Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Репетиториум по античной философии 2 страница




115. В мудрости, в философском познании мира идей, так как в нём человек достигает своего истинного конечного назначения.

116. На его учении о душе, о строении Космоса и об идеях.

117. Трём силам души соответствуют три сословия (класса) общества, а также три космические силы - идеи, материя, мировая душа.

118. Философы-правители, воины-стражи, «третье сословие» - крестьяне, ремесленники, купцы - те, кто занимается производством материальных благ, товаров и услуг.

119. Подобно тому как в душе должен господствовать разум, так и государством должны управлять философы - люди, знающие идеи, т.е. знающие, например, что такое справедливость.

120. Когда каждый занимается своим делом, соответствующим его способностям, и выполняет свой долг, свои обязанности.

121. Та же, что и в его учении в целом: единичное, особенное, частное должно быть подчинено общему, целому. Интересы отдельного человека должны быть подчинены интересам государства, общему благу, гармонии целого.

122. К совершенствованию, одухотворению, воплощению идеального, осуществлению истины, добра и красоты.

123. Учение Платона основано на подчинении частных интересов личности общему благу, интересам государства. Классическая философия права (либерализм) усматривает сущность государства в обеспечении прав и свобод личности: не личность служит государству, а государство - личности.

124. Отрицание частной собственности как главного источника социального зла, корыстных интересов, антагонизма, войн и т.д. Признание необходимости тотального контроля государства над всеми сферами общественной и личной жизни ради общего блага, справедливости.

125. Платон - основоположник философского идеализма, создатель первого в истории последовательно идеалистического мировоззрения и понимания жизни, всесторонне теоретически обоснованного и приведённого в единую, всеобъемлющую, стройную систему.

126. Академия.

127. Около тысячи лет. В начале VI в. н.э. (в 529 г.). Дата закрытия Академии считается датой завершения истории античной философии в целом.

128. Согласно христианскому учению Бог есть личность, единая в трёх лицах и создавшая мир из ничего. Бог-Благо Платона не есть личность, а Демиург не творит материю, но лишь оформляет её по образцу идей и наделяет мировой душой.

129. Прежде всего учение об идеях как смыслообразующих, оформляющих материю принципах (в Уме Бога), о примате идеального и духовного над материальным и телесным, об иерархии супеней и степеней совершенства в мире, о теле как «темнице» и временном обиталище души, о познании как «припоминании», о мировой душе, о Боге как «сверхсущем» Благе (апофатическое богословие) и т.д.

130. Аристотель.

131. Он подверг его критике, выдвинул против него ряд возражений. Главным предметом этой критики был тезис о самостоятельном, изолированном бытии мира идей вне вещей.

132. Идеи существуют сами по себе и не нуждаются ни в материи, ни в вещах. Согласно же Аристотелю, форма и материя нераздельны - как нет материи без формы, так нет и формы без материи.

133. Как и у Платона, материя, согласно Аристотелю, сама по себе есть ничто, которое может стать всем, иначе говоря, материя - это возможность, потенция, способность.

134. Форма есть деятельность, актуальность, акт, осуществление, реализация, внутренняя движущая «живая» сила, определённость материи, «вид» (эйдос) вещи.

135. Это то, что поистине, реально существует - вещь, как нераздельное единство материи и формы.

136. Материальную, формальную, движущую и целевую.

137. Их форма, как цель, «телос».

138. «Телос» - цель, то, ради чего возникает, существует, создается та или иная вещь. «Телеология» - как целесообразный порядок мира, в котором каждая вещь имеет свою цель и своё место, так и учение о целесообразности, признающее наличие в мире целевых причин.

139. Отношением материи и формы: чем совершеннее вещь, тем меньше в ней материи, т.е. потенциального и неопределённого, и тем больше в ней активного, деятельного, реализованного, определённого, «актуального».

140. Чистая материя как чистая возможность, ничто, и чистая форма, как чистая актуальность, - Бог.

141. Бог, Перводвигатель.

142. Чистая актуальность, «actus purus», Перводвигатель, чистая форма, «всереальнейшая сущность», первопричина и цель всех вещей, абсолютное совершенство.

143. Он есть разумное существо, Ум («нус»), он существует вечно, довлеет себе, ни в чём не нуждается и ни от чего не зависит, не испытывает никаких воздействий, в нём нет ничего потенциального, следовательно, он неизменен, он мыслит самого себя, он есть абсолютно благое и блаженное существо, он есть причина всякого возникновения, изменения, уничтожения, развития и совершенствования в мире, он имманентен миру, «пронизывает» его, он есть начало и конец всех вещей.

144. Фома Аквинский.

145. «Первая философия», «теологикэ» (теология, богословие).

146. «Энтелехия», т.е. форма живого, органического тела, его «акт», действие, деятельность, его принцип - то, что образовало тело, сохраняет его как «живое», побуждает к развитию, осуществлению своего назначения.

147. Растительная, животная и разумная, т.е. способности: питаться и расти; ощущать и чувствовать; мыслить.

148. Разум, способность мыслить - цель рождения, формирования и развития человека.

149. Нет, за исключением активной части его разума, которая не связана с телом и не имеет личных особенностей.

150. Да, но лишь в двух случаях: как Бог и как разум в человеке.

151. Счастье, «блаженство», «эвдемония».

152. Посредством добродетельной жизни.

153. Приобретённая посредством упражнения способность во всём придерживаться «золотой середины» между крайностями.

154. Нет, не совпадают: одного только знания недостаточно ни для совершения поступков, ни для добродетели.

155. Желания, потребности, склонности, страсти, эмоции.

156. Воля.

157. Он управляет страстями, сдерживает желания, оценивает последствия поступков и определяет правильную «середину».

158. Этические и дианоэтические, т.е. добродетели практические (способность правильно поступать) и добродетели теоретические (способность правильно чувствовать и мыслить).

159. Из общения и общительности путём развития, объединения семей, общин, деревень и городов.

160. Монархия - власть одного, лучшего человека.

161. Хорошая (правильная) форма переходит в свою противоположность и свергается. Монархия вырождается в тиранию и свергается аристократией, аристократия вырождается в олигархию и свергается демократией, демократия превращается в охлократию и снова сменяется монархией.

162. По двум принципам: 1) правильное государство или неправильное, т.е. служит ли оно всем гражданам (целому) или только некоторым (части), и 2) принадлежит ли власть одному, меньшинству или большинству.

163. Шесть: монархия, аристократия, демократия – правильные; тирания, олигархия и охлократия - неправильные (вырожденные).

164. Среднюю - аристократию, т.е. власть лучших, благородных людей.

165. Государство создаётся для блага каждого отдельного гражданина. Благодаря объединению в государство каждый человек получает лучшие условия для личного развития и счастливой жизни.

166. Zoon politikon - общественное (политическое) животное.

167. Из опыта и размышления.

168. Опыт, искусство, науку. Знание о единичном и частном и знание об общем. Практическое и теоретическое. Вероятное (правдоподобное) и достоверное (доказательное).

169. Да, всякое познание начинается с опыта, но не всякое познание происходит из опыта. Есть такое знание, источником которого является не опыт (чувственное восприятие), а сам разум. Только такое знание может быть предметом науки и доказательства (аподейктическое).

170. Общность, необходимость (логическая), доказательность, систематичность (логическая упорядоченность).

171. Наука о мышлении, его всеобщих формах и законах. У Аристотеля - наука о законах научного мышления.

172. Органон, «орудие».

173. Учение о понятиях, учение о суждениях, учение об умозаключениях (логическом выводе).

174. Умозаключение от общего к частному, выведение частного из общего.

175. Логическое выведение суждения (заключения, вывода) из двух других суждений (посылок, «верхней» и «нижней»), содержащих общее им обоим понятие (средний термин).

176. Аристотель различал три вида таких основоположений или «начал» доказательства: аксиомы, постулаты, предположения.

177. Посредством индукции.

178. «Наведение» - переход от частного к общему, обобщение частных случаев, догадка об общем правиле на основании отдельных фактов.

179. Из логически взаимосвязанных суждений.

180. Суждение - это связь понятий, в которой что-то (предикат) либо утверждается, либо отрицается о чём-то (субъект).

181. Это суждения, из которых делается логический вывод в процессе умозаключения (силлогизма).

182. Посредством выделения общего признака в ряду сходных предметов и отвлечения от их различий (абстрагирования).

183. Через указание рода и видового отличия. Через указание всех причин вещи.

184. Признаками и объёмом. Чем больше признаков (чем конкретнее понятие), тем меньше объём (количество предметов, подводимых под данное понятие); чем меньше признаков (чем абстрактнее понятие), тем больше его объём.

185. Категории.

186. Десять: сущее (субстанция, вещь), качество, количество, отношение, место, время, положение, обладание (иметь, не иметь), действие, страдание (испытывать действие, «претерпевать»).

187. Согласно Аристотелю, суждения различаются по количеству (объёму понятия субъекта) на общие и частные, а также по качеству - на утвердительные и отрицательные, и, наконец, по степени достоверности - на аподиктические, ассерторические и проблематические.

188. Это понятие, входящее в обе посылки. Посредством него в выводе (заключении) связываются другие понятия, входящие лишь в одну из посылок.

189. Три. Позднее врач Гален добавил четвёртую фигуру.

190. В «Метафизике» - лекциях по «первой философии».

191. Невозможно, чтобы одно и то же вместе было и не было присуще одному и тому же и в одном и том же смысле.

192. Метафизика.

193. Ликей. Перипатетики.

194. Аристотель был самым авторитетным философом для средневековых схоластов - «князем философов», просто Философом. Учение Аристотеля послужило основой для наиболее глубокого, систематического и всеобъемлющего теоретического обоснования христианского вероучения, особенно в католической церкви (Фома Аквинский).

195. Преимущественно этически-религиозный.

196. Завоевания Александра Македонского и образование Римской империи, утрата независимости Грецией, смешение народов, религий, культур, политическая неустойчивость, падение нравов.

197. Стоицизм, эпикуреизм, скептицизм, неоплатонизм.

198. Зенон Стоик, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий.

199. Надо жить в согласии с самим собой, разумом и природой.

200. В его разумности.

201. Согласной с разумом, разумной, т.е. согласной с природой, естественной.

202. Законы разума - это и есть нравственные законы; что разумно, то и нравственно; поступки должны определяться исключительно разумом, ему должны подчиняться желания, аффекты и т.д.

203. Природа разумна, жить согласно разуму - естественно для человека. Совершенно то, что существует и развивается по законам природы, в согласии с ней. Природа же человека - его разумность, поэтому он должен формировать свою жизнь по законам разума.

204. Добродетель.

205. Мудрость, знание о том, что природа человека - в его разуме, который и должен определять поступки.

206. Автономия - это «самозаконность»: человек может и должен подчиняться только таким законам, которые предписывает ему его собственный разум.

207. Удовольствие, неудовольствие, страх, вожделение.

208. Все они вредны, их необходимо сдерживать. Они мешают руководству разума, вызывая поступки, не имеющие своей причиной разумное решение и не одобряемые разумом.

209. Отсутствие аффектов, способных выйти из под контроля разума.

210. Сначала считали их препятствием к добродетельной, разумной жизни, так как из-за них разгораются все страсти. Затем считали их чем-то неважным и безразличным. В итоге признали, что некоторые блага могут и способствовать добродетели.

211. Нет, оно морально безразлично. Добро (благо) есть то, что я должен делать, но я не обязан получать удовольствие, и если я не доставляю себе удовольствие когда имею такую возможность, то не стыжусь этого.

212. Нет, оно также морально безразлично - не есть ни добро, ни зло. Оно не может быть определяющим основанием (мотивом) поступка. Удовольствие и страдание относятся к сфере чувственности, а добро и зло касаются лишь разума.

213. Они могут соединяться друг с другом лишь случайно, между ними нет никакой существенной, внутренней, необходимой, причинной связи. Добродетель относится к сфере всеобщего, разумного, а счастье - к сфере индивидуального и чувственного. Быть добродетельным - всегда во власти человека, а счастье и несчастье зависят от внешних причин, превосходящих наши силы, от «судьбы». Быть добродетельным человек обязан, быть же счастливым не обязан - на это можно лишь надеяться.

214. Учение Гераклита об огне как первоначале и «логосе», атомистику Демокрита, учение Анаксагора о «нусе», учение Платона об идеях, учение Аристотеля об имманентности души материи.

215. Из мельчайших, неделимых, подобных атомам, но одушевлённых частиц («логои сперматикои» - «зародыши разума»), на которые распался первоначально единый мировой разумный Огонь.

216. Если мы живём разумно, то в нас развивается и обнаруживается мировой, божественный дух, и мы сами становимся божественными. Душа человека - частица мирового духа, разума, Бога.

217. Эмпирико-сенсуалистическому: всякое знание возникает из опыта, чувственного восприятия.

218. Благодаря физическому воздействию истекающих от поверхностей тел «эйдола», их материальных образов-подобий, в телесной душе человека образуется «отпечаток», «впечатление».

219. Понятие - это сохранившиеся в душе «отпечатки». Они сохраняются благодаря повторению и наложению друг на друга.

220. Поздний стоицизм признавал наличие в душе «врождённых» отпечатков, которые Цицерон называл «общими понятиями».

221. В создании этики, основанной на принципе нравственной автономии. Стоицизм давал и дает человеку прочную нравственную опору во времена морального и общественного упадка, трудных жизненных испытаний, потери ориентации, общепринятых ценностей, единства.

222. Удовольствие, но не единичное и мимолётное, а общую приятность жизни, длительное спокойное «блаженство», «эвдемонию» - ненарушимое спокойствие, невозмутимость, душевное равновесие, «благое состояние» души.

223. Избегая неудовольствия и неприятностей, выбирая лишь те удовольствия, которые не имеют своим следствием неудовольствие, умеренно и благоразумно наслаждаясь благами жизни, устанавливая и сохраняя дружбу с людьми сходного образа мыслей. Главное же - путём познания, философствования, объяснения действительных причин вещей и событий.

224. Духовное, особенно радость познания.

225. Невежество, неразумие, предрассудки.

226. При помощи разума, познания.

227. 1) Познание природы, её устройства и законов. 2) Оценка удовольствий с точки зрения их последствий, значения, ценности.

228. Благое состояние души, к которому надо стремиться - состояние безмятежности, спокойствия, невозмутимости.

229. Атомистику Демокрита.

230. Отрицательно: в природе нет никаких целевых причин, никакого целесообразно, целенаправленно действующего «духа»; всё происходит по законам механической необходимости и случайности.

231. Благодаря случайным (спонтанным, самопроизвольным) отклонениям атомов. Если бы в природе всё происходило по необходимости и не было случайности, то невозможна была бы и свобода.

232. Это существа более совершенные, чем люди, состоящие из более мелких и подвижных атомов, ведущие блаженную жизнь в межмировых пространствах и не вмешивающиеся в жизнь людей. Их надо почитать не из-за страха или зависимости от них, а из-за их совершенства.

233. К сенсуализму и эмпиризму: познание имеет своей основой чувственное восприятие, опыт, воздействие внешнего мира на органы чувств человека.

234. В принципе гетерономии. Эвдемонизм путает приятное и хорошее, естественную склонность и нравственную обязанность, благоразумие и мораль, техническое (прагматическое) и практическое, советы и обязанности, «хорошего» человека - со счастливым. Стремление к счастью естественно, но в качестве главного принципа поведения оно разрушает мораль. Счастье - понятие неопределённое, эмпирическое и индивидуальное, поэтому стремление к нему не может дать никаких общезначимых принципов поведения. Счастье - не в нашей воле, а этика должна дать закон воле.

235. Истины нет, есть одни только мнения. Достоверное знание невозможно. Всякое знание недостоверно, относительно, субъективно, сомнительно. Воздерживайтесь от суждений.

236. К атараксии - спокойствию, безмятежности, невозмутимости.

237. Догматизм - положительная философия, он твёрдо придерживается определённых, хотя и односторонних принципов. Скептицизм - отрицательная философия: он стремится показать недостоверность любых принципов и утверждений.

238. Нет. Колеблется и сомневается тот, кто стремится к истине, хочет выбрать из двух или более возможностей - наилучшую. Скептик к истине не стремится, ему всё равно, поэтому он никогда ни в чём не сомневается и никогда ничего не утверждает - он совершенно равнодушен к любому знанию и утверждению.

239. Для скептицизма противоречия - свидетельство неистинности. Диалектика стремится увидеть единство противоположностей.

240. Насчитывают 10 древних (Пиррон) и 5 новых (Агриппа) тропов. Например: расхождение мнений (людей вообще, учёных, философов), различие и ограниченность органов чувств, относительность всех свойств вещей, различие нравов, бесконечность регресса в доказательствах, предпосылочность всякого доказательства и др.

241. Неоплатонизм.

242. Плотин и Прокл.

243. Истечение, излучение, ступенчатый переход от всереальнейшей, всесовершенной сущности, абсолютной полноты бытия (Бога, Единого, Блага) к менее совершенным ступеням, формам бытия.

244. Единое, Числа, Ум, Душа, Космос, материя.

245. Процесс, противоположный эманации: восхождение по ступеням иерархии от менее совершенного к более совершенному, от многого к единому, от материального - к духовному, от сущего – к сверхсущему, от обусловленного и вторичного - к безусловному и первичному.

246. Да, но лишь в особом состоянии «сверхумного экстаза».

247. Тем же, чем отличается Бог-Благо Платона от христианской Троицы: первый (первое) безличен, второй - абсолютная Личность.

248. Отрицательное богословие - учение о том, что Бог не может быть познан разумом положительно, что он превышает человеческое разумение: мы не можем сказать, ЧТО есть Бог, мы можем составить о нём лишь косвенное представление, говоря о том, ЧТО он НЕ ЕСТЬ, что его сущность и свойства несопоставимы и несоизмеримы со всем, что нам известно, что мы можем себе представить.

249. Неоплатонизм был философской основой многих христианских учений от Дионисия Ареопагита и Августина до эпохи Возрождения, особенно тех, которые стремились сблизить Бога и мир, утверждали имманентность Бога - миру, т.е. склонялись к пантеизму.

 

 

Литература

 

Основная литература

 

Гомер. Илиада / пер. Н.И.Гнедича. – М.-Л., 1935.

Гомер. Одиссея / пер. В.Жуковского. – М.-Л., 1935.

Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. – М.: Наука, 1989.

Фрагменты ранних стоиков. Т.1-2 / пер. и комм. А.А.Столярова. – М., 1998-2002.

Антология мировой философии: в 4 т. – М.: Мысль, 1969-1972.

Гегель Г. Лекции по истории философии: в 3 кн. // Соч.: в 14 т. - М.-Л., 1932-1935. Т.Т.9-11.

Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии: В 3 кн. - Спб.: Наука, 1993 -1994.

Диоген Лаэрций. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль, 1986.

Платон. Апология Сократа // Собр. соч. в 4 т. М., 1990. Т.1. С.70-96.

Платон. Федон // Собр. соч. в 4 т. М., 1993. Т.2. С.7-80.

Платон. Пир // Собр. соч. в 4 т. М., 1993. Т.2. С.81-134.

Платон. Теэтет // Собр. соч. в 4 т. М., 1993. Т.2. С.192-274.

Платон. Парменид // Собр. соч. в 4 т. М., 1993. Т.2. С.346-412.

Платон. Государство // Собр. соч. в 4 т. М., 1994. Т.3. С.79-420.

Аристотель. Метафизика // Соч. в четырёх томах. М., 1975. Т.1. С.63-368.

Аристотель. О душе // Соч. в четырёх томах. М., 1975. Т.1. С.369-450.

Аристотель. Категории // Соч. в четырёх томах. М., 1978. Т.2. С.51-90.

Аристотель. О софистических опровержениях // Соч. в четырёх томах. М., 1978. Т.2.

Аристотель. Никомахова этика // Соч. в четырёх томах. М., 1983. Т.4. С.53-294.

Аристотель. Политика // Соч. в четырёх томах. М., 1983. Т.4. С.375-644.

Лукреций Кар. О природе вещей. - М.: изд-во АН СССР, 1946.

Луций Аней Сенека. Нравственные письма к Луцилию. – М., 1977.

Марк Аврелий Антонин. Размышления. – Л., 1985.

Материалисты Древней Греции. - М.: Госполитиздат, 1955.

Плотин. Сочинения. – СПб., 1995.

Секст Эмпирик. Сочинения: в 2 т. – М., 1975-1976.

 

Дополнительная литература

 

Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т. / Гл. ред. С.А.Токарев. – М.: Сов. Энциклопедия, 1991.

Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1983.

Философская энциклопедия: в 5 т. - М.: Сов. энциклопедия, 1960-1970.

История философии: Запад – Россия – Восток. В 3 кн. / Под ред. Н.В.Мотрошиловой. – М.: «Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина», 1996.

История философии: Учебник для вузов / под. ред. В.В.Васильева, А.А.Кротова, Д.В.Бугая. – М.: Академический проект, 2005.

 

Асмус В.Ф. Античная философия. – М.: Высшая школа, 1976.

Асмус В.Ф. Платон. – М., 1969.

Богомолов А.С. Античная философия. – М., 1985.

Блонский П.П. Философия Плотина. Петроград, 1918.

Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. - М.,1988.

Гомперц Т. Греческие мыслители. Т. 1-2. СПб., 1999.

Зубов В.П. Аристотель. – М., 2000.

Кессиди Ф.Х. От мифа к Логосу. - М., 1972.

Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. - М., 1994.

Лосев А.Ф. История античной эстетики: в 8 т. - М.: Искусство, 1963-1992.

Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. – М.: Ладомир, 1994.

Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т.2. Софисты. Сократ. Платон. – М.: Ладомир, 1994.

Лурье С.Я. Демокрит. Тексты, перевод, исследования. – Л., 1970.

Маковельский А.О. Софисты. Вып. 1-2. Баку, 1940-1941.

Нейгебауэр О. Точные науки в древности. – М., 1968.

Ницше Ф. Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм // Соч. в двух томах. – М.: Мысль, 1990. Т.1.

Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? Возникновение философии //Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? М., 1991.

Платон: pro et contra. Платоническая традиция в оценке русских мыслителей и исследователей / Сост., вступ. ст., примеч. Р.В.Светлова; сост., примеч. В.Л.Селивёрстова. – СПб.: РХГИ, 2001.

Рассел Б. История западной философии и её связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней: Кн. 1-3. – Новосибирск: изд-во Новосибирского ун-та, 1994.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. - Спб.: Петрополис, 1994. Т. 1.

Столяров А.А. Стоя и стоицизм. – М., 1995.

Таннери П. Первые шаги древнегреческой науки. – СПб., 1902.

Целлер Э. Очерк истории греческой философии. – СПб.: Алетейя, 1996.

ЧанышевА.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М., 1991.


[1] Аристотель. Метафизика // Соч. в четырёх томах. М., 1975. Т.1. С.71.

[2] Бытие. 1,1.

[3] Там же.

[4] Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Кн.1. – СПб.: Наука, 1993. С.207-208.

[5] Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. – М.: Наука, 1989. С.217.

[6] Лукреций Кар. О природе вещей. - М.: изд-во АН СССР, 1946.

[7] Фейнман Р., Лейтон Р., Сэндс М. Фейнмановские лекции по физике. – М.: Мир, 1977. С.23-36.

[8] Лукреций Кар. О природе вещей. - М.: изд-во АН СССР, 1946. С.221.

[9] Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. – М.: Ладомир, 1994. С.464.

[10] Фейнман Р. Характер физических законов. – М.: Наука, 1987. С.44.

[11] Там же, с.51, 59-60.

[12] Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. М.: Ладомир, 1994. С.246.

[13] Лосев А.Ф. Цит. соч., с.263.

[14] См.: там же, с.286-288.

[15] Галилей Г. Пробирных дел мастер. – М.: Наука, 1987. С.41.

[16] Аристотель. Сочинения в четырёх томах. Т.2. – М.: Мысль, 1978. С.536.

[17] Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Т.1. – М.: Мысль, 1972. С.293-294.

[18] Там же. С.293.

[19] Ницше Ф. Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм // Соч. в двух томах. – М.: Мысль, 1990. Т.1. С.112.

[20] Там же. С.115.

[21] Ницше Ф. Цит. соч. С.114.

[22] Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т.2. Софисты. Сократ. Платон. – М.: Ладомир, 1994. С.58.

[23] Платон. Соч., т.3/1. М., 1971. с.411.

[24] Диоген Лаэрций. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль, 1986.

[25] С.С.Аверинцев. Киники // Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1983. С.255.

[26] Платон. Сочинения в трёх томах. – М.: Мысль, 1971. Т.3. С.469.

[27] Платон. Сочинения в трёх томах. – М.: Мысль, 1970. Т.2. С.364.

[28] Платон. Соч., т.3/1, с.420. 592b.

[29] Платон. Соч., т.3/1. М., 1971. С.364. 550е.

[30] Там же, с.371. 556b.

[31] Там же, с.373. 557c.

[32] Там же, с.381. 563e.

[33] Там же, с.386. 567a.

[34] Там же, с.411. 586b.

[35] Кант И. Логика. Пособие к лекциям // Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. С.323-324.

[36] Аристотель. Метафизика // Соч. в четырёх томах. М., 1975. Т.1. С.306-307.

[37] Там же. С.311.

[38] Там же. С.310.

[39] Гегель Г. Лекции по истории философии: в 3 кн. // Соч.: в 14 т. - М.-Л., 1932. Т.10. С.249, 253.

[40] Там же. С.251.

[41] Гегель Г. Лекции по истории философии: в 3 кн. // Соч.: в 14 т. - М.-Л., 1932. Т.10. С.298.

 

[42] Аристотель. О душе, II, 1.

[43] Аристотель. О душе // Соч., т.1, с.407.

[44] Там же, с.440.

[45] Там же, с.440.

[46] Там же, с.439.

[47] Там же, с.430.

[48] Там же.

[49] Там же, с.433.

[50] Аристотель. Политика, II, 2, 1263а 40-41.

[51] Диоген Лаэрций. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Кн.X, 127-132 (119, 135).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.147 сек.