Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос № 2 Февральская революция и образование в Казахстане политических партий




Экзаменационный билет №22

Вопрос № 1 Кыпчакское государство: этнический состав, политическая история, хозяйственная жизнь.

Экзаменационный билет №22

Вопрос № 3 Ю. Баласагуни.

Экзаменационный билет №21

Юсуф Хас Хаджиб Баласагуни — тюркский писатель. Жил в XI веке в государстве Караханидов, в городе Кашгар, где и похоронен.

Юсуф родился в столице государства Караханидов городе Баласагун. В возрасте 50 лет он завершил поэму «Кутадгу Билиг» («Благодатное знание»), а затем подарил её кагану Сулейману Арслану и был удостоен звания «Хасс Хаджиб». Юсуф Хас-Хаджиб Баласагунский писал, как он сам называл: на тюркском языке, караханидской эпохи. «Кутадгу Билиг» — первое произведение, написанное на языке древних тюрков и полностью сохранившееся. Многие тюркоязычные народы по праву могут считать это произведение истоком или первым шедевром своей письменной литературы. Умер в 1075 году в возрасте 54 лет. Похоронен в мавзолее в городе Кашгар. Он был противником тех, кто, пренебрегая своим родным языком, говорил и писал на арабском и персидском языках. Начал писать свою книгу в Баласагуне и закончил в Кашгаре.

 

 

В начале XI века на огромной территории от Иртыша до Волги гегемонию установили кыпчаки, которые стали преемниками кимаков. Так возникло Кыпчакское ханство (начало XI в. — 1219 г.). В первой половине XI века государство стало называться Дешт-и Кыпчак (Степь кыпчаков). В XI-XII веках кыпчаки были самыми многочисленными из всех тюркоязычных народов Центральной Азии и Восточной Европы. Ставка правителей находилась в городе Сыгнаке. Кыпчаки составляли несколько основных групп племен — алтайско-сибирскую; казахстанско-приуральскую; подонскую, включая пред-кавказскую; днепровскую, включая крымскую; дунайскую, включая балканскую. На Руси их называли половцы, в Европе — команы, на Востоке — кыпчаки. Кыпчаки в эпоху средневековья сыграли важную роль в развитии таких стран, как Индия, Египет, Китай, Византия, Грузия, Болгария, Хорезм. Кыпчаки стали заметным компонентом этногенеза казахов, ногайцев, крымских, сибирских, поволжских татар, башкир, каракалпаков, узбеков, кыргызов, карачаевцев, балкарцев, кумыков, туркмен и других тюркских народов. Они вошли в состав турецкого, венгерского, грузинского, болгарского, русского, украинского, монгольского, китайского, индийского и арабского народов.

Хозяйство

Основное занятие – кочевоё скотоводство.

27 февраля 1917 года в России произошла буржуазно-демократическая революция. Царь был отстранен от власти, она перешла в руки Временного правительства. В Казахстане прошли митинги и собрания в поддержку революции. Революция возродила надежды на решение главных вопросов — возвращение всего изъятого колонизацией, самостоятельного национального устройства. Начался процесс отстранения от власти чиновников колониальной администрации.

Весной и летом 1917 года в Казахстане стали возникать рабочие, революционно-демократические молодежные организации, политические партии. В частности, в то время образовались Союз мусульманских рабочих в Верном, Рабочий союз в Джаркенте, Союз мусульманских трудящихся в Туркестанском крае. Было создано около двадцати организаций и кружков, объединявших интеллигенцию, учащуюся молодежь, учителей. Среди них были: “Жас казак” в Акмолинске во главе с С. Сейфуллиным; “Революционный союз казахской молодежи” в Мерке Аулиеатинского уезда, руководимый Т. Рыску-ловым; “Жас журек” на Спасском заводе; “Совет демократической учащейся молодежи” в Омске; “Талап” в Петропавловске; “Жанар” в Семипалатинске.

21-28 июля 1917 года в Оренбурге состоялся первый Всеказахский съезд, на который прибыли делегаты от Акмолинской, Семипалатинской, Уральской, Семиреченской, Ферганской областей и Букеевского ханства Председателем съезда был X. Досмухамедов.

На этом съезде было решено создать казахскую национальную партию “Алаш”.

Программа “Алаш” была составлена А. Букейхановым, А. Байтурсыновым, М. Дулатовым, И. Гумаровым, Т. Жаждибаевым, А. Бирмекановым. Она состояла из десяти параграфов и была опубликована в газете “Кдзак” 21 ноября 1917 года. В программе партии говорилось о том, что Россия должна стать демократической федеративной республикой. Субъекты федерации “автономны и управляются сами собой на одинаковых правах и интересах”. Государственное устройство России должно включать Учредительное собрание, Государственную думу, Президента, Совет министров. Выборы органов государственной власти должны быть прямыми, равными, тайными, а Автономия казахов — на принципах равенства с другими народами федерации. Провозглашались демократические ценности: равноправие, неприкосновенность личности, свобода слова, печати и союзов. Религия должна быть отделена от государства. Все народы равны перед судом; суд каждого народа должен быть сообразен обычаям. Партия “Алаш” ставила задачи: создания войск для защиты народа; социального партнерства; поддержки неимущих слоев населения; развития народного образования; решения аграрного вопроса. Все это предполагалось сделать на основе демократических, гуманных принципов.

14 марта 1917 года на юге Казахстана была создана организация “Шуро-и-Исламия” (“Совет сторонников ислама”), среди лидеров которой были М. Абдурашидханов, М. Шокай и др. Идеология “Шуро-и-Исламия” базировалась на идее консолидации тюрко-мусульманских народов и достижения ими национального самоопределения. Она отражала интересы коренного населения.

“Уш-Жуз” — партия радикально, пробольшевистски настроенных слоев населения. Эта партия сумела распространить свое влияние главным образом в северо-восточных областях Казахстана. ЦК находился в Омске. Основателем ее был Мукан Айтпенов. Но деятельность “Уш-Жуз” связана, прежде всего, с именем Кольбая Тогусова. Этот политический деятель выдвинулся на арену общественной жизни и стал широко известен на исходе 1917 года, хотя в политику вошел еще в период первой российской революции 1905-1907 годов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1017; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.