Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Декарт, Спиноза, Лейбниц




Во Франции идеи английского рационализма и одновременно субъективизма продолжал Рене Декарт. Он выдвинул субъективно-идеалистическую трактовку обоснования человеческих знаний. Сознание («мышление») – независимая от материи («протяженности») субстанция, которая изначально присутствует в человеке. Знания возникают не из опыта, а как результат разворачивания врожденных идей, и движутся они дедуктивно, от общего к частному. Исходные общие знания (аксиомы, самоочевидные истины) несомненны, абсолютно истинны, «аподиктичны». И здесь Декарт вводит свой знаменитый «принцип сомнения»: сомневаться можно в чем угодно, даже в бытии бога, только не в факте своего собственного существования. Отсюда его крылатая фраза: «Я мыслю, следовательно, существую». Процесс дедукции новых знаний из знаний несомненных и абсолютных подчиняется, по Декарту, некоторым общим правилам:

1. Начинать следует от простого и очевидного.

2. Необходимо делить каждую сложную проблему на более простые.

3. Путем дедукции получать все более сложные высказывания.

4. Не упускать ни одного звена в цепи умозаключений.

В онтологии Декарт придерживался позиции дуализма: мир состоит из двух независимых субстанций: «протяженной» (материя) и «духовной» (сознание). Гармонию во взаимодействие этих субстанций вносит Бог. Как естествоиспытатель Декарт изучал физиологию животных, ввел понятие рефлекса. В целом его понимание живой материи было механистичным: животные, считал он, – это лишь сложные автоматы. В нашем городе имеется, может быть, единственный в России, памятник Рене Декарту – в Колтушах, на территории Института физиологии высшей нервной деятельности имени И. П. Павлова.

Б. Спиноза (1632–1677) – преодолевал дуализм Декарта в своем учении о единстве субстанции. Протяженность и мышление он считал лишь атрибутами (неотъемлемыми свойствами) единой субстанции, которой он считал всю природу, которую он понимал пантеистически, то есть он наделял мир свойствами бога. Мир у него был активным самотворящимся субъектом – таким же как христианский бог. Тем самым этот последний становился тождественным христианскому богу. Ка в христианстве бог несотворим, так и Природа Спинозы «причина самой себя» (Natura – causa sui). Это изречение стоило Спинозе судьбы: он был обвинен в атеизме и изгнан из иудаистской общины. В результате Спиноза умер в нищете от туберкулёза.

Лейбниц (1646–1716) провозгласил новый вариант субъективистски понятого рационализма: «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах, кроме самого разума». Это было направлено Против сенсуализма Локка. Лейбниц создал новую теорию мира – монадологию. Это некая плюралистическая концепция бытия. Монада – бестелес­ная простая субстанция, своеобразный духовный атом бытия. Монады независимы друг от друга и непроницаемы для взаимодействия. Связь между ними определяется богом так называемой «предустановленной гармонией» – монад как материальных и духовных явлений. Поэтому «наш мир лучший из всех возможных миров». Лейбниц создал также учение об оправдании бога от упреков в наличии зла на земле – теодицею. В теории познания различал истины разума и истины факта.

 

В. Философия эпохи Просвещения

В XVIII веке во Франции наблюдался кризис абсолютизма и подъем третьего сословия (торговцы, промышленники и рабочие). Критике подвергались религия и католическая церковь (Вольтер: «Раздавите гадину!»). И в то же время Вольтер заявлял: «Если бы Бога не было, его следовало бы придумать». Последовательные мате­риалисты – Гольбах, Ламетри, Дидро – выступали за полное преодоле­ние религии. Материализм этой эпохи был механистическим: яркий пример – книга Ламетри «Человек – машина». Трактовка человека: его сущность – продукт социальных условий и обстоятельств. Отрицание случайности, все имеет причину и в этом смысле происходит по необходимости. Учение об общественном прогрессе, который достигается благодаря распространению в народе просвещения. Концепция общественного до­говора у Руссо. Попытка реализации идей просветительской филосо­фии в ходе Великой Французской революции (1789–1793).

Большую роль в развитии французского просвещения и идейной подготовки Великой Французской революции сыграла первая в мире энциклопедия наук, искусств и ремесел, издаваемая от начала до конца Дени Дидро (1751–1780). В издании первых томов принял участие математик Д`Аламбер. Всего было издано и очень богато красочно оформлено 34 тома. (17 томов текста, 11 т. гравюр, 4 т. дополнительных с иллюстрациями и 2 т. указательных). В Национальной библиотеке страны (Санкт-Петербург) хранятся два полных комплекта Энциклопедии. Один, приобретенный Императорской библиотекой, другой – из библиотеки Вольтера.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1518; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.