возражая против исков, автобаза просила освободить ее от ответст­венности по следующим основаниям. Котова сама виновна в происшед­шем с ней несчастном случае, так как села в неприспособленную для пе­ревозки пассажиров грузовую автомашину. Что же касается Русиной, то повреждение здоровья ей причинено при исполнении ею трудовых обя­занностей, а так как вины автобазы в происшедшем с ней несчастном слу­чае нет, то автобаза не несет ответственности за причинение вреда.

Кто прав в этом споре?

7.

Антонов, шофер Артемовского рудника, вместе с группой других ра­ботников, в том числе Борисова, был направлен на машине рудника в слу­жебную командировку. В пути следования к месту назначения на одной из остановок на почве ссоры при распитии спиртных напитков Борисов выстрелом из револьвера, которым он был снабжен администрацией руд­ника для охраны сопровождаемого груза, убил Антонова. Жена погибше­го обратилась в суд с иском к руднику о возмещении вреда, причиненного гибелью кормильца, на иждивении которого, кроме истицы, находились двое детей - сын 15 лет и дочь 10 лет.

Подлежит ли это требование удовлетворению?

В каком порядке рассматриваются споры о возмещении вреда, причи­ненного увечьем, иным повреждением здоровья или гибелью кормильца, связанными с исполнением трудовых обязанностей?

 

Тема 15. АВТОРСКОЕ ПРАВО

Вопросы по теме

1. Объекты авторского права:

1.1. Признаки объекта авторского права.

1.2. Виды охраняемых произведений.

1.3. Творческие результаты, на которые не распространяются нор­мы авторского права.

2. Субъекты авторского права:

2.1. Граждане России.

2.2. Соавторство.

2.3. Юридические лица как субъекты авторского права.

2.4. Охрана произведений иностранных авторов.

2.5. Наследники как субъекты авторских прав.

3. Права авторов:

3.1. Личные неимущественные права авторов.

3.2. Имущественные права авторов.

3.3. Коллективное управление имущественными правами авторов.

3.4. Срок действия авторского права.

4. Авторские договоры:

4.1. Понятие авторского договора.

4.2. Виды авторского договора.

4.3. Лицензии, выдаваемые организациями, управляющими имуще­ственными правами авторов на коллективной основе.

4.4. Условия авторского договора.

4.5. Ответственность сторон по авторскому договору.

5. Смежные права:

5.1. Понятие смежных прав.

5.2. Носители смежных прав.

5.3. Права обладателей смежных прав и срок их действия.

6. Защита авторских и смежных прав:

6.1. Форма и порядок защиты авторских и смежных прав.

6.2. Способы защиты авторских и смежных прав.

Нормативный материал

1. Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г. // Ведомости РФ. 1993. № 32. Ст. 1242; СЗ РФ. 1995. № 30. Ст. 2866.

2. Закон РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» от 23 сентября 1992 г. // Ведомости РФ. 1992. № 42. Ст. 2325.

3. Закон РСФСР «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. // Ведомости РФ. 1992. № 7. Ст. 300.

4. Закон РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федера­ции» от 17 ноября 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4473.

5. Положение о регистрационных сборах за официальную регистра­цию программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микро­схем, утв. постановлением Правительства РФ 12 августа 1993 г. // Собра­ние актов РФ. 1993. № 34. Ст. 3182.

6. Постановление Правительства РФ «О регистрации кино- и видео­фильмов и регулировании их публичной демонстрацию) от 28 апреля 1993 г. // Собрание актов РФ. 1993. № 18. Ст. 1607.

7. Постановление Правительства РФ «О минимальных ставках автор­ского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства» от 21 марта 1994 г. // Собрание актов РФ. 1994. № 13. Ст. 994.

8. Постановление Правительства РФ «О ставках вознаграждения ис­полнителям за некоторые виды использования исполнения (постановки)» от 17 мая 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 21. Ст. 2529.

9. Устав Российского авторского общества (РАО). Принят Учреди­тельным собранием 12 августа 1993 г. // Права на результаты интеллекту­альной деятельности: Сборник нормативных актов / Сост. В.А. Дозорцев. М., 1994. С. 197.

10. Устав Ассоциации производителей аудиопродукции. Принят со­бранием учредителей 11 ноября 1993 г. // Права на результаты интеллек­туальной деятельности: Сборник нормативных актов / Сост. В.А. Дозор­цев. М., 1994. С. 209.

Литература

1. Гаврилов Э.П. Советское авторское право. Общие положения. Тен­денции развития. М., 1984.

2. Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. М., 1972.

3. Клык Н.А. Охрана интересов сторон по авторскому договору. Крас­ноярск, 1987.

4. Комментарий Закона РФ об авторском праве и смежных правах / Сост. Э.П. Гаврилов. М., 1996.

5. Савельева И.В. Правовое регулирование отношений в области ху­дожественного творчества. М., 1976.

6. Сергеев А.П. Авторское право России. СПб., 1994.

7. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. 2-е изд. М., 1999.

8. Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. М., 1956.

9. Чернышева С.А. Авторский договор в гражданском праве России. М., 1996.

10. Юрченко А.К. Издательский договор. Л., 1988.

Задачи 1-е занятие

1.

Управление Октябрьской железной дороги поручило группе работни­ков подготовить к изданию «Расписание движения пригородных поездов с вокзалов г. Санкт-Петербурга».

Составитель расписания движения поездов с Балтийского вокзала Фе­дорова обратилась к юристу за консультацией, можно ли считать подго­товленное к изданию «Расписание» объектом авторского права.

Одновременно ее интересовало, распространяется ли авторское право на подготовленную ею небольшую брошюру, в которой излагаются ос­новные права и обязанности пассажиров, пользующихся пригородным транспортом. Она сомневается в этом, так как брошюра написана на осно­ве действующего законодательства, а в законе об авторском праве сказа­но, что официальные документы, к которым относятся законы, не являют­ся объектами авторского права.

Какое разъяснение должно быть дано по этим вопросам? Какие тре­бования предъявляются законом к объекту авторского права?

2.

Художник-любитель купил в магазине картину автора Дремова и сде­лал несколько копий, которые подготовил для продажи. Когда автор явился к покупателю, чтобы воспроизвести свою картину, и увидел сде­ланные покупателем копии с искажением цветного фона, он предложил эти копии уничтожить.

Покупатель не согласился с этим требованием и заявил, что он купил картину в магазине, стал ее собственником, и как собственник может рас­поряжаться ею как угодно. Поэтому он отказывает автору в воспроизведе­нии его картины.

Автор обратился в суд за защитой своих прав.

Какое решение должен вынести суд? Какие различия существуют между объектом права собственности и объектом авторского права?

3.

Два автора создали рисунки, которые были использованы при выпуске головных платков. Авторы потребовали от администрации предприятия заключения с ними договора на использование их рисунков, ссылаясь на

то, что на все произведения, в том числе и созданные в порядке служеб­ного задания, авторское право принадлежит самим авторам.

Администрация предприятия отвергла требования авторов, указывая на то, что в трудовом договоре прямо записано, что право на использова­ние всех творческих результатов труда авторов принадлежит работодате­лю. Кроме того, администрация считает, что в данном случае авторами созданы промышленные образцы, а не произведения, охраняемые автор­ским правом.

Кто прав в этом споре? Каковы права авторов служебных произведе­ний? Какие произведения считаются выполненными в порядке служебно­го задания?

4.

Композитор вместе с поэтом создали несколько свадебных и застоль­ных песен, которые были исполнены в концертном зале. Издательство об­ратилось к авторам с предложением об издании этих песен.

С кем должен быть заключен договор, если издательство намерено од­новременно издать ноты с текстом, а также ноты и текст в отдельности? Как следует поступать, если в период подготовки договора один из авто­ров умрет?

Какие виды соавторства знает закон? Какие права авторов перехо­дят по наследству и на какой срок?

5.

Мурманское книжное издательство заключило с автором Бургомистровым договор об издании монографии «История Заполярья». Рукопись получила положительные заключения рецензентов. Но в то же время бы­ли сделаны замечания, с которыми автор полностью согласился и выра­зил желание внести в рукопись соответствующие уточнения и дополне­ния. Издательство предоставило автору на доработку рукописи четыре месяца. Автор неожиданно умер. Издательство обратилось к наследникам умершего с предложением поручить историку Благонравову доработать рукопись. Наследники дали свое согласие.

Кого считать автором выпущенной в свет доработанной моногра­фии?

6.

По заказу телевидения Придворов и Гладкова сделали перевод ряда неохраняемых произведений иностранных авторов на русский язык. Между переводчиками и телевидением возникли разногласия по поводу выплаты вознаграждения и дальнейшего использования переводов. Теле­видение полагает, что поскольку сделаны переводы неохраняемых произ­ведений, постольку переводы тоже не являются охраняемыми. Кроме того, вообще сомнительно, что перевод может носить творческий харак-

тер. Поэтому телевидение готово рассчитаться с переводчиками как за тех­ническую работу, т.е. как за «подстрочный» перевод. Что же касается дальнейшего использования переводов, то они подлежат свободному ис­пользованию, и в крайнем случае на их использование может быть полу­чена лицензия у РАО. Переводчики обратились за консультацией в РАО.

Какая должна быть дана консультация по возникшим вопросам? В чем выражается творческая работа переводчика? Отражается ли на охране перевода то обстоятельство, что он может быть сделан с охра­няемого и неохраняемого произведения? При каких условиях РАО выдаст лицензии на использование произведений авторов?

7.

По радио в рубрике «Новости науки» была передана в эфир опублико­ванная в журнале статья Радченко «Результаты исследования дна Ладож­ского озера». Автор потребовал выплатить ему вознаграждение и впредь без его согласия его статью не передавать в эфир. Радиокомитет заявил, что по авторскому закону все опубликованные статьи могут передаваться в эфир без согласия автора и без выплаты вознаграждения.

Кто прав в этом споре? В каких случаях допускается использование произведений без согласия автора и выплаты ему вознаграждения?

2-е занятие

1.

Авторы учебного пособия «Классическая механика» заключили дого­вор с издательством, не указав в договоре срока выпуска произведения в свет и срока действия договора. По истечении года со дня передачи изда­тельству рукописи авторы поинтересовались, когда же их пособие будет выпущено в свет. Не получив определенного ответа, они передали данное пособие другому издательству, оговорив срок издания. Договор с первым издательством они обещали расторгнуть. Когда авторы сообщили изда­тельству о расторжении договора, издательство им ответило, что посколь­ку срок в договоре не предусмотрен, это означает, что права на данное пособие переданы издательству навсегда, и создатели пособия больше ни­какими авторскими правами не пользуются.

Кто в этом споре прав, и как он должен быть разрешен, если авторы обратятся с иском в суд? Каковы существенные условия авторского до­говора? В чем различие между авторскими договорами о передаче исклю­чительных и неисключительных прав?

2.

По заказу Малого театра г. С.-Петербурга авторы написали либретто оперы, за что получили вознаграждение по минимальной ставке, составляющей 4% от сумм валового сбора, поступающих от продажи билетов за публичное исполнение.

Опера неоднократно ставилась в Петербурге и в других городах страны.

В связи с этим авторы интересуются:

1) вправе ли другие театры, а также радиовещание и телевидение без заключения с ними договора использовать их произведение, которое пе­редано одному театру;

2) каким образом и в каком размере они могут получить вознагражде­ние за использование их произведения другими организациями?

Ответьте на эти вопросы.

3.

Коллектив авторов заключил договор с издательством об издании учебника по физике. Издательство провело значительную работу по под­готовке учебника к изданию и выплатило авторам 60% вознаграждения. Однако из-за отсутствия средств выпуск учебника в свет был передан другому частному издательству. Авторы установили, что рукопись вто­рым издательством была утерена.

Когда рукопись все-таки нашли, выяснилось, что глава, написанная умершим автором, была заменена главой, подготовленной другим лицом без согласования с наследниками умершего и коллективом авторов учеб­ника.

Авторы интересуются:

1) вправе ли было издательство без их согласия передавать издание учебника другому издательству?

2) к кому и какие требования они могли бы предъявить в связи с утра­той рукописи?

3) как следует оценить замену главы, написанной умершим, главой другого автора?

Ответьте на эти вопросы.

4.

На ряде предприятий С.-Петербурга выпускаются изделия с использо­ванием произведений декоративно-прикладного искусства, созданных в одних случаях штатными, а в других — нештатными художниками.

Одни предприятия выплачивают вознаграждение только нештатным художникам, с которыми заключены договоры. Штатным художникам от­казывают в выплате вознаграждения, ссылаясь на то, что они выполняли работу за полученную зарплату. Другие предприятия отказывают в вы­плате вознаграждения и нештатным художникам, ссылаясь на то, что их произведения опубликованы и они уже получили соответствующее воз­награждение.

В соответствии с какими положениями действующего законодатель­ства могут быть защищены интересы художников?

5.

При подготовке оперы «Евгений Онегин» к постановке в исполнении главных ролей новыми артистами радиостудия обратилась к театру за разрешением одновременно транслировать данное исполнение по радио. К театру обратилась также фирма «Мелодия» с просьбой создать условия для производства записи исполнения спектакля. Узнав об этом, исполни­тели заявили администрации театра о своем несогласии, указав, что этим нарушаются их права, и что они не будут возражать против передачи в эфир их исполнения лишь начиная со второго спектакля.

Какими правами пользуются исполнители и создатели фонограмм и каковы средства их защиты?

6.

Начинающий автор Пресняков опубликовал свое произведение «Адс­кий рейд» на страницах районной газеты. Произведение было опублико­вано под псевдонимом Генри Д. Престон. Через некоторое время Пресня­ков обнаружил издание его «Адского рейда» в серии «Шедевры мировой фантастики» (Генри Престон «Адский рейд», Гордон Диксон «Дикий волк», Стефан Вуд «Одиссея под контролем», Эдмонд Гамильтон «Молот Валькоров»), выпущенной в свет петрозаводским издательством «Лик». Позже было установлено, что московское издательство «Пилигрим» напе­чатало повесть Преснякова в сборнике «Мифы Вселенной», указав, что перевод с английского выполнял С.А. Тереженко. Наконец, в Эстонии повесть Преснякова переименовали в «Пятнадцать отважных» и автором указали известного английского фантаста Морфея Лейнстера.

Какие допущены нарушения прав автора и каковы меры их защиты?

7.

В РАО поступило заявление от автора романа. В заявлении указыва­лось, что концертная организация без согласия автора переработала ро­ман в литературную композицию для публичного исполнения с эстрады. Исполнение литературной композиции состоялось уже дважды. Узнав об этом, автор романа категорически запретил дальнейшее использование данной композиции, так как чтецы используют произвольно взятые из произведения куски детективного плана, не думая о содержании романа, об основных образах и мыслях автора.

Концертная организация считает, что она не допустила нарушения ка­ких-либо прав автора романа, так как использует отрывки из романа без их изменений. Роман для того и опубликован, чтобы все могли его сво­бодно читать (целиком или частями - это дело читателя).

Допущены ли в данном случае нарушения прав автора? Если допуще­ны, то каковы способы их защиты?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 2336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.075 сек.